Программы помощи семье с ребенком с нарушениями развития

Программы помощи семье с ребенком с нарушениями развития thumbnail

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №45 «Журавлики»

города Новочебоксарска  Чувашской Республики

«Счастливы вместе»

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей

Подготовила: Долгова

Светлана Геннадьевна

педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад №45

«Журавлики»

Телефон: 89176780224

Новочебоксарск -2017

Пояснительная записка:

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время,  существует проблема  социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о

человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.

В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт

социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.

Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.

В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.

Цель: содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  1. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми.
  2. Учить родителей воспринимать ребенка с особенностями развития как естественную реальность, учитывая при этом приоритет его интересов.
  3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.
  4. Обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми.

Целевой группой реализации программы являются одновременно  дети с ОВЗ и их родители.  Режим проведения занятий – 1 раз в месяц в малых группах во вторую половину дня.  Продолжительность занятий 30-40 минут. Программа состоит из 7 занятий.

Основанием для включения в группу для занятий являются диагностические результаты социограммы «Моя семья» и результаты анкетирования  родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результатом реализации программы должно стать:

  • построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми.
  • создание конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • установление доверительных отношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • повышение психологической компетентности родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
  • формирование чувства уверенности в себе, в своих возможностях, чувства защищенности, самоценности (повышение активности общения детей и их творческой инициативности, значительное снижение конфликтности).
Читайте также:  Центр дошкольного развития ребенка слоним

Содержание программы:

№ пп

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

    Занятие №1 «Знакомство»

    Установление доверительных отношений между родителями и детьми, сотрудничество родителя и ребенка.

    1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

    2. Упражнение «Знакомство»

    3. Упражнение «Самый-самый»

    4. Арт-техника «Совместный рисунок»

    5. Релаксация «Эмбрион»

    6. Рефлексия

      Занятие № 2 «Вместе с мамой»

      Снятие эмоционального напряжения, установление доверительных отношений между родителями и детьми.

      1. Приветствие

      2. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)»

      3. Упражнение «Закончить предложение»

      4. Релаксация «Дождь в лесу»

      5. Упражнение «Изготовление поделок».

      6. Рефлексия

        Занятие № 3 «Приходи, сказка!»

        Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

        1. Приветствие

        2.Детско-родительская игра «Найди свой цветок»

        3. Ритуал вхождения в сказку

        4.  Чтение и демонстрация сказки «Цветок по имени Незабудка»

        5. Ритуал выхода из сказки

        6. Арт-техника «Рисование незабудки»

        7. Рефлексия

          Занятие № 4 «Моя семья»

          Создание конструктивных детско-родительских отношений.

          1. Приветствие

          2. Упражнение «Волшебный камень»

          3.Психогимнастика

          4.Арт-техника «Моя семья»

          5. Презентация своей семьи

          6. Упражнение «Вылови камушки из воды»

          7. Рефлексия

            Занятие № 5 «Сказка в песочнице»

            Снятие эмоционального напряжения, установление позитивного диалога между ребенком и родителем.

            1. Приветствие «Подари улыбку»

            2. Упражнение «Мне нравится»

            3. Упражнение «Ромашка»

            4. Упражнение «Узоры на песке».

            5. Песочная страна

            6. Рефлексия

              Занятие № 6 «Противоположности»

              Разрешение детско-родительских конфликтов.

              1.Приветствие «Нестандартное приветствие»

              2. Упражнение «Похвала»

              3.Упражнение «Противоположности: конфликт “нападающего” и “защищающегося”»

              4. Упражнение «Поссорились».

              5.Упражнение «Совместное творчество»

              6. Рефлексия

                Занятие № 7 «Гармония в семье»

                Установление теплых, позитивных эмоциональных отношений.

                1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

                2. Упражнение «Мостик»

                3. Упражнение «Солнце любви»

                4. Упражнение «Я хороший родитель потому что…».

                5. Арт-техника “Ладошки”

                6. Упражнение «Дыхание Доброго Животного»

                7. Рефлексия

                Каждое занятие включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

                Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме работы.

                Основная часть занятия занимает большую часть времени и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.

                Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.

                Оценка эффективности реализации программы

                До начала реализации программы проводятся социограмма «Моя семья» (Приложение №1) и анкетирование родителей (Приложение №2), позволяющие выявить характер взаимоотношений в семье и  трудности в воспитании ребенка с ОВЗ.   По итогам реализации программы проводится повторная диагностика по социограмме «Моя семья» и опросник родительского отношения (Приложение 4). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов реализации программы позволят сделать вывод о наличии динамики в установлении доверительных взаимоотношений и создании конструктивных детско-родительских отношений.

                Диагностический инструментарий: 

                • Анкетирование родителей.
                • Социограмма «Моя семья» (B. B. Ткачева)
                • Опросник родительского отношения  (А.Я.Варга, В.В.Столин)

                Список средств обучения

                • Музыкальное сопровождение, ноутбук, проектор.
                • Атрибуты для проведения игр и игровых упражнений.

                Информационные ресурсы

                1. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

                2. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений.- М.: Гном-Пресс, 1999.

                Читайте также:  Период развития прикуса ребенка

                3. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Психология, 2006 г.

                4. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. https://e-koncept.ru/2015/95052.htm

                5.  https://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html

                6. https://www.ya-roditel.ru/national-campaign/regions2/programma-po-korrektsii-detsko-roditelskikh-vzaimootnosheniy-smozhem-vmeste/

                Источник

                Программа сопровождения семьи с задержкой

                интеллектуального и психического развития ребенка. Тема: .Программа коррекции детско-родительских отношений в семье воспитывающей ребенка с задержкой интеллектуального и психического развития.

                II. Актуальность:

                Существует связь между стилями родительского воспитания, в семьях с ребенком с ЗПР, и такими показателями эмоционально-личностной сферы ребенка с задержкой развития, как идентификация, анализ эмоций и эмоциональная привязанность к родителям.

                Позиция ребенка зависит не только от характера взаимоотношений с матерью, но и с другими близкими родственниками (сестра, брат). От них может потребоваться больше помощи маме по дому или же присматривать за ребенком с ЗПР, что ведет к ограничению контактов с другими детьми. Здоровые дети могут почувствовать, что их желания теперь соотносятся с потребностями особого члена

                семьи .

                III. Описание проблемы:

                Изучение проблемы взаимоотношений детей и родителей является чрезвычайно важной так, как детско-родительские взаимоотношения оказывают непосредственное влияние на личностное становление детского организма; на организацию психолого-педагогической практики сопровождения семьи в целом. Особое внимание специалистов в области педагогики, психологии и медицины привлекают проблемы обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.. Еще Л.C. Выготский в своих научных исследованиях подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залога их дальнейшей социальной адаптации  Изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработка программ психолого-педагогической коррекции неадекватных отношений является одной из важнейших задач.

                Необходимость психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в современных семьях указывают на поддержку семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с интеллектуальными нарушениями.

                IV. Блок целей:

                Глобальная цель:

                -формирование навыков гармоничного, позитивного взаимодействия родителей с детьми.

                Локальная цель:

                -изменение стиля воспитания детей с ЗПР в семье;

                -установление гармоничных детско-родительских взаимоотношений;

                -повышение педагогической компетентности у родителей;

                формирование конструктивного стиля взаимодействия родителей с ребенком

                Целевая группа / сопровождаемый: Семья К., возраст родителей 30 – 38 лет, воспитывающих троих детей, один из которых является ребенком дошкольного возраста с задержкой интеллектуального развития.

                Тип отношения ситуации взаимодействия со специалистом – тревожный (родители сами понимают проблему детско-родительских взаимоотношений)
                Образовательный запрос- содействие специалистов (педагога-психолога, социального педагога) в гармонизации детско-родительских отношений, в повышении собственной педагогической компетентности, с целью оказания педагогически грамотной помощи своему ребенку в его личностном развитии.

                V. Ресурсы :

                Методические:

                1)Тест – опросник.

                Цель теста диагностика детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с задержкой интеллектуального развития. Тест – опросник представляет собой психодиагностический инструмент ориентированный на выявление родительского отношения у лиц обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

                2)Социалогические анкеты,в которых вся информация была собрана при помощи индивидуальной беседы с родителями.

                3)Наблюдения и эксперимент.

                4)Игротерапия.

                5)Литература.

                Кадровый ресурс: Наличие в штатном расписании педагога- психолога, социального педагога, реализующие программу и имеющие высшее педагогическое образование или профессиональную переподготовку по специальности.

                Технические ресурсы: Интернет – ресурсы ( сайт учреждения),компьютер или ноутбук, телефон, проектор, наличие ЭОР и т.д.

                VI. Культурные основания программы:

                Технология социальной профилактики объектами, которой являются все дети и семьи. Социальная профилактика связана с предупреждением приобретения вредных привычек. Самые доступные и популярные процедуры технологии социальной профилактики:

                – издание и распространение буклетов, листовок, брошюр имеющих информацию о последствиях употребления табака, алкоголя, наркотиков и т.д.

                -профилактические мероприятия.

                – игровые занятия с детьми.

                – индивидуальное консультирование.

                Технология социальной диагностики – это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на определение характеристик и оценку состояния объекта (человека, семьи, социальной группы). Методы диагностики включают наблюдение, опрос, анкетирование.

                Читайте также:  Общее и специальное развитие ребенка

                Технология социальной коррекции – это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на исправление отклонений в поведении и развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для раскрытия личностного потенциала семьи в трудной жизненной ситуации.

                Технология семейного консультирования – в семейном консультировании наиболее актуальны те темы, которые интересуют самих родителей, а это вопросы получения пособий и другой материальной помощи, сохранения здоровья ребенка, подготовки к школе, ошибки воспитания. Выделяют очную и заочную форму консультирования.

                VII. План реализации программы сопровождения:

                Партнеры

                / позиции

                Результат

                – актуализация потребности к освоению навыков позитивного взаимодействия

                родителя с ребенком;

                – повышение педагогической компетентности у родителей;

                – формирование конструктивного стиля взаимодействия родителя с ребенком;

                – гармонизация детско-родительских отношений.

                .

                метод групповой психотерапии — игротерапия.

                Вспомогательные методы:

                беседы, самодиагностика, сказкотерапия, музыкотерапия, куклотерапия.

                Режим занятий: программа проводится в индивидуальной форме.

                Программа рассчитана на 12 часов, 8 занятий по 45 минут

                Каждое.

                Использование групповых форм работы как родительские семинары: «Особенности воспитания ребенка с ЗПР», занятие в виде тренинга: «Роль семейного чтения в жизни дошкольника с ОВЗ», мастер-класс: «Кукла своими руками», позволили расширить знания родителей о психологических особенностях детей с ЗПР.

                Программа ППС семей, воспитывающих детей с ЗПР.

                Октябрь-ноябрь 2019г.

                Администрация школы, члены ТПМПК.

                – осознание положительной родительской позиции, выявление негативных

                установок;

                – повышение педагогической компетентности у родителей;

                8(1).29

                – овладение стилем конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуа-

                циях в семейных отношения;

                – «безусловное принятие» родителем ребенка.

                Структура коррекционно-обучающей программы. Программа включает три основных блока, различающихся по своим задачам и продолжительности:

                – I этап — ориентировочный (1 занятие) — направлен на актуализацию потребности у родителей к освоению навыков позитивного взаимодействия с ребенком;

                – II этап — обучающий (2 занятия) — направлен на актуализацию потребности у родителей к освоению навыков позитивного взаимодействия с ребенком, а также на повышение родительской педагогической компетентности;

                – III этап — терапевтический (4 занятия) — направлен на формирование конструктивного стиля взаимодействия родителя с ребенком и гармонизацию дет-ско-родительских отношений.

                В начале и в конце цикла занятий работа направлена на занятия с родителями с целью диагностики и коррекции нарушений детско-родительских взаимоотношений. В середине цикла занятия рассчитаны на совместную деятельность детей и их родителей, и направлены они на формирование конструктивного стиля взаимодействия родителя с ребенком, гармонизацию детско-родительских отношений.

                Список литературы:

                Агавелян O.K. Общения детей с нарушениями умственного развития.- М.,2003.

                Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – М., 2008.

                Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983.

                Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. – СПб.: «Прогресс», 2001.

                Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: ГАРДАРИКИ , 2005.

                Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя.// Семейная психология и семейная терапия.- СПб.: Союз, 2008.

                Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

                Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.

                Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии.- АСТ., 2007.

                Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Дефектология. 2001. – №3.

                Филиппова Г. Г. Психология материнства. Издательство Института Психотерапии- М., 2002.

                Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушением развития.- М., 2002.

                Шипцина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.

                Психологический словарь А.В. Петровского М.Г. Ярошевского.

                Источник