Пуговицы для развития ребенка

Маленький ребёнок познаёт мир при помощи тактильных, вкусовых, слуховых, зрительных ощущений. Но без специальной тренировки невозможен их высокий уровень развития. Для домашних занятий с малышом можно взять предметный материал, который был предложен известным педагогом Марией Монтессори. Она включила в него многие бытовые предметы, которые легко превратить в игрушки. Оказывается, игры с пуговицами тоже могут способствовать физическому и интеллектуальному развитию детей.
Польза занятий с бытовыми предметами
По мнению Монтессори дошкольникам необходимо дать возможность самим познавать мир через ощущения и восприятия. Для этого она выделяет несколько, так называемых, «зон развития ребёнка»:
- Зона практической жизни — малыш приобретает навык контролировать свои вещи, выглядеть опрятно, ухаживать за игрушками. Одеваясь и обуваясь, ребёнок учится самостоятельности, организованности, терпению. Взаимодействуя с застёжами, шнурками, пуговками, развивает мелкую моторику.
- Зона сенсорного развития – кроха активизирует свои чувства, изучая окружающий мир. Для него становятся очевидными различия в окружающих предметах и их свойствах: форма, цвета, размер, пространственное расположение, запах.
- Зона умственного развития – когда малыш начинает играть с предметами, создается определенная цепочка: впечатление, воздействующее на органы чувств – ощущение – представление – ассоциация представлений – запоминание – анализ – мышление.
Их легко организовать дома, оборудовать бытовыми предметами, которые есть в каждом доме, использовать для сенсорного развития. Так, например, игры с пуговицами могут развивать мышление, мелкую моторику пальцев, зрительную память, внимание, координацию движений, готовят руку к письму.
Важно! Все игры с мелкими предметами должны проходить только под неустанным наблюдением взрослых, в течение 10-15 минут. Маленькие детки, заинтересовавшись разноцветьем пуговиц, могут потянуть их в рот.
Топ 15 лучших развивающих игр с пуговицами для детей
По мнению психологов для развития мышления маленьких деток, в первую очередь, надо развивать их ручки. Для этого хорошо подойдут игры с мелкими предметами. Дома очень полезно организовать развитие мелкой моторики с помощью пуговиц.
Игры своими руками
Можно сделать многие игры с пуговицами своими руками. Для этого нужна лишь фантазия, желание и простой материал: любые разноцветные пуговицы, которые найдутся, пластиковые ёмкости любого размера, веревочки, кусочки ткани.
«Накорми зайчика»
Игра развивает мелкую моторику детишек. Для действия потребуется несколько лоскутов ткани, из которых нужно вырезать зайца и морковку (как вариант – ежа и гриб). Части мордочки можно нарисовать или приклеить картонные. Пришить на фигурку зайчика пуговицы, а петли сделать на морковке. Взрослый вначале показывает, как играть – пристёгивает морковку или грибочек. Все движения нужно делать медленно, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел, как это делается. Можно дополнить действие историей о том, как животные отправились искать морковку или грибочек и нужно помочь им принести добычу домой.
«Ловись, рыбка»
Игровое упражнение развивает внимательность малыша, обучает бытовым умениям. Нужна ёмкость с водой, пуговицы, шарики, поварёшка, ложка с дырочками или небольшой дуршлаг. Все предметы вместе с малышом бросить в ёмкость водой. Важно предметы брать тремя пальцами то правой, то левой рукой. Заполнив аквариум, можно ловить «рыбок». Естественно, ребёнок попробует брать предметы руками, тут нужно объяснить, что «рыбки» кусаются, поэтому вынимать их нужно, не помогая себе другой рукой.
«Подушечки»
Доступное задание для самых маленьких, развивает тактильные ощущения. Взять ткань разной структуры, пришить пуговицы разной величины и формы. В качестве наполнителя можно использовать крупу, разные сухие травки. Кроха перебирает подушечки, пуговки, тем самым стимулируя мелкую мускулатуру руки.
«Погремушка»
Игрушка развивает мелкую моторику, слуховое восприятие. Необходима пластиковая банка или бутылка, бусины, крупа, пуговицы, шнурок (тесьма, верёвочка). Сделать отверстия шилом в бутылке друг напротив друга. Для чётких отверстий, раскалить кончик шила над огнём и аккуратно проколоть дырочки. Шнурок продеть сквозь отверстия, на концы прикрепить по большой бусине или пуговицы или просто завязать большой узелок.
- 1-й вариант. Ребёнок тянет за один конец и наблюдает, как движется бусина или пуговица с другой стороны.
- 2-й вариант. Если использовать несколько бутылок, то нужно насыпать в каждую бутылку разные наполнители и завинтить крышку. Через две бутылки продеть нитку. Вышла двойная погремушка.
Дидактические игры с пуговицами
В продаже много дидактических игрушек, которые стимулируют действия ребятишек, помогают организовать развивающие занятия. Большую ценность имеют подобные игры, сделанные своими руками.
Развивающий коврик с окошками
Игрушка развивает мелкую моторику, предлагает знакомство с окружающим животным миром. Взять небольшой плед или кусочек ткани. По краям пришить пуговицы, а в центре – лоскутки из нелиняющей ткани. Прочно зафиксировать шнурочки-хвостики, можно добавить аппликации – животных. Пришить пластмассовые колечки от штор на ленточках. Нашить кармашки и положить туда что-то интересное. Сделать окошки – кусочек ткани, который пристёгивается к одеялу на пуговицу и закрывает какую-нибудь картину-аппликацию.
Игры-шнуровки
Подобные игры развивают мелкую моторику, логическое мышление, воображение, память, усидчивость, готовят руку к письму. Предназначены для детей постарше. В качестве нитки и иглы взять разноцветные шнурки для обуви. Шнурок намотать на пустую катушку для ниток, чтобы было «по-настоящему».
- «Портной» – игра развивает мелкую моторику, логическое мышление, воображение, память, усидчивость, готовит руку к письму. Для детей от 2-х лет. Из плотного картона вырезать большие пуговицы (от 6 см в диаметре) и проделать 4 отверстия. Проталкивать шнурки и вынимать их с обратной стороны.
- «Украсить елку» – задание для детей с 3-х лет развивает мелкую моторику, воображение, терпение. Вырезать из картона елку, сделать в разных местах отверстия и подобрать крупные пуговицы. Теперь можно украсить дерево, нарядив его пуговицами. Разноцветные шнурки можно подобрать под цвет пуговиц.
«Лото»
Игра помогает развивать не только мелкую моторику, но и обучать цветовой гамме.Взять несколько листов цветной бумаги. Карандашом нарисовать квадраты и кружочки, (в кружочках сделать дырочки) и вырезать их или взять пуговицы разных цветов. На картон приклеить чередующиеся цвета. Теперь брать определенного цвета пуговицу и класть её на соответствующий цвет.
«Сортировка»
Игра развивает мелкую моторику, закрепляет знания о форме, цвете и величине предметов.
- 1-й вариант. Нарисовать на листе мешочки или кружочки разных цветов. Теперь брать пуговицу и «класть» её в нужный мешочек.
- 2-й вариант. Нарисовать на листе домик. На первом этаже класть большие пуговицы, на второй – средние, на третий – самые маленькие.
- 3-й вариант. Сортировать пуговки по количеству дырочек.
- 4-й вариант. Взять пластиковые ёмкости с крышечками разных цветов, проделать в крышечках отверстия. Теперь пуговички бросать в контейнер, соответственно цвету.
- 5-й вариант. Взять пустые спичечные коробки, склеить их между собой при помощи клея. Получится домик. Теперь боковинки-окошки обклеить цветными полосочками. Каждое «окошко» имеет свой цвет, туда нужно положить пуговицу определённого цвета.
«Найти лишний»
Игра развивает логическое мышление.
- 1-й вариант. Положить в один ряд большие пуговицы и несколько маленьких. Предложить ребёнку отыскать лишнее.
- 2-й вариант. Положить в один ряд пуговицы одного цвета и добавить несколько пуговиц другого цвета. Предложить ребёнку отыскать лишнее.
«Картинка»
Упражнение развивает мелкую моторику, пространственное воображение, цветовое восприятие. Нарисовать на листе предмет (фрукт, зонтик, листик и т.д.). Раскладывать по контуру пуговички соответствующего цвета: яблоко – красными, листик – зелёными. Затем можно заполнить серединку тоже пуговицами, приклеивая их к листу бумаги.
«Поиск сокровищ»
Упражнение развивает мелкую моторику, усидчивость. Взять глубокую ёмкость, засыпать её манной крупой. Набросать туда пуговиц. При помощи ситечка зачерпнуть «песочек» и найти «сокровища», просеивая крупу.
«Бусы для мамы»
Игровое упражнение привлекает детей эмоциональным настроем, направлена на мелкую моторику, творческое воображение. Взять разноцветный шнурок и на него нанизывать крупные пуговицы, выйдет украшение.
«Новогодняя гирлянда»
В задании отлично развивается пространственное мышление крохи, умение видеть перспективу, усидчивость, творческое воображение. Взять полосочки тканей и на один край пришить пуговицу, а на другом нужно сделать петельку. Первую полосочку застегнуть, вторую и последующие продеть через центр предыдущей и застегнуть.
«Поляна цветов»
Игра развивает мелкую моторику малышей, воображение, усидчивость, умение находить соответствующий цвет. К зеленой ткани пришить хаотично пуговицы. Вырезать из разноцветных кусочков ткани цветочки, проделать в середине них дырочки-петельки. Ребёнок прикрепляет к полянке цветочки. Также нужно называть цвет и считать цветочки.
Советы для родителей
- Нужно учитывать, что пуговицы для развития мелкой моторики должны быть безопасны и привлекательны для малышей. Поэтому нужно подобрать довольно крупные и красочные экземпляры.
- Чтобы не было опасения, что ребёнок проглотит пуговицу, нужно заинтересовать его действием. Тогда он поймет, сколько всего можно с ней сделать и не будет скучать и пытаться её отправить в рот.
- Взрослым не надо спешить делать что-либо за ребёнка. Первое время нужно показывать, как и что делать, корректировать, объяснять. Важно развивать у ребёнка самостоятельность, ответственность, аккуратность, готовность к взрослой жизни.
- Подбирать игры, соответствующие возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка.
Важно! Заниматься с ребёнком развитием мелкой моторики необходимо с младенчества. Первый год дитя накапливает знания, затем начинает их применять на практике. Обязательно дать возможность ребёнку реализовать потребность всё потрогать, узнать мир.
Источник
Мы много говорили о том, что развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи. В этой публикации мне хотелось бы представить игры и упражнения с использованием обыкновенных пуговиц, которые способствуют развитию тактильных ощущений и тонких движений пальцев рук.
7 развивающих игр с пуговицами
Предложите своему ребёнку для игры пуговицы разной формы, фактуры, величины и цвета. Благодаря таким играм, у детей развивается не только мелкая моторика, но и закрепляется знание формы, цвета и размера.
1. «Большая-маленькая»
Для этой игры нужно взять прозрачный пластиковый контейнер с крышкой и разные по размеру пуговицы. Проделываем в крышке контейнера три отверстия: маленькое, среднее и большое. Показываем малышу, что маленькую пуговицу нужно вкладывать в маленькое отверстие, среднюю – в среднее, а большую – в большое. Для детей двухлетнего возраста будет достаточно двух отверстий.
Эта игра поможет научить ребёнка различать предметы по величине.
2. «Пуговичный массаж»
Для игры потребуется просторная коробка (можно из-под обуви), пуговицы разного размера и фактуры.
Предложите малышу опустить руку в коробку; поводить ладошками по поверхности пуговиц; захватить пуговицы рукой, а затем разжать руку; погрузить руки глубоко в «пуговичный бассейн»; пересыпать их из одной ладошки в другую; захватывать щепотки пуговиц двумя руками; перекатывать пуговку между ладонями.
3. «Рыбалка»
Берём такую же коробку и много разнообразных пуговиц.
Предлагаем ребёнку ловить рыбку в «море пуговиц». Говорим, что ловить мы её будем руками.
Ребёнок вылавливает «рыбку» и показывает взрослому. Взрослый задаёт малышу вопросы: «Какая у тебя рыбка? Она большая или маленькая? Круглая или квадратная? Гладкая или шершавая? Какого она цвета?»
Играя в эту игру, ребёнок знакомится с различными свойствами предметов, пополняет словарный запас словами-признаками.
4. «Сортировка»
Предложите малышу разложить пуговицы по цвету: синие в коробочку или баночку, на которой наклеен синий кружок, зелёные – в коробочку с зелёным кружком, жёлтые – с жёлтым и т.д.
7 развивающих игр с пуговицами
5. «Продолжи ряд»
Начинаем выкладывать ряд из пуговиц с определённой закономерностью, например: красная-жёлтая-красная-жёлтая. Попросите ребёнка продолжить ряд, учитывая закономерность.
Затем можно усложнить задание: добавить ещё один цвет или взять пуговицы, разные по размеру.
6. «Пуговичные узоры»
Рисуем на листе бумаги линии: прямые, волнистые или зигзагообразные. Предлагаем ребёнку выложить по линии узоры из пуговиц. А можно выкладывать рисунки по контуру.
7 развивающих игр с пуговицами
7. «Весёлая змейка»
Для этой игры берём пуговицы с крупными дырочками и прочную нитку или леску. Предлагаем малышу нанизывать пуговицы на нитку (леску). Нанизывая пуговицы, ребёнок будет чувствовать пальчиками различные фактуры, одновременно стимулируя, тактильные рецепторы. А маленьким модницам обязательно понравится браслет или ожерелье, которое получится из пуговиц.
7 развивающих игр с пуговицами
Организовывая игры с пуговицами, нужно помнить о том, что ребёнок может взять пуговицу в рот или засунуть её в нос. Поэтому взрослый во время игры должен находиться рядом.
И ещё один момент: не стоит затягивать игру. Если вы заметили, что интерес и внимание малыша начинает угасать, похвалите его и сложите пуговицы. Таким образом, игра малышу не наскучит, и с ней будут связаны только положительные эмоции.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Курникова Ирина
Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста
«Использование пуговиц в работе с детьми дошкольного возраста»
Современное образование направлено на ребенка и его потребности, а так же на создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого ребенка. Одним из условий совершенствования системы дошкольного образования является введение в образовательный процесс каких-либо инноваций. После введения ФГОС произошли изменения в содержании дошкольного образования и педагоги ДОУ начали пересматривать содержания работы, искать новые пути и условия развития воспитанников. В своей работе с дошкольниками я использую нестандартные дидактические материалы. Искала новые идеи и пришла к выводу, что использование пуговиц в работе с детьми, дидактические игры и упражнения с использованием пуговиц эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы не только просты, но и разнообразны, при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Немного фантазии, трудолюбия и отличные пособия полезные для детей готовы.На основе интеграции образовательных областей и видов деятельности: «Познавательно-исследовательская», «Конструирование», «Игровая», «Двигательная», «Коммуникативная», «Элементарная трудовая», «Изобразительная», мною была разработана технология использования пуговиц в организации образовательного процесса.Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательных, творческих способностей детей, развитие мелкой моторики через использование пуговицы.
Задачи:
Обучающая:
– Формировать умение экспериментировать с пуговицами;
– Пополнение словарного запаса детей, уточнение знаний детей о форме, размере, цвете, упражнять в количественном и качественном счете.
Развивающая: – Способствовать развитию мелкой моторики, воображения и творческих возможностей детей; – Развивать способность использовать нестандартные решения в работе с уже известными материалами.
Воспитывающая:
– Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности и ее результату;
– Формировать коммуникативные навыки посредством работы в микрогруппах, парами в процессе реализации мероприятий проекта.
Развитие познавательных, творческих способностей, мелкой моторики пальцев рук мною осуществляется систематически.
Для этого я создала следующие условия:
1. Подобрала разнообразный содержательный материал для детской деятельности, подобрала дидактические игры с использованием пуговиц. 2. Создала предметно-развивающую среду. 3. Использую разные виды продуктивной деятельности.
В ходе выполнения заданий с использованием пуговиц, я заметила у воспитанников динамику мелкой моторики пальцев рук, логического мышления, фантазии, творческих способностей, а так же после выполнения этих заданий дети чувствуют свою успешность.
Чтобы заинтересовать ребенка я решила в своей работе с детьми использовать обыкновенную пуговицу. В своей работе с использованием пуговиц мною была подобрана методическая, познавательная, художественная литература, иллюстративный материал. Для ознакомления дошкольников с историей пуговицы были проведены познавательные беседы с использованием презентации «История маленькой пуговицы». Была подобрана картотека стихов, сказок, пословиц и поговорок. Просмотр детьми мультфильма «Откуда появилась пуговичка». Так же разработаны развивающие дидактические игры с использованием пуговиц.
Большое разнообразие пуговиц позволяет использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность.
Пуговичная терапия проста в применении, манипуляции с пуговицами не образуют пыль, не вызывают аллергии, не пачкаются, ими нельзя порезаться или уколоться. Пуговицы легко моются, обрабатываются как все пластмассовые игрушки в детском учреждении, а помощников по мытью пуговиц долго ни искать, не упрашивать не придется.
Приведу несколько примеров игр с пуговицамина развитие мелкой моторики пальцев рук:
Поднимание пуговиц. С помощью двух пальцев разных рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары одноимённых пальцев обеих рук (по очереди).
Усложнение: сочетать в парах разные пальцы обеих рук, например пара – указательный палец правой руки и мизинец левой руки.Игра на время: кто за определенное время соберет больше пуговиц?
Расти, пальчик! Большим пальцем двигаем пуговицу по фаланге пальца от ногтя к ладони и обратно, заставляя «расти» каждый пальчик.
Усложнение: выполнение упражнения двумя руками одновременно.
Кто быстрее?
Положите пуговицу на указательный палец ребенка. Задача его товарища будет в том, чтобы переложить пуговицу на свой палец без использования других. Проигрывает тот, кто уронил предмет.
Если детей достаточно много, можно разделить их на команды и устроить соревнования. Передай пуговицу. Передавать пуговицу из рук в руки по кругу.Усложнение: менять способ передачи пуговицы. Подбери пуговицу.
Дидактические игры: «Подбери пуговицу»Цель: Развитие воображения, чувства цвета, формы. Умение подбирать пуговицы к разным видам одежды. «Дорисуй»Цель: Развивать воображение, эстетический вкус «Нарисуй пуговицу», «Выложи узор», «Сортировка», «Найди пару», «Повтори ряд», «Запомни и повтори», «Передай, не роняя», «Ориентирование в пространстве», «Посчитай»Цель: Развитие у детей логического мышления, внимания, эстетического восприятия, внимательного отношения к совместной деятельности. «Волшебный мешочек»Цель: Составление описательных рассказов о пуговицах. Речевые упражнения – «Опиши», «Подбери и расскажи», «Придумай сказку».
Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности.
В ходе познавательно – исследовательской деятельности мною были проведены опыты с пуговицами с использованием магнита (металлические пуговицы магнит притягивает, а деревянные и пластмассовые пуговицы нет, опыт с водой (деревянная пуговица в воде не тонет, а пуговицы из других материалов тонут).
Чтоб заинтересовать детей в художественно – эстетической деятельности мною был создан альбом «Поделки из пуговиц».
В ходе работы была создана коллекция пуговиц, которую мы использовали в упражнениях по развитию речи, в изобразительной деятельности, развитию элементарных математических представлений. В проведении дидактических и сюжетных игр, исследовательской деятельности.
Использование пуговиц в моей работе способствовало повышению познавательной активности детей. Дошкольники стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием. В связи с этим обогатился словарный запас, в своей речи дети стали больше проявлять словотворчество.
Данная работа заинтересовала не только детей, но и родителей, которые стали активными участниками педагогического процесса.
В работе с родителями мной была проведена консультация «Пуговица в воспитании ребёнка», мастер-класс «Праздничный венок с использованием пуговиц». На заключительном этапе была организована выставка совместных детско – родительских работ – поделок и картин из пуговиц, создание мини-музея «Чудо – пуговица». Данные игры и пособия рекомендовала изготовить родителям в домашних условиях, так как они способствуют повышению познавательной активности детей, развитию их творческих способностей. Красивые необычные работы из пуговиц – результат совместной работы детей, родителей и воспитателей. Дети не только увидели декоративные пуговицы (из дерева, перламутра, пластмассовые пуговицы,изображающие знакомые предметы: цветок, рыбку, яблоко, смайлик, но и превратили эти пуговицы совместно с родителями в настоящие шедевры.
Результат.
Самая обычная вещь – пуговица помогла связать обучение с жизнью, развить познавательный интерес детей, любознательность к различным областям знаний, творчество. Расширился их кругозор посредством познавательно-исследовательской деятельности, появился интерес к сравнению пуговиц, к познанию их особенностей, и назначению, у детей сформировались элементарные математические представления, интерес к окружающему миру, сформировалась потребность к здоровому образу жизни, развилось репродуктивное и творческое воображение.
Использование данного опыта работы дает возможность детям применять полученные знания и умения в жизни.
В связи с этим считаем целесообразным внедрение данного опыта в практическую деятельность педагогов для решения образовательных задач.
Источник