Раннее развитие ребенка до года с чего начать

Раннее развитие ребенка до года с чего начать thumbnail

Автор книг для родителей рассказывает о своем опыте раннего развития годовалой дочери. Какие развивающие пособия выбрать? Авторам каких методик верить? Как взрослому получать от всего этого удовольствие? И что опасного в увлечении только “развивающими” играми и игрушками?

Не ждите результата

Воодушевленная великой идеей раннего развития почти годовалой Даши, я начала скупать “развивающие пособия”: паззлы для самых маленьких (по 2-4 элемента), пирамидки, крупную мозаику, разрезные картинки, а также рамки и вкладыши.

Последние – это фанерные или картонные дощечки (планшеты) с отверстиями или выемками разных форм и размеров. Задача игры – подобрать вкладыши к соответствующим отверстиям. Классические рамки по методике Монтессори – с геометрическими фигурами. Но сейчас в продаже имеется огромное количество других тематических дощечек (животные, фрукты, цвета и так далее) – с подложкой (то есть рисунком внутри в качестве подсказки) или без.

Также у нас в доме появились обучающие книжки на разные темы (например, “Противоположности”, “В зоопарке”, “Цвета и формы”, “Изучаю себя”). Затем настал черед “фотоальбомов”.

“Фотоальбомы” – это условное название. На самом деле вместо фотографий увлеченная мама вставляет в кармашки картинки с изображением разных предметов, обитателей животного мира и пр. Рядом подпись, желательно написанная “по складам” – в духе методики Н.Зайцева. Альбомы должны быть тематическими (“овощи”, “одежда”, “мебель”, “музыкальные инструменты”, “дорожные знаки”, “породы собак” и так далее). Это такой замечательный способ знакомства малыша с окружающим миром.

Картинки и надписи к ним я брала из книги Л.Даниловой “Как дать ребенку энциклопедические знания”. Сейчас в продаже имеется множество специальных наборов картинок, систематизированных по определенным темам.

И вот все было готово для занятий. Но… жизнь внесла свои коррективы. Ребенку подсовываемые мамой картинки были абсолютно неинтересны. Нет, интересны, но секунды на три. Потом внимание переключалось на россыпь паззлинок на ковре, еще через мгновение – на красочные рамки и вкладыши, потом на обслюнявленные бублики от пирамидки… Затем это все отшвыривалось, и ребенок уползал бродить по квартире. Я бегала за ней с альбомами: “Смотри, смотри, это тукан, а вот это рыба налим”… Без толку. Что тукан, что налим, что баян с гармонью Даше были одинаково безразличны.

Внутри меня затрепыхалось беспокойство. Но потом, к счастью, на глаза попался опыт одной мамы. Она рассказывала, что ее мальчик пристрастился к тем же альбомам только в 1 год и 3 месяца. Я поняла, что еще не все потеряно, и, помня заветы специалистов не форсировать события, стала ждать.

Чем мы еще занимались в тот момент? Пытались строить башни из кубиков: я строила, а Даша ломала. Ничего, успокаивала я себя, это период сейчас такой – разрушения. Пора созидания впереди. Наши игры в мячик, рамки и вкладыши, стишки-потешки-песенки – все это было каким-то… неуклюжим. Я не видела в Даше даже искры реакции на мои старания.

Я хорошо усвоила предостережения “не растите гения”, “не гонитесь за рекордами”, “не нагружайте ребенка”. Но установка “не ждите реакции и результата” как-то прошла мимо меня. И только потом, немного поумнев, я поняла, что не нужно ждать – ни интереса, ни отклика, ни того, что малыш порадует маму своими успехами. От ребенка вообще ничего не нужно ждать! Не только в пору его раннего детства – вообще никогда.

И надо гнать от себя мысли о том, что я, мол, занимаюсь “ранним развитием” своей дитятки, как это здорово, какая я молодец. У таких занятий не должно быть ни скрытого, ни явного подтекста, ни каких-либо амбициозных целей, кроме одной – удовольствия от совместного времяпрепровождения. Все материнские порывы должны идти от сердца, а не потому что “так надо”, “полезно” и “правильно”.

Вот оно, раннее развитие!

…Успехи, как это обычно бывает, стали заметны тогда, когда их уже никто не ждал. В тот самый 1 год и 3 месяца у Даши проснулся “зверский аппетит”. Ей стало интересно буквально все – и тематические альбомы в первую очередь. Мы стали изучать их каждый день, по чуть-чуть: я пролистывала странички, называла картинки, а Даша увлеченно слушала. Рейтинг самых популярных тем возглавили животные – домашние и дикие.

Занимаясь с Дашей, я открыла для себя много нового. Например, научилась отличать болонку от пекинеса, узнала, как выглядит камбала и кто такой долгопер… Я вспомнила, что самая длинная река на земле – это Нил, самый большой остров – Гренландия, а самое глубокое, самое чистое да к тому же самое “старинное” озеро – наш Байкал.

И это было только начало! Мой ребенок потом еще не раз помогал мне по-новому взглянуть на привычные вещи и вытащить из закоулков памяти пыльные мешки знаний. В один памятный день я увидела, что Даша сама стала брать альбомы с полочки и рассматривать их. И мое материнское сердце успокоилось окончательно – процесс пошел.

Одновременно с альбомами ребенок “подсел” на всевозможные рамки и вкладыши и похожие на них фанерные игры. (Правильное название – развивающие доски Сегена. Это фанерные планшеты с выемками разной степени сложности: например, несколько одинаковых собачек разного размера; картинка, состоящая из нескольких деталей, и прочее.)

Другим нашим любимым развлечением стала игра в “забавную пирамидку”. Это 8 ярких пластмассовых стаканчиков, окрашенных во все цвета радуги, которые можно складывать один в другой или, перевернув вверх дном, строить из них башню-пирамидку. Тут и изучение цветов, размеров, и знакомство с понятиями “больше-меньше”.

В тот же самый момент муж уехал в командировку в Венгрию и привез оттуда Даше подарок – большой “логический куб” с множеством отверстий в виде разных геометрических фигур (еще одно название такой игрушки – сортер). В них-то и надо было просунуть подходящие по форме детали. Причем кубик оказался повышенной сложности: помимо банальных круга, квадрата, овала там были дырочки для полукруга, эллипса, прямоугольного, равнобедренного и равностороннего треугольников, пяти-, шести-, восьми-, десятигранников и даже параллелепипеда.

“Производители случайно ничего не перепутали? – подумалось мне. – Это точно развивающее пособие для детей второго года жизни?”

Каково же было мое удивление, когда, потыкавшись недельки три, Даша стала наполнять “логический куб” на счет раз. Именно тогда я окончательно поверила Масару Ибуке – мозг маленького ребенка имеет практически неограниченные возможности. Нужно только каждый день заниматься с ним “зарядкой”.

Подход к ребенку

Впрочем, к каждому ребенку нужен свой подход. Как-то раз я предложила трехлетней Даше раскрасить картинку – девочку с санками. К слову сказать, раскрашивать она тогда еще совсем не умела. Но учиться когда-то надо начинать, правда? Ребенок с энтузиазмом взял было фломастер и… положил его на место.

– Нет, мам, у меня не получится.

– А ты попробуй. Смотри, это совсем несложно, – и я раскрасила девочке шапочку.

Даша ни в какую:

– Нет, у меня не получится.

И тут меня прорвало.

– Не получается у тех, кто даже не пытается научиться, Даша. Если ты не будешь пробовать, не будешь стараться, у тебя действительно ничего не выйдет. Получается только у тех, кто берется за дело, и тренируется, тренируется, тренируется, не боясь ошибок. Ни у кого сразу не получается, но если вообще ничего не делать, то не получится никогда. Вот!

Я выдохнула. Потом задумалась. Кому я все это сказала? Трехлетней девочке? Да разве может такая кроха понять все эти причинно-следственные связи “взрослого мира”, а тем более взять их на заметку?

Кроме того, поднабравшись опыта в “раннем развитии”, я поняла для себя несколько важных вещей:

  1. Мария Монтессори, супруги Никитины тысячу раз правы, советуя никогда не делать за малыша то, с чем он может справиться сам. Играя с ребенком, ни в коем случае не надо тут же указывать ему на его ошибки и подсказывать, “как надо” и “как правильно”. Пусть ошибается, пусть делает так, как считает нужным. Потому что только напрягая свою головку, придумывая собственные способы решения задачи, он научится думать и творить. Только так он вырастет внутренне свободным и уверенным в собственных силах. Хорошо бы эту установку перенести на все остальные сферы жизни ребенка. В будущем он меньше всего будет нуждаться в том, чтобы ему настоятельно советовали, как жить и что делать.
  2. Если у малыша что-то не получается, и он со злостью отшвыривает игрушку с явным намерением больше никогда к ней не подходить, нужно попытаться минимизировать этот негатив. И еще раз спокойно и ненавязчиво показать, объяснить, подбодрить, поддержать веру в себя. “У тебя обязательно получится, ты такой молодец!”.

Но… Что же я увидела после того, как умолкла? Даша, вздохнув, робко взяла фломастер и стала разрисовывать девочке варежки. Неумело, конечно, то и дело вылезая за “границу”, но она старалась! Вечером мы с гордостью показывали “девочку с санками” пришедшему с работы папе, который, конечно, чуть в обморок не упал от такой красоты. А Даша с тех пор поверила в свои силы и попросила накупить ей раскрасок. Кто бы мог подумать, что такое безнадежное дело, как “взрослая лекция”, поможет ей преодолеть “барьер” и начать заниматься тем, что, как она считала, у нее никогда не получится.

“Бесполезные” игры

Как-то незаметно для себя самой я стала заниматься с ребенком только “развивающими” играми, напрочь позабыв про игры “бесполезные” (прятки, салочки, дочки-матери и прочие). Ситуацию спасла появившаяся в нашей жизни Дашина няня – Наташа. Она была музыкальным руководителем в детском саду и подрабатывала у нас два раза в неделю.

– Современные дети совершенно не умеют играть, – запомнила я Наташины слова. – И это самая большая проблема, когда они приходят в детский сад.

Нашей няне я до сих пор безмерно благодарна. За то, что она просто замечательный человек. За то, что за два года ее работы у нас мне не в чем было ее упрекнуть. Но в первую очередь за то, что она научила моего ребенка играть.

У Наташи это получалось очень естественно. Они с Дашей брали плюшевые игрушки, придумывали роли, ситуации (магазин, “у доктора”, на улице, в гостях, в зоопарке и тому подобное), обыгрывали их, развивая воображаемый сюжет. И хотя моя девочка в тот момент говорила только отдельные слова, игра получалась и поглощала дочку целиком. И очень-очень скоро я заметила, что она уже не ходит за мной хвостиком, не просит, чтобы ее развлекали, а с удовольствием играет сама.

Как научить малыша играть самостоятельно?

  • Детским играм в одиночестве мешают два чувства: чувство незащищенности и чувство неуверенности в себе. Чтобы чувствовать защищенность, нужно, чтобы мама постоянно находилась в зоне видимости. А чтобы ощущать уверенность в себе, нужно, чтобы мама все время подбадривала и хвалила (“Как хорошо у тебя получается! Ты молодец!”).
  • Чтобы малыш стал играть самостоятельно, надо показать ему, как это делается. Поэтому сначала какое-то время играем вместе с ним – в самые разные игры и игрушки, которые есть дома. Показываем всевозможные варианты (можно так, а можно эдак), экспериментируем и, конечно же, фантазируем.
  • Иногда, когда малыш в затруднении, помогаем ему выбрать игру, предлагаем что-то. Покупая новую игрушку или игру, также сначала играем вместе.
  • Совсем необязательно тут же срываться и бежать, когда ребенок зовет играть. Если мы заняты, можем спокойно (и твердо) сказать: “Я занята, но обязательно поиграю с тобой, когда освобожусь”. Так мы даем ему понять, что мама – отдельный человек со своими потребностями, и у нее тоже могут быть свои дела.

Кстати, увлеченно играя, ребенок постигает окружающий мир намного глубже и многограннее, чем при выполнении “развивающих” заданий, поскольку прилагает значительные душевные усилия и задействует творческое воображение. Для малыша очень важно пережить различные эмоциональные состояния. Пережить самому, а не изучить по картинкам. Он должен сам научиться радоваться, сопереживать, заботиться, быть внимательным и прочее. Примерять на себя различные социальные роли и смотреть на мир с разных точек зрения. Только тогда его развитие можно будет назвать полноценным.

Теперь я знаю: “бесполезных” занятий для малыша не бывает. Любая игра, любое интересное взаимодействие с взрослым развивает его, дает новые знания и умения, делает более смышленым, самостоятельным, зрелым. И не нужно бояться, что втянувшийся в сюжетно-ролевые игры ребенок привыкнет к участию взрослого и уже не сможет без него обойтись.

Сможет! Не может тот, кому постоянно не хватает внимания, с кем мало играют, кому в самом раннем детстве не показали, как весело, интересно и с пользой можно проводить время.

Источник

Название написала, но мне оно не нравится Звучит, как бездушная и обязательная инструкция по применению игрушек к ребенку На самом деле, мне совсем не хочется, чтобы вы восприняли эту статью таким образом. Ведь малышу до года прежде всего нужны не игрушки, и не какие-то специальные методики развития, а мамина безоговорочная любовь, чувство безопасности и уверенности в окружающем его мире. Только при наличии этих факторов ребенок развивается полноценно. Если с малышом много общаются, носят его на руках, «включают его в свою жизнь», он в любом случае будет развиваться лучше, чем малыш, одиноко лежащий в кроватке, пусть даже увешанной развивающими игрушками.

Тем не менее, у любой любящей мамы рано или поздно закрадывается мысль, что время, проведенное с ребенком, можно организовать более эффективно, игрушки покупать более подходящие, а игры упорядочить согласно какой-то методике. Поэтому и родилась эта статья с подборкой простых игр и полезных игрушек для детей 1 – 6 месяцев. Очень надеюсь, что она станет для вас хорошим подспорьем.

Играем с погремушками

О полезности погремушек, в общем-то, знает каждый. Поэтому упомяну только несколько важных моментов, которые полезно знать.

Как развивать ребенка в 4 месяца

Чтобы новорожденный ребенок мог учиться фокусировать свой взгляд на погремушке, важно показывать ее на расстоянии примерно 25-30 сантиметров от глаз малыша. На 1-м и 2-м месяце жизни именно это расстояние является оптимальным как для общения с малышом, так и для демонстрации ему игрушек. Это объясняется тем, что из-за незрелости глазных мышц на более далеком расстоянии малыш видит расплывчато, ему еще тяжело сфокусироваться на отдаленном предмете.

Интересно, что 25-30 сантиметров – это именно то расстояние, на котором находится лицо матери, если она держит малыша на руках и кормит грудью. Природа все продумала!

Показывая погремушку и извлекая из нее звук, плавно перемещайте ее то вправо, то влево. Таким образом, вы будете совершенствовать зрительно-слуховую ориентацию малыша. И уже в возрасте 10 дней можно будет заметить, что малыш начал следить глазами за перемещающейся погремушкой.

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Начиная примерно с 3 месяцев, можно начинать работать над хватательным движением руки. И здесь уже пригодятся погремушки на палочке, которые малышу будет удобно держать одной ручкой. Сначала нужно будет помогать малышу и вкладывать игрушку в его ручку, а ближе к 4 месяцам, он научится самостоятельно брать погремушку из ваших рук и удерживать ее.

Развиваем зрение с помощью черно-белых картинок

Черно-белые картинки для новорожденных

Бытует мнение, что новорожденные видят мир в черно-белых тонах. На самом деле это заблуждение учеными уже опровергнуто. Действительно, зрение малыша до 3 месяцев еще очень несовершенно, и черно-белые изображения он различает гораздо лучше. Однако и остальные цвета он, хоть и хуже, но видит.

Если вы когда-нибудь показывали малышу черно-белые картинки, то, наверно, замечали, что они буквально приковывают его внимание. Это происходит потому, что малышу легче сфокусироваться на контрастном изображении.

Как развивать ребенка в 1 месяц

Все вышесказанное не означает, что окружающее пространство малыша нужно ограничить по цвету, но демонстрировать ему контрастные черно-белые картинки в первые 3 месяца жизни чрезвычайно полезно. Это способствует развитию внимания, остроты зрения, способности фокусироваться на предметах.

Как включить черно-белые картинки в жизнь малыша?

  • Картинки можно развесить в кроватке (изображения желательно менять время от времени).
  • Можно сделать черно-белые кубики и закрепить их на мобиле или развивающем коврике (СКАЧАТЬ развертки кубиков для печати).

Черно-белые кубики для новорожденных СКАЧАТЬ

  • Черно-белые картинки можно расставлять перед малышом в любом месте, где он бодрствует.

Как развивать ребенка в 2 месяца

На просторах интернета можно найти огромное количество черно-белых картинок для скачивания, хотя бы вот здесь. Но можно посмотреть и готовые варианты карточек (Ozon, My-shop, KoroBoom), как правило, они выполнены из плотного картона, что бесспорно является плюсом, ведь, подрастая, ребенок с удовольствием начинает хватать карточки.

Когда начинать показывать?

Картинки можно показывать с самого рождения. Сначала ребенку больше всего понравятся геометрические формы и простые узоры. Попозже, примерно с 1,5 месяцев, будет интересно смотреть картинки с силуэтами животных и разных предметов.

Начиная с 1,5 месяцев, я показывала и называла черно-белые карточки с изображениями разных предметов, опираясь на рекомендации методики Домана. То есть брала комплект из 10 карточек и прокручивала их перед сыночком, озвучивая названия. Потом, спустя некоторое количество показов, заменяла в комплекте старые карточки на новые (по одной). Не буду сейчас утверждать, что малыш все запомнил (т.к. проверить это вряд ли возможно ), но то, что он смотрел всегда с огромной заинтересованностью и порой визжал от восторга при их появлении – это факт!

Цветные картинки для младенцев

После 3 месяцев специалисты рекомендуют показывать уже яркие цветные картинки. Они также должны быть контрастными и с минимальным количеством деталей.

Как развивать ребенка в 6 месяцев

Играем в развивающем коврике

Развивающий коврик (Ozon, My-shop) – тот гаджет, который считается чуть ли не обязательным для малышей. О его покупке, как мне кажется, задумываются практически все родители. И нельзя отрицать, что это действительно полезная вещь!

Развивающий коврик для малышей

Для чего нужен коврик? Начиная месяцев с 2, ребенок потихоньку начинает присматриваться к тем игрушкам, которые на нем закреплены (кстати, до 3-4 месяцев на коврике также лучше закреплять черно-белые кубики или игрушки, они больше заинтересуют малыша).

Ближе к 4 месяцам ребенок будет пытаться трогать и хватать игрушки. В грамотно выполненном коврике игрушки расположены на подходящей высоте. Обязательно обратите на это внимание при покупке.

Развивающий коврик, как правило, в ходу до тех пор, пока ребенок не начинает активно переворачиваться, «пятиться» назад и ползать. С обоими детьми мы активно пользовались ковриком до 5 месяцев, а потом приходилось использовать уже более масштабные варианты – стелить большое одеяло на ковре или использовать коврик-пазл из вспененного материала (Ozon, My-shop, KoroBoom). В общем-то, когда ребенок начинает активно двигаться, он очень быстро начинает выходить за границы любого коврика

Коврик - пазл Город для малышей

Наблюдаем за крутящимся мобилем

Еще одна игрушка, которая является неотъемлемым элементом всех красивых фотографий c лежащим в кроватке малышом, – это мобиль (Ozon, My-shop). Приспособление действительно полезное, правда, используется оно, наверно, не так часто, как это нам представляется перед покупкой. Первые 2 месяца новорожденные, как правило, на мобиль не обращают никакого внимания, т.к. он не попадает в их поле зрения (в те самые 25-30 сантиметров, на которых малышам удобно фокусироваться).

Игрушки для ребенка 3 месяца

Потом, месяца в 3, наконец, наступает то «золотое время», когда ребенок начинает интересоваться крутящимися фигурками. И действительно, в этот период, заводя чудесную карусельку, можно получить несколько минут свободного времени, попить заветный чай, например.

Через n-е количество просмотров мобиль малышу надоедает, и, в общем-то, можно сказать, что к 5 месяцам уже исчерпывает себя. С одной стороны, кажется, что это совсем недолгий срок службы, но если разобраться, то в этом возрасте вряд ли что-то интересует малыша дольше.

Кстати, для тех мобилей, которые не отличаются излишней хрупкостью, позже начинается еще и «вторая жизнь». Ведь когда ребенок учится вставать в кроватке, он начинает с удовольствием хватать все эти игрушки на карусельке и мотать их во все стороны У нас был самый простой мобиль, поэтому он легко пережил всю нагрузку.

Я бы сказала, что мобиль – это не столько развивающая игрушка, сколько возможность получить свободную минутку для мамы.

Исследуем тактильные игрушки

Тактильные игрушки для малышей

С того момента, как малыш начинает брать в ручку игрушки и различные предметы (примерно с 4х месяцев), ему уже можно предлагать различные тактильные игрушки. Пробуя на ощупь разные текстуры – мягкие, твердые, колючие, шершавые, гладкие – малыш будет совершенствовать сенсорное восприятие.

Иногда можно услышать, что лучше всего для этих целей чуть ли не с рождения подходит сенсорное лото. Вынуждена не согласиться с данным утверждением, так как с трудом представляю себе, как 4-месячный ребенок будет правильно захватывать лото-фишку и щупать ее в строго заданном месте.

Можжевеловые тактильные игрушки для малышей

Для развития сенсорных ощущений в этом возрасте лучше всего подойдут массажные мячики, можжевеловые ежики, шарики и палочки, бигуди-липучки и т.п. Их можно просто раскладывать на пеленочке рядом с малышом, катать их перед ним. И он, лежа на животике, будет пытаться схватить их ручкой. Шероховатые и выпуклые игрушки будут стимулировать рецепторы на пальчиках малыша, для него это будут новые интересные ощущения.

Тактильные можжевеловые палочка, ежик, шарик

Также с помощью массажного мячика можно делать легкий массаж, прокатывая «колючего ежика» по тельцу малыша. Такой массаж можно сопровождать стишком:

Мячик-ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем,
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем,
И немножко покатаем,
Затем ручку поменяем.

Примерно с 5 месяцев можно предлагать малышам самые простые сенсорные коробки, заполненные помытыми грецкими орехами (в скорлупе) или крупными макаронами (типа каннелонни).

Первая сенсорная коробка для малыша

Коробка будет наиболее интересной, если добавить в нее нескольких текстурных элементов. Малыш будет с удовольствием брать предметы ручкой. А саму коробку желательно придерживать, чтобы он ее не перевернул за раз.

Сенсорная коробка для самых маленьких

Наблюдаем за катающимися игрушками

Раз уж заговорили о мячиках, то сразу хочется сказать, что в этом возрасте любые катающиеся и перемещающиеся игрушки чрезвычайно полезны. Ведь мотивировать малыша к ползанию – одна из важных задач этого периода. Когда игрушка плавно перемещается перед глазами, за нее же так хочется ухватиться!

Начиная с 4 месяцев, в арсенале ребенка очень полезно иметь небольшие мячики, простые заводные игрушки, погремушки в виде цилиндров и т.п. Показывайте ребенку, как игрушки катаются на небольшом расстоянии от него. Во-первых, у ребенка будет тренироваться зрительная ориентация. Во-вторых, малыш, скорее всего, захочет достать двигающуюся игрушку. В этом случае ему надо немного помочь, создав ладонями упор для его стоп.

Играем с резиновыми игрушками

Какие еще игрушки понравятся малышу до 6 месяцев? Конечно, те, которые можно вдоволь погрызть. Не знаю почему, но классические грызунки-прорезыватели моих детей совсем не интересовали. Зато очень нравились обычные резиновые игрушки. Главное требование к таким игрушкам в этом возрасте – чтобы резина была не только безопасная, но и мягкая. В этом случае малыш сможет самостоятельно сжать ее в ручке и извлечь из нее звук. С такими игрушками хорошо играть в ванной, добавлять их в сенсорные коробки для разнообразия ощущений.

Делаем гимнастику и массаж

Физическое развитие ребенка, безусловно, важно на протяжении всего периода детства, но на первом году жизни его значение невозможно переоценить, это ведущее направление развития! От того, как малыш научится управлять своим телом и освоит важнейшие моторные навыки, зависит развитие мозга в целом и здоровье организма малыша. Поэтому, как бы ни были полезны черно-белые карточки и погремушки, они никогда не заменят простую ежедневную гимнастику для малыша!

Гимнастика и массаж для малышей 3 месяцев

Проведение массажа и гимнастики можно доверить профессионалам (но тогда она будут проходить только курсами), а можно проводить дома самостоятельно в ежедневном режиме. Все рекомендации по проведению массажа и гимнастики в домашних условиях, а также подробное видео с упражнениями я уже выкладывала здесь. Скоро будет еще и комплекс для деток чуть старше!

Учимся ползать

Отдельно хочется обратить внимание на такое упражнение, как «грудничковое ползание». Или его еще называют рефлекторное ползание. Глен Доман в своей книге не раз подчеркивает, насколько полезно это упражнение для развития ребенка (да-да, его методика состоит не из одних только карточек, как это принято считать :), физическому развитию уделяется ничуть не меньше внимания).

Если младенцу первых месяцев жизни, лежащему на животе, приставить к ступням ладонь, то можно заметить, что он постарается от нее рефлекторно оттолкнуться и тем самым продвинется вперед. Глен Доман предлагал смастерить для ребенка узкий трек с бортиками, от которых он будет отталкиваться и потихоньку перемещаться по треку. Тем самым, ребенок будет учиться ползать.

Трек Домана

Однако, чтобы освоить с ребенком это упражнение, делать такую дорожку совсем необязательно! Можно положить ребенка на любую ровную поверхность, и подставляя руки к его ступням в качестве опоры, помогать ему перемещаться. То есть сначала необходимо поджать ножки ребенка к попке, как у лягушонка, уперев ступни в свои ладони. Когда ребенок оттолкнется и выпрямит ноги, вновь пододвинуть ножки к тазу и повторить упражнение.

Грудничковое ползание

Таким образом, ребенок потихоньку будет толчками перемещаться по поверхности. Поначалу у него это будет не очень хорошо получаться, и за раз он, возможно, осилит не более одного толчка, но если делать упражнение регулярно, ребенок здорово натренирует ножки и сможет активно двигаться.

Начинать делать такое упражнение можно уже с 3 недель. Если сомневаетесь, можно начать и немного позже, главное сделать это в течение первых трех месяцев, пока рефлекс еще активен.

Такое упражнение полезно делать не только в рамках комплекса гимнастики, но и просто в течение дня. Оно готовит малыша к обычному ползанию, укрепляет мышцы ног и спины, да и в целом оказывает благотворное влияние на физическое развитие малыша. Дети, с которыми регулярно выполняют такое упражнение, более подвижны и легче осваивают остальные двигательные навыки.

Такое упражнение мы практиковали с сыночком, в результате он начал ползать очень рано – когда ему даже не исполнилось 5 месяцев.

Играем в прятки

Стоит ли тут рассказывать подробнее? Знаменитую игру в «Ку-ку» знают все родители и любят все дети без исключения. Игра не только помогает развеселить ребенка, но и носит полезную функцию – малыш учится переживать первый опыт расставания с мамой. Мама исчезает, а потом с радостным возгласом «Ку-ку» появляется. Ребенок приобретает уверенность, что мама всегда возвращается, и в ее исчезновении нет ничего страшного.

Эту игру малыши начинают понимать примерно в 5 месяцев. Так что не откладываем в долгий ящик и начинаем играть Варианты «Ку-ку»:

  • мама прячется за углом / кроватью / диваном,
  • мама накрывает лицо платком / пеленкой,
  • накрываем лицо малыша тонким платком (только не сильно!), малыши чуть постарше быстро учатся сами убирать платок с лица,
  • прячем игрушки под одеялом / коробкой так, чтобы часть игрушки была видна.

Играем в «Козу рогатую»

Еще одна классическая игра, которая неизменно поднимает настроением деткам. Замечено, что малыши начинают понимать и реагировать на нее примерно с 5 месяцев. Единственное, для самых маленьких стишок про козу можно немного сократить, чтобы ребенок не устал ждать того самого бодания Я использую такую укороченную версию:

Идет коза рогатая

За малыми ребятами,

Сейчас Витю забодает, забодает!

(мягко «бодаем» малыша пальцами-рогами)

А уже потом, когда ребенок подрастет, можно добавить подробности и про кашу, и про молоко

Слушаем классическую музыку

Наверняка, вы уже не раз слышали совет о том, что малышу нужно включать классическую музыку. Некоторые даже рекомендуют начинать в период беременности. И это не пустые советы. Прослушивание классической музыки действительно развивает у ребенка внимание, воображение, эмоциональность, гармонизирует психологическое состояние.

Слушаем классическую музыку с малышом

Если включить 3-4 месячному ребенку Моцарта, то можно увидеть, что он буквально замирает, настолько сосредоточенно прислушивается к звукам. Классическая музыка еще и здорово успокаивает, и может очень хорошо помочь, когда малыш не в настроении. Я часто включала 4-5 месячному сыночку классическую музыку, когда он ехал в коляске и не спал. Просто лежать ему было еще скучно, а вот с музыкой – совсем другое дело.

Поддерживать природную любовь детей к музыке несложно, достаточно регулярно включать ее. Главное, не забывать И не слишком вымещать классику обычной попсой с радио.

ВОТ ЗДЕСЬ можно найти список классики, рекомендуемой к прослушиванию малышам, по этой же ссылке ее можно скачать.

Слушаем стишки-потешки

Ни для кого не секрет, что с ребенком нужно много разговаривать. Но что именно говорить малышу? Ребенку сейчас интересно все, что происходит вокруг него, все, что вы с ним делаете. Об этом и нужно говорить! И если ваше общение будет в форме стишков и потешек, это понравится малышу гораздо больше. Ведь для ребенка до года, который еще несовершенно понимает вашу речь, важна прежде всего ее ритмичность и эмоциональность. Все это есть в потешках и приговорках, которые складывались целыми поколениями мам и бабушек.

Для малыша первых месяцев жизни потешки станут замечательным сопровождением обычных бытовых процедур – купание, одевание, прием пищи. Услышав знакомые слова, ребенок будет радоваться и чувствовать себя спокойнее, да и неприятные процедуры будут протекать легче. Нашу подборку потешек на все случаи жизни можно найти ЗДЕСЬ.

На первое время стишки можно написать на листочках и развесить по дому, чтобы быстрее запомнить.

Читаем книжки

Читаем книжки малышам

Чтение книг, как известно, обогащает внутренний мир ребенка. И не стоит думать, то малыш первого года жизни еще слишком мал для книжек и ничего в них не понимает. Примерно с 3-4 месяцев он уже может фокусироваться на картинках, а слушать текст и того раньше.

Для первого чтения отлично подойдут короткие ритмичные стихи (как у Барто) и сказки с многократными повторениями (такие как «Репка», «Теремок», «Колобок»). По мере проявления бОльшего интереса к книгам, можно вводить стихи и сказки с более «замысловатым» сюжетом.

Подборка книг для малышей до года

Для самых маленьких читателей старайтесь выбирать книги с крупными понятными иллюстрациями, не перегруженными деталями. Полную подборку книг, подходящих для малышей до года я ранее публиковала здесь (скоро планирую ее обновить):

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДО ГОДА

На этом все, спасибо за внимание! Очень надеюсь, что вопрос о том, как развивать ребенка в 1, 2, 3, 4, 5, 6 месяцев отпал Ну а если не отпал, то есть еще видео-версия этой статьи

Совсем скоро опубликую еще больше полезностей для малышей до года. Чтобы быть в курсе новых статей, подписывайтесь на обновления в Инстаграм, ВКонтакте, FaceBook!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Как научить ребенка говорить

РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА ДО ГОДА

Подборка книг для малышей до года

ПОДБОРКА КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ МАЛЫШАМ ДО ГОДА

Гимнастика и массаж для малышей 3 месяцев

ГИМНАСТИКА И МАССАЖ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-3 МЕСЯЦЕВ

Источник