Птичий язык у ребенка 3 года

Птичий язык у ребенка 3 года thumbnail

Моторная алалия определяется как состояние, обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга.

Моторная алалия

Подготовила Наталья Ильина

Моторная алалия определяется как состояние, обусловленное очаговым недоразвитием или ранним поражением моторной речевой зоны больших полушарий головного мозга.
Алалия наблюдается у детей с сохранным периферическим слухом и артикуляционным аппаратом, имеющих достаточные для развития речи интеллектуальные возможности.
Нельзя считать алалию вполне определенным однородным нарушением, вернее, это собирательный термин для ряда состояний с различной картиной проявлений (и различной мозговой локализацией), общим для которых является патологическое развитие моторной речи.
Тяжесть алалии может быть различной. В одних случаях ребенок, после 5-6 лет, начинает говорить, т.е. дело идет о сравнительно небольшой задержке развития речи, в других – при отсутствии специального обучения он остается немым до 12-13 лет, и позже овладевает только очень неполноценной и бедной речью.
Алалию нельзя рассматривать просто, как задержку развития речи. Показано, что речь, возникшая с запозданием и в дальнейшем развивается несколько своеобразным путем.
Схематизируя результаты наблюдений, можно сказать, что развитие речи алалика проходит, обычно, три этапа. На первом – ребенок владеет немногими словами, часть которых имеет характер детского лепета (ням-ням, тпру и т.д.). Пытаясь изъясниться с окружающими, он прибегает к мимике и жестам. Интересно, что некоторые мимические реакции принимают постоянное значение, становясь, таким образом, как бы мимическим словом.
На втором этапе – слов в распоряжении ребенка больше, но слова эти часто сильно искажены. Искажение слов заключается или в пропускании ряда звуков, трудных для произношения и частичной замене их другими (что имеет место у каждого косноязычного), или в перестановке слогов (“ломоко” вместо молоко), что очень характерно именно для алаликов.
В некоторых случаях ребенок называет только первый слог слова: “мо” – молоко, в других же договаривает слова до конца.
Нередко, на этом этапе появляется фраза из 2-3 слов, но построение фразы своеобразное: часть слов заменяется мимикой, падежные окончания отсутствуют, имеет место аграмматизм.
Вот типичные фразы: “Коля пить молоко”, “Мальчик Миша паф я” (мальчик хочет Мишку убить и взять себе).
Самым примечательным на этом этапе является наличие аграмматизма. В речи почти каждого ребенка, обучающегося говорить, могут встретиться грамматические ошибки в виде неправильных окончаний, ошибок в склонении, спряжении, в употреблении единственного и множественного числа и т.д. Однако, обычно, подобный аграмматизм наблюдается на самых ранних этапах развития речи, а затем, по мере увеличения словаря, ребенок быстро и незаметно овладевает правильным строем речи. Обиходная речь 3-4-летнего нормально развивающегося ребенка, обычно, мало отличается в грамматическом отношении от речи окружающих. Речь алалика, уже владеющего богатым запасом слов, зачастую характеризуется не наличием отдельных грамматических ошибок, а полнейшим аграмматизмом: он употребляет все существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенном наклонении. Предлоги и союзы чаще всего совсем отсутствуют.
Распределение слов в предложении также своеобразно. Особенности синтаксиса алалика объясняются отчасти тем, что он перерастает свои речевые возможности: мысли 7-летнего, а тем более 11-13-летнего ребенка, облеченные в словарь двухлетнего, естественно обусловливают своеобразие стиля, хотя это и не является единственной причиной. Как бы то ни было, аграмматизм алалика изживается медленно и трудно.
Надо добавить, что и на этом этапе часто сохраняются слова, характерные для первого детского лепета.
На третьем этапе развития речи алалик обладает уже довольно богатым запасом слов, значение которых уточнилось и специализировалось: лепетные слова исчезают, искажений становится меньше. Аграмматизм несколько сглаживается, в речи появляются предлоги, приставки, союзы. Часто, на этом этапе алалик правильно формулирует короткие фразы бытового значения. Однако полного овладения речью еще нет. Стоит предложить ребенку рассказать о прочитанном, виденном в кино или пережитом, как вновь обнаруживается речевая беспомощность, почти полная невозможность формулировать мысли в связной форме. В этих трудных условиях вновь оживает мимика и появляется аграмматизм.
Можно ли считать, что речь каждого алалика непременно должна пройти все упомянутые этапы? Конечно, нет. Развитие речи идет различными путями: в одних случаях, ребенок долго не начинает говорить, а затем, как бы внезапно, речь его начинает бурно развиваться и скоро становится правильной; в других – первые слова появляются рано, но речь долгое время остается бедной словами и аграмматичной. Возможны и другие варианты. Однако, постоянным и общим для всех является только то, что в начале выступает на первый план бедность словарного запаса, затем аграмматизм, искажение слов, позже неумение оперировать словами, затруднения в связной речи.
Организация обучения
Спонтанная ликвидация моторной алалии хотя и встречается в ряде случаев, однако, нередко наступает так поздно, что обучение ребенка в массовой школе становится невозможным. Кроме того, даже сравнительно небольшое запоздание в развитии речи оставляет след на развитии ребенка, тормозит формирование интеллекта, искривляет характер. Нельзя забывать об осложнениях алалии (дисграфии, заикании), которые в ряде случаев могли бы быть предотвращены своевременно принятыми мерами. Все это диктует необходимость организации специального обучения для моторных алаликов.
Литература
Трауготт Н.Н. К вопросу об организации и методике речевой работы с моторными алаликами // Хрестоматия по логопедии, том II / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. М., 1997.

Читайте также:  Везти ли ребенка в 3 года на море

Источник

Каждый ребенок развивается и приобретает навыки, умения. Родителям нравится наблюдать за этим процессом. Но не всегда они могут своевременно заметить отклонения, проблемы в развитии.

Если ребенок в 3 года говорит на своем языке, то это повод для беспокойства. Это проявление задержки речевого развития, психических болезней. Консилиум специалистов поставит точный диагноз.

Общая информация

Особенности развития речи ребенка в три года

В норме малыш произносит первое слово в возрасте 10-11 месяцев, простая фраза появляется в год. Из-за разных факторов этого не происходит, ребенок молчит либо ограничивается звукоподражаниями. Происходит это по разным причинам.

В три года речь ребенка характеризуется:

  • предложениями из 3-4 слов;
  • используется единственное и множественное число;
  • соотношением слова и предмета;
  • простыми предлогами;
  • способностью последовательно изложить события;
  • появляются прилагательные, наречия, местоимения.

Неправильное звукопроизношение (отсутствие шипящих, свистящих звуков) не должно вызывать тревогу. Эти группы появятся позже в речи, органы артикуляции не готовы к их воспроизведению.

Отставаний в физическом развитии не наблюдается, малыш начинает сидеть, вставать на ножки, ходить в положенные сроки. Единственное, что у него отмечается — отсутствие речи либо использование непонятных слов, так называемого «птичьего языка». Ребёнок произвольно соединяет звуки, комментирует все действия, но никто не понимает его.

Пример подобной речи: «на гокажи» переводится как «машина едет гонку». Малыш произвольно использует слоги, переставляет их, искажает звуки.

В детском возрасте отмечаются эхолалии, то есть ребенок говорит, как эхо, повторяя последний слог слова: «Ма-ша» превращается в «…Ша». Все это свойственно задержке речевого развития (ЗРР).

Дети с проблемами в речевом развитии понимают обращенную речь, показывают указательным жестом на предметы, картинки, людей.

Причины нарушения

У специалистов нет единого мнения по поводу того, почему нарушается речевое развитие. Условно выделяют две группы факторов: биологические и социальные.

К первым относятся болезни отца и матери, патологическое течение беременности, родов, первого года жизни малыша. Младенец чувствителен к окружающей среде, инфекционные болезни, травмы вызывают нарушения работы головного мозга.

Гипоксия, асфиксия опасны кислородным голоданием. Отсутствие кислорода в течение длительного времени приводит к отмиранию нервных клеток. Во время родов неправильные действия акушерки приведут к травмам шеи, головы — это негативно сказывается на сосудах. Недостаточное поступление крови к мозгу отрицательно влияет на его функционирование.

Плохая экологическая обстановка оказывает негативное влияние на малышей. Выбросы вредных веществ проявляются не на родителях, а на их детях. Поэтому после серьезных катастроф (горящие леса в Подмосковье в 2010 году) наблюдается всплеск рождаемости детей с патологиями нервной системы.

Развитие мозга до конца не изучено. Специалисты уделяют большое внимание социальным факторами. В детском возрасте малыши восприимчивы к окружающей среде. Сюсюкающий язык взрослых недопустим, так как дети легко перенимают образец.

Отсутствие социальных контактов, ограниченность, увлечение телевизором приводит к задержке речевого развития. Ребенок начинает развлекать себя сам, придумывает свой язык. Без обратной связи в лице родителя он не будет его совершенствовать.

Просмотр телевизора и задержка развития речи у детей тесно связаны

Разделение диагнозов

Постановка правильного заключения позволяет подобрать точный коррекционный маршрут. Он помогает полностью излечить болезнь, давая возможность ребенку пойти в обычную школу.

Разговаривать на своем языке ребенок может из-за психиатрических проблем. Шизофрения редко стартует в дошкольном возрасте, чаще дебютирует в подростковом периоде на фоне гормональных потрясений.

Шизофрения и аутизм не одно и то же. Второе никогда не перетекает в первое. Эти болезни имеют разные симптомы, прогнозы, лечение.

Сложно диагностировать шизофрению у детей. В течение месяца должны наблюдаться:

  • странные фантазии, ребенок не проводит грань между реальным и выдуманным миром;
  • необоснованные страхи;
  • ухудшение навыков бытового и социального спектра;
  • бессвязная речь;
  • немотивированная агрессия;
  • контрастные рисунки.
Читайте также:  Заболел ребенок 3 года температура кашель

Диагноз ставится психиатром после длительного наблюдения, ряда тестов. При правильной организации жизни ребенка приступы удается снизить, возникает ремиссия. Для этого убирают стрессы, активную деятельность, соблюдают режим дня.

Без своевременного лечения вторично развивается умственная отсталость. В трехлетнем возрасте появляются признаки асоциального поведения.

Расстройство аутистического спектра

При аутизме ребенок концентрируется на внутреннем мире. Он придумает личную систему правил, ритуалов, четко следует ней. Речь бессвязная, понятна только ему, в контакт не вступает. С раннего возраста заметна:

  • молчаливость;
  • избегание зрительного контакта;
  • негативная реакция на прикосновения.

С годами степень выраженности дефекта становится сильной. В тяжелых формах больной полностью замыкается в себе, не пользуется речью, не вступает в социальные контакты.

При дизартрии проблемы возникают только с произносительной стороной речи. Дети искажают звуки, меняют их на простые фонемы, но речь их относительно понятна для окружающих. Они пользуются фразой, частями речи, могут сказать что хотят.

При алалии ребенок не разговаривает либо ограничивается звукоподражаниями. При сенсорной форме не реагирует на обращенную речь, не воспринимает ее, не пользуется указательным жестом. При моторной выполняет инструкции, но не говорит. При обследованиях мозга видны поражения зоны Брока или Вернике.

При задержке речевого развития отмечается незрелость коры головного мозга, которая проходит самостоятельно. Стоит ребенку пойти в садик, как его словно прорывает, он начинает активно болтать. При алалии такое невозможно.

Грамотная постановка диагноза важна для выстраивания коррекционной работы. В отечественной дефектологии принят комплексный подход. Поэтому используют помощь специалистов медицинского, психологического, логопедического профиля.

Логопедическая диагностика

При подозрении на ЗРР необходимо обратиться к специалисту

Проблемы с речью редко видны с рождения. Задержка, нарушения развития становятся очевидными к трехлетнему возрасту. Если к этому периоду не наблюдается улучшений, речь малопонятна окружающим, родителям необходимо показать ребенка логопеду.

Нельзя затягивать с визитом к специалисту. Ранняя постановка диагноза, своевременная помощь повышает вероятность положительного исхода, полного излечения.

Логопед играет с малышом, показывает ему предметы, изучает степень понимания обращенной речи. Фиксируется количество звуков, слов в речи, наличие искажений слоговой структуры.

Обязательно собирается анамнез: болезни родителей, течение беременности, развитие в первый год жизни. Изучается обстановка в семье, климат, модель воспитания.

Для обследования трехлетних детей не используют картинки, так как им сложно их воспринимать. Специалист проводит диагностику только в ходе игры.

Обязательно назначается консультация невролога, психиатра, сурдолога. Они проверяют наличие органических проблем, при необходимости рекомендуют лечение. При проблемах со слухом требуется иная помощь, чем при задержке речевого развития.

Из методик обследования назначают электроэнцефалограмму (ЭЭГ), МРТ, УЗИ церебральных сосудов. Это позволит определить органические изменения и затруднения кровообращения. Для стимуляции работы мозга назначают медикаментозное лечение.

Психолог изучает состояние высших психических функций — памяти, мышления, внимания. При необходимости проводится специальная работа по их развитию.

Коррекция проблемы

Занятие с логопедом

При проблемах с речью ведущая роль в работе отдается логопеду. Его задача воспитать речевую активность. Для этого проводятся специальные занятия, где в ходе игр стимулируют процесс говорения.

Для выработки правильного произношения слов начинают со звукоподражаний, простых слов: мама, папа, дай, баба, няня и т. п. Ребенку дают куклу, потом логопед просит ее вернуть: «Маша, дай».

Вводятся в речь глаголы: «лови», «неси», «кати». Для их усвоения хорошо подойдут игры с мячом. Методика Новиковой-Иванцовой позволяет исправлять нарушения слоговой структуры слова.

Проводится сенсорная интеграция. Взаимодействие с разными материалами стимулирует нервную систему. В таз насыпают крупную фасоль, крупу, каштаны и среди них прячут маленькие игрушки. Перебирание мелких предметов стимулирует мелкую моторику и соответствующую зону головного мозга.

Участие родителей обязательно. В домашних условиях они являются образцом речи для ребенка. Они правильно называют предметы, четко проговаривают слова, поправляют малыша.

Логопед учит ребенка строить простую фразу из 2-3 слов, работает над четкостью произношения слов, расширением активного словаря. После этапа закрепления переходят к следующему: коррекции звукопроизношения, введению частей речи, местоимений.

Прогноз

Чем раньше поставлен диагноз, начата коррекционная помощь, тем больше шансов на полное излечение. Средняя длительность лечения около трех лет. Обязательно нужно комплексное сопровождение специалистов.

Чем раньше начата коррекционная помощь, тем лучше прогноз

Занятия с логопедом должны быть пять раз в неделю. Поэтому ребенка лучше переводить в специализированный детский сад. Родители каждый день занимаются с дошкольником, выполняют рекомендации специалистов.

В тяжелых случаях проблемы с устной речью провоцируют нарушения письма и чтения. Иногда детям с подобными дефектами приходится идти в коррекционную школу пятого вида (для лиц с тяжелыми речевыми нарушениями).

Читайте также:  Какой платье ребенку 3 года

Источник

Сказать, что сын молчит – было бы совсем неправильно. Он не молчит, он разговаривает на своем очень сокращенном языке. Но обо всем по порядку.

Первую фразу я услышала от него, когда сыну было чуть больше года. Мы ехали в машине, он начал хлопать в ладошки и чисто-чисто произнес – «ладуки-ладуки, гда были?», со всеми необходимыми интонациями… Он бы может, и дальше еще рассказал, но у меня эмоции поперли, он заулыбался и замолчал. Муж чуть руль не выпустил от неожиданности…

Потом, где то до полтора года, было еще несколько случаев, когда он отвечал чисто и в попад.

Первое слово его, после мама, было – КОГЛЬ-КОГЛЬ-КОГЛЬ)))) Так быстро-быстро… До сих пор остается догадываться, что это было… Я немка, может, это немецкая кровь заговорила?)

В полтора ребенок умел произносить несколько слов (из того, что сейчас вспомню – коготки, зезды, уголь, кика, бабака, ну и всякие звукоподражания). А вот дальше…

Так случилось, что мы переехали от свекрови (надоели постоянные скандалы) сначала к моим родителям, а потом в съемное жилье. И все…

Наша речь на этом застопорилась. Теперь у сына не коготки, а просто – ки, не зезды – а ды, не бабака – а ба…

Знает он очень много слов, если посчитать, то около тысячи точно, понимает тоже все, но дело в том. что все его слова практически на один манер. Ка, мы, ко, пы, бы…

Например, слон у нас оооо, жираф – йа, носорог – г, только коала – коааа))) Автобус – ба, поезд – дмдм, гонка – гока, трактор- тр, грузовик – гх. Розовый – оз, фиолетовый – ты, зелёный – ё, коричневый почему то уголь-уголь. Папа Леша – пыпы Ша, деда Вова – ды Вавава ну и так далее.

Самое интересное вот в чем. Он знает и умеет произносить почти все буквы (единственное, путает И с Н, Л с А, ь с Р), но я с буквами сильно не гружу, они как то сами собой учатся, я делаю упор на произношение. Так вот, произносит их по одной вполне прилично – а вместе – никак!

Прошу – скажи МИ – ми, ША – ша, МИША – пы-пы!

КИ – ки, СА – са, КИСА – кя!

ЖУ – жу, К- к, ЖУК – ку…

И так во всем… Стараюсь лишний раз его не доставать – скажи, повтори, потому что наоборот замыкается.

С раннего детства говорила с ним, все рассказывала, показывала, книги обязательно каждый день читаем. Хорошо умеет лепить из пластилина, конструктор собирает, раньше с крупами играли – теперь они ему не интересны. Книжки специальные читаем для развития речи…

В принципе, я сильно не паникую, знаю несколько знакомых детей, которые заговорили после 3 х лет,мне просто интересно – почему по отдельности слоги и буквы произносит, а вместе – не хочет? Как расшевелить его, чтобы перестал употреблять свой «птичий» язык?

Делать вид, что не понимаю, чего он хочет (как пишут в книжках по данной теме) – не вариант, он начинает психовать и убегает, в жизни из принципа не скажет ничего, характер такой…

Упражнения всякие тоже делать не хочет…

Невропатолог наш сказала пару месяцев назад на приеме – к трем заговорите, пропили мы пантокальцин. Да, стало лучше – иногда слышу, как повторяет про себя, проговаривает то, что я сказала, или что в мультике услышал, как эхо…

Но почему он слоги не связывает???

Теперь кратко про случай, когда дети заговорили после 3х. Вдруг кого успокоит, сама знаю этих детей)))

Мальчику было 4 года, он МОЛЧАЛ вообще, только мама-папа-баба, и все. Потом просто резко заговорил, сразу фразами и предложениями, буквально за неделю.

Девочка, ровно 3 года, заболела, во рту – стоматит. Тоже практически молчала… Мама ей рот обрабатывала, несколько раз в день, тут девочка не выдержала и спрашивает – «Ну, долго ты меня еще мучить то будешь?!» Похоже на анекдот, но реально мои соседи…

Спасибо за внимание и за комментарии!

Источник