Противоположности для развития речи ребенка
Возрастная группа: подготовительная
Тема: Антонимы
Тема НОД: «Страна счастливых гномов»
(развитие речи, познавательное развитие)
Цель: Создать условия для развития навыков разговорной речи.
Задачи:
1. Обучающая: формировать умения дошкольников находить противоположные понятия, их сравнивать, выделять главное и анализировать.
2. Развивающая: развивать речь, восприятие, наглядно-образное мышление, память.
3. Воспитательная: воспитывать у детей культуру речевого общения, выразительность и эмоциональность речи
Виды деятельности: наглядная, словесная, практическая
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: развитие речи
Оборудование: картины с изображением страны «Веселых гномов», «Грустных гномов», картинки к заданию «Найди антонимы», дидактическое пособие «Найди противоположности», дидактическое пособие «Четвертый лишний», раскраска на каждого ребенка, мяч, цветные карандаши.
Ход НОД
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Примечание
Вводная часть (мотивация)
Рассказ о Стране Счастливых Гномов.
Уже давным – давно в одной сказочной стране живут-поживают гномики. Это маленькие человечки в красивых ярких сюртучках и деревянных башмачках. По утрам в их стране встает яркое солнце и освещает светлое небо, высокие, зеленые деревья, сладкие фрукты и ягоды в садах, разноцветные, яркие домики маленьких лесных жителей. Каждое утро они просыпаются счастливыми. Поэтому называют свою страну «Страной Счастливых Гномов». Эти человечки прислали нам картину, на которой изображена их страна!
Хотите взглянуть на нее!
Ребята, но что случилось? Действительно ли на этой картине изображена «Страна Веселых Гномов»?
Может быть, они ошиблись и прислали нам не ту картину? Посмотрите, здесь есть письмо, обращение к нам ребята.
«Злой волшебник задумал свой коварный план. Он украл из нашей страны все противоположности и спрятал их. Все у нас стало наоборот. В стране поселился мрак, после ночи не наступает день, всё время дует только холодный ветер, от этого жители начали болеть и стали грустными. В садах деревья стали низкими и с кривыми стволами. Плоды на деревьях и ягоды стали кислыми. Все тропики в лесу стали кривыми, а все краски тусклыми. Наша страна превратилась из Веселой, в Грустную». Только вы сможете помочь нам выполнить задания старого волшебника и вернуть нашу Счастливую Страну.
Срочно помогите!
Происходят чудеса,
Заколдованы леса.
Нас волшебник напугал,
Нас он всех заколдовал.
Мы забыли, кто мы есть,
Что нам пить и что нам есть.
Выручайте, помогите,
Противоположности верните!
Ребята, поможем гномам сделать вновь их страну счастливой и веселой?
А как мы сможем им помочь?
Что мы для этого должны выполнить?
Ответы детей.
Рассматривают картину.
Ответы детей.
Основная часть. Решаем поставленные задачи.
А вот и первое задание. (Открываем конверт)
Назовите как можно больше слов с противоположным значением.
Ребята, а для этого сыграем в игру «Скажи наоборот». (Игра с мячом)
Слон большой, а мышка…
Зимой погода холодная, а летом…
Лев смелый, а заяц…
Молоко жидкое, а сметана…
Работать трудно, а отдыхать…
Гепард быстрый, а черепаха …
Гири тяжелые, а тополиный пух …
Днем светло, а ночью …
Река широкая, а ручей …
Ягоды у клубники крупные, а у земляники …
Для муравья нужен дом низкий, а для жирафа …
Грязнуля грязный, a чистюля…
У тополя листья широкие, а у ивы…
Чай горячий, а мороженое…
У клюквы ягоды кислые, а клубники …
Зимой сугробы большие, а весной …
Буратино веселый, а Пьеро …
Зимой день короткий, а летом …
Молодцы ребята, справились с заданием.
И взамен мы получаем расколдованные части волшебной страны.
Ребята, если мы выполним все задания и соберем все части, то сможем составить из них картину.
Итак, идем дальше и раскрываем следующую тайну.
Отыщи противоположности в стишках.
Грустный клоун громко плачет,
а весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить
Длинный сарафан для Маши, чтоб была всех в мире краше.
А короткий – для Алёнки, маленькой её сестрёнки.
Разворчался старый дед:
Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
Грязному автомобилю
Путь машины преградили:
«Чистым здесь зелёный свет!
Остальным дороги нет!»
Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться!
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка!
Любопытный карапуз
Изучал продуктов вкус,
Но из всех запомнил только
Сладкий торт
И перец горький.
В телевизоре включённом
Сто ребят и сто девчонок.
Но не будет никого,
Если выключить его.
Молодцы ребята, справились с заданием.
И взамен мы получаем расколдованные части волшебной страны.
Дидактическая игра «Найди противоположности».
(Карточки с изображением предметов, явлений природы, состояний, качества, количества и т. д.)
Давайте подумаем, какие слова обозначают эти рисунки.
А теперь поставим их парами, подобрав противоположные по значению.
Молодцы ребята, справились с заданием.
И взамен мы получаем расколдованные части волшебной страны.
Дидактическая игра «4 лишний».
(Карточки с изображением 4-х предметов; три из них одинаковые по значению, четвертый противоположный.)
Итак, вы справились со всеми заданиями.
Молодцы ребята, мы получаем расколдованные части волшебной страны.
А теперь соберём из полученных частей «Страну Веселых Гномов».
Заканчивают предложение.
Называют слова с противоположным значением.
Дети подбирают противоположные друг к другу картинки.
Из 4-х предметов
отыскивают противоположный,
объясняют почему он таковым является.
Собирают пазл.
Заключительная часть (рефлексия)
Источник
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Чкаловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Московской области.
Тема: «Развитие связной речи».
Подготовила:
учитель-дефектолог
Круглова Татьяна Павловна
г. Щёлково, Московская область
17декабря 2014г
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Учитель-дефектолог Круглова Татьяна Павловна
Форма занятия: групповое дефектологическое занятие.
Тип занятия: Коррекционно-развивающее.
Класс 3а
Тема урока: развитие связной речи.
Цель: развитие внимания, навыков самоконтроля, развитие связной речи, устранение аграмматизмов в речи.
Задачи: Образовательные: -закреплять умения выделять предложения и оформлять их границы при письме;
-закреплять умения учащихся определять род существительных;
-закреплять название месяцев и их последовательность.
Коррекционно – развивающие:
– развивать аналитикосинтетическую деятельность;
-развивать зрительную память;
-развивать внимание и самоконтроль;
-развитие речи.
Воспитательные:
-возбудить заинтересованность к учению, побудить к активности.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, презентация « Противоположности», простые карандаши, ластики, карточки с заданиями, мячик.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
– Психологический настрой
-Описание методов организации работы учащихся на начальном этапе занятия, настроя учеников на учебную деятельность.
-постановка цели
которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе занятия;
-определение целей, и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе занятия.
I. Вводная часть.
– Приветствие учителя и учащихся. С каким настроением пришли на занятие?
«Разминка»
Цель: настроить на рабочую обстановку. Развитие избирательности слухоречевой памяти. Развитие навыков звукобуквенного анализа.
– Я прочитаю вам ряд слов, а вы должны будете их запомнить и произнести про себя только первые звуки, а после мы узнаем, что за слова у вас получились.
Рука, арбуз, крыло…
Сало, тина, окно
Дети, утка, бусы…
Ножницы, овощи, сливы..
Трактор, автомобиль, заяц…
Крот, аист, шарф, ангар…
– Настроились на рабочую обстановку и сели!
– Назовите сегодняшнее число. Месяц. Какой это месяц по счету? От какого месяца мы ведем отчет? (январь). Какой месяц будет после февраля? (март). Какой по счету будет март? (третий)
– Возьмите свои бланки и заполните их верхнюю часть (ФИО, класс, число)
– Кто заполнит бланк, отложит все в сторону и сядет правильно.
2.
Изучение нового материала.
-постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);
-определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе занятия.
-описание форм и методов изложения нового материала;
-описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учётом особенностей группы;
-Описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому материалу;
-Описание методов мотивирования учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала.
II. Основная часть.
– Продолжаем работу! (2 слайд презентации).
1. «Разбейте текст на предложения»
Цель: развитие внимания, навыков самоконтроля. развитие связной речи, устранение аграмматизмов в речи. (2 слайд)
Задание: необходимо разбить текст на слова и предложения.
ВОВАЗАБОЛЕЛУНЕГОАНГИНАКНЕМУПОЗВАЛИВРАЧАВРАЧВЫПИСАЛЛЕКАРСТВОМАМАПРИНЕСЛАЛЕКАРСТВОИЗАПТЕКИВОВАБЫСТРОВЫЛЕЧИЛСЯ
– Писать в бланках. Задание №1.
– Как нужно писать начало предложения? (с большой буквы), какой знак препинания ставится в конце предложения? (точка).
– Не забывайте про эти правила во время выполнения задания.
Работа с текстом.
– проверка правильности выполнения задания.
– В словах Вова, ангина, лекарство, аптека указать род.
– Про кого говорится в тексте? Какое настроение в начале текста? Почему? Какое настроение в конце текста? Почему?
2. «Скажи наоборот» игра с мячом. Цель: снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; уточнение и расширение словарного запаса. (Подбор антонимов).
– Скажи наоборот
Снег белый, а сажа…
Озеро глубокое, а пруд…
Чай горячий, а мороженое…
Смех громкий, а шёпот..,
Бананы дорогие, а картошка..
Клубника крупная, а земляника…
У липы древесина мягкая, а дуба…
Вилка острая, а ложка…
Лужа мелкая, а озеро …
Морковь сладкая, а лук …
(Работа с презентацией «Противоположности»)
3.
Закрепление учебного материала
-определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе занятия;
-постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе занятия);
-описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учётом индивидуальных особенностей учащихся;
-описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового материала;
III
1. «Нарисуй недостающее».
Цель: развитие невербального мышления (слайд 3)
-Посмотрите, что изображено на картинке? (геометрические фигуры). Давайте назовем их.
– Рассмотрите, как расположены фигуры. Найди закономерность и дорисуй недостающую фигуру.
– Какую фигуру нарисовали? (квадрат) какое выражение лица будет у квадрата? (грустное)
– Пройдите и посмотрите рисунки друг у друга, чей рисунок вам понравился больше всего?
2. «Графический диктант» Цель: развитие пространственной ориентировки, развитие графических навыков. (в бланке)
3. «Пальчиковая гимнастика». Цель: снять напряжение с мышц кисти. Развитие мелкой моторики.
4.
Задание на дом
-определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
IV . «Домашнее задание».
Цель: Закрепление нумерации чисел в пределах 100. (карточки с пропусками в цепочке чисел)
5.
Заключительная часть.
V .Заключительная часть.
Подведение итогов и оценивание работы учащихся.
– Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
-Какое настроение у вас стало к концу занятия? почему?
Оценивание учащихся. Сюрпризный момент.
Источник
Инфоурок
› Дошкольное образование ›Презентации›Дидактическая игра «Противоположности» Игра направлена на обогащение и активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Дидактическая игра
«Противоположности»
Игра направлена на обогащение и активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения для детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель средней группы
Куркина Гульназ Фархатовна
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Трудолюбивый
13 слайд
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
Медленный
16 слайд
17 слайд
18 слайд
Описание слайда:
Включенный
19 слайд
Описание слайда:
Выключенный
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
24 слайд
25 слайд
Описание слайда:
Маленький
26 слайд
27 слайд
28 слайд
29 слайд
30 слайд
31 слайд
32 слайд
33 слайд
34 слайд
35 слайд
36 слайд
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
Спасибо!!!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс профессиональной переподготовки
Учитель-наставник
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник