Программы для развития речи у ребенка с картинками

Программы для развития речи у ребенка с картинками thumbnail

В прошлом номере, на стр. 72-73 мы рассмотрели такие видео приложения для малышей, которыми можно с пользой занять детское время и внимание. Давайте сегодня обратимся к мобильным приложениям, которые, по мнению разработчиков, способствуют развитию речи детей.

Оговорюсь сразу. Рассматриваемые игры, как их позиционируют авторы, созданы для того, чтобы сэкономить родительские деньги на посещении логопедических занятий. Любому, кто далёк от мира речевых нарушений, это кажется вполне разумным. Домашний логопедТем не менее, данный взгляд недалёк и ошибочен. Давайте смотреть вместе.

Игра «Домашний логопед»

Разработчик: Беляев.

Возраст: от трёх лет; для мальчиков и девочек.

Как указано в описании приложения, предлагаемые задания помогут развить память и логику в раннем возрасте, привьют любовь ребёнка к самообразованию.

Приложение имеет более 350 уроков для отработки «проблемных» звуков, красивые рисунки к каждому упражнению (правда, больше ориентированные на девочек), игры, загадки, пословицы, поговорки, артикуляционную и дыхательную гимнастику.

В разделе «Советы» предъявлено достаточное количество дополнительного материала для родителей по проблеме неречевого и фонетического слуха, грамотное описание и определение артикуляционной гимнастики. При этом сама схема артикуляционных упражнений собрана «кучей», без системы. В разделе смешанных упражнений почему-то сразу даются задания на «сложные» звуки, которые нарушаются чаще других, хотя основной принцип дидактики – «от простого к сложному»! Игры на развитие фонематического слуха подразумевают обычно именно слуховой контроль. Таким образом, подписи к картинкам здесь совершенно лишние. Ведь не всегда звук соответствует букве.

Это не весь перечень ошибок и недочётов программы, связанных именно с обучающим моментом. И советы по автоматизации, и называние звуков, и многое другое недопустимо при работе с профессиональным логопедом.

Резюме. Это видео приложение, как самостоятельную замену логопеда и как основу для развития фонематического слуха не рекомендую никому! Как игру на развитие неречевого слуха, зрительного внимания и просто «баловство» в дороге, когда все остальные игры надоели, её применять можно. Но ведь разработчики ставили перед собой несколько иные задачи, им стоило привлечь профессионального консультанта, возможно они прислушаются, и следующая игра будет соответствовать описанию.
Автоматизация звуков

2. Автоматизация звуков

Разработчик: www.domlogo.ru

Возраст: от трёх лет; для мальчиков и девочек.

По словам авторов приложения, «поставленный звук очень хрупкий», поэтому его неверное произношение может вернуться, а правильно поставленный звук так и не закрепится в речи. Это соответствует действительности. Что же предложит программа для быстрой и эффективной автоматизации звуков?

В описании приложения дана очень грамотная информация по закреплению поставленного звука. Перейдём к содержанию. Пользователям предлагается автоматизировать звуки в алфавитном порядке, находящиеся в прямых слогах, обратных слогах, закрытых слогах и в словах. Что сразу бросается в глаза? Неточное цветовое обозначение букв: все гласные красные (это логично), все согласные синие (хотя синим цветом обозначаются лишь твёрдые согласные, а в русском языке есть и мягкие, «зелёные»). Под фразой «Алфавитный порядок звуков» написаны буквы «ВЬ», «ЛЬ» и так далее, но это обозначение неверное! Кроме того, «йотированные» гласные Е, Ё, Ю, Я к звукам не имеют никакого отношения.

В этом приложении, как и в предыдущем, налицо очень грубые ошибки в обозначении звуков и понимании разницы между звуком и буквой. А ведь приложение имеет статус обучающего… Авторы лишили игру «озвучки», посчитав это лишним. Ведь намного лучше, когда ребёнок слышит живого человека и при этом видит работу его артикуляционного аппарата. Что же, с этим аргументом не поспоришь.

Резюме. Я даже не знаю, нужно ли это приложение в логопедической работе. Ну, разве слоги почитать. Но при этом не называть тип слогов и их состав: какие в слогах звуки или буквы.
Времена года

3. Времена года

Разработчик: LiKa

Возраст: от трёх лет; для мальчиков и девочек.

Данное мобильное приложение демонстрирует в красках различия времён года. Маленький пользователь без проблем «включает» дождь или снег, выращивает цветы, может «вспугнуть» бабочку, птичку, ёжика или зайчика. Здесь всего два вида заданий:

1) лужок-полянка, которые меняются в зависимости от времени года;
2) мальчик и девочка, которых в зависимости от времени года необходимо одеть на улицу.

Резюме. Пожалуй, это единственное приложение из нашей сегодняшней немногочисленной подборки, которое в полной мере реализует задуманное авторами. Оно не затрагивает изучение специальных понятий, доступных лишь лингвистам или логопедам. Это просто знакомство с окружающим миром в интерактивном и красочном виде. При этом следует учитывать, что для реализации речевых целей этой игры требуется хотя бы минимальная включенность взрослого в процесс. Иначе речь ребёнка с помощью данного приложения вряд ли разовьётся.

Все перечисленные игры бесплатные, доступны в PlayMarket. Их полезность мы с вами обсудили. Но ведь это не единственные речевые видео приложения, верно? Следите за нашими новыми обзорами!

Ольга Алфёрова, учитель-логопед высшей квалификационной

категории, ГБОУ СОШ 2114, г. Москва

Источник

На чтение 7 мин. Просмотров 2.2k. Опубликовано 03.09.2020 Обновлено 21.12.2020

Игры для развития речи: стимулирующие  словесные игры, игры для мелкомоторного развития, развивающие задания, визуальные игры для развития речи.

Речь — это средство общения между людьми. Речь — это всего лишь одна из форм языка, в которой сформулированные звуки и слова используются для передачи мыслей и чувств.

Когда мы говорим о развитии речи малыша, важно понимание, что ключевым фактором стимулирования развития речи является живое общение. Исследования, которые проводились в последние годы подчеркивают важность того, как мы общаемся с ребенком.

Это не вопрос использования длинных, сложных слов или раздачи развивающих карточек. Цель состоит в том, чтобы создать ситуации настоящего разговора с ребенком. Разговаривать с дошкольником таким образом, чтобы роли говорящих и слушателей менялись.

Читайте также:  Папка передвижка развитие речи ребенка в семье

Далее предлагаю варианты для организации развивающей игры с вашим ребенком.

Как стимулировать развитие речи малыша?

Самый простой ответ будет — через «живое» слово. Поговорите, опишите детям, что вы делаете с самого раннего возраста и даже во время приготовления обеда. Ребенок любит слушать голос. Читать книги, разглядывать виммельбухи, обсуждать любую информацию, играть, прыгать, бегать, рисовать.

Также основой развития речи являются развитые двигательные навыки.

Развивайте мелкую моторику у ребенка, рисуйте, раскрашивайте, используйте палочки, расставляйте камни, нанизывайте бусины, делайте фигуры из пластилина и глины и выполняйте все эти действия с историей. Придумайте сюжет, расскажите попутно сказку, связанный с объектом стишок.

Самое главное — качественно проводить время с ребенком, выслушивать интересы ребенка, учиться вместе через игру.

Простые игры для развития речи

  • Распознать звук разные звуки животных, предметов, машин, которые ребенок должен назвать и подражать (всегда интереснее в парах, подражать животным вместе). Поищите «Звуковое лото» — в сети много интересных вариантов для скачивания. Звуки должны быть различной интенсивности — от тихих до громких. Чтобы сделать упражнение более увлекательным, вставьте моторную часть, где помимо имитации звуков вы также подражаете походке животного. С помощью этой игры, помимо развития речи, мы также стимулируем развитие слухового внимания, памяти, восприятия…
  • Волшебная сумка — в сумку из плотного непрозрачного материала помещаются различные предметы, знакомые ребенку. Ребенок кладет руку в сумку и пытается выяснить, какой это объект (помимо стимуляции речи — обогащения словарного запаса, у нас также есть тактильная стимуляция — развитие чувства осязания).
  • Запомни три. В этой игре дается ребенку задание запомнить три слова. Малыш повторяет названные объекты. Со временем мы просим его запомнить пять предметов, затем семь… Эта деятельность направлена ​​на обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления, памяти…
  • Кто я? — В игру «Кто я» играет родитель (или кто-то еще), который говорит: (например) «Я животное, я часто живу в доме, мышь боится меня — кто я?», И ребенок должен отгадать загадку. Как и предыдущая, эта игра направлена ​​на обогащение словарного запаса, развитие речи, развитие мышления, памяти.

Игры с кубиками для развития речи

Фокус в том, что практически каждая игрушка в возрасте до 3 лет так или иначе может быть использована для игры для развития речи малыша.

Деревянные кубики — одна из первых игрушек, которые мы покупаем для детей. Игры с кубиками для развития речи предназначены для детей до 3 лет.

Примеры игры:

  • Начните складывать кубики друг на друга и каждый раз произносите, «ставим кубик наверх» или «Мы кладем кубики наверх». Важно произносить слово вместе с действием, которое вы совершаете каждый раз, чтобы ребенок мог связать его со значением слова. Таким образом, мы моделируем речь и развиваем понимание.
  • Скажите «Кубик ставим…», затем подождите несколько секунд, чтобы дать ребенку возможность завершить предложение «наверх». Если ребенок не произносит слово, закончите предложение словами «наверх» с выражением и повышенной громкостью голоса.
  • Построив вместе башенку, изобразите восторг и разрушьте ее вместе с ребенком, удивившись тому, что произошло.
  • В следующий раз добавьте описание действия, которое произошло: «Ооо, кубики упали ВНИЗ». Или «Ооо, нет, кубики упали». И добавьте жест, показывающий направление движения вниз.

Малышам нравится наблюдать беспорядок, происходящий из порядка, и наоборот. И наша реакция приводит к взаимному смеху и веселью.

Навыки развиваются путем повторения и предоставления модели для подражания, с использованием подчеркнутого общения (выделение определенных слов в речи), добавления момента ожидания и предоставления ребенку информации, на какое слово следует обратить особое внимание.

Сначала ребенок может просто наблюдать за вами, но попытайтесь вовлечь его в игру, взяв ребенка за руку или ногу и рассыпав кубики. Вы стараетесь сохранить атмосферу позитива и расслабленности.

И, конечно же, для детей до трех лет интерес и внимание не длится долго, поэтому игра не должна длиться дольше 10 минут, если только ребенок не хочет дольше.

Найди и покажи

В этом посте вы можете найти и загрузить карточки, с помощью которых вы можете влиять на развитие речи посредством распознавания, и таким образом вы также можете разработать демонстрационный жест.

Ниже каждого рисунка расположены различные объекты, которые можно найти на основном рисунке. Ребенок должен указать на предмет, который он ищет, назвать его, найти его на картинке и накрыть жетоном.

Эта игра — небольшая вариация предыдущей. Ребенок должен указать на предмет, который он ищет, назвать его и накрыть жетоном. Найти его на картинке и накрыть жетоном того же цвета.

С помощью карточек вы также можете изучать группы предметов и животных и просто учиться в игре, чтобы всем было весело.

Смотрите также дидактические игры с предлогами для речевого развития.

Распечатать логопедическое лото

Пластилиновые игры

Важность игры с пластилином велика, с помощью этого материала мы развиваем моторику: мелкую моторику, манипулятивную ловкость (ловкость рук), координацию; развиваем познавательные способности: мышление, внимание, креативность.

Поскольку мы хотим естественным образом поддерживать развитие ребенка, то, называя и описывая нашу деятельность, мы также будем влиять на развитие речи.

Смотрите также:

Рецепт самодельной массы для лепки

Шаблоны для картинок из пластилина

Чистоговорки

Рассказ по картинкам

Когда ребенок рассказывает историю на основе рисунков, он наблюдает за рисунками и делает выводы о них, на основании которых он составляет рассказ.

Для детей младшего возраста существуют рисунки из двух или трех простых изображений, а для детей старшего возраста могут быть рассказы, состоящие из пяти или более изображений.

Читайте также:  Развитие ребенка в социуме педагогика

Для детей, у которых еще не развита речь, карточки для составления рассказа по картинкам можно использовать как материал для развития мышления и логики — посмотрите на картинки и расположите их в порядке событий (развитие ориентации во времени).

Игра Кошки

Предложите ребенку посмотреть на картинку (с экрана или в распечатанном виде и ответить на следующие вопросы:

  • Сколько кошек на картинке?
  • Сколько черных кошек на картинке?
  • Сколько кошек на крыше?
  • Сколько кошек на дереве?
  • Сколько кошек стоит рядом с деревом?
  • Сколько кошек на улице?
  • Сколько здесь белых кошек?
  • Сколько кошек смотрит в окно?
  • Сколько кошек пестрого окраса?

Отвечать на вопрос Сколько гораздо проще, чем делать длинные описания и повествования. Поэтому подобные картинки и работа в стиле вопрос-ответ — прекрасные игры для развития речи для малышей.

Также хорошим подспорьем будут книги — виммельбухи и визуальные словари, Найди и покажи, Найди отличие и т.д.

Распечатать картинки для составления рассказа

Больше материалов для составления рассказа по картинкам тут.

Изображения: rawpixel.

Источник

Бунеев Р.Н., Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. Развитие речи. Пособие для дошкольников. Часть 1. Серии сюжетных картинок для составления устных рассказов.
М.: Баласс, 2005. – 48 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100» – «Детский сад – 2100»). Перечень карточек:
Серии из двух картинок: I, 2 – Драка за грузовик. 3, 4 – Снеговик весной. 5, 6 – Девочка умывается. 7, 8 – Ветка вишни. 9, 10 – Девочка и яблоко. 11,12 – Вязание шарфа. 13, 14 – Посадка цветка.
Серии из четырёх картинок: 15, 16, 17, 18 – Времена года. 19, 20, 21, 22 – Фокусник. 23, 24, 25, 26 – Обжора. 27, 28, 29, 30 – Модница. 31, 32, 33, 34 – Спасение котёнка. 35, 36, 37, 38 – Четыре возраста женщины. 39, 40, 41, 42 – Четыре возраста мужчины. 43, 44, 45, 46 – Приготовление варенья.
Пособие по развитию речи для дошкольников представляет собой наглядный материал в виде карточек. Он предназначен для использования на занятиях с дошкольниками 3-6 лет по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Является приложением к пособию «По дороге к Азбуке» авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой. Карточки могут также использоваться для занятий с дошкольниками и по другим курсам комплексной Программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад – 2100» («Здравствуй, мир! », «Познаю себя»), а также по другим образовательным системам.

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Кислова Т.Р. Развитие речи. Пособие для дошкольников. Часть 2. Звери и их детёныши. Для составления устных рассказов.
М.: Баласс, 2005. -48с: ил. (Образовательная система «Школа 2100» – «Детский сад – 2100»).
Перечень карточек:1) ферма; 13) коза, козёл, козлёнок; 2) кот, кошка, котята; 14) ёж, ежиха, ежата; 3) гусь, гусыня, гусята; 15) лис, лиса, лисята; 4) селезень, утка, утята; 16) волк, волчица, волчата; 5) индюк, индюшка, индюшата; 17) медведица, медведь, медвежата;
6) петух, курица, цыплята; 18) дятлы, их птенцы; 7) пёс, собака, щенки; 19) заяц, зайчиха, зайчата; 8) свиньи, поросята; 20) бобёр, бобриха, бобрята; 9) овца, баран, ягнёнок;
21) лягушка, лягушата; 10) корова, бык, телёнок; 22) белка, бельчата; 11) лошадь, конь, жеребёнок; 23) мыши, мышата; 12) кролик, крольчиха, крольчата; 24) лес.
Перечень схем:
1. Описания игрушки. Схема.
2. Описательный рассказ о себе. Схема.
3. Описание овощей, фруктов, ягод. Схема.
4. Описание животных, птиц, рыб. Схема.
5. Описание сезонных изменений.
Пособие по развитию речи для дошкольников представляет собой наглядный материал в виде карточек и схем. Он предназначен для использования на занятиях с дошкольниками 3-6 лет по развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Является приложением к пособию «По дороге к Азбуке», ч. 1 -4 авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой. Карточки и схемы могут также использоваться для занятий с дошкольниками и по другим курсам комплексной Программы развития и воспитания дошкольников «Детский сад – 2100» («Здравствуй, мир! », «Познаю себя»), а также по другим образовательным системам.

Бунеев Р.Н, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова. Наглядные материалы для составления предложений и устных рассказов.
М. : Баласс, 2009. – 48 с: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»).
Перечень карточек:
1-8 – карточки для составления предложений.
9-16 – парные карточки для составления предложений.
17 — 24 — опорные картинки для составления рассказов (17 — 20 — времена года;
21 – 22 – время суток; 23 – жилище, место обитания; 24 – питание).
25 — 32 — готовые схемы для угадывания предложений из сказок и песен. Сюжетные картины: «На детской площадке», «Ранняя весна», «На даче». Схема составления рассказа по сюжетной картине.
Приложение к пособию для дошкольников «По дороге к Азбуке». Пособие представляет собой наглядный материал в виде карточек и сюжетных картин и предназначено для использования на занятиях по развитию речи с дошкольниками 4 – 6 (7) лет. Является приложением к тетрадям «По дороге к Азбуке» авторов Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, Т. Р. Кисловой.
Тетради «По дороге к Азбуке» и наглядные материалы к ним – составная часть комплекта пособий, реализующих Комплексную программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100».

Сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
М.: Школьная Книга, 2014. — 23 с — (Программа “Счастливый ребенок”). — ISBN 978-5-00013-023-0.
Пособие состоит из 22 сюжетных картинок по темам, охватывающим содержание познания окружающего мира: мир растений и грибов (фрукты, овощи, ягоды, грибы, цветы, деревья, лес); мир животных (домашние и дикие животные и птицы Средней полосы; животные и птицы холодных и жарких стран; насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы); мир человека (человек и его тело, человек и его семья, планета Земля, страна, Родина, столица, город, улица и т.д., времена года).
Ребёнок не только описывает предметы по картинке без опоры на конкретные вопросы (или с опорой на примерные вопросы – они даны в двух вариантах), но и рассказывает, какое это время года, какие явления природы можно наблюдать, что делают люди, как ведут себя животные, что происходит с растениями и т.д., составляя таким образом связный рассказ и показывая взаимосвязь природы и человека.
Обширный картинный материал может использоваться для проверки овладения детьми этой возрастной категории (6-7 лет) доступным лексическим словарём природоведческой, обществоведческой, бытовой тематики, при организации познавательной деятельности по его освоению детьми более раннего возраста или в начальной школе.
Адресовано воспитателям детского сада, учителям начальной школы и иностранного языка, родителям, гувернёрам.

Читайте также:  Дневник развития ребенка распечатать

Нищева Н.В. Картотека сюжетных картинок.
Автоматизация и дифференциация свистящих звуков. Картинки и тексты. В пособии представлены сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации в тексте свистящих звуков. С использованием данного пособия с ребенком могут быть организованы разные формы работы: отраженное повторение текста вслед за логопедом, пересказ текста с опорой на картинку или составление рассказа по картинке и опорным словам.

Нищева Н.В. Картотека сюжетных картинок.
Автоматизация и дифференциация шипящих звуков. Картинки и тексты. В пособии представлены сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации в тексте шипящих звуков . С использованием данного пособия с ребенком могут быть организованы разные формы работы: отраженное повторение текста вслед за логопедом, пересказ текста с опорой на картинку или составление рассказа по картинке и опорным словам.

Нищева Н.В. Картотека сюжетных картинок.
Автоматизация и дифференциация сонорных звуков. Картинки и тексты. пособии представлены сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации в тексте сонорных звуков. С использованием данного пособия с ребенком могут быть организованы разные формы работы: отраженное повторение текста вслед за логопедом, пересказ текста с опорой на картинку или составление рассказа по картинке и опорным словам.

Глаголы в картинках.
ИП Бурдина С.В. — Киров: Весна-Дизайн, 2015. — 16 с. — (Забавы в картинках).
Пособие по развитию речи. Пособие состоит из 12 карт с сюжетными картинками и 4 карт с глаголами. Перед началом занятий необходимо разрезать карты с глаголами по пунктирным линиям. Пособие может быть использовано для закрепления навыков глобального чтения.

На Вашем счете 3837 баллов.

Подбери действие.
ИП Бурдина С.В. — Киров: Весна-Дизайн, 2015. — 12 с. — (Забавы в картинках).
Пособие для детей старшего дошкольного возраста, которое поможет им развить связную речь.Употреблять в речи слова,обозначающие действия предметов. Пособие может быть использовано для формирования навыков глобального чтения.

Что где находится?
Бурдина С.В. (изд.). — Киров: Весна-Дизайн, 2016. — 12 с. — (Забавы в картинках).
При помощи этой игры ребёнок сможет усвоить пространственные понятия,научиться правильно употреблять предлоги. Необходимо разрезать карты по пунктирным линиям, получится 48 карточек и 6 больших карт.

Подбери слова к рассказу.
Бурдина С.В. (изд.). — Киров: Весна-Дизайн, 2012. — 13 с. — (Забавы в картинках).
Развивающая игра для дошкольников. Игра поможет развить связную речь, словарный запас, навыки чтения у детей старшего дошкольного возраста. 12 карточек с картинками и 96 карточек со словами. Детям необходимо найти подходящие карточки со словами к своим карточкам с картинками. Затем можно составить рассказ, используя эти слова.

Бардышева Т.Ю. Пересказы круглый год.
4 книжки-малышки. Развитие связной речи. — М.: Карапуз, 2003. — 15 с. — (Карапуз). — ISBN 5-8403-0624-X.
Картинный материал для развития связной речи детей от 4-х до 6 лет. Пособие представлено в виде раскладной книжки. На каждой отдельной книге одна сюжетная картинка и несколько вспомогательных, предметных.
Дошкольники, как правило, любят рассказывать знакомые сказки, пересказывать прочитанное, передавать содержание мультфильмов. Но они не всегда удерживают логику событий, путают факты и последовательность. Наша книжка научит детей пересказывать прочитанное и составлять рассказы по картинкам. Она поможет детям вспомнить изложенное и передать его в необходимой последовательности по опорным картинкам, подобранным к текстам небольших рассказов о природе.

Громова О.Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
М.: ТЦ Сфера.- 40с.
Материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов ДОУ, а также родителей детей раннего дошкольного возраста. Предметные и сюжетные картинки подготовлены с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей, которые только начинают говорить. Все наглядные материалы выполнены в соответствии с программными требованиями к воспитанию и развитию детей раннего возраста. Картинки целесообразно использовать на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающей действительностью. Стимульный материал рекомендуется использовать вместе с пособием О.Е. Громовой “Методика формирования начального детского лексикона”.

Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада.

М.: Просвещение, 1989. — 111 с.
В пособии представлены планы занятий по развитию речи для детей 3-4 лет. Даны рекомендации по организации и проведению занятий, в приложении, стихи, рассказы, сказки для чтения детям в летний период. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

Источник