Протокол обследования познавательного развития ребенка
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА начало года Старшая группа
Дата | Дата рождения |
Шифр ребёнка | Возраст |
Вопросы для беседы:
- Как тебя зовут? Назови своё имя, отчество, фамилию______ Сколько тебе лет?___________
- С кем вместе ты живёшь? Назови членов твоей семьи____________________________________________________
- Как зовут маму?_____ Кем и где она работает?__________________________________________________________
- Как зовут папу?_____ Кем и где он работает?___________________________________________________________
- Назови свой домашний адрес. Где ты живёшь?__________________________________________________________
- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?________________________________________________________________
- Какие сказки ты знаешь?_____________________________________________________________________________
- Какие части суток ты знаешь?_________________________________________________________________________
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ: ________________
- «10 картинок» «Посмотри внимательно на картинку, назови нарисованные на ней предметы и постарайся их запомнить. Как только ребёнок начинает называть и показывать предметы, засечь время для запоминания – 1 минуту. Через минуту, лист с предметами убирается. «Вспомни, пожалуйста, какие предметы ты видел и назови их в любом порядке».
- «10 слов» «Имя ребенка, сейчас я 2 раза прочитаю тебе слова, тебе надо их внимательно послушать, запомнить, а потом повторить мне эти слова в любом порядке. Слушай внимательно, я читаю слова 2 раза.» После первого прочтения взрослый говорит ребенку: «Читаю второй раз» и повторно зачитывает эти же слова. После этого просим ребенка повторить те слова, которые он запомнил в любом порядке, как он их запомнил.
ДОМ | НОГА | МАЛЬЧИК | ПТИЦА | СОЛНЦЕ | ШКАФ | КОТ | ЮБКА | БЕРЁЗА | СИЛА |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ:_____________
- «ПЕТЕПУТАННЫЕ ЛИНИИ»
«Имя ребенка, художник нарисовал волшебные линии. Здесь каждая линия начинается – первая, вторая… восьмая (педагог-психолог одновременно показывает начало каждой линии), а на другой стороне они заканчиваются (показ). Только линии у нас все перепутались и мы не знаем, где какая заканчивается. Давай распутаем линии? (ответ ребенка). Для этого мы возьмем цветные карандаши, обведем каждую линию и узнаем, где она заканчивается».
Ребенок выбирает первый карандаш и обводит линию, показывает взрослому, где она заканчивается. Затем дошкольник выбирает другой карандаш и обводит следующую линию и т.д. Педагог-психолог, независимо от правильности ответа ребенка ставит соответствующий номер линии в том месте, где показал ребенок. (Иногда у детей 2-е или даже 3 линии заканчиваются в одном месте, тогда номера ставятся через запятую).
1 – 6 –
2 – 7 –
3 – 8 –
4 – 9 –
5 – 10 –
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНО – ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ:___________
- «4 ЛИШНИЙ»
Ребенку по порядку предъявляются карточки, на каждой из которых изображено 4 предмета (3 относятся к одной группе, один к другой). Дошкольнику предлагается выбрать лишний предмет: «Имя ребенка, на картинке нарисовано 4 предмета. Что (кто) это? (ребенок называет предметы). 3 предмета друг к другу подходят, а один лишний. Как ты думаешь, что здесь лишнее? (выбор ребенка) Как остальные предметы можно назвать одним словом? (ответ ребенка)» Затем предъявляется следующая картинка.
№ карточки | Ответ испытуемого | Словесное объяснение ответа | Примечания |
Лишний предмет | Правильно (+) Неправильно (-) | Есть (+) Нет (-) | Обобщающее слово |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 |
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАГЛЯДНО – ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ:___________
- «РЫБКА»
Ребенку показывают изображение рыбки, состоящее из разноцветных геометрических фигур (схему). «Имя ребенка, как ты думаешь, что нарисовано на этой картинки? (ответ ребенка). Правильно, это рыбка. А из каких фигур она состоит? Какого цвета… (называется фигура)?» С помощью вопросов психолог обращает внимание ребенка на все детали и их цвета. Далее дошкольнику предлагается набор геометрических фигур, из которых можно собрать изображение рыбки: «Рыбка плавает одна и ей скучно, давай соберем ей подружку, точно такую же рыбку».
ПРИМЕЧАНИЯ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ:
«Оживи кружочки, дорисуй и назови, что у тебя получилось»
__________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ:
«Оживи кружочки, дорисуй и назови, что у тебя получилось»
__________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источник
Протокол дефектологического обследования детей 4-5 лет
Фамилия, имя, дата рождения ___________________________________________________
Диагноз ________________________________________________________________________
Общее развитие ребенка
I. Общие сведения
- Легко ли вступает в контакт при обследовании _____________________________________________________________________________
- Представления ребёнка о себе и ближайшем окружении
_______________________________________________________________________________
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
1. Особенности восприятия:
а) восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ____________________________________________________________________________
2. Восприятие пространства:
а) верх – низ __________________
впереди – сзади __________________
лево- право _____________________
3. Восприятие величины и количества:
а) большой – маленький_________________
б) высокий – низкий____________________
в) длинный – короткий_________________
г) широкий – узкий_____________________
4. Восприятие цвета:
_______________________________________________________________________________________
5. Восприятие формы
___________________________________________________________________________________
Ш. Состояние общей и мелкой моторики_________________________________________
____________________________________________________________________________
IV. Произвольное внимание, работоспособность___________________________________
_____________________________________________________________________________
VI. Особенности мышления:
- разрезные картинки из 3-4ч. .__________________________________________________________
- продолжи ряд ( чередование 1,1; 1,2)___________________________________________________
- 4-й лишний____________________________________________________________________
- обобщающие понятия__________________________________________________________
- классификация_________________________________________________________________
VII. Особенности речи:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
VIII. Развитие элементарных математических представлении
- Счёт предметов_____________________________________________________
_________________________________________________________________
- больше – меньше, уравнивание____________________________________________________________
- числовой ряд___________________________________________________________________________
- соотнесение цифры с количеством_________________________________________________________
IX. Конструктивная деятельность
- Умение строить по образцу
- Умение строить самостоятельно
- Умение строить по графическому рисунку
Заключение по результатам обследования
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Консультации специалистов_____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
«______»______________20____ г.
Учитель-дефектолог – .
Источник
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
Приступая к обследованию ребенка младшего дошкольного возраста, экспериментатор сначала устанавливает эмоционально-деловой контакт и формирует доверительные отношения, а также обращает внимание на общее состояние ребенка и только после этого предлагает ему выполнить следующие задания.
Задания для обследования детей 3—4 лет
1 Поиграй (набор сюжетных игрушек)
2 Коробка форм
3 Разбери и сложи матрешку (четырехсоставную)
4 Группировка игрушек (адаптированный вариант методики Л. А.Венгера)
5 Сложи разрезную картинку (из трех частей)
6 Достань тележку (со стержнем; адаптированный вариант методики С.Л. Новоселовой)
7 Найди пару (сравнение картинок)
8 Построй из кубиков
9 Нарисуй
10 Сюжетные картинки
Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах
1. ПОИГРАЙ.
1 балл — ребенок не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия; интерес к игрушкам не проявляет.
2 балла — ребенок начинает выполнять совместные со взрослым игровые действия, при этом повторяет действия взрослого и не привносит в игру от себя новых действий; отмечаются процессуальные действия, манипуляции.
3 балла — ребенок играет самостоятельно; выполняет несколько предметно-игровых действий (катает куклу, сажает ее за стол, кормит); проявляет интерес к игрушкам и действиям с ними, но играет молча; подражает действиям взрослого.
4 балла — ребенок выполняет ряд логически последовательных действий, объединяя их сюжетом; сопровождает свои действия речью.
2. КОРОБКА ФОРМ.
1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения задание не понимает.
2 балла — ребенок принимает задание, пытается выполнить его, используя хаотичные действия; после обучения не переходит к выполнению задания методом проб.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения пользуется методом проб.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ.
1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла — ребенок принимает задание, стремится действовать с матрешкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрешки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; складывает матрешку методом проб или практическим примериванием; заинтересован в конечном результате.
4. ГРУППИРОВКА ИГРУШЕК.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок действует, не ориентируясь на образец; после обучения продолжает опускать игрушки без учета основного принципа.
3 балла — ребенок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
4 балла — ребенок опускает игрушки с учетом образца; заинтересован в конечном результате.
5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.
1 балл — ребенок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладет части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание пытается соединить части в целое, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности. |
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
6. ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ.
1 балл — ребенок не принимает задание, не понимает цели.
2 балла — ребенок принимает задание, но стремится выполнить его неадекватными способами, т.е. многократно стремится дотянуться до тележки рукой либо пытается встать и подойти к тележке (других способов решения задачи не отмечается).
3 балла — ребенок принимает и понимает задание; сначала пытается достать тележку рукой, затем пытается встать и подойти к тележке; в дальнейшем использует палочки для доставания тележки, пользуясь методом проб; результат положительный.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу берет орудие в руки; решает задачу, используя метод проб или зрительного соотнесения.
7. НАЙДИ ПАРУ.
1 балл — ребенок не понимает задание; при обучении действует неадекватно (берет картинку в рот, размахивает ею).
2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает условия; берет любую картинку и показывает, не выполняя операции сравнения и обобщения; после обучения с заданием не справляется.
3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, но при выполнении недостаточно владеет операциями сравнения и обобщения; после обучения выполняет задание правильно.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; владеет операциями сравнения и обобщения; задание сразу выполняет верно.
8. ПОСТРОЙ ИЗ КУБИКОВ.
1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает кубики, размахивает ими, берет в рот и т. д.).
2балла — ребенок принимает задание, но по показу выполнить не может; в условиях подражания справляется с заданием, а после обучения не может выполнить задание по показу.
3 балла — ребенок принимает задание; по показу выполняет неточно; после обучения может выполнить постройку по показу.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу может построить по показу.
9. НАРИСУЙ.
1 балл — ребенок задание не принимает; в условиях обучения не стремится рисовать.
2 балла — ребенок принимает задание, но не может нарисовать веревочку к шарику; черкает по бумаге; после обучения проводит линии на бумаге, не учитывая условия задания.
3 балла — ребенок принимает задание; самостоятельно его не выполняет, но после обучения рисует шарики и веревочки; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; сразу по показу рисует веревочку к шарику; заинтересован в результате.
10. СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНКИ.
1 балл — у ребенка собственная речь отсутствует, нет даже отраженной речи.
2 балла — у ребенка собственная речь состоит из звукоподражаний и отдельных слов.
3 балла — у ребенка собственная речь фразовая, но малопонятная для окружающих.
4 балла — у ребенка собственная речь фразовая, хорошо понятная для окружающих.
Показателем умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения:
– принятие задания,
– понимание условий этого задания,
– способы выполнения — использование практической ориентировки (метод проб или практического примеривания),
– обучаемость в процессе диагностического обследования,
– интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков.
Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих случаях необходимо использовать клинические методы диагностики.
Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные организовать самостоятельную игру, а охотно включающиеся в организованную взрослым; отмечаются некоторые процессуальные действия с игрушками. При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь этих детей характеризуется отдельными словами или звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматичная, малопонятная для окружающих.
Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений. Эти дети также нуждаются в комплексном изучении с использованием клинических методов.
Третью группу (24—33 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить самостоятельно предметно-игровые действия. В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения с заданием справляются. У них, как правило, имеется собственная речь: в основном это лепет либо отдельные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза.
Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха и речи.
Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач эти дети пользуются практической ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей, как правило, фразовая, понятная для окружающих.
Они достигают хорошего уровня познавательного развития.
Источник
Протокол дефектологического обследования детей 3-4 лет
Фамилия, имя, дата рождения ___________________________________________________
Диагноз ________________________________________________________________________
Общее развитие ребенка
I. Общие сведения
- Легко ли вступает в контакт при обследовании _____________________________________________________________________________
- Представления ребёнка о себе и ближайшем окружении
_______________________________________________________________________________
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
1. Особенности восприятия:
а) восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ____________________________________________________________________________
2. Восприятие пространства:
а) верх – низ __________________
впереди – сзади __________________
3. Восприятие величины и количества:
- больше – меньше
- столько же
- один – много
4. Восприятие цвета:
а) соотношение объектов по цвету
б) узнавание и называние цвета
в) выделение цвета в окружающей среде
5. Восприятие формы
а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры
б) выделение формы в рисунке
Ш. Состояние общей и мелкой моторики_________________________________________
____________________________________________________________________________
IV. Произвольное внимание, работоспособность___________________________________
_____________________________________________________________________________
VI. Особенности мышления:
- разрезные картинки из 2-3 ч.__________________________________________________________
- продолжи ряд ( чередование по цвету, форме)___________________________________________
- собери пирамидку______________________________________________________________
VII. Особенности речи:
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
VIII. Развитие элементарных математических представлении
- Счёт предметов_____________________________________________________
- Умение выделять из множества 1-3 предмета______________________
- Различает, называет размер предмета: большой, маленький___________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
IX. Конструктивная деятельность
- Умение строить по образцу
- Умение строить самостоятельно
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Заключение по результатам обследования
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Консультации специалистов_____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
«______»______________20____ г.
Учитель-дефектолог – .
Источник