Программы индивидуального развития ребенка для 4 класса
ГКСОУ «Барско-Городищенская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
Рассмотрена на заседании ПМПК (протокол № от «_____»_______2012 г.) Председатель ПМПК Алексеева О.А. | Утверждаю: (приказ № от «_____»_______2012 г) Директор Малай М.В. |
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа
для ученика 4 класса
Борзенко
Алексея
на 2013-2014 уч. год.
Классный руководитель Гольцова И. А.
Пояснительная записка.
Данная программа разработана с целью психолого-педагогического и медико-социального сопровождения ребёнка-инвалида.
ХАРАКТЕРИСТИКА
Борзенко Алексея, 10.01.2003 г.р.
Борзенко Алексей перешёл в 4 класс нашей школы. Речь у мальчика бедная, словарный запас ограничен словами обиходно-бытового круга. Произношение нечеткое. У Леши общее недоразвитие речи. В течение учебного года усвоил слоговое чтение, но буквы часто путает и забывает, научился списывать печатные буквы и несколько письменных и цифры до 10 по образцу.
Вычислительные навыки у мальчика не развиты, элементарные математические представления на очень низком уровне. Память слабая, не развита даже механическая.
Навыки изо деятельности не сформированы, мотивация отсутствует, конструктивные навыки на низком уровне, задания выполняет только с помощью учителя и из готовых форм. Работоспособность низкая, быстро утомляется.
Процессы анализа, синтеза, обобщения не развиты. Причинно-следственные связи установить не может. Воображение не развито, очень низкая концентрация внимания, объем – 1. Низкий уровень восприятия – нарушена целостность и осмысленность восприятия. Низкая константность, т.е. способность сохранять соответствие образа отражаемому объекту. Ни в учебной деятельности, ни во внеклассной работе активности не проявляет.
За игрой ребят всегда наблюдает со стороны, сам участия не принимает. Может манипулировать предметами, не придавая смысла игре.
Эмоционально-волевая сфера стабильна. В психических процессах преобладает торможение.
Так как Алексей учебный материал практически не усваивает необходимо разработать индивидуальную программу обучения.
С большим трудом формируются навыки самообслуживания. На данный момент
уровень сформированности навыков самообслуживания достаточен, но требует постоянного контроля со стороны взрослого.
При наличии множественных проблем у ребёнка бывает сложно одномомнентно определить первичность дефекта и диагностировать уровни его возможностей для усвоения образовательного маршрута.
Данная программа ставит своей задачей вовлечение ребёнка в длительный коррекционно – диагностический процесс, для более точного определения коррекционного воздействия и разработки рекомендаций по оптимальным методам и формам коррекционной работы.
Цели программы:
- Создание условий для сохранения психического и физического здоровья ребёнка, обеспечение его эмоционального благополучия.
- Поддержание и совершенствование учебных достижений ребёнка.
- Развитие ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром, с самим собой.
- Помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии ребёнка-инвалида в условиях школы-интерната.
- Социальная адаптация и реабилитация ребёнка.
Задачи программы:
- Формирование доступных представлений об окружающем мире, речевых навыков и ориентации в социальной среде.
- Формирование коммуникативных умений.
- Формирование продуктивных видов деятельности.
- Системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;
- Коррекция и развитие высших психических функций.
- Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекция его поведения.
- Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Содержание программы.
I Познавательная деятельность.
- Формирование элементарных математических представлений.
– Выполнять механический счёт в пределах десяти.
– Соотносить цифру с итогом присчитывания предметов.
– Знать и называть геометрические формы: и составлять из них разные фигуры по образцу.
– Дифференцировать группы предметов по количеству, соотнося с понятиями «больше» «меньше».
– Узнавать линии – прямую, кривую, отрезок.
– Узнавать и называть числа в пределах пяти.
– Научить чертить квадрат и прямоугольник по клеточкам.
Итоговые показатели по разделу:
Ученик должен научиться:
– выполнять механический счёт до 10;
– знать, писать цифры, соотносить цифру с итогом пере считывания предметов;
– знать, называть, соотносить с графической карточкой геометрические фигуры
( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал)
– дифференцировать группы предметов по количеству, соотнося с понятиями
«больше» и «меньше».
– Узнавать линии – прямую, кривую, отрезок.
- Формирование умений письма и чтения.
– Закреплять представление о звуке и букве.
– Различать звук в словах, выделять первый и последний звук. Соотносить звук с буквой.
– Образовывать из усвоенных букв слоги. Развивать умение читать эти слоги.
– Составлять слова из усвоенных слогов. Читать их.
– Читать небольшие тексты. Пересказывать их.
– Усвоить рукописное начертание изучаемых печатных букв и слогов.
– Ориентироваться в тетради писать по линеечкам
Итоговые показатели по разделу:
Ученик должен научиться:
– соотносить звук с буквой
– определять первый и последний звук
– уметь использовать при прочтении слов и предложений побуквенный дактиль
– уметь слитно воспроизводить прямые открытые слоговые ряды
– произносить гласные, согласные
3. Ознакомление с окружающим миром.
– занятия по методической разработке «Помогать природе – значит помогать людям»: «Страницы Красной книги» – экскурсия в зоопитомник «Выпово»
– занятия по программе «Страна Правознайка» (групповое занятие «Дети планеты Земля, деловая игра «Как важно грамотным быть»)
II.Развитие психических процессов.
1)Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего развития.
2) Развитие познавательных процессов.
Внимание: устойчивость, переключаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Игры и задания, направленные на развитие внимания (Познавательные способности. Л.Ф.Тихомирова., Ярославль 2006г.).
Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); речевое. Игры и задания, направленные на развитие внимания мышления (Познавательные способности. Л.Ф.Тихомирова., Ярославль 2006г.).
Память: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивидуальные особенности. Моторика. Речь. Игры и задания, направленные на развитие памяти (Познавательные способности. Л.Ф.Тихомирова., Ярославль 2006г.).
3)Выработка положительного отношения к школьному обучению, формирование пространственных представлений.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
*Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
4) Коррекция отдельных сторон психической деятельности.
*Развитие зрительного восприятия и узнавания.
*Развитие зрительной памяти и внимания.
*Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина).
*Развитие пространственных представлений и ориентации.
*Развитие представлений о времени.
*Развитие слухового внимания и памяти.
Средства: игра в школу со сменой ролей, поддержка достижений на материале игр с учебной нагрузкой – например, игра «Алфавит» (Глозман Ж.М., 2003г.), поиск и выбор букв. Дидактические игры и упражнения на пространственные и временные представления (Семаго Н.Я.,2007г.) Занятия по развитию психомоторики проводятся по авторской программе Удаловой Э.Я., Метиевой Л.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов».
Формирование эмоционально-волевой сферы.
Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.
Помощь в выражении и переживании противоречивых эмоций в безоценочной и поддерживающей среде.
Средства: релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, имитация эмоций, обмен эмоциями, отчет о своем эмоциональном состоянии в данный момент, в разных жизненных ситуациях. (Использование методики Розенцвейга в работе с детьми.); рисование эмоций, лепка; пластическое изображение эмоций; изображение различных предметов и явлений природы, придумывание рассказов от лица этих предметов и явлений. Упражнение «Портрет эмоций», моделирование поведения животных с разными эмоциями – злой пес, добрый слон, хитрая лиса и т.д.
III Формирование навыков общения.
– развитие умения владеть средствами общения;
– формирование установки на взаимодействие и доброжелательное отношение к детям;
– формирование умения коллективного обсуждения заданий;
– умение устанавливать позитивные взаимоотношения с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
– формирование позитивного образа «Я».
– занятие по программе «Страна Правознайка» («Кто придет к тебе на помощь?»)
IV. Коррекция недостатков речи.
-формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета
-развитие зрительной памяти
-формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза
-преодоление нарушений звукослоговой структуры слова
-развитие фонематического слуха :а) звук, слог, слово, предложение
б)гласные
в) глухие и звонкие согласные
г) мягкость и твердость согласных
-работа над словом: предмет, действие, признак, категория рода, числа
-работа над предложением
-работа над связной речью.
V. Формирование продуктивных видов деятельности
1. Трудовое обучение.
- Работать с пластилином. Скатывать и раскатывать, делать несложные поделки по образцу.
- Научить пользоваться ножницами. Вырезать простейшие формы по трафарету из бумаги и картона.
- Работать с природным и бросовым материалом. Составлять узор из готовых деталей.
- Пользоваться иглой и нитью. Пришивать пуговицу и вешалку.
- Выполнять задание после показа. Учить видеть и представлять сюжет своей работы.
Итоговые показатели по разделу:
Ученик должен научиться:
– передавать форму, пропорции и конструкции предполагаемой поделки;
– использовать различные приёмы лепки при создании изображения
– ориентироваться на листе бумаги;
– вырезать предметы прямой и округлой формы;
– пользоваться кистью для намазывания клея;
– использовать метод обрывания для создания аппликационного образа.
2. Рисование.
Научить ориентироваться на листе бумаги.
Делать несложные зарисовки по образцу учителя.
Рисовать предметы округлой формы, прямоугольной и треугольной.
Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры изображения.
Различать и знать названия цветов.
Итоговые показатели по разделу:
Ученик должен научиться:
– смешивать краски и правильно использовать цвета и оттенки;
– правильно располагать персонажи и предметы, в соответствии с сюжетом;
– определять формат листа бумаги для отображения задуманного.
3. Коллажирование.
«Мне нравится создавать свой мир», «Дом моей мечты»
Итоговые показатели по разделу:
– развитие у ученика эмоциональной отзывчивости при восприятии картинок, иллюстраций
– развитие творческого воображения
– развитие навыков самостоятельности, ответственности за порученное дело
VI. Социально-бытовая ориентировка (самообслуживание).
- Формирование санитарно-гигиенических навыков (стирка носков, мытьё в бане, утренний, вечерний туалет, заправка постели).
- Формирование навыков самообслуживания:
-навыки приёма пищи (умение держать ложку и вилку);
-дежурство;
-уход за одеждой (чистка щёткой, развешивание на вешалке, пришивание пуговиц, чистка и мытьё обуви);
-умение одеваться (завязывание шнурков, застёгивание пуговиц).
VII. Профилактическая работа.
1.Сказочное путешествие по ошибкам (по программе «Страна Правознайка»)
2.Выпуск стенгазеты «Как я умею отдыхать» (совместно с родителями)
Источник
Марата Д.
I. Общие сведения о ребенке с ОВЗ и рекомендации ПМПК, МСЭ
ФИО ребенка: Марат Д.
Категория: ребенок с ОВЗ, ребенок-инвалид
Возраст: хх.хх.хххх Класс: 4
ФИО родителей, лиц их заменяющих:
Мать – Ольга П.
Отец –Руслан Д.
ФИО основного педагога: Кобозева Татьяна Сергеевна (учитель- дефектолог)
ФИО специалистов сопровождения:
Врач – психиатр Круглова Нина Николаевна
Педагог-психолог Манаенкова Марина Анатольевна
Учитель-логопед Филатова Елена Станиславовна
Социальный педагог Севидова Юлия Владимировна
Коллегиальное заключение ТПМПК
хххх хх хх.хх.хххх г.
ХХХ
Рекомендации ЦПМПК/ТПМПК по созданию специальных условий для получения образования
1. Образовательная программа
организация и осуществление образовательной деятельности ребенка с ОВЗ по специальной индивидуальной (адаптированной) программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.
2. Вариант обучения
В-2
3. Организационная форма реализации образовательной программы
Очная
4. Режим обучения:
С ограничениями во времени
4.Проведение индивидуальных и групповых занятий:
с учителем-логопедом, учителем- дефектологом, педагогом-психологом
5. Обеспечение доступа в здание и помещения образовательной организации:
Создание безбарьерной среды, ортопедическая коррекция
6. Другие специальные условия:
– частая смена заданий на уроке;
– дозированность и постепенность подачи материала;
– соблюдение индивидуального ортопедического режима;
7. Консультирование
– с педагогом-психологом
8. Рекомендации родителям
наблюдение (консультация) психиатра, невролога, офтальмолога.
9. Повторный осмотр на ТПМПК
В 2020 году.
Рекомендации ИПРА
ИПРА от 01.12.2011 до 30.06.2025
Способности к самообслуживанию: 3
Способности к передвижению:3
Способности к ориентации: 3
Способность к общению:3
Психологическая помощь в ОО.
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка
(Определяет стратегию деятельности школьной команды и родителей)
Цель ОУ: создание специальных условий для получения образования и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.
Цель деятельности учителя: создать оптимальные условия для развития позитивных потенций ребенка с ОВЗ.
Общие задачи на период реализации ИОП ( год)
(Определяют приоритетные направления деятельности в рамках достижения цели с учетом запроса родителей)
1.Организация в доме развивающей предметной среды.
2. Создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование
взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей
ребенка с ОВЗ.
3.Формирование у ребенка позитивной, социально-направленной
учебной мотивации.
4. Применение адекватных возможностям и потребностям обучающейся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы.
5.Адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ.
6.Создание условий для адаптации ребенка с ОВЗ в группе сверстников, школьном сообществе:
— вовлечение во внеучебные и внеклассные мероприятия, участие в жизни класса, школы;
— использование адекватных возможностям воспитанника способов оценки его учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
7. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:
- привлечение специалистов психолого-педагогического и медико-социального сопровождения к участию в проектировании и организации индивидуального образовательного плана;
- формирование запроса на психолого-педагогическую поддержку
- со стороны специалистов школы;
- организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.
Режим обучения ребенка на дому
Количество дней в неделю – 3 (Понедельник, среда, пятница)
количество уроков в день – 2-3
Количество часов индивидуальных/групповых занятий:
письменный отказ родителя
(с учетом требований СанПин и актуального состояния ребенка)
II. Создание «безбарьерной» среды (могут быть заполнены не все графы, если ребенку не требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование; нужное подчеркнуть)
III. Психолого-педагогическое сопровождение (заполняется только теми специалистами, которые будут сопровождать ребенка непосредственно – по рекомендациям ПМПК) (отказ от консультаций педагога – психолога и учителя – логопеда)
Предмет
(образовательная область)
Требования стандарта:
Конкретные задачи для ребенка на период
Формы организации УД (подгрупповые, индивид. занятия и т.д.)
Показатели
Достижений
(в терминологии наличия компетентности)
Формы оценки индивидуальных достижений, результатов учебной деятельности(профиль умений др.)
Окружающий природный мир
СИПР
1.Рекомендуется частая смена видов деятельности
2.Больше внимания уделять мотивационно-занимательной стороне обучения.
3.На уроках предоставлять широкую возможность для предметно-практической деятельности.
4.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.
индивидуаль-ные занятия
Должен научить:
-овощи;
-ягоды;
-фрукты
-строение цветов
Должен сформировать:
-повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
-строить фразы, характеризующие действия учителя и родителя;
-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;
-осуществлять классификацию (сутки,неделя,месяца,явления природы).
.
В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого
– Работа с индивидуальными заданиями.
Динамика:
на 30.12.2019 г.
______________
(отсутствует, незначительная положительная)
Динамика:
на 30.05.2020
____________
(отсутствует, незначительная положительная)
Человек
СИПР
1.Рекомендуется частая смена видов деятельности
2.Не требовать немедленного включения в работу.
3.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.
Индивидуальные занятия
Должен научить:
-предметы одежды;
-предметы обуви;
Должен сформировать:
– различать предметы одежды;
-различать предметы обуви;
-сообщать о желании пить и ходить в туалет;
В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого.
Индивидуальные задания.
Динамика:
на 30.12.2019г.
______________
(отсутствует, незначительная положительная)
Динамика:
на 30.05.2020
____________
(отсутствует, незначительная положительная)
Изобразительная деятельность
СИПР
1.Рекомендуется частая смена видов деятельности
2.Не требовать немедленного включения в работу.
3.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.
Индивидуальные занятия
Должен научить:
– пластичный материал пластилин;
-приёмы рисования красками.
Должен сформировать:
– использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
-формирование умений пользоваться инструментами.
В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого.
Индивидуальные задания.
Динамика:
на 30.12.2019 г.
______________
(отсутствует, незначительная положительная)
Динамика:
на 30.05.2020
____________
(отсутствует, незначительная положительная)
Музыка и движение
СИПР
1.Не требовать немедленного включения в работу.
2.Разнообразный материал разбивать на куски, вводить постепенно.
3. При объяснении нового материала необходима наглядность в которой отражены все элементы действий.
Индивидуальные занятия
Должен научить:
-различению быстрой, умеренной, медленной музыки;
-узнавать веселую, грустную музыку;
Должен сформировать:
-повторять и выполнять простые движения под музыку;
-различать тихие и громкие звуки;
-использовать указательный жест по инструкции учителя «Покажи…»;
-осуществлять классификацию (тихо, громко, начала, конец).
– Использование технических средств.
Динамика:
на 30.12.2019г.
______________
(отсутствует, незначительная положительная)
Динамика:
на 30.05.2020 г.
____________
(отсутствует, незначительная положительная)
Предметно-практические действия
СИПР
1. При объяснении нового материала необходима наглядность в которой отражены все элементы действий.
2.Рекомендуется частая смена видов деятельности.
Индивидуальные занятия
. Должен научить:
– умению выполнять простые действий с предметами;
– умению следовать определенному порядку при выполнении действий с предметами.
Должен сформировать:
– интерес к действиям с предметами;
– умение выполнять простые действий с предметами.
В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого.
Индивидуальные задания.
Динамика:
на 30.12.2019 г.
______________
(отсутствует, незначительная положительная)
Динамика:
на 30.05.2020г.
____________
(отсутствует, незначительная положительная)
Альтернативная коммуникация
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Должен научить:
– умению выполнять простые физические упражнения;
– умению следовать определенному порядку при выполнении физических упражнений.
Должен сформировать:
– интерес к физическим упражнениям;
– умение выполнять простые физические упражнения.
1. При объяснении нового материала необходима наглядность в которой отражены все элементы действий.
2.Рекомендуется частая смена видов деятельности.
Индивидуальные занятия
Учить формировать адекватную реакцию.
Понимание слов, обозначающих различные предметы.
Понимание слов, обозначающих действия предметы.
Восприятие и реагирование на собственное имя.
В индивидуальном режиме с организующей помощью взрослого.
Индивидуальные задания.
Динамика:
на 30.12.2019 г.
______________
(отсутствует, незначительная положительная)
Динамика:
на 30.05.2020г.
____________
(отсутствует, незначительная положительная)
V. Формирование социальной компетентности:
Направления деятельности
(примерные)
Конкретные задачи на период
Ответственные
Формы деятельности
Показатели достижений
Формы оценки достижений
Помощь ребенку в усвоении и соблюдении школьных правил
Установление контакта с педагогами и специалистами;
-ориентация на лицо взрослого
Учитель,
социальный педагог,
педагог-психолог.
Индивидуальная
Свободное взаимодействие ребенка со взрослым.
Взаимодействие со взрослыми
Формирова-
ние гигиенических навыков
-Учить пользоваться раковиной и водопроводными кранами.
Учитель,
педагог-психолог,
воспитатель
Индивидуальная
Умение частично выполнять правила гигиены в доме: пользование туалетом, мытье рук.
Использова-ние приобретенных умений дома.
Формирование адекватного поведения в учебной ситуации (на уроке, во внеурочное время)
Правильное использование мимики,
ответы на вопросы учителя по словесной инструкции (многократное повторение)
Учитель,
педагог-психолог,
учитель-логопед,
социальный педагог
Индивидуальные
Усидчивость за партой во время урока.
Работа на уроке по словесной инструкции.
Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников
Способствовать свободному взаимодействию в группе сверстников
Учитель,
соц. педагог,
педагог-психолог
Индивидуальные, групповые.
Умение выражать желание жестами, мимикой
Пассивное участие в групповых играх и мероприятиях с участием взрослых.
Формирование самостоятель-
ности
Самостоятельное передвижение по дому.
Учитель,
администра
ция школы,
педагог-психолог,
учитель-логопед,
соц. педагог,
родители.
Индивидуальные, групповые.
Самостоятельная ориентация и передвижение по дому.
Самостоятельное передвижение по дому, кабинету псих. разгрузки столовую)
VI. Анализ результатов и планирование дальнейших действий __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель ПМПк Трухина Т.Б.
Врач-психиатр Круглова Н.Н.
Учитель-логопед Филатова Е.С.
Соц. педагог Севидова Ю.В.
Учитель Кобозева Т.С.
Источник