Работа классного руководителя по развитию личности ребенка
МАОУ ЗАРЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Тема выступления: «Работа классного руководителя по развитию личностных качеств ребёнка»
Выполнила: Спиркина О.В.
Учитель английского языка
Растуново, 2014
Работа классного руководителя по развитию
личностных качеств ребёнка
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остаётся неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребёнка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребёнку будет так же хорошо и уютно, как в семье. Нужно приложить все усилия, чтобы ребёнок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет главную роль.
Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить обучающегося в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, личностных качеств, развивать творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни.
Личностные качества – это врожденные или приобретенные особенности характера человека. Одни могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, другие остаются неизменными. Среди психологов распространено мнение, что многие личностные качества формируются в первые пять лет жизни, а впоследствии они только корректируются.
Личностные качества обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Большую часть времени школьник проводит в образовательном учреждении, поэтому школа посредством воспитания и обучения реализует заложенные психобиологические задатки, трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
Одна из главных задач классного руководителя это планирование воспитательной работы на текущий учебный год.
Планирование воспитательной работы классный руководитель начинает с психолого-педагогической диагностики. Различные диагностические методики ставят перед собой такие задачи.
Например: 1) изучение личностных качеств ученика
2) изучение общих и специфических особенностей класса
3) изучение уровня взаимоотношений учащихся
4)учет индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации классных дел
5) отбор методов для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения учащихся.
Как происходит изучение личностных качеств?
Принимая 5 класс, классный руководитель начинает изучение класса, используя, во-первых, школьную документацию, во-вторых, психологическую литературу.
Например:
Первый школьный документ – это классный журнал, где можно извлечь информацию об успеваемости учащихся; следующие документы – медицинские карты, личные дела учащихся.
Диагностические методики, такие как «изучение степени переутомления и перегрузки», « изучение учебной мотивации и отношение к учебным предметам», « изучение внимания, памяти», анкеты «кто я?», «знаю ли я себя?» помогают определить личностные качества обучающихся и спланировать воспитательную работу с классом, внести необходимые коррективы в систему воспитания.
При планировании воспитательной работы каждая школа выбирает основные направления.
Основные направления воспитательной работы в школе
Направления воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
Гражданско-патриотическое воспитание | 1) Формировать у учащихся такие качества, как долг, ответственность, честь, достоинство, личность. 2) Воспитывать любовь и уважение к традициям Отечества, школы, семьи. |
Нравственно-эстетическое воспитание | 1) Формировать у учащихся такие качества как: культура поведения, эстетический вкус, уважение личности. 2) Создание условий для развития у учащихся творческих способностей. |
Экологическое воспитание | 1) Изучение учащимися природы и истории родного края. 2) Формировать правильное отношение к окружающей среде. 3) Организация работы по совершенствованию туристских навыков. 4) Содействие в проведении исследовательской работы учащихся. 5) Проведение природоохранных акций. |
Физкультурно-оздоровительное воспитание | 1) Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. 2) Популяризация занятий физической культурой и спортом. 3) Пропаганда здорового образа жизни |
Самоуправление в школе и в классе | 1) Развивать у учащихся качества: активность, ответственность, самостоятельность, инициатива. 2) Развивать самоуправление в школе и в классе. 3) Организовать учебу актива классов. |
Проектная деятельность | 1) Стимулировать интерес у учащихся к исследовательской деятельности, научной работе. 2) Научить учащихся использовать проектный метод в социально значимой деятельности. |
Методическая работа | 1) Изучение и обобщение опыта работы классных руководителей; 2) Оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом. |
Работа кружков и спортивных секций | 1) Сохранение традиционно работающих кружков и секций; 2) Контроль за работой кружков и секций; 3) Увеличение сети кружков и секций. |
Контроль за воспитательным процессом | 1) Соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса. 2) Выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением. |
Выше перечисленные воспитательные направления (задачи) направлены на
– формирование самосознания и ценности человеческой жизни ( своей и других), определение смысла жизни и профессиональной подготовки;
– выявление природных задатков, развитие творческого потенциала каждого ученика и реализация их в различных сферах деятельности;
– приобщение учащихся к богатству общечеловеческой культуры, духовным ценностям своего народа;
– формирование общечеловеческих норм гражданской морали
( доброты, взаимопонимание, милосердия и терпимости по отношению к людям), культуры общения;
– развитие способности к объективной самооценки и саморегуляции в поведении;
– воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям;
– воспитание положительного отношения к труду;
– воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни;
Работая по этим направлениям, классный руководитель сможет сформировать положительные личностные качества учащихся в соответствии с требованиями современного общества.
Благодаря проводимой работе классный руководитель создает максимально благоприятные условия для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на уровне достижений культуры, умеющей ориентироваться в современных социокультурных условиях.
И хотелось закончить свое выступление стихотворением Ф.Тютчева.
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться…
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться! Ф. Тютчев
Источник
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№2 имени И.И.Тарасенко
станицы Выселки Краснодарского края.
«Роль классного руководителя в развитии и самореализации личности ребенка».
Учитель начальных классов
Лысова Ирина Леонидовна
2012 год
СЛАЙД №1- 2.
Что значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время – время сложное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль – преподавателя, вторая – воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя – вторая, на самом деле – это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого. ФГОС обращает внимание педагогов на значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся.
Соответственно, меняется роль классного руководителя. Одним из основных принципов духовно-нравственного воспитания – принцип социально-педагогического партнёрства. Классный руководитель, по сути своей, становится координатором между воспитанниками и субъектами социализации.
Главная задача школы – быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми и самому с ним учиться.
Поэтому для решения этой задачи:
– Надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения;
– Помочь ребенку стать творцом;
– Дать навыки саморегуляции, где ребенку не достаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности. У него формируется собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;
– Дать ребенку средство защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования, всегда быть в «форме».
СЛАЙД № 3 – 4
Классный руководитель — профессионал-педагог, который организует систему отношений между школой и ребенком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива, создает условия для индивидуального самовыражения каждого ученика и осуществляет свою деятельность в единой системе учебно-воспитательной работы школы.
Цели классного руководителя:
Создание благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности.
Оказание помощи ученику в решении острых проблем.
Задачи классного руководителя:
1. Формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка.
2. Защита прав и интересов обучающихся.
3. Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
4. Организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива.
5. Обеспечение благоприятного психологического климата в классе.
К основным функциям классного руководителя относятся:
Организация деятельности классного коллектива.
Организация учебной работы классного коллектива.
Организация внеучебной жизни класса.
Изучение личности школьников.
Социальная защита школьников.
Работа с родителя.
СЛАЙД №5.
Личность должна быть активной и обладать устойчивостью своей направленности, поэтому необходимо развивать следующие качества:
1. Гуманизм – это любовь к людям.
2. Достоинство – доброта души человеческой, умение противостоять унижению, стремление самовоспитанию, самосовершенствованию, критичность в делах и поступках;
3. Трудолюбие – это авторитет личности, отношение к труду;
4. Коллективизм – осознание в нужности коллективу , исполнение долга перед обществом, проявляется в ответственности, инициативе, не равнодушном отношении коллектива;
5. Воля – результат здорового образа жизни, осознание действия;
6. Коммуникабельность – умение быстро находить общий язык с людьми, ориентироваться в политических событиях, оценивать их.
7. Патриотизм – одно из главных качеств: гордость за Родину, где ты родился, привязанность к месту жительства, принимать роль государства, любовь к своему народу.
8. Бережливость – выражается в отношении к природе, общению с искусством, в эстетике труда и быта.
9. Толерантность – выражается в терпимом отношении к людям другой национальности, вероисповедовании, в уважительном отношении к их традициям, обрядам. (Программа «Толерантность»)
СЛАЙД № 6.
Главная цель моей воспитательной работы – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Одной из воспитательных задач является формирование нравственных отношений:
– Научить любить людей и жизнь.
– Индивидуальное воспитание характера.
– Воспитание без участия в нем самого ребенка не существует.
– Самостоятельная работа ума чувств, самостоятельные поиски жизненных принципов и истины, выработка собственного характера.
СЛАЙД № 7
Воспитательная среда – это гуманное отношение между людьми; взаимоотношения между мальчиками и девочками; взаимоотношения классного коллектива и школьного, детей и взрослых, ученика и родителя, учителя и родителя; отношения к окружающим.
Верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всё укладом жизни, всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных норм – законов жизни, которые созвучны правилам толерантного общения. Вот они:
Делай добро!
Люби и прощай людей!
Относись к людям, так как ты хотел бы, что бы относились к тебе.
Бойся обидеть человека.
Найди свою цель в жизни.
Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.
Познай себя и мир.
Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое.
Не теряй веры в себя.
Умей дарить радость людям.
СЛАЙД № 8
Работая с ребёнком, использую разные средства оказания поддержки:
Вербализация проблемы: важно помочь ученику сказать вслух то, чем он обеспокоен, какое место в его жизни занимает данная ситуация, как он к ней относится. Не менее важным средством является совместная с учеником оценка проблемы с точки зрения её значимости для школьника. Задача учителя на этом этапе – помочь школьнику сформулировать самому проблему, т. е. проговорить её.
Поисковый – организация совместного с учеником поиска причин возникновения трудности, возможных последствий её сохранения. Целью поискового этапа является оказание поддержки и принятие учеником на себя ответственности за возникновение и решение проблемы, помощь в выявлении связанных с проблемой фактов и причин, которые привели к затруднению.
Деятельностный – для обеспечения успеха поддерживаю ученика и морально – психологически. И, если надо, прямо защищаю интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями.
Рефлексивный – совместное с учеником обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, осмысления учеником и педагогом новых вариантов самоопределения.
СЛАЙД № 9 – 14
В нашем классе много одарённых детей. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто- то музыкален, кто-то может проявить себя как организатор, кто-то талантлив в спорте. Хочется отметить, что медали, почётные грамоты, похвальные листы, места в олимпиаде не являются самоцелью в работе с учениками. Главное-подготовка к жизни, воспитание творческого отношения к любому делу, стремления добиваться лучшего.
В классе мы проводим много мероприятий, каждый из которых проходит живо, увлекательно, так как дети, готовясь к мероприятию, проявляют творчество, постоянно придумывают что – то интересное. Я вижу, что это им очень нравится.
У нас есть свои традиции – праздник именинника, день общения с природой, праздник успехов,семейные творческие мини-проекты, экскурсии, встречи с духовными наставниками.
На протяжении четырёх лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями; формирования их самостоятельности и творчества. Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, стремлением реализовать свои интеллектуальные, творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием.
В школе дети приобретают навык общения друг с другом, учатся терпимости, внимательности по отношению друг к другу, открывают для себя непохожесть людей друг на друга. Но это происходит в том случае, если классный руководитель тактично помогает им в этом.
Потом мы приняли Правила класса:
Разрешено | Запрещено |
помогать друг другу радоваться успехам друг друга поддерживать в трудную минуту переживать за неудачи друг друга говорить правду | врать завидовать друг другу радоваться горю другого человека обижать и давать обидные прозвища смеяться над неудачами |
На протяжении четырёх лет уровень творческой и познавательной активности учащихся возрастает за счёт вовлечения учащихся во внеклассную работу, в студии дополнительного образования, кружки, секции; привлечения к участию в интеллектуальных конкурсах, творческих проектах, олимпиадах, турнирах; индивидуальной работы с учащимися и их родителями; формирования их самостоятельности и творчества. Хочу отметить, что мои воспитанники отличаются высокой любознательностью, инициативностью, стремлением реализовать свои интеллектуальные, творческие способности, самостоятельностью, дружелюбием.
СЛАЙД № 15
Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения. Воспитание неотрывно от обучения. Авторитет школы создается, прежде всего, на уроке. Моменты воспитания вкрапливаются на уроке в обычную работу: вопросы учителя, ответ ученика, действие учителя и ученика. Поэтому методика обучения детей – это и методика их воспитания. Результаты труда ученика управляют его настроение, отношение к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников. Уметь любить детей – главное в культуре труда учителя.
Можно выделить следующие положения:
1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Путь к сердцу ребенка – доброта, добрый учитель, добрый человек, принявшие участие в судьбе ребенка, обязательно останутся у него в памяти.
2. Лишь тот имеет право требовать от других, кто умеет требовать от себя. В работе учителя особенно необходимо соблюдение единства слова и дела. Если ты сам дисциплинирован, корректен, подтянут, то это можешь требовать от детей, они воспримут это правильно.
3. Постоянная потребность общаться с людьми, жить их нуждами и интересами. Культура начинается с умения слушать, слышать. Слышит – значит, принимает участие в твоей судьбе. Слышит – может означать, что любит. Слышит – значит, воспринимает меня. Слышит – значит, относится ко мне серьезно.
4. Главное – завоевание доверие учеников. Доверие – мера популярности учителя. Наша душа обретает крылья, когда нам доверяют. Это очень важная потребность души.
Поэтому мне близки такие заповеди учителя:
Любить детей, защитить их любовью и правдой.
Не врать.
Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
Научи детей думать и любить.
Дари себя детям.
Знай к чему стремиться.
Ни дня без новизны.
Воспитывай, опираясь на природу ученика.
Учитель автор своей программы, системы, методов своего класса.
Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
И в заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:
«Я убежден: школа – не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа – возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – учителя, ребенка, родителя и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая – кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей».
СЛАЙД № 16
Источник