Раннее интеллектуальное развитие ребенка

Раннее интеллектуальное развитие ребенка thumbnail

Раннее развитие

Раннее развитие

В каком возрасте начинать развивать интеллект ребенка? И в какой форме это лучше делать для достижения эффективного результата без вреда для здоровья малыша?

Раннее интеллектуальное развитие – это обучение ребенка в младенческом и дошкольном возрасте. Ему особенно важно уделять внимание в первые 3 года жизни, так как в этот период формируются структуры мозга.

Этот процесс полностью завершается к 8 годам. Поэтому родителям не стоит откладывать интеллектуальное развитие ребенка на школьный период, ведь так они рискуют упустить лучшее время.

Создание условий для раннего интеллектуального развития

Принуждать ребенка узнавать новое не надо – в юном возрасте в силу природного любопытства он учится сам. Кроха с момента рождения знакомится с окружающей его средой. Поэтому задача родителей – в создании гармонично развивающей обстановки для малыша.

Лучший способ учить ребенка новому – игра. Она позволяет удовлетворять любознательность детей в исследовании всего их окружающего. А чтобы занятия были эффективными и проходили на позитивном фоне, родителям необходимо завершать занятия до того момента, как ребенок устанет.

Типичные ошибки родителей

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос любознательным, эрудированным. Но, стремясь к этой цели, многие допускают ошибки, которые рискуют свести к минимуму положительные результаты.

Наиболее распространенные неправильные действия пап и мам:

  • Соблазн создать из своих детей более удачный вариант самих себя, видеть в них то, чего сами не сумели или не успели достичь.
  • Навязывание занятий, к которым ребенок не испытывает влечения. Нередко взрослые принуждают детей к изучению того, чего не знают сами, но хотели бы знать. При этом игнорируют личные пожелания маленького человечка.
  • Стремление добиться эффективности занятий любой ценой, что становится причиной появления проблем с детским здоровьем: невроза, головных болей, ухудшения зрения, сколиоза.

Лучший учитель: родитель или преподаватель?

Благодаря эмоциональной связи родители чувствуют своего ребенка и понимают, что ему необходимо в данный момент развития. Поэтому им не стоит слепо следовать методикам развития, даже успешно себя зарекомендовавшим. Важно учитывать индивидуальность ребенка, который будет смотреть на мир глазами того взрослого, кто его воспитывает и заботится о нем, постоянно находясь рядом.

А так как в детском возрасте ребенок доверяет только родителям, они и будут лучшими педагогами для него. Ведь посторонний человек, даже квалифицированный преподаватель, может вызвать негативную реакцию со стороны малыша: от зажатости и до испуга.

Слагаемые успешного раннего интеллектуального развития

  • Инструментами раннего интеллектуального развития малыша должно быть все, что он видит вокруг.
  • Окружающая развивающая среда ребенка должна постоянно трансформироваться от простого к сложному.
  • Нельзя подгонять развитие ребенка под педагогические методики. Важно учитывать его индивидуальные особенности.
  • Ранее интеллектуальное развитие не должно нарушать эмоциональное и социальное состояние ребенка.
  • В случае потери детского интереса к процессу учебы его стоит временно прекратить. Продолжить нужно, лишь убедившись, что ребенок не только воспринимает получаемые знания, но и движется в их освоении вперед.

Риски раннего интеллектуального развития

  • Фанатичное раннее интеллектуальное развитие вызывает приток крови к коре головного мозга и дефицит кровоснабжения центров, отвечающих за сердцебиение, дыхание и пищеварение. Возникают спазмы сосудов, вследствие чего ребенок начинает жаловаться на усталость, головную боль и боль в животе.
  • Дети, успешно развивающиеся интеллектуально с раннего возраста, чаще всего не умеют или не любят общаться со сверстниками. В будущем это может повлиять на их неумение строить здоровые отношения в обществе и ведение одинокого образа жизни.
  • Одаренные дети нередко становятся объектами насмешек со стороны сверстников, чье развитие происходило без акцента на интеллектуальное.
  • Рано приобретенный багаж знаний может вызвать скуку во время учебы в школе и выработать негативное к ней отношение.

По статистике, один признанный гений приходится на 6 млн людей с обычными

способностями. Но генетики утверждают, что в числе каждых 100 тысяч

новорожденных появляется на свет одаренный ребенок.

Успех раннего развития – в мудром подходе

Занимаясь ранним интеллектуальным развитием ребенка, родителям важно не перешагнуть тонкую грань, которая вместо блага принесет вред физическому, эмоциональному и психологическому состоянию маленького человечка. Ведь знания должны давать пользу, а не становиться причиной дисбаланса во многих сферах жизни малыша.

Эксперт: Олеся Бутузова, врач-педиатр

Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник

Я пишу этот пост не для того, чтобы «открыть глаза» кому-то или «направить на верный путь», просто делюсь своими наблюдениями и делаю некоторые выводы (для себя). Ну, а читать или нет, а тем более, прислушиваться ли – дело каждого. Ведь для того мы и пишем сюда, чтобы обмениваться опытом и выбирать для своих детей всё только самое лучшее.

Во время беременности я прочитала много книг на тему «Раннего развития», была просто очарована Масару Ибука с его «После 3-ёх уже поздно», и понеслось: Синъити Судзуки, Глен Доман, Сесиль Лупан и т.д… Я ещё не родила, мы ещё не выбрали имя для ребёнка, но уже знали, что мы с ним будем делать!.. У новорожденного Егора одежды было не столько, сколько методических пособий по раннему развитию ( и это мы ещё далеко не фанаты, так скажем…). Я заставила прочесть эти книги мужа, маму, свекровь, чтобы они «верно» поняли мои намерения. Итак, я была во всеоружии.

Помню, Егору 2-3 недели, я нарисовала какую-то рожицу чёрным по белому и демонстрирую ему. Потом пошли карточки, школа 7 Гномов, муж смастерил трек, чуть позже подключили рамки-вкладыши и т.д…

Я точно не могу зафиксировать тот момент, когда я поняла, что ошибаюсь. Насколько быстро и безоговорочно я приняла систему раннего развития, настолько постепенно и обдуманно я от неё ушла…

Когда мне попадались посты с содержанием типа: «раннее развитие – это бред» – ха-ха, думала я, лентяйки! Не могут 10 минут в день уделить занятиям по карточкам! Да, я была категорична. Но вот я уже и сама по другую сторону баррикад и не считаю себя лентяйкой, не развивающей ребёнка.

Как я уже сказала, не помню точно, где начало конца, но вот несколько пунктиков:

1) Однажды, во время занятий с сортером, я подумала: до чего же скучная и нудная игрушка, слишком уж «правильная» – это сюда давай, это – туда, э – нет, треугольник с тремя дырочками насадим на 3 палочки, а квадратик с четырьмя дырочками на 4 палочки! По просьбе он насаживал, куда я просила, но в какой-то момент я перестала просить и решила понаблюдать, что он сам захочет сделать с этим. Егор насадил всё как хотел: где должен был быть круг – стоял квадрат, где квадрат – круг и т.д. У него получилась необычная конструкция, а не просто «правильно собранное пособие по интеллектуальному развитию». Не блокирую ли я его фантазию, требуя сделать всё так, как « надо»? Рано или поздно он всё равно будет собирать как требуется, а будет ли сооружать вот такие композиции?

Читайте также:  Игрушки для развития пятимесячного ребенка

2) В год с небольшим Егор по просьбе запросто показывал все виды транспорта из набора «Мир на ладошке», русский и английский алфавит в картинках, всех животных из кучи карточек! И все эти умения мы, конечно же, демонстрировали бабушке с дедушкой по скайпу. Я подумала однажды: зачем?.. Зачем я так нагружаю его память? Если нам удастся увидеть один Камаз, внимательно посмотреть на него со всех сторон, залезть внутрь, а может, даже и прокатиться – впечатлений-то будет гораздо больше, чем от 500 изображений того же Камаза. У меня у самой прекрасная память (вот, чес.слово, мне муж очень завидует), я любила учить стихи, знала их много, я сама тянулась к ним, мама лишь читала мне книги. Я спросила у мамы, помнит ли она, как я научилась читать? Так вот представьте, она не помнит! Сказала только: «Да как-то просто, я уж и не помню», зато как я тиранила свою младшую сестру буквами, мне не забыть никогда, а уж ей-то, бедняжке, подавно… Просто, да очень просто. Мне самой захотелось читать уже книги и уж очень нравилось, как мама пишет письма – тоже захотелось писать письма бабуле с дедом. Был живой интерес с моей стороны и поэтому я очень быстро всему научилась.

Что ни предложи ребёнку – он до определённого возраста будет принимать всё. Почему же не позволить ему самому выбрать, не навязывать. Но его же всё равно надо направлять – скажите вы? Надо, да, но не пребыванием в искусственно созданном мире, а созданием живой, эмоциональной среды или встреч, пример с тем же Камазом.

3) Мне никак не удавалось заинтересовать Егора рисованием, я говорила: ну, видимо, это не наше!.. Но в глубине души меня такой ответ не устраивал. Так я вышла на книгу Марины Озеровой «О детском рисовании». Знакомство с этим автором, с её статьями, послужило мощным толчком к тому, чтобы открыть ребёнку «мир», а не очередное пособие.

4) Прочитав в общих чертах про Вальдорфское образование, я решила, как и многие, что это секта, ещё и , о, Господи, запрещающая раннее развитие, хотя многое меня привлекало, душа моя отзывалась, но мозг твердил: Ему уже год, а после 3-ёх, сама знаешь, поздно!.. Но случайно выяснилось, что у моих хороших друзей есть друзья, у которых трое детей обучаются в Вальдорфской школе и посещают Вальдорфский садик и это замечательные, очень творческие и всесторонне развитые дети. Я отбросила все свои домыслы и предрассудки и принялась читать совершенно другую литературу: Грюнелиус, Осорина, Дыкман – вы не встретите этих авторов в книжном магазине, их там нет! Зато для пособий по раннему развитию есть не то что специальные отделы – но даже целые магазины! С точки зрения бизнеса – это ведь настоящая золотая жила в отличии от того, чем живёт и на чём основывается Вальдорфское образование.

Мы пошли по другому пути. Мы играем с ветками, палками, тряпками, делаем домашние спектакли, много рисуем, стучим, гремим, плещем воду, рассматриваем птиц на улице, вместе занимаемся бытом – дел-то не убавилось, просто они качественно изменились. Английский язык мы не «учим», по возможности применяем его в быту, только так есть смысл.

Много путешествуем, посещаем экскурсии, не ставим ограничений: он ещё маленький, он не поймёт, не запомнит – у него копятся ощущения.

5) А ещё меня ну очень напрягает школа моей сестры – свалка ненужной информации и отсутствие нужной. Постоянное переживание из-за оценок и вечная гонка за ними, а не за знаниями, это притом, что учится она очень хорошо. Я стала искать альтернативу. Может , тогда-то всё и началось…

Хочу ещё вспомнить своё детство.

До 7 лет я жила в идеальных условиях. В детстве я получала очень много впечатлений, живых и настоящих, я выросла в деревне у бабули с дедом, проводила там по полгода: рыбалки, сенокосы, животные, походы в лес, огород, деревья, встреча коров, наблюдения за дойкой, ловушки для ёжиков, крыша гаража, концерты по пятницам с подружками, строительство будки и многое другое. Меня ничего не заставляли делать, я лишь наблюдала, из интереса рождалось желание и я тоже принималась за дело: пекла пироги, крутила сепаратор, вязала, косила, ухаживала за животными. Всех моих подружек заставляли всё это делать, поэтому они и ненавидели это. Почему-то моя бабуля ни о чём меня не просила, почему-то она была настолько мудра в отличии от бабушек моих подружек, которые боялись, что их внучки вырастут лентяйками, я не знаю. Ещё у моего дяди была мастерская, где мне позволялось брать и делать всё, что я захочу! У меня была целая сокровищница с брусочками, полешками, спилами и т.д. Пока мои подружки были заняты домашними делами, мне хотелось играть, очень! Играть было больше не с кем, поэтому я играла с бабулей и дедом, они у меня и прыгали и в углу стояли и «болели». До того они боялись, что я заскучаю и буду проситься домой…

Я думаю, вот чего я хотела добиться, вкладываясь в раннюю интеллектуализацию? Чтобы мой ребёнок вырос эрудированным, умным, успешным? У меня есть один знакомый, он мега-эрудит! Если бы я была на передачи «Кто хочет стать миллионером» – он первый, кому бы я позвонила. Однако умным назвать его сложно, в некоторых, даже простейших бытовых ситуациях он до невероятности глуп, а с людьми ему вообще очень тяжело сходится, только с компьютерами. Знаю много умных людей, даже успешных, очень закрытых, безэмоциональных, сухих… Счастливыми, получающими удовольствие от жизни я бы их тоже не назвала.

Хотелось бы затронуть тему пробуждения чувств – вот чему необходимо уделять внимание, но об этом в другой раз, сейчас говорим именно о «раннем интеллектуальном развитии».

Ещё я бы хотела уточнить, чтобы вы правильно поняли меня, я так же не за то, чтобы пустить всё на самотёк, мол, ну мы же выросли нормальными людьми, никто с нами вот так не занимался. Если мы до сих пор живём в обществе, которым сами же крайне не довольны, ненавидим своё государство, завидуем раскованности европейцев, не любим свою работу, не особо ценим родственные и дружественные связи, значит всё же, что-то в нас не то и не так.

Читайте также:  Коррекция и развитие волевой сферы ребенка

И последнее, очень уж мне понравилась фраза, где-то на просторах интернета подсмотренная, может, и здесь, не помню, смысл таков: «Арина Родионовна вон, Поэта воспитала, уж точно не показыванием карточек».

Источник

Интеллект – синоним слова «ум». Это способность человека, воспринимать информацию, анализировать. Навыки нужно развивать. Высокий уровень IQ повышает шансы ребенка на хорошую успеваемость в школе и вузе, успешную карьеру, финансовое благополучие во взрослой жизни. В статье расскажем об особенностях развития интеллекта детей, когда и как заниматься с чадом.

Содержание статьи

  1. Интеллект: определение понятия

  2. Типы интеллекта

  3. Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

  4. Этапы формирования интеллекта

  5. Способы развития интеллектуальных способностей детей

  6. Игры и упражнения для развития интеллекта

  7. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллект: определение понятия

Это способность человека логически и абстрактно мыслить, анализировать, формировать причинно-следственные связи, рассуждать, быстро перерабатывать информацию, обучаться, находить решения (в разных жизненных ситуациях).

Человек с высоким уровнем IQ лучше адаптируется к изменениям и окружению, планирует, ставит цели, идет к ним. У него лучше память, концентрация, внимание, богаче речь. Вот почему так важно развитие интеллекта у детей с раннего возраста.

Типы интеллекта

Психолог Ховарт Гарднер предложил теорию множественного интеллекта. Ее суть в том, что существует 8 типов интеллекта. У человека доминирует несколько из них. Они определяют особенности личности. Их можно заметить в раннем возрасте и развивать.

Тип первый – природный

Ребенок чувствует и бережет природу, любит животных, птиц, растения. Выступает в защиту экологии: сортирует мусор, отказывается от животной пищи, например. Среди людей этого типа есть астрономы, химики, экологи, ветеринары, астрономы.

Развитие интеллекта у детей «экологов» происходит через единение с их стихией. Выезжайте в лес, гуляйте в парках, смотрите кино, читайте книги по теме.

Тип второй – музыкальный

В раннем возрасте малыши чувствуют ритм и фальшивые ноты, подпевают в такт. У них развит слух, голос. Дошкольники на слух подбирают любую мелодию, осваивают музыкальные инструменты, красиво поют, сочиняют стихи, музыку.

Раннее интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста состоит в поощрении любви чада к музыке. Запишите в музыкальную школу, ходите на концерты, слушайте хорошую музыку дома, устраивайте творческие вечера, где малыш расскажет свой стих, споет песенку.

В будущем ваше дитя может стать композитором, музыкантом, певцом, продюсером.

Тип третий – логико-математический

Малыши легко решают головоломки, собирают геометрические пирамидки, пазлы. Дошкольники решают задачи на логику, уравнения.

В будущем ваше чадо может выбрать профессию в сфере IT, стать математиком, экономистом, физиком, инженером, финансистом, детективом. А если у него развит музыкальный интеллект, то из него может получиться первоклассный барабанщик.

Каковы способы развития интеллектуальных способностей детей «логиков»? Давайте собирать геометрические сортеры и пирамидки, пазлы. Младшим и средним дошкольникам – игры Никитина (квадраты, кубики), дощечки Сегена, головоломки.

Тип четвертый – экзистенциальный, философский, духовный

С детства у таких деток богатый внутренний мир. Они не по возрасту задаются вопросом о смысле жизни, своей миссии. У маленьких детей он проявляется в виде рассуждений, любознательности, дискуссий, споров.

Ваше дитя может стать философом, психологом, археологом, историком, политиком

Рекомендации по развитию интеллектуальных способностей детей «философов»: обогащайте внутренний мир своего чада. Путешествуйте по городам и странам, посещайте музеи и выставки, ходите на экскурсии. Пусть ребенок увидит многообразие нашего мира

Тип пятый – кинестетический, телесный

Детки активны, неусидчивы, пластичны. Они уверенно владеют своим телом, выражают через него эмоции, мысли. У них развито пространственное мышление: они чувствуют время, окружающие предметы. Среди людей с телесным интеллектом много спортсменов, танцоров, дирижеров, хирургов, артистов.

Каковы пути развития интеллектуальных способностей детей «кинестетиков»? Не ограничивайте их! Пусть бегают, прыгают, выражают себя через движение. Запишите в спортивную секцию.

Тип шестой – социальный, межличностный

Общительность, стремление к новым знакомствам, эмпатия – отличительные черты деток. Среди них много лидеров, они первые подходят знакомиться, харизматичны. В детском коллективе ваше чадо поддержит и поможет другу, в школе будет хорошо учиться.

Во взрослом возрасте выберет профессию, связанную с работой с людьми: учителя, психолога, воспитателя, соцработника, менеджера по персоналу. У всех успешных руководителей доминирует этот тип IQ.

Рекомендации по развитию интеллекта детей «коммуникаторов»: расширяйте кругозор. Путешествуйте, знакомьтесь с новыми людьми. Принимайте участие в форумах, пусть чадо выступает публично.

Тип седьмой – пространственный, образный

Феноменальная память, пространственное и образное мышление, ориентация на местности, воображение, любовь к искусству – характеристики детишек.

Они могут один раз прочитать книгу и воспроизвести написанное постранично. Иллюстрации, предметы, лица – дети помнят их в деталях. От их острого взгляда не ускользает ни одна мелочь. Ваше дитя может найти себя в таких профессиях: летчик, водитель, архитектор, инженер, скульптор, моряк, строитель.

Лучшие игрушки для развития интеллекта детей – лабиринты, паззлы, конструкторы, 3D-моделирование.

Тип восьмой – лингвистический, вербальный

Ребята любят писать: на бумаге излагают свои мысли, в школе лучше всех пишут сочинения и изложения. Ораторы из них тоже отличные. С ними интересно общаться: они рассказывают и сочиняют истории. Среди них много писателей, журналистов, переводчиков, ораторов, историков, актеров.

Разговаривайте с крохой, вызывайте на разговор, читайте. Через речь происходит развития интеллекта детей.

Дополнительный тип – личностный, внутренний

Ребята чувствуют себя, осознают свои желания. Понимают, чего хотят и что для этого нужно. Планируют будущее. В раннем возрасте это проявляется в собственном мнении на все. Они адекватно оценивают свои силы и возможности.

Внутренний интеллект хорошо развивают самостоятельные игры. Рекомендация по развитию интеллекта детей – научить их играть и получать радость от процесса. Поощряйте интерес к познанию себя, помогите в этом. Среди людей с этим типом IQ хорошие психологи, соцработники.

Что влияет на интеллектуальное развитие ребенка

Психологи выделяют 6 факторов:

  1. Внутриутробное развитие. Протекание беременности, осложнения, роды, состояние здоровья мамы;
  2. Генетика. Например, один малыш «щелкает» в уме математические задачки, как его бабушка, а другой изумительно рисует, как мама. Наследственный фактор влияет на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;
  3. Занятия с чадом. Хотите развитого ребенка? Регулярно занимайтесь с ним! Малыш «разовьется» и без этого. Вопрос в том, насколько качественно;
  4. Образ жизни. Психологический климат в семье, режим дня, прогулки на свежем воздухе, достаточный сон, отношение мамы и папы к чаду, привычки отражаются на умственных способностях;
  5. Социальный фактор. Финансовое положение семьи, возможность водить дитя на развивающие занятия, дать хорошее образование. Если «развивашки» дорого для вас, – не беда. Занимайтесь дома. Такие занятия полезны для интеллектуального развития детей дошкольного возраста;
  6. Личностные особенности малыша. Играют роль характер, темперамент.
Читайте также:  Конструирования в развитии ребенка консультация для родителей

Усидчивые, любознательные детки любят учиться новому, лучше усваивают материал, чем гиперактивные непоседы.

Этапы формирования интеллекта

Начинается в период внутриутробного развития. Пик приходится на раннее детство, дошкольный и школьный периоды. Выделяют 4 этапа.

Этап 1: сенсомоторный интеллект. Кроха от рождения и до 2-х лет познает мир через движения и органы чувств. Понимает: его действия приводят к последствиям. Осознает, что он – автономен от окружающего мира. Оперирует конкретными предметами.

Этап 2: дооперациональный период. В возрасте от 2-х до 7-ми лет постепенно формируется «внутренний план». Ребята учатся использовать символы. Например, в игре в доктора в качестве термометра используют карандаш, корабль имитирует коробка. Некоторые виды опыта детки воспринимать еще не могут. Мышление эгоцентрично: ребенок не понимает, что есть другие мнения, точки зрения. С этим пониманием проходит эгоцентризм.

Этап 3: конкретные операции. Приходится на возраст с 7-ми до 11-ти лет. Ребята используют и логически манипулируют символами. Складывают несуществующих котят, классифицируют предметы. Понимают принцип обратимости операций и сохранения вещества (при разделении теста для лепки на комочки его количество не изменится). Дети не умеют обобщать. Задачи решают по отдельности.

Этап 4: формальные операции в развитии интеллекта детей. Ребята в возрасте 12-ти лет и старше мыслят абстрактно и конкретно. Мышление по аналогии, воображение, понимание метафор, способность прислушаться к мнению другого приходит в подростковом возрасте. Операции переходят во «внутренний план»: для мышления не нужна связь с реальными предметами, событиями.

Способы развития интеллектуальных способностей детей

Мечтаете о светлом будущем для чада? Хотите оформить его в престижный лицей? Повышаете его шансы на успешную жизнь – развивайте с пеленок.

Вот несколько рекомендаций по развитию интеллекта детей.

Учитывайте возраст крохи. Предлагайте соответствующие игры. Подбирайте их с учетом текущего развития и возможностей дитя. Игрушки должны быть «с запасом»: чуточку сложнее, чем сын или дочка может сделать сегодня.

Подходите к задаче комплексно. При интеллектуальном развитии ребенка психология рекомендует развивать логику, память, внимательность, аналитические способности, коммуникативные навыки, речь. Не зацикливайтесь на одном. Вместе с тем акцент делайте на доминирующий тип интеллекта.

Чередуйте умственную и физическую активность. Не зацикливайтесь на умственном развитии – физическое не менее важно.

Не делайте развитие интеллекта самоцелью. Не превращайте жизнь малыша в рутину развивающих занятий. Не лишайте его детства.

Игры и упражнения для развития интеллекта

Начинайте развивать младенца с 6-ти месяцев. Предлагайте игрушки из разнотекстурных материалов, деревянные кубики.

Тренируйте моторику. Позвольте крохе запустить пальчики в мисочку с песком, крупой, фасолью, водой. Согласно системе развития интеллекта ребенка Монтессори, разные тактильные ощущения идут на пользу развития мозга.

Разговаривайте с малышом. Показывайте и называйте предметы вокруг него. Чем больше вы будете говорить с ним, тем быстрее он начнет говорить сам.

Ближе к 8-ми месяцам предложите сортер, классическую пирамидку. Идеально, если в год кроха будет ее собирать.

Читайте сказки, слушайте хорошую музыку (классику, детские песенки, потешки), рисуйте пальчиковыми красками, раскрашивайте водные раскраски, лепите из пластилина и теста. Это новый опыт, расширение кругозора, работа с разными текстурами запускает речь.

С 1-го года до 3-х лет необходимы развивающие игры. Их великое множество. Вот примеры игр must have:

  • пазлы: сначала на 2, 3, 4 части, с возрастом количество фрагментов увеличивайте до 100;
  • рамки-вкладыши: выбирайте с учетом интересов малыша (машинки, животные);
  • мозаика: выбирайте простую, с пятиугольными гвоздиками – их проще всего захватить пальчиками;
  • сортеры: геометрические фигуры.

Время активно взяться за формирование речевых навыков. Помогут пособия. Например, «Альбом по развитию речи» С. Батяевой. Шикарное издание, его очень любят дети.

Отличные результаты дает изучение виммельбухов: они расширяют кругозор, пополняют пассивный словарь, тренируют внимание, память, усидчивость, логическое мышление.

В 1,5 – 2 года подключайте, дощечки Сегена, квадраты Никитина (там 3 уровня), лото, домино, лабиринты, цилиндры Монтессори.

В 3 года предложите шарик орбо, тетрис, геометрические пирамидки – полезные и интересные игрушки. После 3-х лет предлагайте головоломки: катамино, танграм, а позднее – легкие задачи, загадки, обсуждение по картинке. Малыш учится рассуждать, делать выводы.

Разговаривайте с ребенком с первых дней жизни. Особенно актуально развитие речи в возрасте 4 – 6 лет. Совершенствуйте ее, ставьте звукопроизношение.

Развивайте любознательность, формируйте у чада самоуважение, адекватную оценку своих сил, достоинств и недостатков, принятие себя – развивайте эмоциональный интеллект. Помните: самооценку вы успели сформировать намного раньше. Поэтому растите дитя в любви, уважении и принятии с рождения. Говорите слова любви, какой он красивый и умный.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Предлагайте игры с 4-х – 5-ти лет.

Сложи узор. Материал: счетные палочки, мозаика. Это недорогая альтернатива кубикам Никитина. Задание: сложить узор по примеру.

Выйди из лабиринта. Используйте альбомы с нарисованными лабиринтами разной сложности. Просите малыша находить из них выход.

Чего не хватает? Материал: изображения предметов с недостающими деталями (кот без хвоста, машина без колеса). Задание: указать и назвать, чего не хватает.

Повтори мелодию. Простучите костяшками пальцев по столу короткую простую мелодию, попросите повторить ее.

Съедобное – несъедобное. Вы бросаете крохе мяч и одновременно называете слово. Он ловит мяч и говорит, съедобное это или нет.

Ухо или нос? Делайте упражнение вместе. Говорите «ухо» – оба дотрагиваются до уха, «но» – до носа. Потом специально «ошибитесь». Отлично, если малыш не повторит за вами, сделает правильно.

Запомни рисунок. Материал: сюжетная картинка. Достаточно сложная, детализированная. Малыш рассматривает рисунок. Вы его убираете и просите рассказать, что на нем изображено, вспомнить максимум деталей. Другой вариант: вы задаете вопросы по сюжету – малыш отвечает.

Добавь прилагательное. Называете простую фразу. Просите малыша повторить ее, добавить прилагательные. Пример: это елка – это зеленая елка – это зеленая новогодняя елка – это зеленая новогодняя елка с красивыми шариками.

Что изменилось? Материал: игрушки (4 – 5 штук). Задание: просите чадо отвернуться и меняете местами, добавляете или убираете одну игрушку. Просите малыша повернуться и сказать, что поменялось.

Мы предложили базовые упражнения по развитию интеллекта детей. По аналогии вы можете придумать вариации и разнообразить занятия с маленьким учеником.

Вывод

У людей с высоким IQ больше шансов стать успешными, финансово обеспеченными, построить карьеру. Желаете вашему чаду быть в их числе? Развивайте его с пеленок. Подходите к процессу комплексно, разумно. Занятия – это радость, позитив. Не превращайте их в повинность, обязаловку.

Учитывайте способности, темперамент, готовность малыша, не требуйте от него невозможного. Ваша цель – вырастить умного и гармоничного человека, а не поставить рекорд Гиннесса. Помните об этом.

Источник