Просмотр телевизора ребенком 4 года

Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.

Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.

Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).

В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.

Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.

Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.

Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.

Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.

Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.

Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.

Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.

Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.

В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.

Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.

Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.

Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.

Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.

Источник

Телевидение помогает нам быть в курсе событий, узнавать что-то новое и просто приятно проводить время дома. Просмотр детьми передач и мультфильмов нередко выручает родителей, занимая малышей на долгое время. Но так ли это полезно? Совместимы ли ребенок и телевизор?

Наверняка вам доводилось слышать, что некоторые мамы и папы категорически не поощряют такой досуг своих детей, но есть и те, кто не видит в нем ничего предосудительного. Тема влияния телевизора на развитие и здоровье ребенка достаточно спорная и, прежде чем делать выводы, стоит узнать об этом больше.

Читайте также:  Лечение дисбактериоза ребенка 4 года

Сколько ребенку можно смотреть телевизор?

Можно ли смотреть телевизор детям и если да, то сколько? Ответ напрямую связан с возрастом вашего чада.

Дети от рождения до 1,5 лет

Конечно, мало кто включает телевизор грудным детям специально, но он может работать для фона или малыш в первые месяцы жизни смотрит его вместе с мамой. Иногда мультики используют как отвлекающий маневр, помогающий накормить капризного карапуза.

Если речь идет о ребенке до года, это абсолютно недопустимо. В таком возрасте детская психика слишком возбудима. От быстрой смены картинок и безадресных звуков со временем может развиться синдром дефицита внимания, также страдает зрение.

С 18-го месяца жизни допускается включение малышу детских передач или мультфильмов. Но продолжительность просмотра должна ограничиваться 15 минутами в день.

Дети в 2 года

Сколько можно смотреть телевизор ребенку в 2 года? В этом случае действует правило – чем меньше, тем лучше. Разрешать просмотр телепередач нужно строго дозировано.

Для двухлетнего малыша достаточно 20 минут за один сеанс. Таких просмотров можно делать несколько, но не более 3 в день.

Дети в 3-4 года

Нормальным считается, если ребенок в 3-4 года смотрит телевизор по 30 минут. После таких киносеансов обязательно должен следовать перерыв. Более 2 сеансов просмотра в день делать нежелательно.

Очень важно отслеживать не только продолжительность, но и смысл того, что смотрит ребенок. В этом возрасте он формирует для себя приемлемые модели поведения и взаимодействия с окружающими, поэтому мультфильмы не должны содержать сцены жестокости.

Дети в 5-6 лет

В 5-6 лет ребенок может смотреть телевизор по 40 минут подряд, 2 раза в день. Между сеансами обязателен перерыв.

Если ребенок уже пользуется компьютером, игры на нем должны входить в разрешенные часы общения с подобной техникой. Иными словами, общее время, уделяемое видеоиграм и просмотру телевизора, не должно превышать дневной лимит, установленный для данного возраста.

Дети в 7-10 лет

После 7 лет дети могут начинать смотреть ленты, продолжительностью около 1,5 часов. В день допускается один такой просмотр или несколько более коротких с перерывами между ними. Желательно, чтобы время, проводимое за компьютером и просмотром телевизора, не превышало 2 часов в день.

Дети в 11 лет и старше

Если ребенку 11 лет или больше, разрешенное время на просмотр телепередач – до 3-х часов. Также нужно лимитировать общение с компьютером – 1,5-2 часа в день.

Влияние телевизора на ребенка

Отрицать влияние телевизора на ребенка нельзя. Как надеются родители, он может узнать оттуда что-то новое и полезное. Но в большинстве случаев детей интересуют не познавательные телепередачи, а современные мультфильмы и развлекательные шоу, ценность которых весьма сомнительна.

К тому же, чрезмерное увлечение просмотром телевизора ведет к ряду неприятных последствий, таких как:

  • задержка речевого развития у детей младшего возраста;
  • отсутствие заинтересованности занятиями, предполагающими приложение усилий;
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • сложности с восприятием информации на слух;
  • плохая память;
  • неразвитое абстрактное мышление;
  • нежелание читать.

На первый взгляд безобидное занятие может в будущем спровоцировать у вашего чада серьезные сложности с учебой. При частом просмотре телевизора в общении также возникают проблемы – дети не испытывают желания строить диалоги и взаимодействовать со сверстниками.

Вредно ли это?

Негативное влияние телевизора на развитие детей понятно, но на этом нежелательные последствия не заканчиваются. Систематическое отсутствие ограничений на его просмотр может нанести ощутимый вред здоровью ребенка.

Приведем несколько фактов в поддержку того, почему детям нельзя смотреть телевизор часто:

  • Если малыш привык кушать под телевизор, создается повышенная нагрузка на пищеварительный тракт, так как достаточное количество желудочного сока при таком приеме пищи не успевает вырабатываться. Кроме того, увлекшись, ребенок съедает больше чем нужно, что в сочетании с малоактивным досугом, ведет к набору лишнего веса.
  • Продолжительный просмотр телевизора, особенно в плохо освещенной комнате, перенапрягает глаза. Со временем у ребенка развивается близорукость и другие расстройства зрения. Подробнее о диагностике и лечении близорукости у детей →
  • Телевизор оказывает чрезмерную нагрузку на детскую нервную систему. Результатом становятся частые головные боли, быстрая утомляемость, нервозность.
  • Негативное влияние на мозг. Этот орган находится в развитии до 14 лет, и частый просмотр телевизора способен привести к угнетению работы некоторых его участков. Дети младшего возраста могут отставать в психическом и умственном развитии, а старшего – страдать от соматических расстройств (депрессия, бессонница, беспричинные боли).

Как отучить ребенка от часто просмотра телевизора?

Если вы заметили, что чадо слишком много времени уделяет просмотру телепередач, и вас это не устраивает, возникает вопрос – как отучить ребенка от телевизора? Одними запретами здесь не обойтись, нужно предложить альтернативу нежелательному досугу.

Подходящим занятием станет прослушивание аудиокниг, лепка из пластилина, рисование, настольные игры, прогулки на свежем воздухе, походы на реку летом. Многие дети любят проводить время с родителями, поэтому стоит чаще составлять им компанию в играх.

Важно проявить твердость в своем решении – следить за исполнением договоренности о допустимом времени просмотра ежедневно, не делая исключений. Будет полезен и личный пример. Если вы постоянно смотрите телепередачи, следует сократить время, проводимое за этим занятием.

Читайте также:  Диагностика способностей ребенка в 4 года

Чтобы ребенку было проще справиться с соблазном, не ставьте телевизор в детской. Также нельзя включать его на кухне во время еды и оставлять работать для звукового фона.

Могут ли быть последствия?

Нередко в молодых семьях ребенок начинает смотреть телевизор уже в первый месяц жизни. Со временем у него формируется стойкая зависимость от такого досуга, ведущая к отставанию в развитии, проблемам со здоровьем и поведением.

Если это уже произошло, то задавшись вопросом о том, как отучить ребенка от телевизора, родители могут столкнуться с серьезными сложностями. При вводе ограничений у детей появляются истерики, поведение значительно ухудшается. Иногда справиться с такой ситуацией невозможно без помощи детского психолога.

Основные заблуждения

Возникновению запущенных случаев зависимости от телевизора у детей способствуют укоренившиеся в народе мифы. Наиболее известные из них:

  • Телевизор помогает малышам развиваться. Это не так. Научные исследования доказали, что дети до 2 лет не могут извлекать из увиденного на экране полезную информацию и применять ее на практике.
  • Просмотр телевизора в первые месяцы жизни улучшает сон. В действительности, привычка засыпать под него приводит к нарушению нормального цикла сна у детей.
  • Новорожденный не обращает внимания на телевизор. Хотя вы можете этого не замечать, но даже в месяц младенцы наблюдают за вспышками света и сменой картинок. Это вредно для нервной системы ребенка, которая еще не готова к таким нагрузкам.

Ребенок и телевизор – не лучшее сочетание. Малыши, особенно в возрасте до 2 лет, не должны бесконтрольно проводить время перед экраном. Но, даже разрешая посмотреть телевизор детям старшего возраста, не забывайте об ограничении времени. Поощрение полезного досуга ребенка, взамен телевидению и компьютерным играм, – вклад в его здоровье и будущее.

Автор: Яна Семич,
специально для Mama66.ru

Полезное видео о влиянии телевизора и компьютера на ребенка (рассказывает доктор Комаровский)

Просмотр телевизора ребенком 4 года

Автор

Яна Семич

Автор Mama66.ru

По жизни я творческий человек, рисую, увлекаюсь изготовлением топиариев и других поделок в стиле hand-made. Все статьи автора

Новости СМИ2

Источник

Нужно констатировать, что к возрасту 3-4 лет экран телевизора становится неинтересным, поскольку малыш понял, что на ютубе, он может смотреть что хочет в удобное для него время. Телевизор не дает такой возможности, а значит просмотр мультфильмов плавно перемещается на смартфон и планшет.

1. Интересы ребенка.

Посидите в Интернете. Узнайте, какие мультсериалы сейчас популярны среди детей 3-4 лет. Составьте список и четко следуйте своим инструкциям. Не давайте ребенку выбирать себе мультфильмы, используя метод научного тыка. Пусть он выберет, но из списка, который ему предложили вы.

2. Быть в курсе.

Получив исчерпывающую информацию о популярных мультсериалах, начните смотреть их вместе с ребенком. Оставив его наедине, вы лишите его ответов на те вопросы, которые у него обязательно возникнут. Детям 3-4 лет важно ваше мнение. Если у вас нет времени, посмотрите с ребенком хотя бы 1 мультфильм. Станьте его другом, общайтесь с ним на интересующие его темы и тогда, придя в детский коллектив ваш ребенок будет полон позитивного опыта и всегда будет знать, о чем поговорить со сверстниками.

3. Особенности расположения и время.

Здесь важно видеть разницу, на каком экране ваш ребенок смотрит мультфильмы. Если это происходит на смартфоне, то включите время просмотра видеороликов в те пол часа, что мы отводили на игры. В случае же, если ваш ребенок сидит в удобном кресле, или лежит на диване в трех и более метрах от экрана телевизора и соблюдены все наши рекомендации то просмотр видеоконтента можно увеличить до 1 часа в день, разбив его на 2 или 3 раза.

4. Нет взрослому контенту.

Простое правило. Составляя список мультфильмов начните с классики. Если заметили, что среди запланированных вами мультфильмов есть те, у которых рейтинг выше 6 лет ни в коем случае не показывайте их своему малышу. Всему свое время. Даже если вы не видите в этих мультфильмах ничего взрослого – это не означает, что свой рейтинг 6+ они получили ошибочно.

5. Читать – смотреть.

Американские классические мультфильмы не идеальны, но как известно в нашем мире нет ничего идеального. Создайте себе простое правило: посмотрели мультфильм – почитайте сказку. Пусть ваш ребенок увидит различия. Книги всегда более близки к реальности, чем это происходит на экране телевизора.

6. Советские мультфильмы.

Несмотря на мнение, что советские мультфильмы являются кладезем мультипликации и вначале детям нужно показывать их, хочу вас разочаровать: это не так. Да, есть десятки отличных мультфильмов, но как это не странно, большинство из них предназначено для аудитории 6+ и мало подходит 3-4 летним малышам. Не забывайте про возрастные ограничения.

7. Временные рамки.

Дети после 3 лет переходят на абсолютно иной уровень восприятия видеоконтента. Они понимают большую часть происходящего в игровых мультсериалах, и все меньше нуждаются в подсказках и пояснениях. Однако это не значит, что 4 летних малышей можно бросать под видеокомбайн. С нашей точки зрения, в этом возрасте детям достаточно 45 минут в день, но так как это нереально и родители зачастую используют мультфильмы для отдыха или занятия важными делами, то максимально допустимое время не должно превышать 60 минут. Главное не забыть своего ребенка возле экрана телевизора, планшета или смартфона.

Пишите своим мысли в комментариях, задавайте вопросы. Подписывайтесь на мой канал. Давайте сделаем виртуальный мир более безопасным для наших детей.

Интересное на канале:

9 правил пользования смартфоном детьми до полутора (1.5) лет.

Давать или нет смартфон ребенку до полутора (1.5) лет?

7 правил просмотра мультфильмов детьми до полутора (1.5) лет.

Дети от 1.5 лет до 2 лет и современные гаджеты.

7 основных правил, как и что смотреть по телевизору детям от 2 до 3 лет.

7 правил пользования смартфонами детьми от 3 до 4 лет.

Источник

Вредное влияние от систематического многочасового телепросмотра очевидно, и оно давно доказано специалистами.

Читайте также:  Как правильно начать закаливать ребенка 4 года

Воскресное утро… Как хочется, наконец, выспаться. Но ненаглядное сокровище уже заглянуло в вашу спальню с такой знакомой вам ежедневной просьбой.

Делать нечего — вы опять даёте ребёнку «добро» на просмотр мультиков. Снова в течение целого дня телевизор (компьютер) будет включён.

Но ведь вредное влияние от систематического многочасового телепросмотра очевидно, и оно давно доказано специалистами.

Дети, с раннего возраста проводящие много часов за просмотром мультфильмов и кинофильмов, потом не успевают в школе, часто страдают диабетом, ожирением. Но несмотря ни на какие увещевания, их всё также манит сказочный и яркий мир мелькающих телекартинок.

Так сколько же времени можно смотреть телевизор? Для каждого возраста — по-разному.

2–3 годика

Мозг ребёнка к этому не готов. Лучше всего — совсем не смотреть!

Начнём с того, что мнение Всемирной Организации Здравоохранения на этот счёт однозначно: она ратует за введение повсеместного запрета на демонстрацию телепередач и видеопрогамм детям до 3-х лет для сохранения их здоровья — и физического, и психологического.

Причины такой категоричности кроются в чисто медицинских факторах.

Вред для центральной нервной системы

В первый период жизни (от рождения до 3-х лет) у детей формируются все основные психические функции: внимание, память, интеллект, речь.

Клетки головного мозга в эти годы работают в усиленном режиме. Говоря иначе — малыш и так испытывает невероятные психические перегрузки, а просмотр телевизора — это частая смена картинок, которую ему ещё нужно расшифровать.

Перегрузка центральной нервной системы в будущем может привести к синдрому гиперактивности и дефицита внимания, отставанию в речевом развитии, отсутствию интереса к обучению, творческой деятельности и множеству других серьёзных нарушений.

Вред для зрения

Вреден телевизор и для зрения. Зрительный анализатор у детей созревает только к 3–5 годам, а до этого времени зрительная система напрягается, чтобы чётко рассмотреть изображение, причём это происходит незаметно и неосознанно, независимо от воли ребёнка, освещённости помещения или расстояния до телеэкрана.

Если такие напряжение происходит постоянно, по многу часов в день, то компенсаторные возможности глаз снижаются и не могут сдержать нарушений, которые появятся в будущем. В итоге и зрительная система, и мозг испытывает перегрузки, устаёт; ребёнок перевозбуждается, плохо спит и становится капризным.

Рекомендации врачей

По рекомендациям врачей, в частности офтальмологов, длительность просмотра теле- или видеопрограмм для детей от 3-х до 7-ми лет не должна быть больше 30-ти минут в день. Больше — уже небезопасно.

В качестве исключения — 40–50 минут, но с обязательным перерывом. При этом расстояние от глаз малыша до телеэкрана должно составлять не менее 3-х метров, а размер экрана быть не меньше 21 дюйма. При этом не имеет значения, какой экран: обычный, плоский, жидкокристаллический или плазменный.

После 3-х лет: можно, но осторожно

Конечно, телепрограммы — это тоже один из способов постижения мира, поэтому исключить его совсем после 3-х лет было бы несправедливостью по отношению к ребёнку. Все дети смотрят «Человека-паука» и «Смешарики», обсуждают, обмениваются мнениями, и ваш малыш не может оставаться в стороне, дабы это не сказалось на отношении сверстников и его собственной самооценке.

Плохо, что телевизор очень легко вызывает зависимость, при этом предлагая готовый продукт, который не нужно переваривать и усваивать, в отличие от аудиозаписей или книг.

Будет полезно, если вы найдёте время смотреть детские передачи вместе — делиться переживаниями, обсуждать, объяснять ребёнку то, что ему не понятно.

Возраст от 5-ти-6-ти лет

Пройдёт совсем немного времени, и ваше чадо вступит в возраст неконтролируемого теле- и видеопросмотра, а значит, проблема усугубится. В это время ребёнок уже должен активно готовиться к школе, осваивать учебную деятельность, которая очень скоро должна стать для него ведущей на долгие последующие годы.

Если до этого он уже привык проводить часы, просматривая мультики, фильмы, передачи, играя в компьютерные игры, тогда не удивляйтесь, если у него появятся и проблемы с обучением, общением с детьми в детском саду, а в будущем — с одноклассниками. Считается, что у детей, проводящих много времени наедине с телевизором (компьютером), серьёзно нарушено социальное развитие.

Во многих случаях, это так и есть. Нельзя, чтобы единственными друзьями ребёнка были домашние гаджеты, а не живые люди.

Если вы замечаете, что кроха с каждым днём всё больше теряет интерес к живому общению и прогулкам, отдавая предпочтение телевизору — это повод насторожиться и всерьёз приступить к борьбе с «телевизорной болезнью».

Как отучить ребёнка от телевизора

  • для начала сократите время просмотра телепередач до 1,5-2-х часов в день;
  • составьте список тех передач или мультиков, которые можно смотреть ребёнку;
  • организуйте систему поощрений/наказаний. Вырежьте из картона плюсы и минусы. Если малыш уложился в разрешённое время, добавьте ему плюсик, если управился на пять минут раньше — ещё плюс, а не уложился — по одному минусу за каждые лишние пять минут просмотра;
  • заранее договаривайтесь, сколько плюсов будет стоить приз. К примеру, новая кукла или машинка — 6 плюсов, поход в парк — 9 плюсов, мороженое — 2 плюса.
  • попробуйте найти замену телевизору. Чаще отправляйтесь с ребёнком на прогулки, в гости и т. д.;
  • старайтесь в присутствии малыша сами не увлекаться телепрограммами. Иначе вам будет сложно объяснить, почему ему нельзя, а вам — можно. Да и вообще — личный пример — самый действенный.

Конечно, если у вашего малыша уже установилась стойкая телезависимость, вам придётся несладко.

Постарайтесь жить так, чтобы у него было много более важных занятий — запишитесь в классы раннего развития, посещайте бассейн, ходите в походы. Ребёнок должен жить полноценной реальной жизнью, а не виртуальной или телевизионной.

Источник