Прогулки в физическом воспитании и развитии ребенка

Черкасова Диана
Роль прогулки в физическом развитии детей дошкольного возраста

Одной из главных задач, которую ставит Программа передо мной, как воспитателем ДОУ, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе потребности в двигательной активности.

Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Прогулка позитивно влияет на здоровье и эмоциональное состояние ребенка. В первую очередь, во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду прогулка не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, общей продолжительностью около 4-5 часов. При температуре воздуха ниже 150 и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.

В нашем детском саду огромное внимание уделяется правильной организации прогулки в режиме дня дошкольника. Для реализации оздоровительных задач на территории нашего детского сада созданы участки для организации разнообразной деятельности детей. Они спланированы и оборудованы в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями. Каждая возрастная группа располагает отдельным участком. На всех участках выделены места для проведения подвижных игр и развития движений детей. Помимо игровых площадок на участках имеются закрытые веранды для защиты от дождя и солнца, что дает возможность проводить время на улице в любую погоду. Имеется спортивная площадка с физкультурным оборудованием.

Совместно с детьми я организую игры, преимущественно подвижные. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижную игру проводим в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же дети идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру мы проводим в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни начинаем прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываем малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Помимо подвижных игр я провожу на свежем воздухе дыхательную гимнастику, в теплое время года водные и воздушные процедуры. Во время прогулокобязательна индивидуальная работа с детьми: для одних – это игра с мячом, метание в цель, для других – упражнение в равновесии, для третьих перешагивание через предметы, бег наперегонки.

Во время прогулки я слежу за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не замерз или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаю к участию в более спокойных играх.

Мною проводится большая работа по ознакомлению родителей с процессом обеспечения жизнедеятельности детей во время пребывания в ДОУ. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше, я рассказываю о значении прогулок для детей. Но зачастую родителям кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет; родители связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период. Я объясняю, что прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Нас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.

Систематически я провожу консультации и индивидуальные беседы с родителями на актуальные темы «Как одевать ребенка на прогулку, «Как определить, не замерз ли ребенок?», «Признаки перегрева ребенка», «Когда гулять нельзя».

Как одевать ребенка на прогулку?

Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям. Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается. Нужно не забывать и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевать ребенка нужно так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, надеть.

Читайте также:  Центры развития ребенка могилев

Выбирая детскую одежду, необходимо ориентироваться на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой?Существует очень простая формула: «один – два – три».Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом необходимо устраивать не в самую жару, выбирать дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные.

Как определить, не замерз ли ребенок?

Основной критерий – поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует – громко кричит, двигается. Кожа приобретает бледный оттенок.

Признаки перегрева ребёнка

– жажда, то есть ребенок просит пить;

– на прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;

– слишком теплая, почти горячая спина и шея;

– очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).

Когда гулять нельзя?

– нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей;

Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!

Работая с родителями в направлении физического развития детей, я призываю их соблюдать режим дня и дома, в выходные дни совершать пешие прогулки и не забывать, что прогулка:

– повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;

– содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

– формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

– формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

– способствует ускоренному развитию речи через движение;

– формирует положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;

развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Источник

Оксана Красильникова
Организация прогулки — одно из средств физического развития детей и их оздоровления

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Организация подвижных игр на прогулке – это огромнейшая возможность повысить двигательную деятельность детей, улучшить психико-эмоциональное состояние ребенка, снять напряжение, научить подчиняться правилам, воспитывать навыки коллективной игры.

Во время прогулкимы проводим подвижные игры:

-с бегом: «Ловишки», «Найди себе пару» и другие.

-С прыжками: «Зайцы и волк» «Лиса в курятнике»

-С бросанием и ловлей: «Подбрось – поймай»

-На ориентацию в пространстве,внимание: «Найди, где спрятано», «Прятки»

Не буду перечислять все игры, которые использую в своей работе, их много и они вам знакомы.Остановлюсь на принципах отбора подвижных игр:

-сезонность: зимой – «Мороз красный нос», «Снежинки и ветер» и другие.

Осенью: «Солнышко и дождик», «Перелет птиц» и другие

Весной: «Ручеек» и другие

Летом: «Пастух и стадо» и др.

-соответствие теме календарно-тематического планирования:

Если тема «23 февраля»,то можно провести игры: «Меткий стрелок», «Перепрыгни через ров» и др.

«Международный день птиц»: «Птичка и кошка», «Птички в гнездышках»

Смотрим, какие основные виды движения были на физкультурном занятии, то на прогулке в подвижной игре закрепляем основное движение. Если закрепляется основной вид движения – владение мячом, то на прогулке подвижная игра «Мой веселый звонкий мяч»

Читайте также:  Таблица норм развития ребенка рост и вес

Выбор игры зависит не только от времени года, но и от погоды и температуры воздуха. В холодные дни проводим игры наибольшей подвижности, связанные с бегом, прыжками, они помогают детям лучше перенести холодную погоду. В сырую, дождливую погоду проводятся малоподвижные игры.

Кроме подвижных игр на прогулке отводится время и на индивидуальную работу по развитию движений.

– Упражнения на равновесие, это и ходьба по змейке, по снежному валу, по наклонной и узкой доске.

-Упражняем детей в беге, ходьбе между предметами, прыжках с продвижением вперед; в бросании и ловле мяча друг другу, в метании в цель, вдаль левой и правой рукой.

Важно, чтобы ребенок, с которым проводится индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

На каждой прогулке отводится время самостоятельной двигательной активности детей.

Дети любят выполнять движения без предметов: перебегать с места на место, вбегать на пригорок и сбегать с него, лазать по лесенке, качаться на качелях, скатываться с горки. Важно использовать все игровое пространство участка. Для организациисамостоятельной двигательной деятельности мы выносим нужный инвентарь: мячи, обручи, кегли, скакалки, в зимний период используются еще и ледянки.

Такую деятельность надо поощрять, поскольку она способствует развитию основных видов движений.

Была проведена с детьми оздоровительная пробежка по территории детского сада, на которой закреплялось умение правильно выполнять основные движения при беге.

В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них навыки в основных движениях; развивается ловкость, быстрота, выносливость; формируется самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со сверстниками.

Для того чтобы детям было комфортно проводить время на прогулке,родители принимают активное участие в благоустройстве участка: ежегодно красят постройки, а также было приобретено игровое оборудование, змейка для хождения, можно использовать и в качестве скамейки, для отдыха детей,

качели, столик и две маленькие скамеечки.

Любознательность, румяные щечки и довольные лица ребятишек после прогулки – лучшая награда за нелегкий труд воспитателя.

Источник

1.Значение прогулки как средства воспитания

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития  дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среду, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными , смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается мышечный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию. Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте и т.д.. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стараются найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания . Воспитатель знакомит детей с родным городом, его достопримечательностями, с трудом взрослых, которые озеленяют улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги. При этом подчеркивается коллективный характер труда и его значение : все делается для того, чтобы нашим людям жилось удобно, красиво и радостно. Ознакомление с окружающим способствует воспитанию у детей любви к родному городу. Малыши трудятся в цветнике – сажают цветы, поливают их, рыхлят землю. У них воспитывается трудолюбие , любовь и бережное отношение к природе. Они учатся замечать ее красоту. Обилие в природе красок , форм, звуков, их сочетание, повторяемость и изменчивость, ритм и динамика – все это вызывает даже у самых маленьких радостные переживания.

Правильное организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится примерно до четырех часов в день. Летом это время значительно увеличиваются. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней.

2. Участок детского сада и его оборудование.

Для осуществления задач всестороннего развития создается участок на территории детского сада для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок . Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельным участком, отгороженным от других групп кустарником. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

Читайте также:  Развитие ребенка найти лишнее

На участке  должно быть оборудование для развития движений : заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид , быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования , на площадку выносят игрушки , пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах. Помимо игровых площадок необходимо иметь закрытые беседки от дождя и солнца. В зимнее время на участке следует устроить горку , ледяные дорожки и снежные сооружения.

3.Подготовка детей к прогулке.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у детей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься . Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило идут гулять с большой охотой.

Воспитатель должен научить детей раздеваться и одеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала они одевают рейтузы, обувь, затем шапку, куртку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

4. Как сделать прогулку интересной.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным, В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кегли, а в старших группах – элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, футбол. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Полезные игры,  при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, больницу. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огородах, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться делать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями. Трудовые занятия должны быть посильными детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит , чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое до конца.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям и т.д..

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки и оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги . Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчик. Надевают тапочки и идут в группу.

Источник