Работа с семьей ребенка имеющего отклонения в развитии

Работа с семьей ребенка имеющего отклонения в развитии thumbnail

«Работа с семьями, воспитывающими детей со сложной структурой дефекта»

(Статья по материалам выступления на методическом объединении воспитателей ГКОУ СКОШИ № 102)

Подготовила: Пономарцева А.Н.

Работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии, имеет ряд специфических особенностей, связанных с тем, что сама ситуация рождения такого ребёнка является психотравмирующей, и родители испытывают множество трудностей различного характера, среди которых особенно необходимо выделить следующее:

– личностные установки, способствующие неприятию родителями личности больного ребёнка;

– требования и ожидания родителей неадекватны возможностям ребёнка с отклонениями в развитии.

Эти особенности влекут за собой неадекватные поведенческие и эмоциональные реакции родителей, зачастую негативно сказывающиеся на развитии ребёнка и его адаптации.

В настоящее время в системе специального образования появилась тенденция к включению родителей в процесс обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии. Это особенно актуально в связи с тем, что большинство родителей испытывают трудности в принятии такого ребёнка, предъявляют к нему неадекватные его возможностям требования и не умеют использовать оптимальные способы общения и взаимодействия. А между тем, детям с умственной отсталостью крайне необходима именно компетентная поддержка со стороны близких взрослых, своевременная помощь на каждом этапе взросления. Поэтому в работе с семьей, в которой растёт ребёнок, имеющий отклонения в развитии, важную роль играет информационно-просветительская, методическая поддержка родителей, а также активное включение родителей в образовательную и воспитательную среду. Особую актуальность такая работа приобретает в классах для детей со сложной структурой дефекта.

Среди родителей существует типичное и весьма оптимистическое бытовое представление о преодолении проблем у ребенка, которые якобы можно устранить при помощи волшебного вмешательства специалиста. Большинство родителей всерьез полагают, что никто, кроме знающего, но постороннего для ребёнка взрослого, не сумеет справиться с его недостатками. Лишь постоянное, последовательное и адекватное способностям и потребностям ребенка вмешательство близкого взрослого гарантирует наилучший результат.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство – эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии – «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство – это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Существует много различных форм работы с родителями для повышения педагогической компетенции родителей и помощи семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество. В своей практике мы совместно с учителем класса используем такую форму работы, как «Индивидуальная консультация». Это распространенная форма взаимодействия с родителями. Тема такой консультации обычно определена заранее, ее участники имеют возможность подготовиться к встрече и достаточно четко изложить свои взгляды. Целями такой работы могут быть поиск оптимального решения какой-либо проблемы, информирование о позиции и взглядах, отстаивание интересов сторон. Участие родителей в процессе обучения и воспитания ребенка в школе рассматривается как непременное условие эффективности этого процесса. Адекватное поведение – одно из важных составляющих успешного обучения и воспитания. А эти дети должны быть всегда успешными! Для каждой мамы и для каждого папы его ребенок самый любимый, самый лучший, самый красивый. Лейтмотивом общения с родителями должна стать идея: «Все будет хорошо, вместе у нас все получится!» Тогда родители станут для педагога помощниками и партнёрами. А целенаправленное партнёрство всех значимых для ребенка людей и есть залог успеха в его обучении и воспитании.

Гармонично организованная работа педагогов образовательного учреждения с семьями, имеющими детей с ОВЗ, дает положительные результаты, что способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями, детьми и школой. Считаю, в работе с родителями должен быть девиз: «Я готова работать вместе с вами, но не вместо вас!»

Источник

Программа по организации психологической поддержки родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии

  1. Пояснительная записка.

    1. Кому адресована программа.

Данная программа адресована психологам и родителям.

  1. Описание участников программы.

Участниками программы являются психологи, дети с отклонениями в развитии (некоторые занятия) и их родители.

  1. Теоретическое обоснование содержания программы.

Влияние семьи на ребенка имеет большое значение, особенно важным оно является для детей, имеющих отклонения в развитии. Особенности взаимодействия ребенка с родителями обуславливают его эмоциональное благополучие и возможности адаптации к социальной среде.

Проведение данной программы особенно важно, так как такой ребенок часто вызывает сильные переживания у родителей, которые не имеют необходимых навыков общения с ним. Стресс также вызывают оценка их семьи обществом, которое зачастую ставит на таких детях клеймо социальной непригодности. Кроме того, диагностические методы работы с родителями могут выявить у них неадекватный стиль воспитания, эмоциональное отвержение ребенка, чувство беспомощности.

Таким образом, мы видим необходимость работы с такими семьями для гармонизации детско-родительских отношений, прививания необходимых в данной ситуации навыков.

  1. Основная цель программы.

Основной целью программы является психологическое содействие родителям, имеющих детей с отклонениями в развитии.

  1. Методическое обеспечение и содержание программы.

1.5.1. Формы (средства, приемы) работы.

  • Информационная (лекции, семинары, родительские собрания, стенды, информационные уголки для родителей);

  • Практические занятия для родителей (ролевые игры, тренинги).

1.5.2. Диагностическое сопровождение программы.

  • Методика «16 – ФЛО – 105 – С» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «С») Р. Б. Кеттелла (интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные особенности);

  • Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);

  • Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП);

  • Социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);

  • Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер);

  • Тест-опросник родительского отношения – ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);

  • Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл);

  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева);

  • Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В. В. Ткачева).

1.5.3. Тематический план.

Программа включает в себя следующие занятия:

  • Знакомство. Особенности развития детей: требования к ребенку и его возможности.

  • Общение в семье: конфликты. Убеждение и аргументация.

  • Общение в семье: невербальное поведение.

  • Эмоции – это важно! Навыки саморегуляции эмоциональных состояний.

  • Я думаю, что это так. Стереотипы и стили семейного воспитания.

Программа состоит из двух основных блоков:

  1. Диагностический блок (определение особенностей детско-родительских отношений, состояния и особенностей родителей);

  2. Консультативно-коррекционный блок (информирование, поиск адекватных форм взаимодействия с ребенком, гармонизация внутрисемейной атмосферы, формирование эмоционально-теплых детско-родительских отношений, адекватных поведенческих навыков и установок по отношению к ребенку).

Задачи диагностического блока:

Наблюдение

  • характера взаимодействия с ребенком;

  • особенностей коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком;

  • особенностей применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенностей форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

Опросы и тестирование

  • исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный психологические типы);

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу;

  • установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка.

Задачи консультативно-коррекционного блока:

  • информирование родителей об особенностях ребенка;

  • ознакомление родителей с адекватными и развивающими формами организации досуга.

  • коррекция аффективной сферы, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;

  • формирование навыков регуляции эмоционального состояния;

  • формирование коммуникативных навыков.

Таким образом, основными направлениями работы являются психологическая диагностика и коррекционно-развивающая работа с родителями.

1.5.4. Эффективность работы по программе.

Результатом данной программы будет являться повышение уровня компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка, снижение психоэмоционального дискомфорта, приобретение навыков общения с ребенком и разрешения основных конфликтных ситуаций.

III. Примерный конспект занятий.

Описание занятия.

  1. Определение содержания занятия.

    1. Тема занятия: Невербальное общение семьи

    2. Цель занятия: развитие навыка успешного невербального поведения

    3. Задачи занятия: коррекционные

    4. Дидактический материал, оборудование: наглядные пособия, брошюры-памятки, бумага, фломастеры

Теоретическая часть (информирование о значимости невербального общения, раздаточные памятки)

Упражнение «Молекулы» (разбить группу на несколько подгрупп)

Моделирование типичной ситуации общения с ребенком в подгруппах

Обсуждение успешных и неудачных решений

2

Основная часть

Расширение знаний по данной теме, формирование навыка

  1. Упражнение «Побег из тюрьмы»

  2. Игра «Леопольд»

  3. Обсуждение эффективности поведения в упражнениях

3

Перерыв

15 минут

В это время участники могут выпить кофе и отдохнуть

4

Основная часть (продолжение)

  1. Упражнение «Автобус»

  2. Упражнение «Картина»

  3. Беседа

  4. Рассказ тренера об интонациях

  5. Упражнение «Большие паузы»

5

Аутотренинг

Релаксация, расслабление участников

  1. Мышечная релаксация по Джекобсону

  2. Прослушивание успокаивающей музыки

6

Заключительная часть, подведение итогов

Формирование выводов занятия, обратная связь участников

  1. Упражнение «Метафора»

  2. Резюмирование тренером событий и знаний, полученных на занятии

  3. Сбор обратной связи участников по кругу

IV. Литература.

  1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

  2. Ткачева. В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (11-12), 2006.

  3. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / Дефектология, № 1, 2005, с. 3

  4. Коммуникативные упражнения https://azps.ru/training/communication

V. Использованные упражнения.

Упражнение «Метафора»

Инструкция. Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ.

Коммуникативное упражнение “Большие паузы”

Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз).

Ведущий рассказывает про гросс-паузы (большие паузы) – один из инструментов ораторов. Заключается в том, что оратор смолкает на довольно длинный промежуток времени: от 15 секунд до минуты.

Ведущий изображает из себя такого оратора. Далее ведущий спрашивает,

есть ли доброволец, который в подобной же манере может произнести свою речь.

Упражнение «Автобус»

Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения

Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Упражнение «Картина»

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу), где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания), далее первый рисует один из элементов.

Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.д, пока все не примут участия в рисовании картины.

Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: “Первая шеренга будет играть преступников, вторая – их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны “рассказать” преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый “сообщник” спасает одного “преступника”)”. После окончания игры “преступники” рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Леопольд»

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт – Петербурга.

Методическая разработка

Психологическое сопровождение

Родителей воспитывающих детей

С отклонениями в развитии

Санкт- Петербург 2016 г.

Педагог-психолог С. Д.

АКТУАЛЬНОСТЬ

К сожалению с каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Особое внимание заслуживают группы для детей со сложными нарушениями в развитии « ОВЗ»).

В структуре общеобразовательных учреждений, когда ребенок с ограниченными возможностями проживает в семье и ежедневно сталкивается с обычно развивающимися сверстниками должен общаться, может наблюдать за их поведением. Работа с семьей включает в себя исследование и развитие собственных личностных установок родителей, которые, в психотравмирующей ситуации, препятствуют установлению гармоничного контакта с ними и с окружающим миром, сюда можно отнести неприятие личности больного ребенка.

Рождение больного ребенка нарушает взаимоотношения в семье. Родители погружаются в личностные проблемы:

– социализация ребенка;

– обучение ребенка.

В нашей работе большое внимание мы уделяем сотрудничеству с родителями. При этом учитывая личностные особенности родителей, детей отклонениями в развитии, выделяем невротический, авторитарный и психосоматический типы родителей.

Приобщая родителей к активному участию в педагогическом процессе дошкольного учреждения.

Цель: создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонением в развитии, формировании положительных установок в сознании родителей.

Задачи:

– реконструкцию родительских – детских взаимоотношений;

– оптимизация супружеских и внутрисемейных взаимоотношений;

– гармонизация межличностных отношений между диадой «мать с ребенком» и членами его семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами,

– коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей с отклонениями в развитии,

– развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению,

– формирование навыков адекватного общения с окружающим ми

Содержание психокоррекционной работы представлено двумя направлениями: индивидуальной и групповой формами работы.

Индивидуальная форма работы осуществляется в виде беседы (нескольких бесед) или частично структурированного интервью.

На групповом этапе работы занятия проводятся по трем направлениям.

Первое направление: гармонизация взаимоотношений между матерью и ее ребенок.

Второе направление: гармонизация внутрисемейных отношений.

Третье направление: оптимизация социальных контактов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Каждая групповая встреча имеет пять этапов работы:

1.Разминка.

2.Основная часть.

Тематические вопросники.

Проективный рисунок.

Проигрывание ролевых ситуаций.

3.Автотренинг.

4.музыкальная релаксация.

5. Подведение итогов

Правила работы группы:

1.Доверительный стиль общения.

2Искренность в общении.

3.Конфиденциальность.

4.группа оказывает поддержку ( советом, возможностью выслушать, добрым словом.)

5Предметом обсуждения на встречах имеются проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

Учебно-тематический план группы «ОВЗ».

(Родители).

Тема

Кол-во

занятий

Кол-во

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Всего

Мой жизненный путь.

Моя точка опоры.

Оценка качеств человека.

Что мне правится в моем ребенка.

Каково мое отношение к моему ребенку.

Мой герб. Моя точка опоры.

Мой ребенок. Каким я представляла его до родов и каким он стал сейчас.

«Мама я тебя люблю, не обижай меня.

2 встречи

2встречи

2встречи

2 встречи

2встречи

2встречи

2встречи

2встречи

16встреч

2 часа.

2часа 20.минут

2 часа.10 минут.

2часа. 20 минут.

2 часа. 10 минут.

2 часа.

2часа.

2 часа.

17часов.

Встречи

Групповых психокоррекционных встреч.

Встреча№1.

Разминка.

Приветствие.

«здравствуйте! я очень рада всех вас видеть вместе. А вы?

Какие ощущения испытываете вы?

Предлагаю всем образовать круг. Все участницы приветствует друг друга.

Игра» Мои ощущения».

Возьмитесь за руки. Закройте глаза. При помощи рук (телесного контакта) передайте поддержку соседу.

Каждый участник делится своими ощущениями.

Игра: « Оцените партнера. Какой он?»

Вновь определите свои ощущения, вербализуйте их.

Цель: как можно больше выявить в партнере положительных качеств.

Основная часть.

Правила группы обсуждение разъяснение. (см. Введение).

Тематический вопросник. «Мой жизненный путь. Мои успехи и мои неудачи».

Участникам группы раздаются бланки вопросника. После заполнения бланка проводится обсуждение.

3. Аутотренинг.

Предлагаю всем сесть удобно и закрыть глаза, читаю текст. После текста задаю вопросы:

1 .Смогли ли вы уйти от реальных проблем и на какое время?

2. Поделитесь своими ощущениями?

3 .Смогли ли отдохнуть во время релаксации?

4.Возникли ли в вашем сознании предлагаемый образ?

5.Какие другие образы возникли во время релаксации?

6.Каков характер этих образов: положительный или отрицательный?

( См. приложение№1).

Затем проводится опрос каждой участницы.

Музыкальная релаксация.

Тема «Летнее утро» вальс Ф. Шопена.

Импровизация (движения выполняем по желанию).

Главное – это ощущение свободы.

5.Подведение итогов.

Надеюсь, что занятие также заинтересовало вас, так как на нем мы говорили с вами о самом главном для вас.

Прощание.

Встреча №2

Разминка.

Приветствие

Все проблемы остались за дверью. Все присутствующие улыбнулись. Молоди! Я вновь рада видеть всех вместе.

1.Повторяются правила группы.

2.Игра» Передай свои положительные эмоции и чувства (тактильный контакт).

3.Игра « Отгадай чувства твоего партнера» (тактильный контакт).

4. «Зарядка позитивного мышления именно сегодня»

Основная часть.

Вопросник «Моя точка опоры в жизни. Что мне мешает и что мне помогает».

Обсуждение по желанию.

Аутотренинг.

См. занятие №1).

Музыкальная релаксация.

Звучит вальс по желанию.

Свободно Участники двигаются под музыку.

5. подведение итогов.

Домашнее задание: перед сном каждый вечер прочитывать аутотренинг про себя.

Встреча №3.

Разминка.

2.Игра спина к спине (упражнение на сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы).

3.Зарядка» Именно сегодня».

4.Игра « Диалог между сторонами моего я ».

Основная часть.

Арттерапия.

Рисование на тему: Мой герб. Моя проблема.1.Нарисовать герб (цель).

После завершения рисования обсуждение.

2.Нарисовать « Моя проблема».

Обсуждение.

3. Аутотренинг.

Повторяется по той же схеме.

Музыкальная релаксация. Песни. (по желанию).

Подведение итогов.

Домашнее задание. Сформировать собственное жизненное кредо, затем записать.

Встреча №4.

Разминка.

Приветствие.

Упражнение на развитие внимания.

1.Музыкальная зарядка. (Простые физические упражнения).

2.Упражнение на развитие самооценки.

3. Игра «диалог между сторонами моего я»

3. Зарядка « Именно сегодня».

Основная часть.

Чтение. Обсуждение рассказа «Велосипед» .( См.стр. 24 В. В. Ткачева )

Вопросы:

1. Ваши ощущения после прочитанного рассказа?

2.Считаете ли вы ситуацию реальной?

Были ли вы один раз в жизни в подобной ситуации? Поделитесь вашими ощущениями.

3.Как бы вы поступили в подобной ситуации?

4.Как вы считаете, можно было бы исправить ситуацию?

Что можно посоветовать героине рассказа?

Аутотренинг.

Проводится по той же схеме.

Музыкальная релаксация.

Исполнение ритмического танца.

Подведение итогов.

Встреча №5.

Разминка.

Приветствие.

1. Упражнение на снятие напряжения групп. »Изобрази себя».

Использование приемов пантомимы.

2. Упражнение на развитие самоутверждения и повышение самооценки

3. Игра «диалог между сторонами моего Я: ласковая мама».

4.Зарядка «именно сегодня»

Основная часть.

Обсуждение рассказа «Мой сын меня не любит.

(См. стр. 28 В.В. Ткачева)

Вопросы: ( см. занятие №4).

Аутотренинг.

Проводится по той же схеме.

4. Музыкальная релаксация.

Тема: Ручеек – полноводная река».

5.Подведение итогов занятия.

Домашнее задание.

Вспомнить слова или ситуацию когда ваш ребенок выражал вам свою любовь.

Встреча №6.

Разминка.

Приветствие.

1.Упражнение. Пантомима, (снятие напряжения в группе).

Упражнение на развитие самоутверждение и повышение самооценки.

2.Игра «Я могу» (см. приложение№4).

3.Зарядка позитивного мышления» Именно сегодня».

Основная часть.

4.Арттерапия.

Рисование Мой ребенок. Каким я представляла его до рождения и какой он сейчас».

Обсуждение рисунков по желанию.

Итог: Каким бы он ни был, он все равно Ребенок, Ваш ребенок.

Он нуждается в вашей любви и заботе.

Аутотренинг.

(осуществляется по той же схеме.)

5.Музыкальная релаксация.

Тема: « Прекрасный цветок».

П. И. Чайковский «Щелкунчик».

Упражнение : « Цветок».

Подведение итогов.

Прощание.

Встреча №7

Разминка.

Приветствие.

1.Упражнение. Пантомима музыкальная зарядка, (снятия напряжения в группе).

2.Зарядка позитивного мышления» Именно сегодня».

(см. Приложение№3).

Основная часть.

3.Тематический вопросник: «Оценка качеств человека» и» Что мне нравится и я люблю и что мне не правится в моем ребенке».

Затем выделенные свойства детей обсуждаются.

Аутотренинг.

Проводится по той же схеме.

4. Музыкальная релаксация.

5. Тема «Мать и дитя». Музыкальное сопровождение: »Ave Maria»Ф. Шуберта Р. Клайдерманан Д.Ласта.

6. Подведение итогов.

7. Прощание.

Встреча №8.

Разминка

Приветствие.

Упражнение на развитие самоутверждения и повышения самооценки.

Игра: Я знаю» (осуществляется по аналогу с игрой» Я могу»). Зарядка «Именно сегодня».

Основная часть.

Обсуждение рассказа «Ваш ребенок – совсем другое дело. ОН не то, что мой. (См. стр.36 В.В. Ткачева.)

Вопросы:

1.Как вы считаете, что случилось?

2.Происходило ли подобное с вами ребенком?

3.Поделитесь своими ощущениями по поводу прочитанного.

4.Существует ли на ваш взгляд, чувство соперничества между матерями больных детей?

5.Часто ли ваш внутренний голос задает следующий вопрос: А мой (ребенок) хуже, чем…? Почему?

6. что помогает вам избегать подобных настроений.

Аутотренинг.

Осуществляется по той же схеме.

Музыкальная релаксация.

Групповое пение песен.

Подведение итогов.

Прощание.

Приложение №1

Текст: » Летнее утро». Солнышко уже поднялось. Вы лежите на полянке. Запах цветущих полевых цветов и трав слегка дурманит голову. Слышно щебетанье птиц и стрекотание кузнечиков. Постепенно начинает припекать. В вышине голубое, голубое небо. Снизу от земли оно кажется бесконечным. Отдельные небольшие облака стоят как будто на месте, словно прилепленные к небосводу. В траве жарко. На вашем лбу выступают капельки пота. Вы вытираете их рукой. (Проведите рукой по лбу – вам очень жарко. ) Затем Вы приподнимаетесь – наконец – то освежающий ветерок дует в лицо. Вы ощущаете негу во всем теле. Приятно греет солнце, приятно холодит кожу и шевелит волосы легкий ветерок. Вы отдыхаете, отдыхаете. (Вздохните глубоко, глубоко). Все в нашей жизни прекрасно, прекрасно, прекрасно! Как прекрасна эта поляна, цветы, это небо и солнце. Но самое главное – прекрасны ВЫ! ВЫ прекрасны, прекрасны, прекрасны! Ваша жизнь прекрасна, прекрасна, прекрасна! Повторяйте текс: Моя жизнь прекрасна, прекрасна, прекрасна!.. Расскажите, что вы ощущали?».

Приложение №2

Текст: «займите удобное положение. Полностью расслабьтесь. Сосредоточьтесь только на моем голосе. Старайтесь выполнять то, что я говорю. Отвлекитесь от всех проблем. Через несколько минут вы сможете к ним вернуться. Но сейчас этих проблем нет, есть только вы и ваши ощущения. Почувствуйте, как расслабляется ваше тело, каждая часть вашего тела. Голова легкая, она свободная от тяжести проблем. Расслабьте свою грудь – ей легко. Почувствуйте, как легко дышится вашей груди. Дышите глубоко, свободно(3 раза). Расслабьте ваши руки. Почувствуйте легкость в руках. Ваши руки легкие, проворные, сильные. Ощутите расслабленными ваши ноги. Вся тяжесть и усталость ваших ног ушли вниз, в пол, в землю. У вас легкие, быстрые, проворные ноги. Дышите глубоко, свободно(3 раза). Вы легки, проворны и сильны (3 раза)…И вы отдохнули. Откройте глаза. Как вы себя чувствуете?»

Затем проводится опрос каждой из участниц .( См. Вопросы Аутотренинг.)

Приложение№3.

Зарядка позитивного мышления

«Именно сегодня»

1.Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. – Счастье это внутренне состояние человека. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2.Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу обстоятельства моей жизни такими, какими, какими они есть и постараюсь полностью им соответствовать.

3.Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю, зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей .

4.Именно сегодня. Я уделяю внимание своему общему развитию и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самоусовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье себе самой.

6.Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправлять.

7.Именно сегодня я буду жить проблемами только нынешнего дня. Я не буду стремиться решить проблему сразу здоровье моего ребенка.

8.Именно сегодня я намечу программу своих дел, которые я хочу осуществить. Это программа избавит меня от спешки и нерешительности даже том случае, если я не смогу ее точно выполнить.

9.Именно сегодня я проведу пол – часа в покое и одиночестве, полностью расслабляясь.

10. Именно сегодня я не буду бояться жизни и собственного счастья. Я буду любить и верить в то, что те, кого люблю, любят и верят мне.

Приложение №4

Игра» спина к спине»

Участницы группы садятся на ковер, соприкасаясь спинами. Им дается установка передать своему партнеру душевное тепло и поддержку через телесный контакт.

Игра: «Диалог между сторонами моего Я»

Цель: научится обходиться только одним стулом, объединив при этом все собственные побуждения.

Перед вами два стула. Левый стул служит для того, чтобы на нем изображать те качества, которые помогают в преодолении проблем. Правый стул- те которые вам мешают.

Игра» Диалог между сторонами моего Я: ласковая мама и строгая мама».

1. Нужно изобразить ласковую, нежную, маму. Проигрывание осуществляется с использованием режимных моментов.

2. Игра «Я могу». Группа делится на пары, в которых есть первые вторые номера. Задача первых номеров заключается в том, чтобы доказать вторым с помощью одной только фразы « Я могу» изобразить, Для этого нужно изобразить, не называя, действие, которое ВЫ прекрасно умеете делать. Вторые в это время всеми способами стараются им помешать. Затем участники меняются ролям

Приложение №5

Музыкальная релаксация.

Тема « Ручеек – полноводная река». Музыкальное сопровождение: В. Калинников отрывки из первой симфонии.

Я маленький ручеек. Я еле пробиваюсь из – под земли. Мое журчание еле слышно. А трава густая, она поднимается надо мной и шумит как густой дремучий лес…

Но я быстро бегу, извиваюсь по полю, и понемногу становлюсь шире и сильнее. Вот во мне уже начинает бурлить энергия. Я лечу вперед стремительно ,наслаждаясь своей силой. Да конечно, вот я стал рекою: сильной, быстрой, смелой, сметающей все препятствия на своем пути. Мне все нипочем. Я все могу. Я сильная и Я полна энергии. Моя сила в моем разуме. Я становлюсь более спокойной и уверенной. Теперь я теку спокойно и властно. Ни чего не остановит меня на моем пути. И я сделаю то, что должна сделать в своей жизни. Я сделаю то, что мне предназначено судьбой, то, для чего я появилась на свет.

Каждый появляется на этом на свете, чтобы стать счастливым! Я хочу быть счастливой! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА! Я СЧАСТЛИВА!

Приложение №6

Музыкальная релаксация.

Тема «Прекрасный цветок». Музыкальное сопровождение: из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

«Сегодня мы перенесемся с Вами в мир сказки и балета, в мир волшебства. Давайте попробуем вместе изобразить это волшебство с помощью движений нашего тела.

Представьте себя маленьким, маленьким зернышком, затерянным в земле. Сядьте на корточки и согнитесь. Сожмитесь, как можно сильнее. Но вот появился маленький росток (чуть поднимаете голову). Он тянется вверх через толщу земли. Ему трудно пробиваться сквозь твердую, жирную, непокорную землю.

Наконец росток выскочил на поверхность и стал расти вверх. Его стебелек становится все крепче, крепче, корни питаются соком земли. Они бегут вверх по стволу в листья и самому цветку. Цветок поднимает головку к солнцу.

Цветок распускается. Он прекрасен.

Я СИЛЬНАЯ, ЯРАДОСТНА, Я ПРЕКРАСНА , ЭНЕРГИЧНАЯ, СЧАСЛИВА, КАК ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ ЦВЕТОК.

Приложение №6

Музыкальная релаксация.

Тема» Мать дитя».

Женщина, которая еще не стала матерью, но уже зародившая в себе будущего жизнь, иначе воспринимает мир. Она ощущает его как бы за двоих. Вспомните, как Вы постепенно наполнялись счастьем ожидания этого чуда.

И вот, наступает, то время когда на свет появился Он, так долго ожидаемый, но уже горячо любимый, плоть от плоти, кровь от крови, ее Малыш. Вспомните, то блаженство, которое вы испытывали, после рождения ребенка. После боли и возможных слез наступило Счастье.

Он родился!!! ОН ВАШ, ТОЛЬКО ВАШ, НАВСЕГДА ВАШ. ВАШША ЛЮБОВЬ КНЕМУ ВСЕСИЛЬНА ИБЕЗГРАНИЧНА!!!

Литература:

1.Эмоциональное развитие дошкольников. Под редакцией А.Д. Кошелевой.- М..,1985.

2.Как предупредить отклонения в поведении ребенка. А. И.

Захарова. М., 1993.

3.тренинг сказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии ./ под редакцией. Зинкевич – Евстигнеевой. Т.Д.- СПБ, 2005.

4.В. В. Ткачева. Психокоррекциинная работа с матерями воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Источник