Прогулки развитие для ребенка осенью

Татьяна Ляшенко
Развивающие прогулки с ребенком осенью
Развивающие прогулки осенью с ребенком.
Наступила осенняя пора. Как сделать так, чтобы прогулка осенью стала для детей интересной и развивающей?
«Палитра осени».
*Ничто так не завораживает в лесу, в парке, как разноцветные листья. Как весело шуршать ими, прыгать в яркие кучки листьев, устраивать веселый салют из них. Соберите вместе с малышом побольше разноцветных листьев и разложите их от самого светлого к самому темному.Назовите каждый оттенок: здесь будет и апельсиновый, и золотой, и клюквенный, и ярко-алый. Устройте соревнование, кто из вас громче зашуршит листвой, кто найдет самый большой лист, кто найдет самый красный лист и т. д.
*Возвращаясь домой с прогулки, можно собрать букет из красивых листьев, плодов рябины, веточек с шишечками, травы. Придя домой, поставьте свой букет в вазу. Позже можно провести занятие по рисованию и использовать листья для отпечатков краской.
*Поищите под деревьями жёлуди, орехи, крылатые семечки ясеня и клёна. Сорвите и засушите яблочки, ягоды боярышника, рябины, шиповника. Расскажите малышу, что это – семена, которые зимой прячутся под снегом, а весной превращаются в новые растения.Попробуйте рассортировать семена по разным признакам: от самого большого до самого маленького, крылатые и бескрылые, посчитать их.
«Наблюдение за природой».
*Наблюдайте за природой, например, что делают осенью птицы, животные. Понаблюдайте за насекомыми. Обратите внимание ребенка на деревья, траву, на смену их наряда. Поищите и цветы. Некоторые ещё цветут на клумбах. Дайте понюхать цветок, запах запомнится ребенку и оставит приятное впечатление.
*Вспомните во время прогулки об осенних приметах и, может быть, вы увидите летающую паутинку или много ягод рябины на деревьях.
*Чтобы сделать интереснее путь на детскую площадку или в парк, когда вы идете гулять, задавайте ребенку загадки или разучивайте с ним стихотворения об осени.
«Мокрое дело».
*Даже в самую сырую погоду не отказывайтесь от прогулки. (обеспечьте малыша непромокаемой экипировкой). Ведь игра с водой, песком, землей полезна для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, творческих и познавательных способностей.
*Сравните, что тяжелее -ведёрко с водой или сырым песком; выясните, куда входит больше земли -в формочку или в ведёрко.
*Исследуйте, какие предметы тонут, а какие- нет, бросая поочередно в лужу камешки, листики, кусочки коры, шишки.
*Понаблюдайте, что получится, если перегородить ручеёк запрудой из камешков и песка.
*Подумайте, почему лужи появляются не везде, а лишь в отдельных местах. После вашего исследования мыслитель придёт к выводу: лужи появляются там, где скапливается вода- в низинках, ямках и т. д.
*Сделайте кораблик из бумаги и отправьтесь вслед за ним в путешествие по ручейку.
*Вот закапал осенний дождик. Не беда, не прячьтесь сразу домой. Понаблюдайте за дождем. Сначала на землю падают редкие капли, потом дождь усиливается. Прислушайтесь к тому, как барабанит дождь по крыше, стеклу. Обратите внимание ребенка, что люди взяли зонтики, чтобы не промокнуть. Можете и сами открыть зонтик и пройтись под ним. Наверняка вашему крохе это понравится! Когда дождик закончится, посмотрите на дорожки, траву, песок. Что с ними произошло? Они стали мокрыми.
«Мир на ощупь».
*Прогулка- прекрасное время для обогащения тактильных ощущений и развития мелкой моторики. Предложите ребенку ощупать кору разных деревьев. Помогите ему описать то,что он почувствовал: «Это берёза. У нее кора гладкая, шелковистая» и т. д.
*В кучу разноцветных листьев спрячьте на глазах у ребёнка крупную шишку и предложите найти ее ручками.
*Очень полезна игра «Белкина кладовая».Соберите по паре шишек, желудей, орехов. По одному предмету из каждой пары положите в «норку» (или в непрозрачный мешочек, коробку).Дайте малышу в ручку желудь или шишку и попросите на ощупь найти такие же. Эта игра не только хорошо развивает мелкую моторику, но еще и способствует формированию межполушарных связей.
Приятных вам прогулок с малышом!
Источник
Пока стоит хорошая погода, можно проводить время на улице. Но что именно можно делать интересного, если просто гулять надоело? Подсказываем сразу 43 идеи для уличных развлечений!
1. Устройте красивую фотосессию. Самые красивые места сейчас в парках, ботанических садах, дендрариях. Пригласите на фотосессию и бабушек с дедушками и других родственников.
2. Устройте осеннюю фотоохоту на самые красивые моменты наступившей осени. Себя фотографировать уже необязательно, а вот красиво упавший листок, отражающееся в луже небо, птичек на ветке рябины…
3. Займитесь осенним лэнд-артом. Некоторые осенние идеи мы собирали вот здесь.
4. Соберите много красивых камешков, выложите из них лабиринт и походите по нему.
5. Соберите шишки в парке, они пригодятся как для школьных поделок, так и для украшения дома к новогодним праздникам.
6. Собирайте самые красивые листья, веточки рябины, чтобы, придя домой, составить из них красивые композиции, икебаны, гирлянды и украсить ими дом.
7. Разложите собранные листья по цветовому градиенту. Можно в линию, можно в виде круга. Это всегда увлекает детей – подбирать близкие оттенки листьев друг к другу.
8. Гуляя, собирайте разные интересные вещи в карманы, а потом сохраните их на память в маленьких баночках или в виде фотокомпозиций. В баночке могут оказаться семена, желуди, красивые веточки, необычного цвета камешки и так далее.
9. Сплетите из опавших листьев венок на голову (надо будет вспомнить, как вы плели его в детстве) и погуляйте в нем.
10. Трясите деревья и стойте под листопадом.
11. Соберите каштаны для поделок. Их также можно пожарить.
12. Устройте в теплую погоду плэнер и нарисуйте какой-нибудь красивый вид вашего города.
13. Сходите в зоопарк.
14. Покормите уток на городском озере.
15. Сделайте кормушки для птиц и найдите места, где их можно разместить.
16. Устройте осенний пикник. Необязательно жарить шашлыки, можно пожарить овощи, зефирки и штокброты (тесто на палочке).
17. Запаситесь гугл-глазками и устройте на улице айебомбинг – направление стрит-арта, в котором используются только гугли-глазки. Вот тут мы о нем рассказывали.
18. Разрешите детям поваляться в листьях. И устроить с листьями веселую фотосессию.
19. Соберите желуди, семена, каштаны, ягоды рябины и сделайте из них украшения.
20. Соберите и засушите полезные или просто красивые травы.
21. Покрасьте забор на своем участке или стену гаража смываемыми красками.
22. Гуляйте по улицам и сочиняйте вместе сказки и рассказы про осень, про животных и птиц, про детей. Записывайте на диктофон.
23. Если у вас есть свой участок – сделайте чучело.
24. Поднимитесь на самое высокое место в городе и встретьте там закат.
25. Даже на простую прогулку возьмите с собой термос с вкусным чаем. Чай каждый раз можно заваривать новый, с листьями смородины, малины, собранными травами, ягодами, словом, со вкусом осени.
26. Возьмите велосипеды в аренду и покатайтесь по набережной или по парку.
27. Снимайте видео на прогулках, сохраняйте на память детство и ваше хорошее настроение.
28. Выйдете вечером на улицу, чтобы увидеть падающие звезды.
29. На выходных можно отправиться в небольшой поход.
30. Если вы выросли в том же городе, в котором живете, составьте маршрут по местам вашего детства. Прихватите все фотографии из семейного альбома, связанные с ними.
31. Еще успеваете покататься на роликовых коньках вместе с детьми.
32. Если еще не завели, то заведите сейчас семейный канал на Youtube, начните снимать видео на улице для него. Например, возьмите интервью у ваших детей о том, что они любят сейчас больше всего на свете.
33. Найдите надежное место и захороните капсулу времени. Вотидеи для нее.
34. Включайтесь в геокэшинг вместе с жителями вашего города.
35. Посадите дерево.
36. Соберите цветы для гербария.
37. Приготовьте заранее несколько легких корабликов. Скоро по улицам потекут осенние ручьи, и в них, а также в лужи, можно будет запускать кораблики.
38. Собирайте урожай вместе с детьми, если у вас или у бабушек есть дачи-огороды.
39. Если живете недалеко от реки, на пляже можно прогуляться и оставить рисунки тонкой веточкой.
Домик для феи
40. Вы еще успеваете сделать домики для фей. За их созданием можно провести все теплые денечки – сначала собирая материалы для строительства, потом – строя и украшая домики. Выберите солнечное место, чтобы дети больше играли на солнце.
41. Cплести коврики, панно, картины из трав. Такими панно можно украсить участок, использовать их вместо забора или ограждения, зонирования.
42. Сделать из глины лица на деревьях.
43. Сделайте человечков или лица человечков из природных материалов прямо на земле или на лавочке.
Отличной вам с детьми осени! Редакция.
Источник
Вера Семёнова
Планирование прогулок с детьми осенью
Октябрь
Вариант № 1
1. Наблюдение за деревьями на участке. Обратить внимание детей на ствол, ветки, листья,их отличительные особенности: “дерево высокое, ветки толстые и тонкие листья не достать – высоко”. Предложить потрогать ствол.У одних деревьев он тонкий: можно обхватить руками, а у других – толстый. Понаблюдать за тем, как ветер раскачивает дерево. Познакомить с названием дерева – берёза (клён).
Послушать, как шелестит листва; походить по опавшим листьям, послушать, как они шуршат. Сбор опавших листьев, уточняя наиболее яркие цвета их окраски.
Продолжать знакомить с понятием “листопад”, листья большие и маленькие, зелёные, жёлтые, красные.
2. Подвижная игра “Колокольчик”
Цель: учить выполнять движения по сигналу, менять движения, быть внимательными, Дети стоят в кружочке. У одного ребёнка в руке колокольчик.Воспитатель:
“Я бегу, бегу, бегу,
В колокольчик я звоню.
Колокольчик Тане дам
И на место стану сам”
3. Перешагивание через кирпичики, кубики, камешки, веточки.
Цель – развитие внимания, координации движений.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Цель: поддерживать инициативу каждого ребёнка, поощрять общение детей со взрослым и другими детьми.
5. Сюжетно – дидактическая игра с куклой “Накормим куклу”.
Цель – учить детей разыгрывать несложный сюжет, воспроизводить несколько последовательных действий, показать использование предметов – заместителей.
6. Подвижная игра “Лохматый пёс”
Цель – приучать детей слушать текст и быстро реагировать на сигнал “Вот лежит лохматый пёс, В лапы свой уткнувши нос, Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит. Подойдём к нему, разбудим И посмотрим, что-то будет”.
Октябрь
Вариант № 2
1. Наблюдение за автомобилями. Обратить внимание на основные части автомобиля.
Цель – развивать внимание, учить различать и называть основные части автомобиля.
2. Трудовые поручения. Предложить собрать упавшие веточки,упражнять в различении величины веточек: длинные и короткие (толстые – тонкие).
Цель – приучать детей выполнять поручения.
3. Индивидуальные игры с мячом.
Цель – учить катать мяч двумя руками воспитателю, друг другу.
4. Игры с природным материалом (вынести корзину с шишками, желудями, камешками и др.):
а). Рассматривание и сравнение шишек, желудей.
Цель – развитие тактильного восприятия, активизация речевых высказываний детей (шершавая, гладкий, тяжёлый, лёгкий, большой, маленький).
б). Выкладывание по контуру предметов,знакомых детям: грибок, кораблик, дом и т. п.
5. Подвижная игра “Догоните меня”
Цель: развивать у детей умение сохранять во время ходьбы и бега необходимое направление и изменять его в зависимости от ситуации, приучать бегать в разных направлениях.
Развивать внимание и выдержку.
6.Самостоятельная деятельность детей: игры с песком, природным материалом.
Цель – обогащать представления детей о свойствах и качествах песка, развивать простейшие конструктивные навыки, поощрять общение друг с другом.
Октябрь
Вариант № 3
1. Наблюдение за птицами (воробьи, голуби).
Цель: учить узнавать птицу, называть части тела, вызывать желание заботиться о них. Обратить внимание, как чирикают воробьи,предложить послушать стихотворение:
“В гнезде воробушки живут
И утром только лишь встают
Чирик – чирик – чик
Так весело поют”
2. Игра “Что я закопала в песок?”
Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.
3. Сбор листьев. Нанизывание листьев на прутик.
Цель: развитие внимания, мелкой мускулатуры пальцев рук; учить различать листья по цвету, величине.
4. Самостоятельная деятельность детей.
Цель – поощрять общение друг с другом, в играх с сюжетными игрушками выполнять 2-3 последовательных действия.
5. Подвижная игра “Мой весёлый звонкий мяч”.
Цель: приучать детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать четверостишье и убегать только тогда, когда будет произнесено последнее слово. “Мой весёлый, звонкий мяч, Ты куда умчался вскачь? Красный, жёлтый, голубой, Не угнаться за тобой!
7. Индивидуальная работа по развитию движений с малоподвижными детьми.
Цель – поощрять двигательную деятельность ребёнка.
Октябрь
Вариант № 4
1. Наблюдение за погодой. Ветреный день. Обратить внимание детей на деревья, кусты, траву. “Ветер дует, срывает листья, гонит тучи, всюду лужи, холодно”.
Цель – формирование представлений о сезонных изменениях, учить устанавливать простейшие связи.
2. Трудовые поручения. Сгребание опавших листьев в кучи (маленькие и большие, уборка листьев с площадки.
Цель: привитие элементарных трудовых навыков.
3. Игра с листочками – упражнение “Подуй на листок”. Цель – учить выполнять дыхательные упражнения.
4. Самостоятельная деятельность детей с игрушками и пособиями, а). Постройки из песка с использованием печаток и втыкалочек. б). Сюжетно-дидактическая игра с куклами “В гости к кукле Кате”, “Поездка в лес”.
Цель – закреплять (учить) умение действовать с предметами и игрушками, учить объединять их несложным сюжетом, развивать чувство симпатии друг к другу, доброжелательное отношение.
5. Подвижная игра “Воробышки и автомобиль”.
Цель – учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.
Источник
Ольга Ли
Картотека «Развивающие осенние прогулки»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Родничок»
КАРТОТЕКА
«ОСЕННИЕ ПРОГУЛКИ»
подготовительная к школе группа
Выполнила воспитатель:
Ли Ольга Михайловна
2018
Цели развивающих прогулок:
Расширять кругозор детей;
научить использовать полученные знания в играх, в рисовании;
научить делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями;
развивать творческую фантазию и воображение;
развивать память, внимание, речь детей,
поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой природы;
воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней;
формировать желание стать другом и защитником природы;
воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать активность, коллективизм, настойчивость в достижении
поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
совершенствовать основные виды движений.
«Дождь-барабанщик»
Цель прогулки
Обобщить и систематизировать представления об осени по основным существенным признакам. Учить использовать полученные знания в играх, в рисовании. Поддерживать интерес явлениям живой природы. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Ход беседы
Чем отличается летний дождик от дождя осеннего? Да, летом дождики теплые. Капли у дождя крупные. А осенний дождь холодный, частый, льет, как из мелкого ситечка. После осеннего холодного дождя от теплой еще земли поднимается густой туман. Осенний дождь дает рост лесным грибам. Под осенним дождем нельзя гулять без зонта.
Кто из вас знает загадки о дожде, грозе, непогоде?
Какой воздух после дождя? Почему?
Как ведут себя птицы после дождя? (Кричат, радуются.)
А кто еще радуется дождю? Конечно, дети. Но хорошо, если теплая летняя погода. Осенней дождь не такой ласковый. С каждым днем он все холодней и мельче. Идет осенний дождь доли и протяжно. А небо уже не голубое, а грязно-серое.
Игра на прогулке. «Дождь идет»
На земле чертится круг — домик. Ведущий разделяет детей на две команды. Первая начинает резвиться, прыгать по площадке.При словах ведущего: «Дождь идет, бегите в дом!» — ребята сразу же должны бежать в домик, а те дети, которые изображают дождь, пытаются в это время их поймать. Те, кто успел спрятаться в круге, считаются спасенными до тех пор, пока не останется один ребенок. Он и считается выигравшим.
«Мы шагаем по тропинке»
Цель прогулки
Формировать реалистические представления об окружающей природе. Расширять знания детей о цветах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память
Ход беседы
Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над Землей, вы увидели, какая она красивая.
В облака мы превратимся, к лесу ближнему помчимся,
Чтоб увидеть с высоты деревья, травы и кусты.
Скажите, что вы увидели, пролетая над Землей? (Ответы детей.) Посмотрите, вот как выглядит наша планета из космоса. (Показать глобус либо иллюстрацию земного шара.) Круглая, голубая и зеленая-зеленая. Предлагаю порассуждать, почему именно эти два цвета хорошо видны даже из космоса. (Ответы детей.) На Земле много воды и растений. Они помогают людям жить и развиваться. А какие деревья знаете вы? (Ответы детей.)
Педагог протягивает детям букет листьев.
Рассмотрите эти листья. Попробуйте определить, с какого дерева или кустарника каждый из них. Предположите и расскажите, каким бы мир был без деревьев? Чего бы просто не существовало? Что сделано из дерева? Как человек должен относиться к деревьям? Закройте глаза и вспомните, кто из вас обижал деревья, но больше никогда этого не повторит.
Не допускайте, чтобы дети рассказывали негативное друг о друге.
А кто со взрослыми сажал деревья? Какими инструментами пользуются при посадке?
Игра на прогулке. «Карлики и великаны»
Игроки становятся в круг. Когда ведущий говорит «карлики», все должны присесть, а когда говорит «великаны» — подняться. Кто ошибается — выходит из игры. Побеждают 2-3 игрок, которые остались в игре.
«Художница Осень»
Цель прогулки
Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшен дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц). Воспитывать любовь к родной природе. Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.
Ход беседы
Представьте, что вы все – художники и пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие краски вы возьмете для своих пейзажей? Что можно нарисовать красной краской? О ней? Коричневой?
Дети могут предложить самый неожиданный вариант: например, синие листья.Поддержите: «Это лис в воде». Или желтая вода — это солнце в воде отражается!
А какого цвета будет одежда Осени? Почему? Какой головной убор носит Осень? Из чего сделан? (В наряде Осени могут быть листья, овощи, фрукты, грибы. Если дети предложат украсить Осень цветами, уточните осенние цветы.) Дети, у Весны тоже наряд из цветов. Но похожи ли наряды Осени и Весны? Вспомните стихи об осени. (Можно провести конкурс чтецов) А загадки про осень вы знаете? А какой характер у Осени? Осень бывает солнечная и ласкова добрая и веселая. А может быть хмурой и холодной, сердитой и раздражительной. А то вдруг примется плакать и разбрасывать все вокруг себя. Капризная и непостоянная Осень. Но она очень щедрая и любит дарить подарки фрукты, ягоды, грибы, орехи, овощи, вересковый мед. И конечно, Осень очень красивая. А что бы вы подарили Осени?
Важно, чтобы дети обосновывали свои ответы, не оставляя их односложными.
Игра на прогулке. «Карлики и великаны»
Игроки становятся в круг. Когда ведущий говорит «карлики», все должны присесть, а когда говорит «великаны» — подняться. Кто ошибается — выходит из игры. Побеждают 2-3 игрока, которые остались в игре.
«Бабье лето»
Цель прогулки
Формировать правильное представление об окружающем мире. Развивать интерес к изменениям в природе родного края. Воспитывать желание беречь природу родного края.
Ход беседы
С 14 сентября по славянским традициям начинается бабье лето. В теплые края улетают последние птицы. Даже воробьи прячутся на несколько дней. Уползают змеи, находя укромные уголки для зимней спячки. В бабье лето сверкает последняя гроза.
Есть такие народные приметы:
Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.
Если в дни молодого «бабьего лета» появится радуга — будет затяжная и теплая осень. Почему эту пору называют «бабьим летом»? Это выражение связывают с тем периодом жизни крестьян,когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали. В старину в дни молодого «бабьего лета» начинали соли огурцы и следовали обычаю с началом этого периода мириться и улаживать все конфликты. На Руси эти дни отмечались как сельские праздники. По вечерам пряли, пели, устраивали посиделки. После «бабьего лета» женщины возились с холстами, брались за веретено, рукоделье.
Игра на прогулке. «Жмурки на месте»
Водящий закрывает глаза, или ему их завязывают. Его ставят на середину площадки. Остальные выбирают себе места у деревьев, скамеек, пеньков и т. п. Затем «жмурка» отправляете на поиски. Играющие стараются не попасться, но они не могут покидать свое место. Можно только приседать, нагибаться, залезать наверх того, с чем рядом стоишь, но при этом хотя бы кончиком ноги или руки касаться того предмета, у которого выбрано место. Водящий должен коснуться игрока и узнать его.
«О простом воробушке»
Цель прогулки
Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать желание стать другом и защитником природы. Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память.
Ход беседы (текст — Т. Нуждина)
В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить маленькую шуструю птичку – воробья. Если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут, городски воробьи, а в деревнях – деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведение!’
Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное.
Деревенский, полевой воробей более робкий. Он меньше,но наряднее своего городского собрата: на белых щечках черные пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.
Это очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю.Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» — кричали крестьяне, когда видели, что воробьи уничтожают посевы. Так его и зовут с тех пор.
Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека – под крышей дома или сэра в дупле дерева. Воробей — плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки. А выгнать его оттуда бывает очень трудно.
Игра на прогулке. «Два вола»
На участников надевается, как упряжка, длинная веревка, и каждый из двух участников старается «утянуть» соперника за собой, в свою сторону. При этом оба стараются дотянуться до приза, который расположен в полуметре от каждого игрока.
«Птицы готовы к отлету»
Цель прогулки
Знакомить детей с особенностями жизни птиц. Помочь испытать радость от того, что, делясь хлебными крошками, можно спасти птиц от гибели. Воспитывать бережное отношение к природе и к ее особенностям.
Ход беседы
О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы это определили? Как в старины люди называли сентябрь за его хмурое небо? («Хмурень».) Почему птицы улетают в дальние страны? А почему птиц называют перелетными? А каких перелетных птиц вы можете назвать
(Ответы детей.) Я покажу вам картинки. Какие птицы вам знакомы?
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
Улетают журавли,
Крики слышно до земли.
Дети, скажите, а когда приходится расставаться с друзьями, то какое бывает при этом на строение? Почему так происходит?
Игра на прогулке. «Перелет птиц»
По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по всей площадке, подняв руки («крылья») в стороны. По сигналу «Буря!» птицы скрываются на «деревьях» (бегут к скамейкам, пенечкам, любым возвышениям на площадке и взбираются на них). По сигналу «Буря прекратилась!» дети
спускаются и игра возобновляется.
«Разыгрался ветер»
Цель прогулки
Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам Расширять представления детей о явлениях природы, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, мышление.
Ход беседы
Взрослый читает детям стихотворение о ветре, помещенное в разделе «Художественное слово».
О чем это стихотворение? Похож ли ветер на человека в этом стихотворении? Что он дела; Перечислите, пожалуйста, его действия. А можно сказать, что он танцевал с осинкой? Как моно назвать ветер, который любит пошалить? (Ответы детей.)
А еще? Да, его можно назвать озорником, шалуном, проказником. А еще можно сказать, чего он непоседа, баловник.
Что еще любит кружить ветер кроме листвы? (Головные уборы, воздушные шарики, газеты шарфики.) Ветер любит с ребятишками запускать воздушных змеев.
Ветер умеет не только играть и проказничать, он еще и отличный работник. Ветер кружит ветряные мельницы, давая возможность молоть муку и вырабатывать электричество. Без ветра не уплыть легким парусникам. Ветер помогает хозяйкам сушить белье. Без ветра не вырасту многие растения, ведь это он рассаживает целые леса и луга. Вот какой он, ветер!
Игра на прогулке. «Ловкий дворник»
Инвентарь: веник, мел, «листья» – бумажки и т. п. (Можно взять скомканные газеты.) Чертится круг – это место «дворника». «Дворник» с веником становится в круг. По сигналу
ведущего остальные участники изображают «ветер», то есть кидают бумажки в круг, «дворник» выметает мусор.
«Дворник» выигрывает, если по истечении минуты в кругу становится чисто.
«Сентябрь-златоцвет»
Цель прогулки
Обобщить и систематизировать знания детей о сентябрьских изменениях в природе; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетически представлений. Развивать речь.
Ход беседы
Сентябрь – это первый осенний месяц, румянец осени. Сентябрь называют злато-цветком рябинником. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Наши предки называли его «ревун», «дождезван», «хмурень», «листопадник», «вересень».Все названия отражают погоду этого месяц:
Педагог предлагает детям по звучанию слова определить характер месяца. «Ревун», потому что ревет за окнами ветер, срывает листву и шумно разбрасывает ее по темным сырым улицам. «Дождь»
зван» — из-за частых проливных сентябрьских дождей. «Хмурень» — из-за хмурого грозного неба, «версень», потому что цвел вереск в сентябре.
Какие работы ведутся в садах, огородах, в поле?
О Педагог может предложить детям несколько иллюстраций с осенними работами в саду и огороде. Во время беседы он тактично, с помощью наводящих вопросов помогает каждому ребенку, правильно составлял
предложение и оформлять рассказ об осенних работах в саду, огороде и на поле.
Для чего люди собирают урожай? Может, можно все купить в супермаркете? Молодцы! В супермаркет овощи и фрукты могут попасть, только если люди об этом урожае позаботятся.
В данном случае педагог помогает детям анализировать и отстаивать правильную точку зрения.
Игра на прогулке. «Домик у дерева»
С помощью считалки выбирается водящий. Все участники игры становятся у деревьев. По сигналу ведущего начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего — занять дерев без игрока. Тот, чье место у дерева занято, становится водящим, и игра продолжается.
«Осенины»
Цель прогулки
Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширять кругозор Дать детям понятие о роли растений в жизни человека. Развивать память, внимание, речь.
Ход беседы
Все люди любят свой день рождения. Они накрывают праздничный стол, украшают комнат надевают лучшие наряды. Вот и Осень постаралась: надела свой красивый наряд, постели; кружевную скатерть из пестрых листьев, выставила щедрое угощение. Назовите, что стоит к осеннем столе. Сначала назовем фрукты, которые поспевают осенью. (Виноград, яблоки, сливы, груши, дыни, хурма, персики, абрикосы и т. д.) Теперь перечислим овощи. (Тыква, репка, брюква, огурцы, помидоры, баклажаны и т. д.) Какие еще дары Осени вы знаете? Конечно, орехи, ягоды. Назовите их. Нельзя забывать и про травы и коренья. Они тоже приносят огромную пользу всем живым существам. А кто кроме человека не прочь полакомиться дарами Осени?
Ай да Осень! Всех на славу угостила! Всех порадовала да потешила! Всем подарки раздал, Настоящий праздник устроила. Спасибо тебе. Осень! Нам твой осенины очень понравились!
Игра на прогулке. «Белка и орешки» (автор игры Г. Лаптева)
Дети-орешки ходят по кругу, держась за руки. В центре — белка.Дети произносят слова:
Собирала белка в спешке
Летом лучшие орешки.
А орешки залежались
И под осень разбежались.
Белка, белка, не зевай,
Ты орешки собирай!
После слов орешки убегают, белка их догоняет.
Правила: не выбегать за границы территории, не толкаться, не хватать за воротник, шарфик Пойманный (осаленый) выходит из игры.
«Грибы»
Цель прогулки
Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь. Дать детям понятие о роли растений в жизни человек;
Материалы
Кукла-перчатка Ежик.
Ход беседы
К нам в гости сегодня пришел лесной житель. Кто он, отгадайте.
Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами.
Правильно, это еж. А чем любит еж полакомиться? (Ответы детей.) Оказывается, что он собирает яблоки и грибы, но сам их не ест. Ежик ищет в них червячков и личинок. Это его любимо лакомство. А что еще вы знаете про ежа?
Еж. Здравствуйте, ребята! Мне приятно услышать о себе так много хорошего. Спасибо вам
А вы любите грибы?
Дети. Да!
Еж. А какие съедобные грибы растут в лесах вашей местности? А под какими они прячутся деревьями?Я хочу вам открыть один важный лесной секрет: знайте, что грибы не могут жить без деревьев и у некоторых даже названия созвучны. Вот посмотрите, это что за дерево? А какой под ним гриб? Под березой – подберезовик, под осиной – подосиновик, а боровик так называется, потому что в бору растет.
Игра на прогулке. «У кого больше?»
По всему игровому полю разбросаны разные предметы (кегли, кубики, мячики, игрушки) Дети бегают, стараясь не задевать предметы и не натыкаться друг на друга. По сигналу ведущей «Собирай!» начинают быстро собирать предметы. Побеждает тот, кто сумеет собрать наибольшее число предметов.
Осенние прогулки. «Унылая пора»
Цель прогулки
Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам Расширять представления детей о природных явлениях осенью, об их значении в жизни наше планеты. Развивать речь, мышление.
Ход беседы
Почему про осень говорят, что она унылая? А кто думает иначе? Докажите.
Предлагаю вам стать экспертами – людьми, которые внимательно изучают какой – ни будь предмет, все хорошо обдумывают и делают выводы.
Создадим две группы. Одна группа будет доказывать, что осень — это грустная пора, а вторая, что — веселая. Вот два кувшинчика, в них мы будем класть камешки в доказательство каждого утверждения, а потом посмотрим, в каком кувшинчике их больше.
О Педагог следит за тем, чтобы камешков было поровну. Во время игры педагог может использовать знание детей о микрорайоне.
О Возможные аргументы:грустная пора: не пускают гулять, холодные и частые дожди, не просыхающие лужи, сильный и холодный ветер, грязь и слякоть, улетают птицы и т. д. ;веселая пора: красивые пейзажи; можно увидеть и услышать, как летит журавлиный клин; много красивых цветов; много вкусных дары осени; можно подбрасывать вверх листья; можно пойти в гости к другу и там поиграть и т. д.
О Педагог вместе с детьми делает вывод: осень – это прекрасное время года, незабываемая пора, переполненная звуками, запахами и яркими красками. Осень любят и взрослые и дети. Осени бы всем очень хватало.
Игра на прогулке. «Собери шишки»
Каждому игроку дают в руки корзину и завязывают глаза. На игровой площадке раскладывают кубики или настоящие шишки. По сигналу в течение минуты игроки на ощупь ищут шишки кладут их в свои корзинки.
Победит тот, кто сумеет собрать больше всех шишек.
«Золотая осень»
Цель прогулки
Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшение дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц). Учить видеть и ценить неповторимость пейзажей родного края. Воспитывать любовь к родной природе.
Ход беседы
Какое сегодня число, день недели, месяц? Какое время года на дворе? Какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь — какой по счету месяц в году? А какой он по счету среди осенних месяцев?
Сейчас наступила самая красивая осенняя пора — золотая осень. Посмотрите вокруг, как все изменилось. Что вы можете сказать о деревьях и кустарниках? Как они преобразились? Вот березка. Опишите ее. А какой стоит клен? Какой у него наряд? Посмотрите