Работа с родителями ребенка с отклонениями в развитии

Работа с родителями ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Особенности работы с родителями, имеющими детей с отклонениями в развитии.

Гончарук Л.В., Колосенко О.Ф.

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, родительские трудности, родительская позиция, социальная адаптация.

Одной из основных задач общества в эпоху гуманизации является содействие реализации духовных и физических сил каждого человека, обеспечение гармоничного личностного развития каждого. Не всегда условия, в которых происходит развитие человека, являются оптимальными. Часто в силу различных вредоносных факторов, личностное развитие проходит под воздействием нарушающих его нормальный ход факторов. Личностное развитие детей с ОВЗ с необходимостью происходит в условиях того или иного вида депривации: сенсорной, моторной социальной или коммуникативной. Проблема полноценной интеграции в социум, повышения качества жизни инвалидов и их семей была и остается актуальной. С каждым годом в нашей стране число детей с ТМНР увеличивается. Причин тому много: ухудшение состояние экологии, снижение уровня жизни, алкоголизация населения, наркомания, прогресс медицины – снижение детской смертности и возможность выживания детей с ОВЗ.

В истории развития человечества взаимоотношения семьи и общества прошли путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев: «Пусть в силе будет тот закон,- писал Аристотель, – что ни одного калеки ребенка кормить не следует», до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким семьям: – «Из человеческого образования нельзя исключить никого, кроме нечеловека», – утверждал Я. А. Коменский. В середине XIX в., данная проблема начинает рассматриваться уже как научная. Разработкой вопросов воспитания и обучения детей с аномалией развития занимались А. Бине, Т. Симон, Д. Бурневиль, Г. Даниэль, Ж. Филипп, Ж. Декроли и др. Первый отечественный опыт работы с аномальными детьми появился в начале XIX века. И уже в это время практиковалась возможность использования семейного окружения для оказания помощи при лечении больных (И.Ф. Рюль, П.П. Кащенко, С.С. Корсаков, Г.Г. Дикгоф, А.И. Скребицкий и др.) В начале XX века проблема помощи аномальному ребенку нашла в разработках многих ведущих психиатров, педагогов, психологов. Вопрос о роли семьи в оказании помощи ребенку с нарушениями в развитии был отражен и в трудах Л.С. Выготского. Он считал, что «решает судьбу личности, в конечном счете, не дефект сам по себе, а его социальные последствия, его социально – психологическая реализация». Л.С. Выготский рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению успешной интеграции ребенка с нарушениями развития в общество. Современный этап характеризуется поиском новых эффективных путей социальной адаптации детей с особенностями развития. В психолого-педагогических трудах появились работы, свидетельствующие о необходимости изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития ( А. И. Захаров, И.В. Добряков, Р.В. Овчарова, О.В. Защиринская, А.К. Осипова, А.Я. Варга., Э.Г. Эйдемиллер, Т.Г. Горячева, Е.Е.Чепурных, И.И. Мамайчук, Е.Е. Алексеева, И.М. Никольская, Синягина Н.Ю., Ткачева В.В.,А.Я. Варга , Д. И. Исаев, А. А. Михеева, В. Н. Касаткин, В. А. Ковалевский и др.) Ученые указывают на то, что социализация, ребенка с ограниченными возможностями, его интеграция в общество, невозможна без приобщения к процессу родителей. Семья – это живой организм, в котором роли, действия членов семьи составляют ее жизненный баланс и являются условием жизнеспособности всех. Ребенок часть этого организма, и от благополучия каждого в семье зависят шансы на решение проблем ребенка. На сегодняшний день Федеральный государственный образовательный стандарт точно определяет позицию семьи в образовательном пространстве – позицию активного участника, партнера.

Анализ опыта коррекционной работы с родителями пятиклассников ГБОУ ШИ 16, позволил выделить ряд родительских трудностей, которые зачастую являются серьезной проблемой в воспитании ребенка имеющего ограниченные возможности. Все родители ответили что, как правило, с появлением в семье ребенка с ОВЗ увеличиваются материально – технические, финансовые, жилищные проблемы. Многие родители переживают – их волнует страх ответственности, отрицание проблемы или ее гиперболизация, ожидание и вера в чудо, больной ребенок как наказание за что-либо, часть из них не воспринимает больного ребенка и т.п.. У 20 процентов семей произошел развод родителей, вторичное замужество. 3% детей проживают в детских домах. 2% родителей ответили – наличие ребенка – инвалида сказывается и на других детях в семье – меньше внимания, участия, заботы, редко ходят в театры, музеи, посещают выставки. 3% родителей испытывают недоброжелательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом

( нарушение спокойствия, тишины). С ними мало общаются здоровые сверстники. 10 % респондентов отметили, что испытывают недостаток знаний об особенностях нарушения у ребенка; отсутствие опыта у родителей; личностные особенности родителей (психосоматический тип, невротический тип, авторитарный тип.

Ряд исследователей проблему родительских трудностей личного характера ставят на первое место. Так Е.Е. Алексеева считает, что трудности взаимоотношения детей с родителями связаны с мерой ответственности, с нереализованными надеждами, ожиданиями, целями. Амбивалентность чувств родителей к ребенку и в свою очередь амбивалентность чувств ребенка к собственным родителям – усиливается при ошибочных позициях родителей. В результате родители не только не способствуют улучшению ситуации вокруг своего нездорового ребенка, но являются одним из причин его дезадаптации. Влияние личности родителей на ребенка с нарушениями развития изучал А.И. Захаров. Среди неблагоприятных черт родителей, негативно воздействующих на личность ребенка, он выделил:

– сензитивность – повышенная эмоциональная чувствительность;

– аффективность – эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения;

-тревожность – склонность к беспокойству;

– доминантность – стремление играть ведущую роль;

– эгоцентричность – фиксация на своей точке зрения;

– гиперсоциальность – утрированное чувство долга;

– противоречивость личности в целом (вытекающая из комплекса предыдущих личностных характеристик;

– агрессивность.

Проблема агрессивности подростков стоит особенно остро, подростковый возраст в психолого – педагогической литературе традиционно считается трудным, критическим. Для подростковой агрессии в целом характерны следующие особенности : высокая аффективная заряженность, импульсивная реакция, на фрустрирующую ситуацию, непродолжительность во времени, нередко критический выход реагирования ,достаточность слабой стимуляции, недифференцированная направленность реагирования, высокий уровень готовности к агрессиии .Выявлению влияния семейного воспитания на агрессивность детей посвящено множество исследований. Так Бандура и Уолтерс установили, что если матери снисходительно относятся к агрессивным действиям своих детей, то дети становятся еще агрессивней. А. Бандура отмечает, что у ребенка непоследовательные наказания ассоциируются с агрессией. Родители, которые грозятся наказать, но не осуществляют свои угрозы на практике, по сути дела учат игнорировать их самих. Несмотря на различные подходы к проблеме агрессивности большинство исследователей сходятся в одном: истоки агрессивности лежат в семье и она является фактором, обусловливающим и подкрепляющим агрессивное поведение детей. Наше исследование было направлено на выявление взаимосвязи между особенностями родительского воспитания и агрессивным поведением подростка с ОВЗ. Были обследованы 3 подростка в возрасте 12 – 13 лет. Использовались следующие методы: индивидуальная беседа и наблюдение, опросник Басса- Дарки, опросник АСВ, личностный опросник Кеттелла, опросник «Подростки о родителях». Все дети показали высокий результат по индексу агрессивных реакций. По индексу враждебный R—показатели выше нормы, опросник АСВ позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений, исследования показали, что у родителей агрессивных подростков наблюдается большое отклонение в воспитании: неустойчивый стиль воспитания, недостаточность требований обязанностей, воспитательная неуверенность, минимальность санкций, чрезмерность требований – запретов. Агрессивность вызывается не только дефицитом признания и любви, не только отсутствием контроля , но и активным стремлением подростка устранить конфликтную ситуацию любыми средствами. использование агрессивных действий для самоутверждения и самореализации встречаются и у детей и у взрослых. Причиной чаще всего является недостаток средств, используемых в собственной деятельности и во взаимодействии с другими людьми, и задача родителей научить детей выражать свою враждебность социально приемлемыми способами, наша задача – помочь родителям скорректировать недостатки семейного воспитания, оказать психолого – педагогическую поддержку этим родителям.

Опираясь на имеющийся опыт коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения развития и их семьями полагаем, что основным направлением в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья должна стать, прежде всего, помощь родителям:

 Помощь при переживании негативных эмоций (особенно важно для семей, чей ребенок имеет множественные нарушения), формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка;

 Формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний;

 Формирование эффективной родительской позиции;

 Обучение родителей коррекционно-развивающему и поддерживающему взаимодействию с ребенком;

 Стимулирование личностного развития родителей как мощного внутреннего ресурса. Практика показала, что далеко не каждая семья нуждается в терапевтической работе, или широкой разнонаправленной помощи специалистов. Семья нуждается в психологической помощи в тех случаях, когда возможности преодоления проблемы оказываются недостаточными в сопоставлении с имеющимися нагрузками. Исходя из этого, целью психологической поддержки становится высвобождение возможности развития в семье, активизация имеющихся ресурсов, как справедливо отмечает Ф. Маттеят. При разработке вариантов помощи необходим детальный анализ семейной ситуации и трудностей, испытываемых непосредственно родителем, необходимо очертить границы помощи и придерживаться этих границ в практической работе. Таким образом, в результате изучения научной литературы по проблеме и анализа практической работы специалистов сопровождения, мы предположили, что эффективность коррекционного воздействия на ребенка ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от позиции родителей. Она должна характеризоваться адекватностью, изменчивостью, прогностичностью, что будет способствовать его адекватному развитию продуктивной социализации и социальной адаптации ребенка. Для проверки гипотезы мы определили ряд широких задач, включающих спектр диагностических и коррекционных воздействий: – Изучить и детально проанализировать специфические трудности родителей больного ребенка;

– Разработать уровневую психолого-педагогическую программу преодоления трудностей воспитания для родителей детей с отклонениями в развитии, которая включала бы в себя различные формы психо-коррекционной работы, и с помощью которой могут быть преодолены личностные проблемы родителей;

– Провести апробацию программы, каждого ее уровня: 1-лекторий (консультация), 2-занятия с использованием АМО, 3-тренинг, 4-психотерапия.

Таким образом, приоритетом в сопровождении детей имеющих ограниченные возможности здоровья должна стать работа с семьей, как главное условие социальной адаптации ребенка. Критериями готовности родителей к коррекционно-направленному воспитанию особенного ребенка являются не только педагогическая грамотность, но и готовность к активному участию в воспитательном процессе. Инвалиды являются частью нашего общества. Отношение к ним определяет уровень культуры и социального развития. Равнодушие и жестокость ведут к духовной деградации всего общества. Гармонично организованная работа педагогов ОО с семьями, имеющими детей с ОВЗ гарантия успеха образовательного и воспитательного процесса адаптации детей – инвалидов в коллективе сверстников.

Список литературы: Алексеева Е.Е., Что делать, если ребенок… Психологическая помощь семье с детьми от 1 до 7 лет.- СПб.: Речь, 2008 -224с. . Добряков И.В., Защиринская О.В. Психология семьи и больной ребенок. Хрестоматия.- СПб.: Речь, 2007.- 400 с. Психолого-педагогическая деятельность специалиста в сфере образования: Материалы международн. научно-практич. конф. (24-25 апреля 2010г.). СПб: Изд-во «Айсинг», 2010 -214 с. Нарушения психического развития у детей- междисциплинарная проблема: Материалы Всерос. научно-практич. конф. (1-2 декабря 2011г.).- Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2012.-164 с. 5. Зерницкий, О.Б., Родительство в семьях с детьми с ограниченными возможностями: проблемы, установки, поддержка. // Бандура А.Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений М.:Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО,2014 Скворцов В.Н., Кобрина Л.М., Логинова Е.Т., Мироненко И.А. Интеграция лиц с ОВ. Международный журнал экспериментального образования – 2015.№10 С.144-145

Источник

Программа по организации психологической поддержки родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии

  1. Пояснительная записка.

    1. Кому адресована программа.

Данная программа адресована психологам и родителям.

    1. Описание участников программы.

Участниками программы являются психологи, дети с отклонениями в развитии (некоторые занятия) и их родители.

    1. Теоретическое обоснование содержания программы.

Влияние семьи на ребенка имеет большое значение, особенно важным оно является для детей, имеющих отклонения в развитии. Особенности взаимодействия ребенка с родителями обуславливают его эмоциональное благополучие и возможности адаптации к социальной среде.

Проведение данной программы особенно важно, так как такой ребенок часто вызывает сильные переживания у родителей, которые не имеют необходимых навыков общения с ним. Стресс также вызывают оценка их семьи обществом, которое зачастую ставит на таких детях клеймо социальной непригодности. Кроме того, диагностические методы работы с родителями могут выявить у них неадекватный стиль воспитания, эмоциональное отвержение ребенка, чувство беспомощности.

Таким образом, мы видим необходимость работы с такими семьями для гармонизации детско-родительских отношений, прививания необходимых в данной ситуации навыков.

    1. Основная цель программы.

Основной целью программы является психологическое содействие родителям, имеющих детей с отклонениями в развитии.

  1. Методическое обеспечение и содержание программы.

1.5.1. Формы (средства, приемы) работы.

  • Информационная (лекции, семинары, родительские собрания, стенды, информационные уголки для родителей);

  • Практические занятия для родителей (ролевые игры, тренинги).

1.5.2. Диагностическое сопровождение программы.

  • Методика «16 — ФЛО — 105 — С» (16-факторный личностный опросник, 105 вопросов, форма «С») Р. Б. Кеттелла (интеллектуальные, эмоционально-волевые и коммуникативные особенности);

  • Анкета «Психологический тип родителя» (В. В. Ткачева);

  • Методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП);

  • Социограмма «Моя семья» (В. В. Ткачева);

  • Методика «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер);

  • Тест-опросник родительского отношения — ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин);

  • Методика PARI (Е. С. Шефер и Р. К. Белл);

  • Анкета «Определение воспитательских умений у родителей детей с отклонениями в развитии» (В. В. Ткачева);

  • Адаптированный Тематический апперцептивный тест (В. В. Ткачева).

1.5.3. Тематический план.

Программа включает в себя следующие занятия:

  • Знакомство. Особенности развития детей: требования к ребенку и его возможности.

  • Общение в семье: конфликты. Убеждение и аргументация.

  • Общение в семье: невербальное поведение.

  • Эмоции – это важно! Навыки саморегуляции эмоциональных состояний.

  • Я думаю, что это так. Стереотипы и стили семейного воспитания.

Программа состоит из двух основных блоков:

  1. Диагностический блок (определение особенностей детско-родительских отношений, состояния и особенностей родителей);

  2. Консультативно-коррекционный блок (информирование, поиск адекватных форм взаимодействия с ребенком, гармонизация внутрисемейной атмосферы, формирование эмоционально-теплых детско-родительских отношений, адекватных поведенческих навыков и установок по отношению к ребенку).

Задачи диагностического блока:

Наблюдение

  • характера взаимодействия с ребенком;

  • особенностей коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком;

  • особенностей применения паралингвистических средств общения с ребенком (мимики, жестов, поз);

  • особенностей форм досуга (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.) для общения с ребенком;

Опросы и тестирование

  • исследование личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии и определение психологического типа (авторитарный, невротичный, психосоматичный психологические типы);

  • оценку интеллектуальных, эмоциональных и коммуникативных свойств, характеристик адаптационных механизмов, определение уровня тревожности, типа реакции на стресс, а также уровня предрасположенности к неврозу;

  • установление типа родительско-детских отношений и причин их нарушений;

  • определение модели семейного воспитания;

  • изучение ценностных ориентаций родителей в отношении ребенка.

Задачи консультативно-коррекционного блока:

  • информирование родителей об особенностях ребенка;

  • ознакомление родителей с адекватными и развивающими формами организации досуга.

  • коррекция аффективной сферы, формирование положительных эмоциональных реакций и установок;

  • формирование навыков регуляции эмоционального состояния;

  • формирование коммуникативных навыков.

Таким образом, основными направлениями работы являются психологическая диагностика и коррекционно-развивающая работа с родителями.

1.5.4. Эффективность работы по программе.

Результатом данной программы будет являться повышение уровня компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка, снижение психоэмоционального дискомфорта, приобретение навыков общения с ребенком и разрешения основных конфликтных ситуаций.

III. Примерный конспект занятий.

Описание занятия.

  1. Определение содержания занятия.

    1. Тема занятия: Невербальное общение семьи

    2. Цель занятия: развитие навыка успешного невербального поведения

    3. Задачи занятия: коррекционные

    4. Дидактический материал, оборудование: наглядные пособия, брошюры-памятки, бумага, фломастеры

Теоретическая часть (информирование о значимости невербального общения, раздаточные памятки)

Упражнение «Молекулы» (разбить группу на несколько подгрупп)

Моделирование типичной ситуации общения с ребенком в подгруппах

Обсуждение успешных и неудачных решений

2

Основная часть

Расширение знаний по данной теме, формирование навыка

  1. Упражнение «Побег из тюрьмы»

  2. Игра «Леопольд»

  3. Обсуждение эффективности поведения в упражнениях

3

Перерыв

15 минут

В это время участники могут выпить кофе и отдохнуть

4

Основная часть (продолжение)

  1. Упражнение «Автобус»

  2. Упражнение «Картина»

  3. Беседа

  4. Рассказ тренера об интонациях

  5. Упражнение «Большие паузы»

5

Аутотренинг

Релаксация, расслабление участников

  1. Мышечная релаксация по Джекобсону

  2. Прослушивание успокаивающей музыки

6

Заключительная часть, подведение итогов

Формирование выводов занятия, обратная связь участников

  1. Упражнение «Метафора»

  2. Резюмирование тренером событий и знаний, полученных на занятии

  3. Сбор обратной связи участников по кругу

IV. Литература.

  1. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

  2. Ткачева. В. В. Инновационная модель организации психокоррекционной работы с семьями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии / Коррекционная педагогика, № 5-6 (11-12), 2006.

  3. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / Дефектология, № 1, 2005, с. 3

  4. Коммуникативные упражнения https://azps.ru/training/communication

V. Использованные упражнения.

Упражнение «Метафора»

Инструкция. Мне бы хотелось, чтобы сейчас каждый из вас выразил свое личное видение команды как единого целого, придумав какой-либо образ, сравнение или символ.

Коммуникативное упражнение “Большие паузы”

  Процедура группового психологического тренинга, направлена на развитие ораторских способностей. Участники изучают иллюстративные возможности больших пауз (или гросс-пауз).

Ведущий рассказывает про гросс-паузы (большие паузы) – один из инструментов ораторов. Заключается в том, что оратор смолкает на довольно длинный промежуток времени: от 15 секунд до минуты.
  Ведущий изображает из себя такого оратора. Далее ведущий спрашивает,

есть ли доброволец, который в подобной же манере может произнести свою речь.

Упражнение «Автобус»

Цель упражнения: отработка гибкости невербального поведения

Участники разбиваются на парочки. Инструкция следующая: «Сейчас вы пассажир автобуса. По сигналу «Красный» автобус останавливается на светофоре. Вдруг вы видите во встречном автобусе человека, которого вы давно не видели. Вы хотите договориться о встрече с ним в каком-то определенном месте и в определенное время. В вашем распоряжении – одна минута, пока автобусы стоят у светофора. По сигналу «Зеленый» загорается зеленый свет и автобусы разъезжаются».

После невербального проигрывания, участники тренинга делятся информацией о том, как они поняли друг друга.

Упражнение «Картина»

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу), где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания), далее первый рисует один из элементов.

Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т.д, пока все не примут участия в рисовании картины.

Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? Не было ли желания использовать еще и речь?

Упражнение «Побег из тюрьмы»

Цель упражнения: развитие способностей к эмпатии, пониманию мимики, языка телодвижений.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий предлагает задание: “Первая шеренга будет играть преступников, вторая – их сообщников, которые пришли в тюрьму, для того чтобы устроить побег. Между вами звуконепроницаемая стеклянная перегородка. За короткое время свидания (5 минут) сообщники с помощью жестов и мимики должны “рассказать” преступникам, как они будут спасать их из тюрьмы (каждый “сообщник” спасает одного “преступника”)”. После окончания игры “преступники” рассказывают о том, правильно ли они поняли план побега.

Упражнение «Леопольд»

Из группы выбирается одна «мышь», все остальные становятся «котами».

Каждый «кот» получает бумажку со своим именем, одного из них зовут Леопольдом, а всех остальных – прочими кошачьими именами, например, Василием, Муркой и т.д. При этом Леопольдом может стать участник любого пола, и тренер подчеркивает это группе.

Тренер напоминает группе сюжет мультфильма про Леопольда. В этом мультфильме дружелюбный и безобидный кот Леопольд пытается подружиться с мышами, которые постоянно устраивают ему постоянные пакости.

В данном упражнении котам тоже нужно будет убедить мышь, что они безобидны и с ними можно иметь дело. Фокус состоит в том, что у нас из всех котов только одного зовут Леопольд и именно он хочет подружиться с мышами. Все остальные коты – опасные хищники, которые только притворяются дружелюбными. Задача каждого кота – убедить мышь, что именно он – безобидный Леопольд. Задача мыши – определить настоящего Леопольда.

Котам дается 5 минут на подготовку, после чего они выступают, объясняя «мыши», почему они безобидны. «Мышь» оценивает выступления и говорит, кому из котов она поверила.

Источник