Программы комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка

Программы комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка thumbnail

Данная программа составлена для обучающегося 0 класса в связи с введением ФГОС  ОО с у/о на 2016 – 2017 уч. год. Она приведена как пример работы специалистов службы сопровождения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа комплексного сопровождения обучающегося

Ф. И.О. ребенка:

Возраст:  04.04.2008 г.р.

Класс: 0-а

Год поступления в данное ОУ: 2016

Ф.И.О. родителей:

Ф.И.О. основного педагога (учителя, воспитателя): Алферова Людмила Владимировна

Ф.И.О. специалистов сопровождения:

Учитель-логопед – Устименко Лариса Николаевна

Учитель-дефектолог – Новикова Галина Владимировна

Педагог-психолог – Капора Татьяна Александровна

Социальный педагог – Ральченкова Полина Сергеевна

Медработник – Фокина Татьяна Александровна

Заключение ирекомендации

  ЦПМПК

Искаженное развитие ЭВС. Тотальное психическое недоразвитие. Отсутствие речи. Рекомендации: АООП для детей с УО (вариант 2) по СИОП. Занятия с дефектологом, психологом, логопедом

Основная цель на   учебный годв   направлении развития и  социализации ребенка

Сопровождение обучающегося с особыми потребностями образования и развития

Развитие базовых учебных действий

Школьная адаптация

Общие задачи на   период комплексного сопровождения на 2016-2017 учебный год

  • – создать благоприятную коррекционно-развивающую среду;
  •   – сформировать положительное отношение к процессу обучения;
  •   – сформировать произвольность познавательных процессов и поведения;
  •   – сформировать навыки учебного поведения;
  •   – корригировать сенсорно-двигательные стереотипии (крутится вокруг своей оси, трогает уши руками, закручивает предметы перед лицом);
  • – сформировать готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся

 Программа обучения попредметным областям учебного плана

  • Бгажнокова И.М., Воронкова В.В., СИОП

Режим пребывания ребенка   в ОУ

 Количество дней – 5 дн/нед; продолжительность учебного дня не более 5 часов; количество уроков в день – 4-5; время занятий с 8.30 до 11.40 (12.30), кол-во часов коррекционных занятий – 7, итого учебная нагрузка в неделю (с учётом требований СанПин и актуального состояния ребёнка) – 23 часа.

Психолого-педагогическое сопровождение

Необходимый специалист

Основное

направление

деятельности

Конкретные задачи на период

Ожидаемые результаты

Формы оценки результатов работы

Педагог- психолог

Коррекционно- развивающее

Формированиекоммуникативных навыков; снижение уровня тревожности;

развитие психомоторики и сенсорных процессов

Адекватно ведет себя на уроках и переменах;

демонстрирует  заинтересованность и доброжелательность в общении;

повышение уровня психомоторного развития

Учитель- дефектолог

Нормализация ведущей деятельности

Установление контакта

Вовлечение в совместную деятельность с детьми и (или) учителем

Положительная реакция на самого учителя-дефектолога и предлагаемые задания

Участие в совместных играх с детьми класса

Учитель – логопед

Коррекция системного нарушения речи

1. Формирование правильного  звукопроизношения

2. Развитие фонетико-фонематического восприятия

3. Обогащение активного и пассивного словарей

4. Коррекция лексико – грамматического строя речи

6. Предупреждение и коррекция  нарушений чтения и письма.

– сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи;

– восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

– уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

– уточнены и активизированы имеющиеся у детей словарный запас и конструкции простого предложения;

– активное пользование различными способами словообразования;

-правильное использование новых слов в предложениях различных синтаксических конструкций;

– сформирован техника чтения и грамотное письмо.

Социальный педагог

Социализация,

педагогическое

сопровождение

1 .формирование навыков личностного общения,

2.адаптация в социуме класса, ориентирование в пространстве школы,

3.устранение проблем межличностного общения.

0 класс

К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:

– находить свой класс;

– самостоятельно идти в туалет, столовую;

– знать правила поведения в классе.

Динамика развития: ЗПД – значительная положительная динамика; УПД – удовлетворительная положительная динамика, НД – нет динамики;  ОД – отрицательная динамика.

Коррекционный показатель результата работы специалиста; проставляется в конце каждого заключения: 0 –больше не требует коррекции; 1 – группа “риска”, требует профилактической работы; 2 – группа актуальной коррекции; 3 – требует коррекции с привлечением сторонних организаций (специалистов); 4 – коррекция в рамках ОУ невозможна.

График посещения ребёнком специалистов службы сопровождения

Специалисты

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Педагог-психолог

11.00-11.40

9.40 -10.00

Учитель-дефектолог

1020-1050 (подгр1)

1150-1210 (инд)

1120-1140 (инд)

Учитель-логопед

9.20 – 9.40

Социальный педагог

11.00 – 11.30

IV. Формирование социальной компетентности:

Направления деятельности (примерные)

Конкретные задачи на период

Ответственные

Формы деятельности

Показатели достижений

Формы оценки достижений

Помощь ребенку в усвоении и соблюдении школьных правил

Помочь ребёнку научиться соблюдать школьные правила

Классный руководитель

Беседы

Формирование гигиенических навыков

Объяснить необходимость соблюдения гигиенических правил

Родители

Беседы

Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время)

Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе

Классный руководитель

Классные часы,

внеклассные

мероприятия

Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников

Сформировать социально приемлемое поведение в группе сверстников

Классный руководитель

Беседы

Учитель-логопед ______________  Устименко Лариса Николаевна

   Учитель-дефектолог __________  Новикова Галина Владимировна

Педагог-психолог  _____________ Капора Татьяна Александровна

Социальный педагог  ___________ Ральченкова Полина Сергеевна

Читайте также:  Развитие ребенка 2 месяца что делать

Подпись родителя _________________________________________

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Программа комплексного сопровождения

Петров Роман

__________________________________________________________________

(фамилия, имя ребенка, класс)

Цель сопровождения: Оказание комплексной психолого-педагогической помощи в освоении ООП ДО, разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации_______________________________________________

Задачи:

1. Обеспечить ребёнку логопедическую помощь и поддержку, психолого-педагогическое сопровождение специалистами детского сада._____________

2. Оказать родителям информационную помощь в отношении проблем развития ребёнка, включать родителей в образовательный процесс.________

3. Организовать качественное взаимодействие специалистов.______________

План мероприятий по сопровождению

Участник сопровождения*:

сопроводительные мероприятия

Сроки реализации

Периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Отметка о выполнении

Учитель-логопед

Артикуляционная моторика.

– общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий;

– упражнения для губ, щёк, языка;

– элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

– упражнения для развития силы голоса;

– игры на звукоподражание, игры-драматизации.

Звукопроизношение.

– комплекс упражнений для постановки звуков «Р», «Л», автоматизация звука «Р», автоматизация звука «Л».

Звуковая структура слов.

– упражнения в различении на слух длинных и коротких слов;

– упражнения на передачу ритмического рисунка слов;

– игры по развитию звукослоговой структуры «Прошагай слово», «Где спрятался звук?»

Развитие фонематического восприятия.

– игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-х, 3-х звуков; учить слышать заданный звук в ряду других звуков; подбор слов на заданный звук; учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Формирование в импрессивной речи навыков понимания грамматического изменения слов.

– обогащение речи за счёт глаголов;

– игры с различными предметами для понимания сложных форм предлогов «Где спрятался?».

Формирование экспрессивной речи.

– учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов; учить составлять предложения из 2-3 слов; учить повторять рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений;

– заучивание стихов;

– игры «Придумай необычное существо», «Поиграем в Репку».

Формирование грамматических процессов.

– словообразование. Образование существительных мужского рода с суффиксом –щик-;

– образование притяжательных прилагательных при помощи суффикса –ин-;

– образование сущ-х и прил-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам;

– образование качественных и относительных прилагательных.

– словоизменение.

– игры «Один-много», «У кого похожая картинка», «Измени слово».

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Педагог-психолог

– упражнения на развитие познавательной активности «Что можно подарить другу?», «Узнай, какого это цвета?», «Когда это бывает?»

– упражнения на развитие процессов мышления «Третий лишний», «Собери картинку», «Определи последовательность событий»

– упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, воспитание самоконтроля и самооценки «Моё настроение», «Маски», «Я – хороший, я – плохой»

– упражнения на развитие навыков общения «Комплименты», «Опиши друга»;

– телесно-ориентированные упражнения.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Длительность – 20-25 минут

Медицинский работник

организация мероприятий по профилактике ОРВИ, нарушений осанки;

– оздоровительная и дыхательная гимнастика после сна;

– корригирующая ходьба по массажным дорожкам;

1 год

Общее количество занятий – 36

Частота – 1 раз в неделю

Длительность – 15 минут

Воспитатель

– элементы психогимнастики на занятиях;

– специальные игры на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало»;

– пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление;

– разбор ситуаций с обсуждением «Как бы ты поступил?»

– специальные игры на общение «Найдём волшебные слова»;

– чтение художественной литературы;

– дидактические игры природоведческого содержания;

– уход за растениями в уголке природы и на участке;

– работа со схемами правильной артикуляции звуков;

– работа с мнемотаблицами по заучиванию стихов;

– работа с моделями сказок, рассказов.

– поддержание режима дня в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями;

– создание позитивной принимающей атмосферы в группе;

– проявление уважительного отношения к ребёнку, интереса к его занятиям;

– использование в работе рекомендаций специалистов.

1 год

Регулярно, в свободное от занятий время

Музыкальный руководитель

– занятия по логоритмике;

– пальчиковая гимнастика;

– упражнения для нормализации мышечного тонуса;

– певческие упражнения для развития силы, высоты, тембра голоса;

– упражнения на развитие речевого, певческого дыхания;

– театрализованные игры, упражнения, игры-драматизации на восприятие образов и выражение их мимикой, жестами, пластикой, речью, интонацией;

– упражнения, пляски, игры, хороводы на развитие чувства темпа и ритма в музыке, движениях, речи, в игре на детских музыкальных инструментах;

– игры, хороводы, танцевальные композиции, направленные на воспитание личностных качеств, коллективизма, взаимной поддержки.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Читайте также:  Аленький цветочек дошкольный центр развития ребенка

Инструктор по физической культуре

вводные упражнения с речевым сопровождением: различные виды ходьбы в колонне для воспитания ориентировки в пространстве, в коллективе, умения планировать движения, ходить в определенном темпе; развитие артикуляции, мимики, дикции;

– общие развивающие упражнения с фонетической ритмикой: для воспитания речевого дыхания, напевности, автоматизации звуков в ударных слогах, темпа, ритма речи, развитие общей моторики;

– основные виды движений: для развития общей моторики и статической координации движений;

– подвижная игра: для совершенствования двигательных умений, формирования положительных форм взаимодействия между детьми, развития морально – волевых качеств личности;

– релаксация: для регуляции мышечного тонуса;

– пальчиковая гимнастика;

– дыхательная гимнастика.

1 год

Общее количество занятий – 72

Частота – 2 раза в неделю

Как часть занятия длительностью 7-10 минут

Родители

– поддержание режима дня, недели;

– поддержка речевой активности ребёнка, поощрение его высказываний;

– оказание помощи ребёнку при затруднении;

– выполнение рекомендаций специалистов;

– контроль собственной речи

Постоянно, в свободное время

* Участники сопровождения: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, другие специалисты, родители (законные представители)

Источник

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения по результатам ПМПК

Комплексная индивидуальная

коррекционно-развивающая программа

Никулина Ивана Ивановича

Возраст: 25.07.2011 г.

на 2016 – 2017 учебный год

Заключение логопеда: ЗРР от 03.11.2016г.

Заключение психиатра: F 88 от 11.11.2016г.

Заключение ПМПК:___

Протокол № ___

Педагог-психолог: Рюгина-Семенова М. В.

Пояснительная записка

Для устранения трудностей в обучении у детей необходимо использовать комплексную методику коррекции. Основными направлениями этой методики являются двигательные, когнитивные и игровые методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

В ходе коррекционной работы воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Двигательные методы, используемые в ходе коррекционного процесса, создают некоторый потенциал для будущей работы, активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Основные проблемы развития:

– низкий уровень психических процессов: внимания, предметного и социального восприятия, представлений, памяти, мышления;

– несформированность мотивационно-потребностной сферы;

– недоразвитие и искажение эмоционально-волевой сферы;

– недостаточность моторного и психомоторного развития;

– снижение произвольности психических процессов, деятельности, поведения.

– низкая речевая активность, использование речи только в роли обиходно-коммуникативного средства.

Все эти факторы необходимо учитывать при организации индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. В систему индивидуальной работы включены игры и игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Большое и разностороннее влияние игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребёнок во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка

Ребенок адекватно реагирует на замечания, указания при выполнении предложенных заданий. Иногда бывает застенчив. В случае затруднений принимает помощь педагога.

Графическая деятельность (рисунок, письмо) слабо координирована за счет отсутствия тренировки. Ярко выражено двигательное беспокойство, недоразвитие движений в виде общей моторной неловкости, не может долго сидеть на месте, проявляется избыточность движений.

Неустойчивость функции восприятия (проявления по астеническому типу): трудности переключения с одного воспринимаемого образа на другой связаны с неустойчивостью психических процессов, в результате наблюдается «соскальзывание», т. е. повышенная переключаемость.

Снижение устойчивости и объема и продуктивности внимания из-за отсутствия тренировки.

В общении со сверстниками не претендует на лидерство, по предложенным игровым сюжетам играет с удовольствием. Не агрессивен.

Задачи программы

– интенсивное накопление пассивного словаря, стимуляция активной речи, создание ситуаций, требующих речевой активности;

– расширение понимания смысла обращенной к ребенку речи;

– овладение различными навыками в процессе подражания;

– формирование адекватного взаимодействия с педагогами;

– становление представлений о себе;

– формирование системы сенсорных эталонов;

– формирование количественных представлений;

– развитие наглядно-образного мышления;

Содержание

Программа рассчитана на 6 месяцев (середина октября по май, 1 занятие в неделю, по 15-20 минут каждое в зависимости от состояния ребенка.

В организации занятий необходимо учитывать следующие виды педагогической поддержки:

– обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

– одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

– использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов, мнемокарт и др.);

– формулирование определений по установленному образцу, использование алгоритмов, инструкций;

– дополнительные упражнения;

– оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Занятия проводятся индивидуально. Каждое занятие состоит из нескольких заданий. На протяжении всего курса происходит постепенное усложнение материала.

Также на занятиях применяются:

– подвижные игры,

– продуктивные виды деятельности.

В планировании занятий использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем.

Практический материал для занятий распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения проговаривать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами, сенсорными эталонами и т. д.

Читайте также:  Влияют ли нервы на беременность и развитие ребенка

Развитие эмоций, познавательной деятельности, с одной стороны, и решение задач коррекционного обучения (расширение знаний об окружающем мире, становление основных психических процессов, формирование сенсорных эталонов и количественных представлений, развитие речи) – с другой, тесно взаимосвязаны между собой в занятиях.

В занятиях часто используются театрализованные игры, которые помогают ребёнку имитировать движения персонажей, при этом совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют» процессы возбуждения и торможения. Движения могут сопровождаться репликами, стихами, пением.

Театрализованные игры – занятия включают в себя все виды театра, доступные детям (настольный театр, театр на фланелеграфе, би-ба-бо, пальчиковый) и другие виды театров, в которых чётко фиксируются различные ситуации и разыгрываются сценки.

В игре нарастает активность ребёнка, они запоминают текст, «входят в образ». Педагог остаётся активным её участником. Своими пояснениями он направляет внимание воспитанника на те предметы и явления, которые надо уточнить, закрепить в их сознании.

№ Время проведения Программное содержание Краткое содержание занятия.

1 октябрь Развитие операции мышления: обобщения.

Развитие мелкой моторики.

Восприятия величины, наглядно-действенного мышления.подбери картинки: «домашние животные», «игрушки», «овощи», «фрукты», «цветы».

«раскрась кукле платье».

собери матрешку 4 части

разрезная картинка 5 частей.

2 октябрь Развитие восприятия формы и величины.

Развитие зрительной памяти.

Развитие наглядно-действенного мышления. ящик с формами.

пирамидка 5 колец

Запомни пару. Найди, кто с кем дружит.

кубики.

3 ноябрь Развитие логики.

Развитие внимания.

Развитие словаря и знаний об окружающем. 4-й лишний.

чего не хватает на рисунке.

назови животных и их детенышей.

кубики.

4 ноябрь мелкая моторика руки. Пластилиновая живопись.

5 декабрь Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Логического мышления.

Восприятия цвета. запомни игрушки.

найди одинаковых бабочек, жуков.

найди пару

разрезная картинка 4 части.

цветные коврики.

6 декабрь Развитие разговорной речи.

Развитие логики.

Зрительного восприятия беседа по картине «зимой».

эталоны.

7 декабрь Развитие операций мышления.

Творческого мышления.

Тактильного восприятия.кубики Никитина: «елочка», «дорожка», «квадрат», «лесенка».

сложи свою картинку.

чудесный мешочек.

8 Развитие логического мышления.

Развитие связной речи.

Развитие мелкой моторики. простые аналогии

рассказ по картине «дети в песочнице»

собери узор из палочек.

застегни пуговицы на домике.

9 январь Развитие внимания.

Зрительного восприятия.

Зрительной памяти.

Творческого мышления. найди двух одинаковых кошек.

найди отличие у кукол.

найди щенка, похожего на маму.

какие предметы пропали с полки магазина?

дорисуй предмет.

10 январь Развитие зрительной памяти.

Мышления.

Мелкой моторики. запомни, что везет каждая машина.

лабиринты

раскрась предметы, которые ты видел на картинке.

подбери карман к платью Маши.

11 февраль Развитие восприятия формы, величины.

Логического мышления, умения обобщать.

почта.

миски

разрезная картинка 6 частей

4-й лишний

назови предметы одним словом.

12 февраль Развитие словаря.

Развитие внимания, зрительного восприятия.

Логического мышления.

Мелкой моторики. о ком так говорят?

помоги зайцу добраться до морковки

найди контур автомобилей

раскрась кубики до конца

пуговицы

13 март Обогащение словаря, развитие знаний об окружающем.

Развитие мышления, операции обобщения.

Развитие умения рассуждать. назови профессии. Подбери предметы, нужные для работы.

разложи фрукты и овощи по корзинкам.

кто из зверей быстрее доберется до домика. Почему?

лабиринт.

14 март Развитие связной речи.

Развитие мышления.

Восприятия.

Мелкой моторики. закончи предложение.

аналогии.

собери гирлянду из флажков.

найди тень у каждой игрушки.

пальчиковая гимнастика.

15 апрель Развитие логического мышления.

Зрительного восприятия.

Мелкой моторики.

логические задачки.

найди фигуру такую же, как в рамочке.

что сначала, что потом.

раскрась узор на ковре по образцу.

16 апрель Развитие зрительного восприятия. Умения производить синтез.

Развитие мелкой моторики руки. Заплатки. Подбери недостающий фрагмент к картинке.

пальчиковая гимнастика

«зоопарк»

17 май Развитие мыслительных процессов. Кубики Никитина.

18 май Развитие воображения.

Развитие связной речи.

Мелкой моторики. что ты видишь на картинке?

закончи сказку.

дорисуй незаконченный рисунок.

Ожидаемые результаты

Ребенок, полностью усвоивший программу обучения:

– с интересом включается в спланированную педагогом деятельность, имеет хороший пассивный и активный словарь, проявляет активность в речевых ситуациях;

– основные ВПФ соответствуют возрастным показателям;

– правильно понимает смысл обращенной к нему речи;

– владеет различными навыками в процессе подражания;

– адекватно взаимодействует с педагогами и сверстниками;

– сформирована система сенсорных эталонов;

– сформированы навыки социального поведения;

– есть предпосылки к формированию основных понятий;

Литература:

1. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей.

2. Закраквская О. В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста.

3. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

4. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучение.

Источник