Рацион питания ребенка в 1 год и 4 месяца комаровский

Какие продукты можно давать ребенку после года? Какие новые блюда должны появиться в рационе ребенка?

Меню и рацион питания ребенка после года: таблица примерного набора продуктов

После года питание ребенка постепенно приближается к взрослому столу. Этому способствует совершенствование функций органов пищеварения, формирование вкусовых ощущений, стремление ребенка к самостоятельному приему пищи. Но все же полностью приравнивать рацион ребенка к взрослому меню еще рано, у детского меню есть определенные особенности и ограничения.

Очень важно, чтобы рацион ребенка удовлетворял энергетические потребности растущего организма и был сбалансирован.

Молоко и молочные продукты

Эти продукты по-прежнему остаются важнейшей составляющей рациона, так как являются источником белка, жира, кальция и витамина В2, играют важную роль для роста здоровых зубов и костей.

  • Суточная норма молочных продуктов составляет 500-600 мл.
  • ВОЗ рекомендует по возможности продолжить после года грудное вскармливание.
  • В рацион целесообразно включать также молочные смеси для детей от 1 года, цельное молоко обычной жирности (3,2-3,5%), а после 2 лет рекомендуются использовать молоко пониженной жирности.
  • Кроме молока в чистом виде, в рацион ребенка включают молочные десерты, творог или творожные десерты (с фруктовыми наполнителями), кефир, йогурт, ряженку, нежирную сметану.

Крупы и макаронные изделия

Крупяные каши в меню детей старше года могут быть как на молоке, так и в виде гарнира, с добавлением овощей, или сладкие безмолочные каши с фруктами.

  • Если до года ребенок ел гомогенные каши, то теперь блюдо может содержать мягкие, не измельченные хлопья, кусочки фруктов или овощей, что способствует постепенному привыканию к более плотной пище, требующей жевания.
  • Пищевая ценность каш зависит от вида крупы или муки. Несомненным преимуществом обладают гречневая и овсяная крупы, более низкой пищевой ценностью обладает манная крупа.
  • Разнообразить меню и упростить процесс приготовления помогут каши в упаковках для детей от года. В состав детских каш входят хлопья из различных видов круп (бывают однокомпонентные и мультизлаковые – «три злака», «четыре злака» и т.д.), кусочки фруктов. Такие каши дополнительно обогащены витаминами и микроэлементами.
  • Макаронные изделия отличаются высоким содержанием углеводов и меньшей биологической ценностью, поэтому в питании детей их используют реже, чем крупяные каши (1-2 раза в неделю).

Мясо и рыба

Суточная норма потребления мяса составляет 60-70 г

Рыбные блюда включают в рацион 2-3 раза в неделю, общее количество – около 200 г в неделю.

  • В питании детей старше года используют нежирные сорта мяса и рыбы, отдают предпочтение сортам рыбы без мелких костей – судак, камбала, треска, хек.
  • Если в качестве прикорма ребенку рекомендуется вводить мясо в виде пюре, то детям старше года можно предлагать мясные суфле, тефтели, паровые котлеты, фрикадельки. При этом важно, чтобы мясной фарш готовился непосредственно перед приготовлением блюда, так как он быстро портиться.
  • Ближе к 1,5 лет можно предлагать тушеное мясо мелкими кусочками.

Фрукты и овощи

Ежедневно включают в рацион и должны присутствовать в каждом основном приеме пищи (3-4 раза в сутки)

  • Суточная норма потребления овощей – 300-350 г (картофеля – не более 1/3), фруктов – 150-200г.
  • Овощи предлагают как в сыром виде – ломтиками или в салатах, так и отварные и тушенные – пюре, овощные рагу.
  • В летний период предлагайте ребенку свежие фрукты и ягоды, зимой – используйте для приготовления блюд замороженные, консервированные фрукты, сухофрукты.
  • Виноград лучше не давать детям до 3 лет
  • С осторожностью вводите в рацион цитрусовые и экзотические фрукты (киви, манго), так как высока вероятность развития аллергических реакций.

Принципы составления ежедневного рациона и питания детей старше года

  1. Суточный объем пищи для ребенка старше года можно определить по формуле: V=1000+100*n (мл), где n – число лет.
  2. Ребенок старше года должен получать ежедневно 450 мл жидких молочных продуктов и до 40 г творога.
  3. До 1,5 лет в рацион включают также белый хлеб (20 г в сутки), а после 1,5 лет – 60 г белого и 40 г ржаного хлеба.
  4. Для приготовления пищи ребенку достаточно использовать 2-3 г соли в сутки, лучше – йодированной.
  5. Общее количество сахара должно составлять не более 25-30 г в сутки, учитывая сахар, добавляемый в продукты (молочные и творожные десерты, мюсли, булочки и т.д).
  6. Детям не следует давать острую, пряную пищу, острые соусы, майонез.
  7. Куриные яйца можно давать как в отваренном виде, так и в идее парового омлета или суфле. Сырые яйца не рекомендуются использовать в детском питании.
  8. При проявлении аллергии на белок куриного яйца, можно заменить в блюдах куриные яйца перепелиными.
  9. Ребенок старше года может принимать пищу за одним столом с взрослыми – это способствует овладению определенными навыками питания, улучшению аппетита, стимулирует малыша пробовать новые блюда.
  10. Детей старше года важно приучать к гигиеническим навыкам при приеме пищи – мыть руки, пользоваться столовыми приборами, салфеткой.

Примерный среднесуточный набор продуктов для детей старше года

Большое значение приобретает внешний вид пищи, ее аромат. Для приготовления блюд нельзя использовать острые приправы, пряности, соусы, а с целью улучшения вкуса и внешнего вида лучше добавлять овощи, фрукты и листовую зелень. Интересно оформить блюдо можно с помощью силиконовых форм или специальных детских тарелочек.

Читайте также:  Ребенок 4 года говорит мало слов

Тарелки foodface

Режим питания ребенка после года. Нужно ли кормить ребенка по часам?

Согласно рекомендациям ВОЗ, дети старше года должны получать три основных приема пищи – завтрак, обед, ужин, и один или два дополнительных – это может быть (на выбор): второй завтрак, полдник, молоко или кефир перед сном.

На втором году жизни суточный объем пищи рекомендуется распределять равномерно между количеством приемов, а с 2 лет: 25% – завтрак, 35-40% – обед, 10% – полдник, 20-25% – ужин.

Ежедневное соблюдение режима питания (допустимыми считают отклонения в 15-20 минут) способствует своевременной и достаточной секреции пищеварительных соков и хорошему усвоению пищи.

Новые блюда для ребенка после года: рецепты

Если до года ребенок ел пищу в виде пюре, то теперь настало время отказаться от протирания или измельчения пищи блендером. Каши для детей старше года могут содержать небольшие мягкие кусочки фруктов, тушенные или отварные овощи можно разминать вилкой, салаты из свежих овощей натирать на терку, а через некоторое время нарезать мелкими кусочками.

Предлагайте ребенку мясные суфле, запеканки, тефтели и котлетки. Такие блюда обеспечат плавный переход от гомогенной к твердой пище.

Мясное суфле

Новые блюда для ребенка после года

Ингредиенты:

  • 150 г мяса (куриное филе или курица и нежирная свинина в равных количествах)
  • Манная крупа – 2 ч.л.
  • Молоко – 1,5 стол. ложки
  • Яичный желток – 1 шт.
  • Соль

    Способ приготовления:

  1. Мясо пропустить через мясорубку с мелкой решеткой дважды или измельчить в блендере.
  2. Добавить молоко, желток и манку, посолить, тщательно перемешать.
  3. Выложить в подходящую по размеру форму

    Запекать в духовке при 190ºС 45 минут.

Овощной суп с яйцом

Овощной суп с яйцом

Ингредиенты:

  • Морковь – 50 г
  • Лук – 50 г
  • Болгарский перец – 50 г
  • Кабачок – 50 г
  • Рис – 1 ст. ложка
  • Зелень
  • Яйцо куриное – 1 шт (можно заменить двумя перепелиными)
  • Соль

Способ приготовления:

  1. Рис промойте и замочите в холодной воде.
  2. Морковь и лук нарежьте мелкими кубиками, залейте кипятком, варите на малом огне 15 минут.
  3. Добавьте в суп рис, нарезанные мелким кубиком кабачок и перец, посолите, продолжайте варить 10 минут.
  4. В отдельной посуде соедините вилкой белок и желток яйца.
  5. Влейте яйцо в кипящий суп, постоянно помешивая ложкой.
  6. Вскипятите в течение 1 минуты.
  7. Мелко покрошите зелень, добавьте в суп и снимите его с огня.

Манные кексы

Манный кекс

Ингредиенты:

  • Яйца – 2 шт
  • Сахар – 2 стол. л
  • Разрыхлитель для теста – 1 ч.ложка
  • Манная крупа – 1 стол. ложка
  • Кефир – 1 стакан
  • Ванильный сахар

Способ приготовления:

  1. Взбейте миксером яйца с сахаром и ванильным сахаром, добавьте разрыхлитель теста.
  2. Введите в смесь кефир, продолжая взбивать миксером

    Постепенно всыпьте манную крупу.

  3. Заполните тестом формы для кекса на 2/3 объема.
  4. Выпекайте в духовке при 170ºС 40 минут.

Комаровский о питании ребенка после года

Доктор Комаровский акцентирует внимание родителей на таких моментах в отношении питания:

  1. То, чем ребенок привыкнет питаться до 1,5-2 лет моделирует питание ребенка в дальнейшем. Ребенок в этом возрасте питается тем, что дают ему взрослые – и именно они закладывают основы здорового и рационального питания ребенка.
  2. Разнообразное питание – не значит присутствие в рационе множества различных продуктов, экзотики и деликатесов. В рационе должны присутствовать все основные группы продуктов – молоко, фрукты, овощи, мясо, рыба, крупы. Если в меню представлены продукты этих основных групп в достаточном количестве, значит с разнообразием в питании все в порядке.
  3. Отсутствие аппетита у здорового ребенка доктор Комаровский относит к проблемам больше педагогическим, чем медицинским. В этом случае доктор рекомендует простой рецепт – прекратить кормление и дать ребенку возможность «нагулять» аппетит, устранив возможность «перекусов» до следующего основного приема пищи.

ВИДЕО: Полезная и неполезная еда – Школа доктора Комаровского

Источник

фото 1В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.

Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.

Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.

Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?

Давайте разбираться!

Физические параметры в год и четыре

Пол ребенкаРостОкружность головыВесЗубыОкружность грудной клеткиЗрение
Мальчик78 см49 см11,5 кгПрорезаются верхние клыки и первые коренные зубы47,3 смВсё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам.
Девочка83 см45,5 см10,6 кг53,1 см

Что умеет делать малыш?

К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:

Крупная моторика

  • Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
  • Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
  • Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
  • Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
  • Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
  • Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.

Мелкая моторика

  • Строит башенку из кубиков или колечек.
  • Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
  • Забрасывает игрушки в коробку.

Зрение

Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.

Употребление пищи

  • Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
  • Пробует есть ложкой самостоятельно.
  • Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
  • Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.

Гигиена

  • Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
  • Пробует вытираться полотенцем.

Одевание

  • Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
  • Снимает головной убор, если тот не на завязках.
  • Помогает взрослому себя одевать.

Способность сосредотачивать внимание

  • Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
  • Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
  • Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
  • Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
  • Двигается в такт музыке, пытается танцевать.

Восприятие речи и жестов

  • Указывает пальчиком на домочадцев и объекты – может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
  • Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
  • Выражение симпатии и привязанности
  • Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
  • Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
  • Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
  • Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.

Игровая деятельность

  • Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
  • Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
  • Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
  • Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
  • Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина -«би-би», кошка -«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.

Особенности психоэмоциональной сферы

фото 2В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.

Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.

Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.

Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.

Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.

фото 6Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.

Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.

Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.

Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.

Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.

Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.

Речь

фото 12Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.

К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.

Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.

Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.

Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».

Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.

Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?

В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.

Примерное меню

ТрапезаПеречень блюд
ЗавтракКаша на молоке, печенье, молоко.
ОбедСуп, гречневая каша и овощной салат, морс.
ПолдникТворожок, кусочек банана, детское печенье, чай.
УжинОвощное пюре или каша, чай с молоком.

Рецепты блюд

Нежное пюре из говяжьего языка

Вам понадобится:

  • отварной язык – 200 грамм;
  • мясной бульон – 1 чашка.

Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.

Кабачковый суп пюре

Вам понадобится:

  • кабачок – половина от овоща среднего размера;
  • картофель – 4 шт.;
  • куриный окорок – 1 шт.;
  • вода;
  • соль.

Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.

Особенности ухода

Гигиенические процедуры – это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.

Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.

Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.

Чистка зубов

фото 19Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.

Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.

Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.

Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.

Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).

Режим дня и сна

Режим – всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.

Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:

Время сутокЗанятие
7:00 – 8:00пробуждение
8:30 – 9:00завтрак
9:30 – 11:30утренняя прогулка
12:00 – 13:00обед
13:00 – 16:00послеобеденный сон
16:00 -17:00развивающие игры
17:00 – 17:30полдник
17:30 – 18:30вечерняя прогулка
19:00 – 19:30ужин
20:00-20:30купание перед сном
21:00 – 7:00сон

Занятия с малышом

Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.

Игры

  • Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
  • Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
  • Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
  • Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.

Игрушки

  • Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
  • Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
  • Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.

При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.

На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.

Полезное видео

Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:

https://www.youtube.com/watch?v=Ga1Ox3xD8C8

Советы родителям

Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.

Источник

Читайте также:  Ребенок 4 года сне скрипит зубами