Прыжки в развитии ребенка

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ? | Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно – мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений. Прыжки, так же как ходьбу, бег, метание, лазанье, упражнения в равновесии, человек использует во многих жизненных ситуациях с древних времен. Вместе с историей развития человеческого общества развивались и совершенствовались разновидности прыжков, повышались результаты в прыжках. Существуют различные виды и способы выполнения прыжков в высоту с разбега – «перешагивание», «волна», «хорейн» (перекат), «перекидной», «фосбюри-флоб»; в длину с разбега – «согнув ноги», «прогнувшись» и «ножницы»; а также «тройной» прыжок и прыжок с шестом. В настоящее время считаются наиболее целесообразными способы (например* прыжков в высоту), при выполнении которых ~ путь центра тяжести тела человека проходит под планкой, а не над ней. Благодаря этому стало возможным преодоление высоты выше роста прыгуна на 30-35 см. К таким способам относятся «перекидной» и «фосбюри-флоб». В прыжках в длину с разбега вначале использовался способ «согнув ноги», затем «прогнувшись», а в настоящее время большинство спортсменов используют «ножницы». Из всех перечисленных способов прыжков в детском саду используются прыжки в высоту с прямого разбега «согнув ноги» и в длину «согнув ноги», которые заканчиваются безопасным для детей приземлением, исключающим касания-земли руками и спиной. Вместе с тем для старших дошкольников доступен и прыжок- в высоту с бокового разбега способом «перешагивание» Прыжки относятся к основным движениям и имеют динамический характер. Все разновидности прыжков с места, кроме прыжков через скакалку, представляют собой движения ациклического типа, прыжки с разбега – смешанного типа. Каждый вид прыжка состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подготовительной, двух основных и заключительной. Первая фаза – принятие исходного положения при прыжках с места и разбег при прыжках с разбега, вторая – отталкивание, третья – полет, четвертая – приземление При выполнении прыжков в работу вовлекается большое число мышечных групп, что стимулирует функционирование всех систем организма и оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка. Прыжки ускоряют рост костей нижних конечностей, обеспечивают наибольшую их прочность, увеличивают амплитуду движений, что в свою очередь ведет к совершенствованию формы суставных поверхностей. В процессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость, координационные способности, ориентировка в пространстве, глазомер. Освоение разнообразных прыжков требует определенного уровня напряжения психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, представлений, воображения. Прыжки являются эффективным средством формирования личности дошкольника, его нравственных качеств, эстетического восприятия. Так, например, в играх «Зайцы и волк», «Волк во рву», «Мы – веселые” ребята» выполнение прыжков связано с проявлением смелости, честности, организованности, дисциплинированности; в играх «Лягушки и цапля», «Воробушки и автомобиль» – с проявлением выдержки, воли; в вариантах игр «Два Мороза», «Бездомный заяц»-с проявлением взаимопонимания и .взаимопомощи. Осваивая разнообразные прыжки, дети приобретают уверенность в своих ?илах, учатся применять их в различных жизненных ситуациях. Многообразие прыжковых упражнений, осваиваемых детьми дошкольного возраста, их частое повторение в различных условиях, в том числе в танцах и хороводах с музыкальным сопровождением, помогают ребенку приобрести пластику, грацию, ритмичность. При выполнении прыжков, особенно в окружении природы, у детей возникают положительные эмоции. Изучению условий повышения результатов в прыжках у детей дошкольного возраста посвящены исследования А. И. Быковой, Е. Г, Леви-Гориневской (1955), Т. И. Осокиной (1960), И.И.Сергеени (1980) и др. В них, в частности, отмечается, что в период от 3 до 7 лет результаты прыжков в высоту и длину увеличиваются более чем в 2 раза. Это становится возможным благодаря развитию физических качеств ребенка – скорости и силы нижних конечностей, повышению прыгучести, которая является скоростно-силовым качеством. На совершенствование прыжков определяющее влияние оказывает двигательный режим в группах детей раннего и дошкольного возраста. Чем больше ребенок целенаправленно двигается, тем большеу него. двигательный опыт, тем более высокого уровня он достигает при выполнении прыжковых упражнений. В детском саду используются разнообразные виды прыжков: подпрыгивания (подскоки), прыжки в глубину (спрыгивания), прыжки в высоту и длину с места разбега, различные прыжки через короткую и длинную скакалки. Их выполнение детьми разного возраста имеет свои особенности, связанные с анатомо-физиологическим и психологическим развитием младших и старших дошкольников. Методика обучения разнообразным прыжкам базируется на общих дидактических принципах и учете индивидуальных и возрастных особенностей детей. Прыжки занимают большое место в двигательной деятельности ребенка-дошкольника. Они способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, развитию мышц ног, спины, брюшного пресса, вырабатывают сложную координацию движений (6) При обучении детей прыжкам главное внимание необходимо уделить овладению основой техники движения, избегая при этом излишней детализации. Например, в прыжках в длину с разбега следует добиваться хорошего сочетания и слитного выполнения разбега с отталкиванием одной ногой с последующим приземлением на обе ноги одновременно, эластично сгибая ноги в коленях. Меньше внимания обращается на длину беговых шагов, на точность постановки ноги на место отталкивания, предоставляя выполнить данный прыжок в естественном для каждого ребенка ритме и темпе |
Источник
Время освоения прыжков для каждого ребенка индивидуально: одни справляются с этим к 2 годам, другие не могут прыгнуть даже в 5 лет. В среднем считается, что навык прыгания приходит к детям примерно в 2,5-3 года. Помочь малышу в этом вопросе могут родители. Ведь активное движение – залог полноценного физического развития и хорошего здоровья. Но как можно научить своего ребенка прыгать? С чего начать?
Предварительный этап
Перед тем как научить ребенка прыгать, нужно подготовить малыша физически. Ведь для овладения прыжками важно, чтобы у него были сильные мышцы ног, крепкие кости и связки, хорошая осанка, развитый вестибулярный аппарат (умение держать равновесие).
Без этого кроха будет падать. Наработать всю эту базу можно с помощью специального комплекса, в который входят такие упражнения:
- «велосипед»;
- ходьба на носках;
- ходьба на внешней стороне стопы;
- ходьба на пятках;
- приседания;
- упражнения на укрепление пресса и мышц спины;
- ходьба с притягиванием ног поочередно к животу («цапля»);
- удержание равновесия на одной ноге с раскинутыми в стороны руками («цапля в болоте»);
- использование качелей;
- ходьба по бревну.
Выполнять все эти упражнения ребенок будет охотнее, если подавать их в игровом ключе. Изображать длинноногую цаплю, крадущуюся лисичку, переваливающегося медвежонка, куклу-неваляшку ребенку намного интереснее, чем просто делать то, что требует взрослый. Но в любом случае родители должны контролировать и подстраховывать ребенка во время выполнения всех упражнений, показывать ему личный пример.
Подготовительный этап может занять несколько месяцев, прежде чем мышцы, связки и вестибулярный аппарат малыша будут готовы к испытанию прыжками. Поэтому не стоит торопить события, пока не станет очевидно, что ребенок научился держать равновесие и осанку, а его ножки достаточно окрепли.
Этапы обучения
Начинать освоение прыжков нужно с самых простых упражнений:
- подпрыгивания на двух ногах на месте;
- прыжков с продвижением вперед;
- спрыгивания с небольшого возвышения;
- прыжков на одной ножке.
Последний этап ребенок сможет освоить примерно к 4 годам, это нормально.
Начиная обучение, показывайте ребенку последовательность действий сами, придерживайте ее во время выполнения.
- Подпрыгивание на месте.
Во время первых прыжков дети чаще всего приземляются на всю стопу на ровных ножках, при этом руки и ноги не скоординированы, что может привести к падениям. Поэтому начинать занятия лучше на мягкой поверхности: матрасе, диване. Малышу объясняют, что приземляться нужно сначала на носочки, а затем уже ставить всю ступню, ножки при приземлении нужно немножко сгибать. Последовательность действий такова:
- ступни малыша стоят параллельно, ручки опущены;
- малыш немного приседает и отталкивается от опоры, выпрямляя ножки и помогая себе ручками;
- прыжок выполняется с прямыми ногами;
- приземляется на переднюю часть стопы (ножки полусогнуты).
- Прыжки вперед.
Когда ребенок научится подпрыгивать, нужно показать ему, как отталкиваться, чтобы прыгнуть вперед (толчок вперед-вверх).
- Спрыгивание.
После того, как освоены эти прыжки, можно начинать обучение спрыгиванию с возвышения. Это может быть, например, ступенька. Разница заключается лишь в том, что малышу не нужно сильно отталкиваться вверх.
- Прыжки на одной ноге.
Этот навык можно освоить только при умении хорошо держать равновесие. Ребенок поджимает одну ногу, отталкиваясь и приземляясь с помощью другой, помогая себе держать равновесие руками.
Игра в помощь
Известно, что лучше всего дети учатся, подражая своим родителям и в ходе игры. Поэтому, обучая их прыжкам, можно предлагать им изображать, как мама, разных животных или предметы (мячик, лягушонка, зайку, горошки, кенгуру, воробушка, кузнечика). При этом воробушек прыгает вперед, горошек или мячик – вверх, лягушонок может спрыгивать с камешка в болото или допрыгивать до другого камешка.
Можно предложить малышу ловить во время прыжка игрушечных бабочек, стрекоз или дотягиваться до предметов в руках родителей, перепрыгивать «лужицы», «ручейки», камушки», нарисованные или сымитированные игрушками, перепрыгивать через обручи, яркие скакалки или веревочки.
Создать бодрое настроение во время занятий могут различные стихотворения, потешки («Мой веселый красный мяч», «Скачет сито по полям»), стихи про лягушат, воробушков и т. д. Хорошо использовать в качестве иллюстрирующих такие слова: «прыг-скок», «с кочки на кочку», «с ножки на ножку».
Более сложные варианты игр могут состоять из нескольких действий. Например, при слове «воробей» малыш спрыгивает с возвышения и прыгает по земле, при слове «машинка» должен вернуться обратно. Или при словах «штиль» соскакивает в «воду» и играет, бегает, при слове «шторм» – возвращается обратно.
Становясь старше, ребенок сможет освоить прыжки со скрещиванием ног, прыжки с разбега в длину, высоту, с поворотом, подскоком, запрыгивание на возвышение и другие виды прыжков. Но начинать нужно с самых простых, соответствующих возрасту и физической форме ребенка, постепенно усложняя задачу. Это – главный залог успеха.
Источник
Главная
» 2020 » Май » 12 » Значение прыжков для физического развития ребёнка – консультация инструктора по физической культуре
11:35 Значение прыжков для физического развития ребёнка – консультация инструктора по физической культуре | |
Прыжок требует согласованной работы многих мышц, сложной координации движений, что возможно лишь при соответствующем уровне развития двигательного анализатора и подготовленности опорно-двигательного аппарата ребенка. Поэтому детей обучают определенному виду прыжков, исходя из их анатомо-физиологических возможностей и возрастных особенностей. Для детей дошкольного возраста доступны наиболее простые виды прыжков: подпрыгивания на месте, с продвижением, спрыгивания с высоты, прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с места и с прямого разбега, прыжки со скакалкой. Техника прыжка состоит из следующих элементов (фаз): исходное положения, замах или разбег, толчок, полет и приземление. Каждая предшествующая фаза подготавливает и обусловливает последующую: исходное положение помогает правильно выполнить замах (при прыжках с места), разбег (при прыжках с разбега); замах или разбег (подготовительная фаза) создает наиболее благоприятные условия для толчка от земли (пола). От амплитуды замаха зависит сила толчка. При разбеге развивается большая скорость горизонтального движения, что дает силу для толчка и в результате обеспечивает большую дальность полета. Толчок создает необходимую для полета начальную скорость и правильное направление. При прыжках с места толчок производится двумя ногами одновременно, а при прыжках с разбега — одной, более сильной ногой. Сила толчка зависит от размаха или разбега. Разбег и толчок обеспечивают результат выполнения прыжка в целом. Длина и высота траектории полета, которую описывает общий центр тяжести тела, находятся в прямой зависимости от горизонтальной скорости, развиваемой при разбеге, и вертикальной скорости, развиваемой при толчке одной или двумя ногами, и определяются предыдущими элементами (разбег и толчок). Скорость и направление движения в полете изменить нельзя, но важно создать наиболее выгодное положение тела при преодолении препятствия и подготовиться к приземлению. Основная задача при приземлении — погасить скорость полета без резких сотрясений и толчков и сохранить равновесие. Прыжки можно разделить на 2 типа по принципу координации: 1. Прыжок толчком двумя ногами – требует симметричной координации ног и рук (то есть действия обеими ногами сразу). 2. Прыжок толчком одной (с разбега) – требует больше перекрестной координации, а при приземлении на две ноги – симметричной.Для чего необходимо такое разделение? Дело в том, что при выполнении прыжков с предельным усилием дети смешивают две, в общем-то, противоположные техники, в результате – не могут добиться толкового результата ни в одном варианте. Поэтому следует разделять эти упражнения по времени: например сегодня прыгаем толчком двумя, завтра – с разбега. С самого начала необходимо требовать четкого выполнения техники, то есть – добиваться четкой координации движений, которая как раз и управляется головным мозгом и формирование которой способствует формированию нейронных связей, следовательно – развитию соответствующих отделов ЦНС. | |
Просмотров: 173 | Добавил: osteririna | Рейтинг: 5.0/1 |
Источник
Прыжок как двигательное действие детей
Автор:
Поцус Наталья Антанас
Прыжок – один из видов основных движений – относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям.
Прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений.
Обучение прыжкам идет целостным методом, т. е. прыжок каждый раз выполняется без выделения составляющих его двигательных действий. Но необходимо обращать внимание детей на тот элемент, который еще плохо получается, например, отталкивание одновременно обеими ногами или приземление на носки.
В прыжках нет повторяющихся фаз: каждый прыжок представляет собой одно законченное, протекающее в определённой последовательности движение.
В каждом прыжке различают четыре фазы движения:
1) подготовительную,
2) отталкивание,
3) полет.
4)приземление.
Смысл подготовительной фазы – создать наиболее выгодные для отталкивания условия, которые обеспечат наибольшую силу толчка и наибольшую начальную скорость при полете. В прыжках с места подготовительная фаза связана с легким сгибанием ног, небольшим наклоном вперед и отведением рук назад. В подготовительной фазе прыжков с разбега, кроме того, развивается большая скорость горизонтального движения, которая увеличивает дальность или высоту полета.
Фаза отталкивания – наиболее важная часть самого прыжка. Отталкивание создает необходимую для полета скорость и придает ему правильное направление. Отталкивание должно быть кратковременным, быстрым, энергичным, резким. Прыжки в глубину не требуют сильного отталкивания. При прыжках с места отталкивание совершается обычно двумя ногами одновременно, при прыжках с разбега – одной ногой. В работе с дошкольниками не надо стремиться к выделению более сильной толчковой ноги. Для разностороннего физического развития важно, чтобы дети отталкивались и той и другой ногой.
В фазе полета прыгающий занимает наиболее выгодное положение тела для преодоления расстояния или препятствия, а также готовится к приземлению.
Приземление надо тщательно отрабатывать.
Основная задача этой фазы прыжка – погасить скорость поступательного движения и сохранить равновесие. Приземление должно быть мягким, эластичным, с легким сгибанием колен, предупреждающим сотрясение тела ребенка. Лучше всего приземляться на мягкий грунт (песок, взрыхленную землю, мат). Такая предосторожность необходима, так как у детей 3-7 лет недостаточно окрепли мышцы, суставы и связки ног, недостаточно укрепились и внутренние органы. Неумение координировать движения и сохранять равновесие часто приводит к приземлению на прямые, жесткие ноги, на всю ступню, пятку. Большая нагрузка на стопу в момент такого приземления на жесткий грунт может вызвать растяжение связок и мышц ног, послужить причиной образования плоскостопия.
Для любого вида прыжка необходимо правильное приземление. Поэтому важно, как можно раньше научить ребенка мягко приземляться, что предупреждает появление травм при выполнении прыжков на жестком грунте, при спрыгивании с естественных препятствий, порой довольно высоких; предохраняет от развития плоскостопия.
На первых этапах обучения большое значение приобретает показ прыжка, при этом особое внимание уделяется мягкому приземлению. Не следует требовать от детей прыгнуть как можно дальше или выше. Главное – правильно приземлиться, не потерять равновесие.
Дети очень любят прыгать, и лишать их этой радости нет никаких причин. Опасение, высказываемое некоторыми авторами, что при прыжках могут иметь место сотрясение спинного мозга и сбавление или искривление мягкого позвоночника, не имеет достаточного основания. Благодаря расположенным между позвонками хрящевым пластинкам позвоночник получает большую эластичность, предохраняющую его и заключенную в нем мозговую массу от каких-либо повреждений (А.П. Усова, 1950)
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм ребёнка. При их выполнении усиливается кровообращение и дыхание, развиваются мышцы ног, живота и всего туловища, укрепляются связки и суставы нижних конечностей. Большое значение имеют прыжки для развития у детей прыгучести, подвижности, ловкости, смелости. Разнообразные подпрыгивания, включенные в утреннюю гимнастику, занятия усиливают их физиологическое воздействие.
Картотека подвижных игр для развития прыгучести
Подвижная игра «Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: Развивать умение детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда воспитатель произнесет последние слова.
Ход игры:
Дети стоят с одной стороны площадки, около них воспитатель с мячом в руках. Он показывает, как легко и высоко подпрыгивает мяч, если его отбивать рукой, сопровождая действия словами:
Мой весёлый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой.
Затем воспитатель предлагает детям выполнить прыжки, при этом отбивая мяч о землю. Прочитав снова стихотворение, он говорит: «Сейчас догоню!» Дети перестают прыгать и убегают. Воспитатель делает вид, что ловит их. Воспитатель, не пользуясь мячом, предлагает детям выполнить прыжки, сам же при этом поднимает и опускает руку над головами детей, как будто отбивает мячи.
«С кочки на кочку»
Цель: учить детей прыгать из обруча в обруч на двух ногах, приземляясь на носки полусогнутые ноги, делать сильный взмах руками. Развивать ловкость, выносливость. Укреплять своды стоп.
Ход игры:
На площадке воспитатель чертит небольшие кружочки диаметром 30-35см. расстояние между кружками примерно 25-30см. это кочки на болоте, по которым нужно перебраться на другую сторону. Вызванный ребёнок начинает прыгать на двух ногах из одного кружка в другой, продвигаясь вперёд. Перебравшись на другую сторону зала, он шагом возвращается обратно.
2 вариант
Сначала дети выполняют это задание по одному, затем предложить перебраться на другую сторону 2-3 детям выигрывает тот, кто правильно и быстро переберётся на другую сторону.
«Воробушки и кот»
Цель: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увёртываясь от ловящего. Быстро убегать, находить своё место; приучать детей быть осторожным, занимая место, не толкать товарищей. Укреплять своды стоп. Развивать ловкость, смелость.
Ход игры:
Дети становятся на невысокие скамейки или кубики, (высотой 10-12см), положенные на пол в одной стороне зала. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. «Воробышки вылетают на дорогу», – говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «Мяу, мяу». И бежит ловить воробушек, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушек кот отводит к себе в дом.
2 вариант.
Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель, кот не ловит воробушков, а только пуганет, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребёнок, он может ловить детей.
«Поймай комара (бабочку)»
Цель: учить детей подпрыгивать, вверх отталкиваясь двумя ногами, стараясь дотронуться до предмета, подвешенного на высоте 15см выше поднятой руки ребёнка. Развивать ловкость. Укреплять мышцы ног.
Ход игры:
Дети стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру круга. Воспитатель находится в середине круга в руках у него прут длиной 1-1,5м с привязанным на шнуре комаром, и бабочкой из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов детей – комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!»
Надо следить чтобы дети не уменьшали круг при подпрыгивании. Вращая прут, воспитатель то опускает, то поднимает его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
«Перепрыгни через ручеёк»
Цель: учить детей перепрыгивать через «ручеёк» шириной от 10-40см. делая сильный размах, руками отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на обе ноги.
Ход игры:
Выкладываются «ручейки» разной ширины. Детям предлагается перепрыгнуть через ручеёк, сначала там, где он узкий, затем там, где он шире и т.д. Отмечается тот, кто сумел перепрыгнуть в самом широком месте.
2 вариант
предложить детям принести с другого берега игрушку.
«По дорожке на одной ножке»
Цель: учить детей прыгать на одной ноге, продвигаясь вперёд по ограниченному пространству. Развивать выносливость. Укреплять мышцы ног.
Ход игры:
На площадке чертится или выкладывается две линии длиной 2-3м на расстоянии 50-60см друг от друга – это дорожка. Воспитатель нескольким детям предлагает попрыгать по дорожке на одной ножке, дети стараются допрыгать на одной ножке до конца дорожки.
2 вариант.
В конце дорожки поставить стульчик и проложить на него погремушку или колокольчик. Ребенок, допрыгавший до конца, звонит в колокольчик, обратно дети возвращаются обычным шагом.
«Достань до мяча»
Цель: учить детей подпрыгивать на месте вверх, стараясь достать мяч двумя руками, отталкиваясь двумя ногами и приземляясь на носки полусогнутые колени. Развивать ловкость, глазомер, координацию движений.
Ход игры:
на верёвку или ветку подвешивается мяч в сетке. Дети поочередно, подпрыгивают, вверх стараясь задеть мяч двумя руками. Сначала выполняют дети небольшого роста, затем мяч поднимаю выше и подпрыгивают высокие дети.
Усложнение:
выполнять прыжок вверх с разбега 3-4 шагов.
Список используемой литературы
1. Бураков Б.А. Физическая подготовка акробатов-прыгунов: Учебное пособие для студентов, специализирующихся по акробатике и гимнастике. – М.: ГЦОЛИФК, 1980, c. 20-21.
2. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М: Просвещение, 1984г. – 208с.
3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М: Академия, 2001 – 368с
Источник