Работа с семьей по воспитанию ребенка с нарушениями в развитии

Воспитание в семье детей с особыми формами отклонений в развитии.

Кулигина Е.А., воспитатель.

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов, физиологов и т.д. Особое значение этот вопрос приобретает в коррекционной педагогике, когда речь идет о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно затрагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей.

В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, – любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий. Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

К задачам семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта можно отнести:

1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье, умение выполнять несложные виды этого труда;

3. Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени;

4. Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в каком-либо виде труда;

5. По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками);

6. Научить осуществлять действия совместно с товарищами или родителями, в группе.

Сегодняшние кризисные условия в России катализируют семейные затруднения. Особенно остро проявляются эти противоречия, если речь идет о семье ребенка с нарушениями интеллекта. Вследствие природы и степени тяжести детского заболевания и особенностей семейного воспитания ситуации, семьи детей с нарушениями интеллекта должны быть готовы к переживанию уникальных стадий развития. Социальная модель объяснения инвалидности утверждает, что нарушение интеллекта, а, следовательно, физического или психического развития не является чисто медицинским явлением. Часто причиной ограниченных возможностей выступает неприспособленность окружающей среды, и в частности, семьи для социализации такого ребенка. Немаловажная роль принадлежит и членам семьи, тому, как они относятся к ситуации нарушений интеллекта у ребенка. От того, насколько позитивно настроена семья, и в первую очередь – мать в плане воспитания, образования и развития ребенка с нарушениями интеллекта, зависит успех партнерских отношений в системе «родители-ребенок-общество».

Дошкольные годы – очень важный период для обучения и воспитания ребенка. Нередко родители упускают время, полагая, что их ребенок еще маленький, многого не понимает, и считают, что развитие произойдет само собой или с их помощью, но в позднее время. Это глубоко ошибочный подход, особенно по отношению к детям с нарушением интеллекта. Исправление недостатков этих детей, привитие бытовых навыков, обучение самообслуживанию и правильному поведению так же, как и обучение игре, работе с пластилином, восприятию формы, величины, цвета и многому другому надо начинать в дошкольные годы.

Дети с нарушением интеллекта идут в школу в том же возрасте, как и все дети. Родители должны знать, чему должен научиться их ребенок в дошкольные годы, чтобы его пребывание в специализированной школе было для него посильным, а обучение продуктивным.

Ко времени поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане, должен уметь отлучаться от дома, находиться среди детей, делить с ними внимание педагога и его время, играть и работать с другими детьми, слушать объяснения, уметь концентрировать свое внимание, слушать других, в том числе педагога, выполнять несложные поручения дома, раскрашивать, вырезать, лепить. Ребенок должен знать понятия вверх (вниз), справа (слева), уметь доводить начатую работу до конца. Ребенок должен иметь понятия о числе, знать буквы, читать стихи, слушать рассказы и сказки, по вопросам или самостоятельно пересказывать простые рассказы.

Конечно, все отмеченное может быть усвоено каждым из таких детей в разной мере и разной степени. Это зависит от интеллекта ребенка, от воспитывающих и обучающих его людей, и в первую очередь от родителей. Родители должны помнить, что ребенка постоянно учить новому. Пусть ребенок делает ошибки, пусть что – то не удается, не огорчайтесь этому, на этом основывается движение вперед, развитие.

Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности. Семья при этом может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка с нарушениями интеллекта состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

С особым вниманием следует относиться к детям, у которых какое-нибудь нарушение. Одним из наиболее тяжелых нарушений является умственная отсталость. Воспитывать и обучать умственно отсталого ребенка – дело очень нелегкое. Оно требует от людей, занимающихся этим, больших усилий, много терпения, понимания, неистощимого желания помочь и, наконец, что очень важно, оптимизма – веры в то, что это сделать можно.

Среди умственно отсталых есть небольшое количество детей, которые из-за глубокого поражения мозга не обучаемы. Большинство же детей с нарушением интеллекта способны к обучению, но в каком объеме и за какой срок они могут освоить грамоту, счет и другие полезные знания и навыки, предсказать трудно. Нелегко найти пути коррекции (исправления имеющихся недостатков), а также определить оптимальные формы занятий с каждым ребенком. Очень труден прогноз как относительно близкого, так и далекого будущего. А родителям важно знать, что и как делать с ребенком постоянно, повседневно: чему учить его, каким способом это делать, в какие игры с ним играть и т. д. Необходимо, чтобы родители, имеющие ребенка со сложным нарушением, получали в нужной мере помощь и руководство в вопросах его обучения и воспитания. У таких детей имеются большие потенциальные возможности, которые нужно уметь обнаружить, раскрыть и развивать. Роль в этом семьи, и прежде всего родителей, очень велика.

Жизнь ребенка с нарушением интеллекта, его развитие, обучение обусловлены не только имеющимися у него нарушениями, но и отношением к нему и его дефектам семьи и окружающих. Перед родителями встают сложные вопросы. Они хотят знать, в какой мере их ребенок будет зависим от других, а в какой мере сможет приобрести самостоятельность. Родители обращаются за помощью к врачам, психологам, педагогам. Однако дать удовлетворяющие их разъяснения и рекомендации – дело нелегкое. Прежде всего, трудно поставить окончательный и исчерпывающий диагноз о состоянии ребенка, трудно определить объем и характер имеющихся у него нарушений и оценить его. Практика показала, что даже в тех случаях, которые поначалу казались очень тяжелыми и малонадежными, при правильном подходе и соответствующей помощи можно сделать для ребенка очень многое. Родители должны проявлять инициативу, находчивость, порой изобретательность в деле воспитания своего ребенка, как в дошкольные, так и в школьные годы.

В жизни, в практике много примеров неожиданных успехов. Есть случаи, когда даже вопреки отрицательным предсказаниям родители добивались очень многого. Очень большая заслуга в этом семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи актуально звучит вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание умственно неполноценного ребенка.

Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением интеллекта – правильная организация его семейного воспитания.

Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям: создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима; постоянная стимуляция психического развития ребенка с нарушениями интеллекта; формирование эмоционально – положительного, предметно – практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями. Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Список литературы

  1. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1973. – №6
  2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Спб.: Речь,
  3. 2003. – 400 с.
  4. У.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
  5. Специальная дошкольная педагогика./Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

Источник

Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми,

имеющими нарушения в развитии

Середина Елена Валерьевна

Учитель-логопед МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области

Аннотация. Основной целью консультирования семей, имеющих детей с нарушениями речи является оказание учителем – логопедом коррекционно-педагогической помощи в ходе специально-организованной беседы, направленной на осознание родителями сути проблемы и способов ее решения. Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни.

Ключевые слова: семья, коррекция, метод, обучение, консультирование, психологическое здоровье семьи, семейные отношения, развитие, речевые нарушения, дети с нарушениями в развитии.

Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику. Выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, стиля отношений в семье, родительской роли и т.д. Влияние на ребенка родителей индивидуальное, основано на конкретных поступках. Методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них.

В основном все родители используют общие методы семейного воспитания: личный пример, поощрение, убеждение, наказание.

В некоторых семьях создаются и используются воспитывающие ситуации. Средства решения воспитательных задач в семье разнообразны: труд, учение, авторитет родителей, духовный и моральный климат семьи, национальные традиции, обычаи, слово, радио, телевидение и т.д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий: 1) Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы; 2) Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: чем увлекаются, что читают, какие поручения выполняют, какие отношения с педагогами и одноклассниками, взрослыми, что ценят больше всего в людях и т.д;

3) Когда родители, отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно используются практические методы. Общение ребенка с родителями во время просмотра телепередач, совместного труда, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, что позволяет родителям лучше понять детей. 4) Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов и средств, форм воспитания. Следовательно, овладеть секретами педагогического воздействия и воспитания – практическая необходимость.

Основные задачи родителей в коррекционно-педагогическом процессе зависят от возраста детей.

В возрасте от 0 до 3 лет родители стимулируют психофизическое развитие ребенка с помощью эмоционально-теплового общения, тактильных, зрительных и слуховых стимулов. В игровой форме общения производится стимуляция двигательной, речевой активности, развитие пространственной ориентировки у ребенка. Мать организует охранительный режим для ребенка, ведет дневник наблюдений.

В возрасте 3-4 лет у детей развивают психические процессы: память, внимание, мышление; речь, общую и мелкую моторику рук, формируют навыки общения, самообслуживания и личной гигиены, организуют сюжетно-ролевые игры, расширяют представления ребенка об окружающем мире, организуют его отдых, выбирают дошкольное учреждение и участвуют в организации работы со специалистами. Родители организуют охранительный режим для ребенка, ведут дневник наблюдений.

В возрасте 5-6 лет родители организуют режим дня ребенка, совместно со специалистами готовят ребенка к школе. Родители формируют у детей самостоятельность и трудовые навыки, развивают творческие способности и интересы, ведут дневник наблюдений.

Таким образом, основными задачами родителей, являются:

  • Родителям необходимо знать особенности развития ребенка, создать спокойную домашнюю атмосферу с режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;
  • Постоянное наблюдение за соматическим и психологическим состоянием ребенка с ведением дневника наблюдений;
  • Овладение основами специальной педагогики и психологии, навыками проведения в домашних условиях занятий по коррекционному развитию и воспитанию, обучению своих детей;
  • Обеспечение своевременного приема медикаментозных средств детьми с нарушениями в развитии, наблюдения за их действием и информировании врача;
  • Овладение основами правовых знаний, касающихся детей с ОВЗ и детей группы риска по отклонениям в развитиях;
  • Участие в деятельности реабилитационных центров, обучающих семинарах, школах для родителей детей с нарушениями в развитии;
  • Родителям необходимо сформировать адекватную самооценку, правильное отношение к нарушению в развитии, дефекту речи, включать в жизнь ребенка посильную игровую деятельность.

Самым важным условием психологического комфорта для ребенка является единство и

понятность требований, которые предъявляют к нему взрослые.

Особое внимание родители и педагоги должны уделять развитию речи детей. Для развития у детей всех сторон устной речи: правильного звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи родителям необходимо – оказать посильную помощь своему ребенку в постановке звуков, учитывая рекомендации логопеда и педагогов. Воспитателю и специалистам в детском учреждении организовать в течении года целенаправленную работу с детьми по профилактике и коррекции звукопроизношения и развитию других сторон речи.

Для развития звуковой стороны речи родителям необходимо по рекомендациям логопеда или другого педагога проводить со своим ребенком специальные игровые упражнения, способствующие устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении. Проводить игровые упражнения по развитию фонематического слуха, речевого внимания. Для развития мелкой моторики рук проводить игровые упражнения («Белка», «Пальчик-мальчик» и др.). Родители могут давать детям в домашних условиях под контролем вырезать ножницами, собирать мозаику, конструктор, лепить из пластилина и т.д. Педагоги проводят в течение года фронтальные и индивидуальные занятия по развитию звуковой культуры речи. Систематически проводят артикуляционную гимнастику, игры и игровые упражнения для развития речевого внимания, фонематического слуха (определять на слух наличие звука в слове), речевого дыхания, мелкой моторики рук, используя специальные упражнения и занятия по видам детской деятельности предусмотренных образовательной программой.

В целях обогащения и формирования словарного запаса у детей родители могут читать детскую и художественную литературу, беседовать с детьми, обращать особое внимание на то, из чего сделаны предметы, какой они формы, цвета, размера, расширять обобщающие понятия: игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, дикие и домашние животные, транспорт и т.д. Педагоги формируют и развивают словарь детей в процессе всех видов детской деятельности на занятиях, прогулках, режимных моментах и т.п. Проводят игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры на закрепление обобщающих слов, осмысленное употребление антонимов. Учат детей осуществлять подбор действий к предмету, объекту, вырабатывают понимание значений обобщающих слов.

Для формирования грамматического строя речи педагоги упражняют детей в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения, в образовании имен существительных во множественном числе, родительном падеже множественного числа, учат пользоваться глаголами. Проводят речевые игры и специальные упражнения по ознакомлению детей с некоторыми способами словообразования. Родители стремятся, чтобы речь всех взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.

Развитию связной речи способствует обмен впечатлениями родителей с детьми после просмотра мультфильма, прочтения сказки, стихотворения и т.п. Логопед и воспитатели обучают ребенка составлению и распространению простых предложений, знакомят с видами простых предложений, различных по цели высказывания, упражняют в умении интонационно отражать цель высказывания. Знакомят детей с правилами ведения диалога, используя театрально игровую деятельность. Дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинам, сериям картин, по представлению.

Важно знать!!! Роль родителей и педагогов в развитии ребенка очень велика.

Родителям и педагогам для речевого развития детей необходимо создать в окружении ребенка культурную, богатую речевую среду и всячески способствовать активизации детской речи.

Список литературы:

  1. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения [Текст] / Г.М.Бреслав. – М., 1990.
  2. Михнева, Е.Б. Участие родителей в коррекционно-воспитательной работе по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста [Текст] / Е.Б.Михнева. – М., 1990.
  3. Никулина. В.Д. Рекомендации по психо-коррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка[Текст] / В.Д.Никулина // Воспитание и обучение ребенка с нарушениями в развитии. – 2002.-№4.
  4. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева.-М.:Эксмо, 2015.-288с.:ил.

Источник