Проект умственное развитие ребенка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АТЕМАРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ТЕРЕМОК» ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

УТВЕРЖДЕНО:                                                                                               СОГЛАСОВАНО:

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ №                                                         ЗАВЕДУЮЩЕЙ МБДОУ

ОТ _____________________________                                                           ЛЯЛИЧКИНОЙ С.В. ____________

ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр»

Выполнила:

Антошкина П.Ф.

воспитатель I категории

Актуальность проблемы. Дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения и самостоятельной игровой  деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка, писал А.К. Бондаренко.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике.

В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются познавательные способности.

Дидактическая игра важна и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.  Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические игры.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будет детское воображение. Создаёт приподнятое настроение.

Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, свидетельствуют о том, что игровая деятельность как форма обучения отвечает актуальной задаче.

Классики русской педагогики В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и А.С. Макаренко в своих творческих работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня.

Из понимания значения дидактических игр вытекают следующие  требования к ним.

1. Каждая дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. К дидактической игре, как и по всякой другой относятся слова А.С. Макаренко: «Игра без усилия, игра без активной деятельности – всегда плохая игра».

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.

Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач.

Цель исследования – теоретически обосновать и практически реализовать эффективность применения дидактических игр направленных на  интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

– изучить роль дидактической игры как одной из форм организации обучения детей в детском саду;

– выявить степень эффективности проведения дидактических игр и их влияние на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

Объектом – является воспитательно – образовательный  процесс в ДОУ.

Предмет исследования – систематическое исследование дидактических игр, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка.

Гипотеза исследования.Мы предположили, что включение дидактических игр в воспитательно – образовательный процесс будет способствовать наилучшему развитию   интеллектуальных способностей дошкольников и окажет положительное влияние на развитие познавательной деятельности детей в целом.

Методы исследования: 

-изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования;

-наблюдение за детьми в ходе занятий и в свободной деятельности;

-использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

-диагностика развития детей;

-включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников;

Читайте также:  Аффективное развитие аутичного ребенка

 -анкетирование, консультации, беседы с родителями, проведение праздников.

Условия:

-обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада;

-правильное определение главной цели дидактической игры;

-необходимость сохранять положительно – эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми на занятии, учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей;

-использовать в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.

Новизна: заключается в том, что дидактическая игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.

Теоретическая значимость состоит в том, чтобы определить влияние игры на процесс обучения и на процесс формирования знаний, умений и навыков и будет способствовать созданию у ребенка целостного представления об объекте изучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что дидактические игры вносят существенный вклад в совершенствование процесса формирования интеллектуального развития, повышению уровня умственной и социальной подготовленности детей к жизни и активизации их психического развития в целом;

-учитывая особенности формирования разных видов мышления дошкольников, применяется большое количество наглядного и атрибутного материала (демонстрационный, раздаточный и игровой);

-наличие различных настольно – печатных игр: лото, домино, парные картинки, кубики, словесные игры, игры на выделение и классификацию качества предметов.

Полученные материалы позволяют совершенствовать содержание и повышать качество воспитательно – образовательной работы с детьми.

Познавательная значимость состоит в том, что:

-в работе с детьми используются методы и приемы продуктивного характера (проблемные ситуации, логические задачи, моделирование и т.д.);

-соблюдение правил и игровых действий;

-применяется личностном – ориентированный подход к процессу подготовки игры, организации её проведения.

Ожидаемый результат к концу реализации проекта.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Дидактические игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память особенно зрительную; умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов; умение находить ошибки  и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий.

В совокупности эти качества составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Дидактические игры способствуют подготовке дошкольников к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ, точно и чётко формировать свои мысли.

Внедрение нетрадиционных способов поможет расширить технический диапазон возможностей детей, а так же обеспечит высокий уровень эмоциональности и творческой активности детей.

 Использование игровых технологий в режиме дня через все виды деятельности позволяет максимально реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

Сроки

I ЭТАП – аналитико – прогностический (подготовительный)

Подготовительные мероприятия

1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-  педагогической литературы.

2. Внедрение передового педагогического опыта  по проблеме развития интеллектуально-творческих способностей детей.

3. Использование инновационных образовательных технологий и анализ программ по пред школьному образованию.

4. Повышение квалификации педагога.

5. Выявление  уровня развития интеллектуально- творческих способностей детей 3-7лет.

6. Разработка перспективного плана работы.

7 Проведение диагностики интеллектуально-творческих способностей детей.

8. Создание соответствующей предметно-развивающей среды.

1 год работы по проекту

II ЭТАП – рабочий (внедренческий)

  1. БЛОК – работа с детьми

Социально – личностное развитие

Ребенок и окружающий мир

Социализация

Д/и «Чудесный мешочек»;

Д/и «Найди ошибку»;

Д/и «Кто больше вспомнит»;

Д/и «Что было до …»;

Д/и «Узнай чей лист»;

Д/и «Найди игрушку»;

Д/и «Найди похожую»;

Д/и «Расскажи про свой узор»;

Д/и «Мастерская ковров»;

Д/и «Художник»;

Д/и «Путешествие по комнате».

Безопасность

Д/и «Путешествие»;

Д/и «Где что можно делать»;

Д/и «Пешеходы и транспорт»;

Д/и «Дорожные знаки»;

Д/и «Правила поведения»;

Д/и «Собери светофор»;

Д/и «Говорящие дорожные знаки»;

Д/и «Знай и выполняй правила движения».

Познавательно-речевое развитие

ФЭМП

Д/и «Сложи узор»;

Д/и «Чем похожи, чем отличаются?»;

Д/и «Спортсмены строятся»;

Д/и «Какая фигура следующая?»;

Д/и «Сравни»;

Д/и «Найди ошибку»;

Д/и «Не ошибись»;

Д/и «Найди пару»;

Д/и «Сходства-отличия»;

Д/и «Что изменилось?»;

Д/и «Когда это бывает?»;

Д/и «Где что лежит?»

Д/и «Подбери по форме»;

Д/и «Какой цифры не стало?»;

Д/и «Пройди к домику».

Развитие речи

Д/и «Найди нестандартную фигуру»;

Д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»;

Д/и «Назови группу одним словом»;

Д/и «Чем отличаются?»;

Д/и «Чего не стало?»;

Д/и «Что изменилось?»;

Д/и «Похвалялись звери»;

Д/и «Чудесный мешочек»;

Д/и «Узнай по описанию»;

Д/и «Лабиринты»;

Д/и «Назови правильно»;

Д/и «Назови ласково»;

Д/и «Оденем куклу на прогулку»;

Д/и «Назови части предметов»;

Д/и «Олины помощники»;

Д/и «Необычная песенка».

Художественно-эстетическое развитие

Художественное творчество

Д/и «На что это похоже»;

Д/и «Волшебная краска»;

Д/и «Собери букет»;

Д/и «Раскрась по образцу»;

Д/и «Большие – маленькие»;

Д/и «Дорисуй»;

Д/и «Чего не хватает?».

Музыкальное творчество

Д/и «Музыканты»;

Д/и «Угадай инструмент»;

Д/и «Кто быстрее»;

Д/и «Делай как я»;

Д/и «Учись танцевать»;

Д/и «Музыкальные загадки».

Циклы занятий

Игры на развитие речи:

«Пустите в теремок»,

«Подбери по форме»»,

«Кто больше назовёт?»

«Закончи предложение»,

«Похоже – не похоже»,

«Кто пойдёт – пусть возьмёт»

Игры на ориентировку в пространстве:

«Найди игрушку»,

«Найди похожую»,

«Художник»,

«Путешествие по комнате».

Игры по безопасности:

«Пешеходы и транспорт»,

«Дорожные знаки»,

«Где что можно делать?»,

«Автомобиль»,

«Польза и вред»,

«Какой знак спрятан?».

Игры для развития художественного творчества:

«Собери букет»,

«Дорисуй»,

«Чего не хватает?»,

«Раскрась по образцу».

Игры с геометрическими фигурами, цифрами:

«Геометрическая мозаика»,

«Подбери по форме»,

«Чудесный мешочек»,

«Кто больше назовёт?»,

«Уберём цифры»»,

«Задумай число»,
«Сосчитай, не ошибись»,

Игры по ознакомлению детей с окружающим:

«Парашютисты»,

«Времена года»,

«Школа»,

«Мышеловка»,

«Кто позвал?»,

«Чудесный мешочек»,

«Музыка для кукол»,

«Что из чего сделано?».

Учить слушать и понимать короткие рассказы;

-формировать эмоциональную отзывчивость;

-способствовать развитию у детей представлений о цвете, форме и величине предметов через яркий образ и игровую деятельность;

-развивать творческую активность, наблюдательность, детское воображение, мышление, речь.

Развивать логическое мышление, пространственное представление, смекалку, сообразительность;

-закреплять пространственные представления(слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади(за), далеко, близко, между, рядом;

-формировать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу.

Расширять представления детей о правилах дорожного движения;

-формировать умение различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину;

-формировать элементар- ные  представления о способах взаимодействия с растениями и животными;

-учить соблюдать правила безопасного передвижения в помещении;

-знакомить с правилами поведения в лесу.

Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал;

-формировать эстетические чувства на  материале произведений народного творчества;

-учить рисовать любую игрушку;

-развивать познавательные способности.

Расширять знания о геометрических фигурах;

-упражнять в умении различать и правильно называть геометрические фигуры  (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырёхугольника;

-дать понятие об образовании чисел в пределах 10;
-знакомить с цифрами в пределах 10;

-формировать понятия о том, что предмет можно разделить на несколько частей.

Научить детей сравнивать и группировать предметы;

-закреплять умение выделять характерные признаки предметов;

-научить использовать предметы в быту и в труде в соответствии с их назначением;
-развивать слух, внимание и навыки звукоподражания;

-учить согласовывать движения со звуками;

-развивать интерес к музыкальным инструментам;

-углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы: металл, дерево, стекло, пластмасса.

Просмотр эпизодов сказок;

составление с детьми сказки по схеме;

индивидуальная работа;

НОД.

Прогулка,

самостоятельная деятельность,

беседа.

НОД,

Прогулка,

Индивидуальная

работа,

беседа.

Свободная игровая деятельность,

НОД,

Организация игр вне занятий.

Индивидуальная работа,

НОД,

Прогулка,

Самостоятельная деятельность,

Загадывание загадок.

НОД,

Совместная игровая деятельность.

2-3 год работы по проекту

(младший дошкольный возраст)

3-5 год работы по проекту

(старший дошкольный возраст)

  1. БЛОК – работа с родителями

1. Предварительная работа

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми

Анкетирование, беседы

2. Повышение педагогической культуры родителей

Обогащение родительского опыта по развитию интеллектуально –  творческих способностей детей

Консультации и беседы

В течение всего периода

3. «Успехи детей»

Показ достижений детей

«День открытых дверей»

2 раза в год

3. БЛОК – работа с педагогами

1. Выступление на педагогическом совете

Повышение общей культуры педагогического коллектива

Доклады, презентации

В течение всего периода

2. Выступление на РМО, на конференции в МРИО

Обобщение опыта работы

Доклады, «Мастер – класс», публикации

В течение всего периода

III ЭТАП – коррекционный (внедренческий)

1. Анализ и корректировка

Анализ и корректировка содержания методов и приемов работы с детьми

В конце каждого учебного года

IV ЭТАП – обобщающий

1. Разработка методических рекомендаций для всех возрастных групп

Выявление условий, обеспечивающих наиболее успешное освоение детьми практических и умственных действий, лежащих в основе развития творческих способностей детей.

Семинары, публикации, взаимопосещения, обмен опытом

В конце каждого учебного года

2. Анализ и обобщение материала, составление отчетов, подготовка материала к печати

Читайте также:  Методы развития личности ребенка

Участники проекта: дети дошкольного возраста 3-6 лет.

ВЫВОДЫ

Зная, что для успешного освоения программы дошкольного обучения, нужно не только знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, догадываться, проявлять умственное напряжение и проводив работу по развитию интеллектуальных способностей детей пришла к следующему выводу: проведение дидактических игр способствует умственному развитию способностей детей.

У детей к концу выпускного года сформировались такие мыслительные умения и способности, которые помогут ему в будущем легко освоить новое. Развились такие свойство как объем внимания и памяти, воображение, способность рассуждать, мыслить математическими символами, гибкость мыслительных процессов, стремление к ясности, простоте, экономичности и рациональности решений. Выработались умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми. Сформировались умения планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять свои действия. Легко переносят усвоенный опыт в новые ситуации.

Позитивная динамика развития воспитанников за последние 3 года

Осуществление развития умственных способностей на современном этапе, возможно при проведении строгого анализа уровня знаний детей. В течение всей педагогической деятельности я провожу диагностику развития умственных способностей детей в начале и в конце учебного года, для выявления стартовых возможностей детей при осуществлении образовательного процесса. Осуществляю личностно – ориентированную модель образования, используя идею: «Не рядом, не над, а вместе». Целью образования является разносторонне – развитая, свободная, самобытная, творческая личность. Основной программой, реализуемой в ДОУ, обеспечивающей целостность воспитательно-образовательного процесса является программа «Детство» и др. Благодаря использованию эффективных методов и приемов, таких как: моделирование, проектирование, опыты и экспериментирование, веселые игровые упражнения, а также современные интеллектуальные игры, заметно повышается результативность воспитательно – образовательного процесса.

Общие результаты мониторинга интеллектуального развития детей через дидактическую игру

Читайте также:  Лекарства для умственного развития ребенка 6 лет

за 3 года

Критерии

2010-2011 уч.г. (спис. 25)

2011-2012 уч.г. (спис. 25)

2012-2013 уч.г. (спис. 25)

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Кол-во дет.

%

Кол-во дет.

%

Кол-во дет.

%

Кол-во дет.

%

Кол-во дет.

%

Кол-во дет.

%

Кол-во дет.

%

Кол-во дет.

%

Кол-во дет.

%

Дидактические игры

3

12

20

80

2

8

4

16

20

80

1

4

6

24

18

72

1

4

Количество детей:

2010 – 2011 уч. год (средняя группа) – 25 человек

2011 – 2012 уч. год (старшая группа) – 25 человек

2012 – 2013 уч. год (подготовительная группа) – 24 человек

МОНИТОРИНГ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ ЗА 3 ГОДА

Литература

1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 1999 г.;

2. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. «Психологическое развитие дошкольников» – М., 1984;

3. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;

4. Иванова Н.И. «Воображение и творчество детей»//Дошкольное воспитание – 1997 г. № 10;

5. Косенко Н.Т. «Формирование творческой активности в игре»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 12;

6. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М., Просвещение, 1992 г.;

7. Савенков Л.И. «Детская одаренность в познавательной сфере»// Дошкольное воспитание – 1988 г., № 5-6;

8. Семяшкина Н.И. «Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте»// Начальная школа, 1997 г. № 2;

9. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи и ума», М., 1998 г.;

10. Эльконин Д.Б. «Символика и её функции в игре детей»// Дошкольное воспитание –1966 г., № 3.

Источник