Ранимый ребенок 4 года
АиФ Здоровье №14. Лишние сантиметры талии увеличивают риск смерти 03/04/2014
Наш эксперт – психолог Светлана Яблонская.
Тонкое устройство
Ребенка можно назвать высокочувствительным, если он:
- обладает острым тактильным восприятием (не переносит ярлычков на одежде, не может носить жесткую обувь, колючие свитера, не любит прикосновений…);
- устает от громких звуков;
- болезненно реагирует на голод, холод и другой физический дискомфорт;
- легко перевозбуждается, быстро устает;
- сторонится детских игр с толкотней и телесным контактом;
- не любит мультиков с грубым юмором (вроде старых диснеевских про Тома и Джерри или дятла Вуди);
- сильно переживает, когда случаются разлады в семье;
- настроение взрослых чувствует раньше их самих («Мама, ты расстроена?», «Папа, ты сердишься?»);
- плохо переносит ругань и наказания;
- отличается необычным вниманием к деталям.
Тип не изменить
На первый взгляд может показаться, что такому ребенку «все не так», что он чересчур избалован и капризничает.
В России, с ее нелегкой историей, сложилось несколько презрительное и грубоватое отношение общества к людям с тонким устройством. Поэтому даже любящие родители часто стремятся «вылечить» свое чадо от чувствительности, чтобы помочь ему адаптироваться к суровым жизненным реалиям. Но это большая ошибка – не только потому, что подобные попытки причиняют ребенку боль, но и потому, что тип нервной системы изменить нельзя.
Кроме того, высокая чувствительность – это редкое достоинство, дающее человеку дополнительные возможности. Конечно, если смотреть на мир как на поле боевых действий, то к войне ранимые люди не приспособлены. Но именно такие личности больше всего склонны привносить в мир красоту.
Высокочувствительных людей еще называют людьми-«орхидеями». А орхидея не только нежнее и требовательнее многих других цветов, но и прекраснее.
Как помочь
Лучший способ помочь высокочувствительному ребенку – создать для него максимально благоприятные условия:
- поддерживать дома дружественную атмосферу;
- общаться с ребенком спокойно, без криков и упреков;
- научить его отделять свои чувства от чужих;
- не перегружать лишней информацией;
- учить делать выбор;
- оберегать от негативного влияния внешней среды: искать такое детское учреждение, где ребенок будет чувствовать себя хорошо;
- беречь от физических и эмоциональных перегрузок, учить его отслеживать моменты усталости и сообщать об этом другим («я устал», «я хочу побыть один»);
- если в семье есть высокочувствительный взрослый, постарайтесь, чтобы ваша «орхидея» наладила с ним контакт – такой взрослый может оказать ребенку большую поддержку.
Высокочувствительные дети часто отличаются чуткостью и вниманием к переживаниям других, что вызывает соблазн (особенно у мам) обращаться к ним за сочувствием и поддержкой. С этим соблазном нужно бороться, так как он ставит ребенка в сильную позицию по отношению к взрослому. Единственная опора для человека в детстве – родители, и это они должны его поддерживать, а не наоборот. Лучше показать ребенку положительный пример самостоятельной заботы о себе – так и он будет учиться заботиться о себе сам.
Мне кажется, ранимость – качество приобретенное. Характер ребенка зависит от его воспитания. Я не знаю, как найти язык с такими детьми. Я вот в детстве была послушной и никогда не капризничала. Родители мною очень много занимались. И я их очень уважала и боялась огорчить.
Термин «высокочувствительный человек» появился в конце ХХ века в США благодаря психологу Элайн Арон.
Высокая чувствительность – это особое свойство нервной системы. Люди, обладающие им, а таковых примерно 15–20%, во всем замечают больше тонкостей, чем другие, и более глубоко перерабатывают любую информацию. Воспринимая больше нюансов, они легче перегружаются звуками, зрелищами и эмоциями. Высокая чувствительность влияет и на многие телесные реакции: такие люди более чувствительны к болевым ощущениям, к свету и температуре, тяжелее переносят чувство голода. Бывает и избирательная чувствительность: одного больше раздражает тесная или «кусачая» одежда, другой не способен выносить шум…
Смотрите также:
- У мужа кризис среднего возраста. Как действовать и чего НЕ делать ни в коем случае →
- Он уехал в другой город. Как сохранить отношения на расстоянии →
- Стать взрослым? Что такое психологическая незрелость →
Оставить
комментарий (0)
Самое интересное в соцсетях
Источник
Разные дети – разные характеры. Каждый ребенок индивидуален не только во внешнем виде, но и в характере.
Характер дается при рождении и формируется в течение всей жизни. Дети бывают плаксивыми, игривыми, застенчивыми, ранимыми, общительными, энергичными, упрямыми, спокойными.
Но не стоит забывать о детках «ранимых». Такой ребенок, как правило, очень не любит новых знакомств, да и с ранее знакомыми ему людьми очень тяжело ведет беседу. Единственные люди, с которыми он не теряется и с охотой общается, – это родственники, которые длительное время находятся рядом и он хорошо их знает.
В учреждениях для детей он тоже чувствует себя довольно неловко и больше других стесняется попросить что-либо или спросить о чем-либо. Такие детки очень не уверены в себе и в своих силах, практически всегда отказываются участвовать с остальными друзьями в каких-либо конкурсах, постановках, состязаниях, а также отвечать на вопросы, которые ему задают. Но если все-таки заставить такого ребенка делать что-либо из вышеперечисленного, он сильно стесняется, тихо говорит, путается в речи и это все делает его беспомощным.
Внешне очень легко распознать такого ребенка – он скованный, при общении с взрослыми людьми очень нервничает, сутулится, теребит руки. Ребенок пытается не привлекать к себе внимания и избегает какого-либо общение с окружающими его взрослыми людьми.
Чувство неуверенности в себе и в своих действиях напрямую связано с тем, как его оценивают, осуждают, поощряют, хвалят, насмехаются над ним. Так как у ребенка еще слишком маленький опыт в общении, он не может самостоятельно разобраться в том, почему так или иначе к нему относятся окружающие люди.
Чаще всего такой ребенок всегда готов признать свое поражение даже в самом легком задании, не попробовав ничего сделать для его выполнения.
Самая главная особенность ранимых детей заключается в том, что все свои эмоции они держат в себе. Такие детки никогда не плачут, очень редко смеются. Когда им страшно, они не стараются избежать объекта страха, а просто цепенеют и впадают в ступор. Также они очень редко шалят, но а если и делают это, то тихо и безобидно.
Ранимые дети все чувствуют и очень хорошо все понимают, больше чем другие. Они постигают различные знания и с ловкостью пользуются ими в дальнейшем.
- Относитесь к таким деткам с особо мягким подходом. Старайтесь не повышать на них голос, меньше упрекайте и запрещайте. Ваши запреты приведут к тому, что ребенок будет повторять свои ошибки еще и еще, не понимая того, что он делает неправильно, вы введет ребенка в заторможенность из-за крика. У некоторых детей, которых воспитывают с криком и упреком, во всем и везде могут проявиться невротические расстройства.
- Также постарайтесь набраться терпения и объяснить ребенку о том, что его обидчивость может привести к тому, что с ним не захотят общаться другие дети, и ему будет тяжело завести себе друзей.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Важные моменты психического развития малыша до 3 лет: о чем следует помнить?
Предупреждение и наказание: “Считаю до трёх!”
Малыш плачет и кричит “нет” на всё подряд! Почему?
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
Не работает, потому что темперамент не тот, потому что тип реагирования особенный, потому что вне зависимости от воспитания дети в одной семье все равно разные. Далее об этом поговорим с психологом.
Татьяна Коваленко, музыкант, психолог и хронический оптимист
Кто-то лидер и всех расталкивает локтями, а кто-то забивается в угол и тихо плачет. Кто-то бьет других детей, а кто-то всех мирит и со всеми дружит.
Но есть базовые принципы в воспитании, которые нужны абсолютно всем детям. Например, сейчас трендом стало развитие эмоционального интеллекта. И это не случайно. Многочисленные исследования психологов доказали, что высокий IQ не сделает человека счастливым и успешным. Помимо интеллекта обычного, к которому мы привыкли, есть еще вербальный, социальный, эмоциональный и другие. Ученые сходятся во мнении, что именно эмоциональный интеллект играет решающую роль в становлении здоровой личности.
Но именно его и нужно развивать по-разному в зависимости от типа личности ребенка. Есть такие дети, у которых вроде бы с эмоциями и так перебор. Им бы с волей поработать и с дисциплиной. Куда уж им развивать эмоциональный интеллект? Но правильный подход к их эмоциям может превратить слабого, беззащитного и грустного ребенка в уникальную творческую личность.
Это так называемые ранимые дети.
Кто такие ранимые дети?
В любой момент они готовы сорваться на плач. Потеря камушка, который был предназначен для “очень важной цели”, неожиданное воспоминание о забытом на лавочке рисунке, неосторожно сказанное вами слово может спровоцировать море слез. Кажется, что их чувствительность все время на каком-то пределе.
Ребенок, который когда-то увидел голубя с раздавленной головой от удара машины, может еще год вспоминать об этой ситуации, будет рассказывать, что это ему снится и часто вспоминать, когда просто увидит голубей. Ребенок рыдает, когда другому больно и чувствует свою причастность или даже вину. Не важно, так это или нет.
Родители себя чувствуют с ним как на минном поле, один неосторожный шаг — и истерика готова.
Но у ранимых детей есть и ряд преимуществ. Они не так заметны, потому что на первом плане всегда какие-то “беспричинные слезы”. Сильные стороны таких детей — это необычайная внимательность к деталям, высокий уровень эмпатии и глубокий анализ происходящих событий. Ранимые дети — это верные друзья, совершенно бескорыстные; всегда готовы помочь, уступить, позаботиться о слабом.
Каким может вырасти такой ребенок, если родители неправильно будут интерпретировать его эмоции и будут их корректировать по типу среднестатистического ребенка:
- Он вполне может стать “у себя на уме”, и периодически уходить в свой красочный эмоциональный мир, никого того не впуская.
- Скорей всего, он будет занимать оборонительную позицию, создаст социально-приемлемую маску и будет разрываться между собой настоящим и собой искусственным. Внутренний конфликт обеспечен.
Такой взрослый “ребенок” будет постоянно испытывать неудобство и чувство неполноценности из-за своей ранимой натуры.
- У него может сформироваться позиция «жертвы» по отношению к миру и к другим людям. Свою чувствительность он будет воспринимать как слабость.
- Он не проявит и не реализует заложенные в него творческие таланты. Будет бояться неодобрения, критики и в итоге так и не достигнет своей мечты.
А мечтать он все равно будет, хоть и тайком.
Чем может помочь родителям изучение эмоционального интеллекта?
Во-первых, можно научиться помогать ребенку легко и безболезненно выходить из сложных эмоциональных переживаний.
Во-вторых, принимая особенности ранимого ребенка как нормальное естественное явление, можно повернуть их на пользу ему и на радость себе.
Прежде всего, нужно запомнить как нам, родителям, необходимо реагировать в случае эмоциональной бури. Нужно будет проходить каждый раз вместе с ребенком несколько этапов:
- Осознать эмоции ребенка
- Принять их и дать ребенку понять, что вы с ним, поддерживаете его и не осуждаете
- Помочь назвать чувства
- Определить возможности для выражения эмоций либо помочь вернуться в ровное состояние
- Проанализировать ситуацию вместе и решить, как действовать в подобной ситуации следующий раз, обсудить пути решения проблемы.
Обязательно нужно акцентировать внимание на его сильных сторонах и постоянно о них напоминать. Учить, как ребенок может ими пользоваться.
Начнем с применения внимательности и любви к деталям. Ребенка можно называть непревзойденным следопытом, который всегда может найти или обнаружить то, чего не видят другие. Очень хорошее подспорье — мультфильм “Невероятные расследования котенка Хакли”. Ваш следопыт будет рад провести расследование и найти ответ раньше умного котенка.
С ранимым ребенком нужно постоянно говорить о преимуществах высокой чувствительности и эмоциональности. Показывать примеры известных людей с таким же темпераментом. Рассказывать ребенку о достижениях этих людей. Вместе рассуждать о том, как высокая чувствительность помогла их карьере.
Важно акцентировать внимание ребенка на том, как он свои качества может использовать в жизни. Например, эмпатия может помочь в личных взаимоотношениях, в дружбе. Нужно постоянно подчеркивать, что ранимость, чувствительность — это преимущество, а не недостаток. Такой ребенок, когда вырастет, будет хорошо разбираться в людях и это может стать основой для его будущей профессии.
В общем, вариантов для поддержки – масса.
Ранимые дети — это возможность для нас научиться видеть мир другими, более внимательными глазами. Возможность соприкоснуться с тонкой душевной организацией.
А еще это вызов: не разбить, а сохранить эту “хрустальную вазу” и подставить ее лучам солнца, чтобы она засверкала.
Фото: shutterstock
Читайте также
Источник
Известный факт, что детские душевные травмы могут повлиять на характер и судьбу человека. Некоторые негативные моменты происходят по воле случая, но чаще проблемы развиваются вследствие ошибок родительского воспитания.
Кроме того, есть очень чувствительные и ранимые по натуре дети. Их тонкой внутренней организации особенно легко нанести непоправимый вред.
Я подрабатываю няней. Моя подопечная Анечка плачет по любому поводу. Причины разные:
- Мальчик толкнул на детской площадке
- Воспитательница в садике сделала замечание
- Подружка во время игры первой схватила самую красивую куклу
- Папа взял на руки соседского малыша
- Мама больно потянула за волосы, когда причесывала
Источник: Яндекс.Картинки
Сначала мне показалось, что девочка чрезмерно капризная. Со временем я поняла – это совершенно не так.
Просто ребенок воспринимает все более остро, чем другие. Наблюдая за Аней, я смогла сформулировать, как распознать в маленьком человечке уязвимую личность.
Признаки ранимого характера у ребенка
Главная отличительная черта чувствительного малыша – это привычка выражать недовольство слезами, а не словами.
Хотя дитя может быть не только плаксивым, но и замкнутым. Таким он становится в том случае, когда его слезы не вызывают никакой жалости у взрослых.
Кроме того, о ранимом ребенке можно сказать следующее:
- Тяжело переносит любую критику
- Не понимает шуток в свой адрес
- Не терпит боль
- Не выносит громких звуков, криков, наказаний
- Имеет множество страхов
- Подолгу обижается
- Сильно расстраивается из-за малейшей несправедливости
- Трудно привыкает к новому
- Не уверен в себе
- Впадает в уныние из-за случившихся неудач
- Болезненно переносит расставания с близкими
- Сочувствует страданиям других
- Заботится о животных
- Любит добрые сказки и мультфильмы без намеков на насилие
Источник: Яндекс.Картинки
И я, и мама Ани знаем, что ошибки в воспитании нашей девочки могут привести к развитию невроза или других невротических расстройств. Это может опасно сказаться на ее взрослой жизни.
Что советуют психологи?
Первое время мне пришлось побороться с раздражением от бесконечных слез малышки.
Я не могла сказать об этом ее маме, и решила обратиться за консультацией к детскому психологу. Он объяснил, что Аня нуждается в постоянной поддержке взрослых.
Нельзя ругать за плач, повышать голос, пытаться перевоспитывать. Рыдания, истерика говорят о том, что ребенок не может справиться с эмоциями.
Нужно проявить понимание, приласкать, попытаться развить диалог. Ранимому ребенку сложно самому высказаться, надо задавать ему уточняющие вопросы.
При этом не стоит пытаться оградить кроху от всех трудностей и возможных стрессов, пусть учится с ними справляться. Задача близких объяснять, что у всех случаются неудачи, заострять внимание на положительных моментах, хвалить, если малыш этого заслуживает.
Источник: Яндекс.Картинки
Ни в коем случае нельзя чувствительного ребенка водить в спортивные секции, где практикуются жесткие методы воспитания характера. Это самый прямой путь к развитию детского невроза.
Предпочтительнее будут творческие направления. Однако, педагог и родители не должны предъявлять слишком высокие требования.
Главное, увлечь малыша, помочь ему социализироваться, стать увереннее.
Со временем, благодаря советам специалиста, мои отношения с Аней изменились.
Я увидела, какая она старательная, внимательная к мелочам. Надеюсь, что взрослая жизнь ее сложится очень удачной. Как вы думаете, это возможно?
Источник
Евгения, Здравствуйте!
У меня вопрос по поводу моей дочери. Ей 4 года. Девочка ранимая и эмоциональная, ей ничего не стоит заплакать, даже незначительная ситуация и на глазах слезы. Есть дети, которые могут сдержать свои эмоции, она – нет. Она часто хочет быть первой, делать все на “отлично” и очень расстраивается, если у нее что-то не получается. Результат – слезы. Объясняю ей, что быть первой – не главное, что важнее попробовать. Если не получится – попробовать еще раз. Что в любом случае она молодец. Но мои слова пока не очень-то ее подбадривают. К слову, девочка она способная. Уже умеет считать и читать. Как бы мне научить ее, что неудавшаяся попытка – это не повод для слез? И вообще любая ситуация, где что-то происходит не так как она планировала или хотела, тоже не повод для расстройства. Истерик у нее нет. Просто слезы. Успокаивается достаточно быстро. Порой я испытываю раздражение и говорю, что-то типа: “ну сколько можно плакать по каждому поводу?”, когда сама раздражена, стараюсь не обращать внимания или провожаю в комнату, где она может поплакать и вернуться ко всем, когда успокоится.
Второй вопрос по поводу детского сада и отношений с воспитателем. Ребенок боится воспитательницу и из-за этого каждое утро поход в сад превращается во что-то невероятное и неприятное. Сначала была долгая адаптация, дочери было сложно смириться с тем, что нужно каждый день ходить в детский сад. И когда все дети ходили может не с удовольствием, но спокойно, она продолжала плакать. Причем плачет именно в момент расставания со мной. Воспитатели говорят, что весь день ведет себя хорошо. Конфликты с этим воспитателем у нас возникают уже на протяжении какого-то времени. Они возникали на почве разных разногласий, но их удавалось решить мирным путем. Любви мне и ребенку по отношению к этой женщине, в итоге, становилось все меньше. Последний конфликт меня просто вывел из себя. Дочь начинает что-то делать своими руками на занятиях. И если у нее не получается – плачет. Воспитатель – женщина суровая и раздражительная. Можно сказать, что она приказывает ребенку замолчать, а когда дочь не успокаивается (а от крика она не успокоится априори. У меня спокойный голос, к постоянно строгому тону она не привыкла), закрывает ее одну в спальне. Теперь девочка в принципе боится начинать делать поделку (лепить, клеить), потому что зарание боится провала и наказания. Пришлось разбираться в этом с участием заведующей и садовского психолога, потому что девочка боялась идти в группу до истерик, убегала и бросалась ко мне в объятья. Психолог взяла ребенка к себе один раз, по итогу беседы сказала, что у нее все хорошо с моторикой и вообще девочка хорошая, просила дать шанс воспитателю исправиться. На этом и решили. Воспитатель ушла в отпуск, уже две недели другая ее заменяет. Пока нет старой воспитательницы, дочь ходит в сад с радостью, ничего не боится. Но скоро отпуск заканчивается… А эмоции ребенка по отношению в воспитательнице не утихли (страх, тревога и агрессия в ее сторону). Дочь говорит, что будет плакать, не любит ее и не хочет ходить к ней в группу. И теперь вопрос: как наладить отношения ребенок-воспитатель? Что говорить дочери, чтобы она перестала ее бояться? Я понимаю, что и сама добавила негатива тем, что я настроена к воспитательнице негативно. Но сейчас этого не показываю, потому что понимаю, что мое мнение сказывается и на ее отношении. Я боюсь новых истерик и страха в глазах своего ребенка. Просила перевести ребенка в другую группу – отказали.
Евгения, дайте, пожалуйста, совет как поступить?
Спасибо.
Очень ранимый ребенок (2 ответа)
Источник