Раннее развитие ребенка чтение
Обучение чтению важный и в то же время сложный процесс для ребенка. Родителям или педагогу необходимо увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь.
При обучении ребенка чтению стоит соблюсти ряд правил:
– самый оптимальный возраст для обучения это 5-6 лет;
– не заставляйте, обучение должно проходить в игровой форме;
– проявите терпение;
– занятие не должно превышать 10 минут;
– выберите подходящую для вас методику.
В настоящее время методик обучения чтению очень много. Рассмотрим самые популярные из них, и постараемся выбрать самую оптимальную.
Звуковой метод (буквенно -слоговый)
Вначале обучение изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам. Этот метод самый популярный его используют практически во всех школах.
Плюсы:
-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);
-избавляет от дефектов речи;
-обучать можно в любом месте.
Минусы:
-не подходит ля раннего развития;
-поначалу ребенок не понимает, что читает.
Метод обучения по кубикам Зайцева
В основе этого метода лежит обучение по складам (согласная с гласной, согласная с мягким или твердым звуком), которые изображены на кубиках. Придумал этот метод педагог из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А.
Плюсы:
-игровая форма обучения;
-возможность обучения с раннего возраста;
– заниматься можно недолго по времени;
-хорошо подходит для левши (такие дети лучше понимают целое слово, а не отдельные буквы).
-ребенок быстро осваивает чтение.
Минусы:
– дети при чтении частенько плохо проговаривают окончание слова;
– детям сложно разбирать слово на части, по составу (так как воспринимают его целым);
-дорогостоящие пособия.
Обучение по карточкам Домана
Эта методика подойдет для обучения чтению в раннем возрасте. Детям показывают карточки с написанными на них словами, и четко проговаривают их. Обучению названию букв и звуков в этом методе не учат.
Плюсы:
– возможность обучения с раннего возраста;
– игровая форма;
-способствует расширению кругозора малыша;
– хорошо развивается память.
Минусы:
– сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте;
-трудоемкость (нужно подготовить огромное количество карточек);
-возникают проблемы при чтении написанного по-другому.
Методика Марии Монтессори
Сначала по данной методике дети учатся писать буквы (с помощью специальных вкладышей). А затем уже происходит изучение букв. Ребенок с помощью взрослого называет звук и проводит пальчиком по букве на карточке (буквы из шероховатой бумаги). Далее из букв дети учатся складывать слова.
Плюсы
-возможность раннего обучения;
-игровая форма;
– параллельно (с помощью Монтессори-материалов) развиваются: мышление, логика, мелкая моторика;
– дети учатся сразу читать про себя
Минусы
– методика больше подходит для детского сада, нежели для домашнего обучения;
-трудоемкость при организации;
-дорогостоящий материал.
Методика Ольги Соболевой
Каждая буква по методу Соболевой обыгрывается в стихотворениях, сказках, ее можно слепить,нарисовать, при этом создается ее запоминающийся образ-ассоциация. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать. Информация о букве преподносится для любого типа восприятия (визуалов, кинестетиков и аудиалов) с точки зрения психологии.
Плюсы
– игровая форма;
-расширяется словарный запас;
– раскрытие творческого потенциала у ребенка;
-параллельно происходит развитие воображения, логики, фантазии, внимания, памяти;
-возможность обучения с раннего возраста;
-подходит для детей с разным типом восприятия информации;
Минусы
– больше подходит для детей творческих;
-отсутствие системы.
Методика Сергея Полякова
Занятия проходит в 7 ступеней. Всего их 70, в основе развивающие игры. Обучаются читать складами,предварительно изучив буквы.
Плюсы
-игровая форма;
-занятия короткие;
-небольшое количество пособий.
Минусы
-занятия проходит, четко по плану не прерываясь, иначе придётся начинать заново.
Методика Надежды Жуковой
В основе метода традиционный подход, дополненный оригинальными особенностями. Н.Жукова логопед с 30 летним стажем. Прежде чем приступать к обучению чтению ребенка с помощью этого метода необходимо сначала познакомиться с буквами.
Плюсы
-идеально подходит для домашнего обучения;
– доступность пособий.
Минусы:
-не подходит для раннего развития.
Методика Чаплыгина
Методика похожа на методику Зайцева, но у Чаплыгина она упрощена. На кубиках (их 30) изображены также склады, нет разделения на гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие и звонкие.
Плюсы:
-кубики изготовлены из дерева;
– игровая форма обучения;
-подходит для раннего развития.
Минусы:
-не подходит для группового обучения;
-дорогостоящий набор кубиков;
-нужно постоянно придумывать новые игры для поддержания интереса ребенка.
Как видите, методик обучения много и перечисленные в этой статье далеко не все. Какую же выбрать? Даже педагоги спорят на этот счет. Но самое главное, обучение должно проходить в игровой форме. Так как игровая деятельность, это ведущая деятельность у дошкольников. Выбирая, методику учитывайте индивидуальные особенности ребенка.
Личное мнение:
Каждая методика хороша по своему, но все же традиционная или основанная на ней остаётся вне конкуренции. Её можно дополнить, например, творческим подходом Ольги Соболевой и некоторыми Монтессори материалами. При желании можно взять и другие элементы из различных методик. И самое главное, учитывайте интересы, увлечения своего малыша, и тогда обучение пройдет легко, без сложностей!
Возможно, Вам будет интересно:
15 интересных и необычных способов выучить с ребёнком буквы.
Источник
Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.
На LogicLike.com дети развивают логику и способности к математике. Решайте ребусы, закономерности, логические задачи и головоломки. У нас более 3500 занимательных заданий.
Попробуйте наш курс в игровой форме!
В Logiclike есть всё, что вы искали
С какого возраста учить ребенка читать?
Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?
Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.
Ребенок точно готов учиться читать, если он:
- умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
- легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
- различает понятия право-лево, верх-низ;
- правильно выговаривает буквы;
- проявляет интерес к буквам и чтению.
Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.
Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам? Время пришло. Не упускайте момент.
Методики обучения чтению, их плюсы и минусы
Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.
Чтение по слогам (фонетический метод)
Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.
Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.
- «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
- «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.
Кубики Зайцева
На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.
Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.
- «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
- «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).
Карточки Глена Домана (чтение целых слов)
Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.
- «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
- «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.
Методика Марии Монтессори
Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.
Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.
- «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
- «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.
Какую методику выбрать?
Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.
Учимся читать играючи
Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.
Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.
«Живые буквы»
Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.
Упражнения в игровой форме
Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.
Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.
Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:
Настольные игры
Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».
«Тайные письма»
Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.
Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.
Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
Упор на запоминание букв, а не звуков
Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.
Изнуряющие занятия
Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.
Психологическое давление
«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.
Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.
Отсутствие у родителей привычки читать
Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.
Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?
Читайте книги вместе с ребенком
Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.
Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.
Предложите развивающие задания в форме игры
Источник
Нынче очень модно раннее развитие ребёнка.
Над кроваткой уже вешают буковки и циферки. Чуть ли уже ни самые первые игрушки начинают ребёнка учить читать и писать. Появилось много методик по раннему обучению чтению и счёту.
Источник фото: https://its-kids.ru/
Как Вы думаете, а для чего всё это нужно?
Кому это нужно?
Маме похвастаться или для ребёнку польза?
По данным современной науки в области исследований функций головного мозга и нейропсихологии такая поспешность родителей чревата в будущем для ребёнка проблемами с восприятием и воспроизведением информации.
Ребёнку могут грозить дисграфия, дислексия, алалия, а так же низкая способность к самоконтролю и концентрации внимания.
Разбираемся по порядку
Ребёнок – это НЕ уменьшенная копия взрослого, а активно и ПОЭТАПНО развивающийся организм. И это в первую очередь касается и мозговых структур.
1. К рождению.
Центровая древняя структура мозга ретикулярная формация уже хорошо сформирована к рождению и питает энергией развивающиеся части мозга. Энергетический ресурс ретикулярной формации ограничен, поэтому основное питание получает та часть мозга, которой положено развиваться именно в это время.
Если в определённый возрастной период мы искусственно активизируем развитие другой области головного мозга, то развивающаяся естественным образом недополучает питания и остаётся недоразвитой.
2. Возраст от 0 до 2х лет.
В самом начале жизни между огромным количеством неорганизованных нейронов начинают формироваться нейронные связи. В них закрепляются все способы реагирования на этот мир и новые умения ребёнка.
Нейронные связи, которые ребёнок использует часто, начинают закрепляться и обрастать миелиновой оболочкой. Чем толще и плотнее оболочка, чем качественнее связь и прохождение нервного импульса.
Благодаря чему формируются нейронные связи и миелиновая оболочка, а вместе с ними кора головного мозга?
В первую очередь благодаря тактильным ощущениям, обильному сенсорному восприятию и двигательной активности.
Важны также рациональный режим активности и отдыха, полноценное питание и обилие кислорода, особенно в ходе двигательной активности.
Ребёнку для развития мозговых структур
нужно как можно больше и разнообразнее двигаться, трогать, слышать, видеть, нюхать, лизать, кусать и т.п.
Ребёнок до 3х лет развивается только в движении!
Если движения мало и оно не рационально, то и нейронных связей мало и нервный импульс не качественный. А это база для формирования всех областей мозга и координации процессов протекающих в организме в целом.
Именно по этому я и занимаюсь обучением мамочек созданию грамотной двигательной и сенсорной активности для их младенчиков и малышей чуть постарше. Это и различные виды массажа, гимнастики и тактильного взаимодействия с окружающим миром.
3. Возраст от 3х до 5ти лет.
В 3 года начинают формироваться лобные доли мозга и правое полушарие. Туда и поступает основной энергетический поток из ретикулярной формации.
Лобные доли – это контроль, все механизмы, касающиеся саморегуляции, самомотивации, коррекции своего поведения – так называемые процессы оттормаживания.
Поэтому, если ребёнок до 3х лет истерит, то объяснять что-либо бесполезно. Процессы контроля и логики в головном мозге ещё не запущены. Стараемся переключить внимание или просто берём в охапку и уносим орущим.
Правое полушарие – это абстрактное мышление.
Пора активно рисовать, знакомиться с временами года, временем и другими абстрактными понятиями.
Для ретикулярной формации процессы контроля (оттормаживания) самые энергозатратные функции. Поэтому, если в этот период загружать малыша освоением “конкретики” чтения и счёта, то на выгоде можно получить не умение контролировать и своё поведение, и внимание, и восприятие, и речь.
Малыш, конечно, может выучить буквы и цифры, но это как “собака Павлова” на рефлексе без понимания сути этих символов. А энергия на это у формирования лобных долей будет украдена. Восполнить потом это будет уже достаточно сложно.
Качественно сформированные лобные доли дадут ребёнку начиная с 5ти лет легко и быстро освоить и чтение, и счёт, и иностранный язык. Значительно быстрее, чем в более раннем возрасте. Просто мозг уже будет готов к этому.
4. Возрастной период с 5ти до 7ми лет.
Здесь происходит активное формирование левого полушария, которое отвечает за логическое мышление.
УРА! Начинаем читать, считать, объяснять логически, учить языки и та далее.
А когда Вы начали учить своего ребёнка читать и считать?
Как обеспечиваете или обеспечивали полноценные двигательную и сенсорную активность своему младенчику?
Источник