Раннее развитие детей воспитание ребенка

Раннее развитие детей воспитание ребенка thumbnail
  

Книги, Библиотека » Детская психология, Саморазвитие » Воспитание детей

© Масару Ибука

Раннее развитие и воспитание ребенкаФрагмент
книги Ибука М. До трех — самое время! 76 советов по раннему воспитанию. — СПб.: Питер, 2018.

Масару Ибука — один из основателей корпорации Sony, также известен как автор методики раннего воспитания детей. Он пишет о своей новой книге: «Я не профессиональный педагог,
но именно поэтому замечаю то, что трудно заметить специалисту. Маленькие дети обладают неограниченным потенциалом. Я впервые представил свою теорию раннего развития в книге «После трех уже
поздно». После этого наука о мозге и медицина шагнули далеко вперед и подтвердили, что маленькие дети действительно обладают удивительными способностями».

Что же понимают под ранним развитием некоторые родители? До трех лет, когда мозг ребенка обладает уникальными способностями, они не обращают на это никакого внимания, а после трех начинают учить его тому, чему учат в начальной школе. Это в корне неверно. Нельзя делать из ребенка гения, забывая о том, что в первую очередь вы должны воспитать его хорошим человеком.

И это не так сложно, как может показаться. Мой подход очень логичен и эффективен. Таким пожилым людям, как я, чтобы что-то запомнить, нужно бесконечное количество раз это повторить. А если мать будет развивать ребенка с самого рождения, он без труда усвоит все необходимое.

Любая мать может воспитывать ребенка в возрасте образов

Как вы знаете, приниматься за воспитание после трех лет уже поздно, начинать нужно в возрасте образов. Но вот вопрос: кто, чему и как должен учить ребенка в это время?

Сначала разберемся с «кто». Учитывая, что воспитание в этом возрасте основывается на использовании способности ребенка распознавать разные образы, это обязательно должна быть мать. Возраст от рождения до года или двух лет — это период активного развития, ребенок в это время постоянно находится с мамой. Чтобы задействовать его способность распознавать образы, необходимо постоянно, терпеливо и много повторять с ним одно и то же. А кто еще может сделать это, кроме матери, которая любит малыша и всегда находится рядом?

Кто-то может возразить, что это слишком сложная задача. На самом деле, если в возрасте образов задействовать способность ребенка к распознаванию паттернов, он без проблем усвоит все необходимое. В этот период малыш как будто сам просит маму: покажи еще, продолжай. И благодаря повторению мать может закрепить в его голове самую разную информацию.

Теперь обратимся к «что» и «как». Это уже должна решать мать. Главное, на что я хочу обратить внимание: удивительные способности ребенка в этом возрасте нужны не только для того, чтобы сделать из него гения в английском или музыке. Самое главное — научить его основным правилам жизни в обществе. Воспитайте полноценную личность, человека, который думает не только о себе, но и о людях вокруг.

От всего сердца хочу поблагодарить разных ученых и специалистов за их бесценный опыт и знания, которыми они делились на страницах журнала «Раннее развитие ребенка», авторов книг, откуда я почерпнул много нового, и, конечно, матерей, которые в письмах рассказывали мне о своем опыте воспитания детей.

Хорошая мать любит ребенка и стремится правильно воспитать его

«Хороший» и «плохой» — очень удобная мерка, чтобы оценивать вещи, поступки и события. Но такая оценка крайне субъективна: одна и та же музыка кому-то кажется хорошей, а кому-то плохой, так всегда бывает. И тем более нет единого стандарта, позволяющего определить «хорошую мать» и «хорошего ребенка», ведь все люди разные.

Японцы, которые долго жили за границей и вернулись на родину, в один голос утверждают, что у японских детей нет чувства ответственности перед обществом. Они имеют в виду, что дети в общественных местах не задумываются о неудобствах, которые могут создавать окружающим своим поведением. Например, в метро дети без очереди лезут в вагон, чтобы побыстрее занять место на сиденье, или пачкают одежду сидящего рядом человека, не обращая на это никакого внимания. Самая жесткая критика в этом случае направлена против матери, которая все это позволяет.

Подобные ситуации — проблема воспитания. Если спросить людей, что значит «хороший ребенок», все ответят по-разному. Но большинство будет единодушно в оценке «хорошая» и «плохая» по отношению к матери.

«Хорошая мать» любит своего ребенка и старается достойно воспитать его — с этим все согласятся.

воспитание ребенка матерью

«Хорошего ребенка» каждый представляет по-своему. Но если мать не стремится вырастить своего ребенка хорошим (в ее представлении о хорошем), как родитель она провалилась. Я убежден в том, что основные качества «хорошего ребенка» закладываются до трех лет, когда родитель может полностью им управлять.

Известный американский психолог профессор Джером Брунер считает, что хорошие родители «устанавливают невербальную связь с ребенком еще до того, как он начнет говорить, и с ее помощью общаются и играют с ним, тем самым развивая». Другими словами, хорошие родители сознательно воздействуют на ребенка в возрасте образов, чтобы правильно воспитать его. Обычно говорят, что ребенок может расти и без родителей, но «вырасти» и «получить воспитание» — совсем разные вещи. Если мать не любит своего ребенка и не старается его воспитывать, ребенок ни за что не вырастет хорошим.

До детского сада ребенок легко может «подхватить» характер и поведение матери

Говорят, что ребенок — зеркало своей матери. Посмотри на ребенка — и поймешь, что за люди его родители. Влияние, которое оказывает на ребенка дошкольного возраста материнское воспитание, сильнее, чем мать может себе представить. Врачи-педиатры обычно наблюдают ребенка и мать вместе. Говорят, что опытные врачи с одного взгляда на ребенка могут определить, что за человек его мать.

Вот, например, история Дои Ёсико из города Кобе, которая долгие годы работает в сфере дошкольного образования. Дои руководит детским садом, к настоящему времени она выпустила около 5000 детей. Она рассказала о трех способах, которые использовала при приеме детей в детский сад.

Первый — совместный тест для матери и ребенка, второй — прием всех в порядке очереди, третий — жеребьевка. Почему она использовала все три способа? В первом случае многие мамы жаловались, что вступительный тест задевает их материнское достоинство: если ребенок проваливался, они считали, что это их вина. Во втором случае желающие попасть в детский сад приходили ночью и стояли в очереди, чтобы записаться. В конце концов пришлось использовать третий способ.

Читайте также:  Модель развития ребенка как субъекта поведения по выготскому

Меня заинтересовало, как отличались дети, попавшие в сад разными способами. По словам Дои Ёсико, дети, попавшие в сад первым способом, обладали лучшими способностями, а среди детей, выбранных третьим способом, было много не очень умных детей. Каждый год из ее детского сада выпускается примерно 300 детей. Среди детей, попавших в сад по результатам тестирования, 40–50 человек позже поступили в лучшие университеты страны. А среди детей, выбранных вторым и третьим способом, процент поступивших оказался значительно ниже.

Конечно, я не считаю, что дети, которые поступили в обычные университеты, хуже тех, кто поступил в лучшие вузы. Многие ошибочно полагают, что для поступления ребенка в престижный университет необходимо заниматься его образованием еще до детского сада. Это не так. А вот материнское воспитание и развитие, которое ребенок получает до детского сада, влияет на всю его жизнь. Будущее ребенка зависит от матери — настолько велика ее ответственность.

Мать должна уделять пристальное внимание воспитанию ребенка до двух лет

Если спросить современных молодых мам, зачем они родили ребенка, в ответ часто можно получить безответственное «муж захотел» или «в семье должен быть ребенок». Иногда даже отвечают «от скуки», и в этом случае ребенок для взрослых — просто игрушка. А если, наоборот, спросить женщин без детей, почему они не рожают, услышишь такие эгоистичные ответы: «ребенок будет мешать работе», «жизнь и так тяжела», «ребенок будет отнимать все время, не останется на себя».

На японском телевидении выходила передача «Женское призвание»: никто из пятидесяти участниц не ответил, что их призвание заключается в воспитании детей. Когда работающая женщина выходит замуж, она вынуждена одновременно делать три больших дела: работать, воспитывать ребенка, следить за домом. Поэтому можно понять, когда современные женщины сомневаются, заводить ли им детей. Но разве есть для женщины работа более важная, чем воспитание ребенка?

развитие детейВот что говорит по этому поводу японский скрипач и педагог Судзуки Синъити, основоположник всемирно известного метода преподавания игры на скрипке:

«Вы говорите, что очень заняты разными делами и на ребенка не остается времени. Но что может быть важнее в этом мире, чем воспитание детей? Если у вас есть такое занятие, то зачем вы вообще родили ребенка? Можете заниматься своими «важными делами» хоть до пятидесяти или шестидесяти лет. Когда закончите — тогда и заводите детей!» Что могут ответить на это женщины, которые родили ребенка от скуки, и женщины, которые не рожают, потому что ребенок будет мешать работе?

Известный критик и эссеист Акияма Тиэко — женщина-карьеристка, прекрасно справлявшаяся со всеми тремя обязанностями: работой, воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства — считает, что женщины, которые сознательно не заводят детей, просто лентяйки. Воспитание детей — это не бесполезный труд, это одно из главных дел в жизни женщины, и именно поэтому, по ее словам, она могла хорошо справляться и с работой, и с домашними делами тоже.

Исходя из собственного опыта Акияма советует мамам, которые хотят работать, а не сидеть дома: «Сейчас у вас потрясающе интересный период в жизни. Все зависит от вас: вы можете стать воспитателем, диетологом или дизайнером… Но главное — уделять внимание воспитанию ребенка».

Размышляя о процессе развития ребенка, я пришел к выводу, что особенное внимание воспитанию мать должна уделять до двух лет. Именно она может положительно влиять на ребенка в возрасте образов.

Роды раньше называли главным делом женщины. Но я бы сказал, что самая главная работа начинается после родов. И если мать не может как следует заботиться о ребенке и воспитывать его, она не сможет хорошо выполнять и другую работу. Я считаю, что воспитанию ребенка до двух лет нужно уделять как можно больше внимания, недостаточно просто родить, нужно воспитывать ребенка, заботиться о нем, беспомощном и беззащитном, до того момента, пока он не повзрослеет.

Конечно, я мужчина и не могу понять всю тяжесть родов. Но поэтому и нужно как следует воспитывать с таким трудом рожденного ребенка, а иначе в страданиях нет смысла. На свете много матерей, которые считают, что раз они уже родили ребенка, то их работа закончилась, и теперь они будут наслаждаться жизнью. Но разве есть большее счастье и радость для матери, чем воспитание своего ребенка?

У матери есть возможность стать не только воспитателем, диетологом или дизайнером, но и врачом, и духовным наставником. И когда мать совмещает все эти роли, ребенок растет и развивается хорошо. Есть матери, которые перепоручают заботы о ребенке другим людям. Ничего удивительного, что таких матерей упрекают в безответственности и лени и даже говорят, что они фактически бросили своего ребенка. Рождение ребенка — это не способ развеять скуку, воспитание малыша требует больших усилий.

От того, как воспитывается ребенок в период до двух лет, зависит его будущее. Поэтому так важно, чтобы мать серьезно отнеслась к его воспитанию хотя бы в это время. И это вполне посильная задача.

Воспитание  ребенка начинается в тот момент, когда  он  рождается

Говорят, что если рядом с новорожденным щенком положить карманные часы, завернутые в полотенце, он будет спокойно спать. Тиканье часов звучит для щенка как сердцебиение матери. Все новорожденные испытывают сильнейший стресс после рождения. В животе матери они слышали биение ее сердца — вероятно, именно поэтому детеныши животных успокаиваются, когда слышат похожий звук во внешнем мире. И дети не исключение.

Проводился такой эксперимент: младенцу давали послушать звуки, похожие на сердцебиение матери, и он успокаивался. Когда эти звуки учащались, ребенок начинал плакать. После этого эксперимента стали продавать аудиозаписи, на которых звук сердцебиения постепенно переходит в музыку.

Более того, считается, что у детей, которые в роддоме в комнате для новорожденных лежат ближе ко входу, следовательно, слышат больше разных звуков и чувствуют присутствие людей, мозг развивается лучше, чем у тех, кто лежит в глубине комнаты.

Читайте также:  Таблица развития ребенка грудного возраста

Для развития новорожденного ребенка очень важны даже первые несколько часов или несколько дней, воспитание ребенка начинается в тот момент, когда он рождается!

Умные мамы читают умные книги по воспитанию детей и детской психологии. Но изначально для воспитания ребенка важна природная связь между ним и матерью. В таких процессах, как беременность, роды, воспитание, особенно сильна природная составляющая. Если мать ее недооценивает, она может упустить самое благоприятное «время воспитания», что впоследствии никак не наверстать, сколько усилий ни прикладывай.

Я хочу убедить женщин быть более ответственными в воспитании детей. А начинается эта ответственность с осознания природной связи между матерью и ребенком. Намного лучше, если ребенок слушает настоящее сердце матери, а не имитацию сердцебиения в записи.

© Масару Ибука М. До трех — самое время! 76 советов по раннему воспитанию. — СПб.: Питер, 2018.
© Публикуется с разрешения издательства

 

Источник

Умный, здоровый, физически и психически развитый ребенок – мечта любого родителя. Именно к этому мы стремимся, играя и занимаясь с детьми. Но как развивать ребенка правильно, чему учить, пока он маленький, на чем сконцентрировать основные усилия? От обилия идей и советов по детскому развитию голова у мам подчас идет кругом. В данной статье мы проведем обзор основных иностранных методик раннего развития детей, поговорим об их особенностях и главных принципах.

Имея представление обо всех методиках, вам будет проще определиться с тем, элементы какой/каких из них стоит взять на вооружение

Методика раннего развития детей Гленна Домана

Гленн Доман – американский нейрофизиолог, разработавший уникальную методику развития, которая изначально была направлена на реабилитацию детей с повреждениями мозга. В течение многих лет врач проводил исследования и детально изучал закономерности детского развития, что и помогло ему создать комплексную лечебную программу. Занятия, включающие в себя зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию, дыхательные упражнения, мануальное воздействие и упражнения на развитие речи вызывают заметные улучшения в состоянии больных детей. Доман считал, что мозг «развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В дальнейшем Доман усовершенствовал свою методику, чтобы применять ее и для развития здоровых детей. Высокий уровень интеллектуальной и физической подготовки детей, с которыми занимались «по Доману», вдохновляет родителей использовать именно эту методику раннего развития

Основные принципы методики:

1) Физическое развитие (свобода движения ребенка, стимуляция врожденных рефлексов, использование трека для обучения ползанию, развитие чувства равновесия и умения преодолевать преграды, обучение плаванию);

2) Обеспечение ребенка максимумом информации (в ответ на вопрос ребенка нужно дать максимально развернутый ответ и дать возможность анализа – например, показав 10 карточек с изображениями того, о чем спрашивал ребенок);

3) Обучение чтению (регулярный показ карточек с изображениями знакомых предметов и их написанными красным шрифтом названиями);

4) Обучению счету (регулярный показ карточек с разным количеством красных точек, которые ребенок учится соотносить с понятием количества);

5) Энциклопедическое обучение (показ карточек с отчетливыми и крупными изображениями незнакомых ребенку предметов, животных, репродукций картин, людей, слов и т.д.).

Методика Домана-Маниченко

Одним из наиболее известных в России последователей Гленна Домана стал педагог и психолог Андрей Маниченко, создавший собственную адаптированную методику и основавший компанию «Умница». Основное отличие методики Маниченко от методики Домана – игровая форма обучения и активное участие ребенка в процессе.

Основные принципы методики:

1) Игровые микроуроки.

2) Комплексное обучение чтению – от карточек к книгам.

3) Занятия проводятся по карточкам, дискам, книжкам-вертушкам, книжкам-пряткам и листалкам.

Монтессори-методика раннего развития

Методике Монтессори или, как ее называла сама автор, системе самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде, уже более 100 лет. Мария Монтессори – первая в Италии женщина-врач, ученый, педагог и психолог. Работая детским врачом, она обратила внимание на бесцельность времяпровождения умственно отсталых детей и пришла к выводу, что в раннем детстве они не имели достаточного количества стимулов для развития. Целью разработки системы Монтессори было создание материалов, которые бы побуждали детей к познанию

Основные принципы методики:

1) «Помоги мне это сделать самому» – главный принцип методики Монтессори. Если ребенок может сделать что-то самостоятельно, родитель или педагог не вмешиваются в процесс и не пытаются помочь. Роль взрослого – наблюдать и предлагать малышу задания с тем материалом, который он сам выбрал. Ребенок работает в своем темпе и занимается тем, что ему интересно в данный момент. Это развивает уверенность в собственных силах, независимость.

2) Развивающая среда является основой методики Монтессори. Ее элементы должны стимулировать ребенка к познанию через все органы чувств. Помещение для занятий по системе Монтессори разделено на 5 зон с развивающими материалами: зона упражнений в повседневной жизни, зона сенсорного воспитания, математическая зона, зона родного языка, зона Космоса.

3) Методика Монтессори делает особый акцент на работе ребенка с предметами. Это и повседневные предметы, и специальные Монтессори-материалы, разработанные таким образом, чтобы ребенок мог справляться с ними самостоятельно. Большое внимание уделяется предметам, развивающим мелкую моторику – бусинам, шнуровкам, крупам и бобовым, шарикам, пуговицам.

4) Монтессори-группа состоит из детей разного возраста, что воспитывает в старших заботу о младших, а малышей стимулирует учиться у тех, кто взрослее.

5) Все материалы после занятия должны быть вымыты, сложены и убраны ребенком на место. Это с раннего возраста приучает детей к порядку и уважению к другим людям.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан – увлеченная ранним развитием мама, применившая методику Домана к двум своим дочкам и на практике понявшая ее плюсы и минусы. Именно поэтому многим нравится именно методика Лупан, а не Домана, ведь он писал свои книги, основываясь на среднестатистических показателях большого количества детей, не акцентируя внимание на индивидуальности каждого ребенка. Сесиль Лупан же более тонко и душевно подбирала методы обучения (и это естественно, поскольку она делала это не для чужих, а для своих собственных детей), с учетом склонностей и возникновения интереса к тому или иному занятию.

Основные принципы методики:

1) Родители – лучшие учителя для малыша. Ребенку важен интерес со стороны взрослых к его потребностям и интересам, но не нужна чрезмерная опека.

Читайте также:  Как помочь ребенку с особенностями развития заговорить

2) Обучение происходит в игровой форме и прекращается до того, как ребенок устанет. Занятия должны быть в радость и для малыша, и для родителей. Проверять знания ребенка не нужно.

3) Быстрота и новизна будут поддерживать естественную любознательность ребенка. Импровизированные занятия лучше серьезных заготовок.

4) Познание мира, по мнению Лупан, начинается с речи. Именно поэтому разговаривать с ребенком следует постоянно, даже если он пока ничего не понимает.

5) Важно учитывать индивидуальность каждого ребенка и проявлять гибкость и чуткость, раскрывая его природные способности.

6) Особое внимание, как и у Домана, уделяется физической активности ребенка, которая является основой для умственного развития. Сесиль Лупан является сторонницей грудничкового плавания по мeтоду Клэр Тиммeрманс.

Методика развития талантов Синити Сузуки

Синити (Шиничи) Сузуки – японский скрипач, педагог и основатель Института воспитания талантов. Он был убежден, что музыкальность не является талантом, а просто способностью, которую можно и нужно развивать. Синити Сузуки сравнивал обучение игре на музыкальных инструментах с обучением родной речи, считая, что в постижении любых навыков нет принципиальной разницы. Поэтому его методика называется еще «методом родного языка». Трех-четырехлетние воспитанники Сузуки поражали окружающих блестящей игрой на скрипке, что является явным показателем успешности данной методики.

Основные принципы методики:

1) Любовь, внимание и забота родителей – основа любого обучения. Доброжелательная атмосфера помогает раскрыться способностям ребенка.

2) Прививать ребенку любовь к музыке необходимо с рождения.

3) Многократные повторения, свойственные обучению музыке, способствуют развитию трудолюбия, пониманию смысла музыкального произведения, точности самовыражения.

4) К обучению нужно подходить как к игре, а не как к скучной обязанности. Тогда и ребенку учиться будет в радость.

Методика Масару Ибука

Масару Ибука – японский инженер и успешный бизнесмен, один из основателей компании «Sony». Однако он приобрел известность в большей степени как автор уникальной методики раннего развития, сочетающей в себе рекомендации касательно всех сторон жизни ребенка. Единственный сын Масару Ибука, страдавший аутизмом, вдохновил его на подробное изучение разнообразных педагогических методик и постоянные наблюдения за детьми и подростками. Результатом исследований стал провокационный вывод, ставший названием известной книги – «После трех уже поздно». Масару Ибука был убежден, что в первые три года жизни формируются умственные способности ребенка, а значит, родителям важно не упустить это «золотое время» для обучения малыша.

Основные принципы методики:

1. Первые три года жизни ребенка – это основа для всего его будущего. Поэтому важно обеспечить малышу благоприятную среду, постоянно общаться с ним, проявлять ласку и заботу, развивать его интеллектуально и физически, эстетически и музыкально. Окружение важнее в плане развития ребенка, чем гены.

2. Ребенка невозможно «перекормить» новыми знаниями, его нервная система блокирует информацию, когда мозг переполнен ей.

3. Необходимо знакомить ребенка с настоящим искусством, показывая ему репродукции картин великих художников и давая слушать музыку классических композиторов.

4. У ребенка не должно быть много игрушек, это рассеивает внимание и подавляет развитие.

5. Строгость к ребенку нужно проявлять в первые годы его жизни, а не наоборот. После 2-3 лет у малыша развивается самоуважение, а излишнее давление вызывает лишь протест и неповиновение.

6. Маленьких детей можно и нужно обучать иностранным языкам.

7. Родителям стоит поощрять творческие проявления ребенка.

7. Детям необходимо постоянно двигаться. Тренировать двигательные навыки нужно с младенчества. Очень полезна ходьба, которая задействует большую часть мышц тела.

Вальдорфская методика раннего развития

Вальдорфская методика была разработана Рудольфом Штайнером, немецким ученым, основоположником антропософии и педагогом. Основная задача воспитания ребенка по Вальдорфской системе – формирование свободной личности. Данная методика не приемлет раннего интеллектуального развития детей. Считается, что самым маленьким (детям до 7 лет) необходима подражательная познавательная деятельность, а не перенасыщение избыточной информацией. Вальдорфская система приветлива, доброжелательна, спокойна. Садики и школы, работающие по этой методике, существенно отличаются от традиционных: они имеют неторопливый темп, индивидуальный подход к каждому ребенку, в них нет оценок и сравнивания детей.

Основные принципы методики:

1. Главный принцип – это «неопережение», т.е. ребенок должен развиваться в своем темпе, с упором на качество, а не на количество.

2. Дети играют и работают только с натуральными материалами. Пластмассовые и электронные игрушки, различные гаджеты исключены. Вся атмосфера наполнена домашним уютом, ведь детей окружает естественность: дощатые полы и мебель, самотканые коврики, тряпичные куклы, деревянные и соломенные игрушки.

3. Большое значение придается психологическому комфорту ребенка, а значит, педагог Вальдорфского детского сада или школы должен уметь создать доверительную обстановку в коллективе.

4. Особое внимание уделяется занятиям различными видами искусств: музыкой, пением, живописью, лепкой и рукоделием. Вальдорфскую педагогику можно назвать скорее гуманитарной.

5. Дети очень много играют, преимущественно самостоятельно (взрослые лишь поддерживают интерес детей к игре). Кроме того, они участвуют во взрослой трудовой деятельности – готовке, уборке, садоводстве.

6. Отсутствуют принуждение, наказания и осуждение ребенка.

7. Важной частью Вальдорфской педагогики являются праздники, проводящиеся в духе народных традиций.

Методика раннего развития Макото Шичида

Макото Шичида – японский профессор, ученый, исследователь и практик в области деятельности головного мозга. Шичида считал детей гениальными от природы и не советовал родителям увлекаться академическим обучением. По его мнению, задача взрослых – создать для развития мозга ребенка благоприятную среду.

Основные принципы методики:

1. Приоритетным в методике Шичиды является развитие правого полушария мозга ребенка, отвечающего за интуицию и подсознание. Именно в этом основное отличие данного метода от традиционного, «левополушарного», применяющегося в большинстве современных детских садов и школ. Возраст с полугода до 6 лет Шичида считал идеальным для развития правого полушария.

2. Благожелательность родителей и позитивный настрой определяют успешность занятий.

3. Занятия с ребенком должны быть разнообразны и направлены на развитие всех способностей ребенка: фотографической памяти, визуализации, математических способностей, музыкальности, интуиции и даже экстрасенсорики. Шичида рекомендует использовать в занятиях большое количество карточек с разнообразными изображениями, танграмы, пазлы, книги, слушать с ребенком музыку, делать творческие задания и многое другое.

Источник