Проекта история развития ребенка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « МАРЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД СОЛНЫШКО»

                                                           Утверждаю:

Заведующая МБДОУ «Солнышко»

________________  В.А.Менякина

ПРОЕКТ

 «Историю пишем вместе»

«Летопись детского сада с детьми и родителями  старшей группы.

Автор – разработчик:

Воспитатель

Сурина Любовь Викторовна

Марьяновка, 2016 г

…А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России,
Может каждый по сердцу найти уголок…

…Дыши, живи, тепло храни,                                                                                                              Любимый детский сад.                                                                                                                               И много-много лет звени                                                                                                                             От голосов ребят!..

Любой край, область, даже небольшая деревня – они неповторимы. В каждом месте своя природа, свой быт, свои традиции. И огромное значение имеет знакомство дошкольников с историческим, культурным, национальным и бытовым наследием   их малой родины. Беседуя с родителями и детьми, посещающих МБДОУ «Марьяновский детский сад «Солнышко», мы обратили внимание на то, что несколько поколений   семей села Марьяновка, посещали   детский сад.   Детский сад был открыт в 1956 году Приказом №3 от 15.01.1968 г. по откормочному  совхозу  «Вл-Марьяновский»  директор  совхоза        . Таким образом, мы предположили, что если проведём исследовательскую работу, направленную на формирование интереса к истории детского сада, познакомимся с воспоминаниями выпускников детского сада, бывших сотрудников, мы создадим предпосылки для восстановления взаимосвязи поколений. Знакомство с семейными реликвиями, рассказами представителей старших поколений помогут сформировать чуткое трепетное отношение к детскому саду, как у детей, так и у взрослых. Для достижения положительного результата решено было провести исследовательскую работу по ознакомлению детей ,родителей, сотрудников ДОУ с историей развития МБДОУ «Марьяновский детский сад «Солнышко»

Вид проекта: краткосрочный проект

Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.

Цель проекта:

  • Познакомить детей с историей детского сада “Солнышко”.
  • Дать детям представления о строительстве, работе и достижениях детского сада “Солнышко”.
  • Познакомить с сотрудниками, работающими с открытия детского сада, а также бывшими воспитанниками, работающими в детском саду.
  • Воспитывать любовь и уважение к людям труда, занятых в процессе воспитания детей.
  • Создать презентацию о детском саде “Солнышко”
  • Формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки общения, познания, художественного творчества.

           Краткое содержание проекта:

  • проект направлен на знакомство с историей возникновения детского сада, его строительством и открытием. На знакомство с сотрудниками, работающими с самого открытия детского сада через беседы, рассматривание фотографий и создания презентации о детском саде. Формировать уважительное отношение к профессии воспитателя

Срок реализации: 2 недели

Количество участников проекта: 11 человек

Возраст детей: 5-6 лет

Форма проведения: фронтальная

Ожидаемые результаты (продукт проекта): презентация “Летопись детского сада Солнышко». История и современность.

Проблема: Современные жители села Марьяновка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался, и когда был создан в нашем селе. Дети также не знают об истории детского сада. Не знают о сотрудниках, работающих с открытия, бывших воспитанниках, об их количестве.

Как же познакомить детей с историей детского сада, воспитать уважение к труду сотрудников детского сада?

  • Цель – изучить и собрать информацию по детскому саду. Расширить круг представлений о детском саде, дать о нем некоторые доступные для подрастающего поколения исторические сведения.
  • Предметом исследования является история создания детского сада, его летопись с начала и по сей день.
  • Объектом исследования является МБДОУ «Марьяновский детский сад «Солнышко».
  • Задачи:
  • Активизировать желание детей искать пути решения проблемной ситуации.
  • Формировать начальные предпосылки исследовательской и поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  • Развивать интерес к истории детского сада, его жизни.
  • Исследовать по разным источникам информацию об истории создания детского сада.
  • Опросить жителей села, сотрудников про детский сад.
  • Собрать воспоминания работников.
  • Воспитывать уважительнее отношение к труду сотрудников детского сада.
  • Создать  презентацию “Летопись детского сада ”« Вчера, сегодня ,завтра…»

Форма презентации: представление продукта – презентации “Летопись детского сада”.

Актуальность: Детский сад – является вторым домом для ребенка. Это то место, где дошкольник проводит большую часть времени. К сожалению,  современные дети и родители не знакомы с историей детского сада, его традициями. И нашей задачей является формирование представления о детском саде как о маленькой родине, о необходимости любить и беречь ее, знать ее историю и соблюдать традиции. В 2018 году нашему детскому саду исполнилось 35 лет! И в рамках юбилея особенно актуальным стала реализация проекта “Летопись детского сада Солнышко”. Нынешнее поколение дошкольников учреждения должно знать сведения об истории детского сада, достижениях воспитанников.                                                                       Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители села Марьяновка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался и когда был организован детский сад в нашем селе.

Модель трёх вопросов:

Что мы знаем о детском саде?

– здесь воспитываются дети (Маша С.)

– он называется “Солнышко” (Алена М.)

– здесь работают воспитатели (Кирилл К.)

Что мы хотим узнать?

– кто и когда его построил? (Юля К.)

– сколько ему лет? (Данила З.)

– кто ходил в детский сад раньше? (Настя М.)

Что мы должны сделать, чтобы узнать?

– Спросить у мам, пап, бабушек (Алена М.)

– Поинтересоваться у воспитателя (Настя А.)

– Найти материал в фотоальбомах в детском саду и дома (Маша С.)

Гипотеза: Таким образом, мы предположили, что, если проведём совместную коллективную работу, направленную на формирование интереса к истории детского сада, знакомство с воспоминаниями родных о детском саде, будут созданы предпосылки для восстановления взаимосвязи поколений, у детей сформируется чуткое трепетное отношение к детскому саду. Мы с детьми решили выяснить, когда и кто построил наш детский сад, сколько ему лет, кто работал в нем раньше, а кто работает до сих пор. Мы предположили, что если мы вместе с детьми узнаем больше об истории детского сада, подберем материал, побеседуем с родителями, бабушками и дедушками, с сотрудниками детского сада, рассмотрим фотоальбомы, подберем фотографии и послушаем рассказы, то узнаем много интересного о работе детского сада, узнаем прошлое и настоящее нашего садика, сможем создать презентацию о своем любимом детском саде “Солнышко” и с её помощью расскажем другим об истории детского сада.

Содержание деятельности по выполнению проекта

Этап

Формы работы
(с наименованием)

     Задачи

Срок реализации

Время в режиме дня

Место проведения

1 этап

Цикл бесед

“Что я знаю о своем садике”

“Мой любимых воспитатель”

“Профессии детского сада”

Развивать коммуникативные способности детей в процессе вовлечения детей в содержательное диалоговое общение.

в течение недели

в свободной деятельности

группа

II этап

Экскурсия по детскому саду

Знакомить с разновидностями помещений и их назначением

октябрь

1 половина дня

Прогулка

III этап

Знакомство с  фотографиями детского сада

Знакомить с историей детского сада

в течение недели

Вторая половина дня

группа

Подбор материала с родителями из семейных фотоальбомов

Развивать ключевые компетентности.

в течение недели

семья

Рисование на тему: “Кто работает в детском саду”, “Моя группа”, “Мой любимый воспитатель”

Развивать творческие способности, воображение, в процессе деятельности.

в течение недели

в свободной деятельности

группа

Сюжетно-ролевая игра: “Семья”, “Детский сад”

Формировать представления о труде взрослых через игровую деятельность.

В течение двух недель

Вторая половина дня

группа

IV этап

Подбор фотографий для презентации. Составление рассказа “Летопись детского сада”.

Создание презентации “Летопись детского сада “Солнышко”

Создать радостное настроение

Вторая неделя

Вторая половина дня

Музыкальный зал

Презентация проекта

Ожидаемые результаты:

  • Формирование стремления ставить и решать проблему.
  • Развивать способность добывать и пользоваться знаниями через практическую деятельность.
  • Формирование предпосылок поисковой деятельности.
  • Развитие познавательных интересов.

Этапы работы над проектом

1. Поисковый

Поиск и анализ проблемы:

Как мы вышли на проблему? Когда детям сообщили, что у детского сада скоро день рождения, то выяснилось, что дети не знают, что такое “юбилей”, ничего не знают о прошлом детского сада. Я обратила внимание детей на это и стала задавать вопросы детям:

– Как называется наш детский сад?

– Что они знают о бывших воспитанниках?

– Кто из родителей сегодняшних воспитанников ходил в детски сад?

– Люди каких профессий работают в детском саду?

– Кто из сотрудников работает с открытия детского сада?

Оказалось, дети затрудняются ответить на многие вопросы. Я спросила детей, хотели бы они узнать о прошлом детского сада? Таким образом, я подвела их к тому, что они сами признали необходимым больше узнать об истории детского сада.

Что же мы должны будем делать, чтобы узнать? Дети предложили некоторые варианты решения возникшей проблемы – узнать у родителей, найти в интернете, посмотреть фотографии и пр.

Выбор формы продукта:

Как же знания можно собрать воедино, сделать что-то, чтобы рассказать и другим детям, и родителям о прошлом детского сада? Дети предложили собрать фотографии и составить по ним рассказ, а я предложила сделать фотоальбом ,а затем презентацию. Спросила, кто нам может помочь в этом? (родители и сотрудники детского сада).

Определение темы проекта и названия продукта:

Изначально, объяснив детям, что историю раньше писали летописцы, предложила рассказать историю детского сада и дети решили назвать презентацию “летописью”. Так появилось название “Летопись детского сада “Солнышко”.

Постановка цели проекта:

Цель: познакомить детей с прошлым детского сада, его сотрудниками, воспитывать уважительное отношение к труду воспитателя.

Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель, определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует задачу.

Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую ситуацию, принимают задачу.

2. Аналитический

Анализ и подбор ресурсов:

Обсудили с детьми, как будем оформлять материал, кто может оказать нам помощь, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы побольше узнать о прошлом детского сада, его сотрудниках.

Деятельность детей на данном этапе:

Распределение материала и сбор информации, расширение представлений о детском саде, его сотрудниках, истории развития.

Деятельность педагога:

Педагог помогает спланировать деятельность и организует деятельность с родителями,оказывает практическую помощь (по необходимости направляет и контролирует осуществление проекта)

3. Практический

В ходе свободной деятельности дети рассматривали фотографии о детском саде, о труде людей, занятых в детском саду (заведующий, медсестра, повар, воспитатель, помощник воспитателя и пр.), из рассказов бабушек и дедушек узнали о том, как построили детский сад. В процессе изобразительной деятельности (рисование) дети закрепили названия профессий сотрудников детского сада, отражая их в рисунке;

В процессе совместной деятельности с родителями дети рассматривали и подбирали фотографии из истории детского сада, составляли рассказ о детском саде.

4. Презентационный

На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.

Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации

5. Контрольный

Детям интересно работать над проектом. С большим удовольствием дети любят что-либо делать совместно с родителями и воспитателями.

Дальнейшее использование продукта проектной деятельности

Подвела детей к тому, что они уже многое узнали о прошлом и настоящем детского сада, а вот ребята и родители из другой группы, наверное, многого ещё не знают, и поэтому им интересно будет узнать. Предложила показать продукт проекта – фотопрезентацию детям и родителям на родительском собрании детского сада, рассказать о прошлом и настоящем детского сада, его сотрудниках и воспитанниках, с чем дети с радостью согласились.

Значение проекта: Метод проектов актуален и перспективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие и коммуникативные способности.                                    Вывод:

В результате своей работы мы с детьми узнали, как создавался и развивался детский сад в селе Марьяновка, кто был первым заведующим, кто помогал в разное время детскому саду,чем живет детский сад на современном этапе своей истории.  Жителям необходимо знать историю своего села, гордиться своими предками и оставлять накопленные знания своим потомкам. Детский сад имеет интересную историю развития, которую никто из молодых родителей нашего детского сада не знал. Родители вместе с детьми активно включились в процесс сбора информации об истории детского сада.  С удовольствием несли фотографии выпускников разных лет, опрашивали своих родителей, бабушек и дедушек. После проведенной исследовательской работы выяснилось много интересных памятных событий в жизни детского сада. Итогом работы стало оформление фотоальбома «Ты помнишь, как все начиналось?» создание презентации «История и современность детского сада»

Источник

Наряду с данными наблюдений и экспериментально-психологического обследования ребенка важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода его психического развития, является история развития ребенка. В литературе по вопросам консультирования история развития ребенка все чаще называется психологическим анамнезом.

Как известно, анамнез — понятие медицинское, в узком смысле слова обозначающее историю развития болезни. В более широком значении анамнез включает не только данные о начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или его близкими), но и сведения об условиях его жизни, работы и т. д. Медики выделяют личный и семейный анамнез, анамнез пренатального периода, периода новорожденности и т. д. в зависимости от того, кто сообщает сведения и к какому периоду развития они относятся. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненным процессом и употребляется как синоним понятия «история индивидуального психического развития ребенка».

В целях учета возрастных закономерностей процесса психического развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации. По этой схеме характеристика каждого этапа развития опирается на общую структуру возраста, включая, таким образом, описание особенностей социальной ситуации развития ребенка, квалификацию развития деятельности, оценку уровня развития познавательной деятельности и личности ребенка (на основе показателей важнейших психологических новообразований).

Одна из существенных трудностей, возникающих при составлении психологического анамнеза, связана с необходимостью опираться на те данные, которые сохранились в памяти родителей. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка.

Составляя историю психического развития ребенка, консультанту важно установить не только систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характер и степень их влияния на него!!! Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понимания, осмысливания их ребенком, от сложившихся у него потребностей, привязанностей, взаимоотношений и т. д. Т.о., практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее —характер и средства приспособления к тем или иным трудностям.

В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых (в терминах психиатрии — психогенных) факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят: разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи или близкого человека, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и т. д.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и др..

Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания. Разумеется, психологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие перечисленных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка.

Рассмотрим схему составления истории развития ребенка, включающую основные вехи этого процесса, признаки, имеющие важное диагностическое значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

I. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст па момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования

и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

II. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)

III. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка ребенка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания ребенка с момента рождения.

IV. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные — логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

V. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении ребенка? Любимые занятия и игры.

VI. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия ребенка. В какие игры и с кем любит играть ребенок? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальныезапреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т. д. Проявляет ли ребенок инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

VII. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т. д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т. д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т. д.), участие в неформальных организациях. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

VIII. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т. д.).

Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их особенностям его поведения. Теперь можно попытаться более конкретно выяснить: в чем они видят проблему; с чем связано нежелательное поведение ребенка; что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы; какова, по их мнению, их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб последними в конце беседы становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным, чем при первичном приеме.

Значение психологического анамнеза.

Во-первых, вместе с результатами обследования он необходим для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей).

Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.

Источник