Работа дефектолога с ребенком 2 года
В раннем детстве отмечается бурное развитие следующих физических сфер: общение, речевой, познавательной (восприятие, мышление), двигательный и эмоциональной – волевой сфер.
Ребёнок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. Речь является основой формирования социальных связей ребёнка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитие речи у ребёнка всегда возникают дополнительные проблемы, связанные с общением.
Первой задачей является формирование у ребёнка потребности в общении. Для этого малышу надо, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Если малыш тянет руки к игрушке, стремится криком привлечь внимание взрослого; ему удаётся произнести звукосочетание, похожие на слово «дай», взрослый тут же даёт ему эту игрушку.
На данном этапе речевого развития большую роль играют имитация и звукоподражание. Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали, поехали, с орехами, с орехами, с орехами…» побуждает ребёнка вслед за взрослыми изобразить ситуацию, а затем подражать его речи. В присутствии малыша педагог говорит за разных зверушек, имитирует звуки, издаваемые ими, произносит междометия, отражающие эмоциональное состояние (ай – ай – ай, ох). Желательно просто просить малыша повторить звукосочетания, и создать игровую ситуацию. Например, играем в прятки (ку – ку), говорим по телефону (динь – динь), играем в поездку на машине, поезде (би – би, ту – ту ) и так далее. Можно рассказать сказку «Курочка Ряба», при этом ребёнок участвует в рассказе, добавляя слова за курочку (ко – ко – ко), изображает, как упало яичко, как плачут дед и баба.
По звуко – слоговой структуре словарь активизируется в следующем порядке: слова из повторяющихся слогов, звукоподражания, затем двусложные слова с открытыми слогами; трёхсложные слова с открытыми слогами.
Овладение фразовой речью происходит поэтапно. Сначала дети научаются обращаться с просьбой (« Дай то – то» ; «Мама, дай то – то;), затем с предложением сотрудничества («Давай играть») и , наконец , с сообщением («Мишка. Мишка плачет») и вопросом («Где Ляля?»).
Существуют некоторые рекомендации по развитию речи детей:
- Необходимо повторять сказанное, постоянно повторять некоторые «ключевые» слова.
- Говорить достаточно громко.
- Говорить о том, что происходит здесь и теперь.
- Следить за ясностью произношения. Ребёнок должен следить за артикуляцией взрослого.
- Задавать простые вопросы.
- Поощрять усилия малыша и не слишком часто исправлять его ошибки.
- Помогать ребёнку употреблять уже знакомые ему слова.
- Свести к минимуму «сюсюкание».
- Исключить понукания: «Скажи «часы» и т. д.», так как они вызывают негативную реакцию.
- Стимулировать у ребёнка использование жестов в общении.
- Речь взрослого не должна быть стереотипной. «Пошли мыть руки» можно заменить на «Вымоем руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки» и т. д..
Работая над развитием речи, нужно учитывать такой аспект: в зависимости от ряда причин у одних детей сосредоточение на предмете, внимание к речи и её понимание, активная речь появляются раньше, у других – позже; поэтому нельзя проводить чёткую грань между развитием пассивной и активной речи. Такое искусственное деление может привести к задержке формирования активной речи у отдельных детей. Уже при появлении первых слов во время лепета необходимо постоянно побуждать детей к произнесению отдельных, доступных им слов, звукоподражаний , то есть вызывать у них активную речевую реакцию. При соблюдении этих требований на одном занятии возможно развитие детей с разными речевыми возможностями: у одних актуализируется пассивная речь, у других – активная.
Санкт – Петербургский Институт раннего вмешательства выпустил «Руководство по раннему обучению», разработанное американскими дефектологами. Вот некоторые из предложенных ими занятий.
- Взрослый показывает, как он чистит зубы, моет руки, подметает пол. Ребёнок должен угадать, что делает взрослый. Выложить на стол несколько предметов мяч, ложку, чашку, мыло и т. д.. Попросить ребёнка показать, чем мы едим, с чем мы играем, с чем мы моем руки и т. д.. Тогда ребёнок будет безошибочно показывать предметы, начинать показывать на предмет и спрашивать, что мы делаем с помощью этого предмета.
- Пользоваться такими предметами как кувшин, коробки, двери, ящики шкафов и т. д.. Показывать ребёнку открытый и закрытый предмет и соответственно называть его: «ящик закрыт (открыт)». Открывая и закрывая предметы, спрашивать у ребёнка: «Коробка открыта или закрыта?». Обязательно хвалить ребёнка.
Поиграть с ребёнком, пряча в коробку маленькую игрушку. Пусть ребёнок просит вас открывать и закрывать различные ёмкости, руководя поисками. Когда он попросит открыть ту коробку, в которой спрятана игрушка, пусть ребёнок возьмёт её в награду.
- Сочинять свои собственные песенки и стихи обо всём, что делаем с ребёнком. Застёгивая на ребёнке пальто, напевать: «Одна маленькая, две маленькие, три маленькие пуговки». Или купая ребёнка, петь о том, как моем его ушки, шею и т. д.
Большое внимание на занятиях с учителем – дефектологом уделяется развитию познавательной сферы. У двухлетних детей происходит переход к более полному и всестороннему восприятию в связи с овладением предметной деятельностью, особенно – орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет), приводя их в соответствие по заданному признаку. Хотя в этом возрасте ребёнок редко пользуется зрительным соотношением, а использует развёрнутое «примеривание», однако оно обеспечивает лучший учёт свойств и отношений объектов, даёт больше возможностей осуществлять выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу сначала начинает осуществляться ребёнком по отношению к форме и величине, т. е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уже затем – по отношению к цвету.
Наименование задания | возраст | |
2 – 2,6 | 2,6 – 3 | |
Вставить фигурки в пазы | 3 | 6 |
Спрятать шарик в коробочку | 2 | 4 |
Разобрать и собрать пирамидку | 3 кольца | 4 кольца |
Подобрать парные картинки | 2 пары | 4 пары |
Подобрать цветные кубики | 2 цвета | 4 цвета |
Сложить целую картинку из частей | 2 | 3 |
Достать тележку | скользящая тесёмка | скользящая и ложная тесьма |
Построить из палочек | 2 | 3 |
Нарисовать | дорожку | домик |
Задания, направленные на познавательное развитие
Особого внимания требует развитие продуктивной деятельности (конструктивной, изобразительной). Развивается не только восприятие и представления, но и моторика, зрительно – двигательная координация, мышление, анализ объекта, выделение главного.
Для качественной реализации задач по развитию ребёнка необходимо учитывать наличие развивающей предметно – пространственной среды. Основными характеристиками предметной среды для детей раннего возраста являются: разнообразие, доступность, эмоциогенность, зонирование. Очень хочется организовать в кабинете следующие зоны: для конструктивной деятельности , для сенсорного развития, для развития мелкой моторики, для ролевых и предметных действий, для развития основ ИЗО, для музыкального развития , для ряжения , для формирования представления ребёнка о себе и окружающих, для знакомства с природой.
Для формирования представлений ребёнка об окружающих его людях, для знакомства с природой организуются целевые экскурсии: в лес, на речку, в город. Накатавшись на горке, посетив цирк, аттракционы, зоомагазин, дети возвращаются домой , переполненными новыми эмоциями, впечатлениями. Всё это благоприятно сказывается на развитии наших детей.
Решить задачи по речевому и психическому недоразвитию учитель – дефектолог может только, работая в тесном сотрудничестве с воспитателями, музыкальным руководителем, психологом, врачами, специалистами по Монтессори, Лекотеке.
Источник
На форумах молодых родителей часто встречается вопрос «Стоит ли показывать ребенка логопеду-дефектологу или разговорится сам?» Ответы самые противоречивые. Мы рекомендуем не искать советов на форумах, а все-таки прислушаться ко мнению специалистов. Вот что рассказывают наши логопеды-дефектологи.
В норме речевое развитие ребенка двух-двух с половиной лет должно отвечать следующим требованиям:
- объем активного словаря – от 100 до 300 слов;
- малыш понимает обращенную речь взрослого, по просьбе выполняет простые действия,
- правильно показывает предметы, животных на картинке;
- знает названия знакомых бытовых вещей, игрушек, имена совместно проживающих родственников;
- использует личные местоимения, предлоги, глаголы в повелительном наклонении;
- владеет интонацией;
- задает вопросы;
- с удовольствием подражает взрослым, повторяет короткие фразы, стишки, песенки;
- ребенок говорит фразами, чаще всего фигурируют словосочетания с глаголом «дай».
Конечно, каждый ребенок развивается в своем темпе, но родители должны помнить, что допустимое «отставание» – не более 6 месяцев.
Когда нужно срочно показать малыша специалисту?
Чаще всего логопеды-дефектологи диагностируют у детей в 2 года такие нарушения, как дислалия, задержка речевого развития (ЗРР), задержка психоречевого развития (ЗПРР), алалия.
Мы рекомендуем записаться на консультацию к логопеду-дефектологу в следующих случаях:
- ребенок не говорит вообще;
- в его словаре менее 15 слов;
- он не строит даже самые простые фразы, не может ответить на вопросы;
- не понимает обращенную речь взрослых;
- когда он пытается произнести некоторые звуки, мышцы лица дрожат, дергаются или сильно напряжены;
- малышу плохо даются движения руками;
- он не может собрать матрешку или пирамидку («неинтересно» – недостаточное объяснение);
- ребенок не интересуется тем, что происходит вокруг;
- быстро устает, с трудом удерживает внимание, плохо слушается;
- очень плохо произносит звуки ф, в, т, д, х, ч, с, з, б, м;
- ранее малыш перенес черепно-мозговую травму, тяжелую инфекционную болезнь или же имеет генетическую предрасположенность к задержке развития.
Читайте также: Логопед-дефектолог для ребенка 3 лет
Прийти на консультацию к логопеду-дефектологу следует даже в том случае, если у вас только возникают сомнения, все ли в порядке с ребенком. Здесь лучше перестраховаться.
У двухлетних детей мозговые структуры очень пластичны, поэтому процесс коррекции всегда проходит быстрее и успешнее, чем в старшем возрасте.
Как поможет логопед-дефектолог вашему ребенку?
Логопедическое занятие проходит только в игровой форме, продолжается около 30-40 минут и состоит из разных упражнений. Благодаря частой смене деятельности малыш не успевает утомиться.
Логопед-дефектолог подбирает комплекс упражнений с учетом особенностей возраста ребенка и выявленного у него речевого нарушения. Обычно в него входят:
- артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
- логопедический массаж;
- задания для развития мелкой моторики;
- упражнения на звукоподражание;
- стихи и песенки с двигательными заданиями.
В процессе игры ребенок учится строить первые фразы, усваивает новые слова, овладевает лексико-грамматическим строем языка. Многие родители отмечают, что малыш лучше слушается, легче концентрируется.
При необходимости используется современная аппаратура, которой оборудован кабинет. Например, аудиотренировки по методу Томатиса помогают сдвинуться с мертвой точки, и положительные изменения в речи малыша не заставляют себя ждать.
Читайте также: Логопед-дефектолог для ребенка 4 лет
Не стоит отчаиваться, если после двух-трех занятий вы не увидели какого-либо прогресса, это совершенно нормально.
- В 2 года ребенку действительно сложно чем-то специально заниматься.
- Для получения устойчивых положительных результатов нужно пройти полный курс регулярных занятий.
- Срок коррекции напрямую зависит от тяжести нарушения и сопутствующих диагнозов.
Дата публикации: 28.01.2021. Последнее изменение: 29.03.2021.
Источник
|
Источник
Статья:
Заниматься с детьми, чтобы было интересно
Возраст между 2 и 3 годами – самый благодатный для развития. Интеллектуальное становление движется невероятными темпами. Но дети еще не умеют себя занимать, это им должны обеспечить взрослые.
Основная задача воспитателей дошкольного заведения и родителей – сделать так, чтобы дети получали удовольствие от деятельности. Да, это во многом зависит от нас. В этом плане мне нравятся работы японского специалиста по развитию детских способностей Такаси Муто. Он создает прекрасные книги и пособия для малышей.
Посмотрите на издание «Gakken. Развивающие игры для детей от 2 до 3 лет». Мне самой интересно ее листать, а детские руки так и тянутся к страницам. В книжке яркие и простые иллюстрации, много наклеек. Пока малыш клеит, он развивает мелкую моторику. Для деток старше 3-х лет в комплекте идет мелок. Все развивающие занятия – сплошная веселая игра.
По ссылке книгу можно полистать, в отзывах приведены фото разворотов. Один из комментаторов отмечает то, что и я заметила: удачные фоны страниц, позволяющие сосредоточиться на задании. Пишут, что книжка весьма выручает во время поездок! О путешествии с детьми на поезде как раз недавно писала Татьяна Ратникова в моем блоге. Ловите дополнение.
Что важно: составляем план игровых занятий
В ДОУ мы пишем конспекты, во что будем играть. Планируем даты и раздаточный материал. Отмечаем, что говорить во время занятия, какие цели преследуем и какие хотим увидеть результаты. Рекомендую составить подобный план для дома. Если писать планы и списки лень, загляните в методичку «Игровые занятия с детьми 2-3 лет» Колдиной. Она составлена в формате «с сентября по май», содержит 37 готовых занятий. А вот такая же, но для детей 1-2 лет.
В целом же планы сэкономят время и упорядочат деятельность. Просто берете тетрадку и расписываете игры по датам. Оставляете внизу строчку, в нее будете записывать реквизит. Если надо что-то докупить или сделать, переносите в ежедневник. Например, распечатать картинку для пазла. Приобрести яркие прищепки или большие болтики с гайками (чтобы ребенок не проглотил и не засунул в нос).
Игры для детей на 2 года дома и в детском саду можно разделить по сферам развития:
- для формирования сенсомоторных навыков;
- для развития навыков общения и взаимодействия;
- с целью запоминания общих математических и логических понятий;
- для формирования речевых навыков;
- для понимания, что такое социальные роли;
- с целью активных занятий и развлечений на свежем воздухе.
Стараемся в течение недели охватить все сферы развития ребенка. Не страшно, если не получится придерживаться графика. Бывают цейтноты, простуды и непредвиденные события. Насчет комплексности и разнообразия: обратите внимание на это развивающее пособие и вот эту шикарную коробку. Первое касается игр в общем. А коробка затрагивает популярную на Западе тему развития эмоционального интеллекта. Очень полезная штука, особенно в мире гаджетов.
На Озоне море литературы по нашей тематике. При заказе на сумму от 2000 руб. доставка по России будет бесплатной. Собирайтесь с мыслями, составляйте списки и покупайте то, что нужно для развития малыша. Считаю полезной эту энциклопедию игр и занятий. Она станет прекрасным экскурсом в игровой мир двухлеток.
Сенсомоторные занятия – все самое интересное
Наверняка вы слышали, что лучшие игрушки для маленьких деток – вовсе не игрушки. Малышей занимают болтики, прищепки, кастрюли и клавиатуры. Иногда – больше, чем яркие и красивые игрушки для 2-летнего возраста. Предлагаю применить эту фишку при развитии сенсомоторных навыков.
Что можно использовать и что вызывает неизменный прилив энергии у маленьких исследователей:
- Прищепки. Желательно те, которые легко открываются. Ими можно переносить небольшие предметы – например, кусочки губок для мытья посуды. То же самое делается игрушечным пинцетом.
- Моталки. Берем втулку от туалетной бумаги, крепим к ней нитку – мотаем! Сначала учимся, потом на скорость. При должной атмосфере обычно это сопровождается хохотом.
- Мыльная пена. Настоящее волшебство! Лучше использовать безвредные бесфосфатные средства для ее взбивания. Выдаем ребенку венчик или штучку для выдувания пузырей – веселье обеспечено! Можно выдать трубочку, но следить, чтобы не втянул жидкость.
- Болты и гайки. Покупаем разного размера. Задача ребенка – найти пару и вкрутить. Вариант – подбирать крышечки к баночкам от косметики разного диаметра.
- Детский чайничек и стаканчики. Разливаем воду.
- Пипетки. Берем стаканчики, окрашиваем воду гуашью. С помощью пипетки надо разлить ее по ячейкам. В качестве ячеек подойдут таблетницы и разные коробочки, поделенные на мелкие отделения.
- Матрешки. О них я уже писала тут. Собираем матрешек и совмещаем на них рисунок.
- Пазлы. Можно начать из 4-х частей и дойти до 20-ти. Хорошо «идут» и домашние пазлы: берем картинку и вырезаем в разных местах кусочки. Задача ребенка – вставить на место.
А что еще? Да много чего. Можно делать упражнения и играть с пальчиковыми игрушками, использовать конструкторы и шнуровки-планшеты, мозаики, кинетический песок, складывать картинки из кубиков. Закрывать щеколды и замочки (из это всего можно создать шикарный бизиборд), одевать кукол, лепить из пластилина.
Развиваем внимание и навыки общения
Просто шикарным вариантом станут яркие настольные игры для двухлеток. Они есть в продаже. Например, ходилки с кубиком и фишками типа «Сырного забега». Вариант – понять принцип игры и сделать ее самостоятельно. Используя атрибутику и героев, любимые ребенком.
Есть игры другого типа, в них надо строить последовательности. Например, «Разноцветные гусенички» и «Волшебный город». Не обращайте внимание на пометку 4+, они подойдут даже для 2-3-летних. Пишут, что такие игры шикарно проявляют себя в поездках. Если вы еще не ездили в отпуск, подумайте об этом варианте в дорогу.
На просторах интернета я встретила шикарнейшую игру «Додо» от Djeco. В ее процессе надо уложить спать ребенка. Для этого в колоде нужно найти одеяльце, подушку и любимую мягкую игрушку. Кроватка и матрасик не карточные, а самые настоящие. Цена, конечно, кусается. Подумайте, может, получится сделать такую игру самостоятельно. Ее можно использовать в качестве ритуала перед сном.
Увлекает малышей настольная игра «Палитра». По ней можно учить цвета и формы фигур. Не стоит забывать об обычном домино и игровых наборах – к примеру, «Магнитные истории. Времена года». Такие наборы можно даже отнести к сюжетно-ролевым, о них расскажу дальше. Развить навыки общения и самообучении я поможет издание «Обучающие игры для детей от 2 до 3 лет».
Математическое и логическое мышление
Думаете, рано развивать? Нисколечко! Я не говорю о разных экстремальных методиках. Но обучать понятиям «больше – меньше» и учить геометрические фигуры уже можно. Выше я упоминала игру «Палитра». Вместо нее попробуйте использовать картонное игровое поле и карточки с фигурами. А еще можно сыграть вот в такую игру, как на картинке. Это тоже уже математика.
С точки зрения логического мышления ребенок должен понимать следующее:
- Что такое время и пространство. Помогают игры типа «Найди игрушку» (давай заглянем за кровать, а потом поищем в тумбочке).
- Время суток (день, утро или ночь; сегодня и завтра).
- Размер и форма. Чтобы сформировать навык, дают игры на сортировку.
- Сопоставление (разные части картинки, «где чей хвостик?» и т.д.).
- Такие понятия, как много – мало, выше – ниже, влево – вправо, тепло – холодно, тяжелое – легкое.
Хочу вспомнить и занимательную игру для изучения цветов. Даже не названий, а понимания цвета. Делаем игровое поле, состоящее из 4-х квадратов: синего, красного, зеленого и желтого. Подбираем небольшие предметы этих цветов (кубики, прищепки, игрушки, большие пуговицы) и смешиваем их в кучу. Просим ребенка разложить все по цветам на поле.
Игровые занятия для развития речи
Я неоднократно писала, что, развивая моторные навыки, вы помогаем формироваться речи. Для двухлеток очень актуально! Детально на этом останавливаться не буду. Просто перечислю несколько простых и популярных игр:
- Пальчиковые и жестовые. Писать можно долго и без остановки. Рекомендую поискать их в интернете или взять «Большую книгу заданий и упражнений на развитие мелкой моторики».
- Дыхательные упражнения.
- Специальные игры, помогающие поставить навыки произношения.
А вот последних перечислю несколько штук:
- «Повторюшка». Мама произносит слово тихо, громко, с определенной интонацией. Задача ребенка – повторить, чтобы было похоже.
- «Зачем это надо?». Мама спрашивает, для чего используется предмет (кровать, ложка, деталь одежды). Ребенок рассказывает (чтобы спать, есть, одеваться). Тут, конечно, нужно обратить внимание на степень развития речи – может малыш или еще нет.
Сюжетно-ролевые игры для двухлеток
Два года – возраст, когда ребенку становится интересно участвовать в сценках. Это могут быть простые постановки знакомых сказок – например, «Репки» или «Колобка». Попросите ребенка показать, как с усилием тянут репку, как бежит лиса или сокрушается бабушка, от которой сбежал колобок.
Инсценировки помогают понять причинно-следственные связи, учат ребенка сопереживать и понимать человеческие эмоции, развивают фантазию и абстрактное мышление. Он сможет понять, как себя вести можно, а как – не надо. Малыш будет повторять действия и слова, развивая словарный запас.
Дочки-матери, магазин, больничка, день рождения – это сюжетно-ролевые игры. Многим в них играть веселее, чем в кубики, пазлы и карточки. Сюжет можно хорошо продумать. Например, Зайчик простудился и попал в больницу. Его нужно послушать, закапать нос и смазать горло. А все потому, что он ходил по улице без шапки.
Музыкальные и подвижные занятия
Музыку можно слушать, а можно в нее играть. Помогут маракасы, дудки, трещотки, ксилофон и другие инструменты. Да, это будет громко. Придется потерпеть. Можно поиграть в угадайку («Угадай, на чем я играю»), попеть песни в записях или поиграть в песенки-игры Железновых. Последние используют для деток от 1 года. Сказки-шумелки (музыкальные спектакли) нравятся многим малышам.
Подвижные игры развивают координацию, моторику и не дают засиживаться. Могу порекомендовать «Сборник подвижных игр» под редакцией Степаненковой, он соответствует ФГОС. Эту же книжку более раннего года издания можно найти здесь. А этот сборник поможет занять вашего малыша и всех соседских детей. В нем найдутся игры для дачи, морского берега, песочницы и т.д.
Во что поиграть, не покупая книжки? Да много во что:
- Наклеить на пол разноцветные следы и попросить ребенка по ним пройтись.
- Ходить на носочках или пяточках.
- Перепрыгивать препятствие высотой или шириной 10 см.
- Поиграть в «Светофор». Когда взрослый говорит «зеленый», ребенок делает вид, что едет на машине или самокате. Когда «красный» – останавливается. Можно не говорить цвета, а показывать карточки.
- Игра «День-ночь». Днем ребенок бегает, прыгает и делает все, что хочет. Когда взрослый говорит «ночь», замирает (засыпает).
- Физическое состояние улучшают физкультминутки. Например, «Прыгайте, кузнечики», «Как у наших у зверят», «Солнце вышло из-за тучки», «По дороге Петя шел». Приветствуются игры с мячом и разные преодоления препятствий.
Серия книжек и развивающих занятий, от которых я в восторге
Мне нравится серия «Школа семи гномов». Название забавное: говоря «гномы», я думаю о ясельной и младшей группе. Серия содержит игровые комплекты в картонных коробках и книжки для занятий 0+, 1+, 2+ и т.д. Больше всего мне нравятся книжные комплекты, которых хватает на год. Они называются «Полный годовой курс (12 книг)», делятся по возрастам:
- От рождения до 1 года. При общении с грудничками закладывается фундамент для последующего формирования личности. По ссылке перечислены книжки, входящие в комплект.
- Следующая серия – для детей от 1 года до 2 лет. Вот вариант на Лабиринте и абсолютно такой же на Озоне. Можно купить книжки поштучно – например, отдельно «Кто это, что это?».
- Мой любимый – курс для деток от 2 до 3 лет. Люблю за профессии, домашних животных и рисование пальчиками.
Могу похвастаться: у нас «на хозяйстве» – все три комплекта от рождения до 3-х лет. Первый (до года) используем редко. Даем полистать мамам наших воспитанников, у которых недавно родился второй или третий малыш. Хочу отметить отличнейшее качество бумаги. Даже если ребенок все рвет, эти книжки не осилит. На Озоне они – бестселлеры.
В 2 года дети уже самостоятельные. Но мы должны помогать им адаптироваться к действительности посредством игры. Это касается физического, интеллектуального и речевого развития, знакомства с окружающим миром, навыков самообслуживания. О последних вещах я не рассказывала, это отдельная тема. Но упомяну пособие «Творческие занятия. Времена года. Лето. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет». Оно популярно на Озоне, посмотрите на количество отзывов.
Играть и заниматься с малышом несложно. Это можно делать дома, на прогулке, в поездке и даже в очереди. Игры станут базой для всего дальнейшего развития. Составьте себе программу на месяц, сезон или полгода. И планомерно, шаг за шагом, двигайтесь вперед.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник