Раннее развитие ребенка до полугода
Физическое развитие:
-большую часть времени держать ребенка голым
-высаживать с рождения (это конечно не совсем физическое развитие, но ближе всего к этой категории)
-обливать или протирать холодной водой
-устраивать солнечные ванны
-зарядка. Вот некоторые упражнения, которые мама может проделать с малышом.
1. Начните с легких поглаживаний ручек от кисти к плечику по наружной стороне, и от
подмышки к пальчикам по внутренней стороне.
2. Помассируйте животик.
3. Помассируйте стопы от пяточки к кончикам пальцев и уделите внимание каждому
пальчику. Затем поглаживайте ножки от стопы к тазобедренному суставу.
4. Поглаживайте грудь.
5. Ручками поиграйте в обнимашки.
6. Сгибайте к животику обе ножки вместе. Затем сбивайте и разгибайте ножки поочередно.
7. Перевернув кроху на животик поглаживайте спинку по направлению от попы к шеи (не
задевая позвоночник).
8. Затем слегка погладьте ножки от стопы к ягодицам.
Нельзя массировать суставы, пупок, паховые области, соски, внутреннюю поверхность бедра. ванна
-бассейн (грудничковое плавание)
-ношение на руках
-фитнес вместе с мамой он же совместная зарядка
-динамическая гимнастика
-выкладывание на живот (чтобы ребенок научился держать голову, необходимо выкладывать -его на ровную твердую поверхность. Любой матрас и даже одеяло для этой цели не подходят.)
-нахождение на полу
-танцы с ребенком на руках
-трэк Домана
-фитбол
-всегда поднимать ребенка, держа за руки, вложив свой большой палец в ладошку
-провоцировать ползанье держа игрушку в не зоне досягания руки ребенка, но не очень далеко
-прогулки при любой погоде
-давать по висеть на пальцах (палочке,кольцах)
-упражнения для спины (мама прижимает к себе за ножки и чуть наклоняет сыночка вперед).
-упражнения на ползание
Слух:
-пойте побольше – песенки, потешки, прибаутки. Даже если мама уверена что у нее нет голоса или слуха, для малыша это будет лучшей музыкой и лучшим музыкальным и эмоциональным развитием.
-включать классику, детские песни, потешки на русском и английском, звуки природы, танцевальные мелодии и т.д.
-звенеть колокольчиком, погремушкой, флакончиками с крупой и т.п. с разных сторон
-играть на музыкальных инструментах самой и рукой ребенка, называть звуки (высокий-низкий) и ноты.
-на высокий звук мелодии поднимать ребенка, а на низкий опускать.
-отбивать ритм ручками, ножками, ложками, маракасами или погремушкой
-пропевание складов по Зайцеву
Речь и энциклопедические знания:
-много разговаривать с ребенком: “что вижу, то и пою”, но не быть радио. Если знаете второй язык, то иногда разговаривать и на нем. Говорить нужно правильно и четко: не коверкать слова; располагаясь так, чтобы малыш видел ваше лицо и мог проследить за движением губ и языка
-озвучивайте животных на картинках или фигурки, показывая, как рычит медведь или тигр или воет волк.
-читать книги, стихи – детские и классические. Ребенок конечно не поймет смысла стихов Пушкина или Лермонтова, но у каждого классика свой слог и свой ритм. Дети даже новорожденные слышат эту мелодию языка, улавливают ритмичность, вот ради этого и стоит их читать.
-презентации (в том числе “говорим с пеленок” и т.п.) и развивающие мультики (Baby Einstein)
-карточки (по Доману или Лупан) картинки, слова(чтение), кружочки(математика)
-плакаты и репродукции на стенах*
-кубики зайцева
-логопедические массаж
-пропевать слоговые цепочки
-повторять за ребенком его звуки
-записывать звуки ребенка на диктофон и включать ему
-показывать малышу, как щелкать языком, высовывать его, надувать и втягивать щеки, растягивать и собирать в трубочку губы.
-сопровождать жестами свои слова, это дает возможность малышам, которые еще не умеют говорить, как-то общаться с вами.
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковые игры
-показывайте мини-спектакли с игрушкой:
Раз,два,три,четыре,пять (взять игрушку потрясти)
Вышел зайчик поскакать (вверх-вниз)
Огляделся (вертим головой)
Повертелся
Посмотрел наверх и вниз
Пробежался
Испугался (прячем за спину)
Где ты,зайка, отзовись! (показываем)
-развесить на предметах карточки с их названием
-тематические альбомы
Моторика и сенсорика:
-пальчиковая гимнастика и массаж.Уже всем известно, что речевые центры находятся рядом с отделом головного мозга отвечающими за мелкую и крупную моторику. Поэтому массаж пальчиков, перебирание мелких предметов, массажные мячики – все это очень полезно.
-мешочки из различных материалов и с разными наполнителями
-воздушные шарики с разными наполнителями
-шарики «Су-джок». Они продаются с парой пружинок внутри. Шарики можно катать между ладошек, как бы «катая колобок», катать по каждому пальчику отдельно. Пружинки мы прокатываем по каждому пальчику, надевая как колечко.
-различные тряпочки или шкаф с одеждой =)
-опускать ручки ребенка в крупу ( например во время готовки, насыпали в кастрюлю рис, замесили тесто, накрутили фарш – дали потрогать, руки потом сразу помыли)
-обмотать ребенку пальцы шерстяной ниткой, он будет ими шевелить, пытаясь выпутаться
-дать в руки толстую кисточку для макияжа, чтоб перебирал ворсинки
-с помощью кисточки, разукрасить ладонь ребенка краской или выдавить краски на тарелочку и обмакивать туда пальцы ребенка и ставить отпечатки
-рисовать карандашом, держа ручку ребенка
-давать потрогать кору деревьев, листики, мягкие игрушки, домашних животных, теплую-холодную воду, лед и снег, мячики и кубики, тяжелое и легкое, колючее и пушистое, шершавое и гладкое. Проговаривать свойства предметов: “Потрогай какая холодная твердая ложка, а мишка какой теплый и пушистый”
-выкладываем голого ребенка на различные поверхности
-различные бусы в том числе и самодельные: из пуговиц , макарон и т.п.
-тактильные книжки, пано, коврик
Вкус:
-давать ребенку попробовать по чуть-чуть различные продукты
Зрение:
-черно-белые картинки
-нарисованное на картонном круге или бумажной тарелке лицо
-фигуры 4х основных цветов (красный, желтый,синий,зеленый)
-петь потешки то приближаясь до удаляясь от ребенка
-провоцировать повороты головы и глаз вслед за игрушкой
-даем возможность смотреть на мир с различного местоположения
-показываем игрушку потом заводим ее за экран (например лист бумаги) и выводим с другой стороны. (развитие памяти)
-рассматривать картинки в книжках. Тут и говорить нечего, смотреть картинки можно с рождения. Для новорожденных и детей первого года жизни важно чтобы на странице был один большой узнаваемый предмет. Никуда не годятся книжки, где по 5 разных предметов на странице не объединенных сюжетом (так называемые «энциклопедии для малышей» или «мои первые слова«). И конечно, следите за качеством иллюстраций.
Обоняние:
-давать понюхать различные приправы, еду, цветы, арома масла и т.д.
Эмоциональное развитие:
-обнимашки
-щекотки
-ношение на руках
-эмоциональные игры (“идет коза рогатая”, “по кочкам,по кочкам”, “ку-ку” и т.п.)
-вешаем в кроватку (ставим на пол или просто подносим на руках) зеркало
-летаем самолетиком по квартире (заодно все проговариваем, даем потрогать и понюхать-развитие всего чего можно получается)
-подходим к ребенку, как только он заплакал
-флиртуйте со своим малышом. Танцуйте держа за талию и за руку, щекотите шейку, стройте глазки.
-совместный сон
-раз в месяц ходите с ребенком в какое-нибудь интересное место (музей, зоопарк, лес). Новые впечатления лучший стимул к скачку в развитии.
-читать стихи, потешки книжки разными голосами и с разной интонацией. Сердито,весело, удивленно и т .д. Детям это очень нравится и даже обычный массаж можно превратить в веселую игру.
-целительные слова по методике доктора Драпкина.
Не со всеми пунктами вы можете согласиться, далеко не все использовать. В этой статье просто собраны все найденные мной методы, может и Вы найдете что-то полезное и будете использовать в общении с вашим Чудом.
*Что же может висеть на ваших стенах?
Яркие красивые картинки с понятными изображениями на простые темы, например:
– животные (домашние и дикие), обитающие в вашей полосе, птицы;
– при желании – самые простые, распространенные насекомые (пока лучше обойтись без
паукообразных, земноводных и пресмыкающихся – они довольно похожи друг на друга, и малыш
будет скучать);
– садовые цветы, дикорастущие растения, имеющие очень характерный внешний вид, не похожий
на другие; совсем не желательно в этом возрасте показывать грибы, так как они тоже довольно
однообразны;
– мебель;
– посуда, предметы домашнего обихода;
– портреты близких людей;
– изображение детей в действии;
– геометрические фигуры (желательно крупные, нарисованные толстым фломастером);
– на кухне уместными будут овощи, фрукты, различные блюда (можно вырезать из старых
поваренных книг и дамских журналов);
– виды транспорта (но не марки машин!);
– виды природы в разное время года;
– изображения городского и сельского ландшафта (комментарии к таким картинкам – лес, поле,
сад, улица, дом, дворик и пр.);
– другие простые и понятные с вашей точки зрения предметы и изображения.
Буду рада, если вы поможете мне дополнить этот список.
Источник
Я снимаю шляпу перед всеми годовалыми детьми на свете – ведь они самые великие труженики. Вы только вдумайтесь, за год ребенок проходит путь от маленького сморщенного комочка, который даже голову самостоятельно держать не может, до малыша, который ходит, иногда даже бегает, говорит пару слов и уверенно подражает родителям в их действиям в сюжетных играх (готовит как мама с кастрюльками, как папа использует игрушечные инструменты, пытаясь разобрать что-то и т.д.). Конечно, после года развитие ребенка не останавливается и он продолжает овладевать различными навыками и умениями, но на мой взгляд, самые большие скачки развития у детей происходят именно до года.
Ребенка окружает большой яркий и шумный мир, который хоть и стимулирует развитие ребенка, но долгое время кажется малышу враждебным. Единственными островками спокойствия в этом мире для ребенка остаются родители, и их правильное направленное воздействие на ребенка позволяет стимулировать ребенка в удобных и комфортных условиях, а значит развивает малыша гораздо быстрее.
Итак, сейчас я расскажу о нескольких приемах занятий с детьми до 6 месяцев, направленных на развитие различных способностей ребенка. Многие покажутся Вам элементарными, но они могут дать огромный толчок ребенку в его развитии, особенно , если с ним занимаются папа или мама.
Мелкая моторика
2 месяца – открываем кулачок
3 месяца – помогать удерживать, вложенную в кисть малыша игрушку; сжимать и разжимать пальцы ребенка, вкладывая в них различные предметы (например, разные виды ткани)
4 месяца – держать игрушку перед ребенком, чтобы он тянулся за ней и хватал; трясти вложенной в руку погремушкой
5 месяцем – давать малышу различные предметы по форме для ощупывания их контура
6 месяцев – выкладывать перед малышом предметы разной величины (в том числе и мелкие, – не боимся, главное делать это под контролем), стимулировать его тянуться, хватать их; давать ребенку в руки предметы разной величины и стимулировать его действовать ими по отдельности; перекладывание предметов из одной руки в другую.
Погремушка – основной элемент развития ребенка в первые месяцы
Зрительное восприятие
1 месяц – перемещать предмет (например, погремушку) перед лицом ребенка на расстоянии 20-40 см перед лицом ребенка
2 месяц – выставлять перед малышом простые контрастные предметы (например, черно-белые полосы), дожидаясь пока он сфокусирует на них взгляд; затем двигать предмет перед лицом ребенка, чтобы он следил за ним взглядом
3 месяца – перемещать свое лицо. перед ребенком, чтобы он следил за ним; перемещать предметы перед ребенком на расстоянии 20-80 см; концентрируем внимание малыша на предмете в его руке, перемещении предмета в его руке
4 месяца – стимулируем детальное рассматривание игрушки в руке ребенка
5 месяцев – рассматриваем собственное отражение в зеркале, вместе с малышом, акцентируем внимание на частях тела
6 месяцев – стимулируем перекладывание игрушки из одной руки ребенка в другую при зрительном контроле; показываем и называем крупные картинки.
Выбирать и тянуться за игрушкой – простое упражнение, которое стимулирует развитие сразу нескольких навыков
Импрессивная речь
Звать малыша по имени с боку, с сзади, стимулируя реакцию на свое имя; стимулировать речью и жестами просить то, что малышу нужно (любимую игрушку, интересный предмет)
Экспрессивная речь
Активно реагировать на любую речевую активность ребенка (гуление с 2-х месяцев, лепет с 5-ти месяцев); активно комментировать все свои бытовые действия.
Вот такие простые на первый взгляд действия могут значительно облегчить маленьким трудягам их развитие). Это первая часть статьи, если она понравилась, и Вы хотели бы прочитать про развитие других когнитивных навыков до 6-ти месяцев, то ставьте ???? и подписывайтесь, буду писать дальше на эту тему!
Продолжение статьи читайте здесь.
Источник
И вот долгожданное пополнение в семье случилось. И наш драгоценный комочек должен пройти сложный путь в развитии, потому родителям надо запастись терпением. И надо быть подготовленным к тому, чтобы хотя бы примерно знать как развивается наша кроха по месяцам. Ведь иногда может быть какое-то отклонение от нормы.
Именно до года малыши приобретают самые необходимые физические навыки: ползать, сидеть, ходить, разговаривать. Особо зацикливаться на весе/росте не надо, хватит на ежемесячном взвешивании, и там-то отслеживать. В этой статье приведены средние показатели, ведь каждые малыши индивидуальны. Даже на примере, старший ребенок ползал, а младший эту стадию пропустил и он сразу пошел. Или младший проявил пищевой интерес в 4 месяца, а старший до семи не реагировал на пищу родителей. Все индивидуально. И самое важное, ваш ребенок никому ничего не должен.
Средние показатели прибавки веса и роста
Первый месяц.
Первый месяц жизни крохи называют адаптационным. Малыш большую часть спит, бодрствование всего 2-3 часа в сутки. Какой малыш может спокойно лежать когда не спит, какой подвижный: машет беспорядочно ручками, ножками.
Так же кормление (если на ГВ) по требованию, но примерно промежуток 1,5-2 часа. И допустимо, опорожнение после каждого кормления, но также и запоры на несколько дней. Говорят, это молоко хорошо усваивается. Новый человечек может спутать день и ночь, потому важно урегулировать это. (см. статью про режим)
Прислушивается к разговору, когда с ним говорят, успокаивается на руках. Вздрагивает от резких звуков, криков, шумов. Так же может появится первая улыбка(неосознанная). А если мама много общается с ребенком, то может даже появится “агуканье”. Фиксируется взгляд на неподвижных предметах, мамином лице, подвесной мобиль. И самый главный способ общения с миром у малыша – плач. Он может плачем показать что голоден, что хочет спать, или ему неудобно в мокром подгузнике. Так же это время начала коликов, газиков. Почаще выкладывать на животик, желательно это совершать перед кормлением.
В первый месяц остаются рефлексы, которые проходят через месяц-два:
- Сосательный;
- Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
- Хватательный;
- Поисковый ( если погладить щечку крохи он станет искать грудь мамы);
- Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками) .
Второй месяц.
Второй месяц жизни малыша принято называть месяцем оживления.
Малыш уже может дольше не спать. Примерно, до часу. Рефлексы новорожденных начинают постепенно угасать. Идет изучение своего тела. И первыми попадают ручки. Малыш тянет их в рот, обсасывает кулачки. Могут на некоторое время приподнимать головку и удерживать ее. Держать недолго игрушки. Кроха узнает родителей и радуется им, может начать быстро-быстро дергать ручками и ножками. Если на первом месяце не заулыбался, то может в этом месяце. Так же и загулить.
Третий месяц.
На третьем месяце малыш уже может осязать окружающую обстановку. Становится любопытным, любит когда его носят столбиком, особенно лицом к людям, дабы все рассматривать. Реагирует на звуки, поворотом головы. Четко различает лица, видит больше предметов. Малыш уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это профилактика газиков и поможет укрепить мышцы шеи и спины. Так же нельзя оставлять его одного, ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Именно, в этом возрасте много падений грудных деток. Уверенно держит игрушки и тянет их в рот. Если взять за ручки малыша будет делать попытки встать или сесть.
Может начаться обильное слюноотделение. Просто у деток нет рефлекса проглатывания слюны, но как только нервная система будет развиваться, так и это придет в норму. Может разговаривать с собой. Может играть с соской, ножками. Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей. Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания.И так же можно заметить первые черты будущего характера.
Четвертый месяц.
Этот период можно назвать быстро изменяющимся во всех сферах.
На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову, поварачивает ей в разные стороны. Полностью освоил переворачивания. Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища. Пробует ползать на животе или разворачивается на животе в разные стороны.
Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус, близко рассматривает. Также появляются любимые игрушки. Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку. На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, могут проскальзывать первые слоги — «ма», «ба», «па». Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами. Разглядывает свое отражение в зеркале. Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго и недалеко. Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга. Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается. Реагирует, когда произносят его имя.
Пятый месяц.
На пятом месяце жизни кроха активно использует и совершенствует свои физические навыки, и многие малыши уже могут сидеть и даже ползать по-пластунски. Высаживать самостоятельно не надо, ждите когда сядет сам. Мышцы спины еще не окрепшие, потому если даже малышок садится сам из-за них спинка малыша слабая и потому может быть согнута. Некоторые детки пытаются встать на ноги, держась за опору.
Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные, уже можно учить говорить простые слова, такие как папа, мама, деда, баба. Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей. Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает. Играет во время еды. С интересом разглядывает лица на картинках. У большинства детей начинают прорезываться зубы. И так же может проснуться пищевой интерес. Малышу уже очень интересно, что едят его родители и может даже тянуться в тарелку и причмокивать. И если дать ложку ему в ручки она моментально окажется во рту. И в связи с этим можно попробовать начать прикорм. Не захочет сейчас, можно подождать и вводить уже через месяц, по ВОЗ.
Шестой месяц.
В этот период кроха уже может полностью сам садиться отсидеть некоторое время, проползти небольшой путь до игрушки или другой какой заинтересовавшей его вещи. Перекладывать из руки в руку игрушку. Может появится “пинцетный” захват. Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка, или переключился канал. Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
И так же можно уже научить играть в “ладушки”, малыш уже может хлопать в ладоши, играть в “ку-ку”.
Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма, либо уже умеет. Чаще всего, конечно же первое слово “мама.” И в этом возрасте деткам нравятся музыкальные игрушки, некоторые под ритмичную мелодию могут дергать ножками, ручками – как бы танцуют. А если мелодия не понравилась, могут заплакать.
В этот период также начинается знакомство крохи с другой едой, помимо молока мамы. Как и с каких продуктов вводить прикорм надо уточнить у педиатра. Обычно, если малыш набирает вес хорошо, (как минимум удвоил вес от рождения, недоношенные – утроили) то прикорм начинают с овощей. Если ребенок недобирает, то с безмолочных, безглютеновых каш. И естественно, использование специй нежелательно. Почки и кишечник для такого еще не совсем развиты.
Воду давать тоже как начали вводить прикорм обязательно. Но это если не давали ее раньше. Если малышу помогать, он может пить из кружки. И также играет с едой.
Продолжение https://zen.yandex.ru/media/id/5e35ee8b7caf8e37796bb1d3/razvitie-malysha-do-godach2-5e4ab19aa4666c694f8a026e
Источник