Раннее развитие ребенка до родов
Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.
В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.
Что такое раннее развитие
Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.
Выделяют три основных сферы развития:
- эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
- сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
- интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.
Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.
Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.
1. Педагогическая система Монтессори
Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.
Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.
Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».
© Instagram @kartseva_evgenia
Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.
Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».
Где заниматься
Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.
Стоимость
Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал.
Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.
Отзывы
Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):
Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.
Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.
Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.
2. Методика Глена Домана
Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.
Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».
© Instagram @ann_mother_valery
Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.
В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.
Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».
Где заниматься
Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.
Стоимость
Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.
Отзывы
Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):
По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.
Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.
Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.
3. Вальдорфская методика
Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.
Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.
Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.
© Instagram @wishedkids
В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных. Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми.
Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов. За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.
Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.
Где заниматься
В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.
Стоимость
Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.
Отзывы
Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:
Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.
4. Система Никитиных
Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.
Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.
Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.
Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:
- легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
- свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
- участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.
Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».
Где заниматься
Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.
Стоимость
Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.
Отзывы
Анна, сын Федор (4 года):
Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.
5. Система воспитания Антона Макаренко
Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.
Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.
Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.
© Instagram @mirnaya78
Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.
Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».
Где заниматься?
В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.
Стоимость
Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:
- игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
- игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
- игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.
Отзывы
Мария, сын Рома (2 года):
Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.
6. «Музыка с мамой» Железновых
Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.
Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.
Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.
Где заниматься
Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.
Стоимость
Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.
Отзывы
Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):
Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.
7. «Школа семи гномов»
Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.
На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.
© Instagram @children.books
Где заниматься
Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.
Сколько стоит?
Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.
Отзывы
Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):
“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.
Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?
Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!
Читайте также:
- Сенсорное развитие ребенка
- Гимнастика: чтобы малыш «заррррычал» и избавился от проблемных звуков
- Для развития мелкой моторики: бизиборды, которые нам понравились
Фото на анонс: Depositphotos
Источник
Идея раннего развития моего ребенка посетила меня давно, наверное как только забеременела.
Знаю, что есть много противников этого, но я считаю, что сейчас время очень быстрого развития не только каждого индивидуально, но и в целом цивилизации, посмотреть только как быстро сменяет один компьютер другим.
Да, сейчас настало время работать разумом, а не руками. В некотором смысле к сожалению. Но я человек, который привык зарабатывать себе на жизнь своим умом, не представляю что бы я делала, если бы мне родители не дали пинок хорошей в развитии.
Хочу с вами поделиться своим опытом. Сейчас конечно рано говорить о результатах, но я вижу как дочке это нравиться и как быстро она всему учится.
Начала я примерно с 7 месяца беременности. У меня был разработан план занятий на день и на неделю.
От “- 2 месяцев”
Во-вторых чтение литературы о воспитании детей, об уходе за ребенком, плюс видио.
В-третьих занятие искусством – маленький чувствует маму, а состояние когда приходит музы приятно обоим, я лично рисовала ( особенно приятно мне было рисовать будущего малыша) и пела под гитару. При рисовании выбирала только безопасные материалы, без резких запахов!!!!
В-четвертых слушала классическую музыку. Выбрала наиболее приятную по своим ощущениям, и как мне казалось приятную дочке. Считаю, что слушать из под палки и скрежеща зубами не нужно, у ребенка неприязнь выработается еще в утробе :))).
В-пятых создала себе плей лист приятной музыки на разных языках мира. Специально выбирала наиболее популярные и часто используемые языки: французский, итальянский, испанский, арабский, английский, татарский, украинский, китайский, хинди, португальский, японский, немецкий, корейский и конечно же русский.
В-шестых читала сказки дочке, нежно поглаживая по животику, ей это безумно нравилось. К сказкам я отношусь осторожно, иногда в сказке такое напишут, не понятно чему эта сказка научить может:))).
В-седьмых посвящала отдельное время, чтобы поговорить с дочкой и попеть ей на любую известную мелодию алфавит.
В-восьмых плей лист с детскими песенками, я их подпевала, заодно и разучивала.
Ну и выходные старалась разнообразить, малышке очень полезно, чтобы мама как можно больше получала разнообразных новых впечатлений. Я таскала мужа по театрам, концертам, зоопаркам, выставкам и прочее. Ходила бы чаще, но график работы мужа не позволял.
Плюс к этому естественно ежедневные прогулки и спорт (в допустимых пределах).
Все что чувствует мама чувствует и малыш.
И вот случилось чудо – наша крошка родилась.
От “0 до 1”. 1 месяц жизни
В первый месяц, я отнеслась без особого фанатизма к раннему развитию. Малыш только адаптируется к миру.
Я включала дочке классическую музыку – все тот же плей лист, что и до родов.
Включала песни на разных языках мира – малыш должен знакомиться с другими языками, чтобы в будущем проще их было выучить.
Играла дочке на гитаре.
Обязательно учим малыша фиксировать взгляд на игрушке/погремушке особенно с 7 по 21 день жизни ребенка!!!
Упражнения на развитие вестибулярного аппарата – т.к. Ребенок очень маленький мы с мужем очень легко покачивали, кружились, осторожно танцевали под музыку.
Очень важно пение колыбельной – я переделала одну из колыбельных под себя – это очень важно в период засыпания, человек очень чувствителен к тем установкам, которые ему дают – а калыбельная это своего рода установка – будь здоровым, будь умным, будь сильным и подобное. Главное чтобы присутствовало имя ребенка.
Над кроваткой я вывесила картинки. Первый ряд это черно- белые фигуры, их я скачала в интернете. Второй ряд это цветные картинки из одной из книг от Школы 7 гномов.
Дочке очень нравилось их рассматривать.
Также как и при беременности включала детские песенки.
Сразу предупрежу всю музыку включала не надолго, чтобы она не стала просто фоном и дочка не потеряла бы интерес.
Ну и физическое развитие очень важно, т.к. вместе с движением развивается и мозг.
Массаж и гимнастика.
Массаж: начинала с ножек брала ножку в районе ладыжке и подглаживала рукой в сторону бедра, обходя при этом суставы, со второй то же самое.
Саму ступню разминала восьмеркой, рефлекторно сжимались и разжимались пальцы. И каждый пальчик в отдельности растирала.
Потом то же с каждой ручкой.
Животик по часовой стрелки гладим, осторожно не нажимаем на печень. Поглаживаем косые мышцы живота проводя руками по направлению к пупку и вниз от пупка
Грудь поглаживаем от центра к рукам обходя область сосков.
Переворачиваем и гладим спику не затрагивая позвоночник вверх-вниз
При этом говорим, что мы делаем, какую часть тела поглаживаем – очень полезно в дальнейшем для развития речи.
Далее гимнастика.
Начинаем с ножек.
Притягиваем к животу вверх-вниз.
Далее берем ступни и стучим по поверхности, припевая:”Большие ноги идут по дороге, маленькие ножки бегут по дорожке.
Далее упражнение лягушечка.
Теперь переходим на ручки. Осторожно трясем :”сова летит, сова летит” когда расслабляет, выполняем упражнение как будто плывем одна рукой над головой, другая вдоль туловища: ” лунь плывет, лунь плывет”. Далее разводим руки в стороны, сводим у средней линии над грудью. Далее “обнимашки” – как будто обнимаем ребенка его руками. Далее обязательно полежать на животике. Смотрим на настроение малыша, моей все это безумно нравилось. Гимнастика не должна длиться очень долго, т.к. ребенок устает – не более 10 минут.
От “1 до 2”. 2 месяц жизни
Вот нам исполнилось ровно месяц, мы уже сходили на прием к нашему педиатру и я наиболее основательно проработала занятия с ребенком.
1) на расстоянии 50 см яркую игрушку двигаем по горизонтали, потом по вертикали, малыш должен следить взглядом за игрушкой при этом весело разговаривать.
2) повесить гирлянду из игрушек ( на двух связанных между собой лентах 2 игрушки, вверху знакомая, на нижней ленте новая) на расстоянии 7-10 см. Сначала ждем пока малыш сам заметит, потом привлекаем внимание малыша.
3) берем 2 бабочки ( либо игрушки примерно одного размера и яркости расцветки) показываем малышу . Далее 1 бабочку уводим вправо , потом 2ю влево, потом 1ю в центр, потом вторую в центр. Мылам учится следить за 2 предметами.
4) примерно также как в упр.1, но только звучащую игрушку и уводим из поля зрения.
5) разговариваем с малышом, меняем интонацию, повторяем за ним звуки – ведем диалог!
6) гладим кулачок, потом ладошку, потом каждый пальчик:”сорока-ворона кашку варила, деток кормила, этому дала, этому дала, этому дала и этому дала, а этому не дала, он в лес не ходил и дрова не рубил”
7) перед ребенком крутим яркую игрушку фас и профиль
8) на ленточке завязывает узелки, сначала наматываем на свой палец и гладим ручку малыша. Потом вкладываем в ладошку малыша.
9) в не поля зрения малыша мама поет песни, потом приблизиться и нежно и ласково заговорить
10) ложим на твердую поверхность на животик перед ним яркую игрушку, потом звучащую игрушку: “положили на животик, трудно голову держать, устаю я,недоволен! Лучше просто полежать! На животике лежу во все стороны гляжу! Не умею я болтать, только щеки надувать! Мой животик так болел, папа вылечить сумел, на животик положил, сразу легче. Удружил!”
11) карточки Домана : картинка – реальное изображение животного или вещи, ниже красными буквами слово.
12) классическая музыка
13) детские песенки
14) песни на разных языках
15) упражнения на вестибулярный аппарат
16) плавание- мы практиковали плавание в большой ванне с кругом
Подробно упражнения описаны на сайте https://rodnaya-tropinka.ru/category/razvitie-maly-sha-ot-rozhdeniya-do-goda/rebenku-1-mesyats/
Гимнастика и массаж сохраняется.
От “2 до 3”.3 месяц
Вот мы уже во весь беззубый рот улыбаемся миру. Малышка заметно подросла, и у нас новый комплекс занятий.
1) лежим на животике, перед нами яркая игрушка на расстоянии 30-40 см поднимаем опускаем 2 раза. Перекладываем на спину горизонтально двигаем, вертикально и по кругу в одну сторону и в другую.
2) на полку игрушку, ждем пока малышка заметит, мы использовали неваляшку, потом приводим игрушку в движение.
3) малыш на спине приближаем игрушку , отдаляет, по диагонали в одну сторону и в другую.
4) ведем диалог с малышом, теперь это еще интересней 🙂 звуков много разных и малыш захлебывается от счастья в эти моменты!
5) читаем сказки, стишки, потешки с разной интонацией, я тараторила скороговорки и считалки малышке нравилось очень!
6) следим взглядом за двумя игрушками как и в прошлом месяце, потом вкладываем в руку и даем не много подержать
7) гладим ладошку, разминаем пальчики под “сороку-ворону”
8) гирлянды из игрушек самые различные – малыш должен случайно наталкиваться, моей дочке очень нравилось, могла долго этим заниматься, у меня освобождалась минутка, чтобы заняться домашними делами.
9) упражнения на переворачивание, берем ножку сгибаем и направляем усилием на сгибание и поворот на живот, при усилии на разгибание поворот на спину. Моя дочка с 2,5 месяцев уверенно крутится на бок, и несколько раз сама перевернулась на живот.
10) с разных сторон от малыша подносим музыкальную игрушку
11) гимнастика и массаж как описано выше
12) колокольчики к ручкам и ножкам, можно сделать самим я приобела на одном из сайтов с игрушками.
Подробнее на сайте https://rodnaya-tropinka.ru/category/razvitie-maly-sha-ot-rozhdeniya-do-goda/rebenku-2-mesyatsa/
13) классическая музыка
14) карточки Домана, пока так же с картинками 3 раза в день 3 комплекта по 10 штук
15) я сшила себе разнофактуарный кубик и приготовила несколько лоскутков. С кубиком занимаемся в присутствии мамы, лоскутки развешены в кроватке в период бодрствования.
16) тренируем хватательный рефлекс. Берем за ручки, когда малыш крепко захватывает приподнимаем. Важно если малыш запрокидывает голову то нельзя отрывать от стола!
17) поем с мужем разные песенки, больше всего дочке понравился гимн России в исполнении мужа :)))
18) детские песни ставим слушать и песни на разных языках
Сейчас дорабатываю комплекс упражнений на 4 месяц, убираю то, что нам точно не подходит.
Из развивающего материала планирую приобрести Умницу, на форумах делала опрос, отзывы разные, но мне очень хвалили те кто пробывал. Вот ссылка https://umnitsa.r.mix-uni.ru/1294986250/. Коплю на покупку:)) На сайте пишут с 0 возраст, но считаю это рановато. Отпишусь когда приобрету. А также хочу приобрести весь комплект школы 7 гномов, у меня только несколько книг.
Источник