Раннее эстетическое развитие ребенка

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей. Музыкально – художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания.
Отделение раннего эстетического развития для дошкольников в ДМШ было открыто в 1993 году. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 урока, продолжительностью 30 минут.
Учащиеся получают уроки музыки, ритмики, рисования, азбуки театра и живой родник.
На отделении работают опытные педагоги, любящие детей и умеющие найти индивидуальный подход к каждому ребёнку: Попова Л.Ю.(живой родник), Орлова Т.Ю. (рисование), Юрченко Ф.Ш. (музыка), Кузнецова О.Б. (ритмика, театр), концертмейстер Волохова Е.Г.
Обучение в группах раннего эстетического образования ставит перед собой следующие цели и задачи:
обогащение духовного мира ребёнка;приобщение к лучшим образцам мировой художественной культуры;развитие общих и специальных способностей дошкольника, овладение навыками учебной деятельности;формирование художественно-образного мышления детей, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса и потребности в эмоциональной отзывчивости на прекрасное.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Именно в этот период начинается приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органического вхождения ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и искусства. Занятия в группах эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной творческой деятельности.
Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей. На уроках музыки ребёнок познаёт звучащий мир. У него развивается чувство ритма и звуковысотных ощущений. Ребёнок учится владеть своим голосом. Пение благотворно воздействует на дыхательную систему детского организма. На уроках ритмики ребёнок учится передавать особенности характера музыки посредством выразительного движения. Кроме этого эти занятия служат задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывают правильную осанку, координацию движений. Движения под музыку способствуют развитию межполушарных взаимодействий головного мозга. На занятиях изобразительного искусства у детей развивается чувство цвета, формы, пространства, образное мышление, мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения кончиков пальцев развивают мышление. А уроки развития речи и математики (живой родник) помогают малышам расширять словарный запас, считать и решать логические задачи.
В процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы детей. Дети замкнутые, закрытые, застенчивые становятся более общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне подвижные – более эмоционально спокойными, сдержанными. Дети приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать и переключать внимание, наблюдать и фантазировать. Важно и то, что дети регулярно выступают на праздничных концертах отделения, тем самым, реализуя своё естественное желание быть услышанными, замеченными. Такие концерты привносят в процесс обучения интерес и радость не только детям, но и родителям. Обучение на отделении раннего эстетического развития подготавливает ребёнка к общеобразовательной школе.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей.
Музыкально – художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания.
Более 10 лет в ДШИ “ЭТЮД” существует отделение раннего эстетического развития и уже накопила положительные результаты в области художественно-творческой деятельности, основывающейся на освоении дошкольниками первоэлементов (“азбуки”) языка искусств.
Сегодня преподаватели отделения раннего эстетического развития – это команда высококвалифицированных с большим опытом работы с детьми специалистов.
Плишкина Елена Павловна – руководитель группы “ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК”, преодаватель высшей квалификационной категории;Орестова Елена Львовна – руководитель группы “ЛАДУШКИ”, преподаватель первой квалификационной категории;Ворошко Надежда Анатольевна – преподаватель первой категории;Солодовникова Татьяна Владимировна – преподаватель высшей категории;
Педагоги работают с детьми по авторским программам , проводят интересную внеклассную работу с детьми и их родителями, ставят с малышами интересные и увлекательные спектакли.
За последние годы сложилась практика обязательного участия малышей в отчетных концертах школы. Кроме того дети выступают на площадках детских садов,ежегодно учавствуют в городских конкурсах – фестивалях, где занимают призовые места.
В программе обучения на отделении раннего эстетического развития углублённое изучение предметов: музыка, ритмика, основы изобразительного искусства, танец, логоритмика, оркестр, хор.
Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.
На уроках музыки ребёнок познаёт звучащий мир. У него развивается чувство ритма и звуковысотных ощущений. Ребёнок учится владеть своим голосом. Пение благотворно воздействует на дыхательную систему детского организма.
На уроках танца ребёнок учится передавать особенности характера музыки посредством выразительного движения.Кроме этого эти занятия служат задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения, вырабатывают правильную осанку, координацию движений. Движения под музыку способствуют развитию межполушарных взаимодействий головного мозга.
На занятиях изобразительного искусства у детей развивается чувство цвета, формы, пространства, образное мышление, мелкая моторика пальцев рук, тактильные ощущения кончиков пальцев развивают мышление.
В процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы детей. Дети замкнутые, закрытые, застенчивые становятся более общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне подвижные – более эмоционально спокойными, сдержанными. Дети приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать и переключать внимание, наблюдать и фантазировать.
Важно и то, что дети регулярно выступают на праздничных концертах отделения, тем самым, реализуя своё естественное желание быть услышанными, замеченными. Такие концерты привносят в процесс обучения интерес и радость не только детям, но и родителям. Обучение на отделении раннего эстетического развития подготавливает ребёнка к общеобразовательной школе.
Отделение раннего эстетического развития для дошкольников при Детской музыкальной школе №1 существует с 2001 года. В течение 10 лет отделение успешно развивается. На отделение раннего эстетического развития обучаются дети 3-5 лет. На уроках музыки и ритмики, рисования и лепки, развития речи и математики , азбуки театра дети получают возможность приобщаться к миру искусства и развивать свои творческие и интеллектуальные способности, познавать окружающий мир и расширять кругозор.
Менялись за эти годы преподаватели, формы работы, но цели и задачи оставались неизменными. Одной из первых, кто начинал музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста, была Орленко Т.Я. Именно с её “Школы юного музыканта” и получило путёвку в жизнь отделение раннего эстетического развития для дошкольников. Сегодня с детьми от трех до пяти лет работают талантливые, терпеливые, профессиональные преподаватели Гордеева Н.Н., Прозорова Е.В., Сергунина Э В. и концертмейстер Мелентьева И.И. В процессе обучения малыши гармонично развиваются, получают элементарные теоретические и практические навыки на музыкальных занятиях, учатся петь, рисовать, лепить, овладевают ритмикой и искусством движения, постигают азы сценического и актёрского мастерства, считать, правильно говорить, логически мыслить. Начальные знания музыкальной грамоты, слушание музыки, хоровое пение – все это помогает детям в учебе.
Обучение “до школы” позволяет заинтересовать ребенка, развивает его музыкальные способности, раскрывает индивидуальность каждого. Как нельзя лучше уроки ритмики вырабатывают в детях опыт движения под музыку и предоставляют возможность реализовать себя в танце. Известно, что занятия рисованием и лепкой рекомендованы детям для развития мелкой моторики, способствуют улучшению мировосприятия и общей психологической картины. А уроки развития речи и математики помогают малышам расширять словарный запас, считать и решать логические задачи.
Свои творческие успехи, учащиеся отделения раннего эстетического развития демонстрируют на концертах и утренниках, которые проходят с неизменным успехом в нашей школе. За эти годы малыши представили на суд публики музыкальные мини-спектакли “Сказка о глупом мышонке”, “Муха-цокотуха”, “Уроки вежливости”, “Здравствуй, гостья Зима”, “Осенины” и многие другие.
Первые успешные шаги детей отмечены в Городском конкурсе поделок из природных материалов (2 место).
Занятия в отделении раннего эстетического развития помогают малышам не только приобщиться к миру прекрасного, но и выбрать каждому свой путь во “взрослое” искусство. Ведь неспроста практически каждый выпускник отделения “Раннего эстетического развития детей” поступает в первый класс нашей школы.
Источник
Что такое художественно-эстетическое развитие в раннем возрасте?
Что влияет на формирование чувства вкуса и стремление к творчеству?
Рассмотрим эти и другие вопросы в нашей статье.
Содержание:
- Цели и задачи художественно-эстетического развития
- Приемы и методы
- Виды художественно-эстетической деятельности
- Функции
- Окружение ребенка как средство эстетического воспитания
Цели и задачи художественно-эстетического развития
Если родители хотят воспитать в малыше гармоничную личность, то необходимо уделять время его всестороннему обучению.
Одна из его важнейших составляющих — это художественно-эстетическое развитие.
Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка видеть красоту окружающего мира и искусства, а также создавать эту красоту самому.
Для достижения этой цели используются такие задачи:
- показать ребенку ценность красивого, изящного, прекрасного;
- учить воспринимать эстетику в повседневной жизни и в искусстве;
- прививать эмоциональную отзывчивость и чувство вкуса;
- поощрять стремление к творчеству.
Приемы и методы художественно-эстетического развития
Эти приемы и методы зависят от возраста дошкольника и его личностных особенностей.
В раннем возрасте это могут быть:
- рассматривание картин, репродукций;
- наблюдение за природой и объектами искусства;
- музыкальные пальчиковые игры;
- песенки, потешки;
- литературные тексты;
- привлечение к обсуждению игрушек или сказочных героев;
- обучение рисованию — пассивные движения ребенка карандашом или кистью, а также прямой показ того предмета, который нужно изобразить;
- самостоятельная творческая деятельность;
- тематические праздники.
Для работы с более старшими детьми добавляются методы и приемы, при которых требуется мыслительная деятельность:
- сравнение картин, предметов;
- анализ и самоанализ творческих работ;
- вовлечение в познавательную беседу;
- обследование того предмета, который нужно изобразить;
- рисование по памяти сказочных героев, сюжетов из книги.
Виды художественно-эстетической деятельности
Прививать ребенку чувство прекрасного и стремление к созидательной деятельности можно с помощью 4 направлений работы.
Изобразительная деятельность
Занятия изо формируют чувство цвета, формы, размеров. Кроме этого они прививают эстетическое отношение к окружающему миру и знакомят малыша с различными видами искусства.
К изобразительной деятельности можно отнести:
- рисунки;
- лепку;
- аппликацию.
Музыкальная деятельность
Музыкальная деятельность
Эти упражнения развивают эмоциональность ребенка, а также учат его видеть образы в музыке. И, конечно, формируют слух и чувство ритма.
Этому способствуют:
- слушание мелодий и звуков природы;
- самостоятельное “музицирование” на музыкальном инструменте;
- игра в “оркестр”, сопровождение мелодии.
Конструктивно-модельная деятельность
Такие занятия учат ребенка замечать особенности предметов и материалов, планировать, моделировать, строить и украшать.
Это может быть:
- игровая деятельность с различными видами конструкторов;
- создание построек для игры;
- воспроизведение моделей-изображений из конструкторов;
- поделки из природных материалов, ткани, ниток, бумаги или картона.
Театральная деятельность
Театр позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, познакомить его с миром человеческих чувств, а также научить сопереживанию.
Кроме этого, красивые декорации и костюмы, движения и жесты формируют у ребенка эстетические ценности. А литературный текст развивает у детей художественную речь.
- игры-забавы;
- хороводы;
- кукольные театры;
- инсценирование сказок.
Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников
Считается, что художественно-эстетическая деятельность выполняет такие функции в детском развитии:
- обучение — она расширяет представления об окружающем мире;
- воспитание — с ее помощью дети приобщаются к культуре, учатся видеть прекрасное;
- коммуникация — ребята учатся общаться в процессе обсуждения или выполнения задания;
- творчество — они тренируются создавать образы, близкие к эталону красоты;
- развлечение — игровая форма занятий увлекает и дарит хорошее настроение;
- релаксация — эта деятельность успокаивает, умиротворяет, раскрывает, дарит эмоциональное благополучие.
Окружение ребенка как средство эстетического воспитания
Важно, чтобы развитием ребенка занимались не только в детском саду, но и дома. Именно так малыш наиболее полно впитает в себя морально-этические нормы и разовьет эстетический вкус.
Быт малыша и его влияние
Все, что находится в окружении детей, может стать основой для их художественно-эстетического воспитания.
Взрослым необходимо показывать пример эстетики в одежде, домашнем обиходе, поведении, речи и т.д.
Красота природы для развития эстетического восприятия
Природные явления и объекты — важнейший инструмент для эстетического воспитания.
Это может быть не только красивый пейзаж, но и щебет птиц, необычная форма облака и т.д.
Произведения искусства как важнейший инструмент в воспитании
Художественная литература, живопись, театр, скульптура, архитектура и шедевры музыки доступны даже для ребят раннего возраста.
Они способствуют духовному обогащению, учат воспринимать прекрасное, формируют эталоны красоты и эстетические ценности.
Художественно-эстетическое развитие — важный элемент воспитания и обучения ребенка. Чтобы научить малыша творить и чувствовать прекрасное, необходимо прививать эстетические ценности в детском саду, дома и на прогулке.
Источник
Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут
они испытывать его на себе, тем лучше для них.
В.Г.Белинский
Раннее эстетическое развитие детей дошкольного возраста не является обязательным при обучении в ДШИ, однако, оно весьма желательно для дальнейших занятий музыкой и другими эстетическими дисциплинами, поскольку посредством практических занятий дети учатся петь, музицировать и импровизировать на шумовых и простых звуковысотных инструментах, знакомятся с теоретическими основами музыкальной грамоты в занятной игровой форме.
Отделение создано в 1992 году. Проект отделения для дошкольников разработола и воплотила в жизнь Нина Юрьевна Князева, которая в настоящее время возглавляет Отдел культуры и туризма управления делами Бутурлинского муниципального района.
Главной задачей отделения являлось всестороннее развитие творческих способностей ребенка. Здесь дети с большим удовольствием занимаются лепкой, ритмикой, основами музыкального исполнительсва. На отделении работали в течение ряда лет опытные преподаватели, знающие свое дело: Константинова Надежда Николаевна, Рябухина Ольга Викторовна, Абрамова Анастасия Михайловна, Джафарова Галина Николаевна, Смирнова Алевтина Михайловна и др.
С каждым годом контингент воспитанников отделения раннего эстетического развития детей растет и на данный момент составляет 66 человек. На отделении трудятся как опытные, так и молодые педагоги:
– Еремеева Виктория Николаевна, руководитель отделения, преподаватель дисциплин «Развитие музыкальных способностей», «Элементарное музицирование»;
– Куртыгина Сетлана Викторовна, преподаватель ритмики;
– Князева С.А., преподаватель рисования и лепки.
Занятия носят комплексный характер, включают формирование общих предметных знаний, умений, навыков. Занимаются дети с возраста 4 лет по предметам: музыка и пение, ритмика, рисование и лепка.
Основной целью отделения раннего эстетического развития детей является максимальное раскрытие и воспитание интереса к занятиям искусством на основе целостного развития ребенка.
Поэтому задачами, решаемыми на отделении, являются:
–
раскрытие художественных способностей детей как с целью воспитания профессиональных музыкантов, художников, так и грамотных любителей искусства;
– развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления) детей;
– воспитание произвольности психических процессов и формирование важнейших учебных действий;
– развитие коммуникативных способностей, навыков эффективного межличностного общения и соблюдения социальных и этических норм.
Практическая деятельность в сфере искусств с раннего возраста определяет стойкую мотивацию и направленность учащихся к обучению, успешное освоение детьми школьных образовательных программ в будущем. Воспитанники отделения раннего эстетического развития детей проводят открытые показы, концертные мероприятия для родителей, демонстрируя свои первоначальные навыки самостоятельного творчества.
Учащиеся других отделений школы искусств являются желанными гостями на творческих праздниках, где демонстрируют своё музыкальное искусство, пропагандируя различные музыкальные инструменты, по которым ведётся обучение в школе.
План работы ПЦК преподавателей отделения “Раннее эстетическое развитие детей” на 2017-2018 учебный год
План работы ПЦК преподавателей отделения “Раннее эстетическое развитие детей” на 2018-2019 учебный год
Источник