Работа с семьей ребенка с отклонениями в развитии

Работа с семьей ребенка с отклонениями в развитии thumbnail
“… Именно в семье создаются уникальные
условия для формирования ценностных ориентаций,
установок, эмоционального отношения к другим
людям, что создает основу для развития личности
ребенка в целом”

Е.А. Стребелева, А.В
Зацепина
(Дефектология, 1, 2005, с. 4)

Приложение

Одним из основных источников и эталонов
человеческого поведения является семья. Образцы
поведения родителей копируются ребенком с
раннего детства, и решение сначала детских, а
потом взрослых проблем взаимодействия
осуществляется часто на основе подражания
семейному варианту их решения (А.А. Аркин, Л.С.
Выгодский, А.В. Запорожец и др.).

Цель воспитания ребенка – это подготовка
сознательного члена общества, активно
участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая
“особого” ребенка, необходимо знать
своеобразие его развития и специальные методы
воспитания.

Рождение малыша с отклонениями в развитии,
независимо от характера и сроков его заболевания
или травмы, нарушает весь ход жизни семьи.
Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда
вызывает у родителей тяжелое стрессовое
состояние, семья оказывается в психологически
сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается
психологическое противоречие между ожиданиями и
физической невозможностью их осуществления.

Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986
г. выделил пять периодов, связанных со стрессом
на стадиях и переходах жизненного цикла семей,
имеющих детей с отклонениями в развитии.

  • Рождение ребенка – получение точного
    диагноза, эмоциональное привыкание,
    информирование других членов семьи.
  • Школьный возраст – становление личностной
    точки зрения на форму обучения ребенка
    (интегрированное, специализированное обучение),
    хлопоты по устройству, переживание реакций
    сверстников, заботы по внешкольной деятельности
    ребенка.
  • Подростковый возраст – привыкание к
    хронической природе заболевания ребенка,
    возникновение проблем, связанных с
    сексуальностью, изоляцией от сверстников и
    отвержением, планирование будущей занятости
    ребенка.
  • Период “выпуска” – признание и
    привыкание к продолжающейся семейной
    ответственности, принятие решения о подходящем
    месте проживания повзрослевшего ребенка,
    переживание дефицита возможностей его
    социализации.
  • Постродительский период – перестройка
    взаимоотношений между супругами (например, если
    ребенок был успешно выпущен из семьи) и
    взаимодействие со специалистами по месту
    проживания ребенка.

Столкнувшись с фактом рождения ребенка с
проблемами в развитии и необходимостью его
воспитания, родители не всегда способны
адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в
ней.

Ряд специфических особенностей родительского
поведения:

1. Нежелание родителей принимать медицинские
диагнозы, избегание специалистов,
констатирующих реальную ситуацию происходящего
с ребенком.

2. Неоднозначное отношение к комплексной
психолого-медико-педагогической помощи. В одних
случаях родители категорически отказываются от
медицинских мероприятий, необходимых для
активизации нервно-психической и
физиологической деятельности детей с проблемами
в развитии. Или же они стараются их
минимизировать (т.е. по возможность избежать) и
отдают приоритет только педагогической
коррекции. В других случаях родители
преувеличивают роль медицинского влияния на
развитие ребенка, рассматривая
психолого-педагогическую помощь как
второстепенную и малоэффективную.

Склонность родителей скрывать факты
проблемного развития ребенка в общении с
окружающими, особенно в беседах на тему успехов и
достижений ребенка (со знакомыми, специалистами
и др.). Это проявляется в настороженном или
агрессивном поведении, стремлении
преувеличивать способности ребенка. Часто
результатом такого поведения родителей является
предъявление ребенку неадекватных его
психофизическим возможностям требований.

К сожалению, далеко не все мамы и папы детей с
проблемами в развитии способны самостоятельно
преодолеть тяжелый кризис вхождения в статус
семьи с “особым” ребенком. С каждым днем по мере
роста и развития ребенка в семье возникают новые
стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению
которых родители совершенно не подготовлены.
Казалось бы, друзья и родственники должны помочь
родителям, однако, узнав о травме или болезни
ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому
приходится задуматься об отношении к ребенку, к
его родителям. Не зная как помочь, и боясь быть
бестактными, родственники и знакомые порой
предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать
проблему, что еще больше затрудняет положение
семьи “особого” ребенка. Нередки случаи, когда
бабушки и дедушки из-за стыда отказываются
признать внука или внучку с инвалидностью.

В первую очередь это относится к глубоко
умственно отсталым детям, которые внешним видом
и неадекватным поведением привлекают к себе
нездоровое любопытство и неизменные расспросы
со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это
ложится тяжким бременем на родителей и, особенно,
на мать, чувствующую себя виноватой за рождение
такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что
именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за
его будущее, растерянность, незнание
особенностей воспитания приводят к тому, что
родители отгораживаются от близких, друзей и
знакомых, предпочитая переносить свое горе в
одиночку, или определяют ребенка в интернат.

Конструктивная и динамическая помощь таким
семьям является необходимой на всех этапах жизни
ребенка. Специалистам необходимо создать
благоприятные условия для реабилитации всей
семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в
развитии. Суть реабилитации заключается в том,
чтобы помочь семье обрести прежний
социально-психологический и социокультурный
статус, выйти из состояния психологического
стресса.

Решение этой проблемы предусматривает:

  • психологическое изучение состояния членов
    семьи, в первую очередь матери;
  • составление программы реабилитационных
    мероприятий семьи в психолого-педагогическом и
    социально-культурном аспектах;
  • проведение реабилитационных мероприятий, в
    соответствии с программой, конкретно для каждой
    семьи;
  • организацию групп взаимоподдержки;
  • патронирование семьи после проведенных
    реабилитационных мероприятий.

Для обеспечения эффективной работы с
родителями “особых” детей специалисты должны
разобраться в эмоциональных отношениях в семье.
Педагогам приходится иметь дело со взрослыми,
находящимися на различных этапах адаптации к
роли родителей проблемного ребенка.
Специалистам важно знать, насколько члены
“особой” семьи готовы говорить о своей семейной
проблеме с другими взрослыми, как они относятся к
коррекционно-развивающему процессу, каковы их
ожидания, установки, готовы ли они вообще
сотрудничать с медико-психолого-педагогическим
персоналом образовательного учреждения.

Помогая ребенку преодолевать трудности в
овладении внешним миром, родителям важно
преодолеть нередко возникающее чувство своей
неполноценности, понять, что семейная
обстановка, в которой растет ребенок, должна быть
естественной системой отношений – между
родителями и детьми, между супругами, а также
отношений и связей с окружающими семью людьми.

Модель организации помощи семье,
воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь
три этапа своего развития:

Первый этап направлен на привлечение
родных к учебно-образовательному процессу
ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в
том, что именно в них очень нуждается их малыш,
что, кроме них, этим процессом заняться некому,
что ни одна, даже самая лучшая
коррекционно-развивающая программа не сможет
дать полноценных результатов, если она не
решается совместно с семьей.

На втором этапе предполагается
формирование увлечения родителей процессом
развития ребенка. Главной задачей работы
становится формирование у них активной позиции в
воспитании малыша. Педагог показывает родителям
возможность существования ежедневных маленьких,
но очень важных для ребенка достижений. Члены
семьи обучаются эталонным моделям работы с
ребенком, включающим отработку заданий педагога.

Третий этап характеризуется раскрытием
перед членами семьи возможности личного поиска
творческих подходов к обучению малыша и личного
участия в исследовании его возможностей. При
этом значимым является обучение родителей
разнообразным формам взаимодействия с ребенком
наблюдению и оценке его реакций и поведения.

Представления и ожидания, связанные с
развитием ребенка, восприятие самого ребенка
составляют основу “родительских установок” и
являются источником для воспитательных
стратегий. В процессе работы повышается
родительская компетенция, родители “особых”
детей постепенно берут на себя не только
поддерживающие и закрепляющие, но и
самостоятельно развивающие функции
развивающего взаимодействия с ребенком.

Включение родителей в
коррекционно-педагогический процесс является
важнейшим условием развития ребенка с особыми
образовательными потребностями. Учет
эмоциональных, социальных, личностных и других
особенностей семьи с “особым” ребенком
увеличивает эффективность использования ее
педагогического потенциала, что является одним
из важнейших факторов эффективности работы с
детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Приложение

 Литература

  1. Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности
    материнских установок по отношению к детям с
    нарушениями в развитии” / научно-методический
    журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002, с. 15-23;
  2. Ткачева В.В. Пути социальной адаптации
    семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в
    развитии. Практикум по социальной адаптации. –
    М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
  3. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с
    матерями, воспитывающих детей с отклонениями в
    развитии. Практикум по формированию адекватных
    отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
  4. Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема
    психологической помощи родителям, имеющим детей
    с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный
    логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59;
  5. Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в
    специальном (коррекционном) дошкольном
    образовательном учреждении для детей с
    нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1,
    2005, стр. 11–13;
  6. Стребелева Е.А., Закрепина А.В.
    “Современные формы помощи семье, воспитывающей
    ребенка с отклонениями в развитии” /
    “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10;
  7. Чарова О.Б. “Материнские установки по
    отношению к детям с нарушением интеллекта” /
    “Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19;
  8. Микляева Н.В. “Изменение родительских
    установок на процесс коррекционно-развивающей
    работы с дошкольниками с общим недоразвитием
    речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119–123.

Источник

Особенности работы с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии.

Гончарук Л.В., Колосенко О.Ф.

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, родительские трудности, родительская позиция, социальная адаптация.

Одной из основных задач общества в эпоху гуманизации является содействие реализации духовных и физических сил каждого человека, обеспечение гармоничного личностного развития каждого. Не всегда условия, в которых происходит развитие человека, являются оптимальными. Часто в силу различных вредоносных факторов, личностное развитие проходит под воздействием нарушающих его нормальный ход факторов. Личностное развитие детей с ОВЗ с необходимостью происходит в условиях того или иного вида депривации: сенсорной, моторной социальной или коммуникативной. Проблема полноценной интеграции в социум, повышения качества жизни инвалидов и их семей была и остается актуальной. С каждым годом в нашей стране число детей с ТМНР увеличивается. Причин тому много: ухудшение состояние экологии, снижение уровня жизни, алкоголизация населения, наркомания, прогресс медицины – снижение детской смертности и возможность выживания детей с ОВЗ.

В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев: «Пусть в силе будет тот закон,- писал Аристотель, – что ни одного калеки ребенка кормить не следует», до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям: – «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека», – утверждал Я. А. Коменский. В середине XIX в., данная проблема начинает рассматриваться уже как научная. Разработкой вопросов воспитания и обучения детей с аномалией развития занимались А. Бине, Т. Симон, Д. Бурневиль, Г. Даниэль, Ж. Филипп, Ж. Декроли и др. Первый отечественный опыт работы с аномальными детьми появился в начале XIX века. И уже в это время практиковалась возможность использования семейного окружения для оказания помощи при лечении больных (И.Ф. Рюль, П.П. Кащенко, С.С. Корсаков, Г.Г. Дикгоф, А.И. Скребицкий и др.) В начале XX века проблема помощи аномальному ребенку нашла в разработках многих ведущих психиатров, педагогов, психологов. Вопрос о роли семьи в оказании помощи ребенку с нарушениями в развитии был отражен и в трудах Л.С. Выготского. Он считал, что «решает судьбу личности, в конечном счете, не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально – психологическая реализация». Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению успешной интеграции ребенка с нарушениями развития в общество. Современный этап характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей с особенностями развития. В психолого-педагогических трудах появились работы, свидетельствующие о необходимости изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития ( А. И. Захаров, И.В. Добряков, Р.В. Овчарова, О.В. Защиринская, А.К. Осипова, А.Я. Варга., Э.Г. Эйдемиллер, Т.Г. Горячева, Е.Е.Чепурных, И.И. Мамайчук, Е.Е. Алексеева, И.М. Никольская, Синягина Н.Ю., Ткачева В.В.,А.Я. Варга , Д. И. Исаев, А. А. Михеева, В. Н. Касаткин, В. А. Ковалевский и др.) Ученые указывают на то, что социализация, ребенка с ограниченными возможностями, его интеграция в общество, невозможна без приобщения к процессу родителей. Семья – это живой организм, в котором роли, действия членов семьи составляют ее жизненный баланс и являются условием жизнеспособности всех. Ребенок часть этого организма, и от благополучия каждого в семье зависят шансы на решение проблем ребенка. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт точно определяет позицию семьи в образовательном пространстве – позицию активного участника, партнера.

Анализ опыта коррекционной работы с родителями пятиклассников ГБОУ ШИ 16, позволил выделить ряд родительских трудностей, которые зачастую являются серьезной проблемой в воспитании ребенка имеющего ограниченные возможности. Все родители ответили что, как правило, с появлением в семье ребенка с ОВЗ увеличиваются материально – технические, финансовые, жилищные проблемы. Многие родители переживают – их волнует страх ответственности, отрицание проблемы или ее гиперболизация, ожидание и вера в чудо, больной ребенок как наказание за что-либо, часть из них не воспринимает больного ребенка и т.п.. У 20 процентов семей произошел развод родителей, вторичное замужество. 3% детей проживают в детских домах. 2% родителей ответили – наличие ребенка – инвалида сказывается и на других детях в семье – меньше внимания, участия, заботы, редко ходят в театры, музеи, посещают выставки. 3% родителей испытывают недоброжелательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом

( нарушение спокойствия, тишины). С ними мало общаются здоровые сверстники. 10 % респондентов отметили, что испытывают недостаток знаний об особенностях нарушения у ребенка; отсутствие опыта у родителей; личностные особенности родителей (психосоматический тип, невротический тип, авторитарный тип.

Ряд исследователей проблему родительских трудностей личного характера ставят на первое место. Так Е.Е. Алексеева считает, что трудности взаимоотношения детей с родителями связаны с мерой ответственности, с нереализованными надеждами, ожиданиями, целями. Амбивалентность чувств родителей к ребенку и в свою очередь амбивалентность чувств ребенка к собственным родителям – усиливается при ошибочных позициях родителей. В результате родители не только не способствуют улучшению ситуации вокруг своего нездорового ребенка, но являются одним из причин его дезадаптации. Влияние личности родителей на ребенка с нарушениями развития изучал А.И. Захаров. Среди неблагоприятных черт родителей, негативно воздействующих на личность ребенка, он выделил:

– сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность;

– аффективность – эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;

-тревожность – склонность к беспокойству;

– доминантность – стремление играть ведущую роль;

– эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения;

– гиперсоциальность – утрированное чувство долга;

– противоречивость личности в целом (вытекающая из комплекса предыдущих личностных характеристик;

– агрессивность.

Проблема агрессивности подростков стоит особенно остро, подростковый возраст в психолого – педагогической литературе традиционно считается трудным, критическим. Для подростковой агрессии в целом характерны следующие особенности : высокая аффективная заряженность, импульсивная реакция, на фрустрирующую ситуацию, непродолжительность во времени, нередко критический выход реагирования ,достаточность слабой стимуляции, недифференцированная направленность реагирования, высокий уровень готовности к агрессиии .Выявлению влияния семейного воспитания на агрессивность детей посвящено множество исследований. Так Бандура и Уолтерс установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей, то дети становятся еще агрессивней. А. Бандура отмечает, что у ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат игнорировать их самих. Несмотря на различные подходы к проблеме агрессивности большинство исследователей сходятся в одном: истоки агрессивности лежат в семье и она является фактором, обусловливающим и подкрепляющим агрессивное поведение детей. Наше исследование было направлено на выявление взаимосвязи между особенностями родительского воспитания и агрессивным поведением подростка с ОВЗ. Были обследованы 3 подростка в возрасте 12 – 13 лет. Использовались следующие методы: индивидуальная беседа и наблюдение, опросник Басса- Дарки, опросник АСВ, личностный опросник Кеттелла, опросник «Подростки о родителях». Все дети показали высокий результат по индексу агрессивных реакций. По индексу враждебный R—показатели выше нормы, опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений, исследования показали, что у родителей агрессивных подростков наблюдается большое отклонение в воспитании: неустойчивый стиль воспитания, недостаточность требований обязанностей, воспитательная неуверенность, минимальность санкций, чрезмерность требований – запретов. Агрессивность вызывается не только дефицитом признания и любви, не только отсутствием контроля , но и активным стремлением подростка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами. использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречаются и у детей и у взрослых. Причиной чаще всего является недостаток средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми, и задача родителей научить детей выражать свою враждебность социально приемлемыми способами, наша задача – помочь родителям скорректировать недостатки семейного воспитания, оказать психолого – педагогическую поддержку этим родителям.

Опираясь на имеющийся опыт коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения развития и их семьями полагаем, что основным направлением в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья должна стать, прежде всего, помощь родителям:

 Помощь при переживании негативных эмоций (особенно важно для семей, чей ребенок имеет множественные нарушения), формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка;

 Формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний;

 Формирование эффективной родительской позиции;

 Обучение родителей коррекционно-развивающему и поддерживающему взаимодействию с ребенком;

 Стимулирование личностного развития родителей как мощного внутреннего ресурса. Практика показала, что далеко не каждая семья нуждается в терапевтической работе, или широкой разнонаправленной помощи специалистов. Семья нуждается в психологической помощи в тех случаях, когда возможности преодоления проблемы оказываются недостаточными в сопоставлении с имеющимися нагрузками. Исходя из этого, целью психологической поддержки становится высвобождение возможности развития в семье, активизация имеющихся ресурсов, как справедливо отмечает Ф. Маттеят. При разработке вариантов помощи необходим детальный анализ семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителем, необходимо очертить границы помощи и придерживаться этих границ в практической работе. Таким образом, в результате изучения научной литературы по проблеме и анализа практической работы специалистов сопровождения, мы предположили, что эффективность коррекционного воздействия на ребенка ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от позиции родителей. Она должна характеризоваться адекватностью, изменчивостью, прогностичностью, что будет способствовать его адекватному развитию продуктивной социализации и социальной адаптации ребенка. Для проверки гипотезы мы определили ряд широких задач, включающих спектр диагностических и коррекционных воздействий: – Изучить и детально проанализировать специфические трудности родителей больного ребенка;

– Разработать уровневую психолого-педагогическую программу преодоления трудностей воспитания для родителей детей с отклонениями в развитии, которая включала бы в себя различные формы психо-коррекционной работы, и с помощью которой могут быть преодолены личностные проблемы родителей;

– Провести апробацию программы, каждого ее уровня: 1-лекторий (консультация), 2-занятия с использованием АМО, 3-тренинг, 4-психотерапия.

Таким образом, приоритетом в сопровождении детей имеющих ограниченные возможности здоровья должна стать работа с семьей, как главное условие социальной адаптации ребенка. Критериями готовности родителей к коррекционно-направленному воспитанию особенного ребенка являются не только педагогическая грамотность, но и готовность к активному участию в воспитательном процессе. Инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость ведут к духовной деградации всего общества. Гармонично организованная работа педагогов ОО с семьями, имеющими детей с ОВЗ гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса адаптации детей – инвалидов в коллективе сверстников.

Список литературы: Алексеева Е.Е., Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет.- СПб.: Речь, 2008 -224с. . Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Хрестоматия.- СПб.: Речь, 2007.- 400 с. Психолого-педагогическая деятельность специалиста в сфере образования: Материалы международн. научно-практич. конф. (24-25 апреля 2010г.). СПб: Изд-во «Айсинг», 2010 -214 с. Нарушения психического развития у детей- междисциплинарная проблема: Материалы Всерос. научно-практич. конф. (1-2 декабря 2011г.).- Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012.-164 с. 5. Зерницкий, О.Б., Родительство в семьях с детьми с ограниченными возможностями: проблемы, установки, поддержка. // Бандура А.Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО,2014 Скворцов В.Н., Кобрина Л.М., Логинова Е.Т., Мироненко И.А. Интеграция лиц с ОВ. Международный журнал экспериментального образования – 2015.№10 С.144-145

Источник