Раннее двигательное развитие ребенка

Женщины в положении усиленно готовятся к рождению малыша, изучают большое количество различной литературы, связанной с уходом и развитием будущего крохи. Но в потоке информации, насыщенной большим количеством разнообразных методик и подходов, часто в меньшей степени изучается физический аспект развития ребенка.
Содержание статьи:
- Что такое раннее физическое развитие
- Физическое развитие ребенка до года в цифрах
- Факторы, влияющие на физическое развитие
- Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года
- Способы развития физических возможностей ребенка до года
- Первичное закаливание
- Массаж
- Водные процедуры
- Занятия на фитболе
Методики раннего умственного развития не всегда содержат базовые упражнения и материалы по необходимым для крохи нагрузкам. Но полноценное развитие любого человека завязано на связи между умственным и физическим становлением, психоэмоциональном комфорте ребенка. Гармоничное развитие тела малыша позволит ему достигать больших успехов в творческой и умственной деятельностях, а обучение основам физической культуры даст стимул для формирования иммунитета.
Что такое раннее физическое развитие
Ранее физическое развитие – комплекс показателей, отображающий соответствие размеров и умений ребенка до года соответствующей позиции в таблице ВОЗ и национальной таблице параметров гармоничного развития детей, созданной на базе международных стандартов. До полугода ежемесячно, а после 6 месяцев ежеквартально педиатр осматривает ребенка, проводит соответствующие замеры и делает пометку о гармоничном или негармоничном физическом становлении. Врач оценивает:
- Соотношение роста и массы тела;
- Окружности головы и грудины;
- Пропорциональность полученных измерений;
- Двигательные умения ребенка;
- Срок и количество прорезанных зубов.
На все эти параметры сильно влияют многие факторы.
Наследственность и осложнения во время беременности, послеродовой уход и наличие упражнений по возрасту, направленных на стимуляцию двигательной активности и т. д.
Раннее физическое развитие – сочетание заложенных природой особенностей роста и внешних изменяемых факторов (поведение родителей). Дети, рожденные со слабыми физическими данными, при соблюдении родителями правил ухода, питания, введении необходимых упражнений, достигают прекрасных результатов и ничем не отличаются от более крепких сверстников.
Физическое развитие ребенка до года в цифрах
Физическое развитие ребенка до года в цифрах
Для обычного малыша, не обладающего наследственными заболеваниями, развивавшегося в достаточно комфортных условиях и при наличии всех базовых принципов ухода и физической нагрузки нормой считается:
- Ежемесячное прибавление в росте до 2 см (+- 1см);
- Прибавка в весе в среднем по 800-1000 г в первые полгода, по 500 г с 6 месяцев до года;
Пропорциональность развития ребенка рассчитывается из показателей роста и веса. Согласно таблице ВОЗ, идеальным является соотношение, при котором на 1 см роста ребенка приходится 60-75 г веса.
- Окружность головы при рождении в норме не превышает окружность грудной клетки более чем на 2 см, равна приблизительно 35 см. Увеличиваясь вместе с ребенком, голова к году достигает приблизительно 47 см, грудная клетка растет активнее и к году увеличивается на 15-20 см, достигая 53 см в среднем;
- Двигательные навыки оцениваются педиатром при осмотре и сравниваются с усредненными показателями для возраста ребенка. С учетом, что каждый ребенок осваивает умения перемещения своего тела с разной скоростью, оценку приобретенным навыкам дают по крайней верхней черте возраста.
- Появление зубов − индивидуальный процесс, но их преждевременное прорезание или длительная задержка в набухании десен, отображает избыток или недостаток определенных витаминов и минералов, что позволяет врачам вовремя помочь маме скорректировать диету. Стоит помнить, что на процесс формирования зубов влияет не только питание малыша, но и особенности ухода, в частности, прием лекарств.
Оценка физического соответствия к усредненным показателям ВОЗ позволяет вовремя корректировать диету, отслеживать необходимые изменения в упражнениях, режиме дня. Благодаря своевременному определению несоответствий педиатр на раннем этапе может предположить наличие отклонений и провести раннюю диагностику, что играет важную роль в преодолении нежелательных последствий.
Факторы, влияющие на физическое развитие ребенка
Формирование здорового крепкого тела младенца не является полностью обусловленным генетикой. Наследственность играет большую роль, так как основные характеристики физического развития в большинстве случаев при благоприятных условиях соответствуют показателям одного из родителей. Но это не единственный фактор. Среди имеющих наибольшее влияние выделяются:
- Питание в период беременности. То, что и как ела мама во время вынашивания малыша, влияет на многие показатели роста и здоровья;
- Особенности родов. Осложнения во время родов иногда вызывают нежелательные последствия. Бороться с большинством из них необходимо с первых дней, применяя рекомендуемую врачом терапию;
- Срок рождения. Дети, рожденные раньше срока, набирают рост и вес быстрее своих сверстников, рожденных в срок, что обуславливает другие подходы к определению гармоничность развития;
- Стимуляция двигательной активности со стороны родителей. Различные комплексы плавания, занятия при помощи гимнастических снарядов по различным методикам при правильном подходе играют большую роль в формировании здорового крепкого тела и иммунитета.
Основные двигательные навыки, приобретаемые ребенком до года
До 12 месяцев малыш должен освоить большой комплекс умений. Каждый новый навык базируется на предыдущем и укрепляет определенную группу мышц. Итогом первого года развития является умение крохой ходить без опоры. Но до этого он должен обучиться:
- Держать голову к 2 мес.;
- Переворачиваться со спины на живот к 3 мес.;
- Поворачиваться с живота на спину к 5,5 мес.;
- Сидеть в полгода;
- Ползать и самостоятельно поднимать туловище в положение сидя к 7,5 мес.;
- Вставать, придерживаясь за стенку или мебель к 9 мес.;
- Передвигаться на ногах вдоль опоры к 10 мес.;
- Начать самостоятельно ходить к году.
Срок приобретения каждого из навыков приблизительный, конкретный ребенок может отставать или обгонять месячный план развития на +-2 мес.
Способы раннего развития физических возможностей ребенка
Способы раннего развития физических возможностей ребенка
С первого крика ребенка после рождения начинается длинный путь по освоению всех необходимых навыков. Ошибочно полагать, что в первые месяцы жизни малышу достаточно своевременного кормления и любви со стороны родителей. Отдельное внимание стоит уделить физическому становлению крохи, обучению его базовым упражнениям по возрасту. Среди наиболее популярных видов стимуляции двигательной активности, применяемые в комплексе, выделяются:
- Первичное закаливание;
- Физиологический массаж;
- Водные процедуры;
- Упражнение на развитие умений по возрасту;
- Гимнастика;
- Занятия на фитболе.
Каждый из видов помогает крохе адаптироваться к окружающей среде, тренировать определенные группы мышц, постепенно обучаться всем необходимым умениям.
Первичное закаливание
В зависимости от мнения родителей на важность закаливания для крохи могут использоваться различные техники и приемы. Если вы хотите вплотную заняться процессом закаливания младенца, необходимо перед применением посоветоваться с врачом, обсудив все детали выбранной техники. Большинство педиатров сходится во мнение, что ребенку до 1 года для получения первичной закалки необходимо:
- Соблюдение температурного режима помещения. Комнату, в которой спит ребенок, нужно тщательно проветривать, не допускать повышение температуры воздуха выше 25 градусов, оптимально 22;
- Ежедневно проводить воздушные ванны с обтиранием кипяченой водой комнатной температуры;
- Каждый день гулять на улице, при этом следить, чтобы ребенок был одет по погоде. Не стоит чрезмерно кутать или раздевать малыша. Есть негласное правило, что малыша нужно одевать как себя, добавив один предмет одежды. Недопустимо, чтобы кроха на улице вспотел или замерз.
Первичное закаливание позволяет быстрее адаптироваться к окружающей среде, ровно реагировать на смену погодных условий, тренировать иммунную систему.
Массаж
В большинстве детских поликлиник есть специалист, обучающий молодую маму правилам массажа. Для каждого возраста существуют свои особенности проведения этой процедуры, позволяющие стимулировать определенные двигательные навыки. Чаще всего массаж используется перед или после базовых физических упражнений, разогревая или расслабляя все мышцы тела крохи.
Особую роль в физическом становлении тела ребенка массаж имеет в первые полгода жизни, пока малыш не имеет достаточно большой двигательной нагрузки. Ласковые прикосновения, массажные движения, позволяют стимулировать кровообращение, разминать все группы мышц, усиливать контакт между родителем и ребенком.
Водные процедуры
Водные процедуры для младенца – не только очищение кожи. В зависимости от используемой воды они могут обладать лечебным, расслабляющим или бодрящим действием. Деткам с некоторыми сложностями часто назначают ванные с определенными экстрактами. Хорошо использовать купание в качестве закаливающей процедуры, просто обдав по завершении процедуры малыша водой с температурой ниже на 1-2 градуса.
Находясь в жидком пространстве до рождения, дети в первые месяцы жизни не успевают утратить плавательный рефлекс. Некоторые родители используют эту мышечную память крохи, с первых дней обучая его плаванию. Движения в воде благоприятно влияют на все необходимые группы мышц. При регулярных занятиях навык передвижения в воде сохранится на всю жизнь.
Занятия на фитболе
Популярный вид физического развития, позволяющий укреплять и развивать разные группы мышц. Применяется с 2-недельного возраста. Базовым принципом занятий при помощи гимнастического снаряда является своевременность. Все упражнения вводятся по мере освоения базовых навыков.
В зависимости от желания родителей или советов педиатра, подбирается базовый (нагрузка на все группы мышц) или специальный комплекс на развитие определенной зоны:
- Спины;
- Свода стоп;
- Брюшного пресса;
- Позвоночника и суставов;
- Мышц таза.
Кроме классического подхода к физическому становлению ребенка, в мире существует масса авторских подходов, предлагающих другой взгляд на тренировку малышей. Опираясь на свои исследования младшего дошкольного возраста, комбинируя современные и традиционные подходы, авторы методик физического развития детей предлагают интересные идеи, которые могут заинтересовать молодых родителей. Чтобы глубже понять возможности карапуза, неплохо ознакомиться с наиболее выдающимися техниками.
Источник
Последовательное прохождение младенцем всех ступеней двигательного развития вносит крайне важный вклад в благополучие во взрослой жизни. И в наших силах помочь малышу расти здоровым и счастливым.
Паттерн — термин, который я буду использовать в этой статье, — это закономерная регулярность, встречающаяся в природе, предсказуемо повторяющийся шаблон, образец.
Паттерны двигательного развития — это 8 основных типов движения, на прохождение которых человек запрограммирован природой и, постепенно осваивая которые, он выстраивает важнейшие связи в центральной нервной системе. Эти связи в мозге отвечают за регуляцию поведения, внимания, движения глаз, необходимые для успешного освоения чтения, развитие двигательно-чувствительной сферы и многое другое.
Младенцы, растущие в среде, стимулирующей движение, проходят эти ступени естественным образом, начиная лежа на полу, и заканчивая стоя на ногах. Однако и для взрослых движение, основанное на Двигательных паттернах развития, может быть весьма обогащающим — это великолепная разминка для тела и ума, которую нередко продвинутые преподаватели используют в работе со студентами или в танцевальных классах. Прохождение через эти движения — способ реорганизации мозга, что помогает регулировать поведение, лучше учиться и общаться. Как разминку, Двигательные паттерны используют перед выступлениями, занятиями, после долгой однообразной деятельности (работы за компьютером, например) — для восстановления, перестройки и питания мозга кислородом, для сбалансирования настроения. Я также опираюсь на эти паттерны, работая как со здоровыми детками, так и с имеющими нарушения развития.
Если какой-либо из паттернов пропущен или сформирован недостаточно по какой-то причине — родовая травма, болезнь, факторы среды (такие как игнорирование или насилие со стороны заботящегося о ребенке, что случается нередко в домах ребенка), повреждения мозга, недостаток времени, проведенного на полу и лежа на животике — может возникнуть пробел в неврологическом развитии. А это может вести, в свою очередь, к нарушениям неврологических функций, связанных с трудностями в учебе, поведении, трудностями с памятью, сном, речью, координацией движений и другим трудностям, нарушающим нормальное развитие в детстве.
Хорошая новость в том, что регулярное, по возможности, ежедневное использование ДПР как развивающей и коррекционной гимнастики может повлиять на наши познавательные процессы, переструктурируя центральную нервную систему как для подросших уже детей, так и для взрослых.
Так как же родители могут поддержать разворачивание этой природной программы формирования здорового, физически и эмоционально крепкого малыша? И чему могут нас, взрослых, научить наши младенцы?
Есть 8 двигательных паттернов, среди которых:
Дыхательный
Тактильный
Центр-периферия
«Голова-хвост»
Низ-верх
Стороны тела
Диагонали
Вестибулярный
В этой и следующей статьях я бы хотела познакомить вас с ними поближе. Начнем с самой простой, базовой вещи, с дыхания.
Дыхание — первое движение, с которым новорожденный входит в этот мир. Дыхание дает нам энергию, жизненно необходимый кислород. В норме у младенцев нет проблем с тем, чтобы дышать эффективно, если только нет какого-либо нарушения, генетического или внутриутробного. Обращали ли вы внимание, как легко и свободно двигается животик малыша, когда он дышит? Именно спокойное, глубокое «дыхание животом», при котором диафрагма опускается достаточно низко, позволяет впустить столько воздуха, сколько нужно телу для нормального функционирования. Во взрослом возрасте мы часто утрачиваем эту способность и дышим поверхностно и несвободно в результате стрессов, приобретенных и удерживаемых постоянно мышечных напряжений, привычек к телесным зажимам. В результате страдает общее самочувствие, уровень жизненной энергии.
Посмотрите на своего малыша внимательно и попробуйте, присоединяясь к его дыханию, учиться у него: расширяться и сжиматься, наполняться и сдуваться, расти и уменьшаться, позволить воздуху проникать к каждой клеточке нашего тела. Быть живым и дышать полной грудью, наслаждаясь вместе с вашим ребенком этой прекрасной силе жизненности.
Тактильные ощущения.
Замечали ли вы когда-нибудь, наблюдая за малышами, как они учатся чему-то новому? Да-да, все тащат в рот. А еще стараются все потрогать пальчиками, схватить, ущипнуть, потянуть, сжать и, конечно, укусить и попробовать на вкус. Часто объектом оказывается мамино лицо, но не только оно — весь мир предстает перед младенцем не только в картинках, но и через тактильные ощущения, дающие массу материала для познания.
Почему?
Первое, с чем мы встречаемся при рождении, — это тактильные ощущения: тепло, холод, касание мамы. Малыши, чтобы понять что-то (суть вещей, если хотите), должны поместить это в рот. Обучение через кожу очень важно для развития мозга. Многообразие ощущений отражает для младенца (и для взрослого, кстати, тоже) качественное многообразие окружающего мира.
Как этот паттерн может быть полезен взрослым? Одно из популярнейших сейчас во всем мире философских и оздоровительных течений, mindfulness, во многом опирается на работу с ощущениями. Внимательное слушание сигналов своего тела, внешних и внутренних, в этой школе рассматривается как основа для присутствия в настоящем моменте (в противоположность витанию в облаках или изнурительному хождению по кругу с какой-либо мыслью или неразрешенной ситуацией), как база для включенности в реальность и, в конечном счете, для большей удовлетворенности своей жизнью.
Работа с тактильными ощущениями может как успокаивать, так и пробуждать. Многие психологи используют такого рода техники для регуляции уровня стресса, для обнаружения ресурсного состояния, в работе с управлением гневом.
Что мама может делать вместе со своим малышом?
Двигаться, танцевать и играть, вместе и порой самостоятельно. Почему маме стоит этим всем заниматься, даже самостоятельно? Потому что трудно поспорить с фактом, что, если счастлива мама, то и малышу будет хорошо. И наверняка каждый из нас видел не раз, как бывает наоборот — измотанная, недовольная жизнью мама и вечно несчастный, требующий и плачущий малыш… Смею утверждать, что, только заботясь о себе, физически и эмоционально, мама может быть «достаточно хорошей мамой» (термин английского психолога Дональда Винникота, классика психологии раннего детства). Любая физическая активность дает нам не только силу, но и приносит так называемую «мышечную радость», вызванную выделением гормонов эндорфина и серотонина. А также вызывает общий подъем настроения. Так отчего бы не потанцевать?
Почему вместе? Потому что через любую совместную деятельность происходит развитие и укрепление привязанности как основы для здоровых, крепких и позитивных, поддерживающих и развивающих детско-родительских отношений. Что, в свою очередь, ведет к формированию здоровой психики малыша (а затем школьника и подростка). Возвращаясь к танцам, совместным играм и тактильным ощущениям, хочу сказать: что бы вы ни делали, все будет хорошо: это может быть массаж для малыша, самомассаж, совместные валяния, перекатывания, мутузенье (термин из моего детства, литературность не могу гарантировать, к сожалению) и бесконечные объятья.
Массаж для малыша, включающий все части тела, особо тщательным и детальным может быть в области ладошек и пальчиков, поскольку связь рецепторов этих зон с отделами головного мозга, отвечающими за познавательные процессы — факт давно и многим известный и научно подтвержденный.
Пробуждая себя или играя с малышом, попробуйте разные способы прикосновений: сжать, шлепнуть, почесать, постучать, легко коснуться. Попробуйте начать с сильных, ощутимых прикосновений и закончить легкими, почти неосязаемыми. Активируйте все тело, от макушки до кончиков пальцев на ногах, переднюю и заднюю поверхности.
Нервная система малыша в первый год жизни развивается невероятными темпами. Ее развитие проявляется в том, как двигается ребенок и, в свою очередь, движение оказывает огромное влияние на формирование нервной системы.
Согласно исследованиям, то, как малыш двигается в первый год жизни, определяет его функционирование в дальнейшем. В частности, такое убеждение разделяют в широко распространенной в мире школе Body-Mind Centering — интегративном подходе, который имеет дело с движением, телом и сознанием как целостными и взаимосвязанными процессами.
Как уже упоминалось ранее, двигательные возможности развиваются последовательно, ступень за ступенью. В Body-Mind Centering подходе уверены, что в случае пропуска одного из этапов каждый следующий двигательный паттерн не формируется должным образом, что ведет к слабости мышц, отвечающих, в конечном счете, за вертикальное положение корпуса и полноценное прямохождение. То есть важно, чтобы малыш хотя бы в какой-то степени прошел через все этапы двигательного развития.
Итак, давайте посмотрим, что именно происходит в этот важный для малыша год.
От рождения до 3 месяцев малыш научается уверенно держать голову, именно здесь берет свое начало первый паттерн — отталкивание (push). Впоследствии малыш идет дальше и отталкивается ручками и всем корпусом от пола. Можно сказать, что это первое «нет» малыша по отношению к окружению, первая попытка отделиться, осознать себя как отдельную личность.
Примерно с 3 до 5 месяцев появляется следующий паттерн — подтягивание (Pull). Это первое «да» малыша включению окружающих предметов и явлений в свой мир. Младенец пытается дотянуться до того, что ему интересно, и притянуть к себе. Также здесь начинают проявляться движения от центра к периферии и разделение «верх – низ» — включение конечностей, отвечающее за направленное движение «к чему-то» и «от чего-то». Эти двигательные паттерны связаны с естественной познавательной потребностью, любопытством по отношению к окружению.
Малыш все больше начинает замечать мир вокруг, и любознательность его растет. В возрасте примерно 5 месяцев малыш поднимает голову, следуя за макушкой и копчиком (а это паттерн «голова-хвост», роднящий человеческое существо с рыбами, рептилиями и дающий потрясающие новые возможности для познания мира). Теперь он может видеть мир уже как взрослый, лежа на животике и опираясь ручками. А порой может даже летать, лежа на животе. Большой вклад в улучшение работы мозга вносит время, проведенное малышом на животике, на гладкой, не покрытой ковром поверхности. Это стимулирует как фронтальные, так и затылочные доли коры головного мозга.
С 5 до 8 месяцев активно развивается гомолатеральный двигательный паттерн или «лево-право». Это так называемый стиль ящерицы: одновременное движение одной стороной тела, рукой и ногой. Можно было бы это назвать и иноходью, пусть пока не столь элегантной. Движение этого типа стимулирует ребенка оторвать тело от земли, развивает необыкновенную силу и улучшает баланс.
Возраст 7-11 месяцев прекрасен для таких экспериментов, как подтягивание коленей к животу, выгибания, раскачивание на коленях, выталкивания по направлению вперед. Дети тренируют свой баланс, сидя, кто-то пробует даже сидеть на корточках. Критически важное для выстраивания межполушарных связей в головном мозге ползание на коленях тоже появляется в этом возрасте. Некоторые малыши уже могут какое-то время стоять самостоятельно на ножках и даже пробуют ходить «по-медвежьи». Продолжается практика координации лево-право.
К 12 месяцам (безусловно, с возможной индивидуальной погрешностью в пару месяцев) наступает время ходить. Это пока еще не взрослая походка — малыш учится координировать противоположные руки и ноги, выстраивать необходимые диагонали в теле и совершенствует равновесие. В умении ходить объединяются все более ранние движения — как вырастает здание из кирпичей — и, безусловно, малыш горд и счастлив, демонстрируя этот сложный многоуровневый навык.
Какой практический вывод можем извлечь мы, родители, из всего вышесказанного? То, что, формируя здоровое тело, мы очень способствуем становлению здорового духа в нем — а именно устойчивой, гибкой и адаптивной нервной системы и широкому набору способов реагирования на окружающий мир. Все это, в конечном счете, — важные составляющие психического здоровья.
В силах каждого родителя создать безопасную среду для свободного и естественного движения: поменьше автомобильных кресел, сидения в подушках, стульчиках, побольше чистого пола с игрушками, небольших препятствий, горок, мячей, возни и объятий, массажа, гимнастики и просто совместного движения и веселья.
Наслаждайтесь младенчеством вашего ребенка, оно прекрасно и так недолго длится….
Укрепляйте здоровую привязанность с малышом и будьте счастливы!
https://virastaika.ca/
А если статья вам была полезной – не забудьте лайкнуть.
Подписывайтесь на канал, впереди будет еще много интересного.
Источник