Профессиональная поддержка индивидуального развития ребенка

Дошкольный период развития человека является наиболее благоприятным для развития большинства способностей, которые могут стать базой для самоопределения и самореализации личности. Поэтому в системе дошкольного образования есть потребность в процессе, направленном на развитие индивидуальности ребенка, опираясь на его потенциальные возможности и способности.
Психолого-педагогическая поддержка позволяет педагогу разглядеть детей отстающих в усвоении образовательной программы и раскрыть детскую одаренность, которую необходимо не только раскрыть, но и понять и поддержать. Помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием его индивидуальности.
Т.к. способности проявляются в деятельности, необходимо погружать ребенка в разные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах. Для этого необходимо привлекать как можно разных специалистов, в том числе и специалистов разных социальных институтов (ЦВР и др.)
Каждому ребенку интересно что-то свое, поэтому нужно обеспечить условия развития для таких разных детей. Развивающаяся среда должна быть доступна, мобильна и ориентирована на зону ближайшего развития каждого ребенка.
Индивидуальное педагогическое сопровождение детей в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений направлено на решение следующих задачах:
найти для каждого ребёнка занятие по душе, поддержать детскую инициативу;
смоделировать индивидуальный маршрут достижения успешности;
обеспечить комфортную среду общения, обучения и развития.
Психолого-педагогическое сопровождение не ограничивается областью непосредственного взаимодействия с ребенком, важным звеном этого процесса становится организация работы с родителями, а именно повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей
Работу с одаренными детьми ни в коем случае нельзя сводить к интенсифицированию развития ребенка, т.е к форсированию, сокращению детства, преждевременному превращению младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т.д. Интенсифицированию А.В.Запорожец противопоставлял амплификацию или обогащение детского развития. Обогащенное развитие, по его мнению, может осуществляться в результате грамотно выстроенного «режима педагогической работы».
При перестройке педагогического процесса необходимо предусматривать не только то, чего ребенок данного возраста способен достичь при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляет перегрузка, переутомление для состояния здоровья и дальнейшего хода детского развития.
Педагогические усилия, направленные на быстрое получение результата, невзирая на возрастные особенности детей, приводят не только и не столько к желаемым показателям, сколько к искажению личностного развития.
Усилия взрослого – воспитателя или родителя – должны быть направлены на то, чтобы деятельность ребенка организованная взрослым, превратилась в детскую самодеятельность.
Индивидуальность – это личность в ее своеобразии. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.
Разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.
Четкий мониторинг воспитателя профессионала способен определить актуальное состояние развития ребенка, выстроить программу индивидуального развития ребенка.
Основная образовательная программа дошкольного образования должна быть программой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не программой обучения», – говорит Асмолов.
Если ребенок любит, например, рисовать, воспитатели вместе с родителями должны будут сделать все возможное, чтобы развить его способности.
Разработчики делают акцент не на том, чтобы ребенок перед походом в первый класс уже знал школьную программу, а на развитие способностей, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание будет уделяться развитию у ребенка инициативности, его взаимодействию со взрослыми и сверстниками.
Социализация ребенка – как он общается с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью – в новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного критерия развития ребенка наравне с индивидуализацией.
Творческая задача воспитателя – отобрать из общего арсенала средств те, которые наиболее действенны в конкретной ситуации, отвечают индивидуальным особенностям ребенка.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-развивающая среда должна обеспечивать право каждого ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений дошкольного образовательного учреждения предусматривается периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей, что создает условия для персонифицированного общения воспитателей и детей.
Заключение
Для осуществления индивидуального развития ребенка необходимо использовать возможности профессиональной поддержки:
Четкий мониторинг – совместно с родителем разработка и реализация индивидуальных программ развития ребёнка (маршруты или траектории развития);
Выявление и развитие способностей к рисованию, лепке, конструированию
Включение в образовательный процесс различные виды деятельности: лепка, рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах;
Работа не только с детьми отстающими в усвоении образовательной программы, но с одаренными детьми, но не за счет интенсификации (форсирования развития), а амплификации (обогащения детского развития) (читайте работы А. В. Запорожца);
Психолого-педагогическая поддержка и сопровождение;
Развивающаяся среда (зонирование, ориентированное на интересы каждого);
Сотрудничество с родителями;
Вариативность в выборе образовательных программ;
Социализация ребенка (привлечение специалистов других социальных институтов (музеи, библиотеки, ЦВР, театры ит.п.));
Участие воспитанников в конкурсных мероприятиях различного уровня;
Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании и развитии детей с ОВЗ или одаренных детей.
Источник
Педагогическая поддержка
в организации образовательного маршрута
С введением федерального государственного образовательного стандарта изменились подходы к воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Образовательная ситуация, в центре которой находится дошкольник, личность, с неповторимой индивидуальностью требует от педагогов создания определённых условий, выполнение которых позволит формировать личностные качества, воспитывать моральные и нравственные нормы, принятые в нашем обществе, и при этом, поможет ребёнку сохранить свою индивидуальность.
Понятие индивидуально-образовательного маршрута встречается в работах С.В. Воробьевой, С.А. Писаревой, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицыной. В педагогической концепции «Продуктивного обучения», разработанной М.И. Башмаковым, рассматривается понятие индивидуально-образовательного маршрута и методика его применения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ученика в образовании: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.
Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию преподносимого детям материала, разработку системы знаний различного уровня и трудности, и преодоление противоречий между программными требованиями и реальными возможностями каждого дошкольника.
Под термином «педагогическая поддержка» мы понимаем педагогическую деятельность, обеспечивающую раскрытие личностного потенциала ребёнка, включая помощь детям, педагогам, родителям. Это деятельность профессиональных педагогов по оказанию помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, получением знаний, умений, навыков.
Сложность педагогической поддержки заключается в том, что она выстраивается в естественных условиях и должна оставаться естественной для ребенка. Необходимость её использования возникает только тогда, когда ребёнок сталкивается с проблемой.
Педагогическая поддержка в организации образовательного маршрута предполагает использование определённых методов и приёмов, способствующих достижению поставленных целей.
Одним из эффективных методов обучения является метод реагирования.
Его отличительная особенность – предоставление детям права участвовать в планировании, право выбора, самореализации и реализации своих идей в партнёрстве с другими.
Наиболее универсальным способом индивидуализации обучения является метод «строительных лесов». Суть данного метода заключается в том, что педагог, в результате наблюдений за ребёнком, вовремя создаёт такие условия (моделирует ситуацию), которые помогают дошкольнику самостоятельно сделать следующий шаг в своём развитии, перейти на более сложный функциональный уровень.
Иррадиирующее (распространение, увеличение) обучение как метод индивидуализации обучения основан на признании различных интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая детям интересное дело, можно достичь больших успехов в обучении. Эта тактика состоит из трех основных действий:
1-действие: презентация нового материала, игры.
2 – действие: привлечение кого-то из детей для обучения новому действию или игре и дальнейшей её трансляции сверстникам.
3 – действие: перенаправление детей группы к детям, освоившим новое действие или игру.
Работа в небольших группах
Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Наиболее эффективным является работа в подгруппе из четырёх-пяти детей и одного взрослого, так как даёт возможность всем участникам поучаствовать в деятельности. Использование такого метода даёт возможность взрослому оказать необходимую помощь детям, которые не справились с заданием. Тем же, кто проявляет успех, даётся возможность к самостоятельным действиям.
Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности
Этот метод даёт возможность получения задуманного детьми продукта, используя материалы и технику выполнения, выбранного самими дошкольниками. Педагог оказывает помощь ребёнку, в зависимости от обстоятельств (кому-то словом, кому-то делом). Это создает условия для детской самостоятельности, но в то же время взрослый чутко реагирует на потребности и желания каждого из воспитанников.
Спонтанная индивидуализация
Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей).
Это происходит в непрогнозируемых ситуациях. Например, необходимо срочно дифференцировать уровень сложности задания или помочь найти выход из спорной или конфликтной ситуации.
Метод тщательного отбора материалов
Суть данного метода состоит в том, что предметно-развивающая среда группы (игровые пособия, атрибуты и игрушки) должны быть гибкими, разными по уровню сложности, по вариативности.
Кроме перечисленных методов могут использоваться и другие.
– Метод диагностики (диагностика способностей и склонностей каждого ребенка для выстраивания индивидуальных маршрутов);
– Метод создания ситуации успеха (составление траектории успешности ребенка через создание ситуации выбора и ситуации успешности);
– Метод проб и ошибок (целенаправленное использование данного метода воспитателем, создание таких ситуацийдля ребёнка, в которых он самостоятельно ищет выход из проблемной ситуации, добивается цели);
– Метод расширение спектра материалов, способов деятельности ребёнка;
– Метод учета принципов развития ребенка как субъекта собственной деятельности (приемы планирования его самостоятельной деятельности и организованной деятельности с ним с учетом его индивидуальных возможностей и особенностей);
– Метод использования проектов (детские проекты, родительско – детские проекты);
– Детское портфолио;
– Метод презентации продуктов детской деятельности;
– Метод использования (организация) специальных образовательных ситуаций;
– Свободная деятельность детей творческого и продуктивного характера;
– Специально организованные занятия в кружках (для одарённых детей) или индивидуальная (коррекционная) деятельность;
– Метод создания педагогических условий для развития волевых качеств – стремления довести дело до конца (индивидуально для каждого ребенка);
– Совместная познавательная деятельность субъектов в системе «взрослый-ребенок» и соответствующих ей подсистемах «педагог-ребенок (дети)», «педагог-ребенок-родитель», «ребенок-ребенок (дети)».
Индивидуализация может происходить одновременно на нескольких уровнях:
В самом широком смысле индивидуализация распространяется на всю группу детей, представляющей собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения), в которой индивидуализация проявляется стихийно.
Индивидуализация на уровне подгруппы внутри одной группы детей, когда, например, несколько детей группы проявляют большой интерес к театрализованной деятельности, другие к рисованию, а третьи к коллекционированию. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.
Индивидуализация на персональном уровне проявляется внутри всех других уровней. Например, несколько детей договорились строить дорогу (подгрупповая индивидуализация, при этом один ребенок строит, другой руководит, третий держит в руках машинку и ждет, когда сможет ее провезти по дороге. Один сопровождает свои действия речью, второй молчит. Один проявляет творчество, другой повторяет образцы.
Для того чтобы обеспечить индивидуализацию необходимо:
– чтобы ребенок имел во всём возможность выбора (содержания, видов деятельности, материалов, места, партнерства и т. д.)
– осознавал то, что его личная свобода в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность.
– в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывается в «могу», ребенку необходимо получать поддержку.
– иметь опыт кооперации с другими детьми.
Таким образом, педагогическая поддержка в организации индивидуального маршрута даёт возможность для индивидуализации образовательного процесса, что позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Источник
НС(к)ОШ VIII вида
Выступление на педагогическом совете
Тема: «Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка».
Учитель: Мизенкова Н.Д.
г. Нижневартовск 2008 г.
Термин «педагогическая поддержка» используется широко и многозначно. Его в первую очередь связывают с деятельностью различных служб, которые заинтересованы в охране и защите социальных прав детей.
Во вторых, под педагогической поддержкой понимают систему разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку. Мы пользуемся этим термином в контексте личностно ориентированного подхода к образованию и связываем его, прежде всего, с педагогической деятельностью, обеспечивающей процессы индивидуализации человека, в каком бы возрасте он не находился.
В этом контексте под педагогической поддержкой понимается система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей.
Под педагогической поддержкой О.С.Газман, который ввел это понятие в научный обиход и отечественную педагогическую практику, понимал «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни». Именно Газман и его исследовательская группа обратили внимание на процесс образования с точки зрения двух его сторон: социализации и индивидуализации личности.
Социализация предполагает обретение человеком способности к «адаптивной активности» и осуществляется как под воздействием целенаправленных процессов (обучения и воспитания) в педагогических системах, так и под влиянием стихийных факторов (семьи, улицы, средств коммуникации и т. д.) В образовании эта задача приобщения растущего человека к должному – к познавательной или нравственной норме – выражается в педагогике необходимости.
Педагогика необходимости как педагогика социализации личности не обязательно реализуется авторитарными средствами: в нее могут вписываться гуманные отношения между детьми и учителями, пропагандироваться гуманитарные ценности, внедряться элементы группового творчества для лучшего усвоения и др.
Индивидуализация – есть деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию того единичного и особого, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте.
Индивидуализация предполагает:
во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей;
во-вторых, создание условий для максимально свободной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
третья – стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном, духовном строительстве, в творческом самовоплощении, в развитии способности к жизненному самоопределению.
Индивидуализация личности, развитие ее «самости», и составляет в широком смысле содержание «педагогики свободы».
Цель этой педагогики можно определить как помощь детям в конструировании их автономного внутреннего мира.
Результат – свободоспособность личности.
Принципиальным является различение понятий «педагогическая поддержка» и «индивидуальный подход». Индивидуальный и дифференцированный подходы предполагают учет индивидуальных различий учащихся.
Педагогическая поддержка в отличие от них состоит в том, что она ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями.
Педагогическая поддержка – сложная, высокотехнологическая, специальная педагогическая деятельность; это еще «целинное» поле современной отечественной педагогики.
Если рассматривать педагогическую поддержку как процесс, обеспечивающий развитие индивидуальности человека, его субъектности, то возникает вопрос о требованиях к педагогу или другому лицу, который ее осуществляет. Прежде всего речь должна идти о его личностной и профессиональной позиции. Под позицией подразумевается «устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, которая проявляется в соответствующем поведении и поступках».
Работа в педагогической поддержке требует от «поддерживателя» гуманистической позиции, особенности которой могут быть охарактеризованы с точки зрения педагога о ребенке, учащемся, воспитаннике и принятия его как ценности; ориентация педагога на сущностные характеристики образовательной системы, гуманистической ориентации.
Выделяются три группы факторов, обуславливающих развитие гуманистической позиции педагога.
К первой группе факторов можно отнести субъективные, или личностные, внутренние, связанные с самосознанием педагога. Эту группу факторов можно обозначить через следующие признаки:
– потребность в личностном саморазвитии;
– установка на личностное поведение вместо ролевого; готовность к открытому общению;
– способность открыто выражать свои чувства; способность к взаимодействию;
– осознание ответственности за собственные выборы;
– педагогический такт.
Вторая группа факторов – объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной деятельности. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:
– ориентирован на развитие ребенка;
– владеет технологией индивидуальной и групповой работы;
– обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса;
– хорошо знает самого себя, самостоятельно решает свои проблемы;
– способен брать на себя ответственность.
Третья группа факторов – объективно – субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системы.
Таким образом, становление гуманистической позиции педагога обусловлено диалектикой внутренних (личностных) и внешних (социально – профессиональных) факторов и зависит от установки педагога на сущностные характеристики образовательной системы гуманистической ориентации, при этом личностные характеристики являются стержневым фактором, определяющим профессиональную позицию.
Выделенные факторы могут быть основанием для построения системы подготовки кадров для гуманистически ориентированных образовательных учреждений, в том числе и для обеспечения такой важной области, как педагогическая поддержка.
Источник