Протокол обследования ребенка с нарушениями в развитии

Протокол обследования ребенка с нарушениями в развитии thumbnail

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ

КОМПЛЕКСНОГО НЕЙРОДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (1 – 4 классы)

Пояснительная записка.

Нейродефектологическое обследование представляет собой комплексную диагностику мозговой организации: исследование психических процессов с помощью набора специальных проб с целью квалификации и количественной характеристики нарушений высших психических функций и установления связи выявленных дефектов/особенностей с патологией или функциональным состоянием определенных отделов мозга либо с индивидуальными особенностями морфо – функционального состояния мозга в целом.

Разработанные протоколы комплексного нейродефектологического обследования, ориентированы на выявление особенностей функционирования определенных областей головного мозга, межзонального взаимодействия, работы анализаторных систем. Этапы обследования составлены в соответствии с законами миелинизации нервных волокон в отделах головного мозга. Каждый диагностический блок ориентирован на определенную область мозга.

Данный протокол удобен в использовании за счет минимального количества дополнительного раздаточного материла (счетные палочки, клей, ножницы, ручка). Для проведения обследования достаточно распечатать готовый протокол с заданиями по возрасту (классу) обучающегося. Сроки применения диагностического материала – начало учебного года (сентябрь – октябрь).

Структура нейродефектологического обследования

I блок – затылочная область:

Нацелен на диагностику зрительного восприятия и гнозиса, работу зрительной анализаторной системы. Включает задания, позволяющие оценить особенности бинокулярного зрения, уровень мыслительных операций, свойства внимания, зрительную память, состояние мелкой моторики.

II блок – височная область:

Диагностирует особенности аудиального восприятия. Предложенные задания позволяют оценить фонетико – фонематическое развитие (центр Вернике), дифференциацию и анализ неречевых шумов, аудиальную память.

III блок – теменная область, мозжечок:

Диагностирует состояние общей моторики. Задания позволяют определить скоординированность движений, навык зрительно – пространственного анализа и синтеза.

IV блок – лобная доля:

Диагностирует особенности мышления, логики, графо – моторного навыка, экспесстивной речи – вербального показателя развития мышления (центр Брока). Задания позволяют оценить уровень сформированности навыка кодирования и декодирования информации, мыслительных операций, планирования последовательности действий для достижения цели (префронтальная область), развития мелкой моторики (премоторная область), понимание скрытого смысла, установление причинно – следственных связей.

V блок – правое и левое полушария головного мозга:

Диагностирует межзональное взаимодействие полушарий мозга. Выполнение заданий требует активации теменно – височно – затылочных долей, лобной доли.

VI блок – общая функциональность мозговой организации:

Диагностирует сформированность учебных навыков в соответствие с возрастными требованиями.

Задания в протоколах начинаются с вопросов, нацеленных на установление контакта и оценки общей социально – бытовой осведомленности. Обследование необходимо проводить не менее, чем в 4 этапа, с интервалом 1 – 7 дней. Рекомендуемая схема диагностики:

1 этап: I блок

2 этап: II и II блоки

3 этап: IV и V блоки

4 этап: VI блок

Начало учебного года

ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. класс

Обучающийся:______________________________________________

  • Ответь на вопросы:

  • Назови фамилию и имя______________________________________

  • Когда у тебя день Рождения?_________________________________

  • Сколько тебе лет?__________________________________________

  • Сколько тебе лет будет через год? ____________________________

  • Через два? _______________________________________________

  • Как зовут твоих родителей __________________________________

  • Кем работают твои родители?________________________________

  • В каком городе ты живешь?__________________________________

  • Назови свой домашний адрес ________________________________

  • У тебя есть брат или сестра? __________ Кто старше?__________

  • Что делает врач?____________________________________________

  • Учитель?___________________________________________________

  • Каких животных ты знаешь? ________________________________

  • Каких птиц?________________________________________________

  • Кто больше: корова или коза? ________________________________

  • Кто меньше: птица или муха?_________________________________

  • Чем отличается кукла от человека?_____________________________

  • Нарисуй круг. На что он похож?

  • Нарисуй квадрат. На что он похож?

  • Нарисуй прямоугольник. На что он похож?

I БЛОК

  • Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Сложи из отдельных фигур

  • Найди нужный фрагмент

  • Соедини линиями фигуры с теми предметами, на которые они похожи:

  • Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали.

Вспомни:

  1. Кто выступал в цирке?

  2. На чём играл слон?

  3. Мышонок на картинке – мальчик или девочка?

  4. Какого цвета платье у мышки?

  5. Что на голове у слона?

  • Посмотри на картинку и ответь на вопросы:

  1. Кто стоит первым (по порядку?)

  2. Кто последний?

  3. Кто стоит между слоном и мишкой?

  4. Кто стоит около ёжика?

  5. Кто выше всех?

  6. Кто ниже всех?

Кто внутри? Кто снаружи?

  • Сколько предметов ты видишь?

  • Что не дорисовал художник? Дорисуй.

  • Сложи из счетных палочек по образцу:

II БЛОК

  • Сколько звуков в слове КОТ__, КРОТ___?

  • Собери слово из отдельных звуков

М И Р Й У Л А

  • Запомни и повтори слова:

Кукла, мяч, мишка, пирамидка, конструктор, машинка, кубики, лошадка, ведерко, формочки

III БЛОК

  • Покажи:

верх, низ, середину листа

свой левый глаз и правое ухо.

правый глаз и левое ухо на др. человеке.

  • Сделай так же:

IV БЛОК

  • Чего не бывает?

  • Покажи низкое дерево

Как назвать второе?

  • Широкая лента должна быть красной, а узкая – синей.

Какая будет красной, а какая – синей?

  • Определи время

  • Какое сейчас время суток?_____________________________________

  • Что бывает раньше: обед или ужин?____________________________

  • Какое сейчас время года?_____________________________________

  • Почему ты так считаешь?_____________________________________

  • Какие времена года ты знаешь?________________________________

  • Назови дни недели по порядку:__________________________________

  • Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра?

  • Найди лишний предмет

  • Назови лишнее слово: яблоко, банан, груша, помидор.

  • Зачеркни лишний предмет в каждой строчке

  • Назови одним словом

  • Слон, кошка, собака, корова.

  • Чашка, тарелка, вилка, стакан.

  • Дорисуй недостающую фигуру

  • Определи закономерность. Дорисуй нужный элемент.

  • Продолжи строчку

  • Обведи. Нарисуй по клеточкам самостоятельно.

  • Зачеркни все буквы Н

А Н П Р С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И Ф

V БЛОК

  • Нарисуй рыбку: тело синим цветом, голову – красным, плавники – зелёным.

  • Нарисуй рыбку из геометрических фигур:

Тело – овал, верхний плавник – маленький треугольник, нижний плавник – маленький круг, хвост – большой треугольник.

VI БЛОК

  • Расшифруй слово по первым буквам картинок

  • Поставь знаки >, <, =.

3 5 5 8 6 9

  • Реши примеры

2+4= 7-3=

  • Реши задачу:

Маша получила 2 пятёрки, а Коля – 4 пятёрки. Сколько пятёрок получили ребята вместе? Решение:______________________________Ответ:_______________________

  • Ответь на вопросы:

  1. Чем мы сегодня занимались?______________________________________

_______________________________________________________________

  1. Какое задание было самым интересным?____________________________

__________________________________________________________________

  1. Какое задание было самым сложным?______________________________

__________________________________________________________________

Примечания:_________________________________________________________________________________________________________________________

Начало учебного года

ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. класс

Обучающийся:________________________________________________

  • Ответь на вопросы:

  • Назови фамилию и имя.

  • Когда у тебя день Рождения?

  • Сколько тебе лет?

  • Сколько тебе лет будет через год? Через 3?

  • Как зовут твоих родителей?

  • Кем работают твои родители?

  • В каком городе ты живешь?

  • Назови свой домашний адрес.

  • У тебя есть брат или сестра? Кто старше?

  • Что делает врач? Учитель?

  • Каких животных ты знаешь?

  • Каких птиц?

  • Чем отличается кукла от человека?

I БЛОК

  • Посмотри на рисунок. Что ты видишь?

Сложи из отдельных фигур

  • Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали.

Вспомни:

  1. На чём сидит заяц?

  2. В какую сторону повёрнута его голова?

  3. В какую сторону повёрнуто его туловище?

  4. Что у зайца на лбу?

  5. Что у него в ухе?

  6. Что он держит в лапе?

  7. Сколько шишек на ёлке?

  8. Где спрятался волк?

  9. Сколько грибов на рисунке?

  10. Что было на небе?

  • Сколько предметов ты видишь?

  • Пользуясь подсказкой, узнай – что не дорисовал художник?

  • С помощью счетных палочек сложи по образцу. Что получилось?

II БЛОК

  • Сколько звуков в слове КОТ__, ПИСЬМО___, ЯБЛОКО___?

  • Повтори слоги:

Па-па-ба

Зы-сы-зы

Ту-тю-ту

  • Собери слово из отдельных звуков

М У Х А Й А М А

  • Запомни и повтори слова:

Лес, волк, дерево, ветка, белка, листва, дупло, кора, ствол, заяц.

III БЛОК

  • Встань на балансиратор. Закрой глаза. Вытяни руки в стороны. Подогни ногу. Поменяй опорную ногу. Дотронься до носа кончиком пальца правой руки.

  • Покажи:

Верхний левый угол, нижний правый угол, середину листа

свой левый глаз и правое ухо.

правый глаз и левое ухо на др. человеке.

  • Сделай так же:

IV БЛОК

  • Чего не бывает?

  • Определи время

  • Какое сейчас время суток?

  • Что бывает раньше: обед или ужин?

  • Какое сейчас время года?

  • Почему ты так считаешь?

  • Какие времена года ты знаешь?

  • Назови дни недели по порядку.

  • Какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра?

  • Что лишнее?

  • Яблоко, банан, груша, помидор.

  • Самолет, машина, автобус, трамвай.

  • Зачеркни лишний предмет в каждой строчке

  • Назови одним словом

  • Слон, кошка, собака, корова.

  • Чашка, тарелка, вилка, стакан.

  • Определи закономерность

Перед тобой картинки, расположенные в строгом порядке. Определи, по какому принципу подобраны картинки. Побери картинку из нижнего ряда в пустой прямоугольник.

  • Определи закономерность и продолжи строчку

  • Продолжи строчку

  • Срисуй по клеточкам

  • Зачеркни все буквы Н

А Н П Р С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И Ф

Н Р А В О Н А Н П Р С А Н Р Л И К С С А Н Р Л И К С И Н В А П Щ Ю

  • Расшифруй слово по первым буквам

V БЛОК

  • Нарисуй рыбку: тело синим цветом, голову – красным, нижний

плавник – зеленым, верхний – желтым.

  • Нарисуй рыбку из геометрических фигур:

Тело – овал, верхний плавник – маленький треугольник, нижний плавник – маленький круг, хвост – большой ромб.

VI БЛОК

  • Вычисли равенства и неравенства. Поставь знаки >, <, =.

3+4 и 9-5 5+3 и 8 3-3 и 8-0

  • Реши задачу:

У рака 10 ног, а у пчёлки на 4 меньше. Сколько ног у пчёлки?

_________________________________________________________________

Ответ:____________________________________________________________

  • Найди все четырёхугольники:

  • Прочитай слова. Составь из этих слов предложение. Запиши его.

собаки, были, Сильвы, у, щенки

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  • Ответь на вопросы:

  1. Чем мы сегодня занимались?______________________________________

_______________________________________________________________

  1. Какое задание было самым интересным?____________________________

__________________________________________________________________

  1. Какое задание было самым сложным?______________________________

__________________________________________________________________

Примечания:_________________________________________________________________________________________________________________________

Начало учебного года

ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

  1. класс

Обучающийся:_______________________________________________

  • Ответь на вопросы:

  • Назови фамилию и имя.

  • Когда у тебя день Рождения?

  • Сколько тебе лет?

  • Сколько тебе лет будет через 4 года?

  • Как зовут твоих родителей.

  • Кем работают твои родители?

  • В каком городе ты живешь?

  • Назови свой домашний адрес.

  • У тебя есть брат или сестра? Кто старше? На сколько?

I БЛОК

  • Посмотри на картинку. Что ты видишь?

Сложи из отдельных фигур.

  • Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали. Ответь на вопросы:

  1. Сколько человек изображено на картинке?

  2. На чем сидит бабушка?

  3. Чем играют дети?

  4. Что висит на стене?

  5. Что в руках у мамы?

  6. Что делает бабушка?

7. Сколько чашек на столе?

8. У папы усы или борода?

9. С какой стороны сидит девочка – слева или справа?

10. Какая причёска у девочки?

  • Сколько предметов ты видишь? Что лишнее?

  • Вставь нужный фрагмент в целую фигуру:

  • Определи место расположения

II БЛОК

Сложи ПЕРВЫЕ слоги и назови новое слово

Дорога машина

Богатый лопата топить

  • Запомни и повтори слова:

Класс, парта, пенал, ручка, линейка, доска, рюкзак, дневник, карандаш, клей.

III БЛОК

  • Встань на балансиратор. Закрой глаза. Вытяни руки в стороны. Подогни ногу. Поменяй опорную ногу. Дотронься до носа кончиком пальца правой руки.

  • Покажи:

свой левый глаз и правое ухо.

правый глаз и левое ухо на др. человеке.

  • Сделай так же:

IV БЛОК

  • Определи время

  • Какое сейчас время суток?

  • Что бывает раньше: обед или ужин?

  • Какое сейчас время года?

  • Почему ты так считаешь?

  • Какие времена года ты знаешь?

  • Назови дни недели в правильном порядке

  • Какой сегодня день недели/ будет завтра/был вчера?

  • Определи закономерность и дорисуй недостающую фигуру

  • Прослушай рифмы и найди ошибки.

Эх-ма, кутерьма,

В январе пришла зима!

Вот февраль седой придет,

Подарки детям принесёт!

Я весну очень люблю –

Накупаюсь я в пруду!

  • Прочитай первую пару слов. По этому образцу допиши недостающие слова в остальных парах.

Вертолёт – небо

Подводная лодка -____________________________________

Дом – пол

Кастрюля -___________________________________________

Берёза – дерево

Сирень -______________________________________________

Лиса – лисёнок

Корова – ______________________________________________

Хоккей – шайба

Футбол -______________________________________________

Корова – молоко

Пчела -_______________________________________________

  • Рассмотри каждую строку в таблице. Найди закономерность и нарисуй нужное количество звездочек в последней строчке.

  • Определи закономерность и продолжи строчку

  • Срисуй по клеточкам

  • Впиши в каждый прямоугольник первую букву слова, нарисованного на картинке. Подумай, в каком порядке нужно прочитать слово, чтобы получилась кличка щенка?

  • Зачеркни все буквы Н, а буквы К обведи в кружок.

А Н П Р С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И Ф

  • Найди среди букв названия тех блюд и продуктов, которые нужны человеку для поддержания здоровья

  • Расшифруй слова:

  • Найди лишнее

V БЛОК

  • Нарисуй рыбку, голова которой смотрит направо. Раскрась тело синим цветом, голову – красным, нижний плавник – зеленым, верхний – желтым.

  • Нарисуй рыбку из геометрических фигур:

Тело – овал, верхний плавник – большой ромб, нижний плавник – маленький круг, хвост – четырёхугольник.

VI БЛОК

  • Прочитай текст.

Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.

  • О чём ты прочитал? Что произошло в лесу? Чем закончился рассказ?

  • Выпиши из седьмого предложения только имена – существительные.

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Образуй от данных имён существительных глаголы:

Зелень -____________________________________________________

Свет -_____________________________________________________

Рассказ -___________________________________________________

  • Выполни математические задания

  • Реши примеры

    Сравни длины, вставив вместо многоточия … знаки “<“, “>” или “=”:

    5 м 3 см … 4 м 5 см.

    13 мм … 1 см 3 мм

    16 м 5 мм … 14 м 1 см

    • Реши задачу:

    В портфеле у Маши лежит 23 тетради. А у Саши – на 12 тетрадей меньше,

    чем у Маши. Сколько тетрадей у ребят вместе? ______________________________________________________________

    Ответ:_____________________________________________________________

    • Посчитай, сколько четырёхугольников на картинке?

    Ответ:____________________________________________________________

    Начало учебного года

    ПРОТОКОЛ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

    1. класс

    Обучающийся:_________________________________________________

    • Ответь на вопросы:

    • Назови фамилию и имя.

    • Когда у тебя день Рождения?

    • Сколько тебе лет?

    • Сколько тебе лет будет через 17 лет?

    • Каким ты себя представляешь, через 17 лет?

    • Как зовут твоих родителей.

    • Кем работают твои родители?

    • В каком городе ты живешь?

    • Назови свой домашний адрес.

    I БЛОК

    • Посмотри на рисунок. Что ты видишь?

    Сложи из отдельных фигур

    • Внимательно посмотри на рисунок. Запомни детали.

    Ответь на вопросы:

    1. Сколько блюдец на рисунке?

    2. Сколько чашек на рисунке?

    3. Какой рисунок на чашках?

    4. Какая прическа у девочки?

    5. В какой руке полотенце?

    6. Какой рисунок на полотенце?

    7. Чем украшен фартук?

    8. Длинный или короткий рукав у кофточки?

    9. Какая эмоция на лице девочки?

    10. Есть ли челка у девочки?

    • Соотнеси по образцу

    • Из каких частей состоит этот кораблик?

    • Сколько предметов ты видишь? Назови.

    II БЛОК

    • Сложи ВТОРЫЕ слоги и назови новое слово

    еда свеча

    намочил горе

    • Запомни и повтори слова:

    Класс, парта, пенал, ручка, линейка, доска, рюкзак, дневник, карандаш, клей.

    III БЛОК

    • Встань на балансиратор. Закрой глаза. Вытяни руки в стороны. Подогни ногу. Поменяй опорную ногу. Дотронься до носа кончиком пальца правой руки.

    • Определи место расположения

    • Сделай так же:

    IV БЛОК

    • Определи время

    • Какое сейчас время суток?_____________________________________

    • Что бывает раньше: обед или ужин?_____________________________

    • Какое сейчас время года? ___________________________________

    • Почему ты так считаешь?______________________________________

    • Какие времена года ты знаешь?_________________________________

    • Назови дни недели по порядку_________________________________

    • Какой сегодня день недели?____________________________________

    • Какой будет завтра?___________________________________________

    • Какой был вчера?_____________________________________________

    • Какой сейчас месяц?___________________________________________

    • Какой будет?_________________________________________________

    • Назови осенние месяцы________________________________________

    • Прослушай рифмы и найди ошибки.

    • Хоть и добрый Дед Мороз,

    Зимой щиплет нас за нос!

    • Нам всего февраль принёс –

    Вьюгу, оттепель, мороз!

    • В декабре – то, между прочим,

    День всегда короче ночи.

    • Определи закономерность и дорисуй недостающий фрагмент

    • Продолжи строчку

    • Срисуй по клеточкам

    • Найди лишний предмет в каждой строчке

    • Найди лишнее слово:

    • Слон, жираф, хобот, тигр

    • Береза, ветка, ствол, лист

    • Собака, котенок, кот, хомяк

    • Назови одним словом:

    • Мяч, скакалка, гантели, ракетка

    • Дождь, снег, туман, роса

    • Зачеркни все буквы И, а Н обведи в кружок.

    А Н П Р Е Э С А Н Р Л И К С И Н В А П К У Д Щ Ю Н Р А В О Н Г Щ И Ф С З Е Н П Р Г О Л В П Н Е Т А К Б Ю З Д В П Р Н О И Т Ы С Ф Ч У К Е Н Э Е Г Р Ч Е Т Н Г Р А В С В М И Р Т Т П Р Ж Д И М П Р Н Г Щ Ш У З Е Е Ф И З Э А П К У Д Щ Ю Н Р П Н Е Т А К Б Ю З Н Е З Э

    • Расшифруй поговорку. Объясни её смысл.

    Ответ:__________________________________________________________

    V БЛОК

    • Нарисуй рыбку. Раскрась тело сиреневым цветом, нижний плавник – оранжевым, верхний плавник – бордовым.

    • Нарисуй рыбку из геометрических фигур. Используй ромб, полукруг, треугольник, овал.

    VI БЛОК

    • Прочитай рассказ и ответь на вопросы.

    Плохо

    Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

    – Как вам не стыдно!

    – А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

    – Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

    • Почему рассказ называется «плохо»?

    ______________________________________________________________

    ______________________________________________________________

    • Разбери слова по составу:

    Раскрывал

    Сердито

    Маленький

    • Выпиши пятое предложение. Подчеркни главные члены предложения, подпиши части речи.

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    • Выполни математические задания

    • Реши примеры и уравнения

    б) 840 : 4 =

    в) 491 – 273 = б) 186 + 375 =

    • Реши задачу:

    В пекарне из 21 кг муки испекли 7 тортов. Сколько килограммов муки необходимо, чтобы испечь 12 тортов?

    ______________________________________________________________

    ______________________________________________________________

    Ответ:_____________________________________________________________

    ПРИЛОЖЕНИЕ (танграм)

    40

Источник