Проверка ребенка 3 года

На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.
Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития
Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.
Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.
Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.
Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.
Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.
Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.
Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.
Как определить уровень психического развития детей: задания
Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.
Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:
- речевых функций (скудный словарный запас и
несовершенная фонематическая сторона речи);
- психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
- внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).
Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:
- недостаточная познавательная активность;
- нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
- избирательная активность с выбором отдельных игр;
- быстрая утомляемость.
В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.
Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей
Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.
Нормальные дети | Дети с задержками развития | |
Моторика | Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. | Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима. |
Сенсорно-перцептивная деятельность | Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. | Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь. |
Интеллектуальная деятельность | Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с удовольствием слушает сказки. | Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков. |
Игровая деятельность | Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. | Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми. |
Умения | Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. | Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек). |
Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии
Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.
Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования — определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.
Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания — проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.
Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот — показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.
Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.
Тест на умение группировать предметы. Предложите сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт — в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.
Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.
Диагностика ориентировки в пространстве. Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.
Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.
Источник
Содержание:
- Математика
- Развитие мышления
- Развитие памяти
- Развитие внимания
- Знакомство с окружающим миром
Уважаемые родители! Имея собственные представления и наблюдения об интеллекте своего ребенка, тем не менее, многие из вас обеспокоены: как бы чего не упустить из виду. Ведь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, является важной составляющей всего процесса.
Предлагаем вам некоторые тесты на определение уровня интеллекта и способностей вашего ребенка из книги Ю.Соколовой “Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет” (М.: Эксмо, 2005). Советуем несколько раз в неделю уделять по 10-15 минут для подобных занятий.
Перед тем как объяснить ребенку задание, исключите из поля его внимания отвлекающие моменты (телевизор, радио и т. д.) и предложите выполнить все самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него. Ведь вы проверяете не свои способности, а ребенка. Только убедившись, что данное задание ему не под силу, похвалите ребенка за старание и выразите уверенность, что в другой раз все обязательно получится.
Таким образом, вы будете знать, с чем ребенок не справляется и над чем нужно поработать в его развитии. Если ваш ребенок достаточно быстро и правильно справляется со всеми заданиями – его способности и умения соответствуют возрасту.
В 3 года ребенок должен уметь по каждому из указанных разделов:
ВНИМАНИЕ – выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
ПАМЯТЬ – запоминать 3-4 картинки; знать наизусть несколько четверостиший; повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
МЫШЛЕНИЕ – быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4 частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
МАТЕМАТИКА – находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ – правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложения с однородными членами.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ – изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
ЗНАКОМСТВО с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ – называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения, называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы (“Покажи обувь, посуду, мебель”); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.
Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш малыш в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.
Используя эти тесты, вы сможете определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.
Математика
Найди на страничке карандаши одинаковой толщины. Какого цвета тонкие карандаши, а какого цвета толстые?
Малыш должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по толщине.
Расскажи, каких предметов на странице много, а каких по одному. Какого они цвета? Каких кубиков больше: желтых или зеленых? Каких шариков больше: синих или красных?
Рассмотри картинку. Каких предметов много, а каких по одному? Покажи их и назови.
Малыш должен уметь пользоваться понятиями “много”, “один”, правильно согласовывая их с существительными.
Развитие мышления
Рассмотри картинки, подбери пару к каждому предмету.
Ребенок должен уметь объяснять свой выбор.
Развитие памяти
Рассмотри первую картинку, расскажи, что на ней нарисовано, постарайся все запомнить.
Когда малыш запомнит рисунок, покажите ему следующую картинку.
Постарайся вспомнить, что изменилось на картинке.
Если малышу трудно ответить, предложите ему посмотреть на предыдущую картинку или задайте наводящие вопросы.
Развитие внимания
Найди на картинке одинаковые предметы. Какого они цвета?
Малыш должен искать одинаковые предметы без посторонней помощи.
Знакомство с окружающим миром
Рассмотри картинки. На какой из них нарисована зима, а на каких лето, весна, осень? Расскажи, как ты догадался.
Задайте малышу наводящие вопросы, если ему трудно объяснить.
[2 годa – 3 годa]
По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом
Источник
Зрение у детей разного возраста имеет свои особенности. У них могут развиваться заболевания, которые родителям трудно заметить. Поэтому необходимо регулярно проводить проверку, как самостоятельно, так и в кабинете офтальмолога.
Особенности детского зрения в разном возрасте
Большую часть информации о своем окружении человек получает через зрение. В детском возрасте она усваивается наиболее интенсивно, но при нарушениях зрения у ребенка могут возникнуть проблемы.
Согласно статистике, у одного из пяти школьника выявляют нарушения зрения. У дошкольников этот показатель несколько ниже: один из десяти видит недостаточно хорошо.
Следует помнить, что в детском возрасте органы зрения восстанавливаются быстрее при своевременно начатом лечении. Но также у детей есть свои особенности:
- новорожденные и малыши до года не могут иметь 100% зрение;
- зрительный аппарат устает быстрее, чем у взрослых, поэтому следует избегать чрезмерных нагрузок (компьютерные игры, просмотр мультфильмов и т. д.);
- ребенок не может самостоятельно указать на проблему, поэтому следует внимательно присмотреться к его поведению, привычкам.
Какое зрение у детей считается нормальным?
Новорожденные практически ничего не видят, но постепенно зрение начинает улучшаться, но при условии, что они правильно развиваются и не имеют никаких патологий.
Нормальные показатели для разного возраста:
- первые дни после появления на свет — младенец воспринимает все объекты в виде нечетких пятен и на расстоянии не больше одного метра, зрачки при воздействии на них источником света должны сужаться;
- 1 месяц после рождения — грудничок лучше различает предметы, но пока в черно-белых тонах, сетчатка еще не до конца адаптировалась к окружающему миру;
- 2-3 месяца — ребенок уже различает лица близких людей, следит за яркими игрушками взглядом, понимает, когда вокруг меняется обстановка (комната/улица);
- 4 месяца-полгода — малыш уже различает цвета, формы предметов;
- 12 месяцев — ребенок уже полноценно видит окружающие его предметы, но острота зрения пока составляет 50%;
- 6 лет — зрительный аппарат к этому времени еще полностью не сформирован, но видит первоклассник, как обычный взрослый человек.
Перед школой обычно обнаруживаются первые нарушения зрительной функции, поэтому важно дозировать нагрузки в учебное время и обратиться за помощью к офтальмологу.
Причины нарушения зрения у детей
К основным причинам нарушений относятся:
- Наследственные. Унаследовать само заболевание невозможно, только лишь предрасположенность к нему. Но если оба родителя имели нарушения зрения, то шанс заполучить их повышается до 80%. К наследственным патологиям относятся: катаракта, глаукома, миопия, дальнозоркость, астигматизм, некоторые поражения сетчатки, зрительного нерва.
- Врожденные. Нарушения появляются еще во время внутриутробного развития. Они становятся следствием хронических заболеваний, вредных привычек матери, перенесенных в период беременности инфекций.
- Приобретенные. Приобретаются в течение жизни по разным причинам: травмы, глазные болезни, несбалансированное питание, нарушение режима, большие зрительные нагрузки, онкологические заболевания, поражения ЦНС.
Утрата способности видеть может произойти в любом возрасте, поэтому надо принять меры по ее предупреждению. Можно регулярно проводить проверку зрения у детей в домашних условиях, но она не даст такого результата, как осмотр у детского офтальмолога.
Симптомы и признаки нарушений
Наиболее часто встречающиеся симптомы и признаки нарушений:
- грудничок, которому больше 2-ух месяцев, не фокусирует взгляд на предметах при их перемещении, не реагирует на появление мамы в поле видимости;
- наблюдается непроизвольное подрагивание глазных яблок (медицинский термин — нистагм);
- было замечено косоглазие на одном или обоих глазах;
- глазные яблоки кажутся набухшими, это может свидетельствовать об онкологических заболеваниях, высоком внутричерепном давлении, поражении щитовидной железы;
- зрачок изменил темную окраску на более светлую и кажется что он подсвечен, это говорить об онкологическом поражении зрительного аппарата;
- ребенок прищуривается, трет глаза, жалуется на дискомфорт, раздваивание предметов, болевые ощущения;
- школьник или детсадовец быстро устает, жалуется на головную боль или головокружение, постоянно хочет спать;
- замечено, что ребенок моргает чаще, чем следует.
Если у ребенка наблюдается два или более симптомов на постоянной основе, то обследование у врача обязательно.
Особенности развития детей с нарушениями
За ребенком с нарушениями необходим особый уход, чтобы он мог полноценно развиваться и контактировать со сверстниками. Не стоит ругать сына или дочь, если у них что-то не получается в силу их особенностей, но за каждый, даже маленький успех, необходимо хвалить.
При необходимости ребенка отводят к психологу, который поможет ему социально адаптироваться.
При нарушениях зрительной функции зачастую страдает память, поскольку в мозгу практически не формируются визуальные образы. Из-за этого возникает частичная дезориентация, которая может прогрессировать по мере развития заболевания.
Ребенку нужно обеспечить развитие в комфортных условиях: окружить его яркими крупными игрушками, помогать развивать воображение чтением, играми.
Как проверить зрение у ребенка в домашних условиях
Дошкольники и ученики школ должны проходить регулярные осмотры у офтальмолога, но при желании можно провести проверку зрения у детей дома.
До года самостоятельно определить остроту зрения практически невозможно, поскольку дети в этом возрасте не разговаривают. Они должны следить глазами за игрушками (в 1-3 месяца), тянуться за ярким предметом (старше 3-х месяцев). После уже можно использовать примитивные тесты, а после трех лет — таблицы Сивцева, Орловой.
Примитивный тест
Для проверки детей старше года применяют специальный тест: лист белой бумаги с распечатанными или нарисованными горизонтальными линиями. Малышу закрывают по очереди то один, то второй глаз и показывают рисунок. При этом он должен рукой потянутся к той части листа, где изображены полосы.
Перед началом теста желательно максимально доступно объяснить сыну или дочери, что от него требуется.
Если ничего не получилось, не стоит отчаиваться, это не значит, что малыш плохо видит. Возможно, он просто не понимает задания или ему не интересно.
Таблицы Сивцева
Таблицы Сивцева чаще используются для проведения проверки у школьников. На ней изображены буквы. Разработана она была практически сто лет назад, но до сих пор успешно применяется, обнаружить ее можно в кабинете у каждого офтальмолога.
В домашних условиях таблицу распечатывают на принтере на стандартном листе А4. Ребенка нужно усадить от нее на расстоянии 2,5 м, поскольку буквы имеют меньший размер, чем на стандартном плакате. Он должен назвать все символы, которые изображены на десятой строке. Возможно допускать при проверке не более 1-2 ошибок.
Когда проверяется зрение, комната должна быть хорошо освещена. Глаза по очереди прикрывают ладошкой, не надавливая на них.
Таблицы Орловой
Таблицы офтальмолога Орловой применяется для детей 3-7 лет, иногда и для более младшего возраста. Вместо букв на ней изображены примитивные легко узнаваемые фигурки: грибы, самолеты, силуэты животных, машины, деревья.
Проверка проходит тем же способом, что и при использовании таблиц Сивцева. Следует учитывать, что дошкольники быстро устают и теряют интерес к происходящему, поэтому нужно просить их назвать по одному символу из каждой строчки, а не заставлять назвать все фигуры в строке. Только если ребенок не может назвать фигуру, нужно указать на следующую, расположенную в той же строчке.
Иногда вместо таблиц Орловой используется изобретение Головина. Оно тоже представляет собой строки с изображениями определенных размеров. Но на таблицах изображаются окружности, не до конца замкнутые с одной из сторон.
Дуохромный тест
Дуохромный тест поможет узнать об имеющихся заболеваниях: дальнозоркости и близорукости. Он представляет собой изображение букв на красном и зеленом фоне. Человек с нормальным зрением видит одинаково четко на обоих полях. Если символы четче на красном фоне — это признак миопии, на зеленом — симптом дальнозоркости.
Проводить дуохромный тест надо с расстояния одного метра.
Когда срочно необходимо обратиться к врачу?
Незамедлительно следует записаться на прием к офтальмологу в следующих случаях:
- ребенок постоянно путает цвета, хотя ему больше 3-5 лет;
- краснеют, болят, слезятся, отекают глаза, из них появляются непонятные выделения;
- при просмотре мультфильмов малыш очень близко садится к экрану, а если отодвигается, то начинает прищуриваться, тереть глаза или растягивать уголки век;
- сын или дочь постоянно жалуется на усталость и головные боли после зрительных нагрузок, в конце дня;
- при чтении ребенок не может следить только глазами за строкой, он поворачивает голову из стороны в сторону.
Специализированный осмотр офтальмологом
Осмотры в клинике нужно проводить регулярно. Рассмотрим, когда проходит проверка зрения у детей разных возрастов.
Первый раз органы зрения осматривает врач-неонатолог при рождении. У младенца можно обнаружить аномалии строения зрительного аппарата, врожденные заболевания (глаукома, катаракта, опухоли и т. д.).
В следующий раз проверка проводится в один месяц. Для здоровых детей она не обязательна. Обычно ее назначают недоношенным, рожденным с родовыми травмами, асфиксией, заболеваниями глаз.
В три месяца зрительная система проверяется обязательно. В основном обследование зрения проводятся бесконтактным способом, в этом возрасте изучается состояние глазного дна после закапывания капель для расширения зрачка.
Следующий обязательный осмотр проводится в 12 месяцев. С помощью специальных аппаратов врач определяет остроту зрения, общее состояние зрительного аппарата.
Осмотр детей до З лет
В этом возрасте не все малыши внятно говорят и понимают, поэтому медосмотр проводится следующим образом:
- изучается состояние сетчатой, роговой оболочки, хрусталика, глазного дна;
- доктор проводит перед глазами яркой игрушкой и определяет, как происходит фокусировка на предмете, аккомодация, нет ли косоглазия;
- возможна проверка с помощью таблиц и диагностика на офтальмологическом оборудовании.
Проверка у дошкольников
Дошкольникам в возрасте 3-6 лет остроту зрения определяют по таблицам с рисунками или незамкнутыми окружностями. Но сначала ребенку показывают и называют предметы, а потом просят это сделать самостоятельно.
Проверять зрение можно при условии, что малыш спокоен, не нервничает и не плачет, иначе результаты будут неточными.
Осмотры проводятся с периодичностью один раз в году.
Проверка у школьников
Школьникам ежегодно проводят медосмотр по таблице Сивцева. Им дают прикрыть глаз пластиковой лопаточкой, просят назвать буквы. Проверку нужно проводить с верхнего ряда и постепенно спускаться в низ таблицы, но чтобы было быстрее доктор просит назвать буквы в строке, которая соответствует 100% зрению. Расстояние при этом должно составлять не более 5-6 метров.
В каких случаях выписывают очки для детей
Офтальмолог может выписывать очки при следующих заболеваниях:
- миопия;
- дальнозоркость;
- косоглазие;
- астигматизм;
- амблиопия (“ленивый глаз”).
Противиться ношению корректирующей оптики не стоит, поскольку она не вызывает атрофию зрительных нервов, делает изображения более четкими.
Методы лечения
Лазерную коррекцию в детском возрасте делают крайне редко, она возможна после 10-12 лет только по строгим показаниям врача. У детей зрение легко поддается коррекции, поскольку зрительный аппарат пока не до конца сформирован. Для лечения назначается:
- прием витаминных комплексов для глаз и медикаментов;
- особая диета;
- аппаратная терапия;
- ношение ночных линз (с 6 лет);
- различные упражнения и гимнастика.
Положительный эффект достигается только при использовании всех вышеперечисленных методов одновременно. Но назначаться терапия должна только окулистом.
Приглашаем получить консультацию бесплатно в нашей клинике Элит Плюс. У нас есть все необходимое оборудование для диагностики и лечения. Записаться можно по телефону: ☎ +7 (495) 960-00-33 или отправив онлайн заявку.
Рекомендации родителям
Для профилактики глазных заболеваний родители должны соблюдать следующие правила:
- обеспечить хорошее освещение, свет должен падать, слева или сзади, не бить прямо в глаза;
- подобрать мебель по возрасту, чтобы ребенок доставал до письменного стола;
- дозировать зрительную нагрузку, ограничить просмотр ТВ, компьютерные игры;
- обеспечить отдых в свободное время (прогулки по парку, езда на велосипеде, роликах);
- обучить правилам гигиены (не трогать глаза грязными руками, умываться, не смотреть на яркий свет);
- обеспечить полноценное питание, давать больше овощей, фруктов, включить в рацион рыбу, орехи, нежирное мясо.
Источник: https://elitplus-clinic.ru/stati/proverka-zreniya-u-detej.html
Источник