Работа с семьей по развитию способностей ребенка

Работа с семьей по развитию способностей ребенка thumbnail

Мария Юрьевна Горбунова

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

«Взаимодействие с семьей по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но…не опаздывайте и, помогая…думайте сами.

Б. П. Никитин.

Я считаю, что одна из целей воспитания дошкольника это – развитие ребёнка творчески активного, инициативного, раскрепощённого, с высоким уровнем развития познавательных способностей, формирование творческих способностей до уровня, соответствующего его возрастным возможностям.

В нашей группе мы стараемся создать развивающую предметную среду, которая играет большую роль в развитии у ребёнка творческой активности. Активность детей стимулируется свободой выбора совместной деятельности, которая проходит через различные виды.

Дети – маленькие оптимисты и очень ценят эти качества в своём наставнике, которому подражают во всём. Обучая детей трудовым навыкам, обращаю внимание на то, чтобы любое дело доставляло детям радость, чувство удовлетворённости и доводилось до конца.

Вместе с детьми делаем многие куклы для игры и кукольного театра, интересные декорации, придумываем необычные костюмы для выступления, различные поделки из бросового материала, бумаги, картона, природного материала. Особенно дети любят готовить подарки своим близким людям мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Анализируя действия детей, я поняла, что в труде реализуется потребность дошкольника действовать самостоятельно, активно, как взрослый и я поддерживаю это стремление у детей. И хочу отметить, что обучение детей всегда непредсказуемо, и в зависимости от ответов детей, мне приходилось не раз импровизировать и иметь в запасе несколько вариантов развития ситуации, что способствовало развитию творческого воображения и фантазии.

Для всестороннего развития личности ребенка необходимо взаимодействие детского сада и семьи. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, а педагоги помогают сделать этот процесс более насыщенным и интересным. Со стороны взрослых должна поощряться творческая активность ребёнка и руководство ею, что я и стараюсь осуществлять совместно с родителями. Всё это позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, а главное, более продуктивным.

Придя домой ребёнок с большим удовольствием рассказывает, чем он занимался в группе, какую игрушку смастерил и я предлагаю сделать родителям совместную поделку дома или помочь своему ребёнку в творческой работе в детском саду.

Вместе с родителями мы оформляли выставки «Сделайте вместе с детьми», «Вместе с папой, вместе с мамой», «Военная техника», «Роботы», «Цветы для мамы»

Ребёнок испытывает радость, при изготовлении поделки, за свой замысел. У него возникает ответственность и конечно бережное отношение к своей работе.

Очень тесно мы общаемся с бабушками, приглашаем их в гости, готовим для них праздники и конечно дарим им подарки. Нравится посещать детские сады нашим бабушкам и они с удовольствием принимают сами участие в выставках.

Большую помощь предлагают родители в изготовлении кукольных игрушек для театрализации сюжетов сказок, изготовление кукол из сухих трав.

Оформляем уголок творчества детей.

В данном уголке располагаем работы детей по рисованию и аппликации, лепке и конструированию.

Для показа рисунков и аппликаций можно использовать альбом по рисованию. Работы детей по лепке и конструированию размещаю на полочках сказочного домика. Дети старшего возраста могут сравнить свой рисунок с работами других детей. Иногда делаю персональную выставку работ одного ребёнка, или с нескольких детей, что стимулирует творческую активность остальных детей.

Выставка «Сделайте вместе с детьми».

Эта выставка побуждает родителей к совместным занятиям с детьми дома.

На специальных полочках выставляем все изготовленные игрушки. Предлагаю родителям возможность посмотреть образцы поделок.

Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Поселок – то место, где ребенок родился и вырос. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном поселке, тем ближе и роднее будет ему Родина, Россия. По составленному проекту, мы вместе с родителями сделали макеты домов и оформили альбом «Посёлок глазами детей», где дети нарисовали свой дом, и свои мечты.

Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего поселка. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего поселка», сопровождая свои рассказы показом фотографий о родном поселке и презентации «Мой родной посёлок».

Мы регулярно посещаем краеведческий музей, где выставляем наши работы – макеты «Наш родной посёлок», «Любимый детский сад», альбом «Посёлок глазами детей».

Силами родителей оформляем участок в детском саду.

Дети очень любят экспериментировать. Каждый ребёнок своеобразен и обладает потребностью в развитии, исходя из собственного опыта. Посадив овощи в «огород» на окне, они с большим интересом наблюдают за их ростом. Это способствует у ребёнка чувства надёжности, уверенности в своих силах. А уверенность, придаёт ему силы для экспериментирования.

Во всех видах деятельности стараемся поощрять творческую активность ребёнка и руководить ею. Всё это позволяет сделать процесс познания и развития ненавязчивым, интересным, а главное, более продуктивным.

Таким образом, творческий ребёнок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности с взрослым, результат его собственной активности. У ребёнка постепенно формируется сложнейший внутренний мир, который придаёт всей его деятельности творческий характер.

И я согласна с немецким философом И. Г. Гамани,который говорил: «Вы ничему не можете научить ребёнка, вы только можете помочь ему открыть это в себе…»

Источник

Марина

Развитие способностей детей в условиях семейного воспитания

«Каждое дитя до известной степени гений»

А. Шопенгауэр.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.В настоящее время существуют две точки зрения: «все дети являются одарёнными» и «одарённые дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одарённого можно развить практически любого здорового ребёнка при условии создания благоприятных условий. Для других одарённость – уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.

Проблемы диагностики одарённости и её развития волнуют педагогов и психологов на протяжении многих столетий. Интерес к данному феномену достаточно высок и в настоящее время. Это объясняется, во – первых, значимостью способностей для развития личности, во – вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, умеющих творчески подходить к решению задач, способных созидать новое в различных сферах жизни. Именно таким потенциалом и обладают одарённые люди.

Читайте также:  Сопровождение развития ребенка в семье

Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребёнок от рождения наделён огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии. Реальная одарённость человека, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому человеку природой, но и от того, в какой среде он рос, какое получил образование, как сам заботился о развитии своего потенциала. Современная психология утверждает, что одарённость не статическая, а динамическая характеристика. Дар существует лишь в динамике, в постоянном движении, в развитии, поэтому непрерывно меняется. Важно отметить, что одарённость – всего лишь потенциал, что может привести к успеху, а может и не реализоваться. Потому – то в обществе ценится не сама одарённость, не то, у кого какой умственный потенциал, а то, что достиг тот или иной человек. Среда,в которой формируется личность: талантливые педагоги, энергичные, творческие сверстники и, конечно же, заботливые умные родители.

Исследования показывают, что на развитие ребёнка влияют:

– 15 % – наследственность;

– 57 % – родители;

– 25 % – окружающая среда;

– 3 % – образовательные учреждения.

Роль родителей в воспитании и развитии ребёнка невозможно переоценить.

К. Д.Ушинский говорил: «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребёнка в дошкольном и школьном возрасте вся принадлежит детскому саду и школе. Оказывается, образовательное учреждение (детский сад, школа) имеют только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь».

Поэтому основная роль в воспитании, развитии его способностей отводится родителям, семье. Кому если не родителям известны все тонкости характера ребёнка? Только родители могут решить, как лучше использовать то, что дала ребёнку природа, а также и предупредить те недостатки, к которым есть предрасположенность.

Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения. Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм – воспитание. Ребёнок ежедневно видит вокруг себя живую действительность и непосредственно участвует в ней. Общение в семье построено на любви, семейное воспитание не имеет границ.

Исследования, посвящённые изучению влияния различных условий обучения на успешность развития способностей одарённых детей, позволяют на новом уровне поставить вопрос о роли семьи в развитии одарённости у детей.

Экспериментальные исследования влияния родителей на особенности развития их детей касаются главным образом изучения связи самооценки, успехов детей в той или иной области, их представлений о способностях с социальными ожиданиями родителей. Факты, полученные в результате исследований, свидетельствуют о роли семейных представлений об «идеальной» модели обучения на развитие мотивационно – личностных установок ребёнка, способствующих или препятствующих развитию способностей (одарённости) у детей. Чтобы избежать проблем дальнейшего обучения и социализации в обществе сверстников, следует уделять особое внимание первоначальному воспитанию одарённого ребёнка в семье.

Ведь родители, как никто другой, способны разглядеть первые признаки одарённости у ребёнка. Существует столько видов одарённости, сколько есть видов человеческой деятельности. В каждой деятельности – своя шкала успешности и оригинальности достижений, от бездарности до гениальности. И именно от правильного отношения родителей к особенностям своего ребёнка будет исходить и признание его в обществе.

Исследования показали, что для развития творческого потенциала ребёнка необходима не только адекватная оценка его сил и возможностей, но даже немного завышенная, благодаря чему у него появляется запас сил и уверенности при встрече с неудачами. Родителям необходимо быть примером для ребёнка, шире использовать свои знания, умения, навыки, не злоупотребляя помощью специалистов. Часто родители одарённых детейсами пытаются заниматься с ними: читают книги, отвечают на вопросы, помогают в творческом самовыражении, что является немаловажным в воспитании любого ребёнка. Тем не менее, не нужно забывать об одном мудром педагогическом правиле – «не навреди». Но, чтобы вырастить по – настоящему творческого человека, необходимо, прежде всего, обратить свой взор на себя, на свои отношения с ребёнком со стороны. Самое первое и главное – любить своего ребёнка и принимать его таким,какой он есть: радоваться его успехам, быть внимательным к его делам и поступкам, идти за ребёнком в развитии его интересов, давать ему возможность выбора, осторожно открывая всё новые области знаний, направляя его внимание. Атмосфера доброты и чуткости, внимательности необходима в развитии одарённого ребёнка. В обратном случае, способности ребёнка могут затихать, угасать из – за отсутствия интереса, насмешек и даже критических замечаний взрослых.

Литература.

1. Белова Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., Флинта, 2001.

2. Богоявленская М.Требуется помощь: школьные проблемы одарённых детей. Школьный психолог. – 2005. – 16 -31 янв. (№2).

3. Гурьева Л. Психология развития творческих способностей дошкольников. Коррекционно – развивающее образование. – 2011. -№4.

4. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. Творческий центр Сфера. Москва. 2005.

5. Козлова А. В. Работа ДОУ с семьёй. Творческий центр Сфера. Москва. 2007 6. Кумарина Г. Ф. Педагогическая диагностика в системе формирования готовности – способности детей к обучению в условиях реализации новых образовательных стандартов. УЦ «Перспектива». Москва 2014.

7. Под редакцией Коломинского Я. Л., Панько Е. А. Психология социальной одарённости. Линка – Пресс. Москва 2009.

8. Савенков А. И. Ваш ребёнок талантлив: детская одарённость и домашнее обучение.Ярославль: Академия развития, 2002.

9. Токарь И. Е. Одарённые дети: на грани риска, Н. Е. Зарубина.

10. Чиркова С. В. Родительские собрания в детском саду. Москва. «Вако».2009.

Источник

Слайд№1

Формы работы с семьей, направленные на развитие творческой одаренности

Слайд №2

В документах федерального уровня последних лет поддержка “талантливого ребенка” провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем Победителя с Россией!

Читайте также:  Начальная школа и развитие творчества ребенка

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Слайд №3

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Детский возраст – период становления способностей и личности.

Одаренность – потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.

Слайд №4

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Психологи выделяют несколько видов одаренности:

  • академическую (способность к обучению в широком смысле слова)

  • интеллектуальную, творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое)

  • психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства)

  • художественную

  • социальную (лидерскую).

Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сразу.

Качества, чаще всего характеризующие одаренных детей:

– неровно успевающий:

– выбивающийся из общего темпа;

– странный в поведении, непонятный;

– занятый своими делами (индивидуалист);

– не умеющий общаться, конфликтный;

– иногда тугодум, не может понять очевидного;

– высказывающий на занятиях нелепые замечания;

– не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Эти проявления в большей мере относятся к творчески одаренным личностям.

Слайд №5

Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:

– он очень любознателен;

– любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;

– его речь очень развита, большой словарный запас;

– во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;

– настойчив в достижении поставленной цели;

– у него повышенные математические способности в сфере вычисления и логики;

– может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;

– обладает богатой фантазией и воображением;

– рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;

– его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т.д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.

Слайд №5

Обратите внимание родителей на Три закона развития высоких способностей (одаренности):

1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.

2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности)

3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).

Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в детском саду, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

Задача детского сада – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.

Педагог – координатор усилий детей для оптимального развития их способностей, и, прежде всего, координатор стараний заинтересованных родителей этих детей.

Слайд №7

Обычно Работа с родителями ведется в четырех направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка;

2. Информационная среда для родителей;

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;

4. Поддержка и поощрение родителей на уровне ДОУ.

Рассмотрим данные направления более подробно.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи способного ребенка

По этому направлению ведется тесная работа педагогов с психологом детского сада. Сопровождение семьи заключается в обучение родителей эффективному взаимодействию их с ребёнком, установлении и развитии отношений сотрудничества и партнёрства, расширение возможностей понимания одарённого ребёнка. Для эффективности этой работы необходимо проводить анкетирование, индивидуальные консультации, подбор научной и практической литературы для родителей.

В целом работа с родителями должна быть направлена на то, чтобы научить их понимать и принимать своего ребенка, видеть его таким, какой он есть, а не только через призму его талантов. Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это – замечательно, но прежде всего – это РЕБЕНОК.

Информационная среда для родителей

Важным моментом работы с одарёнными детьми и их родителями является создание информационной среды, комплексных мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями одарённых детей. Для родителей дошкольников может быть разработан цикл родительских собраний «Я и мой ребёнок – поиск взаимопонимания». Для того, чтобы собрания были наиболее эффективными, используются различные формы общения:

– информационно – практические беседы;

– обучающие семинары;

– круглые столы;

– творческие лаборатории родителей;

– обмен мнениями;

– создание различных распечаток, памяток, газеты для родителей;

– проведение различного вида анкетирования, тестирования для выявления интересов, просьб, предложений в работе с родителями.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей

В настоящее время взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребёнка и обеспечении преемственности детского сада и школы.

На сегодняшний день важно то, что во многих дошкольных учреждениях сложилась определённая система в работе с родителями. Использование различных форм работы даёт определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками образовательного процесса и помощниками педагогов. Вместе с детьми или курируя их, родители участвуют в различных творческих конкурсах различного уровня по изобразительной деятельности, пению, танцевальному искусству, в познавательных олимпиадах и интеллектуальных турнирах, проектной деятельности, спортивных соревнованиях и т.д.

Читайте также:  Довербальный период речевого развития ребенка

Поддержка и поощрение родителей на уровне ДОУ

Работа родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться. В конце года рекомендуется проводить совместный праздник для детей и их родителей, на котором запланировано вручению грамот и благодарственных писем родителям за сотрудничество.

Основой взаимоотношений между родителями и детским садом должно стать сотрудничество. А задача родителей – вырастить своего ребенка счастливым.

Слайд №7

В конце своего выступления хочу обратить ваше внимание на два интересных факта:

  1. В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим и детям с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким.

  2. Американский психолог Ф. Вернон писал: «Развитию творческого потенциала не способствует «женское воспитание». Дело в том, что женщина (хочет она этого или нет) играет (пусть и не осознанно) свою древнюю гендерную роль – она хранительница очага, выметающая метлой из дома всех «возмутителей спокойствия». Она осторожна, ригидна, консервативна. Она за устои… и если не разбавить сугубо женское воспитание мужским «авантюризмом», то детям будет передан «женский тип поведения», что превратит их в диванных обывателей, далеких от креатива».

Библиография:

1. Забродин Ю.М., Бурменская Г.В. Одаренные дети. М.: Прогресс 1991.-376 с.

2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320 с.

3. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб., 2002.

4. Рычкова В. В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье // Молодой ученый. – 2011. – №10. Т.2. – 181-184с.

5. Савенков А. Творчески одаренные дети: выявление и развитие // Учитель в школе. -2008. – No 1. – С. 103 -106.

6. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -576 с.

https://odardeti.ru/ic.php?mode=conceptofgiftedness

https://festival.1september.ru/articles/314951/

https://www.rospsy.ru/files/file/%D0%B6%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8B%20pdf/34.pdf

Анкета “О талантах ребёнка: как их выявить”

(методика А. Де Хана и Г. Кафа).

Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с “признаками” талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо – 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков.

1. У вашего ребёнка совершенно очевидные ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он:

-интересуется самыми разными механизмами и машинами;

-любит конструировать модели, приборы;

-сам находит причины неисправностей механизмов;

-пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных

запчастей;

-любит рисовать чертежи и эскизы;

-интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

2. Ваш ребёнок имеет МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он:

-любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её;

– очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;

– поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением;

-сочиняет мелодии.

3. У вашего ребёнка способности к ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он:

– обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

– умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;

– проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;

– с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем, коллекций;

– не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового.

4. АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он:

– часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами;

– стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;

– меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

– с большим желанием выступает перед аудиторией;

– пластичен и открыт всему новому;

– любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

5. У вашего ребёнка незаурядный ИНТЕЛЛЕКТ, если он:

– хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

– обладает хорошей памятью;

– легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;

– задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

– интересуется книгами;

– обгоняет своих сверстников в знаниях;

– гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;

– обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;

– очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.

6. У ребёнка СПОРТИВНЫЙ талант:

– он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться;

– смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;

– почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх;

– неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;

– лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;

– предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;

– никогда всерьёз не устаёт;

– у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

7. У вашего ребёнка ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он:

– рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

– любит фантазировать или импровизировать;

– изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;

– любит, уединившись, сочинять рассказы.

8. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он:

– не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение;

– в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом;

– серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение;

– охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

– любит создавать прикладные вещи – украшения для дома, одежды и т.д.

Источник