Пугливый ребенок 1 год что делать
Страхи и мнительность формируются в течение всей жизни. Их вызывают те или иные события в жизни человека. Есть несколько видов страха: безусловные, которые заложены самой природой для самосохранения (страх высоты, например), и условные, появляющиеся после отрицательного опыта. Но родители зачастую усугубляют самостоятельное осознание страхов у ребёнка, добавляя ему своих.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей – в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Вредный совет №1. Каждый день повторяйте, что ребёнка непременно украдут (заберёт милиция, тетя, дядя, бабайка), если он не будет слушаться.
Это самое распространённое действие со стороны мам и бабушек. Наверняка, вы сами не раз слышали, идя по улице, как бабушка стращает малыша подобными «забирайками». Иногда ещё и пальцем на дядю покажут. А тут и сам дядя начнёт говорить, что заберёт, поддерживая неуместную «шутку». Эта честь часто выпадает пожилому незнакомому старичку, которого малыш обязательно испугается.
А теперь представьте, какой стресс испытает малыш. Нам взрослым это кажется игрой, а у ребёнка стойко вырабатывается страх. Такое поведение взрослого сильно портит отношения с ребёнком и снижает доверие к родителям.
Вредный совет №2. Если ребёнок высказывает свой страх, не надо его успокаивать.
Зачастую родители не обращают внимание на страхи ребёнка, успокаивая себя, что с возрастом это проходит. Дорогие взрослые, вспомните себя! Каждый ребёнок боится монстров под кроватью. И вместо того, чтобы уйти, оставив ребёнка наедине с темнотой, лучше создайте добрую сказку. Дайте мягкую игрушку и скажите, что она его будет охранять, или поведайте по секрету, что у вас есть секретное оружие от монстров, и вы обязательно защитите своего малыша. Даже аскорбинка на ночь с присказкой, что сладких детей монстры не едят, поможет!
Примерно так же обыгрываются и остальные страхи. Не оставляйте их без внимания. А если страхов у ребёнка ни один и ни два, то тут лучше обратится к психологу, так как это признак повышенной тревожности.
Вредный совет №3. Чаще рассказывайте о криминальных новостях, которые происходят в мире.
Следите за своими разговорами и за медиа. Не нужно ребёнку знать, что происходит в мире. Кадры по телевизору и рассказы с элементами насилия лишний раз взбудоражат впечатлительного ребёнка. Конечно, в эпоху цифровых технологий очень тяжело уберечь от лишней информации. Старайтесь хотя бы минимизировать это воздействие: следите, во что ваш ребёнок играет или что смотрит в интернете (да-да, дети 4-5 лет отлично справляются с видеохостингами и браузерами, ведь есть голосовой поиск).
Вредный совет №4. Обязательно одёргивайте его от чего-то нового, не позволяйте ничего делать, а то, не дай Бог, что-то случится.
Этим синдромом страдают мамы с гиперопекой. С возраста, когда дети только начинают ходить, мамаши-наседки с причитаниями и оханьями бегут к ребёнку, если тот споткнулся. А потом начинается: плавать нельзя – захлебнёшься, на лыжах кататься не пойдёшь – можно упасть и стать инвалидом, на качелях не катайся – лоб расшибёшь, и всё в таком духе. В итоге вырастает забитый пугливый человечек без возможности самореализации. В более позднем возрасте это может вылиться в конфликт с родителями, вплоть до того, что ребёнок будет делать всё вам назло, даже если это ему не надо. Ведь раньше у него не было возможности попробовать что-то новое. Не забывайте, что ваш ребёнок – личность, а не животное на привязи.
Чаще всего гиперопека возникает у взрослого, если у него самого повышенный уровень тревожности, возникший из-за травмирующих событий в прошлом (например, сложная беременность, сильное заболевание у ребёнка во младенчестве и т.д.). Это тоже своего рода страх, но уже страх родителя. Поэтому мамам тоже стоит иногда обратиться к психологу.
Вредный совет №5. Разрешайте смотреть мистику и ужасы, играть в страшные компьютерные игры – это же просто развлечение. Ничего страшного.
Как уже было сказано выше, тяжело оградить ребёнка от гаджетов в современном мире. К тому же в дошкольном возрасте у детей формируется потребность в страшилках, которые являются неотъемлемой частью развития детской психики, помогая в принятии такого понятия, например, как смерть. Вы ещё не раз услышите из уст ребёнка про гробик на колёсиках или чёрную руку, которых сами боялись в детстве.
Но современные каналы на видеохостингах кишат не только страшилками, но и шок-контентом, который разумеется детям не по возрасту. А компьютерные игры содержат большой процент насилия. Что делать в такой ситуации? От современности ведь никуда не убежишь. Что касается гаджетов, то у каждого провайдера есть услуга «Родительский контроль». Она убирает из поиска все материалы с маркировкой 18+. А если уж ваш ребёнок хочет сидеть за компьютером, то пусть играет в казуальные или аркадные двухмерные игры. 3D-игры даже не кровавые возбуждают психику ребёнка. Отсюда и плохой сон, и повышенная капризность.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Евгения Константинова, консультирующий психолог в интегративном подходе, автор видеоблога «Психология как наука»:
– То, насколько мы тревожимся, обусловлено не только психологией, но и физиологией. Примерно 30% людей страдают от повышенной тревожности из-за того, что их организм по ошибке слишком много сигналов извне воспринимает как потенциальную опасность. Поэтому если у вас ребёнок очень впечатлительный, то не стоит искать причины исключительно в своих действиях. Но в любом случае, конечно, нужно акцентировать внимание на том, как справиться с опасностью (реальной или потенциальной), а не игнорировать, высмеивать и прочее.
Несмотря на то, что эти советы вредные, ими всё равно пользуются мамы. Очень важно понимать грань между осторожностью и гиперопекой, спокойным отношением к страхам ребёнка и вниманием именно к тем проблемам, которые могут привести к фобиям. Конечно, мы не всегда можем понять, что действительно заботит малыша. Но и запугивать лишний раз его не стоит. Найдите время пообщаться с ребёнком, чтобы развеять сильные страхи и успокоить.
Как вам наши советы?
Поделитесь в комментариях!
Источник
Я бы рассматривала этот страх как признак неполноты во взаимоотношениях.
Чего-то не хватает.
И то, чего не хватает, пугает, хотя это ложный страх…
25.09.2003 15:45:40, Элла Прокофьева
Еще вот эту стать можете почитать:
Таблица нормы детских страхов и методы борьбы с неврозом страха
https://www.eti-deti.ru/st_neadekvat_5.html
Хотя я напоминаю, что нам, например, два ЛОРа сказали, что вполне возможно, что ребенок физически слышит гораздо громче остальных и это больно.
26.09.2003 14:26:21, Инта
Пока Элла не ответила, порассуждаю по-мамски, раз уж меня это каким-то образом коснулось.
Есть такое понятие как “тревожные дети”. Бывает тревожность ситуативная, она имеет за собой вполне понятную причину, она естесвенна. А есть тревожность как свойство личности ребенка. Цитатка: “Главное, чтобы тревожность не стала личностной чертой ребенка. Такие люди постоянно неуверены в себе и своих решениях, все время ждут неприятностей, эмоционально неустойчивы, мнительны, недоверчивы”
Есть очень много статей на эту тему. Можете просто набрать в яндексе что-то типа “причины детских страхов”.
Вот еще одна цитатка: “Что же делать, если ребенок тревожный? Конечно, каждый случай индивидуален, и избавляться, прежде всего, нужно от истинных причин тревоги. Самый же общий совет – в каких бы формах не проявлялась тревожность ребенка, надо повышать его самооценку, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявление любви, предоставить ему полную свободу проявления любой инициативы. И не ждите, что ребенок тут же воспрянет духом – он слишком тревожен, чтобы сразу поверить в свою свободу и суметь ею воспользоваться. Возможно, что первые его инициативы будут весьма Вам неприятны или направлены против Вас. Это естественно, потому что ребенок таким образом проверяет Вас на честность в отношениях – не передумаете ли Вы, не подвох ли это? Необходимо остаться верным демократической позиции, суметь окружить ребенка доброжелательными, ничего не требующими от него людьми, которые в то же время увлечены каким-то делом.”
Это я все к вашему “она не жалуется, она просто пугается”.
Подумайте, можно ли вашу девочку назвать тревожной? Если да, то можете поробовать снять эту тревожность.
Вот еще цитатка: “Нет ничего страшнее для малыша, чем лишится родительской любви. Вследствие этого у ребенка возникает постоянное чувство вины, неуверенности, страха перед родителями. Он становится замкнутым, боится незнакомых людей, учителей, его пугает одиночество. Ему страшно оставаться одному в темной комнате, он боится больших коллективов, отказывается идти в детский сад. Вполне вероятно, что подобным образом ребенок не только проявляет свои страхи, но и просто пытается привлечь внимание родителей, заслужить их любовь.”
А книжку Росса Кемпбела все равно можно почитать. Ее можно скачать в электронном виде. Многое объясняет. Там говорится о том, что безусловно почти все родители очень любят своих детей. Но часть из них просто не умеет показывать свою любовь так, чтобы это почувствовал ребенок. Эта книга учит, как конкретно заверить ребенка, что он безусловно любим 🙂
26.09.2003 13:59:12, Инта
большое спасибо, книгу прочту, и постараюсь объективно оценить свои отношения с ребенком. Хотя…не вижу я, честно говоря, что она недополучает любви. Любая инициатива приветствуется, любое достижение хвалится. В этом плане я себя упрекнуть не могу. Возможно причина в более раннем детстве. Она была проблемным ребенком (в плане неврологии), ее сильно оберегали, бабушка вообще была привержена тактике – ка бы чего не вышло. Но уже достаточно давно я веду со свекровью работу в этом направлении. Вижу, что результат есть.
Огромное Вам спасибо за советы.
26.09.2003 15:20:18, Маняша
Источник
1102 просмотра
30 августа 2020
Гуляли в лесу, держала своего 5- ти месячного ребёнка на руках. Мама меня окликнула из леса, я ей крикнула очень громко в ответ, чтобы она услышала. Ребенок на руках, видать, очень испугался моего внезапного крика, так как горько и громко рассплакался, но длился это плач не более минуты, я покачала малышку, поцеловала и она успокоилась.
В течение нескольких минут мне показалось, что у нее был отстраненный вид, когда я ее положила в коляску. Через час она себя уже вела совершенно обычно.
Теперь беспокоюсь о возможных нарушениях в психике ребенке или его слуха.
Уважаемые врачи, что я могу теперь сделать, чтобы избежать последствий у ребенка после данного испуга? Какие могут быть последствия?
Возраст: 41
На сервисе СпросиВрача доступна консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!
Педиатр
Здравствуйте! Ничего страшного не случилось. На ребенке это никак не скажется, не волнуйтесь.
Педиатр
Здравствуйте ни чего страшного больше общайтесь с ребёнком
Педиатр
Добрый день. Не переживайте, ребенок все забудет быстро. Продолжайте вести себя как обычно, играйте с ребеночком побольше.
Последствий никаких не будет.
Здоровья малышу.
Педиатр
Здравствуйте, не переживайте, ребёнок забудит в скором временем, вам в свою очередь нужно создать спокойную атмосферу, больше радостных и ярких эмоций для ребёнка, отвлечь от испуга, больше разговаривайте, обнимайте и самое главное самой оставаться спокойной.
Акушер, Гинеколог, Врач УЗД
Добрый день.
Ничего страшного в этом нет.
Обычная реакция ребенка на громкий звук.
Это никак не отразится на психическом развитии.
Педиатр, Терапевт, Массажист
Если бы психика человека было настолько хрупкой, мы бы очень быстро вымерли. Это обыкновенный эпизод, он не откажет никакого негативного влияния, потому что не был травмирующим. Страх это тоже чувство которое требуется человеку для самосохранения. Поэтому реакция ребёнка нормальна, и она должна периодически тренироваться на того чтобы все эмоции были в порядке
Любовь, 30 августа 2020
Клиент
Наталья, очень внезапно и громко это было для малышки в полной тишине леса, получилось, что я ей буквально на ухо закричала почти звериным криком((( мама пугает, что ребенок может стать заикой …
Педиатр, Терапевт, Массажист
Если бы напугали ребенка более старшего возраста у которого сформировалось речь, возможно могли быть какие-то проблемы при резком испуге. В вашем случае ничего, никаких последствий не ожидается
Педиатр
Здравствуйте! Неожиданность послужило причиной такой реакции. На психику не повлияет, т.к. природа позаботилась и защитила головной мозг ребенка(он пока не зрелый и не фиксирует/не запоминает информацию). Так что не передивайте! Отпустите эту ситуацию. Наслаждайтесь материнством!
Акушер, Гинеколог
Добрый вечер! Ничего страшного не произошло, не переживайте! Никакого вреда для слуха нет, ребёнок просто испугался!
Педиатр
Добрый вечер. Не переживайте, ничего страшного не случилось, не переживайте. С ребенком все в порядке.
Инфекционист
Здравствуйте! не переживайте. Все в порядке. Малышка испугалась громкого крика, потом забыла и успокоилась. Последствий не будет!
Оцените, насколько были полезны ответы врачей
Проголосовал 1 человек,
средняя оценка 5
Что делать, если я не нашел ответ на свой вопрос?
Если у Вас похожий или аналогичный вопрос, но Вы не нашли на него ответ – получите свою 03 онлайн консультацию от врача эксперта.
Если Вы хотите получить более подробную консультацию врача и решить проблему быстро и индивидуально – задайте платный вопрос в приватном личном сообщении. Будьте здоровы!
Источник
Вы стали замечать, что ребенок грызет ногти? А может он со слезами собирается в детский сад или школу? Или стал очень часто мыть руки с мылом?
Проявления этого недуга (вернее целой их группы) разнообразны. Как и причины, к ним приводящие.
Многоликий невроз. О нем мы говорим сегодня с нашими постоянными консультантами из «Клиника Эксперт Тула» – врачом-неврологом Сычевой Анной Георгиевной и психологом Шерешевской Кристиной Юрьевной.
– Вокруг этого заболевания много мифов и страхов. Большинство родителей уверены в том, что если ребёнок часто капризничает или плохо спит, значит у него невроз. Что на самом деле скрывается за диагнозом «невроз»?
Невроз – это расстройство психической деятельности, вызываемое факторами, травмирующими психику. Невроз – понятие собирательное, включает в себя целый ряд нарушений. В Международной классификации болезней такого диагноза нет. Тем не менее, в медицинской практике оно используется по сей день. Невротическое расстройство обратимо, имеет функциональную природу.
Читайте материал по теме: Как подготовиться к школе после летних каникул: советы детского психолога
– В каком возрасте диагноз может быть поставлен ребёнку?
Если рассматривать неврозы максимально широко и включить в их число так называемую конституциональную детскую нервность, то диагноз может устанавливаться вскоре после рождения.
– Невроз – это неврологическое или психиатрическое заболевание?
Оно находится на «границе» неврологии и психиатрии. Его лечением занимаются неврологи, психиатры и психотерапевты. Определенную помощь могут оказать психологи.
– Каким бывает невроз и какой из видов заболевания встречается у детей чаще других?
Выделяют три основных вида невроза. Это неврастения, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Каждый из них состоит, в свою очередь, из других расстройств.
Актуальными для клинической практики являются так называемые системные неврозы. Обычно это мононеврозы. Сюда относят невротические: заикание, тики, энурез, энкопрез, нарушения сна. Это наиболее часто встречающиеся их формы у детей.
К невротическим расстройствам также принадлежат патологические привычные действия. Например, грызение ногтей, накручивание чего-либо на палец.
Наиболее часто встречается невроз навязчивых состояний.
– Какими симптомами проявляет себя невроз у детей?
Исходя из многочисленности видов невротических расстройств, проявления чрезвычайно разнообразны. Это частые моргания, шмыгания носом, причмокивание, покашливание, грызение ногтей, всплескивание руками, накручивание чего-либо на палец и т.д. Для подобных действий характерна повторяемость.
При неврастении может отмечаться неуверенность в себе, заниженная самооценка, наличие страхов.
Читайте материал по теме: Сказкотерапия детских проблем. Боязнь уколов
Фобический невроз (невроз страха) как часть может входить в другие формы невроза.
– Невроз может оказаться маской для каких-то других заболеваний?
Да. Например, под невроз может «маскироваться» психотическое расстройство.
– Все мы родом из детства. А если это так, означает ли это, что психологические и психиатрические недуги у детей формируют родители? Атмосфера в семье и родительское воспитание могут послужить пусковым фактором в развитии невроза у детей?
Да. Дело в том, что тип воспитания в семье во многом определяет развитие личности ребенка. Чрезмерная опека или неприятие, авторитаризм или гиперсоциализирующее воспитание – эти и другие моменты способны оказывать влияние на ребенка, на его темперамент, и могут быть своего рода факторами, провоцирующими развитие невроза.
Читайте материал по теме: Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер?
Вместе с тем не следует абсолютизировать влияние семьи. Существуют, разумеется, и другие причины формирования невротического расстройства. Сколько детей, испуганных собакой, начнут заикаться? Безусловно, далеко не все. И таких примеров можно привести много. Имеют значение и определенная «биологическая» почва – предрасположенность, сила психотравмирующего фактора и т.д.
– Причины неврозов у детей дошкольного и школьного возраста различаются или они одинаковые?
В целом причина одна – психотравмирующий фактор. Какие-то из них будут общими для детей любого возраста, другие будут отличаться.
Например, у школьника несоизмеримо более высокие умственные нагрузки, ожидания от него, необходимость развивать чувство ответственности. В какой-то степени такие общие моменты существуют и в дошкольном периоде, но они не столь интенсивны.
– Кто из детей находится в группе риска по развитию невроза?
Дети с наследственной предрасположенностью. В частности, тики на пустом месте не возникают. При опросе родителей такого ребенка может выявиться, например, тревожность у мамы.
Следующий момент – проблемы в сфере взаимоотношений между родителями.
Определенный фон для возможной невротизации может создать стиль или модель поведения родителей. Например, если мама отличается повышенной тревожностью, то она может «передаваться» и ребенку.
Появлению невротического расстройства могут способствовать ошибки в воспитании.
– Врач какой специальности занимается лечением неврозов у детей?
Невролог, психиатр, психотерапевт, педиатр.
– Невроз обязательно требует лечения или достаточно убрать провоцирующие факторы и создать ребёнку спокойную атмосферу?
Лечение невроза у детей не обязательно медикаментозное. В любом случае? требуется психологическая работа с ребенком и его родителями, чтобы выяснить провоцирующие моменты, психотравмирующий фактор и т.д. Часто такой работы бывает достаточно, чтобы устранить проблему.
В некоторых случаях используются лекарственные средства. Схема лечения всегда определяется врачом.
– Что главное при лечении невроза? Как родители и ближайшее окружение могут помочь своему ребёнку справиться с заболеванием?
Необходимо выяснить причину невротизации. Очень важно родителям участвовать в лечебном процессе. Рекомендуется работа с психологом, который разберется в возможных проблемах внутри семьи и даст соответствующие рекомендации.
– В чём заключается профилактика невроза у детей?
В первую очередь это гармонизация семейных взаимоотношений. Легко сказать – трудно сделать. Поэтому необходимо пояснение.
Важно придерживаться общих принципов воспитания для всей семьи (единство запретов, требований, реакции на различные поступки ребенка).
Обсуждать «что такое хорошо» и «что такое плохо». Недостаточно просто запрещать – важно уметь аргументированно показать, почему. Делать это можно уже с 3-х лет.
Читать сказки с положительным нравственным содержанием. Хорошо разыгрывать соответствующие ситуации (в том числе и с использованием игрушек), разъясняя по ходу, что и почему допустимо или запрещается.
Больше наших статей каждый день в социальных сетях: ВКонтакте, Фейсбук, Одноклассники
Родителям необходимо грамотно общаться с ребенком. Негативное влияние может оказывать авторитаризм. В идеале оптимален демократичный, партнерский стиль отношений. Важно уметь слушать ребенка, понимать его и помогать ему понимать самого себя. Например, если ребенок плачет, правильно будет не спросить его «Почему ты плачешь?», а сказать «Я знаю, что ты расстроен. Скажи мне почему».
В процессе общения важно формировать контакт «глаза в глаза» с ребенком, по возможности располагаться на уровне его роста: присаживаться на корточки или сажать ребенка повыше. Следует помнить, что партнерство – не синоним вседозволенности, а уважительное отношение к ребенку.
Необходимо грамотно дозировать интеллектуальную и физическую нагрузку. Нередко невроз развивается из-за ее несоответствия реальным возможностям ребенка. Школа с ее количеством уроков, плюс несколько кружков с необходимостью успевать везде вполне могут стать фактором, провоцирующим развитие невроза. Подобная ситуация может наблюдаться и в период подготовки ребенка к школе.
Читайте материал по теме: Что делать, если у ребёнка болит живот?
Большое значение имеет работа родителей над собой. Показано, что у тревожных родителей – тревожные дети. Если родитель знает о своей повышенной тревожности, страхах, нужно работать с данной проблемой – самостоятельно или с помощью специалиста. Здесь работает принцип «Воспитывай себя, поскольку ребенок будет похож на тебя».
Другие материалы по темам:
Виноваты ли жабы? Почему появляются бородавки у детей?
Непривитые дети – самые здоровые?
Сказкотерапия детских проблем. Боязнь стоматолога
Для справки:
Сычева Анна Георгиевна
В 1981 году окончила педиатрический факультет Астраханского государственного медицинского института (сегодня – Астраханский государственный медицинский университет).
С 1981 по 1982 годы проходила интернатуру в I-Московском медицинском институте им. И.М. Сеченова по специальности «Педиатрия».
В 1995 году прошла профессиональную переподготовку в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии по специальности «Неврология».
В настоящее время занимает должность врача-невролога в «Клиника Эксперт Тула». Принимает по адресу: ул. Болдина, д. 74
Шерешевская Кристина Юрьевна
В 2010 году окончила факультет педагогики и психологи Орловского государственного университета по специальности «Дошкольная педагогика и психология», а в 2016 году – аспирантуру по специальности «Педагогическая психология».
В 2017 году завершила курс обучения в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии».
Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, педагог-психолог, кандидат психологических наук.
Источник