Прогнозирование развития личности ребенка

Одно из направлений работы со взрослыми – повышение психологической и педагогической культуры родителей. В современных условиях, когда происходит изменения в обществе, мировоззрении людей образовательных ориентирах возникает необходимость в специальной работе с родителями, направленной на повышение их родительской компетентности.

Проблемы прогнозирования жизненного пути собственных детей находятся в центре внимания родителей. Родители думают о будущем своих детей, стремятся создать условия для развития личности и дарований. Модели будущего (осознаваемые или неосознаваемые) проявляются в разумных или неразумных ожиданиях и в конечном итоге определяют конкретные судьбы сына или дочери. Иногда воспитательные стратегии являются проекцией нерешенных психологических проблем родителей или навязанных в детстве стереотипов поведения. Поэтому особенно важно в работе с родителями уделять внимание осознанию и осмыслению взаимоотношений родителей с детьми, перехода их с неосознаваемого, нерефлексируемого уровня на уровень проектирования и планирования.

Наибольшую актуальность работа с родителями приобретает в современных условиях, когда происходят существенные преобразования образовательной практики. Появление школ с различными уровнями (лицеи, гимназии …), дошкольных учреждений (прогимназии), школ развития в системе дополнительного образования определяет активность родителей, ориентированных на успех. Подобная активность без учета интересов и склонностей детей может стать причиной эмоционально-личностных проблем в дальнейшем.

Таким образом, существует потребность в организации специальной работы с родителями, направленной на повышение их педагогической культуры, рефлексии опыта взаимоотношений с детьми. Необходимы поиски новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия. В русле этих поисков мы разработали курс «Воспитание и судьба ребенка», в котором рассматриваются проблемы, определяющие процесс воспитания детей в семье. В содержание курса включены следующие темы: биологические и социальные составляющие судьбы человека (инстинкты, темперамент, характер, социальная ситуация развития); типология жизненных сценариев и факторы их определяющие; родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка; сензитивные и критические (судьбоносные) периоды в развитии личности и их значение для дальнейшей жизни; варианты неблагоприятного развития ребенка (трудные судьбы).

Занятия с родителями могут проводиться в различных формах. На групповых занятиях анализируются конкретные ситуации, определяется их специфика, раскрываются варианты воспитательного воздействия и их модификация в изменяющихся конкретных условиях воспитания. В групповой работе следует обращать внимание родителей на позитивных сторонах развития личности ребенка, утверждать принцип его безусловного принятия. Необходимо побуждать родителей к свободному обсуждению проблем ребенка, выяснять их представление о приемах и средствах решения проблемных ситуаций в воспитании детей.

Другое направление работы с родителями – индивидуальные занятия. На индивидуальных занятиях (консультациях) уделяется много внимания элементам конструктивного взаимодействия и управления поведением детей. Эффективность занятий с родителями повышается, если использовать домашние задания, включающие в наблюдение, беседы с ребенком на заданную тему, отработку практических навыков. Полученные результаты, приобретенные в процессе самостоятельной работы, можно использовать в дальнейшей групповой дискуссии.

Кроме того, целесообразно применять другие формы работы (ведение дневника, написание психологической характеристики, самоотчета), которые способствуют осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания.

Работа с родителями по проблемам прогнозирования личностного развития детей является элементом в развернутой сети психолого-педагогической помощи в воспитании детей. В современных условиях актуален системный подход к педагогическому образованию родителей.

ПРОГРАММА КУРСА

Цель курса – повышение педагогической культуры родителей.

В процессе специальной работы с родителями решаются следующие задачи:

· способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания;

· активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективного воспитательного взаимодействия;

· показать необходимость учета феномена судьбы в воспитании детей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы Лекции Практические
1. Человек и его судьба
2. Космически-планетарный аспект судьбы
3. Социальная составляющая судьбы человека
4. Биологические аспекты развития и судьба
5. Жизненный сценарий и судьба человека
6. Роль семьи в развитии личности
7. Судьбоносные периоды в жизни человека
8. Судьба – результат педагогической деятельности
  Итого

Основные темы курса

Источник

Сущность и разновидности педагогического прогнозирования

Определение 1

Педагогическое прогнозирование – это мероприятия, ориентированные на получение предварительных данных и опережающее информирование о том или ином объекте, процессе или явлении педагогической системы, базирующиеся на научных концепциях и методиках.

Педагогическое прогнозирование является важнейшим процессом в образовательной сфере, что обусловлено ее нацеленностью на будущее развитие. Благодаря прогнозам удается сформировать стратегические и тактические планы будущей педагогической деятельности, спроектировать учебный процесс и составить программы оптимального педагогического взаимодействия.

На основе проведенных прогностических мероприятий составляются планы организации учебно-воспитательной деятельности, как в отдельном образовательном заведении, так в системе образования в целом. Процесс прогнозирования в педагогике основывается на выявлении текущих тенденций развития образовательной сферы, а также социальных и экономических процессов, оказывающих воздействие на нее.

Читайте также:  Формы работы для развития способностей ребенка

Замечание 1

Педагогическое прогнозирование, по сути, является научным исследованием специального назначения, определяющим перспективы последующего развития объектов в сфере образования и воспитания, достижения определенных педагогических результатов деятельности и развития образовательной сферы в конкретном направлении.

Существует несколько разновидностей педагогического прогнозирования. Они отличаются по направлению деятельности прогнозов, конструированию педагогического процесса, целевым назначением обучения, его стратегией и тактикой.

Вот основные разновидности педагогических прогнозов:

  1. Поисковое прогнозирование – выявление перспективного состояния объекта, с учетом логики его развития и воздействия внешних факторов.
  2. Нормативное прогнозирование – выявление путей развития объекта, достижения конкретного состояния, исходя из заданных параметров и показателей.
  3. Прогнозирование учебно-воспитательной деятельности – выявлении изменений в развитии учащегося, коллектива, получением определенных знаний и навыков, формирование личностных качеств, исходя из анализа способностей личности к интеллектуальному развитию. Прогнозирование помогает определить влияние усвоенной теоретической информации на практическую сферу деятельности личности.
  4. Прогнозирование преобразования личностных качеств – выявление изменений, которые будут происходить в системе ценностей личности, ее оценочных суждениях, эмоциональных характеристиках, действиях и поступках. Выявляя возможные изменения в личностном развитии ребенка, можно оптимальным образом спланировать построение системы взаимоотношений с отдельным учащимся и коллективом, составить программу гибкого обучения и проводить самоанализ собственных возможностей и способностей педагогической деятельности.
  5. Краткосрочное прогнозирование- выявление параметров развития тех или иных процессов в течение одного учебного года.
  6. Среднесрочное прогнозирование – определяет развитие и его предполагаемое направление, особенности и параметры в течение трехлетнего периода.
  7. Долгосрочное прогнозирование – составление прогнозов развития образовательной системы на длительный временной период, достигающий пятнадцати лет.
  8. Стратегическое прогнозирование – ориентировано на построение стратегии развития отдельного объекта, процесса или системы образования в целом.
  9. Тактическое прогнозирование – осуществляет выявление текущих направлений реализации стратегии.
  10. Оперативное прогнозирование – составляет предположения по развитию в ближайший временной момент, параметры реализации тех или иных задач прохождения обучения и воспитания. Сюда входит составление прогнозов прохождения предстоящего урока, проведения контрольной проверки знаний, итоги завершения учебной четверти, полугодия и т.д.

Педагогическое прогнозирование напрямую зависит от целеполагания. Оно ориентируется на определение целей в учебно-воспитательной области и их преобразования в педагогические задачи. Такие задачи осуществляют синтез содержательной, стимулирующей и операционной стороны деятельности педагога и учащегося.

Методы педагогического прогнозирования

Педагогическое прогнозирование может быть реализовано путем применения следующих методов:

  • Метод педагогического моделирования. Данный метод основывается на построении модели, образца педагогического процесса, объекта или явления, отражающей структура его предполагаемого будущего состояния и развития;
  • Экспертных оценок. Базируется на опоре на точку зрения, мнения специалистов в определенной области исследования, чтобы получить субъективными предположения перспективного развития и составить объективный прогнозируемый анализ деятельности;
  • Метод выдвижения гипотез. Гипотеза является утверждением, требующим доказательства. Проведя анализ конкретной ситуации, процесса, делаются предположения дальнейшего развития ситуации, которое обосновывается и доказывается научным путем;
  • Метод экстраполирования. Основывается на том, что уже поставленная педагогическая задача перемещается в новую среду, новые условия развития педагогического процесса, чтобы отыскать иные варианты ее разрешения и составить уточненный прогноз развития;
  • Метод нормативного прогнозирования. Для его реализации берутся нормативные показатели развития того или иного процесса или объекта и проводится их умножение на временной период – количество дней. Таким образом формируются прогнозные оценки уровня развития, возможности достижения тех или иных задач;
  • Метод аналогии. данный метод основывается на использовании предыдущего опыта развития аналогичных процессов и объектов, рассмотрение истории их становления и развития, проведения мониторинга и построение прогнозных программ на базе применения индуктивных и дедуктивных методик;
  • Метод построения мысленного эксперимента. Он связан с представлением в сознании исследователя модели развития того или иного процесса, его схематического представления структуры и параметров, варианты его состояния в той или иной ситуации.

Источник

Муниципальная бюджетная образовательная организация

дополнительного образования

«Детский образовательно-оздоровительный Центр «Кристалл»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Педагогическое проектирование и прогнозирование»

Разработала: Уварова Е.В.,

методист, педагог д/о

Уварово, 2017

Педагогическое проектирование

Педагогическое проектирование – явление многоаспектное, подходя к рассмотрению вопроса о проектировании, можно столкнуться с большим количеством подходов к определению сущности этого понятия. В педагогической литературе проектирование рассматривается:

– как методологический принцип, в соответствии с которым деятельность осуществляется с учетом личностного смысла педагогического действия; проектная деятельность – смыслообразующая, ценностная, ресурсная культура педагог;

– как специфический вид деятельности, направленный на создание проекта. Проект – это, буквально, «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.

Читайте также:  Особенности физиологического развития ребенка

– как педагогическая технология, которая предполагает поиск единомышленников в понимании проблемы, обсуждения смысла проблемы в дискуссионных формах, обмен смыслами и замыслами, поиск факторов, которые необходимо устранить для эффективного решения проблемы, достижение консенсуса в предполагаемых результатах и оценка ресурсных возможностей при осуществлении проекта;

– как механизм разработки технологии в педагогической теории и практике. Педагогическая технология обеспечивается педагогическим проектированием. Проектировать в педагогике – значит, на основе прогноза создавать такие технологии, использование которых при построении реального педагогического действия должно способствовать достижению поставленной цели, при этом происходит развитие всех участников педагогического процесса;

– как функция педагога, не менее значимая, чем организаторская или коммуникативная, направленная на создание предположительных вариантов предстоящей деятельности и прогнозирования ее результата;

– как компонент профессиональной деятельности педагога, который связан с постановкой цели деятельности и предполагает совместное с учащимися определение путей ее достижения.

Типы педагогического проектирования

Традиционно под педагогическим проектированием понимается предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Различают два типа проектирования:

а) психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала: обучения — как освоения способов деятельности; формирования — как освоения совершенной формы действия, воспитания — как взросления и социализации;

б) социально—педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной среды, в которых реализуются соответствующие процессы. Оно предполагает изучение и учет содержания социального заказа, особенностей социальной среды, уклада жизни, национальных и других социокультурных факторов, влияющих на функционирование образовательных учреждений (Слободчиков В.И.). (Виктор Иванович)

Метод проектов – это педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Под методом проектов понимают совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основная цель этого метода состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта;.

Метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в проектной деятельности, к таким качествам можно отнести:

– умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности.

– меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.

– у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, они свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

– на этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач, понимание ошибок – все это создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, позволяет сформировать адекватную оценку и самооценку.

Объекты педагогического проектирования

Объектами педагогического проектирования могут быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

Педагогическая система—это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Педсистема – это особое образование, которому присущи специфические признаки:

– она всегда имеет цель – развитие учащихся и педагогов и их защиту от негативных воздействий среды;

– ведущим звеном всегда является учащийся (воспитанник);

– строится и действует как система открытая, то есть способная измениться под влиянием внешних воздействий и даже принимающая эти воздействия, смягчающая, усиливающая или нивелирующая их.

Педагогический процесс–динамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством – взаимодействие педагога и ученика. Педагогический процесс – главный для педагога объект проектирования.

Педагогическая ситуация – это составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве.

Другой подход к пониманию сущности педагогической ситуации трактует ее как особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации (В.В. Сериков). Ситуационный подход связан с проектированием такого способа жизнедеятельности воспитанников, который адекватен природе личностного развития индивида. Специфика подобного развития состоит в осмысливании (наделении смыслами), субъективировании, переживании собственной жизненной ситуации, которая одновременно и сложилась объективно, и порождена субъектом — избрана, сотворена им, особым образом понимается, принимается, истолковывается им, предстает для него как определенное событие. Личностный опыт — это осмысленный субъектом опыт поведения в жизненной ситуации, которая востребовала приложения личностного потенциала индивида, его проявления как личности. Личность не растворяется в ситуации. Быть личностью — значит быть независимым от ситуации, стремиться к ее преобразованию.

Читайте также:  Развитие координации движений ребенка 4 лет

Формы педагогического проектирования

Формы педагогического проектирования — это документы, в которых описывается с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

Остановимся на формах проектирования, которые приняты сейчас в нашей системе образования. Рассмотрим основные.

Концепция— это одна из форм, посредством которой излагается основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Назначение концепции — изложить теорию в конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Модель – аналог педагогического процесса, в котором отражаются его компоненты и взаимосвязи между ними. Примером модели может служить модель выпускника образовательного учреждения, в которой отражены приоритетные качества личности, над формированием которых работает педагогический коллектив.

План — это документ, в котором дается перечень дел (мероприятий), порядок и место их проведения. Планы в процессе проектирования используются очень широко: учебный план, план учебно-воспитательной работы профтехучилища, план урока и др. Каждый из этих планов имеет свое назначение и свою структуру.

Принципы педагогического проектирования:

Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека является главным и предполагает:

– подчинение проектируемых педсистем, процессов, ситуации реальным потребностям, интересам и возможностям своих воспитанников;

– ненавязывание учащимся выполнение своих проектов, конструктов, умение отступить, заменить их другими;

– отказ от жесткого и детального проектирования, возможность для импровизации;

– необходимо ставить себя на место учащегося и мысленно прогнозировать его поведение, чувства, возникающие под влиянием создаваемой для него системы, процесса или ситуации.

Принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование (создание конструкта) –это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений.

Педагогическое прогнозирование

Педагогическое прогнозирование обычно определяется как процесс получения опережающей информации об объекте, опирающийся на _научно обоснованные положения и методы. Объектами при этом выступают класс, ученик, знания, отношения и т.п.

Методы прогнозирования, которыми должен в совершенстве владеть педагог, достаточно разнообразны: моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эксперимент, экстраполяция и др.’.

Принято различать поисковое и нормативное прогнозирование. Поисковое прогнозирование непосредственно направлено на определение будущего состояния объекта, исходя из учета логики его развития и влияния внешних условий. Нормативное прогнозирование, принимая заданность объекта преобразования, связано с нахождением оптимальных путей достижения заданного состояния. При конструировании педагогического процесса элементы поискового и нормативного прогнозирования теснейшим образом связаны. Возможные пути достижения прогнозируемого результата есть не что иное, как своеобразные гипотезы об оптимальности способов решения педагогической задачи, переборку которых в актах мышления осуществляет педагог. 

Прогнозирование в деятельности учителя позволяет предвосхищать результаты деятельности благодаря уникальной человеческой способности к целеполаганию. Цель педагогической деятельности вне зависимости от сложности путей достижения – это всегда смоделированный результат еще не осуществленной деятельности, представленный в сознании как проект реальных количественных и качественных изменений педагогического процесса, его отдельных компонентов. Соответственно видам педагогических задач по их временному признаку есть основания различать стратегическое, тактическое и оперативное прогнозирование.

Педагогическое прогнозирование, будучи связанным с целеполаганием, своим конечным итогом имеет конкретизацию педагогических целей и их трансформацию в систему педагогических задач. При этом происходит материализация педагогической задачи через ее воплощение в конкретном учебном материале с учетом подготовленности и ближайших резервных возможностей личности и коллектива, т.е. тех данных, которые дает педагогическая диагностика. Как результат научно обоснованного прогнозирования, педагогическая задача синтезирует содержательную, мотивационную и операциональную стороны деятельности и педагога и школьника. Педагог формулирует педагогическую задачу сначала для себя и лишь затем “озадачивает” воспитанников и включает их в решение.

Квалифицированно проведенное педагогом прогнозирование и целеполагание составляют базу для педагогического проектирования образовательного процесса. Педагогическое проектирование заключается в содержательном, организационно-методическом, материально-техническом и социально-психологическом (эмоциональном, коммуникативном и т.п.) оформлении замысла реализации целостного решения педагогической задачи. Оно так же, как и прогнозирование и целеполагание, может осуществляться на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях.

Источник