Прогресс в развитии ребенка

Прогресс в развитии ребенка thumbnail

С года и до двух лет — это возраст, когда развитие ребенка от года до двух летродители познают наибольшее счастье отцовства и материнства, наблюдая за первыми шагами, первыми словами, первыми достижениями малыша. Развитие ребенка от года до двух — это колоссальный прогресс, множество навыков и умений, которые осваивает малыш. О том, чего ждать от крохи в этом возрасте, к чему быть готовыми и на что особенно обратить внимание? вы сможете почитать ниже, а еще больше узнать можно, изучив тематическое видео.

Физиология крохи после 12 месяцев

После года с малышом происходят колоссальные изменения в физическом отношении. В это время он проявляет больше самостоятельности, поэтому не всегда позволяет родителям вести себя с ним так же покровительственно, как раньше. Кроха отстаивает свои права, требует от взрослых осознания его как личности, настаивая на желаниях, проявляя волю.

Такие серьезные перемены продиктованы в первую очередь освоением двух важных навыков — умения ходить без поддержки и произносить несколько слов. После года кроха активно развивается сразу в нескольких направлениях помимо физического: в социальном и умственно-развитие ребенка от года до двух летпсихологическом. Он проявляет огромный интерес к окружающему его миру, день за днем оттачивает освоенные навыки и стремится получить новые.

Если говорить о физиологии, то она переходит на новый уровень развития. После рождения за год вес крохи увеличивается практически в три раза, тогда как рост в среднем становится больше на 20-25 см.

В год ребенок весит до 11 кг, рост его составляет до 76 см.  У крохи к этому времени уже достаточно зубов (от 6 до 12), поэтому он постепенно переходит на общий стол, осваивая навыки пережевывания кусковой пищи. В этот период родители должны сокращать число перетертых блюд, давая чаду возможность тренироваться в пережевывании пищи. Что касается грудного вскармливания, то в этом возрасте можно попробовать отлучить кроху от груди, подобрав для этого подходящий момент. Грудное молоко можно заменить обычным.

Физические навыки малыша после 12 месяцев

С 12 до 24 месяцев малыш, как уже было отмечено, становится очень самостоятельным, его характер постепенно формируется и совершенствуется, что заметно по поведению крохи, которы,й несмотря на полную зависимость от взрослых, пытается отстаивать свои права всегда и везде.

Естественно, что физические навыки в период от года до двух лет не одинаковы и совершенствуются по мере взросления. Так, например, развитие от года до года и двух месяцев ознаменовывается, скорее, более развитие ребенка от года до двух летуверенным освоением тех навыков, что уже были приобретены раньше. К 14 месяцам годам кроха умеет:

  • ползать, вставать, ходить и бегать;
  • поднимать с пола игрушки, не теряя равновесия;
  • спускаться и подниматься по ступенькам на четвереньках или с поддержкой на ногах;
  • изучать все новое, забираясь на возвышения вроде стульев, диванов и даже столов;
  • проявлять интерес к окружающим предметам на улице и дома, изучая содержимое шкафов, тумбочек и комодов;
  • играть не только игрушками, но и интересными бытовыми предметами;
  • собирать за собой игрушки в коробку;
  • выполнять поручения и просьбы взрослых.

В период с 14 месяцев до полутора лет кроха осваивает еще ряд навыков, совершенствуя имеющиеся:

  • малыш еще увереннее ходит и бегает;
  • умеет сидеть на корточках и поворачиваться в разные стороны;
  • поднимается с пола после падения, нуждаясь в помощи лишь в исключительных случаях;
  • активно прыгает, в том числе и с небольших возвышений без помощи;
  • перешагивает через препятствия;
  • почти без помощи поднимается по лестнице;
  • быстро залезаетразвитие ребенка от года до двух лет на стул и слезает с него;
  • ловит и бросает мяч, бьет по нему ногой;
  • пробует практически каждый предмет на зуб;
  • водит линии по бумаге красками или карандашом.

В период с 18 месяцев до двух лет малыш осваивает дополнительные навыки и становится почти самостоятельным:

  • он не только уверенно ходит и бегает, но и приседает, и даже кружится;
  • поднимается по лестнице, не требуя помощи, используя поручни для страховки;
  • пьет из чашки, не проливая, пользуется вилкой, ест аккуратно и быстро;
  • самостоятельно надевает и снимает с себя простые элементы одежды;
  • снимает с себя ремни безопасности в коляске, детском кресле или стульчике для кормления;
  • просится на горшок, пробует пользоваться им самостоятельно;
  • собирает за собой игрушки;
  • точно попадает ногой по мячу;
  • моет руки, умывается, чистит зубы, поласкает рот.

Безопасность крохи — ответственность родителей

В период с года до двух малыш особенно активен, подвижен, старается изучить все, к чему у него есть доступ. Именно поэтому так важно, чтобы родители заранее позаботились о том, чтобы малышу ничего не угрожало в рамках той территории, где ему можно будет передвигаться.

Розетки, электроприборы, предметы бытовой химии, острое и ядовитое —развитие ребенка от года до двух летот всего этого нужно будет оградить малыша. Пространство, где он будет передвигаться, должно быть безопасным, просторным, комфортным и чистым.

Будет здорово, если у ребенка от года и до двух лет появится свой собственный игровой уголок с безопасной горкой, маленькой шведской стенкой, игрушками и батутом. В таком уголке кроха будет чувствовать себя абсолютно счастливым, ему не будет скучно, а главное — там он будет в полной безопасности.

Нужно понимать, что в возрасте до двух лет кроха проявляет повышенный интерес к предметам, которые часто видит в руках у взрослых. Поэтому малышу для игры можно подобрать предметы, которые уже вышли из строя и не представляют для него опасности, например, старый телефон.

Развитие речи на втором году жизни: становление

Как уже было отмечено выше, в два года малыш не только многое понимает, но и способен донести свои мысли и желания до окружающих с помощью пусть пока детской, но речи. Взрослые на этом этапе обязательно должны помочь крохе развиваться в этом направлении, чтобы он чувствовал поддержку, а не бессилие и обиду из-за того, что его не понимают.

От года до двух лет речь развивается в несколько этапов.

На первом этапе появляются первые слова. В период от года до полутора малыш начинает исследовать все вокруг, поэтому не удивительно, что любознательность его проявляется и в процессе речевого развитие ребенка от года до двух летразвития. Первые слова от крохи можно услышать уже начиная с 9,5 месяцев.

Второй этап. К полутора годам слов в словаре может быть уже несколько, начиная от самых простых «мама» и «папа» и заканчивая более сложными — прилагательными или глаголами. В этом же возрасте для малыша не становится проблемой подражать животным, машинам, воспроизводя звуки, которые от них исходят.

Достаточно часто малыши в этом возрасте выбирают из слова отдельный слог и произносят его как самостоятельное слово. Кстати, уже в этом возрасте у детей есть особые предпочтения. Кто-то любит наполнять речь существительными, а кто-то целенаправленно использует глаголы, имеющие связь с социальным взаимодействием, например «дай», «уйди», «бери» и пр.

В речи ребенка первые слова отличаются обобщенным значением, но не совсем в том виде, в котором принято его понимать. Пока малыш способен выделить только один из признаков, по которому считает нужным объединить несколько предметов.

Так, например, словом «ням» кроха может объединить все, что связано, по его мнению, с едой. Не должно удивлять взрослых и то, если ребенок объединит одним словом «яблоко», например, все предметы, имеющие круглую форму, либо «ку-ка» — все, что развитие ребенка от года до двух летумеет издавать звуки, из-за того, что первым звуком, который произвел на малыша впечатление, был крик петуха.

Дети в этом возрасте могут обобщать по самым неожиданным признакам, поэтому родителям нужно будет проявить смекалку для того, чтобы понять, что кроха имеет в виду, когда, например, называет домашние тапки «р-р-р», считая их похожими на тигра.

Продолжение развития речи: как реагировать на «ы-ы-ы»?

В период от года до двух малыши особенно любят на все указывать пальцем, с вопросительной интонацией произнося «ы-ы-ы». Некоторые родители воспринимают такое общение детей как неуместное. Между тем, нужно понимать, что даже этот жест играет важную роль в формирования развития речи. Задача родителей заключается не в том, чтобы запрещать малышу развиваться пусть и с помощью таких жестов, а в том, чтобы способствовать процессу.

Один из отечественных психологов уверял, что развитие ребенка от года до двух леттакой жест малышей — это не что иное, как незавершенное хватательное движение. То есть у крохи возникает желание взять предмет, но он не рассчитывает расстояние, и его рука так и остается зависшей в воздухе. Речь идет исключительно об указывающим на предмет движении, не более. Когда же взрослые помогают крохе это движение осмыслить, ситуация в корне меняется, и простой указательный жест переходит в статус жеста для других.

В итоге, развиваясь, малыш начинает понимать, что у каждого предмета есть определенное название. Показывая на предметы с вопросительным «ы-ы-ы», кроха пытается спросить у взрослых, какое название они имеют. Родители в ответ на такие «вопросы» детей должны терпеливо отвечать, наблюдая за тем, как пополняется сначала пассивный, а затем и активный словарь малыша.

Как вести себя взрослым во время процесса развития речи крохи?

Во время становления речи у крохи в период с года до двух лет родители должны помнить, что главное — это побольше общения. В ответ на интерес малыша к чему бы то ни было нужно рассказывать ему о функциях предметов, знакомить с их названиями и признаками. Общаться с ребенком можно дома и на улице, в общественных местах и в гостях — это не стыдно, это правильно.

Очень важно, чтобы комментарии к словам по возможности подкреплялись движениями, тактильным ощущениями. Если малышу сказать, что перед ним цветок, и дать его понюхать, то слово развитие ребенка от года до двух лет«цветок» отложится у него в памяти, прежде всего ассоциируясь с приятным запахом.

При знакомстве крохи с новым словом постарайтесь связывать его с другими подходящими словами, создавая словосочетания. Так, например, если малыш узнал новое слово «молоко», то будет здорово, если вы покажите ему бутылку, в которой хранится молоко, ковшик, в котором будете из него варить кашу, корову (на картинке), которая это молоко дает.

Очень полезно развивать речь крохи, изучая вместе с ним тематические картинки. В период от года и до двух малыш уже способен на идентификацию предмета и его образа. Можно пробовать вместе с ним сравнивать реальные предметы, людей и животных с их изображениями на картинках. Что между ними общего, в чем основные различия и так далее.

Как наладить процесс общения с крохой?

Чем старше будет становиться малыш, тем более очевидными для него будут связи между определенными предметами и словами. Это лишний раз подтверждает простой эксперимент, который провели детские психологи и сняли на видео результаты для демонстрации родителям и педагогам ранних школ развития. В нем принимали участие дети в возрасте от 12 до 15 месяцев.

Малышей разделили на группы. Членам первой группы показывали на протяжении двух месяцев ежедневно по 10 раз в течение 5 секунд новый предмет и повторяли несколько раз его название. Каждый раз малыши обращали внимание на один и тот же предмет, закрепляя реакцию. Называли его одинаково, например «книга».

Малыши из другой группы также ежедневно видели перед собой книгу, с которой им предлагали сделать разные манипуляции. Детям давали поручения типа «Открой книгу!», «Положи книгу!» и пр. Всего в день ребята получили по 20 команд, связанных с книгой и имеющих отношение к движению.развитие ребенка от года до двух лет

В конце эксперимента детям из обеих групп предлагали несколько вариантов разных предметов, включая книги, в числе которых была та книга, которая принимала участие в эксперименте, после чего просили их подать книгу, снимая действия на видео. Целью эксперимента было понять, выберет малыш ту книгу, которую ему показывали ранее, или любую другую.

Малыши из первой группы выбрали лишь ту книгу, которую им показывали до этого на протяжении двух месяцев. Когда после этого их просили взять еще книгу, они не знали, что делать. Это означает, что малыши со словом «книга» ассоциировали только ту книгу, которую видели перед собой, а значит, слово не получило обобщающего значения и многократные повторы не повлияли на развитие обобщения детей.

Именно поэтому так важно учить ребенка, показывая разные предметы, обобщая их разными словами, объясняя их функции.  Например, если идет закрепление слова «книга», то можно показать, что в книге есть картинки, что ее можно поставить на полку или положить на стол, что в ней много страниц и их можно листать. В этом случае ребенку станет ясно, что именно называется «книгой» в общем смысле этого слова.

Что делать, если малыш не начал говорить после года?

Уделяя внимание процессу развития речи детей, начиная с года и до двух лет, нужно быть очень аккуратными.  Желание родителей быстрее научить детей говорить, читать, различать цифры порой приводят к обратному результату. Обучение должно соответствовать возрасту малыша и отвечать его физиологическим возможностям.

Важно помнить, что от года до двух возможности мозга крохи ограничены незрелостью мышления, поэтому слишком сложное обучение только замедлит природный процесс развития. В этом возрасте главное для крохи — это полноценное общение, доброжелательное отношение близких, регулярные прогулки.

Если ближе к двум годам кроха не делает попыток заговорить, необходимо в первую очередь понять, пробует ли он использовать другие способы для общения, например жесты или интонации. Если это так, то нужно набраться терпения и развитие ребенка от года до двух летподождать, пока в лексиконе малыша появятся первые слова – скорее всего, это произойдет в ближайшие несколько месяцев.

Если же кроха не просто не говорит, но и не пытается наладить контакт с окружающими его людьми, животными, предпочитает играть в привычные для него примитивные игры, в его жизни преобладающими являются стереотипные движения, более того, он не всегда реагирует на имя, старается избегать взгляда «глаза в глаза», не способен дать ответы на вопросы и не может проникнуться вашим состоянием – все это значит, что, скорее всего, имеют место некоторые проблемы с психическим развитием.

Особенно нужно насторожиться в том случае, если ребенок «закрылся» внезапно, хотя до этого был общительным и доверчивым. При всех вышеописанных проявлениях необходимо срочно обратиться за помощью к детскому психологу.

Психология детей второго года жизни: что нужно знать родителям?

Важно понимать, что период от года до двух в жизни малыша один из самых развитие ребенка от года до двух летнепростых, поэтому в это время от взрослых, окружающих ребенка, потребуется как можно больше терпения и поддержки.

Развивать кроху от года и до двух лет можно и нужно, причем не в специально отведенное для этого время, а постоянно, при любом удобном случае. Это должно происходить естественно, в игровой форме, а главное — без принуждения. Если это книги, то они должны быть с небольшими четверостишиями, которые не утомят кроху, обязательно иллюстрированные, в твердом переплете, чтобы малыш мог их кинуть.

Учитывая, что развитие мелкой моторики движения рук будет способствовать развитию речи крохи, уделять внимание этому процессу нужно постоянно. С ребенком можно заниматься всем тем, что будет ему приносить радость и удовольствие, а заодно и поспособствует развитию моторики пальцев. Интересные варианты игр для развития мелкой моторики можно изучить, просмотрев видео о развитии детей в этот период жизни.

Конечно же, идеальный вариант — это совместное творчество. С малышом можно лепить из соленого теста и вместе раскрашивать готовые поделки, запеченные в духовке, можно лепить из глины или мягкого пластилина.

Хороший вариант для развития моторики — это занятия с мелкими предметами под присмотром взрослых, например нанизывание бусин на леску, перебирание горошин или фасоли с сортировкой по посуде, а также популярные сегодня игры с кинетическом песком, с которым можно заниматься даже дома.

Прогуливаясь с малышом, нужно постоянно с ним разговаривать, развитие ребенка от года до двух летрассказывать о том, что встречается на пути, описывать погодные явления, знакомить с признаками и функциями предметов, знакомиться с домашними животными, наблюдать за животными на улице и в зоопарке.

Родителям нужно помнить о том, с года до двух любимое занятие крохи — наблюдать и повторять за взрослыми. Именно поэтому так важно контролировать не только свои слова, но и действия в присутствии ребенка, подавая только положительный пример.

В жизни малыша с года до двух лет не должно быть компьютера, телевизора или видео с мультиками на планшете. Их можно заменить веселыми дидактическими и ролевыми играми, домашним кукольным или теневым театром, в конце концов, просто рисованием, чтением, разучиванием детских песенок и стихов.

Особенности детского мышления

В конце ХІХ века команда психологов во главе с Зигмундом Фрейдом пришла к выводу, что мировосприятие малыша и взрослого принципиально отличаются друг от друга. Они установили, что ребенок по-другому смотрит на мир. Он не руководствуется стереотипами: процесс их приобретения находится на самой ранней стадии. развитие ребенка от года до двух летМалыш живет сегодняшним днем, минутой, мгновением, именно поэтому каждый миг жизни является для него таким важным.

Эмоции крохи ситуативные. Это значит, что он может горько расплакаться, если у него сломалась игрушка, и тут же рассмеяться, если ему показали забавный фокус с участием новой игрушки или животного. Ребенок живет каждый момент жизни полноценно и получает от этого радость и наслаждение. Кроха от года до двух лет открыт для всего нового, быстро меняет предпочтения, неспособен уделять много времени какому-то одному делу.

Сознание малыша в этом возрасте никуда не направлено и ни на что не опирается. Для него нет прошлого и нет будущего. Он мыслит, но не так, как привыкли взрослые. Он не думает или вспоминает, а действует интуитивно, используя те предметы и игрушки, которые ему в этот момент доступны. Буквы, цифры и прочие атрибуты взрослой жизни ему в этот период не просто не нужны – они ему не интересны. Малыш учится и развивается, подражая и наблюдая за окружающими взрослыми и детьми.

Принимайте своего ребенка таким, какой он есть, любите его, общайтесь с ним, радуйтесь каждому мгновению, каждому новому дню вместе, получая удовольствие от совместного времяпрепровождения, и малыш будет расти умным, развитым и, что самое главное, счастливым.

Источник

Первые 3–4 года жизни малыш активно развивается и приобретает необходимые человеку знания и умения. Самое большое их количество кроха осваивает в первый год: в 2–3 месяца учится держать головку и улыбаться, в 3–6 — переворачиваться и удерживать игрушки, в 6–9 — сидеть и играть в «ку-ку», в 9–18 — ходить, говорить и подражать взрослым. Если сроки формирования навыка не укладываются в эти интервалы, их расценивают как остановки развития. Такие задержки можно связать с индивидуальными особенностями развития ребенка или с воздействием на детский организм внешних факторов или болезней.

Задержка по плану

Часто бывает, что остановка не экстренная, а плановая, связанная с «личной программой» роста малыша. Это — вариант нормы. Развитие крохи может иметь скачкообразный характер, который будет проявляться в том числе и в скорости приобретения новых навыков. Родители уже заметили, что ребенок может делать больше (ходить, а не ползать, засыпать без пустышки и т. п.), но почему-то не делает, и это вызывает у них тревогу. Между тем причина проста: психологически малыш еще «не дозрел», не свыкся с новым умением настолько, чтобы активно его использовать, и потому предпочитает оставаться в своей зоне комфорта.

К примеру, чтобы научиться уверенно ходить, требуется не только много физических сил, но и большое терпение, а его у годовасика совсем немного! К тому же порой до желаемой цели — упавшей игрушки или папиного мобильника — легче, быстрее и безопаснее добраться привычным способом, на четвереньках. Как таковой задержки развития здесь нет, в положенный срок кроха встанет на ножки и пойдет. Успокойтесь и не гонитесь за очередными достижениями своего чада — иногда чрезмерная родительская внимательность и завышенные ожидания могут оказать ему медвежью услугу.

Уважительные причины регресса

Другое дело, когда ребенок уже преодолел новую ступеньку в своем развитии и вдруг резко сдал назад. Допустим, малыш активно начинал самостоятельно садиться, но после инфекционной диареи с госпитализацией как будто все забыл. Почему так происходит?

Влиянию негативных факторов, которые могут привести к подобной ситуации, особенно подвержены детки раннего возраста. Психомоторное развитие малыша в первые три года жизни происходит с космической скоростью: он осваивает различные навыки (сначала умение держать головку, потом переворачиваться, садиться, ходить, есть ложечкой и пить из чашки, самостоятельно засыпать, пользоваться горшком, одеваться), у него формируется речь, а затем и мышление. Нагрузка на маленький организм при этом огромная, и любые, казалось бы, незначительные, обстоятельства или действия могут притормозить или нарушить выработку только-только приобретенных условных рефлексов и навыков, и они до конца не закрепятся.

Замедлить развитие малыша могут:

1) Различные заболевания

  • инфекционные болезни (ОРВИ, кишечные инфекции, ветряная оспа, скарлатина и проч.);

  • тяжелые инфекции мочевых путей;

  • выраженные анемии;

  • дистрофия или ожирение;

  • острые травмы.

Механизм «остановки»: маленький (и еще очень слабый) организм ребенка бросает все силы на борьбу с недугом и, как следствие, временно притормаживает естественное физическое, а позже и психомоторное развитие.

2) Неправильное питание

  • недоедание (например, из-за нехватки материнского молока или грубых ошибок в расчете суточного количества смеси и/или прикорма);

  • длительная несбалансированная диета при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (непереносимость лактазы, глютена) или при пищевой аллергии;

  • дефицит или нарушение соотношения в рационе белков, жиров, углеводов, витаминов.

Механизм «остановки»: организму не хватает количества (или качества) еды для полноценного развития, и он «замирает» на определенной стадии, чтобы пережить этот негативный момент и дождаться более благополучного периода. К примеру, у малыша сильная пищевая аллергия и многие продукты приходится исключать. Если родители продумывают его питание сами, есть риск, что диета получится однобокой и ребенок недополучит многих питательных веществ. Что в итоге? Будет плохо набираться вес, затормозится рост, а позже и психомоторное развитие.

3) Сильные эмоциональные переживания

Как правило, они провоцируют «пробуксовку» в развитии в более позднем возрасте (это могут быть расстройства речи, моторные или эмоционально-волевые нарушения) и обычно связаны:

  • с недостатком внимания, общения и любви, получаемых в первую очередь от мамы (слишком ранний выход на работу, отсутствие теплых отношений и особенно телесного контакта с ребенком, обеспечение лишь материальных потребностей малыша и т. п.);

  • с сильными стрессами (сопряженными, например, с появлением в семье второго ребенка и сопутствующими переживаниями старшего, появлением новой няни, адаптацией в детском саду, разводом родителей, утратой одного из них и проч.);

  • с умственными перегрузками, которые часто являются побочным эффектом слишком интенсивного раннего детского развития (так называемый «информационный невроз»);

  • с неблагоприятным микроклиматом в семье (ссоры между родственниками/родителями, скрытые или явные конфликты).

Механизм «остановки»: малышу может не хватать внимания — одобрения, поощрения и ласк. Нарушение контакта с самым близким человеком — мамой, слишком занятой или погруженной в свои внутренние переживания — опасно потерей теплой эмоциональной связи, которая является опорой для гармоничного взросления. Как правило, в таких случаях в первую очередь дает сбой психомоторное развитие, но позже к нему могут присоединиться и физические проявления (нарушение аппетита, снижение иммунитета).

Иногда новая способность («Оказывается, я так умею!») может испугать малыша. Это также бывает причиной того, почему он вдруг «притормаживает» и отказывается выполнять некоторые действия.

Что делать, если у вашего ребенка произошла такая «пробуксовка»?

  • Не паниковать, а убедиться, что регрессивные проявления устойчивы и регулярны (например, после устоявшегося режима «сухого» ночного сна малыш не просто единожды напустил в штанишки в детском саду, а раз за разом продолжает писаться в кровати дома).

  • Навестить педиатра и проверить здоровье. После перенесенных инфекций стараться обеспечивать ему облегченный режим дня, активные прогулки и комфортные условия дома. Устраивайте профилактику заболеваний (в первую очередь ОРВИ и кишечных инфекций): ограничьте посещения общественных мест, а также соблюдайте правила гигиены в быту и при приготовлении пищи.

  • Отправиться на консультацию к диетологу и исправить недочеты детского рациона.

  • Проанализировать ситуацию. «Откат» назад должен стать для вас звоночком: обратите особое внимание на психологическое состояние ребенка, попробуйте выявить причины его неудовлетворенности, тревожности, раздражительности или застенчивости. Поразмышляйте, не менялась ли в худшую сторону внутрисемейная ситуация? Какие внешние факторы могут провоцировать лишний стресс для малыша? В конце концов, может быть, ему просто нужно больше вашего внимания?

Как только будут устранены причины, которые привели к «остановке», малыш станет наверстывать упущенное. При этом ему обязательно надо помогать: больше контактируйте с ребенком, почаще хвалите и говорите, как вы его любите, оберегайте от физических и нервных перегрузок, стрессов, независимо от возраста обеспечивайте тесный телесный контакт и совместное времяпрепровождение. В любой ситуации поддерживайте малыша и обеспечивайте ему чувство безопасности. Чутко и внимательно относитесь не только к детским переживаниям, но и к своим собственным. Дело в том, что, когда у мамы появляются страх, тревога или чувство вины, это может оказывать прямое влияние на состояние ребенка и даже замедлять процесс его развития.

ЧЕТЫРЕ ПРАВИЛА ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАДЕРЖЕК РАЗВИТИЯ

  1. Своевременно посещайте педиатра и чутко наблюдайте за ростом и развитием малыша.

  2. При затягивании сроков восстановления после «остановки» обращайтесь за консультацией к неврологу и/или психологу.

  3. Терпеливо и спокойно обучайте ребенка подзабытому навыку (при этом старайтесь не раздражаться и не злиться, напротив, поощряйте и хвалите за любые успехи).

  4. Позаботьтесь о комфортных условиях для крохи — как материальных (например, полноценное питание, удобный горшок, книжки с яркими картинками и т. п.), так и психологических (внимание, одобрение, любовь и поддержка).

Больше интересных и полезных материалов о развитии и воспитании ребенка — в нашем канале на Яндекс.Дзене.

Источник