Профессиональное развитие личности ребенка

Профессиональное развитие личности ребенка thumbnail

Когда пора задумываться о саморазвитии ребенка? Когда он только родился, или когда впервые оказался в песочнице, в школе? Хочется дать ему как можно больше, но при этом не задавить гиперопекой. Как развивать непоседу, чтобы он чувствовал себя свободным и счастливым? Об этом и пойдет речь.

Что влияет на саморазвитие личности ребенка?

01.jpg

Чтобы ребенок стал гармоничной личностью и был уверенным в себе, безусловно, нужно любить его. Это вы прекрасно понимаете. Но давайте посмотрим, что еще формирует маленького человечка. На что родителям следует обратить внимание?

1. Опыт отношений

Этот начинается с семьи. Малыш видит, как ведут себя взрослые: что говорят и как поступают. И этот опыт закладывается автоматически. Незаметно для себя ребенок копирует поведение родителей.

Если родители часто ссорятся и манипулируют друг другом, для ребенка эта картина мира условно правильная. В дальнейшем он будет практиковать схожие «приемчики» при построении отношений.

Так что роль родителей в саморазвитии ребенка наиглавнейшая. Показывайте своим примером, как важно заботиться друг о друге, слышать и сопереживать. Например, если вы постоянно «пилите» мужа и во всем его контролируете, возможно, ваша дочь возьмет эту модель поведения за образец. А у сына возникнут проблемы с самостоятельным принятием решений.

2. Преодоление трудностей

Большинство родителей стремятся оградить свое чадо от лишних сложностей. Если малыш упал, испуганные мамочки тут же спешат на подмогу. Забрали игрушку на площадке — мама тут как тут. Обидел в школе одноклассник — папа идет разбираться. Наверняка, вы понимаете, что будет в итоге.

Ребенку с малых лет необходимо показывать, что он сам вполне может решить свои проблемы. Не все, конечно же. Но вот завязать шнурки или дотянуться до выключателя вполне посильные задачи.

Когда маленький человек преодолевает препятствия, он не просто становится сильнее. Он накапливает в себе дополнительные ресурсы для достижения результата. 

Так что, если вас волнует тема саморазвития и воспитания детей, позволяйте своему ребенку справляться самостоятельно с трудностями. Но не путайте, пожалуйста, данный процесс с «достигаторством» любой ценой. Это является одной из главных детских проблем. Подробнее об этом читайте в статье «Мы же нормальные выросли!» Топ-7 родительских ошибок».

3. Семейные традиции

Это все то, что создает особую атмосферу дома. Начиная от распорядка дня, заканчивая пополнением домашней библиотеки. Уточним, что традиции должны порождать в ребенке лишь положительные эмоции.

Пример. Когда папа каждый день после работы ложится на диван, попивая пивко — это не традиция. А вот когда папа по выходным берет сына на велопрогулку — это хорошая традиция и развивает в ребенке лучшие качества.  

Если у вас в семье пока нет особых традиций, самое время создать! Рисование новогодних открыток, походы с палатками, рыбалка по выходным и т.д.

4. Свобода выбора

Ваша задача — создать условия для самореализации ребенка. Внимательно наблюдайте за своим чадом: что он любит, к чему больше тянется и помогайте ему развиваться в этом направлении. Ведь многие родители грешат тем, что навязывают свои нереализованные желания.

Помните, что все перечисленные факторы важны буквально с пеленок. Уделяйте им особое внимание, не говорите что-то вроде: «Потом наверстаем». А что и как делать, разберем ниже.

Методы саморазвития ребенка

1. Игры

Все дети любят играть. С помощью игры они познают мир, себя и окружающих. Очень многие задачи можно решать играючи. Каждая забава развивает отдельные способности у непоседы. Например, подвижные игры тренируют координацию и ловкость, укрепляют иммунитет.

Строительные игры полезны для развития конструктивных навыков. Строить можно из чего угодно. И, кстати, чем больше развита фантазия ребенка, тем разнообразнее подручный материал. Замечали, что у многих детей в ход идут ложки, стаканы, стулья?

А еще понаблюдайте, когда крохи устраивают сюжетно-ролевые игры. Это одна из лучших техник саморазвития ребенка. Дети импровизируют, моделируют бытовые ситуации, учатся принимать решения и общаться.  

2. Творчество

Ранний возраст — это лучший период, когда пора заняться развитием творческого потенциала. Ведь именно малыши проявляют любопытство практически ко всему на свете. Они с радостью берутся за любое занятие.

У каждого ребенка есть определенные творческие задатки от природы. Но сами по себе они не совершенствуются. Так что ваша задача — раскрыть эти способности и направить в нужное русло.  

Есть и другая сторона медали. Молодые мамочки часами готовы изучать интересные сайты для саморазвития. Для детей они выбирают, все что сейчас модно: от грудничкового плавания до курсов робототехники. Пожалуйста, не перегибайте палку. Учитывайте и потребности малыша.

3. Общение

Хотя век цифровых технологий внес свои коррективы в процесс коммуникации, живое общение ничем не заменить. Увы, но современные дети раньше осваивают игры на планшете, чем правильную речь.

Совет. Говорите с детьми с самого рождения. Обо всем, что видите, что происходит. А еще возьмите за правило делиться с сыном или дочкой своими переживаниями, эмоциями. Не обесценивайте свои чувства. Вы не только мама а живой человек со своими интересами и заботами.

К слову, если вы устали крутиться как белка в колесе, устройте себе перезагрузку. Пройдите курс «Секреты женского счастья» в Тренинговом центре Павла Ракова.

И еще момент. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками. У него должны быть друзья. Благодаря окружению, он учится отстаивать свои личные границы, сопереживать, принимать решения.

Как развивать в ребенке самостоятельность?

03.jpg

Заботливые родители, сдувающие пылинки со своего крохи, рискуют вырастить инфантильного и неприспособленного человека. Чтобы этого избежать, нужно с на каждом этапе жизни ребенка помогать ему быть самостоятельным.

Дошкольный возраст

Простой способ для саморазвития ребенка-дошкольника — предоставить ему право выбора. Например, как проводить свое время. Предлагайте варианты: погулять на детской площадке или слепить снеговика. Построить город из конструктора или нарисовать дом. Не стоит постоянно диктовать непоседе, чем ему заняться.  

Начальная школа

На этом этапе можно предложить и более глобальные решения. В каких мероприятиях участвовать. Чем питаться, чтобы быть здоровым и т.д. Но и смысл фразы «Решать тебе» для школьника приобретает уже иной подтекст.

Чтобы не было эффекта вседозволенности, разговаривайте примерно так: «Я понимаю, что ты очень хочешь пойти на премьеру фильма. Но давай сначала я тебе расскажу обо всех плюсах и минусах этого похода. А потом ты сам примешь решение».

Средняя школа

Примерно в 8-9 классе дети начинают всерьез задумываться о будущей профессии. Иногда родителям непросто смириться с выбором подростка. Они считают, что лучше разбираются в жизни, начинают «грузить» авторитетом.

Как правильно? Проштудируйте вместе с ребенком информацию о выбранной профессии, изучите все нюансы, подводные камни. Обсудите, как он видит свое будущее. Без назиданий.

Старшие классы

Не все родители спешат сказать старшекласснику: «Решай сам». Есть страх, что подросток наломает дров, попадет под влияние сверстников. Поэтому все больше мам и пап выбирают запреты вместо компромиссов. Лишь бы их чадо не попало в беду. 

Выход есть: разговаривайте с сыном или дочерью, выстраивайте доверительные отношения, без ультиматумов и истерик. Обязательно хвалите подростка, поддерживайте его, и вы избежите многих проблем.

P.S. Даже если пока не все получается, не переживайте. Идеальных родителей не бывает, впрочем как и идеальных детей. Самое главное, что вы можете дать своему ребенку — любовь. Приумножайте ее и вдохновляйте самого родного человечка на большие и маленькие победы. За вдохновением для себя заходите в раздел «Женское предназначение».

Источник

Формирование личности у детей — это длительный и сложный процесс, направленный на саморазвитие, социализацию в обществе, становление и укрепление характера, воспитание волевых качеств и морально-этических норм поведения. Ведущую роль в развитии маленького человека играет его семья, которая является образцом поведения и служит индикатором оценки собственных действий.

Формирование аспектов личности не является процессом врожденным и самопроизвольным, а происходит вследствие социального воздействия. При этом малыш начинает постепенно осознавать свое место в окружающем мире, развивать мышление, обдумывать мотивацию своих поступков.

Основные критерии того, что ребенок воспринимает себя личностью:

– Малыш приобретает навыки самоконтроля.

– Полноценно и осознанно употребляет личные местоимения.

– Может охарактеризовать вещи с позиции «плохой — хороший», способен сделать осмысленный выбор в пользу «хорошего».

– Способен рассказать о своих ощущениях, переживаниях, страхах, оценить свое физическое состояние и внешний вид.

Первое представление о собственном «Я» появляется у ребенка по достижении им двухлетнего возраста, когда возникает потребность в самостоятельности, стремлении отстаивать свои интересы. Уже к пяти годам дети полностью воспринимают себя как личность — с индивидуальными особенностями и спецификой взаимоотношений с окружающим миром.

Семья является основополагающим фактором формирования полноценной личности. Так как ребенок не имеет собственного понятия о нормах поведения и социального взаимодействия, то эталоном для него служат родители и ближайшие родственники. Чем взрослее становится ребенок, тем более явно проявляются у него поведенческие мотивы и черты характера, схожие с родительскими. Семья выступает в роли посредника между малышом и окружающим социумом, передавая ему жизненный опыт, понятие о нравственных и духовных ценностях. Дети формируют собственное мировосприятие через призму наблюдаемых у родителей стереотипов мышления и поступков, проявлений их темперамента.

На втором месте после семьи выступает влияние детских дошкольных учреждений и товарищеской среды малыша. Посредством общения ребенок перенимает уникальный индивидуальный опыт от воспитателей, педагогов, тренеров, сверстников, обогащая и развивая тем самым свои личные знания, умения, интеллектуальные способности. По мере взросления малыш развивает навыки взаимопонимания, то есть, он не только выражает свои желания, но и учитывает потребности окружающих. На данном этапе у ребенка формируются образы социального поведения (дружба, уважение, взаимовыручка).

Активность детей, любознательность, стремление к общению, реализуемые в различных видах деятельности (совместные творческие, спортивные и культурные мероприятия), являются базисом для наработки и развития социально-психологических качеств. При взаимодействии и сравнении себя с другими, малыши приобретают индивидуальные личностные особенности. В более старшем возрасте школьники уже формируют и прорабатывают ситуации, схожие со «взрослым» миром либо противопоставляют себя этим условиям.

Итак, важнейшими факторами, обеспечивающими гармоничное воспитание полноценной личности являются: искренняя любовь к ребенку, уважение и внимание к его интересам и проблемам, последовательность в воспитательном процессе, адекватные требования, положительный пример родителей и близкого окружения.

Гармоничное общение со сверстниками и педагогами дает отличный потенциал для становления нравственности ребенка, чему способствует авторитет воспитателя и стремление к подражанию.

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник