Протокол обследования познавательного развития ребенка

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА  начало года Старшая группа

Дата  

Дата рождения

Шифр ребёнка

Возраст

Вопросы для беседы:

  1. Как тебя зовут? Назови своё имя, отчество, фамилию______  Сколько тебе лет?___________
  2. С кем вместе ты живёшь? Назови членов твоей семьи____________________________________________________
  3. Как зовут маму?_____ Кем и где она работает?__________________________________________________________
  4. Как зовут папу?_____ Кем и где он работает?___________________________________________________________
  5. Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь?__________________________________________________________
  6. Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?________________________________________________________________
  7. Какие сказки ты знаешь?_____________________________________________________________________________
  8. Какие части суток ты знаешь?_________________________________________________________________________

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ:  ________________

  • «10 картинок»  «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные на ней  предметы и постарайся их запомнить. Как только ребёнок начинает называть и показывать предметы, засечь время для запоминания – 1 минуту. Через минуту, лист с предметами убирается. «Вспомни, пожалуйста, какие предметы ты видел и назови их в любом порядке».
  • «10 слов»  «Имя ребенка, сейчас я 2 раза прочитаю тебе слова, тебе надо их внимательно послушать, запомнить, а потом повторить мне эти слова в любом порядке. Слушай внимательно, я читаю слова 2 раза.» После первого прочтения взрослый говорит ребенку: «Читаю второй раз» и  повторно зачитывает эти же слова. После этого просим ребенка повторить те слова, которые он запомнил в любом порядке, как он их запомнил.

ДОМ

НОГА

МАЛЬЧИК

ПТИЦА

СОЛНЦЕ

ШКАФ

КОТ

ЮБКА

БЕРЁЗА

СИЛА

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ:_____________

  • «ПЕТЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»

«Имя ребенка, художник нарисовал волшебные линии. Здесь каждая линия  начинается – первая, вторая… восьмая (педагог-психолог одновременно показывает начало каждой линии), а на другой стороне они заканчиваются (показ). Только линии у нас все перепутались и мы не знаем, где какая заканчивается. Давай распутаем линии? (ответ ребенка). Для этого мы возьмем цветные карандаши, обведем каждую линию и узнаем, где она заканчивается». 

Ребенок выбирает первый карандаш и обводит линию, показывает взрослому, где она заканчивается. Затем дошкольник выбирает другой карандаш и обводит следующую линию и т.д. Педагог-психолог, независимо от правильности ответа ребенка ставит соответствующий номер линии в том месте, где показал ребенок. (Иногда у детей 2-е или даже 3 линии заканчиваются в одном месте, тогда номера ставятся через запятую).

1 –                         6 –

2 –                         7 –

3 –                          8 –

4 –                          9 –

5 –                         10 –

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО –  ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:___________

  • «4 ЛИШНИЙ»

Ребенку по порядку предъявляются карточки, на каждой из которых изображено 4 предмета (3 относятся к одной группе, один к другой). Дошкольнику предлагается выбрать лишний предмет: «Имя ребенка, на картинке нарисовано 4 предмета. Что (кто) это? (ребенок называет предметы). 3 предмета друг к другу подходят, а один лишний. Как ты думаешь, что здесь лишнее? (выбор ребенка) Как остальные предметы можно назвать одним словом? (ответ ребенка)» Затем предъявляется следующая картинка.

№ карточки

Ответ испытуемого

Словесное объяснение ответа

Примечания

Лишний предмет

Правильно (+)

Неправильно (-)

Есть (+)

Нет (-)

Обобщающее слово

1

2

3

4

5

6

7

8

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО  МЫШЛЕНИЯ:___________

  • «РЫБКА»  

Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). «Имя ребенка, как ты думаешь, что нарисовано на этой картинки? (ответ ребенка). Правильно, это рыбка. А из каких фигур она состоит? Какого цвета… (называется фигура)?» С помощью вопросов психолог обращает внимание ребенка на все детали и их цвета. Далее дошкольнику предлагается набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Рыбка плавает одна и ей скучно, давай соберем ей подружку, точно такую же рыбку».

ПРИМЕЧАНИЯ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ  ВООБРАЖЕНИЯ:

«Оживи кружочки, дорисуй и назови,  что у тебя получилось»

__________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ  ВООБРАЖЕНИЯ:

«Оживи кружочки, дорисуй и назови,  что у тебя получилось»

__________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        

Источник

Протокол дефектологического обследования детей 4-5 лет

Фамилия, имя, дата рождения ___________________________________________________

Диагноз ________________________________________________________________________

  Общее развитие ребенка

I. Общие сведения        

  1. Легко ли вступает в контакт при обследовании  _____________________________________________________________________________
  2. Представления ребёнка о себе и ближайшем окружении

_______________________________________________________________________________

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

1.        Особенности восприятия:

а)        восприятие предмета, картинки   (узнавание   предмета в   схематическом, пересекающемся изображении) ____________________________________________________________________________

2.        Восприятие пространства:        

а)        верх – низ __________________
впереди – сзади __________________

лево- право _____________________                                                                    

3.        Восприятие величины и количества:

а) большой – маленький_________________

б) высокий – низкий____________________

в) длинный – короткий_________________

г) широкий – узкий_____________________

4.        Восприятие цвета:        

_______________________________________________________________________________________

5.        Восприятие формы

___________________________________________________________________________________                                                                           

Ш. Состояние общей и мелкой моторики_________________________________________

____________________________________________________________________________                                                           

IV.        Произвольное внимание, работоспособность___________________________________

_____________________________________________________________________________                                                    

VI.        Особенности мышления:

  1. разрезные картинки из 3-4ч. .__________________________________________________________
  2. продолжи ряд ( чередование 1,1; 1,2)___________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                               
  3. 4-й лишний____________________________________________________________________
  4. обобщающие понятия__________________________________________________________
  5. классификация_________________________________________________________________

VII.         Особенности речи:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

VIII.        Развитие элементарных математических представлении

  1. Счёт предметов_____________________________________________________                                                                     

_________________________________________________________________           

  1. больше – меньше, уравнивание____________________________________________________________
  2. числовой ряд___________________________________________________________________________
  3. соотнесение цифры с количеством_________________________________________________________                                                                                                           

IX.        Конструктивная деятельность

  1. Умение строить по образцу                                                                                   
  2. Умение строить самостоятельно                                                                 
  3. Умение строить по графическому рисунку                                                           

Заключение по результатам обследования

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультации специалистов_____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 «______»______________20____ г.

Учитель-дефектолог   –                                                           .                                                                            

Источник

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ

Приступая к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, экспериментатор сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.

Задания для обследования детей 3—4 лет

1 Поиграй (набор сюжетных игрушек)

2 Коробка форм

3 Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)

4 Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А.Венгера)

5 Сложи разрезную картинку (из трех частей)

6 Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С.Л. Новоселовой)

7 Найди пару (сравнение картинок)

8 Построй из кубиков

9 Нарисуй

10 Сюжетные картинки

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах

1. ПОИГРАЙ.

1 балл — ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет.

2 балла — ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.

3 балла — ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игрушкам и действиям с ними, но играет молча; подражает действиям взрослого.

4 балла — ребенок выполняет ряд логически последовательных действий, объединяя их сюжетом; сопровождает свои действия речью.

2. КОРОБКА ФОРМ.

1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения задание не понимает.

2 балла — ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия; после обучения не переходит к выполнению задания методом проб.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения пользуется методом проб.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.

1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.

2 балла — ребенок принимает задание, стремится действовать с матрешкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрешки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; складывает матрешку методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.

4. ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок действует, не ориентируясь на образец; после обучения продолжает опускать игрушки без учета основного принципа.

3 балла — ребенок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.

4 балла — ребенок опускает игрушки с учетом образца; заинтересован в конечном результате.

5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.

1 балл — ребенок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.

2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладет части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание пытается соединить части в целое, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. |

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.

6. ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ.

1 балл — ребенок не принимает задание, не понимает цели.

2 балла — ребенок принимает задание, но стремится выполнить его неадекватными способами, т.е. многократно стремится дотянуться до тележки рукой либо пытается встать и подойти к тележке (других способов решения задачи не отмечается).

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; сначала пытается достать тележку рукой, затем пытается встать и подойти к тележке; в дальнейшем использует палочки для доставания тележки, пользуясь методом проб; результат положительный.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу берет орудие в руки; решает задачу, используя метод проб или зрительного соотнесения.

7. НАЙДИ ПАРУ.

1 балл — ребенок не понимает задание; при обучении действует неадекватно (берет картинку в рот, размахивает ею).

2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает условия; берет любую картинку и показывает, не выполняя операции сравнения и обобщения; после обучения с заданием не справляется.

3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, но при выполнении недостаточно владеет операциями сравнения и обобщения; после обучения выполняет задание правильно.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; владеет операциями сравнения и обобщения; задание сразу выполняет верно.

8. ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ.

1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает кубики, размахивает ими, берет в рот и т. д.).

2балла — ребенок принимает задание, но по показу выполнить не может; в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не может выполнить задание по показу.

3 балла — ребенок принимает задание; по показу выполняет неточно; после обучения может выполнить постройку по показу.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу может построить по показу.

9. НАРИСУЙ.

1 балл — ребенок задание не принимает; в условиях обучения не стремится рисовать.

2 балла — ребенок принимает задание, но не может нарисовать веревочку к шарику; черкает по бумаге; после обучения проводит линии на бумаге, не учитывая условия задания.

3 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно его не выполняет, но после обучения рисует шарики и веревочки; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу по показу рисует веревочку к шарику; заинтересован в результате.

10. СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ.

1 балл — у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.

2 балла — у ребенка собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов.

3 балла — у ребенка собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих.

4 балла — у ребенка собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих.

Показателем умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения:

– принятие задания,

– понимание условий этого задания,

– способы выполнения — использование практической ориентировки (метод проб или практического примеривания),

– обучаемость в процессе диагностического обследования,

– интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков.

Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих случаях необходимо использовать клинические методы диагностики.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные организовать самостоятельную игру, а охотно включающиеся в организованную взрослым; отмечаются некоторые процессуальные действия с игрушками. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами или звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматичная, малопонятная для окружающих.

Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений. Эти дети также нуждаются в комплексном изучении с использованием клинических методов.

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить самостоятельно предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются. У них, как правило, имеется собственная речь: в основном это лепет либо отдельные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза.

Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха и речи.

Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих.

Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Источник

Протокол дефектологического обследования детей 3-4 лет

Фамилия, имя, дата рождения ___________________________________________________

Диагноз ________________________________________________________________________

  Общее развитие ребенка

I. Общие сведения        

  1. Легко ли вступает в контакт при обследовании  _____________________________________________________________________________
  2. Представления ребёнка о себе и ближайшем окружении

_______________________________________________________________________________

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

1.        Особенности восприятия:

а)        восприятие предмета, картинки   (узнавание   предмета в   схематическом, пересекающемся изображении) ____________________________________________________________________________

2.        Восприятие пространства:        

а)        верх – низ __________________
впереди – сзади __________________                                                                   

3.        Восприятие величины и количества:

  • больше – меньше                                                                                                           
  • столько же                                                                                                    
  • один – много                                                                                             

4.        Восприятие цвета:        

а)        соотношение объектов по цвету                                                                                          

б)        узнавание и называние цвета                                                                 

в)        выделение цвета в окружающей среде                                     

5.        Восприятие формы

а)        знает, дифференцирует основные геометрические фигуры                                                

б)        выделение формы в рисунке                                                                            

Ш. Состояние общей и мелкой моторики_________________________________________

____________________________________________________________________________                                                           

IV.        Произвольное внимание, работоспособность___________________________________

_____________________________________________________________________________                                                    

VI.        Особенности мышления:

  1. разрезные картинки из 2-3 ч.__________________________________________________________
  2. продолжи ряд ( чередование по цвету, форме)___________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                               
  3. собери пирамидку______________________________________________________________

VII.         Особенности речи:

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

VIII.        Развитие элементарных математических представлении

  1. Счёт предметов_____________________________________________________                                                                     
  2.  Умение выделять из множества 1-3 предмета______________________
  3. Различает, называет размер предмета: большой, маленький___________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________            

IX.        Конструктивная деятельность

  1. Умение строить по образцу                                                                                   
  2. Умение строить самостоятельно                                                                 

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________                                                          

Заключение по результатам обследования

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Консультации специалистов_____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

 «______»______________20____ г.

Учитель-дефектолог   –                                                           .                                                                            

Источник