Проверка развития речи ребенка i

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (возраст ребенка от 6 до 7 лет)
Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей (маму и папу)?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назови своих любимых сказочных героев.
- Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?
- Какие города ты знаешь?
- Какие деревья растут в лесу?
- Какие животные дают нам молоко?
- .Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
- Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или
зимой?
- Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 14.
Блок 1
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
Задание 1 Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:
А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1).
Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2).
В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3).
Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4).
Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пианист (лист 6-5).
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 35.
Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6).
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 8.
Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.
Рисунки: люстра-фонарь, спицы-свитер, рубанок-доски, чемодан-портфель (лист 6-7).
ОЦЕНКА: установлена смысловая связь – 1 балл, не установлена – О баллов. Максимальное количество баллов – 4.
3 ада н и е 4. Догадайся, какое слово будет следующим. Слова:
Корова – бык, курица – ? Утка – утёнок, лошадь – ?
Птица – гнездо, пчела – ? Гвоздь – молоток, шуруп – ?
Длинный – короткий, широкий – ?
ОЦЕНКА: правильный ответ – 1 балл, неправильный – 0 баллов Максимальное количество баллов – 5.
Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:
Девочка раскатывает тесто. Девочка пришивает пуговицу. Мальчик вырезает фигурку (бабочку). Мальчик сворачивает ковер.
Мальчик расчищает дорожку от снега. (лист 6-8)
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов Максимальное количество баллов – 5.
Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки:
письменный стол – обеденный стол;
деревянный стол – стеклянный стол;
пассажирский вагон – товарный вагон(лист 6-9)
ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 3.
Задание 7. Закончи предложения.
Курам нужен курятник, а муравьям – …
На гармони играет гармонист, а на балалайке – …
Хлеб хранят в хлебнице, а соль – …
Двор убирает дворник, а часы чинит – …
Белка живёт в дупле, а пчёлы – …
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 5.
Задание 8. Ответь на вопросы.
Какие носки мы называем шерстяными?
Какую шишку мы называем еловой?
Какое платье мы называем бальным?
Какую одежду мы называем домашней?
Какой суп мы называем вермишелевым?
Какой сок мы называем томатным?
Какой торт мы называем ореховым?
Какое дупло мы называем беличьим?
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 8.
Блок II
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.
Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковыжималка, сороконожка.
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 7.
Задание 10 Растолкуй значение слов:
печник, коровник, виноградник, воротник;
соусница, учительница, больница;
водитель, зритель, победитель, выключатель.
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 балла. Максимальное количество баллов – 11.
Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.
Рисунки: пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев, пять баклажанов, пять шишек (лист 6-10).
ОЦЕНКА: грамматически правильно – 1 балл, грамматически неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 6.
Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи: А. Какие букеты здесь нарисованы?
Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз (лист 6- )
Б. Из каких цветов сплетены эти венки?
Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок (лист 6-12).
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 7.
3 а да н и е 13. Назови иначе.
Образец: Хвост лисы – лисий хвост.
Голова барсука – …
Уши зайца – …
Шерсть овцы – …
Голова осла – …
Хвост белки – …
Грива льва – …
Уши телёнка – …
Лапы индюка – …
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – О Максимальное количество баллов – 8.
Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.
Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана, щенок – из-под шкафа, собака – из-под стола (лист 6-13).
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 6.
Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные.
Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок.
А. Одна девочка за креслом, другая – за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном.
Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака – из-за стула, мальчик – из-за шкафа, котёнок – из-за дивана (лист 6-14).
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 10.
Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.
Сахар – сахарница, масло – …
Очки – очечник, мыло – …
Трактор – тракторист, экскаватор – …
Гитара – гитарист, скрипка – …
Летать – лётчик, учить – …
Носить – носильщик, строить – …
Тигр – тигрица, заяц – …
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 7.
Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.
Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.
Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.
Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу
Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.
Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.
ОЦЕНКА: точное воспроизведение – 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 10.
Задание 18. Закончи предложения.
Лена ходила в лес, чтобы …
Автобус сломался, поэтому…
Ребята ходили в цирк, который …
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 3.
Блок III
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.
Задание 19.
А. Повтори слова и словосочетания:
слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.
Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 10.
Задание 20. Повтори слоги:
па-ба-па; ася-аща-ася; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан; мё-мо-мо; аня-ана-аня.
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 7.
Задание 21.
А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо.
Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг. ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) – 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 2.
Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус»?
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 2.
Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 6.
Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье.
Паша принёс книгу в воскресенье?
Паша принёс книгу в воскресенье?
Паша принёс книгу в воскресенье?
ОЦЕНКА: правильно – 1 балл, неправильно – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 4.
Задание 25 Дай утвердительные ответы на вопросы.
Лена была вчера в школе? (Да, была.)
Папа принес эти цветы? (Да, папа.)
Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)
Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный ответ – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 4.
Блок IV
Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы
Любопытная обезьяна Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.
Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.
Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.
Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.
Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.
Вопросы:
- Что охотники используют при ловле обезьян?
- Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?
- Какой кувшин используют при ловле обезьян?
- Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?
ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ – 1 балл, неправильный – О баллов. Максимальное количество баллов – 4.
Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.
Картинки (даны вперемешку):
- Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.
- Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.
- Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.
- Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.
- Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка.
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание – 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью – 1 балл, не справился с заданием – О баллов.
Максимальное количество баллов – 2.
Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ОЦЕНКА: 2 балла:
а) рассказ соответствует предложенному сюжету;
б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;
в) тема раскрыта полностью;
г) ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания.
1 балл:
а) рассказ частично соответствует предложенному сюжету;
б) логическая последовательность событий не нарушена;
в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);
г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.
О баллов:
а) рассказ не соответствует предложенному сюжету
б) нарушена логическая последовательность событий;
в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) – 8.
Зада н ие 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.
Сиротка
Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.
Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.
Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) пересказ соответствует оригиналу;
б) пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;
в) при пересказе используется вариативность речи.
1 балл:
а) пересказ частично соответствует оригиналу;
б) пересказ содержит только основную информацию;
в) используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.
О баллов:
а) пересказ не соответствует оригиналу;
б) нарушена смысловая организация текста;
в) значительные трудности в языковом оформлении текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) – 6.
Источник
Развитие речи – это очень важный процесс в формировании человеческого организма. Дети начинают произносить первые слова в 11-12 месяцев, а в 3 года они уже могут составить предложения и небольшой рассказ.
В этот период очень важно следить за тем, что речь ребёнка развивается правильно без каких-либо задержек или нарушений. Для этого медицинские специалисты разработали методики для диагностики речи у детей.
Методика для изучения словарного запаса у детей
Целью её проведения является проверка достаточного знания слов для возраста ребенка. Его способность быстро подобрать точное слово, а также составить простейшие грамматические конструкции.
Для диагностики нужно взять группу любых картинок по 10-15 штук с животными, растениями, фруктов и овощей, игрушками и транспортом.
Всего карточек должно быть не более 30 шт. Взрослый называет ребёнку одно обобщающее слово, обозначающее группу картинок, которую собирается показывать. Ребёнок должен сказать, что входит в данную группу и отобрать картинки по схеме.
После выполнения задания человек должен посчитать сколько картинок было выбрано ребёнком правильно. За одну карточку он получит 1 балл.
Высокий уровень – 25-30 шт.
Средний уровень – 10-25 шт.
Низкий уровень – до 10 шт.
Важно подбирать такие карточки, соответствующие возрасту. Лучше всего подойдут картинки обыденных вещей. Например, в разделе животные могут быть кошки, собаки, птички, зайцы и мышки. То есть то, что ребёнок уже точно видел в своей жизни.
Методика проверки лексический, грамматических навыков у детей и словарного запаса
Цель диагностики выявить правильно ли ребёнок произносит звуки. Употребляет слова. Верные ли ассоциации возникают у него с представленным словом. Проверяет словарный запас ребёнка.
Для проверки взрослый должен задавать ребёнку вопросы на разные темы. Например, «Что значит слово мяч? (яблоко, машина, игрушка) У тебя дома есть этот предмет? Какой он? Откуда он у тебя? Что ты делаешь с ним?»
Высокий уровень – ребёнок четко отвечает на вопросы. Называет примеры и действия с предметом. У него получается небольшой рассказ о вещи.
Средний уровень – называет предмет и описывает его только поверхностно. Отдельными словами или фразами.
Низкий уровень – Называет 1-2 слова.
Далее взрослый называет предметы или его признаки, а ребёнок должен подобрать к ним правильное слово, противоположное по значению. Таким образом, человек поймет правильно ли ребёнок понимает сущность слова. Например, называется слово «длинный». Ответ должен быть «короткий». Светлый – темный. Быстрый – медленный и т. д.
Высокий – правильно называет противоположные слова.
Средний – подбирает слова с отрицательной частицей «не». Не светлый, не длинный.
Низкий – не всегда или неправильно называет слова.
Методика проверки фонетического развития речи
Целью является выявление правильности произношения звуков. Взрослому нужно понять, понимает ли ребёнок различия звуков и может ли он их отличить друг от друга.
Во-первых, взрослый проверяет может ли ребёнок правильно произнести каждую букву в алфавите. Для этого он может воспользоваться заранее приготовленной таблицей. Если ребёнок ещё не знает написания букв, то можно называть ему слова и просить повторить.
Высокий – все звуки произносятся правильно.
Средний – звуки произносятся правильно, кроме шипящих или сонорных.
Низкий – есть ошибки в произношении многих звуков.
Во-вторых, человек показывает ребёнку картинки с изображением предметов. Это могут быть простейшие группы слов. Главное, чтобы ребёнок их хорошо знал. Взрослый должен попросить выбрать и произнести карточки на которых есть звук, например, «л». Аналогично нужно сделать с другими звуками. Предпочтительнее выбирать сонорные и шипящие, т.к. при произношении их дети наиболее часто испытывают трудности.
Высокий у – правильно отбирает картинки на все названые звуки.
Средний – отбирает только 2-3 карточки.
Низкий – указывает только на одну картинку или не указывает совсем.
Заключительным этапом нужно проверить, различает ли ребёнок интонацию произношения и может ли он говорить с ней.
Человек просит ребёнка произнести любую фразу с разной интонацией. Например, я иду в зоопарк. Нужно произнести удивлённо, радостно и вопросительно.
Высокий – правильное произношения предложения
Средний – правильно передают только 2 интонации.
Низкий – может прочитать только в повествовате
льной или 1-й из предложенных интонаций.
Методика проверки связной речи
Целью является выявление способности логически выстраивать предложения. Строить небольшое повествование.
Человек предлагает описать предмет на картинке или выбрать из окружающего. Например, любимую игрушку, медведя или стол.
Высокий – составляет правильное описание предметов. Рассказ разбит на 3 логические части с началом, серединой и заключением.
Средний – описывает только некоторые внешние черты предмета.
Низкий – называет отдельные слова и небольшие фразы.
Методика общей проверки развития речи
В этой диагностике человек проверяет может ли ребёнок самостоятельно менять формы слова, правильно ли он понимает их значение, может ли построить различные предложения. Правильно ли у него работает ассоциация предметов с другими вещами.
Для этого взрослый человек загадывает простое слово. Например, волк, лиса, кукла, машина и т.д. Ребёнок должен задавать наводящие вопросы. Спрашивая про описание предмета. Как выглядит он. Какой у него размер. Есть ли он у него дома.
Высокий – правильно отгадывает все слова.
Средний – может отгадать только 1. Или все, но с большими подсказками.
Низкий – не может отгадать слово.
Многие родители не проводят диагностику развития речи у детей дома. Хотя разработанные методики позволяют это делать. Большое количество заболеваний и отклонений можно выявить с помощью диагностики на ранних стадиях и вовремя помочь ребёнку.
Источник