Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Раннее развитие ребенка доктор комаровский thumbnail

Жизнь вокруг все больше напоминает езду на велосипеде: пока крутишь педали – едешь. Стоит только остановиться – упадешь. Чтобы успеть, неважно что, нужно крутиться все быстрее и все успевать. Чтобы добиться чего-то в жизни уже мало закончить один институт, стать кандидатом наук и получить тепленькое место работы. Нынче в моде – быть успешным. А это значит – знать несколько языков (одним английским уже давно никого не удивишь, это даже не специальность, а приложение к специальности), нужно все время повышать свой профессиональный уровень, обязательно заниматься хоть каким спортом и быть всесторонне развитой личностью. В общем, все должно быть строго по Чехову.

Каждый родитель, без сомнения, желает своему ребенку самого лучшего. Он хочет, чтобы его малыш вырос в умного, красивого и обеспеченного человека. Можно, конечно, преподнести все это своему отпрыску на блюдечке с голубой каемочкой в виде наследства, акций, готового бизнеса и прочего. Но гораздо разумнее научить ребенка достигать желаемого самому. Помните, как в известной притче, старик-мудрец не стал ловить мальчику рыбу, чтобы тот насытился, но позволил ему быть рядом и учиться ловить самому.

И чтобы успеть научить своего ребенка всему, что ему может понадобиться в жизни, родители еще до рождения своего малыша уже начинают его образовывать. Будущие мамы посещают курсы, где помимо подготовки непосредственно к родам занимаются и интеллектуальным развитием ребеночка. Очень забавно и трогательно наблюдать со стороны, как пузатые без пяти минут мамы под музыку гремят погремушками около живота с разных сторон и в разном темпе, прикладывают к нему разноцветные листы бумаги, поют, отбивают ритм на животе и занимаются прочей ерундой. Не знаю, способствует ли это рождению гениев, но настроение от таких занятий обязательно повышается, что тоже имеет большое значение.
Сразу после рождения родители посещают со своими детишками школы по танцам, пению и другие всевозможные курсы раннего развития детей.

Нет однозначных статистических данных по поводу того, способствуют ли целенаправленные занятия развитию выдающихся способностей у ребенка. Как правило, дети, с которыми активно и целенаправленно занимаются по какой-либо системе, так же как и их обычные сверстники начинают ходить, говорить, пользоваться горшком. Конечно, ребенка можно научить читать, считать и в три – четыре года. Однако в следующие пару-тройку лет этому обучаются все дети в школе.

Однако ответственные родители все время испытываю беспокойство и зуд, глядя на сверстников своих детей. Эта девочка уже третий год занимается фигурным катанием и пением, мальчик – гимнастикой, рисованием и чем-то еще, этого водят в группу Монтессори чуть не с рождения, тот уже на лыжах горных катается, та английским языком занимается пять раз в неделю. В некоторые спортивные секции детей записывают, едва они появятся на свет. И вот одним родителям их внутренний голос начинает навязчиво бубнить, что они, наверное, плохие мать и отец, раз не развивают ребенка, не вкладываю в него знания и умения, не водят его из секции в секцию, из кружка в кружок. Что другие дети уже так много знают и умеют и прочее и т.д. и т.п.

Другие родители наоборот, считают, что главное – здоровье, а все языки, рисование и спортивные школы спокойно могут и подождать. И не надо ребенка перегружать – у него должно быть детство с играми, а не занятия по расписанию, и самое нужное в детском возрасте – это сон, гулянье на свежем воздухе и правильное питание.

Как обычно, у каждого пути развития ребенка есть свои плюсы и минусы, но вот где их больше или меньше? Дает ли реально пользу ребенку раннее развитие или наоборот отвращает ребенка от дальнейшего обучения. Вспомним семью Никитиных – их дети не захотели пойти по стопам своих родителей в этом вопросе.
Курсов образования и развития детей рынок предлагает очень много, и все они переполнены. Но качество преподавания на них сильно разнится, а цену за них назначают чаще всего высокую. Цена при этом не всегда соответствует качеству, да еще и непонятно, нужно ли это в принципе. А на этот вопрос каждый родитель ищет ответ самостоятельно, поскольку только он и никто другой несет ответственность за своего маленького ребенка.

Морозова Елена Ивановна – детский психолог, кандидат психологических наук, ст. преподаватель кафедры детской и подростковой психиатрии, психотерапии и медицинской психологии РМАПО. За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награждена Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Во-первых, давайте разберемся, что считать ранним развитием и чему и как надо учить. Это очень существенные моменты.
Есть такие случаи в моей практике, когда начинают учить уже в полтора года – нанимают репетитора, учат английскому языку, еще чему-то. Помимо этого приходит гувернантка и тоже проводит с ребенком специальную подготовку к занятиям, т.е. делание уроков. Хоть они и стараются обучать в игровой форме, но это все же недопустимо.
В полтора года ребенок обязательно надо развивать, но это ни в коем случае не должно быть обучением даже дошкольного типа, а тем более школьного занятиями с учителями.
Очень хорошо, если ребенок вместе с мамой посещает различные группы, где можно попеть песенки, почитать потешки, где есть богатая игровая среда, т.е. множество различных игрушек, предметов, направленных на развитие сенсорных ощущений.
В Швеции, например, очень интересен опыт лекотек, которые мама посещает с ребенком и где можно просто поиграть, а специалист покажет и подскажет как лучше это сделать. Полезны, к примеру, те же группы Монтессори. Вообще полезны все группы развития, где ребенок имеет возможность пропустить через себя много информации, усвоить новое, обогатить свой чувственный опыт и удовлетворить свою любознателььность. При этом самое главное – чтобы развитие проходило в интересной для него игровой форме.
Очень мне понравился пример такого «ненавязчивого» развития в Израиле. Вот выходит бабушка с ребенком на прогулку, мимо пролетает бабочка и бабушка малышу рассказывает о бабочке в доступной для него форме, вовлекает его в какую-нибудь игру на тему бабочки и т.д. Это и есть развитие.
А когда ребенка пытаются в год-полтора научить различать буквы, цвета и еще спрашивают с него правильные ответы – это совершенно неприемлемо для ребенка

Венгер Александр Леонидович – детский психолог, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Международного университета «Дубна» и кафедры дошкольной педагогики и психологии Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). За работу по психологической реабилитации жертв массовых катастроф награжден Наградным крестом «Защитнику отечества» II степени:
Я против раннего обучения детей чтению, письму и прочим «школьным» предметам. В дошкольном возрасте должны решаться гораздо более важные задачи. Намного полезнее в этом возрасте развивать способности. А для развития способностей важнее всего игры, рисование, конструирование и другие «дошкольные» виды деятельности.
Я также против раннего начала школьного обучения. Российские школы плохо приспособлены даже для семилеток, и они совсем не подходят для детей шести лет. Нашим законодательством определено, что ребенок может поступать в школу с шести с половиной, с семи или с восьми лет, по усмотрению родителей. Я рекомендую родителям не отдавать детей в школу раньше семи лет, за исключением, может быть, редких случаев, когда ребенок опережает свой возраст по уровню личностного и эмоционального развития. Но хочу подчеркнуть, что именно личностного и эмоционального, а не интеллектуального. А интеллектуально развитые дети, как правило, напротив – отстают от своих сверстников в эмоциональном и личностном плане.

Читайте также:  Пренатальное развитие ребенка методики

Источник PsyNavigator

опубликовано 11/12/2009 12:18
обновлено 17/02/2014
— Педагогика и психология

Источник

Я не могу похвастаться тем, что за почти три Алисиных года я прочитала абсолютно все книги о детской психологии и развитии. Но их было немало с поправкой, что это всё же первые три года, когда то времени нет, то кризис какой-нибудь, то кормление по требованию, то веки не разомкнуть даже спичками.

Вообще детскую психологию я открыла для себя на каком-то месяце беременности и ушла в неё с головой, потому что это оказалось невероятно интересным даже не относительно будущего ребенка, а относительно самой себя. Нет лучшего способа разобраться в себе, своих тараканах, удачах и неудачах, чем чтение подобных книг. Потому что, как ни крути, а ноги самых основных и противных человеческих тараканов растут именно оттуда – из детства.

Книг о детях сейчас великое множество, психологов ещё больше, но лично для себя я выделила только четыре книги, которые считаю обязательным к прочтению каждым, кто мечтает вырастить своего ребенка если не абсолютно счастливым, то, как минимум, не травмированным. Ну и чтобы ребенок этот не сваливался с соплями от юго-восточного ветра 1 м/с.

Эти четыре книги – единственные, которые, после прочтения в электронном виде, я сразу же купила в бумажном варианте и сразу в нескольких экземплярах, чтобы раздать всем бабушкам и дедушкам. И чтобы они обязательно остались у меня на полке и дождались, пока Алиса родит мне внуков.

Итак, рассказываю о них в том порядке, в котором, на мой взгляд, их лучше читать (за исключением последнего пункта):

1. Первая книга – «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» Петрановской Л.В.

Прочитав эту книгу, вы почувствуете себя очень наполненным и уверенным родителем. Прочитав её, вы многое поймете про себя. Она объясняет, успокаивает, и иногда даже «берёт на ручки». После её прочтения, орущий трёхлетка не кажется сумасшедшим монстром с ужасным коварным планом, а подросток – придурком в узких джинсах. Ну вдруг кому-то так казалось. В ней вы также найдете очень ценную информацию про раннее развитие, детские сады и школы. Очень правильная подача. Очень лёгкое и интересное чтение. Эта книга обязательна к прочтению в период с 1 месяца и до, минимум, 16-ти лет. Читать и перечитывать! И, моё субъективное мнение, как-то изловчиться и прочитать впервые её (если вы сейчас планируете или беременны) именно в первый-второй месяц ребенка, а не до рождения. До рождения не тот эффект и многое будет непонятно. А потом, по мере взросления, перечитывать! Если не всю, то главы. Лучшей терапии для мамы и папы (!) не придумаешь.

2. Вторая книга – неожиданный для меня А. Курпатов «Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка».

Неожиданная, потому что я помню, что когда-то где-то он вёл какую-то передачу с психологическим уклоном и на этом всё. То есть ничего поразившего меня не помню. Но книгу я проглотила за один день, и следом за мной её проглотил муж. Она почти о том же, о чём Петрановская, но другими словами, с другими примерами, в общем другая. Более научная, если так можно выразиться. И просто невероятно полезная для понимания себя, если остались к себе какие-то вопросы. Читать и перечитывать обязательно! Но не скатываться в обвинение своих родителей, предъявляя им неправильное детство и обвиняя во всех своих бедах. Потому что они тоже когда-то были чьими-то детьми и Курпатов тогда еще не родился, а сын Спока еще не покончил жизнь самоубийством. То есть размышлять, делать выводы, работать над собой и не повторять ошибок.

3. Третья книга в представлении не нуждается. Это Гиппенрейтер «Общаться с ребенком как?».

Останавливаться на ней подробно не буду, потому что рассказано и пересказано о ней уже тысячу раз. Просто читайте и всё. Но! Не надо делать это во время беременности, да и в первый год тоже. Потому что это неактуально, а на фоне недосыпов и других впечатлений запоминается в итоге только фамилия автора и то, не с первого раза. И, опять же, эта книга требует возвращения к себе и перечитывания, не потому что ужасно интересная, а потому что ребенок растет и меняется, а, соответственно, должен меняться подход к нему, так как на одном ку-ку далеко не уедешь.

4. Ну и та-дам! Куда же без Комаровского? Без Комаровского нынче некуда.

Почему-то в век потрясающей доступности любой информации, правильную информацию многие мамы не находят вообще. Я сейчас про здоровье и медицину. Отсюда появляются какие-то невероятные способы лечения с оптовой закупкой в нескольких аптеках и дети летом в шерстяных шапках. Так вот Комаровский – это такая палочка-выручалочка. И вроде как не сомнительная ссылка в интернетике, а целая бумажная книга. Много книг! Те, кто искать не могут, не хотят или не умеют, читайте хотя бы Комаровского и обязательно начните со «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». И непременно подарите бабушкам. А те, кто и читать никак не может, смотрите видео. Плохих советов, касательно здоровья, я от него пока не слышала. Читать нужно начинать в беременность!

Этот список – костяк. Маленькая выжимка из всего, что сейчас издаётся. Но, на мой взгляд, это маст-хев. Можно не прочитать Корчака, но прочитать Петрановскую надо обязательно. В этих книгах самое глобальное и важное о детях. Самые сливки, основа и скелет. Есть еще куча нюансов, особенностей и трудностей, которые более подробно раскрываются у этих же авторов или многих других. Всё остальное можно читать по желанию и необходимости, но эти книги обязательно должны быть на вашей полке.

Источник

Доктор Комаровский о новорожденных

В семье появился на свет малыш. Радостные звонки, поздравления, торжественная выписка, воздушные шарики в небо, подарки и цветы… Все это осталось позади, гости ушли, и перед молодыми родителями во всей пугающей красе встает серьезный вопрос. Они не знают, что делать. Оставшись один на один с новорожденным, новоиспеченные мамы и папы несколько теряются. На помощь им спешит известный детский доктор Комаровский, который подробнейшим образом рассказывает о том, кто такой новорожденный и в чем он на самом деле нуждается, а также как правильно организовать первые недели жизни ребенка.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

О младенцах

Новорожденными в медицине считаются дети с момента перерезания пуповины до достижения ими возраста 28 дней. Именно эти четыре недели являются наиболее ответственными для родителей. Новорожденные нуждаются в особом уходе, внимании.

Евгений Комаровский подчеркивает, что условия, в которые попадет кроха, которого принесли из роддома, во многом будут определять состояние его здоровья в будущем.

Человек в самом начале жизни хрупок и нежен, но не настолько, чтобы сразу создавать ему «тепличные» условия. Одевать потеплее, оберегать от каждого дуновения ветерка, кормить посытнее — это самые распространенные ошибки родителей, которые через 4-5 лет начинают жаловать педиатру, что их чадо часто болеет и практически не вылезает с больничного.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев мальчик что

Родители, конечно, готовятся к появлению малыша заранее — много читают об уходе за новорожденными, слушают советы «бывалых». При этом они даже приблизительно не представляют себе, что может кроха, которому всего несколько дней от роду, на что он способен, а также очень смутно понимают, чего он хочет и чего боится.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Конечно, все малыши очень разные. Они отличаются состоянием здоровья, степенью доношенности. Недоношенные детки нуждаются в особом уходе. Сегодня речь пойдет о вполне доношенных, родившихся в срок карапузах. В медицинской выписке, которую получают все мамочки, будет указано, сколько баллов по шкале Апгар набрал малыш при рождении.

Разгадать, что именно кроется за этими баллами, довольно просто. Специальную шкалу оценки состояния малышей предложила доктор с фамилией Апгар. По этому методу оценивают несколько критериев: сердцебиение, дыхание, цвет кожи, состояние мышц и их тонус, рефлексы. За каждый доктора присваивают крохе от 0 до 2 баллов.

В результате получается сумма, которую и ставят в справке. Как правило, здоровый малыш — это тот, которому врачи выставили от 8 до 10 баллов по Апгар.

Однако мало кого из родителей способны убедить непонятные цифры непонятной шкалы, после возвращения из роддома они сразу приступают к осмотру малыша. Вот тут (благодаря помощи бабушек и дедушек, а также других родственников) начинают выявляться недостатки и странности. Малыш слишком красный (бледный), он истошно (или слишком тихо) плачет, у него глаза косят (смотрят в разные стороны), его движения, как выразилась бабушка, «слишком нервные и какие-то дерганые».

Доктор Комаровский призывает воздерживаться от подобных оценок: уж раз ребенка выписали домой, значит, никаких страшных болезней у него точно нет. Если бы у крохи были патологии, то молодой маме с ним пришлось бы из палаты роддома перебраться в палату неонатального отделения детской больницы. Если отпустили — все нормально.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Что чувствует младенец?

Чтобы представлять себе, что именно чувствует новорожденный, нужно знать некоторые физиологические особенности периода новорожденности. Не стоит показывать ему яркие игрушки, которые на выписку подарили родственники и друзья, поскольку он еще не может увидеть их во всей красе. Малыш в первые дни (в силу недостаточной сформированности глазного нерва, глазных мышц) еще не может хорошо видеть предметы. Однако он хорошо различает свет и темноту. Получается, что ночь и день он видит, а бабушку и папу — нет.

Если кажется, что глазки малыша смотрят в разные стороны или косят — это нормальное физиологическое явление, чуть позже он сможет фокусировать взгляд, и все наладится, говорит Комаровский.

Слышит новорожденный прекрасно. При рождении слух всегда несколько ниже нормы, но к третьим суткам воздух уже заполняет слуховой орган, и кроха способен услышать все то, что слышат взрослые. Малыш никак не демонстрирует этот навык, поскольку не понимает, что именно до него доносится. Если звук будет очень громким и резким, новорожденный вздрогнет. И пока это все.

Запахи ребенок в первые дни жизни еще не различает. Впрочем, если пахнет резко, он почувствует и отреагирует изменением мимики. Именно поэтому кормящим мамам не рекомендуется пользоваться резким насыщенным парфюмом. Вкусовые нюансы ребенок с самого рождения различает безупречно — сладкое его успокаивает, а горькое вызывает отвращение.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Физиологические особенности

Кожа крохи красная потому, что кровоснабжение очень интенсивное. Однако потовые железы недоразвиты, а потому очень опасно перегревать ребенка. Комаровский подчеркивает, что с активным кровоснабжением кожи связана ее потрясающая по своей скорости способность к заживлению. У малышей царапинки и ранки заживают действительно быстрее, чем у взрослых.

Часто родители пугаются, услышав, что у их крошечного ребенка повышенный тонус мышц. Евгений Комаровский говорит, что это – нормально. Тонус — признак недоразвитости этих самых мышц, что тоже совершенно нормально для новорожденных.

С того момента, когда ребенок сделает в родзале первый вдох, у него легочное дыхание, как и у взрослых.

Особенность новорожденных в том, что и носовые ходы, и трахеи довольно узкие, а слизистые оболочки организм так активно снабжает кровью, что их очень легко травмировать. Если перетапливать в детской комнате, они очень быстро пересохнут, начнутся проблемы с насморком и кашлем.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Часто родители обращаются с вопросом, что делать, если новорожденный «хрюкает» носом при дыхании. Евгений Комаровский разъясняет, что происходит это опять же из-за узких дыхательных путей, в которых вырабатывающаяся для смягчения слизь попросту застревает и накапливается.

Сердечко новорожденного — пожалуй, самый крепкий и состоятельный орган. Оно работает с полную силу с первых минут жизни. Бьется сердечко чаще, чем у взрослых. В среднем в период новорожденности оно сокращается 110-150 раз в минуту. Этот показатель не бывает стабильным, так как любой внешний раздражитель (громкий звук, яркий свет, подувший ветерок) вызывает учащение биения сердца.

Пищеварительный тракт ребенка развивается невероятными темпами, ведь с каждой неделей малыш может съедать все большее количество материнского молока или смеси. Стерильным тракт остается первые несколько часов после рождения, потом в кишечнике возникают бактерии, призвание которых – помогать пищеварению. Цвет каловых масс меняется с черного (мекония) на коричневый и зеленоватый, а потом — на светлый, желтоватый. Уже на 5-6 сутки меняется консистенция — кал становится кашицеобразным, появляется кисловатый запах.

Нервная система крохи несовершенная, и именно ей предстоят самые существенные изменения в первые недели жизни человека. То, что нельзя считать нормой для взрослого, может быть самым обычным делом для новорожденного – например, тремор (дрожание конечностей).

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Есть рефлексы, которые свойственны только новорожденным. По мере роста ребенка они будут угасать до полного исчезновения. Чтобы мама и папа успокоились насчет «нормальности» своего чада, Комаровской советует проверить самостоятельно. Здоровые малыши умеют следующее:

  • Хватать. Если поднести палец к ладошке новорожденного, он обязательно крепко ухватится за него.
  • «Обнимать». Если по пеленальному столику, на котором лежит кроха, сильно стукнуть ладонью (или легко постучать по бедрам и ягодицам ребенка), то сначала он выгнется вверх, раскинет ручки, а потом снова вернет их в положение у груди.
  • «Ползти». Конечно, ползать в полном понимании этого слова новорожденные не умеют. Если положить ребенка на животик, он начнет отталкиваться ножками, как бы пытаясь поползти.
  • «Ходить». Если малыша взять под мышки и опереть ножками на твердую поверхность, он обязательно упрется ими. Если его немного наклонить вперед, он начнет делать движения, которые человек осуществляет при ходьбе.

Ребенку от рождения дана удивительная способность — быстро приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды. Если родители сразу создадут ему домашнюю «теплицу», в которой жарко и душно, в которой не бывает сквозняков, все стерилизуют по два раза, моют в антисептиках, то этой природной способности уже не будет. В результате потом заботливые мама и папа вынуждены констатировать, что у ребенка слабый иммунитет. Комаровский подчеркивает, что иммунитет тоже формируется в первые недели жизни, и лучшее, что могут сделать родители, чтобы помочь – это не мешать.

Читайте также:  Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка педагогика

Чего он хочет?

Новорожденный прекрасно умеет отличать, что хорошо, а что плохо, о чем он сразу же оповещает криком. Ребенок будет плакать по разным причинам: от голода, холода, жары, от боли, если ему неудобно и некомфортно, если у него мокрые пеленки.

Постепенно родители научатся отличать по характеру плача одно требование от другого. А пока на крик нужно реагировать методом исключения. Если плачет — проверьте подгузник, при необходимости поменяйте. Если не успокоился — измерьте температуру, посмотрите, не пучит ли живот. Если все нормально – предложите воды.

И только в последнюю очередь стоит кормить. Есть такие родители, которые каждый крик новорожденного затыкают маминой грудью, полагая, что ребенок постоянно хочет есть. Это ошибка, которая потом будет слишком дорого стоить, говорит Евгений Комаровский, потому что перекорм провоцирует очень многие детские недуги.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Основные принципы ухода по Комаровскому

Температура воздуха в детской комнате не должна превышать значений 18-20 градусов. Влажность воздуха — 50-70%.

В комнате не должно быть предметов, которые накапливают большое количество пыли — больших мягких игрушек, ковров с длинным ворсом. Влажная уборка должна быть ежедневной, но без добавления в воду моющих средств.

Одежда новорожденного и постельное белье должны быть сшиты из натуральных тканей без текстильных красителей. Стирать их следует специальным детским порошком, состав которого гипоаллергенен, после стирки всегда дополнительно прополаскивать.

Не стоит кутать ребенка. На нем должно быть надето столько же, сколько на взрослых.

Подушка ребенку не нужна. Однако очень нужен твердый ортопедический матрас, который не продавливается.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Купание должно быть ежедневным. Приступать к процедурам лучше после того, как заживет пупочная ранка. До этого ребенка можно обтирать влажными гигиеническими салфетками без парфюмерных отдушек, чтобы избежать опрелостей на коже.

Кормить можно по требованию, а можно ввести режим по часам. Евгений Комаровский настоятельно рекомендует некую «золотую середину» – кормление по смешанному типу.

Промежутки между приемами пищи должны быть не менее 2,5-3 часов, но сигнал о том, что пора кушать, должен подать сам ребенок. Нельзя перекармливать малыша, поскольку переедание провоцирует так называемые «газики» (кишечные колики).

Такое вскармливание даст маме уверенность в том, что ребенок наедается, а ребенку поможет скорее войти в отлаженный режим питания.

Даже если грудного молока мало, не стоит отказываться от естественного вскармливания. Существует множество методик стимуляции лактации.

Если ребенок по каким-то причинам не может питаться грудным молоком, внимательно выбирайте молочную смесь. Она должна быть обязательно адаптированной, желательно — гипоаллергенной. Чтобы малыш не переедал (а это довольно распространенная ситуация для искусственников), давайте крохе смесь из бутылочки с маленьким отверстием, чтобы он прилагал определенные усилия, высасывая пищу.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Прогулки должны быть обязательными и ежедневными. Даже во время болезни не стоит отказываться от этого – естественно, при условии, что у крохи нет температуры.

Спать новорожденный может до 22 часов в сутки. Постарайтесь сразу установить время ночного сна, чтобы потом ребенку было проще адаптироваться к распорядку дня. Новорожденный может кушать ночью до 2 раз. Сразу после кормления его следует укладывать обратно в кроватку. На время кормления не стоит включать яркий свет, поскольку кроха должен интуитивно понимать, что сейчас — именно ночь.

Новорожденному нужно каждый день делать гимнастику и массаж. Все упражнения должны быть основаны на легких прикосновениях, поглаживаниях и похлопываниях. Обязательно массируйте животик по часовой стрелке и выкладывайте чадо на животик.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Не забывайте обрабатывать пупочную ранку до полного ее заживления. Каждый день новорожденного следует умывать, чистить носовые ходы с помощью ватных турунд, следить за чистотой ушей. Ногти крохи растут быстро, они острые, ими можно серьезно поцарапаться. Подстригать их следует специальными детскими ножницами с тупыми краями.

Возможные проблемы

Даже если родители все организовали правильно и создали новорожденному оптимальные условия для здорового роста, без проблем этот процесс не обходится. Взрослым следует помнить, что есть проблемы неотложного характера, когда срочно требуется «Скорая помощь». Если возникли проблемы с дыханием, ребенок с трудом дышит, наблюдаются длительные задержки, сразу звоните «03». Точно такими же должны быть действия родителей при судорогах, сильной рвоте у новорожденного (не путать по срыгиванием), при высокой температуре (выше 38,0).

Если ребенок долго и пронзительно плачет, это может свидетельствовать о дискомфорте в кишечнике — например, он не может покакать. Следите за частотой и характером стула. Наиболее частая проблема новорожденности – «цветение» кожных покровов. Если появилась сыпь, покраснели щечки, обязательно проверьте, все ли вы правильно сделали в организации жизненного пространства малыша (микроклимат, отсутствие аллергенов). Обратите внимание на то, чем кормили кроху. Вполне возможно, что выбранная смесь ему не подходит. Обязательно посоветуйтесь с врачом.

Если часто гноятся глазки и опухают веки, обязательно вызовите врача на дом, чтобы исключить конъюнктивит. Проблема может быть вызвана дакриоциститом (непроходимостью слезного и носослезного канальцев). В этой ситуации доктор покажет, как правильно делать массаж, который позволит избавиться от проблемы.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Кишечные младенческие колики — вообще страшный сон всех родителей. Комаровский советует не преувеличить проблему и не раздувать ее до вселенских масштабов. Пищеварительная система ребенка совершенствуется, а потому колики — это вполне естественный процесс. Лечить их не надо. Достаточно облегчать состояние ребенка прикладыванием тепла, массажем животика, выкладыванием на живот. Некоторым малышам хорошо помогает соска-пустышка, поскольку сосательные движения успокаивают малышей.

Что такое колики, какие причины их возникновения и как с ними бороться – расскажет доктор Комаровский в видео ниже.

Если ребенок перепутал день и ночь, Комаровский советует набраться силы и воли и в течение хотя бы одного дня не давать ребенку высыпаться до ночи, чаще будить. Кроме того, он напоминает о том, что спать ребенок должен в прохладе, дышать при этом чистым и влажным воздухом.

Обычно с проблемой «перепутанной жизни» настойчивым мамам и папам удается справиться за несколько дней.

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Раннее развитие ребенка доктор комаровский

Настроение

Настроение малыша, его поведение (особенно в период новорожденности) напрямую зависят от состояния нервной системы мамы. Невидимая связь между ними сохраняется и после того, как акушер перерезал пуповину. Если мама выспалась, она всем довольна, здорова, то и ребенок будет спокоен и счастлив. Если мама плачет и ссорится с домочадцами, не высыпается, морит себя голодом, чтобы у крохи не было диатеза, то ее состояние ребенок обязательно почувствует и проявит полную солидарность — поддержит и криком, и плачем, и коликами.

Общаться с ребенком, купать его, проводить необходимые манипуляции нужно в ровном и гармоничном состоянии духа, с хорошим настроением. Тогда проблем, которые подстерегают родителей грудничка, будет значительно меньше.

Подробнее о новорожденных детях вы можете узнать ниже в выпуске доктора Комаровского.

Источник