Работа семьи и доу для развития социализации ребенка
Консультация для педагогов
«Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника»
Семья и ДОУ – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Цель и задачи, стоящие перед семьей и детским садом, едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей.
«Искусство воспитания имеет одну особенность: всем оно кажется делом знакомым, понятным и легким. И чем менее человек знаком с теорией и практикой воспитания, тем легче оно ему кажется» – эти слова написаны К.Д. Ушинским более 130 лет назад. К сожалению, до сих пор в подходе к воспитанию у родителей преобладает как раз подобное мнение. Как же привлечь внимание родителей к ценным советам воспитателей, предотвратить отчуждение семьи от ДОУ.
Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их педагогической компетентности.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества. Чтобы позитивно влиять на желание той или иной семьи участвовать в работе группы, педагог должен хорошо знать всех родителей своей группы и учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и членов каждой семьи.
Основные принципы организации работы с семьей
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю предоставляется возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребёнок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Какими формами работы мы можем взаимодействовать с родителями:
Формы работы с родителями подразделяются на
• коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные;
•традиционные и нетрадиционные.
Традиционная форма работы- это работа с коллективом родителей – групповые родительские собрания. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей – широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Дни открытых дверей – это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
Совместные досуги, праздники. Участие родителей в выставках, конкурсах. Мастер-классы , проекты. Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях, такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблемы. Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению. Образуется общее поле интересов, действий детско-родительского сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через неё – к здоровому образу жизни.
Рекомендации по созданию условий полноценной социализации детей дошкольного возраста на основе взаимодействия ДОУ и семьи:
- 1. Необходимо претворять в жизнь психологию доверия в ДОУ.
Доверие родителей к педагогу основывается на уважении к его опыту, знаниям, компетентности в вопросах воспитания и, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, доброта, чуткость).
Родители должны быть уверены в хорошем отношении к своему ребенку воспитателя. Для того чтобы заслужить доверие родителей, педагог может организовать свое взаимодействие с ними следующим образом (В.А. Петровский).
1-й этап – «Трансляция родителям положительного образа ребенка». Педагог никогда не жалуется на ребенка, даже если он что-то натворил.
2-й этап – «Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они не могли получить в семье». Воспитатель сообщает об успехах и особенностях развития ребенка в ДОУ, особенностях общения его с другими детьми, результатах учебной деятельности, данных социометрии и т.д. При этом соблюдается принцип «ваш ребенок лучше всех”
3-й этап – «Ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка». На данном этапе активная роль принадлежит родителям, воспитатель только поддерживает диалог, не давая оценочных суждений.
4-й этап – «Совместное исследование и формирование личности ребенка». Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. Общая продолжительность этапов занимает около полутора-двух месяцев. (3)
2. Осуществление педагогами ДОУ работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательный процесс дошкольного учреждения. В работе ДОУ следует придерживаться направления создания единой активной развивающей среды, обеспечивающие общие подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Осуществление контактов и связей между родителями и педагогами ДОУ:
а) проведение неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
б) предоставление родителям письменного материала об их детях;
в) предложения посетить психолога, обратить внимание на виды детской деятельности или режимные моменты;
г) оформление доски объявлений для родителей;
д) организация «родительских дней» с целью показать, как занимается их ребенок, или познакомиться с работой ДОУ.
– Привлечение родителей для оказания помощи ДОУ:
а) в организации совместных целевых прогулок, досуга;
б) организация видеосъемки занятий или праздников и т.д.;
– Участие родителей в ежедневном посещении детьми ДОУ:
а) приглашение остаться со своим ребенком, присоединиться к занятиям, играм с детьми;
б) оказание помощи в определенных случаях, например при проведении экскурсии.
– Вклад родителей в развитие и обучение своего ребенка:
а) родители работают вместе со своим ребенком в детском саду (это должно происходить в контексте понимания педагогами необходимости научить родителей взаимодействию с ребенком);
б) родители продолжают дома работу по обучению детей, которую ведут педагоги.
3) Своевременное проведение диагностики общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка (с учетом стиля и особенностей семейного воспитания) для оказания помощи родителям.
Выявление проблем и оказание помощи (предоставлению информации родителям или обучение практическим навыкам), проведение педагогических консультаций, бесед, семинаров, тренингов, конференций.
Выполнение данных рекомендаций, по моему мнению, способен оказать положительное воздействие на процесс взаимодействия ДОУ и семьи ребенка в целях успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника. Достигается положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители обретут уверенность в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. В полной мере будет учитываться индивидуальность ребенка, так как педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в работе, учитывает тип семьи и стиль семейных отношений, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса. Также дает возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
3. Игровой материал
Упражнение 1.
Для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще «включать родителей» в деятельность дошкольного учреждения. Предлагаю разделиться на две команды:
одна команда думает – как и в какой форме нужно педагогически просвещать родителей,
другая команда думает – как включать родителей в деятельность дошкольной организации. Ваши предложения по эффективному взаимодействию с родителями, 5 мин. Наша задача определить, какие формы работы необходимо использовать при решении этих задач. Запишите их.
1 Педагогическое просвещение родителей.
Задачи:
Формы:
2 Включение родителей в деятельность дошкольной организации.
Задачи:
Формы:
Поделитесь своими мыслями. Эти формы работы могут нам поимочь в работе по взаимодействию с родителями.
Упражнение 2 «Желаю Вам…»
Цель: Развивать умение доброжелательно общаться с родителями. Предлагаю разделиться на пары и выбрать, кто будет педагогом, а кто родителем.
Задача – сделать комплимент сидящему рядом педагогу, выступающему в роли одного из родителей вашей группы. Лучший комплимент – похвала успехов их ребенка.
Вопросы после упражнения:
- Что вы чувствовали, высказывая пожелания?
- Удалось ли вам высказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к коллеге по работе?
- Какие трудности у вас возникли при выполнении задания?
3 часть. Банк идей.
Предлагаю всем участникам игры пополнить банк идей, ответив на вопрос: Как сделать общение с родителями наиболее продуктивным и приятным?
Источник
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение “Гимназия № 1516»
Дошкольное отделение
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА»
(Опыт работы с родителями)
Подготовила воспитатель
младшей группы № 1
Беленькая М.В
Москва
2016-2017 учебный год
Учитывая перемены, происходящие в современном обществе, семейные ценности приобретают особое значение. Семья – это основной социальный институт воспитания. Семья сегодня переживает большие экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что стало подлинной национальной проблемой. Для выяснения особенностей социального развития дошкольников, мы использовали беседу, в ходе которой следовало установить отношение родителей к реализации задач по социализации ребенка дошкольного возраста. В ходе беседы выяснилось: 98% родителей считают, что уважительное отношение к взрослым должно формироваться в семье. По другим же вопросам социального развития, ответственность должен нести детский сад:
– воспитывать умение общаться с взрослыми вне семьи – 83%;
– закладывать основы доброжелательного отношения к сверстникам – 92%;
– вырабатывать навыки общения с равным партнером – 87%;
– формировать моральные устои и основы гражданственности – 65% и 97%.
Поэтому и родителям, и педагогам, следует строить свои отношения на основе успешного взаимодействия.
Осуществить это на практике нам помогла работа в системе «СемьЯ»: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки, которая велась на протяжении всего учебного года. За этот период был собран материал по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста, целью, которой является сохранение и укрепление внутрисемейных связей, обеспечение успешной и полноценной социализации детей в процессе их активного сотрудничества с педагогами группы, родителями и ближайшими родственниками. Дома дети расспрашивают домочадцев об интересных деталях своей семейной истории, после чего в детском саду – рисовали портреты своих родственников, дома, в которых они родились или жили, любимые игрушки, животные, растения и т.п. По результатам этих занятий в детском саду мы проводили семейные праздники, организовали выставку семейных историй.
Педагоги нашей группы практиковали проведение родительских собраний, используя нетрадиционные формы:
● «Педагогическая лаборатория» – проводилась в начале или в конце года, где обсуждалось участие родителей в различных мероприятиях.
●«Семинар – практикум» – на собрании выступали не только воспитатели, но и родители, специалисты детского сада. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.
● «Душевный разговор» – собрание, рассчитанное не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и другие), иногда проводится анкетирование по теме, в конце собрания родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.
● «Мастер – класс» – родители демонстрировали свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель давал тему нескольким родителям и поручал каждому провести маленький урок, на котором они объясняли всем собравшимся родителям, как научить ребенка выполнять различные задания.
Одной из эффективных форм взаимодействия детского сада и семьи явилась организация семейной гостиной в группе, для которой разработана специальная программа «Солнышко ». Основой ее является предоставление возможности родителям провести время со своими детьми, тем самым находясь на территории их интересов. Ведь каждый ребенок для родителя – это солнышко, которое греет и нуждается в бережном обращении. Целью программы являлось повышение уровня коммуникативных компетенций родителей, развития отношений с детьми. Она включала 8 занятий: 4 занятия только с родителями, 4 занятия совместных – родители и дети. В название каждого занятия заложена народная мудрость, пословица или поговорка: «При солнышке тепло, при матери добро!», «Сядем рядком, поговорим ладком», «В умной беседе ума набраться, в глупой – свой потерять», «Материнский гнев, что весенний снег: и много выпадает, да скоро растает», «Кошке игрушки, а мышки слезки», «Не нужен клад, коли в семье лад», «Изба детьми весела», «Вся семья вместе и душа на месте». Ведь недаром великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Это первые и блестящие попытки русской педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». В занятия были включены игры на снятие психоэмоционального напряжения, что позволяло объединить группу детей и родителей, настроить на доверительное общение; игры, на создание ситуации взаимодействия и сотрудничества; игры на восстановление душевного спокойствия, способности к самовыражению, позитивного настроя на происходящее, совместная продуктивная деятельность. На вводном и итоговом занятии проводился мониторинг детско-родительских отношений. Кроме того, занятия с родителями включали теоретические основы психолого – педагогических знаний для повышения коммуникативной компетентности родителей.
Семья сильна прежде всего своими эмоциональными отношениями, которые наиболее доступны для маленького ребенка. На занятиях дети в общении со своими родителями учатся делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми, приобретают уверенность в себе, своих возможностях. А родители, в свою очередь, учатся понимать внутренний мир своего ребенка, принимать его таким, какой он есть, предотвращать конфликтные ситуации.
Опыт показывает, что применение таких разнообразных методов психолого-педагогического взаимодействия с семьями дошкольников являются не только перспективными, но и позволяют сблизить педагогов, детей и родителей, создать их дружеское сообщество.
Источник
Доклад
на тему :
Социализация личности ребенка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
Учитель-дефектолог
Гибадуллина Э.Р.
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить. Социальная природа человека детерминирует его зависимость от общества: по выражению Л.С. Выготского, ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.
По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми.
В этом контексте приобщения человека к культуре участвует каждое из его отношений к миру – зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, мышление – все органы его индивидуальности. Причём, как полагает учёный, все эти органы – сами возможности восприятия мира в красках, музыке, в слове – всё это завоёвано человеком и осваивается им в постоянном взаимодействии с другими людьми, в ходе овладения явлениями, предметами в процессе преобразовательной деятельности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Понятие полноценной и успешной «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности». Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека. Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.
Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, – посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.
В настоящее время, когда научно-технический прогресс достиг высокого уровня развития, обществу необходим активный человек с высокоразвитым творческим потенциалом, способный к быстрому принятию решений, гармонично взаимодействующий с окружающими, конструктивно решающий возникающие проблемы именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:
1) в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
2) взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;
3) социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
4) социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:
– семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся
с ребенком, братья или сестры);
– детский сад (в первую очередь воспитатели);
– общество (сверстники, друзья).
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.
Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.
Психолого-педагогические исследования (Е.П. Арнаутовой, А.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении создаются необходимые условия для полноценного сотрудничества с семьей.
Понятие полноценной и успешной «социализация» связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение», «образование», «развитие личности». Процесс социализации осуществляется посредством целенаправленного воспитания, обучения и случайных социальных воздействий в деятельности и общении. Социализация протекает как стихийный (социальная ситуация развития) или специально организованный (педагогическая ситуация) процесс. Каждый по-своему определяет качество деятельности субъектов социализации, характер их взаимодействия в детско-взрослом сообществе, основные культурные и личностные приобретения человека.
Целью социального воспитания является сформированность готовности ребенка к вхождению в социум, дальнейшему освоению культуры.
Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействия – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Необходимо стремиться к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, а также к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей.
Реализовать открытость ДОУ «внутрь» – это означает сделать воспитательный процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами и родителями.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. Их воспитательные функции различны, но для достижения полноценной и успешной социализации ребенка-дошкольника необходимо их взаимодействие. Если дошкольное образовательное учреждение способствует интеграции (унификации) ребенка в социум, то семья призвана обеспечить индивидуализацию (дифференциацию) детского развития.
Вывод: нужно повышение эффективности взаимодействия и сотрудничества ДОУ и семьи, что обеспечивает полноценность процесса социализации личности ребенка-дошкольника.
То есть создание единой развивающей среды, способствуют более дифференцированному и индивидуальному подходу к воспитательно-образовательному процессу, позволяют учитывать опыт семейного воспитания для построения взаимодополняющей тактической линии воспитательного воздействия. Педагогам ДОУ оказывать информативную и обучающую поддержку семьям воспитанников.
ПАМЯТКА
Влияние семьи на формирование жизненного самоопределения ребенка обусловлено целым рядом факторов:
1) временным фактором – ребенок проводит в семейной среде значительное количество времени, особенно первые годы жизни, наиболее важные для развития ребенка;
2) фактором плотности общения – ребенок получает возможность непрерывного взаимодействия с окружающими взрослыми, возможность непрерывно воспринимать и анализировать факты окружающей действительности в различных условиях;
3) фактором эмоциональной насыщенности – ребенок находится в условиях эмоционального поля, включен в эмоционально насыщенные отношения;
4) фактором родительского отношения – родители создают своего рода «детскую среду», необходимую и характерную для каждого ребенка;
5) фактором возможности автономизации – семейная среда предоставляет ребенку собственное, автономное от других пространство с возможностью индивидуализации его содержания (выбор видов деятельности), материально-вещного оформления (оснащение, оборудование, книги и т.д.) и организации (режим, организация времени, нормы, формы самоуправления и т.д.).
Источник