Работа с семьями с ребенком с отклонениями в развитии
Консультация для родителей
Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
В своей деятельности, взаимодействуя с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья мы руководствуемся следующими задачами:
- защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохранённых ресурсов положительного развития (как ребенка, так и семьи) на основе партнерства;
- содействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;
- информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
- содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий её оказания;
- повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи, поддержки.
В работе с родителями считаем особо важным, помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспечить «запуск» рефлексивного мышления, что позволяет понять причины трудностей в развитии и поведении ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент собственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как нерефлексивное и активное выслушивание, информирование, перефразирование, резюмирование, отражение чувств.
Формы и методы работы с родителями:
- Анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье.
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.
Дни открытых дверей – родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Деловые игры.
Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях, с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений. («Связующая нить» Н. Григори, «Учимся понимать своего ребенка» – гиперактивный ребенок)
Использование информационных стендов для родителей: стенды, папки-передвижки, тематические выставки (литературы, фото, детских работ), доска объявлений.
Организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров.
Совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке, где родители и педагоги фиксируют свои наблюдения, с целью выявления динамики развития ребенка.
Использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи.
Организация выставок книг и игрушек, способствующих развитию ребенка в домашней обстановке.
- Размещение информации на сайте учреждения;
- Консультации и рекомендации на стендах, в групповых уголках;
- Разработка памяток с рекомендациями;
При работе с родителями используем следующие методы активизации родителей.
- «Мозговой штурм». Метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
- «Реверсионная мозговая атака, или Разнос». Этот метод отличается от «мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка решения, направленного на преодоление недостатков.
- «Список прилагательных и определений». Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики (прилагательные), затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается, каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Какой бы вы хотели видеть речь вашего ребенка на пороге школы?». Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно формулируются пути достижения цели.
• «Коллективная запись». Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их, и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм».
«Запись на листах». При обсуждении проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как привлечь ребенка к выполнению домашнего задания», каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
«Эвристические вопросы». К ним относятся 7 ключевых вопросов: Кто?, Что?, Где?, Как?, Чем?, Когда? (Почему?). Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему. Например, 1 и 5 в сочетании кто чем? Последовательно вытягивая такие смешанные и нестандартные вопросы и отвечая на них, родители видят и нестандартные пути их решения. Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафе, куда вы ненадолго зашли, – смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
- Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо “Почему ты опять не убрал свои игрушки?” – “Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина”). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: “Стыдно!”, “Меня не устраивают твои “хочу”, мало ли, что ты хочешь!”, “Что бы ты без меня делал(а)?”, “Как ты можешь поступать так со мной!” и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: “Хорошо учиться в школе – это значит…” или “Для меня диалог с ребенком – это… ” Мать или отец должны закончить предложение.
- Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
- Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: “Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?” Или: “Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста”, или: “Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний” и т. п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
- Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Предложенные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда
родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.
В родительском уголке или в качестве заключительной части родительских собраний предлагаю иногда родителям выслушать стихотворные строки или высказывания, позволяющие задуматься родителей о своих взаимоотношениях с детьми.
В работе с родителями важным аспектом считаем и информирование родителей о других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями и их родителями, активно сотрудничаем с центом социальной помощи семье и детям «Семья», Центром диагностики и консультирования, Центр ранней диагностики и консультирования, обществом инвалидов
Для того чтобы родители поверили в своих детей, развивали их творческие способности, таланты – привлекаем их к активному участию в различных конкурсах – «Поверь в мечту», конкурсы рисунков, музыкально-танцевальные конкурсы «Фасолька», где дети занимают даже призовые места и получают грамоты и призы за участие. По рекомендациям специалистов родители организуют посещение детьми развивающих центров «Теремок», «Умный малыш»; музыкальной школы – группы «Дошколенок», учатся играть на музыкальных инструментах; кружки в ДК «Строитель», «Горизонт». Благодаря содействию общества инвалидов дети с ДЦП посещают танцы для инвалидов – колясочников.
Даже после выпуска детей мы отслеживаем их успехи, приглашаем на праздники в детский сад. (День инвалида в декабре, выпускные вечера)
Широкий спектр вариантов общения с родителями позволяет решить педагогам и специалистам основную общую задачу: выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка с особыми потребностями, оптимизировать социальные контакты семьи и ребенка, наладить доверительные партнерские отношения «педагог-родитель».
Источник
В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается. Помощь семье в воспитании «особого ребенка» предполагает содействие в решении проблем, появляющихся в сфере внутриличностных, внутрисемейных и внесемейных отношений. Конечной ее целью является создание нормальных условий для развития и ребенка, и его ближайших родственников.
Ключевые слова: семья, «особый ребенок», воспитание.
Семья – это малая группа, основанная на кровном родстве или на браке, члены которой связаны одним бытом, взаимопомощью и взаимной моральной ответственностью, в ней вырабатываются совокупность образов, санкций и норм поведения, регламентирующих взаимодействие между детьми и родителями, между супругами [3, с. 5].
Реакции родителей на то, что у них появился «особый ребенок»:
‒ отрицание – в основе этого поведения лежит отчаянная надежда на то, что диагноз, данный первоначально, ошибочен;
‒ гнев – защитная реакция родителей на раннем этапе осознания ими состояния их ребенка;
‒ чувство вины – переживание родителей по поводу их проступков, которые, как они полагают, и привели к заболеванию ребенка.
В. В. Ткачева и И. Ю. Левченко предложили систему работы с семьями, основная цель которой – это гармонизация внесемейных и внутрисемейных контактов, оптимизация личностного развития ребенка с ТМНР и его родителей [1, с. 29].
Выделяются два направления работы с семьей: психокоррекционное и психолого-педагогическое. Последнее направлено на переструктурирование положения жизненных ценностей матери через демонстрацию эмпатии и переключение ее с переживания проблемы как неразрешимой на поэтапно построенную коррекционную деятельность с творческим началом. Первое осуществляется на основе принципов и методов личностно-ориентированной психотерапии в сочетании с элементами семейной системной когнитивно-поведенческой психотерапии и направлено на коррекцию напряженного психологического состояния родителя, реконструкцию и гармонизацию детско-родительских, супружеских отношений и отношений членов семьи с окружением.
В работе М. И. Смирновой и И. И. Мамайчук представлен системно-уровневый принцип по семейной психокоррекции при дисгармоническом развитии, которая понимается как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию семейных отношений и личностной структуры ребенка, а также решение актуальных психотравмирующих проблем, вызванных нарушенными семейными отношениями [2, с. 67].
Выделяются три уровня психокоррекции:
1) Общий уровень содержит задачу: через участие психолога в организации жизнедеятельности семьи предупреждение и снижение эмоционального дискомфорта у всех родственников в связи с проблемами ребенка (проведение специальных лекций, дискуссий, родительских тренингов).
2) Специальный уровень имеет задачу: организация конкретных психокоррекционных воздействий в рамках семьи (арттерапевтических, групповых, игровых и др.), направленных на развитие навыков самоконтроля и коммуникативной сферы.
3) Дифференцированный уровень содержит задачу: семейная психокоррекция конкретных поведенческих расстройств у детей и проблем семьи с учетом клинико-психологических, психологических, индивидуально-типологических особенностей всех членов.
Методы для определения степени педагогической грамотности родителей в воспитании детей с ТМНР – наблюдение за взаимоотношениями детей и родителей; анкетирование; анализ личных дел детей, дневников динамического наблюдения, карт индивидуального развития, медицинских сведений.
Направления работы с семьями, воспитывающими детей с ТМНР, изменение условий домашнего воспитания, улучшение учебно-воспитательной работы в общеобразовательных организациях – все это является главными проблемами, а так же необходимо учитывать такие задачи:
а) повышение медико-психолого-педагогической грамотности родителей;
б) формирование адекватных взаимоотношений в детско-родительской и родительской подсистемах;
в) создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;
г) оказание помощи родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
д) оказание помощи в организации разумной деятельности ребенка (творчество, обучение, труд, игра), его общение в семье;
е) создание благоприятного психологического микроклимата в группе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;
ж) активное использование методики позитивного стимулирования ребенка;
з) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе.
Помощь специалиста в воспитании «особого ребенка» в семье должна проходить с некоторыми правилами.
Оказывая помощь семье, нужно предоставлять родителям полную информацию об особенностях их ребенка: сообщать его специфические отрицательные и положительные особенности, сильные и слабые стороны, подчеркивая больше сильные.
Нужно на примерах убеждать родителей, что их ребенок с ТМНР, как это звучит ни парадоксально, является больше всего не обузой для нее, а источником ее духовного развития. Ежедневное общение с ребенком коренным образом меняет родительское мировоззрение, мать ребенка становится мудрее, гуманнее, осознавая, что буквально все люди несут право на любовь и существование независимо от того, какие они, учатся они или нет, похожи на других или нет. Такое «прозрение» родителей является благом для всех – ребенку и родителям – и играет определяющую роль в гармонизации родительских отношений. В матери ребенок пробуждает ее творческое начало. Начиная помогать собственному ребенку, она творчески подходит к его воспитанию и делится своим опытом с окружающими.
Специалист должен напоминать родителям о важности сохранения психического и физического здоровья. Для этого необходимо выполнять некоторые рекомендации к общему режиму, а еще владеть отдельными приемами аутогенной тренировки. Умение управлять собственным дыханием (урежение дыхания) помогает регуляции эмоционального состояния, а именно в стрессовых ситуациях [4, с. 15].
Специалист должен разъяснять родителям важность обеспечения контактов ребенка со всем социальным миром, что помогает социальной адаптации ребенка. А при этом внушать ребенку то, что он особенный не стоит. Нужно затрагивать все средства, чтобы вырастить ребенка уверенным в своих силах, активным, жизнерадостным. Полезно хвалить его в кругу посторонних, повышая его самооценку.
Важно сохранить в семье единство и согласованность всех требований к ребенку. Согласованное влияние, общий подход помогают быстрее развить его умения и навыки, социально приемлемое поведение. Дети стараются подражать родителям. Поэтому разные подходы родителей, особенно грубость одного из них, вызывают эмоциональный стресс. Снижение требований в отношении заботы о близких, посильного труда в семье, самообслуживания, навыков опрятности, должно быть минимальным.
Родители должны обеспечить охранительный режим, который укрепляет и щадит нервную систему ребенка. Режим освобождает ребенка и родителей от ненужных усилий. Необходимые привычки формируются медленно, поэтому их надо отрабатывать долго и упорно в условиях соблюдения режима.
Важно, чтобы родители систематически и активно наблюдали за развитием собственного ребенка с рождения. Так можно своевременно обратить внимание на некоторые особенности ребенка, а в дальнейшем по ним следует посоветоваться со специалистами.
Полезно записывать в дневнике собственные наблюдения и приемы, которые явились более эффективными в какой-либо ситуации. Это поможет учесть успехи и неудачи, критически оценить родительское отношение к ребенку.
Надо учить «особого ребенка», как и всех обычных детей, ориентироваться в окружающем социуме, общаться с людьми. Необходимо знакомить ребенка с встречающимися явлениями окружающего мира в обычных для них условиях. «Особый ребенок» должен знать, как и где покупается еда, уметь самому ухаживать за другим и т. д. Предметы изучаются в разных ситуациях: в процессе ручного труда, лепки, рисования, в книге, на рисунке.
Ребенка нужно побуждать отвечать на вопросы, а также делать умозаключения, оценивать чужие и свои действия, рассказывать о происходящих ситуациях. В процессе данного способа воспитания у ребенка будут развиваться необходимые умения и навыки, речь, память, мышление, внимание, познавательная деятельность. Вся деятельность детей может сопровождаться эмоциональной вовлеченностью. Мама, в процессе игры с ребенком говорит обо всех его действиях, повторяя эти фразы в разных типах коммуникативных высказываний, в нескольких вариантах (отрицание, побуждение, вопрос, сообщение).
Таким образом, воспитание «особого ребенка» в семье содержит следующие основные направления работы родителей, о которых они должны знать:
‒ постоянное продвижение психического развития, соответствующее индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;
‒ обеспечение благоприятных условий для охраны тельного режима и обучения;
‒ формирование речевого, предметно-практического и эмоционально-положительного взаимодействия «особого ребенка» с родителями.
Это будет помогать социальной адаптации ребенка и предотвращать формирование поведенческих патологических стереотипов. Критерием хорошего воспитательного подхода может стать состояние психофизиологического комфорта у «особого ребенка» и остального состава семьи.
Для обеспечения эффективной работы с родителями «особых детей» в нашем центре уже несколько лет функционирует клуб «Психологическая гостиная», созданная педагогами-психологами, на которой специалисты-психологи разбираются в эмоциональных отношениях в семье. Педагогам-психологам центра приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей ребенка с ТМНР. Все встречи в клубе происходят в неформальной обстановке, за чашкой кофе или чая с пирогами. Формат встреч – это пятница вечер, первая неделя месяца. Нам важно знать, насколько члены “особой” семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом учреждения. Темы наших встреч: «Как справиться с агрессией?», «Детская агрессия», «Эмоциональная зависимость», «Конфликты на работе и дома», «Манипуляции, я могу им противостоять!» и многие др.
Модель организации помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка в центре содействия семейному воспитанию «Южное Бутово» состоит из трех этапов:
Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. Психолог убеждает членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их ребенок, что, кроме них, этим процессом заняться некому, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
На втором этапе формируются увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании ребенка. Специалисты центра показывают родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога. На этом этапе в ЦССВ «Южное Бутово» работает клуб дефектологов, логопедов «Учимся играя», где специалисты делятся своим опытом и знаниями применения различных современных методик обучения и воспитания детей с ТМНР.
Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению ребенка и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения. Здесь себя прекрасно зарекомендовала «Школа родителя особого ребенка». Мастер-классы в ней проводят педагоги дополнительного образования. Часто эти встречи проходят совместно с детьми, что помогает родителям на деле увидеть достижения своего ребенка.
Литература:
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.
- Мамайчук И. И., Смирнова М. И. Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. СПб.: Речь, 2010. 384 с.
- Мудрик, А. В. Социальная педагогика. – М.: Академия, 2008. 365 с.
- Селигман М., Дарлинг Р. Б. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2009. 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, семья, Бутово, воспитание детей, направление работы, оказание помощи, семейная психокоррекция, собственный ребенок, социальная адаптация ребенка.
Источник