Проверка развития ребенка 3 года
На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.
Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития
Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.
Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.
Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.
Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.
Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.
Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.
Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.
Как определить уровень психического развития детей: задания
Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.
Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:
- речевых функций (скудный словарный запас и несовершенная фонематическая сторона речи);
- психомоторных функций (слабая мелкая моторика пальцев рук);
- внимания (недостаточная концентрация, быстрое переключение внимания, повышенная отвлекаемость).
Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:
- недостаточная познавательная активность;
- нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
- избирательная активность с выбором отдельных игр;
- быстрая утомляемость.
В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.
Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей
Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.
Нормальные дети | Дети с задержками развития | |
Моторика | Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. | Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима. |
Сенсорно-перцептивная деятельность | Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. | Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь. |
Интеллектуальная деятельность | Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с удовольствием слушает сказки. | Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков. |
Игровая деятельность | Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. | Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми. |
Умения | Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. | Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек). |
Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии
Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.
Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования – определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.
Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания – проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.
Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот – показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.
Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.
Тест на умение группировать предметы. Предложите сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт – в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.
Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.
Диагностика ориентировки в пространстве. Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.
Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.
Источник
Дата публикации: 03 апреля 2017.
Проверочные тесты для детей от 3 лет. Скачать бесплатно в pdf
Что должен знать ребенок в 3-4 года?
В возрасте 3-4 лет нормально развивающийся ребёнок должен:
1. Уметь считать до 3, желательно до 5. Показывать пальчиками соответствующую цифру.
2. Понимать, что значит: много – мало, большой – маленький, холодный – горячий. Желательно, чтобы он использовал эти понятия.
3. Чётко знать основные цвета (6-8) и называть их.
4. Сравнивать фигуры и предметы по величине и расположению в пространстве (вверх, внизу, справа, слева).
5. Группировать предметы по каким-либо признакам. Среди группы предметов, объединенных каким-либо признаком, находить лишний предмет. Находить признаки сходства или различия между заданными предметами.
6. Запоминать 3-4 слова, повторённые ему несколько раз.
7. Запоминать 1-2 движения, которые ему показали один или два раза.
8. Не отвлекаться от задания в течении 3-4 минут, а лучше дольше, пока не выполнит задание.
9. Складывать картинку-пазл, состоящего из 3-4 частей.
В этом возрасте у детей развивается память, поэтому особое внимание при прохождении тестов для детей 3-4 лет, стоит уделять её развитию.
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.
В раздел включены тесты на: счет от 1 до 5, сложение чисел в картинках, числа до 5, распознавание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Тест на счет от 1 до 5
Покажи: 1 пальчик, а потом 2, 3, 4, 5 пальчиков.
Покажи свою ладонь. Какой пальчик длинный, а какой короткий?
Покажи желтые кружочки на картинке. Покажи красные кружочки на картинке. Каких кружочков больше: желтых или красных?
Покажи синие кружочки на картинке. Сколько синих кружочков ты видишь? Покажи красные кружочки на картинке. Сколько красных кружочков ты видишь? Покажи это число пальчиками.
Покажи белые кружочки на картинке. Сколько белых кружочков ты видишь? Покажи это число пальчиками. Каких кружочков больше: красных, белых или желтых?
Покажи красные квадраты на картинке. Покажи красные кружочки на картинке. Чего больше: красных квадратов или красных кружочков?
Покажи на картинке кексы с одной вишенкой. Сколько таких кексов ты видишь? Покажи это число пальчиками.
Покажи желтые кружочки на человечке. Сколько желтых кружочков ты видишь? Покажи это число пальчиками. Покажи белые кружочки. Покажи синие кружочки.
Сколько красных кружочков на человечке? Покажи это число пальчиками. Сколько синих кружочков на человечке? Покажи это число пальчиками.
Покажи все кружочки на человечке. Посчитай все кружочки. Покажи это число пальчиками.
Сколько яичек снесла курочка Ряба для бабушки?
Сколько яичек снесла курочка Ряба для дедушки?
Сколько всего яичек снесла курочка Ряба?
Маша посадила и вырастила цветы. Сколько цветов выросло у Маши?
Тест на сложение
У Коли был 1 карандаш. Ему подарили ещё 2 карандаша. Сколько карандашей стало у Коли? Покажи это число пальчиками.
У Маши было 2 карандаша. Мама дала ещё 2 карандаша. Сколько карандашей стало у Маши? Покажи это число пальчиками.
Тест на распознавание фигур
Покажи на картинке круг. Какого он цвета?
Покажи на картинке круг. Какого он цвета?
Покажи на картинке треугольник. Какого он цвета?
Покажи на картинке квадрат. Какого он цвета?
Раскрась круг синим цветом.
Раскрась квадраты желтым цветом.
Раскрась треугольники красным цветом.
Соедини линией круги.
Соедини линией квадраты.
Соедини линией треугольники.
Распознавание чисел до 3.
1. Подчеркни каждую 2.
3 3 3 3 3 3 2 2 0 1
2. Подчеркни каждую 1.
2 0 1 0 3 0 1 3 3 0
3. Подчеркни каждую 3.
0 2 3 1 3 3 2 2 2 0
4. Подчеркни каждый 0.
0 3 0 1 2 2 1 3 1 0
5. Подчеркни каждую 1.
1 0 1 3 3 0 2 0 0 1
6. Подчеркни каждую 2.
1 3 2 1 3 0 1 3 0 1
7. Подчеркни каждый 0.
3 2 3 2 0 2 1 1 1 2
8. Подчеркни каждую 3.
3 2 2 3 3 2 1 0 0 1
Распознавание чисел до 5.
1. Подчеркни каждую 2.
0 3 2 5 3 4 1 2 1 0
2. Подчеркни каждую 1.
4 1 2 5 3 5 4 1 0 1
3. Подчеркни каждую 3.
5 0 1 0 1 5 3 2 4 5
4. Подчеркни каждую 5.
2 1 1 0 5 3 0 2 1 5
5. Подчеркни каждую 2.
0 5 2 0 0 5 1 1 5 2
6. Подчеркни каждую 3.
4 2 4 2 2 4 0 0 2 2
7. Подчеркни каждую 4.
0 2 5 5 1 1 3 4 5 4
8. Подчеркни каждую 5.
5 4 5 0 1 3 5 0 4 3
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 1.
1. Сколько всего кошек?
2. Сколько всего носорогов?
3. Сколько всего груш?
4. Сколько всего панд?
5. Сколько всего молотков?
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 2.
1. Сколько всего мышек?
2. Сколько всего черепах?
3. Сколько всего ножниц?
4. Сколько всего пингвинов?
5. Сколько всего гусей?
Посчитай количество фигур до 3. Страница 1.
1. Сколько всего кружков?
2. Сколько всего прямоугольников?
3. Сколько всего овалов?
4. Сколько всего квадратов?
5. Сколько всего треугольников?
Посчитай количество фигур до 5. Страница 1.
1. Сколько всего кружков?
2. Сколько всего треугольников?
3. Сколько всего фигур?
4. Сколько всего прямоугольников?
5. Сколько всего квадратов?
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 1.
1. В каком ряду 1 яблоко?
2. В каком ряду 3 топора?
3. В каком ряду 3 свечи?
4. В каком ряду 2 чашки?
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 3. Страница 2.
1. В каком ряду 1 гусь?
2. В каком ряду 3 молотка?
3. В каком ряду 2 холодильника?
4. В каком ряду 3 собаки?
Посчитай предметы или животные на картинке. Числа до 5. Страница 1.
1. В каком ряду 3 гуся?
2. В каком ряду 5 молотка?
3. В каком ряду 2 холодильника?
4. В каком ряду 4 собак?
Сравнение двух чисел до 5.
Сравнение трех чисел до 5.
1. Какое число самое маленькое?
2. Какое число самое маленькое?
3. Какое число самое маленькое?
4. Какое число самое маленькое?
5. Какое число самое маленькое?
6. Какое число самое маленькое?
7. Какое число самое маленькое?
Сравнение трех чисел до 5.
1. Какое число самое большое?
2. Какое число самое большое?
3. Какое число самое большое?
4. Какое число самое большое?
5. Какое число самое большое?
6. Какое число самое большое?
7. Какое число самое большое?
Тесты на расположения в пространстве в детском саду. Задачи для детей от 3 до 4 лет. Наверху, внизу. Скачать в pdf, jpg и распечатать.
Ответь на вопросы.
1. Что находится внизу?
2. Что находится наверху?
3. Что находится внизу?
4. Что находится наверху?
5. Что находится внизу?
Тесты на расположения в пространстве в детском саду. Задачи для детей от 3 до 4 лет. Наверху, внизу. Скачать в pdf, jpg и распечатать.
Ответь на вопросы.
Ответь на вопросы.
1. Что находится наверху?
2. Что находится внизу?
3. Что находится наверху?
4. Что находится внизу?
5. Что находится наверху?
Задачи для детей от 3 до 4 лет. Наверху, посередине, внизу. Скачать в pdf, jpg и распечатать.
Ответь на вопросы.
1. Что находится наверху?
2. Что находится внизу?
3. Что находится посередине?
4. Что находится внизу?
Тесты и на расположения в пространстве в детском саду для детей от 3 до 4 лет. Скачать в pdf или jpg и распечатать.
Ответь на вопросы.
1. Какой предмет находится справа?
2. Какой предмет находится слева?
3. Какой предмет находится справа?
4. Какой предмет находится слева?
5. Какой предмет находится справа?
6. Какой предмет находится справа?
7. Какой предмет находится слева?
Плоскостные фигуры. Задачи на распознавание фигур. Страница 1.
1.Которая фигура называется кругом?
2.Которая фигура называется треугольником?
3.Которая фигура называется квадратом?
4.Которая фигура называется прямоугольником?
5.Которая фигура называется кругом?
Сравни количество фигур. Числа до 3.
1. Каких фигурок больше?
2. Каких фигурок больше?
3. Каких фигурок больше?
4. Каких фигурок больше?
Общий обзор заданий. Формат А4 (jpg.)
Источник
Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.
Что происходит в первые 4 года жизни
Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:
- моторика;
- сенсорика;
- речь;
- эмоциональная сфера и т.д.
Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.
В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.
Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.
Читайте также: Формирование математических представлений у дошкольников
Что оценивает психолог
Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.
Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.
Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.
Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:
- посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
- игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
- мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.
Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:
- внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
- память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
- мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
- воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
- эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.
Читайте также: Короткая уздечка языка. Подрезать или растягивать?
Диагностика психомоторного развития
Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.
Психологическое обследование делится на 2 группы:
- Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
- Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.
Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:
- «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
- «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
- «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
- «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.
Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.
Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.
При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.
В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.
Дата публикации: 16.05.2017. Последнее изменение: 09.05.2018.
Источник