Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развитие

Проектирование индивидуальной деятельности ребенка и его развитие thumbnail

В педагогике проектирование является одним из самых сложных процессов и представляет определенную проблему для ученых и практиков. Уже само понятие «проектирование» имеет неоднозначную трактовку. Общепринято определять проектирование как процесс, в ходе которого создается прототип, прообраз необходимого объекта, то есть проект.

Такое определение восходит корнями к техническим наукам: архитектурному строительству, инженерии, машиностроительству и др. Активное развитие теории и практики проектирования в педагогике начинается с 80 – х годов XX столетия. Однако с тех пор и по настоящее время в отношении понятия педагогического проектирования отсутствует единство точек зрения. Отметим наиболее важные, на наш взгляд, аспекты в определении данного понятия. Это:

  • – методологический принцип, позволяющий осмыслить и переосмыслить как ранее наработанный педагогический опыт, так и создать совершенно новый, нетрадиционный педагогический продукт[1][2];
  • – деятельность, направленная на разрешение различных проблем в образовательном процессе;
  • – продуктивная деятельность, результатом которой являются проект, программа его реализации в практику образования, а также результаты образования, которые имеют место при реализации проекта;
  • – способ освоения и преобразования действительности, отличающийся необходимостью действовать в условиях неполноты информации, выбора альтернативных средств системного рассмотрения объектов и процессов;
  • – процесс интеграции педагогических и учебно-методических средств общего и дополнительного образования, профессиональных учебных заведений;
  • – деятельность, в процессе которой осуществляется промыслива- ние того, что должно быть[1].

Значимую трактовку понятия приводит Г.Е. Муравьева: «Проектирование – деятельность по осмысливанию будущего преобразования действительности с учетом природных и социальных законов на основе выбора и принятия решений, направленных на удовлетворение каких-либо человеческих потребностей»[4].

Педагог дополнительного образования вправе выбирать любую тракговку педагогического проектирования, но важно учитывать разные определения, так как они непротиворечивы и взаимно дополняют друг друга.

Вместе с тем необходимо отличать процесс проектирования от других: конструирования, программирования, моделирования, которые в реальной практике нередко отождествляются и даже подменяются друг другом. В таблице 4 представлены основные отличия данных понятий.

Таблица 4

Отличия проектирования от конструирования, планирова- _ния, моделирования__

Процесс

Гпавиан цель процесса

Сущность процесса

Результат

процесса

Проектирование

Преобразование

действительности

Предполагает пошаговое описание будущей деятельности, продумывание хода и процесса выполнения поставленной цели. Включает планирование и конструирование

Прототип,

проект,

преобразующий

ситуацию

Конструирование

Создание нового

объекта или

уточнение

педагогических

решении, возникших в

результате

проектирования

Основывается на результатах проектирования, предполагает создание конкретной, однозначной конструкции объекта, детализацию проекта, реальное воплощение задуманного в проекте

Конкретный

конструкт,

реально

воплощающийся в жизнь

Моделирование

Создать идеальный образ, замещающий реальный объект. «Модель — поиск конечного в бесконечном»

(Д. И. Менделеев)

Предполагает искусственное создание объекта, который отражает структуру, взаимосвязь элементов объекта

Схема, формула, знаковая форма, идеальный образ в виде описания

Программирование

Разработать содержание и формы деятельности объединения, учреждения, личности в соответствии с поставленными целями

Предполагает определение условий, направлений сфер деятельности и средств для поэтапного достижения прогнозируемого результата, развития личности воспитанника, участников образовательного процесса

Программа

Подчеркнем, что все эти понятия взаимосвязаны. Тем не менее, из таблицы видны очевидные отличия процессов моделирования, программирования, конструирования, что требует от педагога уместного использования этих понятий.

Планирование

Разработать конкретные действия по реализации поставленных целей

Определяются последовательность действий и мероприятий во времени, ответственные, организаторы и форма отчетности

План

Педагогическое проектирование является функцией каждого педагога дополнительного образования и может рассматриваться на разных уровнях, в разных масштабах и аспектах. Проектировать в педагогике по М.И. Рожкову – значит создавать на основе прогноза такие педагогические средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. При проектировании создаются предпочтительные варианты предстоящей деятельности и прогнозируется ее результат.

Проектирование индивидуальной деятельности воспитанника и его развития в системе дополнительного образования можно характеризовать:

  • – как механизм взаимопроникновения и взаимосвязи внешней и внутренней индивидуализации образовательного процесса;
  • – как интегративную функцию психолого-педагогического сопровождения детей в реализации их индивидуальной образовательной траектории;
  • – как процесс и способ взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения детей в дополнительном образовании;
  • – как средство интеграции средств общего и дополнительного образования ребенка, взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования.

Назовем функции проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка:

  • -исследовательскаяу позволяющая всесторонне исследовать образовательный процесс, его условия, динамику образовательной деятельности ребенка и его результатов;
  • -аналитическая, предполагающая анализ индивидуальной образовательной деятельности ребенка; исходных условий и средств для реализации различных проектов, мониторинг результатов индивидуальной образовательной деятельности, ее проектирования;
  • -прогностическая, предвосхищающая результаты конкретных действий, возможные отклонения и способы преодоления вероятных трудностей в реализации проектов ИОД;
  • нормирующая, предполагающая создание нормативных актов, документов (положений, программ) в качестве итогового продукта проектирования индивидуальной образовательной деятельности;
  • -конструктивная, позволяющая на основе проектирования ИОД получить конкретный образовательный результат, обеспечить достижения ребенка, приобрести новые личностные качества.
Читайте также:  Особенности развития ребенка с овз

Результатом проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка являются просты.

Источник

Максимова Галина Дмитриевна
Проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащегося

«Проектирование индивидуальной

образовательной деятельности учащегося»

Максимова Г. Д.,

учитель биологии и химии

МБОУ «СОШ № 9» г. Вязники

Владимирской области

В настоящее время система образования становится более гибкой, вариативной и открытой. Дети живут в очень насыщенной информационной среде, но для одних – это ничего не значащие потоки научной информации, для других – это источник познания, который интересен, важен, но разобраться в глубине, разнообразии взглядов на одну и ту же проблему, а порой просто в нагромождении фактов, не хватает умения. И таким детям надо помогать. Поэтому, создание индивидуальных образовательных маршрутов – это как раз и есть одна из возможностей такой помощи.

Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

(А. В. Хуторской)

Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся как раз и происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям.

Продвигаться по индивидуальной траектории ученик сможет в том случае,если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются двух видов:

1. Индивидуальный образовательный маршрут для слабоуспевающих учащихся

2. Индивидуальный образовательный маршрут для мотивированных учащихся

Я буду говорить о втором.

Если ребенок мотивирован, то целесообразно проектировать индивидуальный образовательныймаршрут по двум взаимосвязанным направлениям:

Первое направление – это когда условия для самосовершенствования ребенка создают окружающие его люди (учителя, педагоги ДО, семья) и ребенку остается только полноценно пользоваться этим.

Второе направление – это когда ребенок сам создает условия для своего самосовершенствования (походы в библиотеки, поиск материала в интернете, участие в конкурсах, олимпиадах и т. д.)

Структура индивидуального образовательногомаршрута включает следующие компоненты:

– целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

– содержательный (отбор содержания материала на основе литературных источников, передового педагогического опыта прошлых лет и современных веяний по теме вашего самообразования);

– технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания для реализации содержания темы самообразования);

– диагностический (определение системы диагностического сопровождения); – результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

В основном, индивидуальные маршруты разрабатываются для конкретных предметов для конкретного ученика или группы учеников, и по сути являются программами для углубления и расширения знаний.

Но я думаю, что индивидуальный маршрут должен быть шире и стать основой для развития ребенка в целом.

Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Это может касаться и учебных предметов и сферы воспитания. Обязательным условием должен быть контроль за перегрузкой учащегося, поэтому дополнительные занятия по какому – либо направлению должны быть компенсированы щадящей нагрузкой по другим направлениям.

Я работаю по индивидуальному маршруту по химии с ученицей 9-а класса П. Ириной, одновременно являясь классным руководителем.

Определение ИОМ для Ирины был обусловлен ее интересом к предмету. Наряду с дополнительными занятиями по химии, Ирине было предложено участие в проектной деятельности, причем в другой области – биологии.

Она решила продолжить проект по присвоению дубу статуса «Памятник природы», начатый выпускниками школы С. Ириной и П. Дашей. Ира защищала работу на районной конференции ЮНИОС, где стала победителем.

Кроме того, Ира – учащаяся областной школы развития детей (Школы олимпийского резерва) по химии.

Она также является одним из лидеров школьного общества «Альтаир», является членом музыкального коллектива «Сюрприз» и активно занимается спортом и семейным туризмом.

Таким образом, индивидуальная траектория не ограничивается развитием ребенка в одном направлении.

Все достижения учащегося заносятся в портфолио или другой вид фиксирования достижений. Я использую Индивидуальную карту достижений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно определить индивидуальный образовательный маршрут на весь период обучения в школе сразу.

ИОМ должен отражать процесс изменения в развитии и обучении школьника.

С помощью ИОМ происходит своевременная коррекция педагогического процесса, позволяющая обучающимся достичь поставленных целей и высоких результатов.

То есть, ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий не только реализации личностного потенциала, но и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся, позитивно влияющий на учебную мотивацию.

Использованная литература:

1. Бондарчук Т. В., Абдуллин А. Г. Проектирование индивидуальных образовательных программ для учащихся/ Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;

Читайте также:  Развитие грудного ребенка и массаж

URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7559

2. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал Науковедение. 2013.

3. Гришина Н. В. Психология жизненного пути // Психологический журнал. 2007. Т. 28. № 5. С. 82.

4. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? — М., 2005.

Источник

УДК 371

Н.В. Харитонова

Опыт проектирования индивидуальной образовательной деятельности учащихся при изучении темы.

Аннотация. Дается определение индивидуальной образовательной деятельности, рассматриваются сущность проектирования этой деятельности, виды проектов, опыт проектирования индивидуальной образовательной деятельности при изучении темы по предмету «Мировая художественная культура», предлагается карта индивидуального планирования изучения темы.

Ключевые слова: индивидуализация, индивидуальная образовательная деятельность, проектирование, проект, карта индивидуального планирования.

Индивидуализация образования (и как её следствие – воспитание индивидуальности) на современном этапе является одной из приоритетных идей, на основе которой эффективно решаются задачи формирования собственной позиции молодого человека, способного быть созидателем и творцом, сознательным и ответственным гражданином. [1,3]

Индивидуализация позволяет обеспечить развитие разных детей в системе образования: и одаренных, и детей-инвалидов, и детей с социальными проблемами, и детей со средними способностями.

Современному педагогу, обеспечивающему индивидуализацию, необходимо понять сущность этого процесса, а также использовать средства, способы, технологии его осуществления.

Важная роль в процессе индивидуализации принадлежит педагогу. Какую позицию должен занять педагог, участвуя в этих процессах? Какие методы педагогической деятельности выбрать? Отвечая на эти вопросы нужно помнить, что построение жизненной траектории будет эффективным, если ребенок сам будет принимать решения, выступать ведущим субъектом реализации своих жизненных целей. Тщательно продумываются «шаги» самого учащегося, которые сопровождаются педагогом в скрытой, ненавязчивой форме с учетом уровня сформированности субъектности ученика. По существу, педагог создает условия для самостоятельного выбора и самоопределения. В задачи педагога входит мотивация активности учащегося, подбор средств, методик самопознания, самоопределения, создание ситуаций выбора, ненавязчивая поддержка ученика в ситуациях затруднения через постановку проблемных (наводящих) вопросов, включение учащихся в целеполагание на всех этапах обучения, организация анализа и рефлексии. А в целом приобщение детей к проектированию своей образовательной деятельности.[1,3]

Индивидуальную образовательную деятельность(ИОД) ребенка можно определять как персональный процесс сознательного овладения способами личностного и индивидуального развития с опорой на собственные склонности, способности и интересы. Это процесс построения собственной образовательной траектории, который включает в себя учение, воспитание и развитие субъектом самого себя.

Индивидуальная образовательная деятельность направлена на решение актуальных образовательных проблем каждого ребенка; ориентирована на образовательные потребности, достижения и личностные устремления ребенка; предполагает активность и субъектность воспитанника в решении собственных образовательных проблем.

Субъектность ребенка проявляется в том, что сам ребенок осмысленно и самостоятельно проходит свою траекторию образования и развития, при этом важным средством организации такой деятельности является проектирование.

Проектирование индивидуальной деятельности школьника и его развития можно охарактеризовать:

-как механизм взимопроникновения и взаимосвязи внешней и внутренней индивидуализации педагогического процесса;

– как интегративную функцию психолого-педагогического сопровождения школьников в реализации их индивидуальной жизненной траектории;

– как способ взаимодействия всех субъектов психолого-педагогического сопровождения.

Результатом проектирования ИОД являются проекты: программы, планы, маршруты. Следует обратить внимание, что образовательные проекты самого школьника и проекты педагогов, обеспечивающие сопровождение образовательной деятельности ребенка и реализацию его индивидуальных проектов, это разные вещи. Участие обучающихся в проектировании ИОД определяет успешность и качество их образования. Ребенок может проектировать свое образование на определенный период, при изучении конкретного предмета, каждое свое учебное занятие.[2,4]

Рассмотрим проектирование индивидуальной образовательной деятельности учащихся на примере изучения темы по предмету «Мировая художественная культура», 11 класс, тема «Русская культура 19 века». Педагог сопровождает процесс проектирования постановкой серии вопросов и предлагает варианты для выбора:

-Какой предмет мы с вами изучаем?

-Какую тему мы закончили изучать на прошлом занятии?

-Ваши предположения, какую тему мы начнем изучать сегодня?

-Как вы это определили?

-Где вы с этой темой встречались? На каких предметах?

-Надо ли вам знать эту тему?

-Зачем лично вам знать эту тему?

-Эта тема для нас новая?

-Давайте проверим. Я предлагаю вам небольшой тест

Этот человек – основоположник военно-полевой хирургии. Он впервые произвел операцию под наркозом в полевых условиях. Кто он?

hello_html_m2eb83a48.jpg

Что объединяло этих людей?

hello_html_m1ca3c63e.jpg

Кто автор этого портрета Л. Н. Толстого?

hello_html_4965c80e.jpg

Назовите автора картины» Последний день Помпеи»?

hello_html_m15686a62.jpg

Храм Христа Спасителя построен 1833 году в честь победы русских войск в Отечественной войне 1812г. Кем возведен этот храм?

hello_html_202d4e22.jpg

В 1880 г. в Москве был установлен один из первых памятников А. С. Пушкину. Кто его автор?

Читайте также:  Что можно сделать с ребенком своими руками для развития моторики

hello_html_m62901ae7.jpg

Этот человек был величайшим композитором в истории русской и мировой музыки – создатель высочайших образцов опер, балетов симфонических и камерных произведений.Кто это?

hello_html_7f06a3c8.jpg

Это событие произошло 30 октября 1837 года. Назовите его.

Дается ключ к тесту:

1. В. А. Жуковский

2. Н. И. Пирогов

3. Композиторы «Могучей кучки»

4. И. Н. Крамской.

5. К. П. Брюллов.

6. К. А. Тон.

7. А. М. Опекушин.

8. П. И. Чайковский

9. Открытие первой в России железной дороги Санкт-Петербург – Павловск

Какие у вас получились результаты? Если у вас 8-9 баллов, то это отличный результат, 6-7 – хорошо, ниже – недостаточный.

-Какую цель на основании полученных вами баллов вы определите для себя? Предлагаю вам подумать, на каком уровне вы будете осваивать материал данной темы.

-Кто хочет озвучить свою цель?

-Как вы думаете, из каких разделов состоит эта тема? (Подсказкой для вас будет тест, который вы выполняли)

-Работаем с картой индивидуального планирования.

В первую колонку можно записать те разделы, которые мы с вами определили. Рассмотрите, что у нас получилось. Спланируйте свою работу по каждому разделу, исходя из результатов теста и своей цели. Определите для себя, как вы будете осваивать данный материал. Возможно, какую-то из тем вы захотите изучать углубленно и представить классу в роли учителя, а другую на базовом уровне, прослушав ее на занятии в роли ученика. Какие формы контроля по теме вы можете предложить? На данную работу у вас 7-10 минут, вы можете пользоваться материалами учебника, обсуждать вопросы с товарищами, обращаться ко мне за помощью и консультацией.

Карта индивидуального планирования

Тема: _____________________________________________

Фамилия, Имя_____________________________________

Цель________________________________________________

Количество часов

(по плану учителя- всего 4 часа)

Уровень изучения (базов., углубленный)

Планируемая отметка по результатам изучения темы

В какой роли будет изучать (помощник учителя, слушатель и т.д.)

Форма контроля

Форма отчетности

Форма работы (инд.,парная, в группе)

Мой план

план

Фактич. результат

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

-Озвучьте темы, которые вы хотите изучить углубленно.

-У нас получилось, что по одной теме на углубленном уровне хотят работать несколько учащихся, как нам поступить?

-Определитесь, как вы будете работать: в группе, в паре или индивидуально, исходя из уровня изучения темы.

-А вот эту тему никто не взял для углубленного изучения, как нам быть в таком ситуации? Каковы ваши предложения?

-Несколько учеников не выбрали тему для изучения на углубленном уровне. Может быть, вы измените свое решение, тогда присоединитесь к какой-нибудь группе по ходу изучения темы. Согласны?

-Если вы работаете в паре или группе, то определите, что будет делать каждый из вас. Те, кто предпочел работать индивидуально, определите для себя план конкретных действий по изучению тем, которые вы выбрали для углубленного изучения. Постарайтесь прописать свою работу конкретно, внести интересные моменты в изучение данной темы. У вас на данную работу 5-7 минут. Если кому-нибудь нужна моя помощь, я готова к вам подойти.

-Пожалуйста, кто готов представить решение вашей группы по изучению темы, поясните, почему вы будете работать именно так. С какой темы мы начнем наше следующее занятие? Как вы это определили?

-Кто выбрал эту тему для углубленного изучения?

-Каковы ваши предложения?

-У кого есть еще предложения по изучению этой темы? Группа может прислушаться к пожеланиям одноклассников.

Далее учащимся предлагается самостоятельно в свободном режиме доработать свои карты индивидуального планирования, по своему усмотрению согласовать свои действия с учителем, товарищами, родителями.

Именно так учащиеся проектируют свою индивидуальную образовательную деятельность на первом занятии изучения темы. Выбирают свой индивидуальный маршрут. А задача учителя в дальнейшем осуществлять контроль за ходом самостоятельной работы учащихся, их подготовкой к очередному занятию, по необходимости проводить консультации.

Библиографический список

  1. Байбородова Л.В. Индивидуализация образовательного процесса в школе: Монография. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени. К.Д. Ушинского, 2011. – 281 с.

  2. Байбородова, Л.В. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности ребенка /Л.В. Байбородова /Психолого-педагогические проблемы развития современного школьника: коллективная монография /А.Ю. Нагорнова. – Ульяновск: Зебра, 2016.

  3. Байбородова Л.В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза [Текст] /Л.В. Байбородова, Л.Н. Артемьева, М.П. Кривунь – Ярославль:ль: Изд-во ЯГПУ имени. К.Д. Ушинского, 2014. – 260 с

  4. Байбородова, Л.В., Сидорович С.Н. Опыт проектирования индивидуальной образовательной деятельности при изучении темы [Текст] / Байбородова, Л.В., Сидорович С.Н./ Актуальные вопросы развития сельских образовательных организаций: проблемы и эффективные практики: Материалы научно-практической конференции/ под ред. Л.В. Байбородова – Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени. К.Д. Ушинского, 2017. – 268 с.

Источник