Ранее развитии речи ребенка

Ранее развитии речи ребенка thumbnail

задержка речевого развития - упражнения для запуска речи у малышей - анна новик
В прошлой статье о задержке речевого развития у детей 1-3 лет мы говорили о причинах этого явления, возрастных нормах, методах работы педагогов и рекомендациях для родителей.

Сегодня остановлюсь на конкретных упражнениях, которые помогают запустить речь и улучшить звукопроизношение без участия специалистов.

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «У кого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би!
Как коровка мычит? Му-му-му!
Как барабанчик стучит? Та-та-та!
Как мама песенку поет? Ля-ля-ля!
Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю!
Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан)
Ля-ля-ля! (Металлофон)
Динь-динь! (Колокольчик)
Как-кап-кап ! (Треугольник)
Бум-бум-бум! (Бубен)

2. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».

3. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».

4. Простукивание на бубне простых слов и имен.

5. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».

6. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:

  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукоопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

А какие упражнения для развития речи у малышей используете вы? Поделитесь опытом в комментариях!

Источник

Этапы развития собственной (экспрессивной) речи ребенка.

  • Крики – возникают с рождения
  • Гуление протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. 
  • На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 
  • Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев 
  • Слова – переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев 
  • Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев. Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, основная закономерность начальных этапов становления речи у детей. 

Этапы развития речи от раннего до дошкольного возраста. Словарь.

  • 1год -5-9 слов 
  • 1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 
  • 2 года от 50 до 200 слов 
  • 3 года от 800 до 1000 слов 
  • 3,5 года – 1100 
  • 4 года 1600 – 1900 
  • 5 лет 1900 – 2200 

Развитие фразовой речи у детей

  • Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) – начало с 1 года 9 месяцев до 2 лет 
  • Появление и развитие предложений – с 2 лет
  • К 3 годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы почему? когда?, использует практически все части речи, предлоги и союзы. 
  • Использует единственное и множественное число 
  • К 4 годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 
  • Дальнейшее развитие речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. 
  • Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций. 

Некоторые закономерности развития речи детей раннего возраста 

Показателем дальнейшего (после года) развития детской речи является не правильное звукопроизношение, как почему-то думают родители, а своевременное развитие у ребенка способности использовать слова своего лексикона в различных сочетаниях друг с другом, т.е. развитие способности соединять слова в предложения

Особенности развития речи у детей

Характерной особенностью детской речи вплоть до 3 лет является то, что многие звуки родного языка опускаются или замещаются близкими по звучанию или артикуляции. Это происходит потому, что артикуляция звуков вырабатывается не сразу, а постепенно, а также восприятие речи далеко не совершенно. Дети говорят слова, состоящие из доступных звуков: 

  • раннего онтогенеза речи: гласные а, о, у, и, согласные м, п (б), т (д), н’, к, г, х, с, -йот; 
  • среднего онтогенеза речи: гласный ы, дифференциация по мягкости, твердости, озвончение всех согласных, л’; 
  • позднего онтогенеза речи: р, р’, ш, ж, ч, щ (требующие поднятия передней части языка), л, ц. 

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Чем меньше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова, правильно произносимые. Чем больше слов в лексиконе ребенка, тем больший процент составляют слова контурные и искаженные, что можно объяснить как физиологической неподготовленностью речевого аппарата ребенка к воспроизведению вновь усваиваемых им трудных слов. 

После появления 5-6 слов возможна остановка развития словаря на 4-6 месяцев. 

Звукопроизношение  Звукопроизношение ребенка вызывает много вопросов и тревог родителей. Сначала малыш говорил 10-20 слов и все было понятно. Баба, мама, биби – бах – все эти слова были понятны окружающим. И вот, с расширением словаря речь стала смазанной и непонятной. Что значит тутите мутити или дати ляпака. Совсем не просто догадаться, что ребенок просит включить музыку или хочет яблоко. Особенно смущает родителей то, что кто-то из соседских детей начал говорить сразу и правильно.    Еще раз напомню, все дети разные. Быстрое увеличение словаря (лексический взрыв) мешает малышу справиться с правильным произношением. Кто-то чисто произносит звуки, но у него нарушена слоговая структура, например, вместо собака бака, кто-то количество слогов выдерживает, но произносит бабака, иногда уже умея говорить звук с ребенок может говорить басака 

Что с этим делать? Во-первых отнестись к этому спокойно. Во-вторых старайтесь говорить не очень быстро. Не нужно исправлять малыша, лучше правильно повторить его просьбу и выполнить ее. Например, ребенок просит макако, вы говорите: молоко? сейчас дам 

Напомню, что есть звуки простые и сложные в артикуляционном плане. Я уже писала о звуках раннего, среднего и позднего онтогенеза. Но это совсем не значит, что у малыша звук С обязательно должен появиться до двух лет. Шипяшие (ш, ж) свистящие (с и з) африкаты/сдвоенные согласные (ц, ч, щ), сонорные (р, л) многими детьми усваиваются не сразу. Например, в 2,5— 3 года вместо звука с ребенок сначала может произносить звуки ть, т (там, тям вместо сам), в 3 — 4 года — звук сь (сям) к 4 — 5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое происходит при усвоении других сложных в произношении звуков. 

Таким образом, усвоение правильного звукопроизношения может формироваться довольно долго и у всех детей по-разному. Если один ребенок может правильно произносить все все звуки к 3 — 4 годам, то другой может усвоить их к 5-6 годам.  Нужны ли ребенку занятия с логопедом нужно решать на очной очной консультации. 

О диагнозе ЗРР – задержка речевого развития у ребенка

Ключевое слово ЗАДЕРЖКА. Не нарушение, а задержка. Могут поставить ребенку в 2 года.  

По старым нормам к двум годам требовали 200 слов, поэтому детям иногда при 50 словах и ставят ЗРР, но я уже писала, что это временный диагноз, при отсутствии проблем, он в 4-5 лет снимается автоматически. 

По новым данным, хорошее понимание ребенком обращенной речи, наличие в словаре 50 слов, включая лепетные и звукоподражания, их активное использование, а также появление двусоставных конструкций (ляля бах, мама ди) говорит о том, что речь развивается нормально. Но необходимость обратить внимание на речь ребенка есть. В частности, важно, чтобы с ребенком разговаривали ,а не просили повторять слова.  Помните, что длительные просмотры телевизора, постоянный звуковой фон (аудио аппаратура) снижают активность собственной речи ребенка. Речь возникла и развивается для общения, перекос в сторону слушания, мешает ребенку разговориться.

Частые вопросы о развитии детей в этой теме.

Источник

Очень важно, чтобы родители понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.

В последние годы специалисты начали отмечать неутешительную для современного общества тенденцию – количество детей, у которых отмечается задержка развития речи, увеличивается с каждым годом. Объясняется такое положение вещей очень просто: чтобы обеспечить своим детям достойный уровень существования родителям приходится практически все свое время посвящать работе, поэтому на воспитание и развитие подрастающего поколения у них не остается ни сил, ни времени.

А ведь речь для ребенка едва ли не самое главное умение, благодаря которому он переходит на качественно новый уровень развития. Естественно, поскольку освоение речи заложено в нас самой природой, рано или поздно любой ребенок начинает говорить (если, конечно, у него нет психо-физических отклонений). Но чем позже это произойдет, тем с большим количеством психологических проблем малыш столкнется в будущем.

Именно поэтому очень важно, чтобы родители все-таки понимали всю важность раннего развития речи детей, и находили в своем плотном графике время как минимум для простого общения, а как максимум для развивающих занятий. А мы подскажем вам, как проводить свободное время со своим малышом доставляя ему радость, и, одновременно с этим, развивая его речь.

Процесс раннего развития речи

Голосовая активность детей проявляется с самого рождения в виде крика, переходящего в плач, посредством которого ребенок сообщает о том, что он испытывает определенный дискомфорт (голод, холод, жару, боль и т.д.). К третьему месяцу сытый и здоровый малыш проявляет голосовую активность в форме “гуления”, которое является следствием непроизвольно возникающих позиций развивающегося артикуляционного аппарата (мягкого неба, губ, языка, глотки и гортани). С помощью “гуления” младенцы постепенно осваивают интонационную систему языка, подражая интонациям окружающих людей.

Уже к шестому-восьмому месяцу ребенок произносит первые “внятные” звуки (“ма”, “па”, “ба” или “на”) ритмически и многократно повторяя их. В этом же возрасте малыши начинают понимать, о чем говорят взрослые (причем, даже не столько речь, сколько интонации), и реагировать на нее определенными действиями (например, подползать на зов мамы или махать ручкой). Они учатся варьировать свои возгласы и интонации в зависимости от тех чувств, которые его переполняют (радость или недовольство, страх или боль).

Свои первые осмысленные слова ребенок произносит в возрасте 12-14 месяцев. Конечно же, это еще примитивные слова типа “дай”, “ав-ав” или “би-би”, но с их помощью ребенок вполне внятно может объяснить, что он хочет или видит.

Сразу скажем, что такой процесс развития детской речи возможен только при одном условии – взрослые будут не просто кормить, мыть и переодевать ребенка, но и много разговаривать с ним, предоставляя малышу “материал” для подражания. Если к первому году жизни гуление не перейдет в лепет, а затем в слова, родителям стоит проявить беспокойство.

Что делать, если ребенок, по мнению родителей, немного отстает в речевом развитии? Многие родители уверены, что в таком случае необходимо обратиться за помощью к психологу и записать малыша в какой-нибудь развивающий центр. Но чаще всего вполне достаточно уделять ребенку немного больше внимания и заботы. Следуя нашим простейшим рекомендациям, вы не только поможете ребенку стать гармонично развитой личностью, но и сами весело проведете время.

Знакомьте ребенка с окружающим миром

Стимулировать речевую активность и познавательную потребность ребенка необходимо с самого первого дня рождения. Поэтому не нужно пеленать малыша. Пусть его ручки всегда будут свободными, чтобы он мог их изучать и наблюдать за тем, как они двигаются. Постоянно разговаривайте с ребенком, рассказывая ему обо всем, что происходит вокруг. Ведь разговор – это диалог, позволяющий сформировать первые речевые навыки ребенка, даже если они пока проявляются в виде детского лепета, улыбок и жестов.

Всегда разговаривайте с малышом спокойно и ласково, чаще улыбайтесь и старайтесь заинтересовать его своей речью. Поскольку на первых порах для него важны не столько слова, сколько мимика, жесты и интонация, не стесняйтесь проявлять свои эмоции и вести себя немного по-детски. Стремление подражать вам будет способствовать развитию подвижности его губ и языка. Комментируйте каждое свое действие: “Ты проголодался, сейчас мы будем кушать”, “Ты уписался, сейчас мы поменяем подгузник” и т.д.

Предлагайте ребенку разнообразные предметы для изучения: давайте ему в ручки погремушки, мягкие игрушки, ткань разной фактуры и т.д. Описывайте те тактильные ощущения, которые малыш испытывает при соприкосновении с предметом. Описывайте также части тела ребенка, к которым вы прикасаетесь. Например, какие красивые пальчики, замечательные ноготочки, ровные ножки и т.д.

Помните, первичные знания об окружающем мире малыш получает в процессе наблюдения и общения с вами. Постарайтесь не оставлять его надолго в одиночестве, и ни в коем случае не становитесь молчаливой мамой.

Важно! Специалисты рекомендуют разговаривать с детьми “взрослым” языком (то есть, без “сюсюканья” и детского лепета). В противном случае, ваш малыш еще долго не сможет научиться говорить, например, вместо “бибика” машина или правильно выговаривать слова.

Развивайте мелкую моторику рук

Ученые доказали, что речевая зона в коре головного мозга находится в непосредственной близости с проекцией кисти руки. Этот факт позволяет рассматривать руки ребенка как “орган речи”, практически равноценный артикуляционному аппарату. Именно поэтому специалистами в свое время было выдвинуто предположение, согласно которому тонкие движения пальцев оказывают непосредственное влияние на формирование и развитие речевой функции малыша. Таким образом, чтобы научить ребенка говорить, нужно не только тренировать его артикуляционный аппарат и общаться с ним, но и развивать мелкую моторику рук.

Развитие мелкой моторики полезно еще и тем, что в процессе разработки детских пальчиков у малыша развивается внимание, воображение, мышление, координация, наблюдательность, двигательная и зрительная память. Кроме того, развитые пальцы помогут малышу впоследствии быстро освоить самостоятельное одевание, прием пищи и другие бытовые и учебные действия.

Наилучшими методами развития мелкой моторики принято считать:

  • массаж рук, а также пальчиковую гимнастику и игры типа “ладушки”, “коза-рогатая” и “сорока-белобока”;
  • фасолевые ванны (ребенок достает мелкие игрушки из миски с фасолью);
  • лепка из самых разных материалов (пластилин, глина, соленое и обычное тесто);
  • мозаика;
  • игры с крупами (например, пересыпать пальчиками фасоль, горох или гречку);
  • игры-шнуровки;
  • игры с бусинами и пуговицами (можно нанизывать бусинки на нитку или выкладывать из пуговиц панно);
  • пазлы;
  • катание по столу ладошкой шариков, ручек, карандашей и т.д.

Читайте вслух сказки

Наполнять жизнь ребенка сказочными героями можно с первых же месяцев его рождения. Во-первых, таким образом ваш малыш сможет познакомиться со словами, которые в обычной жизни вы не используете, а во-вторых, это прекрасная возможность пережить общие эмоции и укрепить внутреннюю взаимосвязь между ребенком и родителями. Кстати, помимо речевого развития, чтение книг в самом раннем возрасте приносит еще одну небольшую, но очень приятную пользу – под чтение малыши засыпают намного быстрее и спят гораздо спокойнее.

Желательно выбирать книги для прочтения основываясь не только на возрастных особенностях ребенка, но и на ваших предпочтениях. Другими словами, из книг, рекомендованных возрастной категории вашего малыша, отдавайте предпочтение тем сказкам, которые нравятся лично вам. Маленький слушатель обязательно почувствует вашу заинтересованность и поймет, что чтение книг может доставлять огромное удовольствие.

Постарайтесь как можно чаще привлекать внимание ребенка к содержанию сказки, например, с помощью изменения интонации. Этим вы не только “оживите” сказочных героев, но и поможете малышу развить свою фантазию и воображение. Желательно также вовлекать ребенка в обсуждение только что прочитанной сказки и сравнение сказочных героев с реальными прототипами (например, после прочтение сказки “Волк и семеро козлят” можно показать малышу картинки с настоящими козой и волком, и предложить ему найти отличия).

Вместо заключения

Как вы уже убедились, развитие речевой активности ребенка не потребует от вас больших материальных затрат и какой-то сверхестественной заботы и внимания. Всего лишь немного терпения, хорошего настроения, творческого подхода и совсем скоро по вашему дому будет бегать разговорчивый, активный, внимательный, развитый и позитивно настроенный карапуз.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Источник