Пути исследования развития ребенка


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Исходя из принципов и конкретных задач изучения тех или иных особенностей психики ребенка (группы), определяется стратегия, общий путь психологического исследования. Можно выделить три основные стратегии исследований в психологии развития исследование путем “поперечных срезов” (трансверсальная стратегия), “продольное” изучение (лонгитюдная стратегия) и изучение развития отдельных сторон детской психики в процессе их активного формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания (экспериментально-генетическая, формирующая стратегия).
Исследование путем “поперечных срезов” осуществляется следующим образом. Подбираются относительно однородные группы детей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку – возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном учреждении или в школе и т. п., и далее сравниваются по уровню развития той или иной психологической характеристики. Так, при изучении, предположим, памяти подбирается 100 испытуемых 3-4, 5-6-летнего возраста. Посредством определенных конкретных методов у них измеряются основные показатели памяти (скорость запоминания словесного или образного материала, количество усвоенных объектов, время сохранения и др.). Полученные данные сравнивают между собой и на этой основе делают выводы о возрастных особенностях памяти. Положительной стороной этой стратегии можно считать то, что здесь за сравнительно короткое время можно получить статистически достоверныe данные о возрастных различиях психических процессов и свойств личности, установить, как влияет возраст, пол или какой-либо другой из выделенных факторов на основные тенденции психического развития.
Есть в этой стратегии и слабые места. Когда исследуются разные дети, стоящие на различных возрастных ступенях, мы почти ничего не можем узнать о самом процессе развития, о его природе и движущих силах. Кроме того, при таких массовых обследованиях, когда полученные результаты суммируются и усредняются, совершенно невозможно учесть индивидуальные особенности в характере и темпах психического развития, которые могут быть весьма значительными. А ведь именно они-то особенно важны для педагога.
При “продольном” (лонгитюдном) исследовании систематически изучается развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительных отрезков их жизни. Ясно, что организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей очень трудно. Поэтому приходится ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личности ребенка и выявить их причины. Изучение развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона или психический процесс, и комплексным, когда исследуется психическое развитие ребенка в целом. Так, ученый-лингвист А. Н. Гвоздев систематически изучал развитие речи у собственного сына на протяжении восьми лет. На основе этого исследования была написана исключительно ценная работа “Формирование у ребенка грамматического строя русского языка” (М., 1949. Ч. 1-2).
Самые крупные комплексные лонгитюдные исследования осуществлены работниками института развития человека Калифорнийского университета (г. Беркли, США). Первое из них было предпринято в 1928 г. Для изучения было взято 248 детей в возрасте 21 месяца, за которыми регулярно наблюдали до 18 лет, затем проводились однократные обследования в 30 и 40 лет.
Основной недостаток лонгитюдных исследований заключается в том, что их результаты, основанные на изучении небольшого числа детей (а в некоторых случаях даже одного ребенка), опасно распространять на всех детей. Здесь может быть преувеличена роль индивидуальных различий и в динамике и в содержании психического развития. Поэтому, как отмечает Д. Б. Эльконин, “наиболее рациональна такая организация исследования, когда сначала путем возрастных “срезов” определяется общая тенденция в развитии той или иной психической деятельности, а затем в некоторых “поворотных” пунктах, требующих дополнительного изучения, проводится продольное исследование”.
Изучение психики детей в процессе активного формирования тех или иных ее сторон (экспериментально-генетический путь исследования) основывается на теоретических положениях, выдвинутых Л. С. Выготским, согласно которым ведущую роль психическом развитии играет обучение. В процессе экспериментально-генетического исследования мы не просто описываем и измеряем то или иное психическое явление, а стремимся его активно но сформировать, исходя из предположения о закономерностях его возникновения и применения в обычных условиях. Если нам это действительно удается, значит, наша гипотеза верна. Особое значение формирующей стратегии заключается в том, что на ее основе создаются эффективные методы не только изучения, но воспитания и обучения детей. При их применении реализуется активная гражданская позиция детских психологов, которая ставит перед собой задачу не только изучить ребенка, но и разработать научно обоснованные рекомендации для практики.
При изучении психики детей воспитатель чаще всего осуществляет стратегию “продольного” исследования в сочетании экспериментально-генетической. Для этого есть существенные объективные условия. Прежде всего, важным положительны фактором является то, что, впервые встретившись со своими питомцами, педагоги работают с ними долгих четыре года. Далее педагоги не просто изучают ребенка, они еще обучают, воспитывают, то есть активно формируют его личность. Как показывают наблюдения за работой лучших педагогов, их успехи во многом зависят от глубокого проникновения в психологическую сущность тех изменений, которые происходят во внутреннем мире детей. А проникновение это обеспечивается исследовательской направленностью педагога, владением не только методикой обучения и воспитания, но и методами изучения ребенка и детской группы.
Планирование и построение исследования
Психологическое исследование, как и всякая другая творческая деятельность, начинается с осознания необходимости решить определенную проблему. Проблемные ситуации, которые формулируются как задачи конкретного исследования, вытекают из общих педагогически-практических задач, стоящих перед воспитателем. Например, всегда актуальными являются задачи изучения влияния тех или иных видов деятельности ребенка и его общения со взрослыми и сверстниками на развитие отдельных сторон психики и становление его личности. На основе общих проблем и анализа опубликованных исследований в соответствующей области психологии развития и конкретных педагогических задач определяются цели конкретного исследования, его объект и предмет. Объект исследования – это определенная область психического развития. На вопрос “Что именно изучается?” отвечает формулирование предмета исследования. Например, если изучается влияние игры на взаимоотношения между детьми шестилетнего возраста, то здесь объект исследования – психическое развитие детей в процессе игры, а предмет – психологические особенности формирования взаимоотношений старших дошкольников в игровой деятельности.
После того как определены объект и предмет исследования, его задачи и цели, педагог-исследователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, -формулирует гипотезу. Гипотеза – это предположение, возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Чаще всего Гипотеза устанавливает возможную связь между определенными психическими явлениями или между психическими явлениями, с одной стороны, и теми или иными условиями жизни детей, с другой стороны. Различают общую гипотезу и частные гипотезы, возникающие в ходе самого исследования. Выдвигая гипотезы, необходимо учитывать результаты ранее проведенных исследований, общие законы развития психики ребенка и, конечно, собственный педагогический опыт. Все это обеспечивает правдоподобность гипотезы. Другое важное качество правильной гипотезы – доступность проверке. Это значит, что, выдвигая гипотезу, мы должны быть уверены, что сможем в ходе исследования доказать ее истинность или ложность. Приведем пример. В ходе изучения взаимоотношений между детьми в дошкольной группе (о том, как это осуществлялось, мы скажем далее), выяснилось, что положение сверстников не одинаково: одних любят, всегда приглашают в игру, охотно вступают с ними в общение, делятся игрушками и лакомствами. Другие занимают не столь благоприятное положение, а третьи оказываются в своеобразной психологической изоляции. Возникла проблема: от чего зависит положение ребенка в группе сверстников? Из данной проблемы следовала задача исследования: выяснить, какие факторы определяют взаимоотношения сверстников. На основе предыдущих исследований была выдвинута гипотеза: положение ребенка в детском коллективе зависит от степени соответствия психологических особенностей и поведения ребенка, уровня нравственных представлений детей требования, которые они предъявляют друг к другу.
В результате проведенного исследования гипотеза подтвердилась.
Источник
Содержание
Введение
. Общие принципы и пути изучения психического развития детей
2. Психическое развитие в раннем детстве. Интеллект и действие
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
При изучение психического развития склонялись к многим теориям. К таким как биогенетическая (Ч. Дарвин) и социогенетическая концепции, теория конвергенции (В. Штерн), психоаналитические теории (З. Фрейд), эпигенетическая теория (Э. Эриксон). У каждого было свое предположение в развитии психики. Больше всего склонялись к тому, что психическое развитие определяется через деятельность человека в окружающей его среде.
Психика человека это прижизненное, онтогенетическое образование. На психическое развитие влияют многие факторы и складываются они в основном в детском возрасте. При развитии психики необходимо учитывать возрастные особенности каждого периода, оказывать помощь ребенку в познании мира, давать самостоятельность при исследовательской деятельности, обеспечивать безопасность. Это необходимо для, того чтобы у ребенка было базовое доверие к миру, а также в дальнейшем активная позиция в обществе, хорошая самооценка, уверенность в себе и теплые отношения с людьми.
Развитие психики подразумевает в каждый возрастной период появления новообразования. Появление новых потребностей, желаний и видов деятельности. Такие возрастные периоды называются сенситивными, именно в этот период определенное психическое свойство и качества будут оптимальными для развития.
Тема «Психическое развитие в раннем детстве» меня заинтересовала тем, что в этот возраст формируется психическое развитие более динамично и активно. Появляется много новообразований: манипуляции с предметами, ходьба, речь, развивается наглядно-действенное мышление, образная и вербальная память. Преобладает сенсомоторная функция развития, ребенок руководствуется ощущениями, ассоциациями, движениями, эмоциями в своей жизни. Вот как многогранно развитие ребенка с года до трех лет, более подробно я опишу этот период в основной части. Моя работа также будет содержать понятие интеллекта и действия, их развитие в раннем детстве.
Актуальность
Каждый ребенок проходит в своем развитие формирование психики. От того как психика разовьется, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Родитель должен знать, что для здорового развития необходима соответствующая окружающая среда. Не компьютеризованная среда, которая только создает регресс в формирование полноценного члена общества, а естественная. Пронизанная, природной, биологической, физической сферой и умственной деятельностью. Детям необходима естественная среда для развития здоровой психики.
Цель
Узнать какую имеет закономерность у детей формирование психики в раннем детстве, рассмотреть с чего начинается умственная деятельность.
Объект исследования
Дети раннего возраста
Предмет исследования
Интеллект и действие
Задачи
1. Провести анализ научной литературы по теме курсовой работы
2. Изучить основные положения психического развития в раннем детстве
. Рассмотреть взаимосвязь между действием и интеллектом
. Узнать какие новообразования происходят в раннем возрасте и как они влияют на дальнейшее развитие
. Выявить формирование интеллектуального развития у ребенка
Гипотеза
В раннем возрасте ребенок становится в большинстве своих действий независимым от родителей, значит, предметные действия развиваются путем самостоятельных проб и ошибок.
Общие принципы и пути изучения психического развития детей
Психическое развитие также необходимо для человека, как и физическое, биологическое и социальное. Живое существо воспринимает каждое влияние окружающей среды на себя и посредством этого формируется. Значимо в большей мере взаимодействие ребенка с миром людей, представленным первоначально ухаживающими за ним взрослым. Это принципиальное положение согласуется с установками нашей отечественной психологии, представители которой подчеркивают, что взаимоотношения со значимым взрослым определяют большинство особенностей психики ребенка. Как мы знаем, развитие ребенка происходит от момента появления на свет до зрелости и формирует его как члена общества все то, что его окружает. Развитие происходит от самых элементарных форм отражения, присущих младенцу, до более сознательного отражения действительности, свойственных взрослому человеку. Первая подготовительная стадия становления личности ребенка является этап эмоционально-коммуникативного-моторного общения. Более подробно я опишу это дальше, а сейчас мы попытаемся понять центральную проблему детской психологии.
Этой проблемой считается движущие силы психического развития, поэтому поводу, существует несколько теорий. Одна из них – теория преформизма. В ней полагается, что развитие предопределено уже наследственно. В ребенке заложено все первоначально и начиная формироваться, наследственные задатки постепенно раскрываются в психических, социальных и биологических свойствах. Вторая теория, полагает, что родившись ребенок является «чистой доской» – tabula rasa и под влиянием окружающей среды, прогнозируется его дальнейшее становление и место в обществе. Две этих теории подразумевают ребенка как пассивного объекта внешних влияний. Считалось по теории преформизма, вырастая, ребенок попадает в преступную сферу из-за того, что родители в течение жизни отбывали срок в тюрьме. И эта сторона жизни передалась наследственно ребенку. А сторонники второй теории думали, что окружающая среда, так влияет на члена общества, который связывается с преступным миром.
Развеяла предположения двух этих теорий – теория конвергенции, созданная немецким психологом В. Штерном. Он соединил две этих гипотезы, разъясняя, что наследственные свойства и свойства окружающей среды влияют на развитие ребенка с одинаковой силой. Но наследственности отводится определяющая роль, а среде – роль условий, реализующих непосредственно предопределенные особенности психики.
В конце 19 века благодаря открытию возможности различения двух типов близнецов антропологом Гальтоном, была высказана мысль о возможности использования «близнецового метода» для изучения вопроса о взаимоотношении наследственности и среды. Материалы собранные в многочисленных исследованиях о близнецах не дали ответа на вопрос о движущих силах психического развития детей. Но они помогают правильной постановке этого вопроса. Немного поговорим об этом. Большинство окружающих думает, что родившиеся близнецы будут иметь одинаковое психическое развитие, способности, манеры поведения и друг друга дополнять. Это совсем не так, потому что для каждого ребенка складывается неповторимая и сугубо индивидуальная ситуация развития. В развитии среда является не центральным моментом. Важным моментом считается отношение ребенка с определенными элементами среды, которые и представляют для данного ребенка условия его развития. Например, мальчики близнецы в детстве были во многом похожи и акцентировали на этом внимание перед окружающими, взрослея, появились различия. Один близнец стал выделяться своей инициативностью, решительностью, умственными способностями, энергичностью и болтливостью. А второй был пассивен и инертен. Также можно привести пример с тройняшками, четверняшками, у них у каждого свой путь реализации возможностей и способностей. И.И. Канаев рассматривая эти данные, пришел к некоторым выводам. Конкретными условиями, оказывающими влияние на процесс психического развития, являются только те элементы среды, с которыми ребенок активно связан, активно взаимодействует, усваивает их. То, с какими сторонами и элементами окружающей среды у ребенка установятся отношения взаимодействия, и то, каков будет характер этих отношений, зависит, с одной стороны, от индивидуальных и возрастных особенностей самого ребенка и, во-вторых, от воздействия взрослых, от воспитания, так как именно воспитывающие ребенка взрослые устанавливают его отношение к окружающей действительности.
Изучение истории детства свидетельствует о том, что современное детство обладает чертами историческими, так и появившимися в наше время. Дети в пределах своего общества достигают того развития психических свойств, речевых, трудовых свойств, которые требуют от них условия среды, менталитет этого общества. Несмотря на то, где родился ребенок, у него относительно одинаковые общечеловеческие морфофизиологические особенности. Он появляется на свет совершенно беспомощным и требует ухода, эмоционального общения и удовлетворения необходимых потребностей. В процессе жизни организм ребенка, в том числе и его нервная система, развивается. Ребенок физически растет – увеличиваются его физические возможности. Важно заметить, что условия психического развития сами по себе не предоставляют ни хода развития, ни уровня развития психики ребенка.
Иначе стоит вопрос о среде и ее роли в психическом развитии ребенка. Ребенок появляется в мире, где многое достигнуто человечеством, и ему не нужно приспосабливаться к естественной среде, как это делают животные. От ребенка только ожидается развитие с помощью окружающей среды, предметов, социального окружения, средств общения. В этом мире содержатся в готовом виде все формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития.
В процессе своего развития ребенок вступает в особые, специфические отношения с окружающим его миром предметов и явлений, созданным предшествующими поколениями людей. Первая особенность состоит в том, что ребенок приспосабливается к окружающему миру не пассивно, а активно присваивает себе достижения человечества, овладевает ими. В процессе развития он знакомится с новыми предметами, пробует все на прочность, съедобность, ощупывает разные материалы. Вторая специфическая особенность заключается в том, что ребенок изучает, узнает окружающий мир с помощью ближнего взрослого человека. В детской психологии есть такое понятие, которое вел Л.С. Выготский – зона ближайшего развития. Она подразумевает под собой помощь взрослого ребенку при изучении какого-то явления, чтобы это знание перешло в уровень актуального развития. Уровень актуального развития – это то, что ребенок может сделать самостоятельно без помощи взрослого. Только собственная деятельность ребенка по овладению действительностью, опосредствованная его отношениями со взрослыми, являющимися носителями всех тех богатств, которые накоплены человечеством, является движущей силой развития ребенка как члена общества, его психики и сознания.
Психическое развитие ребенка от рождения и до зрелости проходит ряд последовательно сменяющихся друг друга своеобразных периодов. У ребенка в определенный возрастной этап выделяется основная ведущая деятельность. Деятельность, с помощью которой психическое развитие достигает своего формирования, именно на этом промежутке возраста.
Например, в младенческом возрасте ведущая деятельность эмоциональное общение; в раннем детстве предметно-орудийная деятельность. В общем, ведущая деятельность, это такая деятельность ребенка, в которой наиболее полно представлены типичные для данного периода развития отношения ребенка и взрослых, а через это – его отношение к действительности.
Во-вторых, ведущая деятельность связывает ребенка с теми элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития
В-третьих, от ведущей деятельности в первую очередь зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения в личности ребенка.
Наконец, в-четвертых, именно внутри ведущей деятельности происходит формирование или перестройка основных психических процессов ребенка. Эти впервые возникающие психические изменения были названы новообразованиями. «Таким образом, – пишет А.Н. Леонтьев, – ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития». Часто при переходе от одной стадии к другой возникает кризис, который может заметным образом влиять на поведение ребенка. Происходит конфликт между переходом одной деятельности в другую для дальнейшей регуляции поведения. Это может произойти по-разному, не для кого переход не бывает абсолютно одинаковым. Способ разрешения этого конфликта накладывает свой отпечаток на дальнейшее развитие.
Кризис в психическом развитии ребенка, есть переломный пункт в нормальном течение этого процесса. В переломный период многие дети становятся трудновоспитуемыми. Кризисов вовсе может не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом – управляемым воспитанием. Характеристику своеобразных проявлений и особенностей этих периодов развития дали П.П. Блонский и Л.С. Выготский.
Рассмотрим, с чем соприкасается психическое развитие в процессе формирования. На каждом этапе ребенок постигает отношение между действием и эффектом. Например, когда дитя замечает у себя новое действие и начинает его повторять вновь и вновь. Повторяя его он руководствуется чувствительностью, т.е. эффектом. Также при речевой деятельности, произнося звуки, он хорошо показывает взаимосвязь между действием и эффектом. Все здание психической жизни на его различных уровнях строится путем приспособления нашей деятельности к предмету. Этим приспособлением управляет сама деятельность через ее эффекты, воздействуя, таким образом, на саму себя.
Важную роль в психическом развитии привносит игровая деятельность. На самых ранних ступенях развития человечества ребенок почти не играл так, как большинство его времени уходило на помощь родителям.
Получается, ребенок ассоциировал себя с взрослым обществом, выполняя деятельность, которая отвечает его возрастным возможностям. После того как ребенка стали ограничивать в помощи родителям, дитя начало наблюдать за взрослыми и за их выполняемой работой, перенося социальную реальность в свои игры, становясь ее участником. В каждом возрасте своя игровая деятельность. Сначала она предметная, потом ролевая, сюжетно-ролевая. Последовательность игр в процессе роста ребенка означает постепенное функциональное его развитие. В младшем возрасте внимание ребенка можно отвлечь от любой деятельности. Это может быть какой-то сигнал во внешней среде, реакция на незнакомого человека, переключение на какую-то другую яркую игрушку. У маленьких детей последовательность в психической ориентации отсутствует даже при осуществлении простейшего акта. Но на всех этапах развития и во всех областях нервной деятельности существует контроль со стороны высших инстанций над соответствующими реакциями. В результате становится возможным своевременное использование или торможение этих реакций. Контроль над всей деятельностью достигается только с возрастом и во многом зависит от индивидуальных особенностей.
Постепенно происходит дифференциация движений и действий. Вначале ребенок совершенно не понимает и не контролирует свои движения, они у него беспорядочны и хаотичны. В дальнейшем он начинает акцентировать внимание на своих ручках и ножках. Например увидев их останавливает и всматривается, изучает. Потом начинает осуществлять манипуляцию с предметами. Предметы, окружающие ребенка, становятся для него поводом к движениям. Он кидает их, хватая их передвигает на длину руки, дает, берет, ломает. Ударяет звенящие части игрушек и вновь повторяет, перемещая предметы снова. Таким образом, познает бесконечную изменчивость предметов по отношению к собственной личности, остающейся неизменной.
Механизмы практического действия складываются раньше механизмов речевого мышления. У ребенка присутствует наглядно-действенное мышление. Для достижения какого-то желания он использует жесты, направляет руку на какой-то предмет. Жест предшествует слову, затем сопровождается словом. Сначала ребенок показывает, потом рассказывает и лишь позже может объяснить.
С чего начинается лепет ребенка? Лепет ребенка начинается с двигательных импульсов. Потом вступают в силу звуки, которые производятся губами. Затем возникают те звуки, которые вызывают максимум мышечных ощущений в подвижных частях ротовой полости, раздражая мягкое небо, появляются гортанные звуки. Вокализация делается более богатой оттенками. Ребенок начинает перебирать звуки и экспериментировать в произношении слов, которые услышит от окружающих его людей.
Формирование психических процессов непрерывно, долговременно и подразумевает под собой много новообразований в разные периоды возраста. Развитие происходит постепенно. Сначала элементарные потребности, затем удовлетворение удовольствий, желаний, познавательных и социальных процессов. Благодаря окружающим условиям и опыту субъекту открывается все более и более широкое поле деятельности. От совершенно беспомощного существа ребенок превращается в социально-адаптированного взрослого человека. Описав основные процессы психического развития и проблему движущих сил, перейдем теперь к определенному периоду развития.
Источник