Пути развития творческой индивидуальности ребенка

Пути развития творческой индивидуальности ребенка thumbnail

МБОУ ДОД ДДТ

Условия развития творческой

индивидуальности ребенка

в процессе обучения

Подготовила:

педагог-психолог

Воронова И.А.

Новочеркасск,

2011г.

Мир изменчив. За последние 10 лет многие профессии ушли в прошлое, много профессий появилось.

В рамках одной профессии изменились условия труда. Именно поэтому важно чтобы у ребенка формировались не только ЗУН, но и способности, в т.ч. и творческие.

Существует 2 вида способностей – репродуктивные и творческие. Репродуктивные предполагают усвоение известных способов деятельности, способов усвоения информации, приобретения навыков. Творческие – являются инструментом создания нового качества, позволяют переосмыслить имеющиеся знания, расширить и углубить их. Человеку нужны и те и другие способности. Но первым учат везде, а вторым – редко где.

Голова хорошо устроенная стоит дороже, чем голова хорошо наполненная. Бытует мнение, что способности – преимущество одаренных людей. На самом деле способности, вернее задатки есть у всех людей. Но сочетание этих задатков и способностей уникально у каждого человека. И нам необходимо научиться уважать уникальность каждой личности, ее неповторимость. Лишь понимание личностной непохожести человека дает реальную возможность понять и развить его креативные способности. Способность к творчеству, творческому мышлению – это одно из качеств адаптированной личности. Именно благодаря творческому мышлению создаются произведения искусства, оно ведет науку вперед, ведет по пути развития человеческую цивилизацию.

Человек, наделенный развитыми способностями – другой, и по характеру и по восприятию мира. Он по другому строит отношения с окружающими, по другому трудиться.

Большую роль в формировании творческой индивидуальности ребенка играет и д/сад и семья , и школа и т.д. Но, несомненно, личность педагога является ведущим фактором развития творческих способностей. Именно педагог создает атмосферу, которая может вдохновлять ребенка или разрушать его уверенность в себе, поощрять или подавлять интересы, развивать или игнорировать способности.

Не подлежит сомнению, что для развития творческих способностей наиболее желателен и благоприятен демократичный стиль взаимодействия педагога с детьми. В опыте педагогов-новаторов и творчески работающих учителей наблюдается, в первую очередь, перестройка в стиле взаимодействия преподавателей с учащимися. Демократический стиль – это стиль творческий, деловой, с учетом научных рекомендаций, конкретных задач и конкретных условий, с учетом творческих способностей каждой личности.

В связи с этим психологи выделяют следующие качества, необходимые педагогу для работы с детьми:

  • чуткость – чувствительность к переживаниям и потребностям других;

  • способность к индивидуализации обучения;

  • позитивная Я-концепция;

  • интеллект выше среднего уровня;

  • настойчивость и целеустремленность;

  • творческое начало; профессиональная и эмоциональная зрелость;

  • эмоциональная стабильность;

  • широкий круг интересов и умений;

  • чувство юмора;

Владение учителем, воспитателем эффективными методами преподавания также может способствовать развитию детских творческих способностей. Так, среди наиболее упоминаемых «творческих методов в преподавании» П.Торренс приводит:

  • – уважение желания ребенка работать самостоятельно;

  • – индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;

  • создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

  • поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;

  • исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;

  • подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;

  • уважение потенциальных возможностей отстающих; оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;

  • терпимое отношение к возможному беспорядку;

  • поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность.

Если перейти к конкретным приемам, то педагоги часто используют иллюстративно-объяснительный метод преподавания. Педагог показывает, как выполнять действия – ребенок повторяет. На один вопрос при таком методе всегда предполагается только один верный ответ. Именно этот метод формирует ограниченное мышление, безынициативность, пассивность у человека.

Существует и другой способ – проблемный (И.Я.Лернер), при котором ребенку не дают знания в готовом виде, а втягивают его в процессе активного поиска, своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. В таком случае ребенок становится в какой-то мере творцом и своего знания и своего умственного развития. Этим методом пользовался Сократ. Он не излагал ученикам готовые знания, а приводил их к постижению этих знаний при помощи эвристической беседы, т.е. системы наводящих вопросов, отвечая на которые ученики постигали новые знания.

Практическое задание:

  1. Поставить неваляшку на голову так, чтобы она не переворачивалась и не падала без какой либо поддержки.

  2. Сложить четыре треугольника из шести спичек.

  3. Даны четыре точки (вершины квадрата). Проведите три прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги, так, чтобы карандаш вернулся в исходную точку.

  4. Можно ли трижды наполнить ведро, не опорожняя его?

Сложность при решении этих задач создают внутренние баьеры – инертность мышления.

Негибкое инертное мышление не может правильно отражать внешний мир: в мире нет застывших, неподвижных явлений, все существующее меняется, развивается, несет в себе противоречия, переходит в свою противоположность.

Неумение отказаться от стереотипов – результат дефицита поисковой активности и страха перед поиском.

Инертность мышления в искусстве приводят к однообразию, в крайних проявлениях – к созданию штампов. Художник находит один прием или образ – и повторяет его без необходимости. В чем бы ни была причина инертности мышления – с ней можно бороться. Используйте разнообразные задания, разные способы (несколько способов) работы, развивайте умение анализировать условия, находить различия в сходном учебном материале. Хорошо использовать задания с подвохами – с такими условиями, при которых бездумное решение невозможно. Хорошо применять задания с избыточной или недостаточной информацией.

Обучая детей, используйте не только объяснительно-иллюстративный метод обучения, но и проблемный.

При решении проблемных задач можно использовать методы активизации творческого мышления.

Например такие, как морфологический ящик, метод фокальных объектов, идеальный конечный результат.

Перед коллективом педагогов стоит проблема – игры детей во время летнего лагеря (нет игровых материалов, игрушек).

Дети сами могут придумывать игры. Их надо научить этому. Используйте метод морфологического ящика. Исходные материалы: каштаны, камешки, бумажный шарик, мяч, воздушный шарик, пустые пластиковые бутылки, палки, веревка. Именно предметы, в которых нет четко заложенного способа действий развивают творчество детей.

Практическое задание: придумать игры для детей, используя исходные материалы. Еще одна проблема: во многих объединениях дети делают фигурки животных. Как разнообразить их, сделать процесс творческим? Применение метода фокальных объектов может сделать этот процесс творческим.

Практическое задание: усовершенствовать игрушку «Котик», используя метод фокальных объектов.

Эти два метода взяты из ТРИЗ.

В работе с детьми важно развивать их фантазию. Фундаментом творческих способностей человека являются развитое, хорошо управляемое воображение.

Приемы развития воображения подготовлены для педагогов в методическом кабинете ДДТ.

Используемая литература.

  1. Падаяко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся, Москва. Педагогика, 1984г.

  2. Симановская А.Э. Развитие творческого мышления детей, Ярославль, «Гринго», 1996г.

  3. Шустерман З.Г. Новые приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких. Москва, Педагогика-Пресс, 1993г.

Источник

Ирина Кутуева

Развитие творческой индивидуальности одаренных детей через продуктивные виды деятельности

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Тема: «Развитие творческой индивидуальности одаренных детей через продуктивные виды деятельности»

Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка. Под социализацией принято понимать развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Одной из важных задач, стоящих перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с ОВЗ, является развитие у воспитанников мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны, нуждаются в постоянном сопровождении взрослого, лишены возможности получать опыт от других сверстников. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. У детей снижена активность мышления, отмечается неравномерная работоспособность. Развитию наблюдательности и сосредоточенности мешает повышенная отвлекаемость. Из-за быстрого наступления утомления дети не могут завершить начатое дело, у них отмечается сниженный интерес к процессу и результату деятельности, а часто он и вовсе отсутствует.

У детей с ОВЗ обнаруживается недостаточность развития моторики, различных видов движений.

– движения плохо координированы, нарушены зрительно-моторные координации;

-движения носят неловкий и нечеткий характер;

– иногда движения нецелесообразны, имеет место много лишних, ненужных движений;

-снижены скорость и четкость движений, отсутствует ритмика и плавность;

– снижены контроль и регуляция произвольных движений при формировании двигательного навыка;

– имеют место трудности регуляции силы движений, неспособность увеличивать и уменьшать её в соответствии с требованиями выполняемой операции;

– отмечается несформированность техники выполнения движений.

Как только ребёнок пришёл в детский сад, он – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек. Именно в детском возрасте человек наиболее открыт для постижения окружающей действительности.

Для успешной изобразительной деятельности каждого ребенка,созданы следующие условия:

Создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, предварительное наблюдение во время прогулки за объектами окружающей действительности, обыгрывание предметов, предназначенных для изображения;

Организация предметной среды (специальные столы, большие листы бумаги для рисования, карандаши, кисти, краски, тушь, гуашь фломастеры, мыльную, воду, клей, нитки, верёвочки, губки, памазки;

Проведение специальных упражнений по развитию движений пальцев и кисти рук;

Обязательная совместная деятельность детей и педагога.

Художественное творчество позволяет ребенку «входить» в социальный мир в воображаемом плане. Включаясь в творческий процесс, дети не копируют воспринимаемые явления, а, пользуясь изобразительными средствами, показывают свое отношение к изображаемому, свое понимание жизни.

Особо хочется остановиться на лепке. Хорошо, когда в детском саду и дома есть пластилин! Тогда интересно и весело лепить фигурки, а потом разыгрывать на столе или в большой картонной коробке представления. А если вместо пластилина взять соленое тесто, то из него можно вылепить «вечные» пирожные для игр или игрушки для новогодней елки. Во дворе или на даче тоже найдется материал для лепки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать сказочные замки или создавать скульптуры. Если на улице зима, то постройки с большим удовольствием можно создавать из снега.

Способности к творчеству в лепке реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка глины или пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет, поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, использованных в тестопластике. Исходя из этого,возникли следующие задачи:

Для достижения положительных результатов определены следующие цель и задачи представленные на слайде.

Цель: Создание условий для оптимального формирования творческих способностей у детей через организацию кружковой деятельности по художественно-эстетической направленности тестопластики»

В непосредственной образовательной деятельности по лепке мы используем соленое тесто и пластилин. Лепка очень полезна для развития воображения у детей, ловкости и подвижности маленьких пальчиков. Известно, что руки обладают памятью. То, к чему прикоснулся человек вспомнится быстрее, чем то что увидел.

Лепка занимает особе место в развитии ребенка. При соприкосновении с тестом или пластилином происходит массаж определенных точек на ладонях и пальцах ребенка, активизирующих работу клеток головного мозга, а вместе с этим развиваются речь и интеллект. При регулярных занятиях лепкой укрепляются мышцы рук ребенка, а также вырабатывается усидчивость и аккуратность. В процессе лепки у детей особенно ярко проявляется тактильная активность, которая напрямую связана с формированием фантазии. Психологи установили, что существует прямая связь между интеллектуальными способностями и развитием фантазии у ребенка. Таким образом на занятиях по лепке закладывается основа для умственного развития малыша.

Изобразительное искусство стимулирует в детях творческое начало. Лепка имеет некоторые особенности. Она в большей степени, в отличие от аппликации и рисования, совершенствует и развивает природное чувство осязания. Овладев некоторыми приемами лепки, ребенок может создать собственный образ, что позволяет ему быстрее научиться ориентироваться в пространстве. Вылепив из пластилина свои собственные игрушки, молчаливый малыш вдруг станет разговорчивым, а непоседливый шалун неожиданно затихает.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ведь в ней ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах.

Малыши учатся и растут играя, игра является основной формой и содержанием воспитания и развития детей. Поэтому в соответствии с федеральными государственными требованиями все виды детской деятельности, включая и продуктивную, организовываются мною с помощью игровых ситуаций и действий.

В процессе совместной творческой деятельности с детьми использую песни, потешки, стихи, загадки; музыкальные произведения для накопления опыта музыкального переживания; иллюстративный материал по теме недели; рассматривание с детьми игрушек народно-прикладного искусства. Темы детских работ соответствуют событийным темам недели, например, «Мы на луг ходили», «У бабушки в деревне», «Собираем урожай», «Улетают птицы в дальние края» и др. По желанию дети могут участвовать в создании общей композиции, а могут закончить работу дома.

Родители моей группы также являются активными участниками коррекционно – образовательного процесса. Наиболее эффективными формами работы с ними являются мастер – классы, клубы по интересам, консультации, беседы.

Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны – сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Пока еще не изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке.

Источник

Шурлакова Елена Геннадьевна, музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Антошка».

В современной жизни происходит стремительная переоценка ценностей, особое звучание приобретают проблемы, связанные с человеком, его внутренним миром, гармоничным и счастливым существованием.

В нашем телевизионно-компьютеризированном рациональном мире потребность людей в творческом выражении огромная, но условий и возможностей для этого практически нет.

Дети, которые каждый день нажимают на кнопку компьютера, нуждаются также и в ежедневных творческих упражнениях для чувств, воображения, образного мышления и творческого действия.

Грамотное построение музыкально-творческого процесса в дошкольном учреждении способствует оптимизации эмоционального состояния и характера самооценки дошкольника, эффективному развитию его личностных качеств, гармонизации межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Специальные исследования и практический опыт убедительно показали, что наиболее оптимальным (сензитивным) периодом развития творческой и разносторонней личности выступает старший дошкольный возраст. Наблюдения показывают, что у современного ребёнка, который живёт в непростых условиях музыкального социума, исчез интерес к классической музыке, к фольклору, к играм; ослабло стремление к творческому проявлению.

Творчество – деятельность, порождающая нечто новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью, общественно – исторической уникальностью; форма психологической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Следовательно, критериями творчества будут являться:

– оригинальность, которая проявляется в способности предложить новый замысел для игры, танца, песни.

– быстрота – способность быстро адаптироваться в сложной ситуации,

– гибкость – способность предложить новое использование для известного объекта,

– вариативность – умение предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Задача педагога состоит в том, чтобы вовлечь ребёнка в процесс творческого поиска. Важно создать

условия для развития творческих проявлений:

– Предоставление шанса каждому ребенку для поиска и выявления, индивидуальных для него способов общения с музыкой.

– Творческое развитие природной музыкальности ребенка.

– Высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений.

– Создание ситуаций, в которых ребенок будет способен спонтанно выражать себя, проявлять свои собственные импульсы, в которых он будет импровизировать.

Поэтому подходить к вопросу развития творческих способностей детей нужно индивидуально, учитывая способности каждого ребенка.

В творческой деятельности ребёнка выделяют три основных этапа:

Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная или предложенная взрослым) создания чего-то нового. Чем младше ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и учится воплощать изначальную задумку в реальность.

Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты, ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть выразительными средствами и различными способами творчества.

Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов. После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к этому взрослых и сверстников.

Чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры необходимо:

Развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

Побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

Развивать природную музыкальность детей, способность к спонтанному творческому поведению.

Побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: певческие импровизации, музыкально-ритмические движения, ритмопластика, игра на детских музыкальных инструментах.

Создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Систематизировать музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

музыкальное творчество детей старшего дошкольного возраста проявляется:

– Песенном творчестве – формирующем музыкальность детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. В наивном детском творчестве кроются возможности развития не только специально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка. Это сочинение песен, музыкальных пьес, произведений для инструментов детского оркестра, танцевальной музыки.

Само по себе песенное творчество детей скромно по своим результатам. Но педагогическая эффективность применения его в воспитании детей значительна. Жизнь ребенка обогащается переживаниями, которыми сопровождается процесс творчества. Деятельность эта требует от ребенка волевых усилий при осуществлении преднамеренных действий, активности, инициативы. Она доставляет ему эстетическое удовольствие, будит творческое воображение.

– Музыкально – ритмической деятельности – в составление вариантов музыкально-ритмических упражнений и игр, инсценирование песен, комбинирование танцевальных элементов, и наконец, участие в сочинениях ритмических рисунков и танцев.

В подготовительной группе возможно создание коллективных танцев, наиболее сложный этап. Таким образом, детей очень обогащает творческая деятельность. Они целенаправленнее, внимательнее слушают музыку, разбираются в средствах выразительности. И самое главное – у них необычайно повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

Известно, что коллективный танец сложен в композиционном отношении, требуется участникам определить место, найти форму танца, добиваться одновременно симметричных, “зеркальных” движений всех ее участников.

Учитывая специфику дошкольного возраста детей, тематические занятия можно проводить по типу путешествий, пребывания в гостях у сказки, героя, гостя, что помогает увлечь детей участием в теме, достичь цели – раскрыть сложные понятия о музыке.

Чтобы поддержать интерес к музыкально-двигательной активности детей, применяются пластические этюды, как эмоционально-образное средство, что позволяет ребенку перевоплотиться в какой-либо образ с эмоционально-окрашенными движениями. Это вызывает у детей радость и удовлетворение.

Предлагаемые детям этюды – это фактически очень маленькие и легкие музыкальные спектакли, великолепно развивающие не только музыкальность и двигательную сферу, но и воображение ребят.

Этюду предшествует предварительная работа по всем направлениям: от ориентировки в пространстве до обучения танцевальным движениям.

– Музыкально – игровой деятельности, как духовно-практического действия, направленного на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного “Я” на языке художественных образов.

Основной вид деятельности дошкольника – это игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

Музыкально-игровая деятельность – это феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка.

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие творческой инициативы, связанной, прежде всего с игровой, и в частности музыкально-игровой, деятельностью, так как:

1. Музыкальная игра является одним из средств, которым можно пользоваться при обучении программным умениям, одной из форм игровой деятельности, которая радует, интересует детей, наконец, одним из условий, способствующих развитию художественно-творческих и музыкальных способностей.

2. Музыкальная игра представляет собой активную творческую деятельность детей, направленную на выражение характера музыки посредством движения.

3. Музыкальные игры разнообразны по своему содержанию, видам, формам.

В основе игр лежат задачи развития у детей музыкального восприятия, игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить свойства музыки, а затем и действовать с ними, они должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае игра становится своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать.

Особое значение в развитии творчества имеют сюжетные и несюжетные игры. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка определяет развитие игры, раскрывает образы, создает интерес к игре, а эмоциональный рассказ перед игрой, выразительное исполнение музыки позволяют детям видеть свои индивидуальные оттенки при исполнении ролей. Совпадение образного слова, музыки и движения развивают детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность – показатель правильности системы в работе с дошкольниками.

Применение музыкальных игр на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно и интересно, даёт возможность детям творчески проявлять себя в песенных, танцевальных, инструментальных импровизациях.

Какие же виды импровизаций можно рекомендовать для использования на занятиях музыки в ДОУ? Практика показывает, что их несколько. Это импровизации речевые, инструментальные (чаще всего ритмические) и вокальные. Все они помогают развитию музыкально-творческих способностей.

Рекомендации по развитию музыкально-художественного творчества дошкольников

Для того чтобы в ДОУ проводилась систематическая работа по развитию музыкально-художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста, определяются следующие этапы:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях.

3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании.

4. Сочинение собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

Источник