Раннее развитие ребенка игры

Раннее развитие ребенка игры thumbnail

“ПОЙМАЙ МЯЧ”

Цели: учить детей хватать большие предметы двумя руками, распределяя пальцы на предмете: правильно устанавливать расстояние от себя до мяча, направление в пространстве (справа, слева, прямо); развивать зрительно-двигательную координацию, действуя обеими руками.

Материал: мяч надувной, веревка или леска для подвешивания мяча.

Методические рекомендации: мяч, привязанный к веревке, постепенно опускают и просят поймать двумя руками.

Усложнение: 1) мяч бросает взрослый к ребенку (ребенок ловит двумя руками); 2) мяч бросают справа, слева.

“МЫ ПОПЛЯШЕМ”

Цели: учить хватать маленькие предметы одной рукой, учитывая их величину и форму; определять расстояние от себя до игрушек, направление движения в пространстве; учить захватывать погремушку, султанчик во время пляски, длительно удерживать его в руке, подражать действиям взрослого.

Материал: погремушки, султанчики, флажки, разные по величине, форме, объему.

“ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКИ”

Цели: учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.

Материал: мелкие предметы (пуговицы, мозаика, игрушки мелкие), сосуд прозрачный, поднос.

Методические рекомендации: взрослый показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание ребенка, что второй рукой он держит сосуд.

Усложнение: правой и левой рукой поочередно.

“ПРОКАТИ ШАРИКИ”

Цели: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Материал: желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.

“ПРОКАТИ ШАРИК В ВОРОТЦА”

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.

Материал: по 4 шара на каждого ребенка; по величине: большие и маленькие.

Методические рекомендации: взрослый вначале показывает, как брать щепотью и класть. Затем показывает, как нужно ловить движущийся предмет.

Усложнение: увеличить темп игры с целью развития быстроты реакции. Каждый ребенок прокатывает по 2-3 шарика.

“ЛАДУШКИ-ЛАДОШКИ”

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру, развивать ощущения собственных движений; развивать мелкие движения рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук).

Методические рекомендации: взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.”Ладушки-ладушки!

Где были? – У бабушки!

Ладушки-ладошки

Звонкие хлопошки!

Где вы бывали?

Что вы видали? Рылись мы в песочке,

Пекли пирожочки.

Вот-так, вот-так

Пекли пирожочки.”

“БОЛЬШИЕ НОГИ ШЛИ ПО ДОРОГЕ”

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке, действовать по подражанию взрослому; продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает движения рук: обе руки ставим на кончики пальцев на стол и начинаем поочередно передвигать пальцами по столу (попеременные движения указательным и средним пальцами каждой руки по столу). Если “большие ноги”, то передвигаем медленно и сопровождаем словами: “Большие ноги шли по дороге”. Если говорим быстрее – “маленькие ножки бежали по дорожке” (пальцы двигаются быстрее).

“СОРОКА-СОРОКА”

Цели: развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения; формировать зрительно-двигательную координацию.

Методические рекомендации: взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

“Сорока-сорока

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала (по очереди загибаем: мизинец),

Этому дала (безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой).”

“УМОЙ ЗАЙКЕ ГЛАЗКИ”

(мишке или т.п.)

Цели: развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Действовать по подражанию взрослому; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

“Водичка, водичка!

Умой зайке личико,

Умой зайке глазки (совершает воображаемые действия – “умывается”),

Умой зайке ротик,

Умой зайке носик,

Умой зайке хвостик!

И поехал зайка к ребятишкам в гости.

“ВЫШЛИ ПАЛЬЧИКИ ГУЛЯТЬ”

Цели: учить детей выделять каждый палец отдельно, выполняя определенные действия. Развивать мелкие движения пальцев. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).

Методические рекомендации: взрослый показывает свои руки и говорит: “Пальчики любят гулять по дорожке”. Удерживая все пальцы, кроме одного в кулаке, показывает, как “топает пальчик по дорожке”, а затем “прыгает по кочкам”. Ребенок выполняет сам после показа взрослого. Взрослый сопровождает словами движения пальцев ребенка:

“Пальчик топал по дорожке топ-топ, топ-топ;

И попрыгал он немножко прыг-прыг, прыг-прыг;

Топал долго топ-топ, топ-топ;

И упал на кочку оп-опп!”

Усложнение: упражнение выполняется поочередно пальцами правой и левой руки. Ребенок повторяет слова “топ-топ”, “прыг-прыг”, “оп-опп”.

“ЗДРАВСТВУЙ, ПАЛЬЧИК”

Цели: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым игру. Развивать мелкие движения пальцев на каждой руке. Развивать ощущения собственных движений.

Материал: лист чистой бумаги, карандаш.

Методические рекомендации: взрослый показывает, как пальчики умеют здороваться: локти на столе, нижние части ладоней сомкнуты, пальчики будут здороваться, начиная с большого пальца, при этом говорить: “Здравствуй, пальчик!”. Большой палец поздоровался с большим пальчиком (кончики пальцев соприкасаются); указательный поздоровался с указательным пальчиком: “Здравствуй, пальчик!”; и так до мизинчика. Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как здороваются ладошки. Ладошки надо соединить “в замочек”.

Усложнение: 1. Взрослый обводит карандашом ладонь ребенка и показывает, что на листе бумаги получились его пальчики: “Вот указательный, вот мизинчик и т.д.”. Взрослый предлагает ребенку поздороваться с нарисованными пальчиками (приложить свои пальцы к изображению). 2.Пальчики ребенка “здороваются” с пальцами взрослого.

Читайте также:  Семья ребенка с особенностями развития

“ПЕРЧАТКИ”

Цель: учить ребенка выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: детские перчатки с вышитыми мордочками животных на концах пальцев; перчатки, вышитые с лицами дедушки, бабушки, мамы, папы и “я”.

Методические рекомендации: взрослый одевает перчатки ребенку, рассматривает вместе с ним, предлагает поздороваться пальчиками с “гостями”, которые пришли к детям в гости.

“ВАРИМ КАШУ”

Цели: учить ребенка захватывать предметы пальцами, удерживая ложку и совершать вращательные движения кистью руки. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: кукла, мишка, деревянная ложка (маленькая), детская посуда, горох.

Методические рекомендации: взрослый говорит: “К нам в гости пришли кукла Катя и мишка. Мы их угостим кашей”. Педагог показывает, как ложкой набираем горох и насыпаем в кастрюлю, но горох “нечаянно” рассыпаем на стол. Предлагаем собрать горох (щепотью). Педагог показывает, как правильно собирать горох (щепотью). Ребенок собирает по горошине. Затем взрослый показывает движения размешивания “каши” ложкой (ребенок повторяет).

“ПОИГРАЕМ С КОТЁНКОМ”

Цели: учить ребенка выполнять действия – наматывать нитку на клубок, удерживать клубок в одной руке. Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: клубок, игрушка-котенок (на конце нитки привязана игрушка).

Методические рекомендации: взрослый предлагает поиграть с котенком, распускает нитки и просит наматывать нитку на клубок (вначале идет показ, как надо наматывать нитку, а затем ребенок выполняет сам). При этом педагог обращает внимание на приближающуюся игрушку.

“НАРИСУЕМ КЛУБОК ДЛЯ КОТЁНКА”

Цели: учить ребенка правильно держать карандаш. Учить рисовать, не выходя за лист бумаги. Развивать мелкие движения руки. Формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: 2 листа бумаги – один с котёнком (изображением котёнка), другой чистый.

Методические рекомендации: взрослый рассматривает котенка вместе с ребенком и говорит: “Котенок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!”. Вначале показ взрослого, как рисовать, затем ребенок выполняет самостоятельно упражнение.

“ДЕЛАЙ КАК Я”

Цели: учить выполнять воображаемые действия (вместе с взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста. Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев.

“Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем.

И кружимся потом”

“Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой”

“Руки спрятали за голову,

Положили на плечи.

Спрятали за спину,

Положили на живот”

“Ладошки вниз,

Ладошки вверх,

А потом на бочок

И сжимаем в кулачок,

Постучали”.

Методические рекомендации: взрослый читает текст, побуждая ребенка выполнять движения соответственно со стихотворным текстом. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.

“МОЛОТОК”

Цель: развивать моторику руки.

“Кулачок как молоток

Мы сожмем его разок

Тук-тук-тук!”

Методические рекомендации: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным текстом.

“КТО БЫСТРЕЕ ПЕРЕНЕСЁТ ЯГОДКИ”

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости – 2 штуки, ложка глубокая – 2 штуки, ягоды сушеные.

Методические рекомендации: взрослый показывает, как надо набирать ягодки в глубокую ложку и переносить в другую емкость.

Усложнение: “кто быстрее перенесет ягоды”.

“ПЕРЕНЕСЁМ ГОРОХ”

Цели: развивать моторику обеих рук (сгибательные и разгибательные движения кистей рук). Учить действовать по подражанию. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: ёмкости для гороха – 2 штуки, ложка глубокая.

“ПОГЛАДИМ ПЛАТОЧКИ”

Цели: развивать моторику обеих рук. Создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению упражнения.

Материал: бумага цветная.

Методические рекомендации: взрослый предлагает ребенку скомкать лист бумаги – “платочки” (стираем платочки). Нагрузка дается попеременно на каждую руку. Затем предлагает “погладить платочки”. Дети выполняют упражнение сгибательными и разгибательными движениями кистей рук.

“ПОЙМАЙ ПУЗЫРЬКИ”

Цели: развивать моторику руки. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Материал: таз с холодной или теплой водой, соломка для коктейля; ребенок сам дует в воду через соломку, другой ребенок ловит “пузыри”.

Методические рекомендации: упражнение проводится в тазике с водой. Взрослый через трубочку для коктейля дует в воду, появляются “пузыри”. Затем предлагает опустить кисти рук в воду и поймать “пузыри” обеими руками поочередно, сжимая пальцы в кулак, затем стряхивать водичку энергичным движением, раскрывая ладонь над тазиком.

Усложнение: таз с холодной и горячей (теплой) водой.

“НАРИСУЙ ЗАЙКУ, МЯЧИК, САМОЛЁТ”

Цели: развивать моторику руки, выполняя контур знакомых предметов при помощи карандаша. Продолжать формировать положительный эмоциональный настрой.

Методические рекомендации: взрослый показывает шаблон знакомого предмета, ребенок называет, что изображено на шаблоне, если ребенок затрудняется, показать картинку этого шаблона (предмета). Далее ребенок обводит карандашом по шаблону.

“СПРЯЧЬ ШАРИК В ЛАДОШКАХ”

Цели: учить ориентироваться на величину предметов, соотносить действия рук с величиной предметов. Продолжать развивать сгибательные и разгибательные движения пальцев.

Материал: шарики одного цвета, но двух контрастных размеров (большой и маленький), поднос.

Методические рекомендации: взрослый кладет на стол два шарика – большой и маленький. Показывает сам, как спрятать шарик в ладошке (маленький). Затем ребенок выполняет самостоятельно.

Усложнение: ребенок делает сам выбор шариков.

“ВАГОНЧИКИ ПОЕХАЛИ”

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.

Методические рекомендации: взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: “Слушайте, поезд пошел”. Начинает медленно постукивать по столу, сопровождая каждый удар словом “тук”, и предлагает детям выполнить вместе с ним те же движения “вагончики поехали”. Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и проговаривания, побуждая детей делать то же.

Читайте также:  Центр развития ребенка 131 курган

“НАДУЕМ ШАРИК” , “ШАРИК СДУВАЕТСЯ”

Цели: учить действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движения. Продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять одновременно двумя руками.

Методические рекомендации: ребенок соединяет пальцы обеих рук (пальцы здороваются) и при этом начинает дуть в получившееся отверстие между пальцами. Пальцы выпрямляются, как бы имитируют надутый шарик, но пальцы не разъединяются. Получается большой круглый шарик. Затем дети произносят “ссссс-сс”, и шарик сдувается (то есть пальцы, которые имитировали круглый шар; спускаем, но не разъединяем), и опять пальцы возвращаются в исходное положение.

“ЛОШАДКА”

Цели: развивать движения кистей рук и пальцев, умение действовать по подражанию; вызывать интерес и положительное отношение к игре.

“По дороге скользкой, гладкой

Скачет быстрая лошадка.

Чок-чок, чок –

Скачет быстрый табунок”

Методические рекомендации: взрослый показывает движения пальцев (указательным и средним) – движение лошадки по столу, при этом дети выполняют артикуляционное упражнение “скачет лошадка”.

Усложнение: показ “скачущей лошадки” по столу сопровождают выполнением артикуляционного упражнения “скачет лошадка”.

“ГУСИ”

Цель: продолжать развивать внимание, подражание при движении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновременно двумя руками; вызывать интерес к игре.

Методические рекомендации: взрослый говорит, что сегодня в гости к детям придут не лошадка, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз “Га-га-га, где мои гусята?” – говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: “Гуси-гуси!”. Дети отвечают: “Га-га-га”. – “Есть хотите?” – продолжает педагог. Дети отвечают: “Да-да-да”.

Усложнение: ребенок выполняет движения двух гусят.

Источник

Откуда берутся умные дети? Почему один ребенок лучше учится в школе, чем другой? Психолог Анна Быкова, автор книги “Развивающие занятия ленивой мамы” знает точный ответ на этот вопрос. Все дело в том, как часто с ребенком в 1-2 года играли в самые простые игры, которые заставляли его удерживать внимание. Попробуйте – и лет через 5-6 оценим результат! Кроме того, эти игры на внимание помогут вам занять ребенка в дороге и во время незапланированного ожидания.

От чего зависит способность к обучению у ребенка? Понятно, что играет роль наследственность, – и это тот фактор, на который родители уже не могут повлиять, что пришло, то пришло. Но есть и другие факторы, которые напрямую зависят от усилий родителей, бабушек и дедушек. Что такого предложить младенцу, чтобы потом он был успешен в учебе? Можно ли на это повлиять?

Вопросы эти волнуют не только родителей, но и ученых. Как водится, проводили исследования, в ходе которых была установлена прямая взаимосвязь между интеллектом детей в 5 лет и в 10 лет. То есть дети, показавшие высокие результаты в тестах на интеллект в пятилетнем возрасте, такие же высокие результаты показали и в десять лет.

А вот с показателями интеллекта в возрасте 1-2 года такой взаимосвязи обнаружено не было: оценки интеллекта малыша никак не коррелировали с оценками в других возрастах. Почему? Может быть, что-то не то измеряли?

После длительных исследований ученые пришли к выводу, что на развитие интеллекта главным образом влияет способность удерживать внимание. Причем эндогенное внимание. То есть то, которое возникает изнутри, через собственную активность и волю, а не только как ответ на внешние раздражители.

4 игры на внимание для детей 1-2 лет

Предельно фокусированное внимание появляется при наличии эмоций. Из этого следует, что игра в “Ку-ку!” очень даже развивающая. Мама говорит “ку-ку”, а потом прячется за полотенце или за угол шкафа. Ребенок какое-то время смотрит на ничем не примечательное полотенце, которое само по себе не вызвало бы его внимания. Ничего не происходит. Просто полотенце (или просто шкаф).

Но ребенок удерживает внимание, потому что ожидает, что мама снова появится. И когда мама появляется, это вызывает яркую эмоцию радости. Малыш и мама вместе смеются. И это повторяется несколько раз подряд. Новизны нет. А внимание к деятельности есть.

Игра “Где же ручки?”. Ребенок прячет ручки за спину. Взрослый озадаченно произносит: “Где же ручки? Нет ручек!”. В какой-то момент ребенок вытягивает руки перед собой, и взрослый выдает эмоцию удивления и радости: “Вот они!”. Ребенок инициирует игру, ребенок сам управляет процессом, ребенок удерживает свое внимание на процессе.

Игра “Угадай, в какой руке”. Взрослый берет маленький предмет и несколько раз перекладывает его из одной руки в другую. Потом заводит руки за спину и повторяет действие там. А потом демонстрирует ребенку две руки со сжатыми кулаками. В каком-то одном кулаке спрятан предмет.

Ребенок смотрит, ребенок удерживает внимание на неподвижных руках, ребенок делает выбор. Он не отводит глаз от неподвижных рук взрослого, ожидая следующего действия. В какой руке окажется игрушка после того, как кулаки будут разжаты? Угадал или не угадал?

Читайте также:  Значение речи в развитии ребенка раннего возраста

Прятки. Ребенок встал за штору. Мама видит его ноги, выглядывающие из-под портьерной ткани. Но мама продляет игру. “Где же Дима? Может быть, он под кроватью? Может быть, он в шкафу? И здесь нет… А! Он, наверное, под столом! Нет, и тут пусто… Где же Дима?” Игра длится, и вместе с ней длится Димино внимание.

Это лишь некоторые примеры простых игр на удержание внимания. Таких игр можно придумать сотни. Но все они невозможны без участия взрослого, эмоционально включенного в игровой процесс: сам с собой в прятки не поиграешь. А если взрослый будет играть без эмоционально окрашенных комментариев, то и игра ребенку быстро наскучит. Эмоции помогают удерживать внимание.

16 развивающих игр с платочком

Сколько различных игр можно придумать, используя носовой платок? Несколько десятков! Вот некоторые из них. Есть здесь игры коллективные, но их легко адаптировать для самого маленького коллектива: мама и ребенок.

Танцы под музыку с платочком. Ребенок повторяет движения за взрослым.

Хоровод с платочками. Дети, двигаясь по кругу, держат друг друга не за руки, а за уголки платочков. В этом есть определенная сложность – не выпустить из руки уголок платка.

Передаем платочек по кругу. Это игра на развитие координации движений. Можно превратить игру в речевое упражнение, усложнив ее условия.

Берем платочек от того, кто стоит слева, говорим “спасибо”, поворачиваемся к тому, кто стоит справа, отдаем платочек, говорим “пожалуйста”.

Другой уровень сложности. Под музыку передаем платочек по кругу, но ручки у всех за спиной. Когда музыка обрывается, стоящий в центре должен угадать, у кого сейчас платочек.

Возьми платочек. Платочки лежат на полу, дети под музыку произвольно перемещаются по залу. Когда музыка перестает играть, нужно быстро взять платочек.

Достань платочек. Платочки висят на перекладинах шведской стенки. Нужно подняться и скинуть платочек вниз.

Другой вариант. Платочки висят на бельевой веревке. Чтобы дотянуться и снять, нужно залезть на небольшую скамеечку. Можно усложнить выполнение задачи, закрепив платочки прищепками.

Спрячь платочек в кулачок. У взрослого это легко получится, а ребенку придется потрудиться, пальчиком пропихивая платочек в маленький кулачок. Можно спрятать платочек не в кулачок, а в бутылочку из-под йогурта или в контейнер из-под шоколадного яйца.

Игры на сворачивание платочков по образцу. Пополам, по диагонали, квадратиком, конвертиком, конфеткой, рулетиком, бантиком.

Прятки с платочком. Понадобятся три маленьких предмета, например, машинка, матрешка и кубик.

Просим ребенка закрыть глаза. Один из предметов прячем под платочек. Ребенок открывает глазки, смотрит, что осталось, и говорит, какой предмет спрятан под платочком. Количество предметов постепенно можно увеличивать.

Другой вариант. Прячем сам платок. Взрослый может положить платочек в карман, или в рукав, или за вырез платья, но так, чтобы торчал уголок. Задача ребенка, внимательно оглядывая взрослого, найти платочек.

Платок можно спрятать и в комнате. Ребенок закрывает глаза, взрослый помещает платок на видное место (это важно, в комнате и так глаза разбегаются) и просит малыша найти платочек.

“Угадай, что я в платочек завернула”. Задача ребенка – определить знакомый ему предмет на ощупь.

Вариант для неговорящих детей старше двух лет. Положить на стол три разных по размеру простых предмета, например, сушку, кусочек сахара и вишенку. Один такой же предмет завернуть в платочек. “Что у нас в платочке лежит? Сушка? Сахарок? Покажи пальчиком, что там спрятано? Давай развернем и посмотрим, угадал ты или нет”.

Для годовалых малышей сам процесс разворачивания платочка уже развивающий (мелкая моторика), можно и не угадывать.

“Ветерок”. Подуть на платочек, чтобы он слетел со стола.

Узелки. Завязать на платке узелок, а потом развязать. (Взрослый завязывает нетугой узел, а ребенок развязывает.)

Стирка. Намочить, намылить, прополоскать платочек и повесить сушить. (И игра, и полезное занятие.)

Куколка. Положить в центр платочка кусочек ваты или скомканную бумажную салфетку, перевязать ниточкой. Получилась голова. Из двух противоположных концов свернуть ручки и перевязать ниткой. Получится куколка.

Другой вариант. Нарисовать на ладошке лицо, пальчики обвязать платочком. Также получится куколка. Можно эту куколку баюкать, разговаривать с ней, петь ей песенки.

Птичка. Сверните платочек по диагонали – получится равнобедренный треугольник. Завяжите на его вершине узелок – получится голова и клюв птицы. Сформируйте тельце, хвост и два крыла, закрепите ниткой. Птица готова!

Бабочка. Сложите платок гармошкой, по центру завяжите узлом, расправьте концы. Разве не похоже на бабочку?

Человечек. Поставьте два пальца, указательный и средний (это будут ножки), на один из уголков платка. Обмотайте платок между пальцами, как будто делаете перевязку. Ребенку нетрудно представить, что это человечек в штанишках. Человечек умеет смешно ходить, переваливаясь из стороны в сторону, бегать и даже танцевать под музыку.

Мы как-то застряли с ребенком в лифте. Полчаса до нашего вызволения пролетели незаметно – мы развлекались, играя с носовым платком.

Источник