Программы для доу социального развития ребенка

Программы для доу социального развития ребенка thumbnail

Программа социального развития детей дошкольного возраста

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я – человек», «Детский сад – дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.).

Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников. Попытка концептуального обоснования этого процесса, результаты десятилетних исследований и деятельности экспериментальных площадок города Перми и Пермской области привели к необходимости разработки целостной программы и технологии социального развития дошкольников.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, полового, интернационального, правового воспитания, религиоведческого просвещения.

Программа социального развития является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).

Отбор содержания различных аспектов социальной культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:

  • принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
  • принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
  • принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
  • принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам – к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
  • принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
  • принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
  • принципом культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
  • принципом «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.

Цель программы – своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.

Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.

Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.

Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:

1. «Человек среди людей»:

«Я – Человек»;

«Я – мальчик, я – девочка»;

«Мужчины и женщины»;

«Моя семья»;

«Детский сад – мой второй дом».

2. «Человек в истории»:

«Появление и развитие человека на земле»;

«История семьи»;

«История детского сада»;

«Родной город»;

«Родная страна»;

«Моя земля».

3. «Человек в культуре»:

«Русская традиционная культура»;

«Культура других народов».

4. «Человек в своем крае».

Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.

Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.

Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.

Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.

В связи с тем что одной из целей социального развития является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.

Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.

В конце каждого раздела в зависимости от возрастного периода даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики.

Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (аксеологический, личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический); предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.

Методическое, дидактическое и диагностическое обеспечение программы осуществлялось всеми участниками эксперимента: блочно-тематические планы – заместителями заведующих по научно-экспериментальной работе; разработка, модификация, систематизация, подбор методов диагностики – психологами; составление конспектов, сценариев – воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В разработке технологического сопровождения программы приняли участие студенты-дипломники факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета. В качестве приложения к программе представлены дидактические настольно-печатные игры и пособия, тематические альбомы, подборы картин, иллюстраций, стимульный диагностический материал.

Вариативность и технологичность программы обеспечивается возможностью ее использования в сочетании с комплексными программами и системами, включающими различные направления социального развития («Детство», «Истоки», «Система Марии Монтессори»), что имеет экспериментальное подтверждение.

Ознакомиться с программой и ее методическим обеспечением можно, обратившись к изданиям Пермского государственного педагогического университета:

  • Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
  • Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.

Источник

1. Пояснительная записка.

Современная ситуация в российском обществе характеризуется повышением актуальности проблемы восстановления и развития общечеловеческих ценностей в сфере образования. В системе дошкольного образования в настоящее время происходят изменения содержания воспитания детей. Это связано не только с социально-политическими и экономическими процессами, происходящими в обществе, но и с увеличением числа новых типов дошкольных образовательных учреждений, применением вариативных программ развития и воспитания дошкольников и введением в действие федерального государственного стандарта дошкольного образования. Процессами преобразования современного общества обусловлена также проблема социального воспитания детей дошкольного возраста, что связано с содержанием воспитания подрастающего поколения в целом.

Социальное воспитание дошкольника это целенаправленный процесс создания и реализации оптимальных условий для адаптации индивида к социуму, осуществляемом во взаимодействии педагогов детских садов и родителей. Дошкольный возраст является периодом повышенной восприимчивости детей к общечеловеческим ценностям и активного социального становления. Социальное воспитание дошкольников долгое время не являлось актуальным для дошкольных образовательных учреждений.

Изучением развития личности в раннем возрасте занимались Н. Авдеева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер. Л.С. Выготский, Л.И. Дубина, В.В. Зеньковский, А.В. Запорожец, Т.А. Макарова, Н. Поддьяков, Д.Я. Райгородский. Теоретические основы социального воспитания дошкольников разработаны А.М.Арсеньевой, Н.И.Болдыревой, Н.К.Гончаровой, А.Ю.Гординой, Р.Г.Гуровой, Б.Т.Лихачевым, И.С.Марьенко, Л.Б. Римашевской, А.М. Щетининой. Функции дошкольных учреждений в данном процессе определены Б.Н.Битинасом, О.С.Богдановой, С.А.Козловой, В.М.Коротовым, М.Б.Коваль, Л.И.Новиковой, М.Н.Скаткиным, В.Д.Семеновым, М.Д. Сороковой, Г. Степановой. Методологические основы процесса социального воспитания дошкольников разработаны Е. Горшковой, М.Д. Горячевым, Н.Михайленко, Н. Коротковой, Л.В. Коломийченко, Б.Д. Лихачевым, А.В. Мудриком, Г. Степановой, Г.П. Щедровицким. О значении игры в процессе воспитания дошкольников писали Н. Ваурен, О. Гударева, Д.Б. Менджерицкая, Е. Смирнова, Б.Д. Эльконин.

Несмотря на это, проблема социального воспитания недостаточно разработана, особенно в практическом аспекте, что порождает противоречия между процессами в обществе, создавшими условия для проявления творческой инициативы педагогов в социальном воспитании детей дошкольного возраста, и неготовностью к этой роли дошкольного образовательного учреждения.

Социальное развитие человека необходимо рассматривать в связи с семьей, социальной группой и культурой, которым он принадлежит. Процесс социального воспитания, фундаментальной основой которого являются связи между индивидами и освоение социальных навыков, начинается с самых первых часов жизни человека. Частично этот процесс зависит от врождённых характеристик организма, но, в первую очередь он определяется опытом, который человек получает в процессе всей жизни.

Дошкольные учреждения играют в социализации детей важную роль. Основной задачей дошкольных учреждений как воспитательных организаций является социальное воспитание детей. Система воспитательных организаций выполняет заказ общества и государства. Она стремится обеспечить равные возможности для воспитания всего подрастающего поколения, с одной стороны, а с другой – для реализации каждым индивидом своих позитивных способностей, потребностей, и интересов.

Социальное развитие ребенка дошкольного возраста определяется как процесс усвоения ребёнком традиций, ценностей, культуры общества или сообщества, в котором он будет жить в дальнейшем. Когда ребенок играет, занимается, общается с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими людьми. То есть, он учится учитывать их интересы, усваивает при этом правила и нормы поведения в социуме, то есть становится социально компетентным. Ребёнок начинает понимать, что непосредственно его действия могут, тем или иным образом, влиять на окружающих его людей. Он учится тем способам поведения, которые не влияют на окружающих отрицательно, не приносят им вреда или огорчений, и окружающие взрослые должны помочь ребёнку в процессе его социального развития.

Поскольку сюжетно-ролевая игра дает возможность каждому ребенку ощущать себя субъектом, проявлять и развивать свою личность, то значение игры в развитии и воспитании личности уникально. Она дает возможность неуверенным в себе, робким детям преодолеть нерешительность и избавиться от комплексов. Игра влияет на жизненное самоопределение школьников, на эмоциональную стабильность, на становление коммуникативной неповторимости личности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.

Таким образом, игру можно рассматривать как средство социального воспитания.

Задачами социального воспитания дошкольников являются:

  • формирование представлений о социальном мире и о самом себе;
  • воспитание социальных чувств;
  • воспитание активной позиции;
  • формирование представлений о себе, окружающих людях, природе, рукотворном мире [30].

Из всего вышеизложенного возможно составить следующие требования, к организации детских игр:

1. Добровольное и свободное и включение детей в игру.

2. Необходимость понимания детьми правил игры, идеи игровых ролей, смысла и содержания игры.

3. Игровые действия по смыслу должны совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях, то есть смысл игровых действий должен переноситься в реальную жизнь.

4. В игре детям необходимо опираться на принятые в обществе нормы нравственности, которые основаны на гуманизме, общечеловеческих ценностях.

5. В игре недопустимо унижение достоинства участников, как выигравших так и проигравших.

6. Игра должна оказывать положительное воздействие на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой и рационально-физической сфер игроков.

7. Игру необходимо организовать и направить, и, если необходимо, сдержать, но ни коим образом не подавлять, необходимо обеспечить каждому ребенку возможность проявить инициативу.

Одним из критериев социального развития дошкольников является проявление самостоятельности. Показателем уровня развития самостоятельности является наличие у дошкольника потребности в ней. Об этом можно судить по степени активности и инициативности ребенка, проявлению интереса к какому-либо виду деятельности и желания заниматься им, по достижению ее цели. Реализация этой потребности ребенком зависит от владения им необходимыми умениями, навыками. Наличие этих возможностей придает ребенку дошкольного возраста уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели, самостоятельность в выборе способов ее реализации. Развитие самостоятельности у ребенка, в свою очередь, связано с активностью, инициативностью, самоконтролем.

Работа педагогов детского сада по социальному воспитанию дошкольников должна включать освоение детьми первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений посредством развития игровой деятельности детей.

С учетом этих факторов была разработана программа – комплекс задач и мероприятий, который имеет определенное содержание и направлен на достижение цели социального развития дошкольников старшего возраста.

Цель программы: социальное воспитание дошкольников старшего возраста.

Задачи программы:

1. Повышение уровня самостоятельности детей дошкольного возраста.

2. Развитие умения действовать в команде, распределять роли.

3. Повышение уровня активности дошкольников.

Принципы работы по программе:

– соблюдение этики;

– принцип диалогизации взаимодействия (равноправное, межличностное общение, основанное на доверии и открытости участников);

– принцип постоянной обратной связи (непрерывное получение ведущим информации от членов группы с целью своевременной коррекции занятий в рамках программы);

– принцип контроля (оценка эффективности получения знаний по программе);

– единства диагностики и коррекции: отражает целостность процесса оказания социально – педагогической помощи и реализуется в 2-х аспектах;

– принцип приоритетности коррекции казуального типа: работа с причинами трудностей ребенка позволит избежать неблагополучия в его социальном развитии;

– деятельностный подход: работа социального педагога осуществляется в контексте той или иной деятельности. В нашем случае – в ходе игровой деятельности старшего дошкольника;

– индивидуализация обучения – преодоление обезличенности, индивидуальный темп продвижения воспитанников, учет их особенностей и проблем);

– системность воспитания (соответствие целей, содержания, форм, методов, средств, оценки результатов воспитания);

– совместная деятельность специалистов и родителей;

– принцип элективности обучения (предоставление воспитаннику определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, сроков, времени, оценивания результатов обучения).

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Упражнения разбиты на блоки по задачам, которые определяют содержание программы.

Этапы реализации программы:

1. Вводно-диагностический – проводится анализ результатов диагностики и в соответствии с выявленными проблемами ставятся задачи программы, определяется ее содержание, формулируются принципы и результаты работы;

2. Реализация программы;

3. Итогово-диагностический: на данном этапе подводятся итоги занятий, а также анализ педагогической деятельности.

Критериями результативности программы, и в итоге повышением социальной воспитанности дошкольников, являются: дети научатся брать на себя различные роли и выполнять ролевые действия в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал, обустраивать собственную игру – самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы (билеты для игры в театр, деньги для покупок и т.д.); у детей повысится уровень самостоятельности, инициативности, активности; разовьется творческое воображение, дети приобретут способность совместно развертывать игру, научатся согласовывать свой игровой замысел с замыслами сверстников; у детей сформируется умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих, дети научатся учитывать интересы и мнения товарищей по игре, будут справедливо решать споры.

Диагностические методики:

  • Диагностическая карта А.М. Щетининой для диагностики проявлений самостоятельности (Приложение 1).
  • Диагностика проявлений активности по методике А.М. Щетининой и Н.А. Абрамовой (Приложение 2).
  • Диагностика проявлений инициативности по методике А.М. Щетининой (Приложение 3).
  • Диагностика уровней социального развития детей старшего дошкольного возраста (Приложение 4).

2. Учебно-тематический план реализации программы.

Тема блокаТема сюжетно-ролевой игрыКоличество занятий
I блок. “Мир социальных отношений.”“Дочки-матери”,3
“Семья”,3
“В гости бабушке”2
“Детский сад-школа”,3
” Встречаем гостей”2
II блок. “Профессии”.“Магазин”,2
“Парикмахерская”,2
“Больница”,2
“Строители”,2
“Путешественники”2
“Космос. Путешествие на загадочную планету”2
III блок. “Культура и традиции”.“День рожденья – день варенья”,2
“Мы идем в театр”,2
“Город мастеров” (Хохлома, Гжель, Жестово и т.д.),3-5
“Русская ярмарка”.2

3. Содержание программы.

В ходе реализации программы могут быть проведены занятия по темам:

I блок – “Мир социальных отношений”.

Цель: формирование чувства групповой принадлежности.

Задачи:

1. Познакомить детей с социальными ролями в моделируемых ситуациях.

2. Определение с детьми гендерных различий.

3. Обсуждение отношений в группе.

4. Формирование умения создавать сюжетно-ролевую игру, включающее умения придумывать сюжет, определять и распределять роли, разрабатывать правила игры, уметь управлять ее ходом.

II блок – “Профессии”.

Цель: знакомство с профессиями.

Задачи:

1. Ознакомление с миром профессий.

2. Обсуждение поведения носителей той или иной профессии.

3. Создание сюжетно-ролевых игр на основе этих знаний.

III блок – “Культура и традиции”.

Цель: Знакомство с культурой и традициями народов России.

Задачи:

1. Расширение знаний о многообразии национальностей нашего государства.

2. Формирование представлений о культуре и традициях различных народов.

3. Формирование навыков творческого использования в играх представлений об окружающей жизни.

Количество занятий – 10, продолжительность – 30 мин.

Этапы организации сюжетно-ролевой игры:

1. Подготовительная часть: Цель этой части занятия – настроить группу на совместную игру, установить эмоциональный контакт между всеми детьми. Обсудить сюжет игры, распределить роли.

2. Основная часть: организация сюжетно-ролевой игры. Развертывание сюжета игры. Организация взаимодействия детей в игре, как взаимодействие между членами группы, так и в игровых ролях.

3. Подведение итогов. Целью этой части является создание у каждого участника игры чувства принадлежности к группе и закрепление положительного опыта взаимодействия в игре, эмоций от игровой деятельности, посредством обсуждения игры, обобщение знаний, полученных в игре.

Занятия содержат сюжетно-ролевые игры: “Дочки-матери”, “Семья”, “Магазин”, “Больница”, “Парикмахерская”, “Детский сад-школа”, “Строители”, “Мы идем в театр”, “День рожденья – день варенья”, “Ярмарка народных промыслов” и т.д..

4. Методическое обеспечение программы.

Условия от которых зависит эффективность социального воспитания дошкольников в ходе реализации программы по их социальному воспитанию:

– формирование образовательной и развивающей среды в группе;

– создание социальных ситуаций развития ребенка;

– комплексное сопровождение ребенка, предполагающее участие в реализации программы социального педагога, воспитателей группы, педагога дополнительного образования, логопеда;

– интеграция специалистов и родителей в ходе реализации программы;

– единство требований со стороны всех педагогов и родителей ребенка;

– преемственность в работе воспитателей и социального педагога.

Материал: в связи с тем, что игровые замыслы детей 6-7 лет весьма разнообразны, весь игровой материал должен быть размещён таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их “под замыслы”. Стабильные тематические зоны полностью уступают место мобильному материалу – крупным универсальным маркерам пространства и полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.

Формы работы по каждому направлению:

– беседы, в ходе которых с детьми обсуждаются проблемы, выявленные в ходе диагностики и возможные варианты их решения;

– сюжетно-ролевая игра. Так как основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, а сюжетно-ролевая игра наиболее эффективна в социальном воспитании дошкольников, основной формой работы по программе выбрана сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра имеет свою специфическую структуру. Она включает в себя следующие компоненты: сюжет, содержание, роль.

Список использованных источников литературы

  1. Авдеева Н. Развитие личности в раннем детстве //Дошкольное воспитание, 2006. № 3 С. 103-110.
  2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте Психологическое исследование. М.: Просвещение. 1968, 464 с.
  3. Ваурен М. Что такое игра //Культура . 1982. № 4. С. 131-142.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:Педагогика, 1991. С.58
  5. Горшкова Е. Учите детей общаться //Дошкольное воспитание, 2008. № 12.. С. 91-97.
  6. Дубина Л. И. Развитие у детей коммуникативных способностей//Дошкольное воспитание, 2009. № 10. С. 26-35.
  7. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Наука, 2003. 269 с.
  8. Менджерицкая Д. Б. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада/Сб. статей “Воспитание детей в игре”, сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик, М., 1983., С. 17
  9. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.:Издательский центр “Академия”, 2005. 184с.
  10. Недоспасова В.А. Растём играя. – М.: Просвещение, 2009.
  11. Римашевская Л. Б. Социально личностное развитие //Дошкольное воспитание, 2009. № 6. С. 18-21.
  12. Щедровицкий Г.П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Просвещение, 2001. С.92-133.
  13. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. 88 с.
  14. Эльконин Д. Б. Психология игры. – Издание второе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. 304 с.

Источник