Профиль развития и поведения ребенка

Профиль развития ребенка
Всестороннее обследование позволяет составить индивидуальный профиль, который учитывает особенности развития ребенка и служит основанием для разработки индивидуальной терапевтической программы. Профиль развития должен охватывать все функциональные сферы, а не только те, которые наиболее явно связаны с симптомами, вызывающими беспокойство. Например, неспособность дошкольника символически выражать разнообразные эмоциональные интересы и темы в ролевых играх и разговорах существенна не менее, если даже не более, чем его склонность к стереотипным действиям и самостимуляции. Те области, в которых ребенок силен, тоже могут иметь большое значение при разработке терапевтической программы. Например, хорошие навыки визуально-пространственного мышления могут помочь ребенку с серьезными нарушениями речи взаимодействовать с другими, учиться и рассуждать.
Полный профиль развития позволяет специалисту рассмотреть каждое функциональное нарушение в отдельности, изучить его возможные причины и не поддаваться искушению предположить (пока не отброшены все прочие варианты объяснения), что проблемы непременно связаны друг с другом и являются проявлениями одного синдрома. Например, дети с нарушениями моторики часто хлопают в ладоши, когда они взволнованы или когда их нервная система перегружена. Многие нарушения развития, в том числе детский церебральный паралич, мышечная гипотония, диспраксия, а также расстройства аутистического спектра, сопряжены с нарушениями моторики и, иногда, с хлопаньем в ладоши. Но этот симптом часто считают присущим исключительно расстройствам аутистического спектра. Аналогичным образом, слишком слабые или резкие реакции на раздражители наблюдаются при разных нарушениях и отклонениях развития, а не только при расстройствах аутистического спектра. Поскольку профиль развития учитывает индивидуальные отклонения, дети с одним и тем же диагнозом могут иметь очень разные профили, а у детей с разными диагнозами они могут быть похожими.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [4]
Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка [4]
После исследований Л. С. Выготского и Ж. Пиаже об умственном развитии ребенка в психологии установилось мнение, что в старшем дошкольном и первом школьном возрасте происходит глубокое изменение мышления –
42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
42. Теории развития социального инстинкта у ребенка
В развитии ребенка в раннем детстве возникает тенденция к самостоятельности, за которой лежит не только отделение себя от своих действий, но и отделение себя от взрослого. Возникновение личных желаний перестраивает
От развития ребенка – к развитию науки
От развития ребенка – к развитию науки
Параллель между научными трудами Пономарева и Пиаже приводит к любопытным выводам: наблюдается удивительная конвергенция между учеными, творящими в разных частях планеты в одно время, даже если они незнакомы с основными трудами
1.1. Общие закономерности развития ребенка
1.1. Общие закономерности развития ребенка
Тем, кто за нас в ответе,
Давно пора понять:
Мы маленькие дети,
Нам хочется гулять!
«Приключения Электроника»
Детство людей, в сравнении с другими живыми существами, чрезвычайно длинное. Период, когда молодой человек сохраняет
Проблемы этического развития ребенка[45] . С. Г. Якобсон
Проблемы этического развития ребенка[45]. С. Г. Якобсон
Систематическое исследование этического развития детей начинается с середины 20-х годов нашего века.Существенной вехой в разработке этой области является выделение разных объектов исследования, открывавшее
Этапы психосексуального развития ребенка
Этапы психосексуального развития ребенка
Откуда берутся мальчики и девочки?Это самый трудный вопрос воспитания. Поскольку религия всегда причисляла его к греху, он традиционно замалчивается в семье, смущает и детей, и родителей.Из всех тайн, которые мы старательно
§ 12. Стадии культурного развития ребенка
§ 12. Стадии культурного развития ребенка
Наблюдения, которые мы только что изложили, убеждают нас, что развитие ребенка безусловно нельзя свести к простому росту и созреванию врожденных качеств. Как мы сказали выше, в процессе своего развития ребенок «перевооружается»,
Теория развития мышления ребенка
Теория развития мышления ребенка
Господствующая в современной зарубежной психологии общая концепция развития наложила глубокий отпечаток и на господствующее в ней понимание развития мышления. Типичным для понимания путей развития мышления у ряда таких крупных
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
Возникновение и первые этапы развития речи ребенка
В онтогенезе возникновение и развитие речи может быть предметом непосредственного наблюдения психолога.Развитие речи у ребенка опосредовано обучением: ребенок научается говорить. Однако это никак не означает, что
Программа развития ребенка
Программа развития ребенка
Эрик Шэпс, Центр по изучению развития, Окленд, штат Калифорния:Оценивание в школах в Северной Калифорнии, классы К-6; оценка независимыми наблюдателями, сравнение с контрольными школами.Результаты:• Более ответственные• Более уверенные в
Стадии развития ребенка и родительские подтверждения
Стадии развития ребенка и родительские подтверждения
Стадия 1. “Быть”, от 0 до 6 мес.Я рада, что ты – живой.Ты принадлежишь нам, ты наш.То, в чем ты нуждаешься, важно для меня.Я рада, что ты – это ты.Ты можешь расти со своей скоростью.Я люблю тебя и охотно, добровольно о тебе
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО ТРЕХ ЛЕТ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДО ТРЕХ ЛЕТ
Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последующая жизнь проходит под
Уровень развития ребенка-дошкольника
Уровень развития ребенка-дошкольника
Вначале я приведу таблицу, разработанную французским психологом Ж. Пиаже. Она рекомендована специалистам всех стран, которые создают национальные версии образовательного телевизионного проекта «Улица Сезам».Табл. 1 Профиль
Источник

Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Для построения столбчатой диаграммы (профиля) необходимо по горизонтальной оси обозначать наименования блоков качественных показателей, по кортикальной оси в масштабе проставить абсолютные величины «средних значений блоков показателей» (по сводному протоколу результатов психологического обследован и л детей старшего дошкольного возраста), соответствующие определенному блоку качественных показателей. Чтобы профиль имел законченный вид, начертить столбы (высота каждого соответствует абсолютной величине «среднего значения блока показателей») для каждого блока качественных показателей.
Расшифровка профиля
Приведем алгоритм расшифровки профиля. 1. Определить, какой из качественных показателей («эмоции и поведение», «саморегуляция и контроль»,«речь», «мышление») имеет наименьшее количественное значение. Это может свидетельствовать о ведущей проблеме ребенка. Если количественное значение показателя не превышает 2,0 баллов, необходимо провести углубленную диагностику соответствующей психической сферы ребенка (интеллектуальной, речевой, эмоциональной).
2. Оценить качественную взаимосвязь показателей, опираясь на их количественные значения. Результат такой оценки позволяет предположительно определить категорию имеющихся у ребенка проблем. Были выявлены следующие закономерности:
• для детей, у которых ведущая проблема – нарушение эмоционально-волевой сферы, характерны более низ
кие количественные значения показателей: «эмоции и поведение», «общение», «саморегуляция и контроль», «моторика», «работоспособность», «внимание», более высокие количественные значения показателей: «интерес», «намять», «речь», «мышление»;
• для детей, у которых ведущая проблема – нарушение интеллектуальной сферы, характерны более низкие
количественные значения показателей: «мышление», «саморегуляция и контроль», «помощь», «внимание», «воображение», более высокие количественные значения показателей « моторика», «эмоции и поведение », « общение»;
• для детей с ведущей речевой проблемой количественные значения показателей также неравномерны. Более низкие значения характерны для показателей: «речь», «общение», «саморегуляция и контроль», «внимание», «память», «воображение», более высокими количественными значениями отличаются показатели «эмоции и поведение», «интерес»;
• для детей, которых отличает низкая саморегуляция деятельности и поведения, справедлива следующая
картина количественных значений показателей. Более низкие значения показателей: «саморегуляция и контроль», «помощь», «работоспособность», «внимание», «память», более высокие количественные значения отмечаются у показателей «интерес», «речь», «мышление».
114
3. Определить, какие психические функции являются сохранными у ребенка (по показателям, получившим наибольшие количественные значения).
Составление индивидуальной программы коррекции
Сводный протокол и профиль результатов психологического обследования ребенка служат источником для разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Определим последовательность этапов при разработке такой программы.
1. Выявить ведущую проблему ребенка (на основании профиля).
2. Определить показатели, количественные значения которых не превышают 2,0 баллов (по сводному протоколу обследования).
3. Выявить сохранные функции ребенка (по наибольшим количественным значениям показателей).
4. Подобрать игры и упражнения для развития отстающих психических процессов ребенка. При этом следует руководствоваться основными дидактическими принципами (комплексность, последовательность, учет возраста и потенциальных возможностей ребенка, наглядность и др.).
Пример реализации третьего уровня диагностической программы
Профиль показателей развития психических функций у Кати С, 5 л. 8 мес. (протокол обследования приведен в предыдущем примере)
Общие показатели | баллы | |||||||||
Эмоции и поведение | 2,2 | |||||||||
Общение | 2,7 | |||||||||
Саморегуляция и контроль | 2,1 | |||||||||
Интерес | 2,8 | |||||||||
Деятельность | 2,1 | |||||||||
Помощь | 1,8 | |||||||||
Работоспособность | 2,4 | |||||||||
Внимание | 1,7 | |||||||||
Моторика | 2,8 | |||||||||
Зрительное восприятие | 2,3 | |||||||||
Пространственное восприятие | 2,1 | |||||||||
Память | 2,3 | |||||||||
Речь | 2,1 | |||||||||
Мышление | 1,6 | |||||||||
Воображение | 2,1 |
Анализ профиля: ведущей проблемой ребенка является нарушение мышления. Коррекционного вмешательства требуют следующие психические составляющие: внимание, саморегуляция, речь, пространственное восприятие, воображение. У ребенка констатируется пониженная обучаемость.
Сохранные функции: относительно сохранна мотива-ционная сфера, сфера общения, моторика.
Направленность коррекционно-развивающей работы:
все виды мышления, особенно словесно-логическое;
устойчивость и концентрация внимания;
звукопроизношение;
фонематическое восприятие;
словарь (обобщающие понятия);
слухоречевая память;
ориентировка в пространстве листа, в частях тела;
вербальное воображение.
Источник
Психолого – педагогическое диагностирование направлено на определение уровня школьной зрелости ребенка, особенностей психофизиологического его развития, необходимых для вхождения ребенка в систему новых школьных отношений овладения новой социальной ролью ученика.
Принято определять готовность к обучению ребенка в школе по комплексу факторов, которые характеризуют его физическое, функциональное и психическое состояние.
Выделяют три основных параметра, определяющих готовность к школе
:
• Во-первых, это состояние общего развития. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. Интерес представляет, как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить действия в уме.
• Во-вторых, это умение произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возрасте, яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но и но и произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Между тем умение сосредоточиться сколько – нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, необходимо выработать к моменту поступления в школу.
• В-третьих, формирование мотивов, побудивших к обучению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который дошкольники к школе. Речь идет о действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Из ходя из вышесказанного, можно выделить отдельные стороны готовности к школе: физическую, интеллектуальную, речевую, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.
Что понимают под физической готовностью?
Общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объём груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров, и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
В содержание интеллектуальной готовности включается уровень развития познавательных процессов; их ориентированность на зону ближайшего развития; формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимается сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»; формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации; преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психических процессов.
Исследования ребенка по перечисленным критериям может выступать как интегративный показатель готовности ребенка к школьному обучению.
Источник
Шкалы развития младенца Bayley
Тест Бэйли является результатом более чем 45-летних исследований развития детей, является высоковалидным и может считаться одним из лучших для раннего детского возраста. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес.
Тест состоит из 3 шкал:
- шкала психического развития (ментальная шкала): оценивает ощущение, восприятие, память, доречевые и речевые способности, предпосылки абстрактного мышления;
- шкала моторного развития: оценивает простые и сложные движения, грубую и тонкую моторику;
- шкала («протокол») поведения: объективирует социальные взаимодействия, интересы, эмоции, темперамент.
Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный». Время тестирования детей младше 15 мес – 25-35 мин, старше 15 мес – до 60 мин.
Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным. Первоначально стандартизация шкал проводилась на 1262 детях, а поведенческого протокола – на 791 ребенке. В 90-е годы была проведена повторная стандартизация теста.
Денверский скрининг-тест развития (DDST)
Тест разработан Frankenburg W.К., J.В. Dodds для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Он содержит 4 шкалы: 1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация.
Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный», «невыполненный», «отказ от выполнения», «не было возможностей для выполнения».
Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.
Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.
Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 нед до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.
Порядковые (числовые) шкалы психологического развития
Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную I. Uzgiris, J. McHunt на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет и содержит 6 шкал:
- развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте;
- умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета;
- вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы);
- причинные действия;
- построение объектных связей в пространстве;
- развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре).
Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0-3 мес., 4-7 мес., 8-11 мес., 12-17 мес. и 18-24 мес..
Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll
Методика предназначена для детей от рождения до 9 лет, содержит 186 пунктов и 5 шкал:
- физическое развитие;
- «социальная» шкала;
- шкала коммуникации;
- способность к обучению;
- шкала «самопомощи».
В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.
Шкала ментального развития R. Griffiths
Тест рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес, содержит 260 пунктов, объединенных в 5 субшкал:
- локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука);
- развитие речи;
- тонкая моторика;
- «персональная» шкала;
- «социальная» шкала.
После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.
KID-шкала
Разработана J. Reuter. Представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0-15 мес. Тест содержит 252 пункта и 5 шкал:
- познание;
- движения;
- самообслуживание;
- общение;
- языковая шкала.
По каждой из шкал определяется условный возраст ребенка, который сравнивается с паспортным.
Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни
Один из первых отечественных тестов психического развития разработали Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. Состоит из 3 возрастных шкал для 1-го, 2-го и 3-го года жизни. На 1-м году исследуют:
- 10 дней – 2,5-3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций;
- 1,5-3 – 5-6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления;
- 5-6 – 9-10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи;
- 9-10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи.
На 2-м году: развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков.
На 3-м году в первом полугодии: активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. Во втором полугодии: активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения.
Нормой считается выполнение навыков в пределах ±15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1-го года жизни, 730 – 2-го года и 360 детях 3-го года жизни.
Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой
Разработан О.В. Баженовой. Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. Согласно методике теста, определяют 4 степени выраженности поведенческой реакции: 0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. Количество баллов, набранное за их выполнение, умножают на 5 (качественно-количественная оценка). Количество баллов, набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО), которая сравнивается с контрольной оценкой (КО), являющейся нормативным показателем для данного возраста. Итоговый результат – индекс развития (ИР) – представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес.
Оценка уровня психомоторного развития ребенка
Разработана Л.Т. Журбой, Е.М. Мастюковой. Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. Помесячная количественная оценка у ребенка до 1 года проводится на основе показателей, оцениваемых по 4-балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27-29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23-26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13-22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.
Тест «ГНОМ» (график нервно-психического обследования младенцев)
Разработан Г. В. Козловской и соавт. Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1-м году жизни каждый месяц, после года — каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных и поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания. Тест позволяет распределить обследуемых детей по трем группам:
- здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов;
- группа риска – КПР 80-89 или выше 111 баллов;
- группа нарушения развития – КПР ниже 80.
Шкала поведения новорожденных (NBAS)
Разработана Т. Brazelton. Предназначена для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4-балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9-балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме.
Также используют поведенческий тест новорожденных Graham для новорожденных и детей первых месяцев жизни. Тест оценивает детей 1-14 дней жизни по 6 субшкалам: двигательная с оценкой моторики, мышечный тонус, тактильная, слуховая сенсорная, зрительная сенсорная шкалы, шкала реактивности.
Тестовая методика Prechtl, Beintema
Оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания и неврологического статуса.
Опросник младенческого темперамента используется для оценки темперамента детей.
Разработан W. Carey, S. McDevit. Методика выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. Он состоит из 95 пунктов, оценивающих поведение по 6-балльной шкале, содержит 9 категорий: активность, синхронность, доступность, приспособляемость, сенситивность, настроение, постоянство, отвлекаемость, агрессия. При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) и дети, относящиеся к промежуточному типу.
Результаты выполнения тестовых заданий у детей зависят от многих факторов: физиологического состояния (голод, усталость, сонливость), соматического здоровья, психологического комфорта, личности исследователя. Для диагностики развития младенцев и детей раннего возраста большое значение может иметь также неврологическое обследование. Оно уточняет клиническую картину и предотвращает ошибочную трактовку состояния ребенка. Если обследуется ребенок с выраженным резидуально-органическим поражением мозга, то неврологический осмотр должен предшествовать экспериментально-психологической и психиатрической оценкам.
Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб: Питер, 2001. 256 с. — («Краткое руководство»).
Похожие материалы в разделе Психология ребенка:
- Птица
- Сексуальные секреты (Инцест)
- Если у вас близнецы
- Как взрослый должен удовлетворять потребность младенца в общении?
Как развивать такое общение? - Заглянуть страху в глаза
- Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
- Критерии готовности ребёнка к обучению в школе
- А мы хотели девочку…
- Задание на развитие внимания «Зачеркни и обведи»
- Вехи нормального довербального и начального вербального развития
Источник